Древнее Царство: Египет. Строительство и управление пирамидой Когда строились пирамиды

Из всех вопросов, связанных с пирамидами, самый сложный, пожалуй, – это их постройка. Даже римский автор Плиний, который считал, что пирамиды – это «бездельное и глупое выставление напоказ царского богатства», нашел чему в них подивиться. «Самый интересный вопрос, – писал он, – это то, как камни подняли на такую большую высоту».

Возможно, каждый приезжий еще в те времена, глядя на эти колоссальные монументы, думал: как же их построили? В одной только Великой пирамиде насчитывается более двух с четвертью миллионов каменных блоков, некоторые из них весят семь с половиной тонн. Количество затраченных усилий – даже если бы применялось современное оборудование – поражает воображение. Причем всегда следует помнить, что древние египтяне построили эти шедевры самыми простыми способами – до римлян в Египте не знали даже подъемного блока. И при добыче камня, и при постройке каменщики пользовались медными зубилами и, возможно, какими-то железными орудиями, а также кремневыми, кварцевыми и диоритовыми дробилками. Единственными дополнительными инструментами были деревянные ломы, а также деревянные салазки и цилиндры для перевозки. Немаловажным фактором были также специальные знания надсмотрщиков, которые наблюдали за своевременным исполнением различных операций.

Однако передвижение блоков, которые весили от 8 до 10 тонн (а некоторые – до двадцати пяти), отнюдь не казалось трудным тем людям, которые позднее перевозили колосс Рамсеса II в Рамессеум на западе Фив. (Эта гигантская статуя, сделанная из одного каменного блока, весила не менее 1 тыс. тонн.) Еще одним таким подвигом стала перевозка гранитных обелисков, которые все еще стоят в храме Карнак в Луксоре, в Матарии близ Каира, в Танисе на востоке Дельты и во многих странах вне Египта. Некоторые из них весят не менее 300 тонн. Их приходилось привозить из каменоломен, которые находились на самом дальнем юге, близ Асуана, сгружать с барж и ставить вертикально на пьедесталы – и все это в ограниченном пространстве, среди уже существовавших зданий.

Действительно, процесс добычи и перевозки камня и сама постройка этих памятников были настолько обычным делом, что египтянам казалось, что об этом и говорить-то не стоит. Большинство имеющейся у нас информации основано на изучении самих памятников, особенно незаконченных, когда умерли те, для кого они строились.

В ранние годы своего царствования каждому новому фараону приходилось заниматься множеством важных дел. Во-первых, ему предстояла длительная и сложная церемония коронации и решение административных проблем, вызванных сменой монарха. Он должен был также наблюдать за постройками в силу своей обязанности достойно похоронить предшественника.

Однако в конце концов фараон решал построить свою собственную гробницу и давал архитекторам и надсмотрщикам распоряжение заняться этим проектом. Выбор места для новой пирамиды зависел от множества обстоятельств. Фараон мог выбрать участок близ гробниц своих предков, а мог и предпочесть новое место. Однако оно должно было располагаться на западном берегу Нила, над долиной. Этому месту отдавали предпочтение по двум причинам: во-первых, египтяне верили, что царство мертвых находится на западе, там, где садится солнце; во-вторых, западное плато, особенно вблизи древней столицы – Мемфиса, подходило лучше, чем другие места. Плато находится близ обработанной земли; оно резко поднимается на высоту около 200 футов; его поверхность почти совершенно плоская, лишь с немногими природными «дефектами». Более того, к плато вели долины, которые в древности рабочие использовали как своего рода «пандусы» для подвоза стройматериалов, а также место строительства должно было состоять из сплошной скальной массы, чтобы выдержать чудовищный вес проектируемых построек. Вокруг должно было быть достаточно много места для размещения различных построек пирамидного комплекса и гробниц придворных, которые стремились к особой милости – быть похороненными вблизи государя, которому они служили всю жизнь. Еще одно требование – достаточное количество камня в легкодоступных местах.

В тот день, когда место было выбрано, начинались приготовления. Высшие чиновники фараона непосредственно наблюдали за постройкой пирамиды, и сам монарх время от времени приходил, чтобы посмотреть, как идет работа. Строители ничего не оставляли на волю случая. Архитекторы работали по плану, в который обычно были включены все внутренние коридоры и комнаты, хотя некоторые вырубались позднее, из сплошной массы камня. Надсмотрщики тщательно рассчитывали, что им понадобится; бригады каменщиков (у каждой бригады было свое название) начинали вырубать блоки нужных размеров. В основном для строительства использовался известняк из окрестностей пирамид. Некоторые детали, как, например, облицовка коридоров и камер, требовали лучшего известняка, который также добывался вблизи Мемфиса. Внешняя облицовка практически всегда изготавливалась из превосходного белого известняка, который добывали в каменоломнях Туры на восточном берегу Нила, немного южнее современного Каира. Кроме того, отправлялись экспедиции за гранитом в Асуан и в другие специально отобранные каменоломни.

Рис. 4. Перевозка каменных блоков из каменоломен Туры

Тем временем архитекторы фиксировали точное положение пирамиды. Как правило, пирамиды строились так, чтобы их грани были обращены к четырем сторонам света, чтобы вход на севере смотрел на Полярную звезду. Ориентация была не таким уж трудным делом, поскольку египтяне достаточно хорошо знали астрономию, чтобы разработать практический календарь уже на ранней стадии своей истории.

Затем место нужно было разровнять. Предполагают, что это делалось довольно легко: вокруг нужного участка копали рвы, которые затем заполняли водой. Однако не обязательно все выдающиеся части старались сровнять: некоторые из них можно было включить в само здание.

После этого рабочие начинали вырубать основу пирамиды. Лучший пример этой стадии работы – неоконченная гробница фараона Небки в Завиет-эль-Ариане между Гизой и Абу-Сиром, где можно видеть идущий вниз коридор, котлован для погребальной камеры с полом из гранитных блоков и гранитный саркофаг. (Весьма знаменательно, что саркофаг ставили на место уже на столь ранней стадии строительства.)


Рис. 5. Перевозка колоссальной статуи. Из гробницы Джхутихотепа. Эль-Берше

Для транспортировки камней рабочие строили пандусы, которые вели из долины, где располагались каменоломни, на плато. Камни, добытые за рекой или в отдаленных местах, везли на баржах по Нилу и складывали на берегу неподалеку от пирамиды. Теперь начиналась собственно доставка. На камне из каменоломен Туры есть изображение, показывающее перевозку блоков, на котором мы видим волов, везущих салазки. Это было необычно. В основном в качестве тяги использовали большое количество людей, которые тащили салазки за веревки. Согласно другой сцене и сопровождающим ее надписям, 172 человека тащили алебастровый колосс номарха Двенадцатой династии Джхутихотепа из каменоломен Хатну-ба в близлежащий Эль-Берше в Среднем Египте. Высота этой статуи составляла более 6,5 метра, и весила она более 60 тонн. Здесь также показаны люди с ломами; другие льют из сосудов жидкость, чтобы деревянные полозья салазок не загорелись от трения. Обычно думают, что эта жидкость – вода, однако, если мы посмотрим на копии этого изображения, особенно на те, что были сделаны в начале XIX в., когда цвета были еще свежими, мы увидим, что это, скорее всего, молоко. С практической точки зрения это, видимо, было более полезно, поскольку молочный жир дополнительно смазывал полозья. Количество людей, работавших на этого провинциального губернатора, сочли достойным внимания. Автор текста с гордостью пишет об их могучих руках и говорит, что у каждого была сила тысячи человек.

Существовал обычай при перевозке особенно крупных или важных памятников ставить на них приношения и жечь благовония – видимо, затем, чтобы боги благоволили этому делу и привели его к успешному окончанию.

Рабочие весьма тщательно обтесывали грани каменных блоков и клали их на место, используя тонкий слой известкового раствора. После того как укладывали несколько первых рядов камней, уже нельзя было работать без новых приспособлений, которые позволили бы строителям достичь большей высоты. По тем памятникам, которые остались незаконченными, мы с уверенностью можем сказать, что для этой цели служили насыпи из земли и щебня. Подпорные стенки из кирпича удерживали щебень на месте; когда работа была закончена, все пристройки убирали. Последние открытия в Саккаре показали, что такие насыпи сооружались вокруг Незаконченной ступенчатой пирамиды, и, поскольку она не была закончена, они все еще остаются на своих местах. Можно предположить, что египтяне использовали этот способ строительства и при постройке настоящих пирамид. Постройка таких пандусов была почти столь же грандиозной задачей, как строительство самих пирамид. Специалисты в подробностях обсуждали этот вопрос, были выдвинуты различные гипотезы, но большинство согласны с тем, что все пирамиды были построены с помощью пандусов.

