Пилотируемый корабль орион. Американский космический корабль Orion: полёт человека на Марс стал ещё ближе

Ехать на МАКС-2015 или нет, вопрос не стоял. Проблема была как добираться - на машине или своим ходом. В итоге, все потенциальные попутчики с транспортом долго думали, а я, тем временем, купил билет и рано утром 29 августа отправился на станцию Люберцы-1.

Погода была не совсем лётная, но по предыдущим посещениям авиасалона, я прекрасно знал, что полёты всё равно будут. Да и технику на статических площадках дождь посмотреть не помешает.

Добрался быстро - на Люберцах-1 сразу сел в скоростную электричку и через 15 минут был уже на платформе Отдых. На Отдыхе всё было очень чётко огранизовано с проходом, досмотром и посадкой в автобусы. Хоть народу было и много, все садились быстро сразу в три автобуса, 1-2 минуты и автобусы отправляются к выставочному комплексу. Ехать близко, через 20 минут мы уже высаживались на лётном поле аэродрома ЛИИ им. Громова. Досмотр, контроль билетов, и вот он - МАКС 2015.

Первым делом я направился к площадке, где стояли американские Дугласы С-47. Это как раз те самолёты, которые проделали путь из Америки через Аляску и всю Россию в ознаменование 70-летия победы в ВОВ и задержались в Москве специально для участия в авиасалоне.

Рядом с Дугласами стояли наши советские истребители времён гражданской войны в Испании (30-е годы) и Великой Отечественной войны - И-16, По-2 (У-2), МИГ-3. Когда я подошёл к У-2, сразу всплыли в памяти слова песни из фильма "Небесный тихоход" - "Первым делом, первым делом - самолёты! Ну, а девушки? А девушки - потом..."

Смотришь на эту этажерку и удивляешься, как на этом самолётике можно было по ночам совершать налёты и бомбить расположения немецких войск! И делали это наши девушки! Вот куда нужно привезти американских и натовских генералов, показать им этот невзрачный самолёт и рассказать его историю. У них бы желание с нами связываться и называть нас своими врагами отпало враз.

Ну да ладно, Бог с ними, с генералами. А я иду дальше и подхожу к Ил-76. Но это не простой Ил, - это самолёт, который иммитирует явление невесомости для тренировки космонавтов. Можно было зайти во внутрь и посмотреть как там всё устроено, но желающие это сделать выстроились в очередь минут на 40.

Далее стоял наш новенький Сухой Суперджет 100 авиакомпании "Ямал". Учитывая, что пространства около самолётов очень мало, я старался их фотографировать с нижней точки и ближе к носу. Такие кадры, как правило, получаются динамичными из-за искажения пропорций и очень привлекательными. Вообще пассажирский самолёт Сухого - наш самый перспективный, пока, самолёт. Самые крупные его эксплуатанты - это Аэрофлот - 20 самолётов и мексиканская Интерджет, у неё 16 таких лайнеров. Самолёт известен и в США - мой знакомый, далёкий от авиации и уехавший в Америку ещё ребёнком (лет 15 назад), уточнил у меня в FB - СуперДжет ли 100 на фотографии? Чем очень меня удивил. К сожалению полёты этого самолёта я не видел, т.к. осматривал статическую экспозицию, видел только мельком как он набирает высоту с правым разворотом - красиво.

Далее стоял наш уже труженник, но ещё совсем в зрелом возрасте - грузовой Ту-204 компании DHL. В этом году мне довелось на таком лететь с Трансаэро в Крым. И самолёт произвёл на меня очень приятное впечатление - он комфортабельный, в салоне тихо, хоть и сидел я позади крыльев. После отрыва от полосы, резкий набор высоты - тяговооружённость - два двигателя ПС-90А. В общем, самолёт - отличный, не понимаю, почему этих машин так мало в наших российских авиакомпаниях.

Далее были выставлены самолёты малой авиации - это чешский Л-410, глубоко модернизированный Ан-2, который получил название ТВС-2ТД. Этакий современный биплан со сверкающим пятилопастным винтом и двигателем Honeywell. Во время своего демонстрационного полета он как бы завис почти на одном месте над лётным полем, горизонтальная скорость была такой низкой, что казалось, самолёт стоит на одном месте. Вероятно демонстрировать свои лётные качества ему позволял сильный встречный ветер, который и держал его в воздухе. За ТВС-2ТД сиротливо стоял Як-42, не привлекающий особого внимания посетителей. Далее семейство самолётов Ил-114 представлял экземпляр с оборудованием для исследования погоды и принадлежащий Росгидромету. Хорошие самолёты, но по всей вероятности уже не перспективные, хоть и было озвучено решение восстановить производство Ил-114 в Самаре, а на смену Як-42 уже идёт МС-21 (Як-242) - перспективный среднемагистральный, В 17 году он уже должен пойти в серию, так что, на следующем МАКСе мы уже будем смотреть как он летает.