Внешнюю облицовку клали на пирамиду снизу вверх, по мере постройки, или же сверху вниз, когда строительство заканчивали и убирали насыпи. Оба способа возможны. Судя по конструкции некоторых мастаб, более разумно предположить, что рабочие ставили облицовку на место по ходу работы и обкладывали поверхность, снося насыпи.


Рис. 6. Разрез насыпи (пандуса), использовавшейся при строительстве пирамиды (по Круну)

Дополнительными вопросами, которые необходимо было решить, являлись кормление и размещение людей, работающих на строительстве пирамид, и подача воды для питья и строительства. Бесплодное, каменистое плато лишено воды, и здесь нельзя копать колодцы. Ответ на эти вопросы был в великолепных организаторских способностях египтян. Они строили примитивные бараки, в каждой комнате проживала бригада не более чем из десяти человек. Специальная группа готовила еду и таскала воду для питья и мытья. Одежда и инструменты выдавались с царских складов.

Такую работу нельзя было сделать за несколько лет. Единственное свидетельство о том, сколько же времени требовалось на постройку пирамиды, оставил нам Геродот. Он упоминает, что на сооружение пирамиды Хуфу понадобилось тридцать лет, из которых десять ушли на строительство насыпной дороги и высекание дополнительных построек. Геродот говорит, что рабочих было 100 тыс. человек и что они менялись каждые три месяца. Осматривая пирамиду и соглашаясь с той цифрой, которую приводит Геродот, мы должны прийти к выводу, что сооружение такого памятника с помощью древних технологий вряд ли отняло бы меньше времени и усилий.

Из-за всех сложных церемоний, связанных с культом умерших, пирамиды окружали множеством других построек. Все это вместе составляло то, что называют пирамидным комплексом. В гробницах-мастабах Первой и Второй династий кладовые для приношений окружали погребальную камеру умершего, членов его семьи и домочадцев. Все это было скрыто навеки, и вход в гробницу (с севера) блокировали и запечатывали. У восточной стороны гробницы стояла простая молельня, основными атрибутами которой были стела или надгробный камень и стол для приношений. Царские гробницы Абидоса были разграблены и разрушены, многое утрачено навсегда. Не следует забывать и о том, что методы раскопок в XIX в. были менее точными, чем современные, и поэтому археологи могли пропускать детали, которые нам кажутся значительными. Например, во время недавних раскопок гробниц этого периода в Саккаре и Хелуане археологи обнаружили ямы для лодок. Они были выкопаны по бокам мастабы – вне зависимости от того, принадлежали ли они представителям царского рода или частным лицам. Возможно, были они и в абидосских гробницах, однако ускользнули от внимания археологов XIX в.

Как мы уже видели, в начале Третьей династии произошли значительные изменения в конструкции царских гробниц. У гробниц нового типа – ступенчатых пирамид – на северной стороне находился храм, а на южной – большая гробница фараона. Фактически последняя должна была использоваться не для погребения, а для чего-то другого, поскольку Джосер был похоронен в своей Ступенчатой пирамиде. На восточной стороне не было обнаружено никаких следов часовни и до сих пор не было обнаружено и лодок.

Царствование Снофру, основателя Четвертой династии, стало началом новой эры в египетской архитектуре. Именно этим временем датируются первая настоящая пирамида и пирамидный комплекс: они стали общепринятой моделью для строителей. Комплекс состоял из следующих частей:

Пирамида в каменной ограде (иногда ее называют теменос ).

Заупокойный храм перед восточной стороной пирамиды.

Молельня перед входом на севере .


Рис. 7. Пирамидный комплекс Пепи II на юге Саккары (Реставрация)

Небольшая ритуальная пирамида в собственной ограде снаружи стены южной ограды главной пирамиды. У этой пирамиды также был свой небольшой храм с двумя стелами спереди у восточного фасада и, возможно, храм перед входом с северной стороны. Она никогда не использовалась для погребения, в ее небольшой внутренней камере находились только вазы и керамика.

Вырубленные в скале ямы в виде лодок. Они пока не были обнаружены вокруг пирамид Снофру, поскольку те места, где они могли бы находиться, все еще не полностью раскопаны, но они встречаются у пирамиды сына Снофру – Хуфу, а также в Абу-Роаше, у Второй пирамиды Гизы и в других местах. Задолго до обнаружения больших деревянных ладей к югу от Великой пирамиды в одной из больших ям для ладей, принадлежащих к тому же комплексу, были обнаружены куски позолоченного дерева и канатов.

Большой пандус (насыпная дорога) связывал ограду верхней пирамиды с нижним храмом близ границы обрабатываемой земли.

Нижний храм находился на нижнем конце дороги и служил входом в весь комплекс. Здесь стояло множество статуй и стел.

Тело умершего фараона привозили в нижний храм, чтобы омыть и очистить его; затем оно подвергалось различным процессам мумификации. Ученые доказали, что в эпоху Четвертой династии в этом храме проходили три важные церемонии. Первая из них – омовение и очищение тела. Этот ритуал продолжался недолго. Второй – мумификация – длился гораздо дольше. (В гробнице одной из цариц в Гизе засвидетельствовано, что между ее кончиной и погребением прошло 272 дня.) Третья церемония, именовавшаяся «Отверзание уст», исполнялась после завершения мумификации в день погребения. Это был магический обряд, предназначенный для того, чтобы тело снова смогло говорить и пользоваться приношениями в другой, намного более важной жизни, которая должна была начаться после смерти.

Рис. 8. Жрец хем-нечер. Изображение в одной из гробниц некрополя Гизы

Омовение тела могло происходить в первом зале нижнего храма, а может быть, и на его крыше. Мы не знаем, где происходило бальзамирование. Однако все специалисты согласны с тем, что «Отверзание уст» производилось перед статуями в большом зале храма. Позднее эти церемонии проходили в заупокойном храме к востоку от пирамиды.

После того как мумию клали в гробницу, вход в пирамиду закрывался навеки: он был скрыт за одним из камней облицовки, а жрецы начинали свои службы, которые должны были длиться вечно. Заупокойные службы по умершему фараону в храмах при пирамидах состояли в основном в ежедневных приношениях; каждый предмет сопровождался специальной молитвой или другим ритуалом. Эти приношения напоминали подачу на стол вполне земного обеда. Приношения сопровождались церемонией очищения, в которой важную роль играли курения, шарики натра и чистая вода. За этим действом следовали возлияния и конечное очищение. Были также специальные обязанности и церемонии в официальные праздничные дни, которых в египетском календаре хватало. Народ, возможно, принимал в них участие и имел доступ к отдельным частям храмов.

Сын умершего фараона должен был подготовить погребение своего отца, принять участие в некоторых церемониях и завершить незаконченные части гробницы. Некоторые исполняли свой долг добросовестно, некоторые – только отчасти (если занимались этим вообще). Несомненно, важным фактором была и политическая ситуация в эпоху перемен.

Жрецы, которые служили богам, царям и царицам, назывались хем-нечер (слуги бога). Те, кто служили культу лиц нецарского достоинства, именовались хем-ка (слуги Ка). Кроме того, культы и фараонов, и частных лиц требовали услуг жрецов (очистителей). Жрецы уаб служили фараону при его жизни; этим титулом величали также врачей. Как среди хем-нечер, так и среди уаб были различные степени. Некоторые были новобранцами, некоторые – наблюдателями и надсмотрщиками.

Жрецы читали молитвы и песнопения особым способом, с особыми жестами и позами. Если церемония совершалась не по ритуальной традиции, она считалась недействительной. Для каждой пирамиды требовалось большое количество жрецов, занятых ее культом; они делились на смены, которые стояли на посту в определенное время дня и в определенные дни месяца. У большинства жрецов были и мирские должности. Женщины также могли занимать определенные должности в жречестве культа пирамид; им не был закрыт путь и к самой высокой должности – хем-нечер . Определенные жреческие звания были наследственными в некоторых семьях на протяжении многих поколений. Это объясняет то, что одно и то же имя встречается среди жрецов различных периодов. Например, в эпоху Древнего царства жил человек по имени Снофрухотеп, занимавший должность «наблюдателя за жрецами Снофру», и в эпоху Среднего царства можно было встретить человека с тем же самым именем и титулом. Он, скорее всего, был потомком первого Снофрухотепа. Люди, принимавшие участие в культе бога или фараона, зачастую носили имена, в которые входило имя бога или царя, которому они служили.

Фараоны завещали своим гробницам большие угодья, так что жрецы могли делать приношения вечно. Пожертвования были бессрочными, и культы фараонов, похороненных в период Древнего царства, продолжали существовать тысячи лет. Известно, что жрецы Снофру, Хуфу, Джедефра и Хафра продолжали свое служение в руинах храмов еще при Птолемеях. За поместьями следило огромное количество светских чиновников. Это были охранники, писцы, хозяева тайн (секретари), надсмотрщики и люди, которые смотрели за имуществом храма. Вдобавок были крестьяне-арендаторы, которые обрабатывали земли в поместьях при пирамидах и в обмен снабжали храмы продуктами. Административные здания этих поместий обычно стояли неподалеку от храмов. Тут же находились и дома жрецов.

Итак, молчащие ныне руины пирамид и их храмов некогда были полны жрецами, совершавшими приношения умершим фараонам. Сегодня мы находим здесь только камень, щебень, а иногда – стены. Но некогда пирамиды с их блестящей белой облицовкой озаряли окрестности, рядом возвышались величественные храмы, в залах которых звенели гимны и песнопения достойных жрецов, таких торжественных и величественных в своих белых одеждах. Алтари, покрытые цветами, ломились от приношений, и атмосферу благоговения дополнял аромат благовоний. Но хотя сейчас не слышно молитв и в стенах больше не звучит эхо песнопений жрецов, фрески и надписи, погребенные в могилах и храмах, свидетельствуют о яркой жизни, потухшей с течением веков.

С третьей династии начинается эпоха Древнего царства(2755–2255) 6 , которая охватывает 500 лет и по праву называется эпохой больших пирамид. Пирамиды лучше всего характеризуют основные черты жизни египетского общества того времени и прежде всего масштабы власти его правителей 7 . Самой ранней монументальной каменной постройкой в мире является шестиступенчатая пирамида правителя Джосера (2737–2717), сооруженная в Саккаре, напротив Мемфиса. Ее высота равна 60 м. Пирамида сложена из каменных блоков небольшого размера. Под ней находится камера, в которой в специальном саркофаге был похоронен Джосер.

Пирамида является частью комплекса, который включал поминальные храмы и был обнесен стеной длиной в 1,5 км, высотой в 11 м. Нигде в мире в это время не было столь сложного каменного сооружения. Его построил зодчий Имхотеп, которого позднее египтяне почитали как бога. Очевидно, что такой комплекс был подготовлен долгой традицией строительства сооружений из кирпича-сырца, которые не сохранились.

Затем были построены Великие пирамиды на плато Гиза (близ современного Каира). Самая большая из них – пирамида правителя Хуфу (Хеопса), правившего в XXVI в. Состоит из 2,3 млн. крупных каменных блоков (около 2 т каждый). Высота пирамиды 147 м, сторона квадратного основания 230 м. Пирамиду строили около 20 лет несколько тысяч профессиональных строителей. Кроме них до 100 тыс. крестьян привлекались на камнетесные и транспортные работы в период разлива Нила, когда на полях не было работы. 8

Рядом стоит пирамида Хаф-Ра, которая на 3 м ниже. Путь к пирамиде охраняет Сфинкс – лев с лицом человека (возможно, самого Хаф-Ра). Его появление, видимо, связано с тем, что строители натолкнулись на скалу, которая стояла на пути от реке к пирамиде, и решили использовать ее, придав такую форму. Больше никто таких больших пирамид не строил. Менкау-Ра, сын Хаф-Ра, построил третью пирамиду в Гизе высотой всего в 66 м. Все три пирамиды сверху были облицованы особыми плитами так, что между ними нельзя просунуть кончик ножа.

Великие пирамиды демонстрируют высокий уровень инженерной мысли и большой экономический потенциал государства. Они также показывают высокий уровень концентрации властив руках фараона. Именно для него строились эти грандиозные сооружения, хранившие мумию – нетленное тело фараона.

Почему египтяне это делали? Это не простой вопрос. Известно, что пирамиды строили свободные люди. Заставить свободных общинников делать такие титанические вещи голой силой было невозможно. Напомним, что в Шумере зиккураты строили из легких сырцовых кирпичей и строили для бога : наверху стоял храм бога-покровителя общины.

В каких случаях египтяне могли согласиться выполнять такую работу? Только тогда, когда роль правителя для общины была равна или близка по важности кроли бога. И именно такая ситуация сложилась в Египте. Правитель уже в Древнем царстве был провозглашен живым богом, а не служителем бога. Причину такого раннего и радикального обожествления личности правителя надо искать, по нашему мнению, в тех межобщинных войнах, которые в период Раннего царства были постоянным явлением и сопровождались большими жертвами. Остановить войны могла только очень авторитетная власть. Концепция фараона-бога придавала правителю максимально возможный авторитет и позволяла играть роль хранителя единства и спокойствия страны: простой смертный не мог посягнуть на земли и власть земного бога. Так удалось покончить с межобщинными войнами.

Боги, как известно, бессмертны, поэтому концепция фараона-бога должна была найти свое материальное воплощения в каких-то вечных символах. Первым таким символом стала каменная пирамида как вечный дом фараона. Строение такой геометрической формы было очень надежным и эффектно смотрелось на плоской местности, характерной для Египта. Древние египтяне не ошиблись: пирамида Хуфу сохранилась до наших дней как самый древний и величественный памятник истории Древнего мира.

Вторым символом бессмертного фараона-бога явилась его мумия – нетленное тело, помещенное в пирамиду, пристанище его бессмертной души. Идея бессмертия фараона являлась естественной для египтян, которые верили в бессмертие души любого человека. Египтяне верили в то, что могущественный правитель и после перехода в иной мир будет оберегать свою страну. Таким образом, пирамида и мумия рассматривались египтянами как важные элементы общественного порядка и благополучия 9 .

Концепция фараона-бога делала фараона бесспорным и единственным носителем верховной власти. Он был главой законодательной, исполнительной, судебной и военной ветвей власти, а также главой религиозного культа, олицетворяя прямую связь с миром богов. Власть фараона была безграничной. Все принадлежало живому богу, поэтому он распоряжался любым своим подданным, любым имуществом. Такая власть нашла свое отражение в социально-экономическом устройстве Древнего царства.

Социальный строй . Наверху общественной лестницы находилась высшая знать , ядро которой составляли родственники фараона. Из их числа назначались наместники в провинции и другие высшие гражданские и военные чиновники. Затем следовали государственные чиновники разного уровня, которые управляли различными сферами общественной жизни, получая от государства небольшие имения или же просто все необходимые продукты.

Особый слой составляли жрецы , которые постепенно повышали свой социальный статус, выступая в качестве создателей и хранителей знаний. Жрецы не были замкнутой кастой служителей культа. По указанию фараона они выполняли многие гражданские и военные функции. И наоборот фараон мог назначить на жреческие должности гражданских и военных чиновников.

Следует подчеркнуть, что фараон, чиновники и жрецы были грамотными людьми. В условиях сложного ирригационного земледелия и большой по размерам страны власть опиралась не только на силу, но и на накопленные знания. И те, кто обладал знаниями, стремился ограничить доступ к ним, ибо монополия на знания давала монополию на власть.

Мастера-ремесленники по своему социальному статусу находились на уровне низших чиновников, поскольку они тоже обладали знанием, мастерством и хранили свои профессиональные тайны. Как правило, ремесленники входили в число «царских людей» и работали под контролем чиновников. В самом низу социальной лестнице свободных египтян находились крестьяне - общинники , которые платили налоги и выполняли натуральные повинности за право работать на земле, которая формально вся принадлежала фараону-богу. Из детей крестьян набирались так называемые «царские работники», которые обслуживали царское, храмовое и вельможное хозяйства.

В период Древнего царства заметным явлением стало рабство , которое в основном носило патриархальный характер.

Экономика . Создание больших пирамид было следствием окончания эпохи межобщинных войн и установления полной власти фараона над ресурсами всей страны. Эти ресурсы создавались как в рамках семейных крестьянских хозяйств, плативших государству налоги, так и в рамках крупных царских, вельможных и храмовых хозяйств с высокой степенью специализации и кооперации. На стенах гробниц вельмож в различных областях страны сохранились сотни рисунков, которые рассказывают о том, как отдельныеотрядыработников выполняли определенные операции и обеспечивались при этом продуктами труда других отрядов. О высокой степени специализации хозяйства говорит и тщательно разработанная система учета произведенной продукции. Она имела смысл лишь при необходимости дальнейшего распределения этой продукции. Вероятно, все крупные хозяйства были частью единой хозяйственной системы, которая обеспечивала общегосударственные нужды (ирригационные работы, содержание аппарата управления, войска, постройку пирамид и храмов) и играла роль страхового фонда.

Мир и спокойствие в объединенной стране сделали Египет эпохи Древнего царства самой богатой и развитой цивилизацией в мире в 3-м тыс.