Далее началась экспозиция компании "Вертолёты России", и откывал её ударный вертолёт корабельного базирования Ка-52К - корабельный. Это как раз тот самый, который планировалось разместить на Мистралях. Вертолёт стоял со сложенными винтами, видимо специально, чтобы показать его компактность. За ним стоял модернизированный фронтовой труженник Ми-24, далее Ми-226, ми-8 и др.

В это время я обратил внимание, что пока ещё далеко на западе образовался широкий и мощный дождевой фронт. Прикинув, что у меня до начала дождя есть минут 30-40 я ускорился, чтобы успеть на дальный конец лётного поля к сверхзвуковому Ту-144. По дороге остановился у экспозиции стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Прозвище "Медведь" для Ту-95 не совсем уместно. Да, это дальний стратегический бомбардировщик с ядерными крылатыми рвкетами большой дальности в бомболюках, но внешне от выглядит совсем не грозно, а очень даже хрупким и незащищённым. Однако пусть проверяют его на прочность наши недруги 🙂 Ту-160 "Белый лебедь" полностью оправдывает своё название - огромная белая машина с широко раскинувшимися крыльями. Обратил внимание, что на МАКС в 2013 и в этом 2015 годах прилетает один и тот же "лебедь" - Александр Новиков.

Далее я остановился около грузового вертолёта Ми-26. Его размеры впечатляют, а особенно лопасти винта. Мне непонятно, как вот эти тонкие лопасти, которые, к тому же, провисают под собственной тяжестью, держат в воздухе этого гиганта. 🙂 Очень впечатляют его демонстрационные полёты, когда эта махина зависает опустив нос к земле.

Ну, вот и Ту-144. Красивая, стремительная машина, очень жалко, что её полётный цикл оказался столь непродолжительным, но даже в масштабах нашей страны он оказался нерентабельным, возможно будущее таких машин ещё впереди, когда будут более экономичные двигатели.

В это время в лётной программе были полёты самолёта МЧС Бе-200. Пролетая над краем лётного поля, этот гигант демонстрировал тушение лесного пожара, открыв люки, из которых обрушились тонны подкрашенной воды.

Туча наконец добралась до МАКСа и ливанул дождь. Толпы посетителей направились к выставочным павильонам, чтобы там укрыться от дождя и переждать его. Но я не пошёл вместе со всеми, а остался на лётном поле рассматривать туполевские бомбардировщики и истребители Сухого. Дождь был сильным, но на западе уже появилась голубая полоска неба, а через пол часа выглянуло солнце, возобновились полёты, толпы народа вышли из под укрытий и павильонов и жизнь снова закипела.

Пофотографировав истребители Сухого и Микояна-Гуревича, я занял позицию для наблюдения за демонстрационными полётами ПАК ФА Т-50. Пожалуй на этом МАКСе - это была изюминка всей лётной программы. В 2013 году Т-50 не показывал всех своих возможностей так как был ещё совсем новым и проходил первые лётные испытания. За два года этот самолёт научился многому и показал это в небе над File 114852Жуковским. Очень красивый самолёт и впечатляющие возможности того, что он выделывает в воздухе, предполагаю, что в 17 году он раскроется на полную катушку, т.к. по сравнению с полётами, например, Су-34 или Су-30, мне показалось, что он не до конца ещё раскрыл свои секреты.

Небольшой фотоанонс, к стартующему 25 августа Международному авиационно-космическому салону МАКС – 2015, который будет проходить на территории ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия» (г.Жуковский, Московская область, аэродром «Раменское»).

В настоящее время Международный авиационно-космический салон МАКС заслуженно занимает ведущее место в ряду крупнейших мировых авиа-форумов. Главная цель проведения МАКС – демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнерами.

Заявлено почти 1000 участников. МАКС предоставляет специалистам и бизнесменам уникальную возможность к установлению многоуровневых контактов, дальнейшему развитию и поиску новых партнеров для бизнеса. На МАКС-2013 сумма контрактов составила $21,2 млрд – это был рекорд московского авиасалона. Было бы здорово, если бы объем остался таким же.

На вторник запланировано официальное открытие – салон посетит президент Владимир Путин. Два года назад он не поехал на МАКС – салон открывал премьер Дмитрий Медведев.

Что покажут?

1. Одна из основных новинок МАКСа — двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ (серийный модернизированный) корпорации «Иркут».

2. На МАКС-2015 будет представлен Sukhoi Superjet 100 «Гражданских самолетов Сухого». Это российский самолет в 100-местном сегменте, всего в разных авиакомпаниях эксплуатируется 52 борта SSJ100.