Искусство Древнего царства наглядно раскрывает две главные функции египетского искусства: служить возвеличиванию власти и обеспечивать умершим продолжение жизни в ином мире. Многие произведения искусства, помещенные в погребальные камеры, вообще не предназначались для того, чтобы их видели люди. Они создавались для вечности. При таком подходе художник стремился не к новациям, а к воплощению канона как частицы вечного порядка. Многие художественные формы, утвердившиеся в этот период, воспроизводились без изменений в последующие тысячелетия.

Архитектура. О мастерстве архитекторов говорят Великие пирамиды и гробницы вельмож. От погребальных храмов мало что осталось. Известно, что они были украшены каменными колоннами с капителями в виде пальмы. Ничего не осталось от дворцов и жилых домов, поскольку они были сделаны из глиняных кирпичей.

Скульптура. Наряду с рельефами и мелкой скульптурой (фигурок животных и людей), которых было много уже в Раннем царстве, в Древнем царстве получила развитие монументальная скульптура. В поминальных храмах, создававшихся при пирамидах, ставилась каменная статуя покойного, которая должна была точно передать его внешний облик с тем, чтобы отделившаяся от тела душа могла безошибочно найти материальное прибежище. Передавая портретное сходство, скульпторы стремились облагородить свои модели. Тела статуй делали преувеличенно мощными, лицам придавали величавость. Так решали две главные задачи: возвеличить фараона-бога и обессмертить его имя. Пока стоял памятник, помнили имя; пока помнили имя, продолжалась слава фараона, и он жил в веках.

Итак, в основе скульптурного канона лежало стремление создать вечное и великое . Создавая такой образ, мастер чувствовал себя лицом, которой выполнял важнейшую общественную работу, укрепляющую стабильность общественного порядка. Как правило, статуи располагали у стены или в нише, что предполагало осмотр спереди. Преобладающие позы: стоящая – фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящая – руки симметрично положены на колени, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.

Высокий уровень монументальной скульптуры демонстрируют статуи фараонов Хаф-Ра и Менкау-Ра.

Скульптурные портреты сановников были менее строгими и торжественными. Для всей скульптуры обязательной является прямая постановка головы, передача атрибутов власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и горным хрусталем. Шедевром староегипетской скульптуры является двойной скульптурный портрет царевича Ра-Хотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме (27 в., известняк, высота 1,2 м) Он демонстрирует ту важную роль, которая играла семья в жизни египтян, стремившихся сохранить ее и в ином мире.

Живопись периода Старого царства представлена рисунками, которые украшали стены погребальных построек. Они рассказывали о жизни покойного и также были призваны обеспечить его загробную жизнь. Художник рисовал все необходимое, и эти рисунки считались воплощением реальных вещей.

Прикладное искусство представлено керамикой, изготовленной на гончарном круге, разнообразными медными предметами и ювелирными украшениями из золота, слоновой кости и полудрагоценных камней. В прикладном искусстве широко использовались растительные и животные мотивы. Древнеегипетские мастера умели делать фаянс, глазурь и стекло.

Религия. В период Старого царства появляются общегосударственные боги, которые стоят выше богов отдельных египетских общин. Главным богом был Ра – бог дневного Солнца. Фараоны 4-й династии – строители Великих пирамид – считали себя сыновьями Ра и включали его имя в свой титул: Хаф-Ра, Менкау-Ра. Фараоны 5-й династии соорудили ему храм в виде четырехгранного обелиска. Появление главных общеегипетских богов не привело к исчезновению огромного количества местных общинных богов. Их часто рассматривали как разные ипостаси общеегипетских богов.

Боги Древнего Египта имели зооморфные, антропоморфные или смешанные зооантропоморфные формы. Так, богиня любви и плодородия ХатХор изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Царский бог Хор (Гор) изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Бог писцов и Луны Тот – в образе ибиса или человека с головой ибиса.

Наличие зооморфных богов порождало священные культы животных. В Древнем царстве считались священными только особым образом отобранные животные. Например, черный бык с круглым белым пятном на лбу считался символом бога Аписа, ипостасью Птаха, главного городского бога Мемфиса, и почитался как святыня. К концу египетской цивилизации священными считались все быки, кошки, крокодилы, ибисы. Их бальзамировали и хоронили в специальных местах. Сущность культа была традиционной и состояла в принесении богам ежедневных жертв, которые сопровождались обрядами.

Мифология . В этот период зарождаются доктрины, которые в мифологической форме объясняли окружающий мир. Так, жрецы города Гелиополя, который стал второй столицей Египта после Мемфиса, создали концепцию творения мира. Согласно этой концепции, вначале из первобытных вод возникает первосущий бог Атум, который выделяет из себя Воздух и Влагу, порождающих в свою очередь Землю и Небо. От этой пары произошли боги Сет и Нефтис, а также Осирис и Исида, родившие сына Гора (Хора). Осирис после смерти стал богом потустороннего мира. Бог Хор стал правителем на этом свете, что делало его царским богом. Фараон рассматривался как ипостась Гора. После смерти фараон превращался в ипостась Осириса. С тем чтобы эта концепция не противоречила верховенству бога Ра, Атум и Ра были отождествлены. Важно подчеркнуть, что в рамках этой концепции, так же как и в Шумере, признается извечное существование природы в виде первобытных вод и нет идеи о боге-творце, создающем природу. Фактически мир создавался как процесс рождения одних природных явлений другими, хотя эти природные явления и обожествлялись 10 .

Египтяне верили в том, что в мире существует вечный изначально установленный порядок, который закреплялся понятием «Маат» и персонифицировался в образе богини Маат. Главная задача фараона-бога как раз и состояла в том, чтобы поддерживать этот порядок и защищать мир от беспорядка. В этом проявлялись социально-политическая и этическая функции религии, ибо таким образом обосновывалась правильность существующего общественного строя и необходимость для всех египтян следовать принятому порядку, что рассматривалось как добро, а его нарушение как зло. Стремлением соблюдать установленный богами порядок жрецы объясняли свою приверженность традициям, нелюбовь к новациям.

Из всех богов простой народ более всего почитал Осириса и его сестру-жену Исиду. Согласно легенде, Осирис научил людей земледелию и стал правителем Египта, но его брат, злой и завистливый бог Сет, предательски убил Осириса, чтобы захватить трон. При этом тело Осириса разрубили на мелкие куски и разбросали по всей стране. Исида, жена Осириса, собрала все куски в единое целое (создав первую мумию) и магическим образом зачала от мертвого мужа сына Гора. Когда Гор вырос, он убил Сета и воскресил отца. Ежегодно крестьяне связывали обряд сеяния зерна в землю с погребением Осириса, а появление урожая – с его воскресением. Исида олицетворяла женское начало в культе плодородия. Так культ Осириса и Исиды стал египетским вариантом культа умирающей и воскрешающей природы.

К концу Древнего царства достигла высокого уровня письменность . Об этом свидетельствуют «Тексты пирамид» – настенные надписи с молитвами и заклинаниями, сделанные в XXIV–XXV вв. в гробницах фараонов. Несколько позже религиозные тексты появились на саркофагах сановников (так называемые «тексты саркофагов»). Они были призваны помочь умершим в их путешествии в царство мертвых.

Наука. В период Древнего царства были достигнуты успехи в различных областях знаний. Астрономы Мемфиса создали солнечный календарь, состоявший из 365 дней. Строители обладали обширными познаниями в геометрии. Врачи стали опытными хирургами, физиологами, применяли антисептики. Медицинские трактаты, появившиеся в XXV в., были первыми пространными письменными текстами в мире.

Кризис Древнего царства . После пяти веков стабильности страна вступила в полосу социально–политических кризисов, причиной которых явилось усиление власти областных правителей. Местные правители со временем настолько укрепились, что стали тяготиться зависимостью от центра. Изменение прежнего баланса сил нашло свое отражение в увеличении размеров погребальных комплексов областных правителей (номархов) и уменьшении объемов пирамид. Усиление местной знати к концу 3-го тыс. привело к распаду Древнего царства на ряд областей. Последствия распада централизованного государства оказались тяжелыми. Возобновились межобщинные войны, которые привели к разрушению единой экономики, упадку ирригационной системы, голоду и восстаниям населения. Период смуты и упадка длился почти 200 лет. То или иное восстановление государственного единства стало неотложной потребностью.

Есть сведения о том, что упадок Древнего царства был связан с резким изменением климата, который привел к страшной засухе и многолетним неурожаям.

Земля и люди. Уже 5000 лет до н.э., жители древнего Египта были людьми вполне цивилизованными и квалифицированными в мирных и военных искусствах. Узкая долина полноводного Нила находилась между высокими скалами, почти вертикальными во многих местах, которые предоставляли изобилие превосходного строительного камня, в то время как они же как бы изолировали египтян и защитили их от возможной иностранной агрессии. В Дельте, однако, долина расширялась, не было высоких скал, а имелась широкая низменность, через которую имелся доступ к внешнему миру.

История искусств Древнего Египта может быть разделена на пять периодов следующим образом: http://inhouseonlinemarketing.com/mapca1

Великие памятники этого периода почти исключительно погребальные и включают самые древние здания, из которых мало осталось потомкам. Хотя не присутствовало ярко выраженного архитектурного искусства, грандиозные размеры и величественность пирамид, смелость и умение, проявленное при их строительстве, дают им право выдвигаться на первое место в истории искусства этого периода. Их существовало более сотни, рассеянных в шести местах, от Абу-Роаша на севере до Медума – на юге, различных форм и размеров. Они – все царские усыпальницы и принадлежат первым двенадцати династиям. Каждая содержала погребальное помещение и каждая в то же время обладала небольшой молельней, смежной со склепом, но это внутренне решение почти во всех случаях не сохранилось. Три египетские пирамиды превосходят все остальные своим потрясающим размером. Они находятся в Гизе и относятся к четвертой династии. Эти египетские пирамиды известны именами своих создателей-правителей. Самая древняя и великая из них – пирамида Хеопса или Хуфу («Великая пирамида») ; вторая – пирамида Хефрена или Хафры ; третья – пирамида Микерина или Менкаура . Другие пирамиды значительно меньше и стоят в ногах у этих гигантов.

Габариты «Великой Пирамиды»: 230 метра – длина грани основания; высота пирамиды составляет 138 метров, общий вес по подсчётам составляет порядка 6,25 млн. тонн. Она была построена из известняка на каменном плато, тщательно выровненном. Внешне она была отделана, как и две соседние пирамиды, с отделкой полированным камнем, который, как предполагают некоторые, был добыт из групп разных цветных гранитов, но те месторождения камня были полностью истощены. Пирамида включала три основные палаты и тщательно продуманную систему наклонных проходов. Саркофаг был в верхней палате, вышележащий вес на которую был уменьшен открытыми местами и разновидностями элементарной арки Λ-образной формы. Другие две пирамиды древнего Египта отличаются от пирамиды Хеопса в деталях и в размере, но не в технологии строительства. Пирамида Хефрена – 138 метра высотой с 218-метровым по длине стороны квадратом в основании. Пирамида Микерина, которая до сих пор сохраняет оттенок розового гранита, всего лишь 66 метров высотой со стороной квадратного основания – 77 метров.

Среди других пирамид есть значительное разнообразие по типа и материалу. В Саккаре была построена пирамида примерно в треть метра высотой, состоящая из шести неравных ступеней, на основании со сторонами 121 × 108 метров. Её относили некогда к первой династии, хотя теперь более решительно приписывают к третьей. В Абу-Сире и Медуме другие пирамиды с разными ступенями. В Дашуре они имеют ломаный склон, где более низкая грань является более крутой, чем верхняя. Некоторые пирамиды с необычно крутыми гранями принадлежат эфиопским династиям . Много пирамид были построены из кирпича .

Усыпальницы

Древнее Царство также оставило большое число усыпальниц, известных как мастабы. Это продолговатые прямоугольные сооружения из камня или кирпича с немного покатыми сторонами и плоскими потолками, напоминая усечённую пирамиду. Они обычно направлены на восток и внутренне разделены на несколько частей. Обязательно имелись палата или молельня и сердаб. В палате, сразу за входом, располагались жертвоприношения верховному Богу, на стенах были изображены сцены празднества или вероисповедания. Сердабы, или секретные внутренние палаты, которых было несколько в каждой мастабе, содержали статуи менее важных Богов. Наконец, по глубокому тоннелю можно было попасть в материнскую палату, которая содержала саркофаг. Саркофаги, и тогдашние и более поздних возрастов, являются яркими примерами младшей архитектуры Египта. Многие из них обшиты панелями для имитации деревянного строительства и богато украшены красками, символами и иероглифами link .

Два других памятника Древнего Царства Египта также требуют внимания: Сфинкс и смежный с ним так называемый «Храм Сфинкса» в Гизе. Первый из них – огромная скульптура, вырезанная из скалы, представляет чудовище в форме льва с головой человека. Это существо, частично лежащее в песке, 21 метр длиной 20 – высотой, является одним из самых поразительных памятников египетского искусства. Недалеко от него лежат почти похороненные под песком руины храма, который, как некогда предполагали, был храмом Сфинкса, но после было доказано, что связан он со второй пирамидой.

http://myrealtorsanantonio.com/map354 План и внешний вид этого почтенного здания показан на изображениях выше. Зал обладал крышей с каменными перемычками, поддерживаемый 16 монолитными опорами. Весь он был погребён в массу каменной прямоугольной кладки с внутренней облицовкой алебастром, однако был совершенно лишён как внутренне, так и внешне художественного оформления, не было даже карнизов. За исключением скудных останков нескольких храмов-пирамид или молелен и храма, обнаруженного в Медуме, это — единственное оставшееся от храмовой архитектуры той древней эпохи.

Фараоны-строители Древнего Египта: Хеопс
часть 1

часть 2


Глава 8. Как построить пирамиду

Обсуждение этого вопроса начнем с того, что пирамида Хуфу (Хеопса), одно из величайших архитектурных чудес света, состоит примерно из 2,3 миллиона каменных блоков, каждый из которых весит в среднем 2,5 тонны, что в целом составляет 6 миллионов тонн перемещенного камня. Площадка для пирамиды была выровнена с математической точностью в пределах нескольких сантиметров. Стороны пирамиды ориентированы по сторонам света (север, юг, восток и запад) с погрешностью десять сантиметров. Ошибку эту удалось обнаружить лишь с помощью современных сверхточных компасов. Египтяне смогли добиться такой точности…

Так как же построить пирамиду?

Простым этот вопрос кажется лишь на первый взгляд. Потому, чем больше мы пытаемся понять способы строительства, тем больше вопросов возникает. Бывало, даже специалисты – те, что еще пять минут назад растолковывали, что «не надо городить огород на ровном месте», смущенно замолкали и разводили руками: «До этого наука еще не дошла…» Странно, не правда ли? Науке точно известно, как построены пирамиды, вот только как это можно повторить – до этого наука еще не дошла. Однако уже в наши дни подобная попытка была сделана.

Новейшая пирамида

Американский телеканал «Нова» предложил профессору Марку Ленеру, египтологу из Чикагского университета, и каменщику Роджеру Хопкинсу построить на плато Гиза маленькую пирамиду, не используя при этом современных технологий.

Была набрана команда добровольцев, и для начала Ленер и Хопкинс потратили три недели на добычу каменных блоков. Бюджет был ограничен, также ощущалась нехватка рабочей силы, и потому они позволили себе воспользоваться железными инструментами вместо медных, какие использовали египтяне. Через некоторое время профессор сумел построить пирамиду, сориентировав ее по сторонам света с помощью солнца. На этом вроде бы можно было признать, что тайна строительства пирамид разгадана, и современные ученые смогли древними способами воссоздать подобное строение.

Но дьявол, как говорят, таится в деталях. Во-первых, пирамида американцев была гораздо меньше, чем даже пирамиды-спутницы. И лишь поэтому, да и то с весьма большим трудом, удалось уложить на ее вершине последний камень. Что делал бы профессор при большей высоте пирамиды – непонятно. Сам он утверждал, что дело – лишь в количестве людей, тянущих за веревки, но тогда для строительства Великой пирамиды необходимо было бы привлечь практически все население тогдашнего Египта. А оставшиеся должны были бы обеспечивать их пищей и питьем. Понятно, что при таких условиях хозяйство страны вряд ли смогло бы функционировать. Тем более что, по оценке ученых, пирамиды строились не один год.

Примерно так же обстоит дело с ориентированием пирамиды по сторонам света. То, что кажется «семечками» современному профессору, за спиной которого стоят тысячелетия развития науки, вряд ли могло быть хорошо известно представителям цивилизации, только что вышедшей из первобытно-общинного строя (по историческим, а не по временным меркам, естественно). К сожалению, профессор Ленер так и не пояснил, каким образом древние египтяне сумели сориентировать пирамиду на Сириус, также без освещения осталось еще множество вопросов.