3. Фюзеляж российского ближнесреднемагистрального самолета МС-21 корпорации «Иркут». Это второй, после SSJ100, гражданский самолет.

4. На МАКСе впервые будет показан двигатель ПД-14 для МС-21. В отличие от двигателя «Суперджета» SaM-146, созданного совместно с французской компанией Snecma, ПД-14 является продукцией исключительно российских разработчиков.

5. Идея импортозамещения вложена и в другой двигатель - ВК-800В производства ОДК. Он может заменить канадские двигатели на вертолетах «Ансат» и «Ансат-У» для Минобороны, а также французские двигатели на вертолетах Ка-226Т.

Кроме новинок и техники на МАКС – 2015 будет также весьма богатая лётная программа.

1. «Русские Витязи» — авиационная группа высшего пилотажа ВВС России, выполняющая групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ.

2. Группа «Стрижи» выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29.

3. Пилотажная группа российских ВВС «Беркуты», летающая на шести ударных вертолётах Ми-28Н.

4. Традиционным участником МАКС является пилотажная группа «Русь» (ДОСААФ России).

5. «Крылья Тавриды» — новая пилотажная группа Военно-воздушных сил Российской Федерации, организованная в 2015 году. Военные летчики группы в составе 6 новейших учебно-боевых самолетов Як-130 впервые продемонстрирую групповой пилотаж в рамках летной программы МАКС-2015.

Конечно, это лишь небольшая часть того, чем запомнится авиасалон МАКС-2015. Не обойдется он и без техники ведущих зарубежных производителей. В частности, Airbus впервые привезет в Россию новейший дальнемагистральный самолет A350 XWB.

В общем, это будет грандиозное событие, как с точки зрения производителей и покупателей авиационной техники, так и с позиции обыкновенного зрителя. Можно быть уверенным, организаторы сделают всё на высшем уровне, а участники и гости авиасалона останутся приятно удивлены.

Вертолетной манере российские истребители научились еще в предыдущем, четвертом поколении, теперь посетители видят нечто похожее в исполнении Т-50 , машины next generation. И это не предел, говорит Герой России, заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан. Изначально перед конструкторами стояла другая задача — создать совершенный летающий компьютер со столь же совершенным вооружением.

Сергей Богдан , начальник летной службы «ОКБ Сухого»: «Самолет оснащен новыми системами определенными с точки зрения бортового комплекса, с точки зрения защиты борта уже продвинут. Но самое основное — компоновка самолета пятого поколения. Она заточена под очень низкую заметность».

Но это для радаров, а публике зрелище подавай, поэтому пилоты и выделывают трюки, испытывая адские перегрузки.

Среди пассажирских самолетов безусловной примой нынешнего авиасалона стал Airbus A350. Он и самый тихий двухдвигательный широкофюзеляжный, и самый большой в мире коммерческий лайнер, выполненный из композитов. Одним словом, самый-самый.

Паскаль Верно , инженер-испытатель Airbus: «Это непередаваемые ощущения, насколько он легок. Им гораздо удобнее управлять. Он очень послушный. Любое твое движение тут же отрабатывает электроника и передает на рулевые поверхности».

Как передает корреспондент НТВ Гарри Княгницкий , Паскаль Верно впервые поднимал в воздух и гигант А-380 , и А-350 . Хотя шесть таких Airbus уже перевозят пассажиров в авиакомпаниях, борт, представленный в Жуковском, до сих пор используется для тестов.

Крыло А-350 устроено таким образом, что, если посмотреть в профиль, способно менять угол своего наклона по отношению к фюзеляжу в зависимости от того, на какой высоте находится самолет. Такая конструкция позволяет уменьшить сопротивление воздуха и увеличить подъемную силу, следовательно, сэкономить топливо. Это стало возможно благодаря композитным материалам. Изготовлены они по принципу торта «Наполеон». Тоже много слоев, только, естественно, они не из теста, а из карбона, спрессованы они под огромным давлением.

В создание А-350 внесла свою лепту и Россия. В производстве шасси и пилонов двигателей используется наш титан. И никакие санкции не помеха. Как и в случае с «Суперджетом», который процентов на 40 состоит из импортных комплектующих.

Александр Долотовский , заместитель главного конструктора по аэродинамике ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»: «У нас отсутствуют яркие риски по поставкам какого-либо оборудования, потому что с нашими поставщиками была проведена работа. И вопрос поставки оборудования для производства, а также запасных частей для нашего самолета, по большому счету, упирается в оформление соответствующих документов».

То есть это всего лишь вопрос бумажной волокиты, но в «Гражданских самолетах Сухого» на всякий случай уже готовятся заместить часть импортных комплектующих российскими.