Но в них, собственно, и заключается загадка! Все это больше напоминает не научный эксперимент, а игру ребенка, который построил из кубиков автомобиль и стал утверждать, что он – совсем как настоящий. А будь побольше времени, так этот автомобиль из кубиков еще бы и ездил! Впрочем, мы, кажется, слишком многого хотим от телевидения. У него совершенно другие задачи – развлекать, а не двигать науку. Странно, что некоторые до сих пор воспринимают эту телепередачу как некий комплекс научных доказательств…

Итак, все, что знаем мы о Древнем Египте, позволяет нам пока лишь констатировать, что пирамиды и удивительное умение их строителей возникли буквально из ничего. Возвращаясь к аналогии с автомобилем, скажем, что это все равно как если бы после телеги с запряженной парой гнедых сразу был бы создан болид «Формулы1». Мы не поверили бы в такой «рывок человеческой мысли»? Так почему же мы верим в создание пирамид цивилизацией без всякого строительного опыта?

Впрочем, верят далеко не все, и эти исследователи смогли обнаружить весьма любопытные факты. Нельзя, безусловно, говорить, что альтернативные версии постройки пирамид абсолютно достоверны, но, тем не менее, чтобы их опровергнуть, их необходимо сначала изучить. И к тому же признать, что они во многом, даже весьма во многом логичны…

След атлантов?

Древнеегипетский город Саис упоминается начиная с 3000 года до н. э., и уже тогда он был не таким уж новым населенным пунктом. Ученые до сих пор затрудняются назвать время его основания. В этом городе, собственно, ничего особо примечательного не было, и лишь в VII веке до н. э. он ненадолго стал столицей XXVI династии. Но находилась в этом городе некая жемчужина, которая притягивала любопытных со всего тогдашнего мира.

В одном из храмов Саиса, на огромных каменных колоннах были высечены иероглифы, рассказывавшие историю затерянной земли. Жрецы, по словам Платона, рассказывали: «Девять тысяч лет назад еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геркулесовыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию вместе взятые… На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении». Предположительно, столица Тиррении находилась в районе современного города Гренобль (юго-восток Франции).

То есть по своим размерам Атлантида была близка нынешней Испании.

Самое подробное описание Атлантиды оставил Платон в двух своих диалогах – «Тимее» (кратко) и «Критии» (где повествуется более развернуто). Наш соотечественник, поэт и писатель Валерий Брюсов говорил: «Если допустить, что описание Платона – вымысел, надо будет признать за Платоном сверхчеловеческий гений, который сумел предугадать развитие науки на тысячелетия вперед… Надо ли говорить, что при всем нашем уважении к гениальности великого греческого философа такая прозорливость нам кажется невозможной, и мы считаем более простым и более правдоподобным другое объяснение: в распоряжении Платона были материалы, шедшие от глубокой древности».

Друг Платона Критий в «Тимее» излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный от жрецов в Египте. Общий смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад, Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида, и все ее силы были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы и сумели отразить нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощенные ими народы. Вскоре последовала грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящен рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде.

Центром Атлантиды, по легенде, являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8–9 км) от моря. Для защиты Посейдон обнес его двумя земляными кольцами и тремя водными кольцами, а атланты перекинули через эти кольца мосты и прорыли дополнительные каналы, так что корабли могли подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окруженные золотыми статуями, и роскошный царский дворец. Также здесь были корабельные верфи. «Остров, на котором стоял дворец… а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя – орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Посейдону в его храме приносили в жертву быков. Храм окружала священная роща, в которой вольно паслись дикие быки, и, по заведенной традиции, каждые пять или шесть лет царь и его родственники, удельные правители, собирались здесь, чтобы возобновить свой договор с Посейдоном.

Сначала они должны были поймать быка, оружие из железа использовать запрещалось, и они пользовались деревянными палками и веревочными петлями. Затем быка вели к металлической колонне, которая стояла внутри храма и на которой были запечатлены древнейшие сказания и законы страны. Быка затем приносили в жертву, его кровь стекала по надписям, и правители клялись в том, что останутся верными своему закону, и, дабы скрепить свой договор, все отпивали из чаши, в которой эта кровь была смешана с вином. По окончании обряда правители держали совет и принимали решения.

До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Зевс, возмущенный этим, задумал погубить атлантов и созвал совет богов…

Дальнейшее нам неизвестно. Во всяком случае, дошедший до нас текст обрывается.

Говорят об Атлантиде и другие античные авторы: Геродот, Диодор Сицилийский и Плиний Старший. В V веке н. э. неоплатоник Прокл рассказал в своих комментариях к «Тимею» о последователе Платона Кранторе, который около 260 года до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими историю этой загадочной страны.

Кроме того, Прокл пишет: «То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвященных Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящен Плутону, другой Амону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их, – добавляет он, – сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в „Эфиопике“». Марцелл в других источниках не упоминается, и, по всей видимости, его «Эфиопика» – попросту роман.

Собственно, со всей этой историей есть три проблемы. Во-первых, изначально ее сообщает Платон, у которого в «Диалогах» весьма много различных философских мифов. Он, в отличие от Аристотеля, и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, его интересовали только идеи, иллюстрируемые философскими аллегориями.

Но если история все же правдива, то возникает вопрос: почему она не была широко известна в Древнем Египте и, значит, запечатлена на других памятниках? Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что большая часть египетских памятников утрачена, а многие знания были тайными, и жрецы скрывали их от непосвященных.

С другой стороны, получается, что на рубеже X–IX тысячелетий до н. э. существовала некая цивилизация, которая использовала металлические орудия, суда, знала обработку камня и обладала сельскохозяйственной культурой. Но это характерно для бронзового века, отсчитывающегося примерно с конца IV тысячелетия до н. э.

Наконец, если огромный остров был в течение менее чем двух суток уничтожен Атлантическим океаном – должна была иметь место глобальная катастрофа. Но упоминаний о ней больше нигде нет…

Однако, за исключением металлической посуды, в уровне цивилизации загадочного острова ничего необычного нет. Всего лишь немного позже сложная торговая культура существовала в Чатал-Хююке в Анатолии. Каменные городские стены и башни были в Иерихоне, возможно, уже около 7000 года до н. э. А обработка металла началась, возможно, всего на две тысячи лет позднее.

Так что ничего особенно уж фантастичного в существовании подобной культуры около 9000 года до н. э. нет. Многие исследователи считают, что Атлантида, как она описана у Платона, представляла собой цивилизацию позднего бронзового века.

Не углубляясь чрезмерно в даты, попробуем выяснить, были ли какие-нибудь, потом исчезнувшие, крупные центры культуры бронзового века?

Оказывается, были. И даже два.

Тайна пирамид

Интерес к Атлантиде внезапно оживился в начале 90-х годов минувшего века. И, как и во времена Платона, разговор начался с Египта. Ряд уважаемых египтологов – Джон Энтони Уэст, Роберт Бовал (Бьювэл), Эдриан Гилберт (Джилберт), Грэм Хэнкок и Колин Уилсон признали существование исчезнувшего острова. Бунтари против официальной науки доказывали, что Атлантида являлась центром гигантской морской империи, где отправлялись таинственные религиозные обряды и наука продвинулась весьма далеко.

Как и некоторые исследователи до них, они считали, что остров находился в Малой Антарктике. В то время Антарктида имела климат, сходный с нынешней Канадой, и там практически не было ледников. Но когда поменялось положение магнитных полюсов, цивилизация атлантов была разрушена, а следы их культуры оказались скрыты под слоем льда и снега. Произошло это примерно за 16 тысячелетий до н. э.

Во время позднейших этапов катастрофы, около XIV тысячелетия до н. э., спасшиеся атланты расселились по миру. Одна из групп, в которой были посвященные высокого ранга, знавшие секреты технологий, религии и науки атлантов и называвшие себя «последователи Гора», обосновалась в Египте и создала культовый центр на плато Гизы. Тот самый, со Сфинксом и пирамидами.

Последователи Гора, опасаясь новых катаклизмов, с целью сохранения своего учения на все времена, осуществили план долговременного строительства. Ими был разработан метод передачи знаний в геометрии строений, которым следовало быть настолько мощными, чтобы пережить любые неприятности, которые может доставить природа, и если посвященные погибнут, то позднейшие поколения смогли бы, расшифровав заложенные в геометрию этих сооружений константы, воспринять их знания.

Посвященные воздвигли Сфинкса и разработали основной план Гизы. Далее они либо сами построили на плато первые сооружения, либо передали записи проекта последующим поколениям. Восемь тысяч лет спустя, около 2500 года до н. э., в соответствии с этим древним планом и были построены пирамиды.

Секреты атлантов хранились последователями Гора, жрецами-астрономами, чья тайная власть была настолько велика, что даже спустя 8 тысяч лет фараоны не посмели их ослушаться и изменить план культового комплекса в Гизе.

Хэнкок и Бовал писали: «Мы полагаем, что факты свидетельствуют о непрерывной передаче высочайших научных и инженерных знаний на протяжении всего этого огромного промежутка времени, а значит, о непрерывном присутствии в Египте, со времен палеолита до Династического периода, группы высокоразвитых и просветленных людей… они обладали знанием божественного происхождения».

В комплексе Гизы до сих пор обнаруживают новые элементы. Совсем недавно, во время землекопных работ по проведению канализации для близлежащих предместий Каира, был обнаружен долинный храм Хуфу. Версия о времени происхождения этого комплекса, воспевающего смерть, давно уже укрепилась, и усомниться в ее достоверности заставила атрибуция возраста Сфинкса. Если предположить, что какая-либо часть этого комплекса относится к Додинастическому периоду, то есть появилась до того, как около 3100 года до н. э. зародилась египетская монархия, – египтологам пришлось бы признать существование некой гораздо более древней, но технически развитой египетской культуры!

Заметим, кстати, что Сфинкс, в отличие от пирамид, не построен, а вырублен из целой скалы песчаника. Большая часть каменной основы, на которой располагается Сфинкс, а возможно, и вся она, была покрыта в древности облицовочными камнями. Принято было считать, что облицовку добавили к грубо обработанному телу Сфинкса, чтобы придать ему окончательную форму. Но в 1979–1980 годах, во время тщательного обследования Сфинкса, уже знакомый нам Марк Ленер писал: «Мы нигде не заметили каких-либо рабочих следов на внутреннем теле (под облицовкой. – Авт .) – ни в виде следов от инструментов, ни в виде шероховатых поверхностей, которые бы остались, по-видимому, в результате грубого процесса добычи». Кроме того, он пришел к выводу, что сильная эрозия, которая видна на теле Сфинкса, на момент его облицовки уже была. Потому он отнес облицовку к 1500 году до н. э., дав эрозии для работы тысячу лет.

В 1992 году Захи Хавасс, директор комплекса Гизы, сообщил, что анализ правой задней ноги Сфинкса доказал: самый ранний уровень кладки вокруг тела датируется временем Древнего царства, то есть периодом с 2700 по 2160 год до н. э. Пирамиды были сооружены как раз в середине этого периода. То есть получается, что на глубокую эрозию ушло всего 340 лет, а такое вряд ли возможно.

В 1400 году до н. э. фараон Тутмос IV приказал убрать от Сфинкса весь песок, и, чтобы увековечить это событие, между лап Сфинкса был помещен камень с надписью. Он до сих пор существует, только большая часть текста уже стерлась. Камень был обнаружен в 1818 году. Тогда решили, что в 13-й строке этого текста, весьма плохо сохранившейся, упоминается имя Хеопса, исходя из этого и была сделана расшифровка надписи.

Сегодня у ряда египтологов есть сомнения в том, что текст был прочитан правильно. Некоторые считают, что Хеопс там упоминается не как строитель, а как человек, лишь восстановивший Сфинкса. Сомнения эти появились чуть более ста лет назад. В 1904 году директор Британского музея сэр Уоллис Бадж, один из главных авторитетов египтологии, писал, что Сфинкс «существовал во времена (Хеопса)… и, весьма вероятно, был очень древен даже в тот ранний период». Уже через год, в 1905 году, чикагский египтолог профессор Дж. Брестид отметил, что вокруг слога, принятого за часть имени Хеопса, нет и не было следов картуша (продолговатой рамки), который должен был обязательно выделять царское имя. Все без исключения царские имена в Династическом Египте писались в картуше. По одной из версий, этот слог без картуша означает вовсе не сокращение имени фараона, а всего лишь слово «восходит».

Однако сторонники традиционных взглядов не хотели сдаваться (они не сдались и до сих пор) и выдвинули контраргументы. Дело в том, что в долинном храме рядом со Сфинксом были обнаружены статуи Хуфу, и одна из них изображала его именно в виде Сфинкса. Также утверждали, что лицо Сфинкса сходно с лицом Хуфу на этих статуях. Это, впрочем, был весьма слабый аргумент. В лице Сфинкса, даже после длительной эрозии, видны негроидные черты, которых у Хуфу не наблюдается. Впрочем, этот спор разрешить было довольно легко. Приглашенные в 1992 году судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хуфу, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.

Профессор Селим Хассан, долгие годы проводивший раскопки на плато Гизы и являющийся признанным экспертом по Сфинксу, признает, что, «по общему мнению древних, Сфинкс имеет больший возраст, чем пирамиды». И указывает на то, что «за исключением поврежденной строки на гранитной стеле Тутмоса IV, которая ничего не доказывает, нет ни одной древней надписи, которая бы связывала Сфинкса с Хеопсом».

Версию гораздо более древнего происхождения Сфинкса доказывает и характер следов эрозии. В 1978 году Джон Энтони Уэст отметил, что следы эрозии на Сфинксе идут сверху вниз, указывая скорее на обильные дожди, нежели на песчаные бури. А так как в Египте столь обильных дождей не было с конца последнего ледникового периода, то есть уже 12 тысяч лет, то датировка Сфинкса напрашивается сама собой.

В 1991 году группа американских специалистов провела детальное исследование эрозии Сфинкса. Основным специалистом в этой команде был профессор Роберт Шох из Бостонского университета – геолог, специалист в области выветривания мягких горных пород.

Египтологи считают, что на момент начала работ над песком выступала только часть скалы, из которой был вырублен Сфинкс, и первой была сделана его голова. Затем, в более мягкой породе, был вырублен котлован, а потом вырубили и остальную часть скульптуры. Сфинкс впоследствии неоднократно заносился песком, так что на поверхности оставалась лишь его голова, и потом снова расчищался.

Шох отметил, что, хотя Сфинкс и внутренние стены его котлована вырублены из одной и той же скальной породы и в одно время, как и несколько соседних гробниц, уровень эрозии у Сфинкса и гробниц весьма разный.

Если на Сфинксе и в котловане эти следы очень глубокие и древние, то гробницы прекрасно сохранились. Эрозия Сфинкса, по словам профессора, является «классическим, описанным в учебниках примером того, что происходит с известняковым образованием, когда оно в течение тысяч лет подвергается воздействию дождя… Это явно дождь вызвал эти эрозионные следы… Он выявлял слабые места в скальной породе и размывал их до этих выбоин – для меня как для геолога явное свидетельство того, что эта эрозионная картина стала результатом дождевых осадков».

Шох делает выводы: «Нынешние данные, взятые в целом, говорят мне как геологу о том, что Великий Сфинкс Гизы значительно старше, чем его традиционная датировка примерно 2500 годом до н. э. Более того, мои нынешние подсчеты, основанные на имеющихся у меня под рукой данных, показывают, что истоки гигантской скульптуры могут восходить, по крайней мере, к 7000–5000 годам до н. э., а возможно, даже к более ранним временам».

Шох выступил со своим докладом на проходившем в 1992 году в Сан-Диего ежегодном собрании Американского геологического общества, и у профессионалов-геологов его выводы возражений не вызвали. Зато египтологи были ими весьма возмущены. Шох прокомментировал это так: «Мне говорят вновь и вновь, что народы Египта… не имели ни технологии, ни социальной организации, необходимых для того, чтобы вырубить ядро туловища Сфинкса в Додинастические времена… Как я понимаю, это не моя проблема как геолога… в действительности это задача египтологов… выяснить, кто его высек. Если мои данные вступают в противоречие с их теорией о развитии цивилизации, то, может быть, им уже пора сделать переоценку этой теории?»

О Додинастическом периоде Египта известно, действительно, очень мало. Однако те отрывочные данные, что до нас дошли, весьма интересны.

Крупнейший центр Додинастического Египта располагался напротив Гизы, по другую сторону Нила – в Маади. Раскопки здесь выявили три характерные особенности города: очень большую роль здесь играла торговля, жило множество иноземцев, и это самое раннее место в Египте, где обрабатывался металл. Можно сделать выводы и о социальной организации в Маади: здесь найдены общественные хранилища товаров. Также в городе, судя по нескольким находкам, уже было каменное строительство. Так что жители Маади вполне могли вырубить из скалы такую скульптуру. Официальная египтология это отрицает, ссылаясь на то, что в Гизе не найдено никаких остатков культуры Маади. Но это не так.

В 1907 году у подножия Великой пирамиды были найдены четыре глиняных сосуда, которые приписали Четвертой династии. В то время о Маади ничего известно не было, его открыли только в 1930-х годах. Археолог Водил Мортенсен, изучив в 1980-х годах сосуды, атрибутировал их как принадлежащие культуре Маади. Поскольку целые горшки не выбрасывались, то закономерно считать, что они были принесены в Гизу с какой-то целью, скорее всего – для захоронения. Получается, что жители Маади использовали Гизу уже за много сотен лет до появления там Хуфу.

Древняя обсерватория?

Давно известно, что стены пирамид ориентированы строго по сторонам света, причем с очень высокой точностью – отклонение составляет менее 0,06 процента. Достигнуто это было без использования компаса – древние строители ориентировались только по звездам. И в расположении всех построек комплекса Гизы также можно увидеть аналогию карты звездного неба. Но с весьма странными искажениями.

Три пирамиды имеют вход с северной стороны, а тоннели и галереи внутри них идут в южном направлении. Но, однако, по отношению друг к другу пирамиды расположены не на параллели север-юг или, как можно было бы предположить по аналогии, запад-восток, а составляют причудливую линию с поворотом, идущую с юга на запад. Центральные точки первых двух пирамид весьма точно соотнесены между собой, но третья пирамида, самая маленькая, нарушает построение: она сдвинута на восток.

Роберт Бовал, опытный инженер-строитель, попытался понять, почему столь точные в остальном египтяне нарушили гармонию здесь. Сначала он исследовал плато с инженерной точки зрения, но понял, что рельеф не мог помешать разместить пирамиды ровно. Тогда он решил изучить Тексты пирамид. Они, как мы помним, хоть и находятся в усыпальницах фараонов конца Пятой – начала Шестой династии, но отражают, без сомнения, весьма ранние реалии.

Из текстов Бовал узнал, что, как считалось, после смерти фараон отправляется к звездам и становится богом Осирисом. А небесной формой Осириса было созвездие, именовавшееся Саху, ныне известное как Орион. К тому же Бовал заметил, что так называемые воздушные шахты, ведущие из усыпальниц фараона и его жены в Великой пирамиде, соотнесены с определенными звездами. Шахта усыпальницы царя соответствовала нижней звезде из пояса Ориона.

После недолгого исследования выяснилось, что относительно Млечного Пути звезды, входящие в пояс Ориона, образовывают линию, идущую с юга на запад, идентичную линии расположения трех пирамид Гизы по отношению к Нилу.

Затем, проанализировав расположение воздушных шахт, Бовал определил, что около 2450 года до н. э., когда примерно и была построена Великая пирамида, южная шахта, ведущая из усыпальницы царя, указывала на нижнюю звезду в поясе Ориона, а южная шахта Усыпальницы царицы указывала на Сириус. Сириус отождествлялся с Исидой, а Орион – с Осирисом. Осирис и Исида в египетской мифологии были мужем и женой, родившими сына – Гора, первого царя-полубога, правившего Египтом задолго до времен фараонов. При этом Сфинкс устремлял свой взгляд к точке на востоке, где во время весеннего равноденствия восходит солнце.

Далее, в результате астрономических вычислений, Бовал выдвинул предположение о дате, когда в момент весеннего равноденствия Сириус и Орион находились в тех местах, на которые направлены шахты. Выяснилось, что это могло быть в 10 500 году до нашей эры, то есть именно в то время, когда, согласно древнеегипетским текстам, Осирис дал Египту царя…

Вывод, конечно, впечатляет. Но к этой версии также есть много претензий, и окончательной ее вряд ли можно назвать.

Пирамиды продолжают хранить свои тайны. В качестве еще одного штриха, вернее, всвязи с еще одной загадкой, можно добавить, что английский Стоунхендж, гигантская каменная постройка, с датировкой которой также имеются некоторые проблемы, ориентирована, как и пирамиды, на Орион. Как соотнести это с пирамидами?

Есть в расположении пирамид Гизы и такая особенность: эти монументальные сооружения с удивительной точностью размещены вдоль 30-й параллели. О чем это говорит? Но и это еще не все.

Арабский историк Масуди еще в X веке утверждал, что Великая пирамида не только является хранилищем познаний древних египтян в астрономии, искусстве и религии, но и содержит в себе «исторические и пророческие предсказания». В 1865 году археолог Роберт Мензиес высказал предположение, что если взять за основу меру длины египтян – царский локоть (52,07 см) – и измерить протяженность внутренних помещений пирамиды Хуфу, то можно хронологически определить даты наиболее важных событий прошлого и будущего. Как тут не вспомнить случай с Наполеоном?

Мензиес сумел найти соотношение внутренних измерений пирамиды с началом войн, а позже его последователи сумели сопоставить цифры, заложенные древними египтянами, с началом Второй мировой войны, бомбардировкой Хиросимы и еще рядом подобных знаковых событий ХХ века. Следующая дата, подсказанная нам из Древнего Египта, – 2012 год. Всего лишь несколько лет остается до разгадки тайны… Но обрадует ли нас отгадка?

Архитектура Древнего Египта и по сей день восхищает людей, ведь цивилизация Древнего Египта была одной из наиболее развитых и повлияла на дальнейшее формирование искусства во всем мире. Египетская архитектура фактически не имеет аналогов, в основном на ее формы повлияли климатические условия, а также своеобразная религиозная культура египтян. На нашей планете не существует более известной гробницы, нежели пирамида Хеопса. Египтяне - самый известный народ, который создавал архитектурные шедевры, не для живых, а для мертвых.

Великие сооружения Древнего Египта

Конечно же, самыми масштабными сооружениями древнего Египта являются пирамиды. Одной из них является пирамида Джосера, которая имеет ступенчатый вид. Но, пожалуй, самыми известными являются пирамиды Гизы:

  1. Самая большая - пирамида Хеопса (рис.1).
  2. Средняя - пирамида Хафра.
  3. Маленькая - пирамида Микерина.

Среди известных построек стоит также отметить храмы Карнака и Луксора, огромную статую Великого Сфинкса, храм царицы Хатшепсут.

Рис. 1 - Пирамида Хеопса

Периодизация архитектуры Древнего Египта

Для того, чтобы глубже постичь такую вещь как архитектура Египта и разобрать подробнее памятники архитектуры, следует обратится к истории.

Известно, что архитектура Древнего Египта делится на пять разделов:

  • Раннее царство.
  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство.
  • Позднее царство.

Рассмотрим архитектуру каждого периода более детально.

Архитектура раннего царства

Большинство памятников этого периода не дошли до наших дней, так как во времена раннего царства египтяне использовали легко разрушавшийся кирпич-сырец. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. О последних стоит упомянуть в отдельности. Мастаба (рис. 2) - это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос. Также во времена раннего царства сложились такие приемы оформления, как орнаментальные фризы и вогнутые карнизы.

Рис. 2 - Мастаба

Архитектура древнего царства

Период древнего царства называют эпохой пирамид. Пирамида Древнего Египта, ее правильная геометрическая форма - прежде всего архитектурное воплощение основопологающей египетской мифологии идеи прахолма, возникшего в начале сотворения мира. По ступеням пирамиды поднимаются и спускаются боги.

Впервые идея постройки вертикальной гробницы была осуществлена при строительстве ступенчатой пирамиды Джосера. Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. Постройка состоит из шести ступеней, ее размеры составляют 121x109 м, а в свое время высота достигала 62,5 м. Пирамида имеет особенность, которая отличает ее от других пирамид фараонов. Этой особенностью является глубокая вертикальная шахта, перекрытая сверху куполом.О пирамиде Джосера ходят различные легенды, одна из которых гласит о существовании подземного города, в который можно попасть через пирамиду.

Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы. Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света». Высота пирамиды - 140 м. Архитектором гробницы считается племянник Хеопса по имени Хемиун.Загадкой пирамиды является отсутствие упоминания о ней в египетских папирусах, а первые описания архитектурного шедевра встречаются у греческого историка Герадота. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона. Пирамида также известна своми многочисленными загадочными коридорами, которые до сих пор до конца не исследованы учеными.

Одним из новых типов здания, появившихся во время Древнего царства является солнечный храм.Он представляет собой постройку на возвышении, обнесенную стеной. В центре храма был установлен обелиск. Самым известным солнечным храмом является храм Ниуссера (рис.3),построенный в месте под названием Абу-Гураб.

Рис. 3 - Храм Ниссусера

Архитектура среднего царства

Следующий период - среднее царство.Это время, когда фараону удалось восстановить единую власть в Египте под эгидой Фив, что повлияло на развитие египетского индивидуализма, который выражался в том, что теперь каждый египтянин старался заботится о своем бессмертии.В этот период пирамиды уже становятся меньшими в размере, их постройке уделяется меньше внимания.В основном делали акцент на обустройстве внутреннего пространства зданий. Также в этот период развивается городская инфраструктура.Например в период Среднего царства в районе Фаюма был воздвигнут город Кахун.С длинными широкими улицами и водостком.

Архитектура нового царства

В 1 половине XVI в. до н.э. в Египетерастет культ бога Амона. В честь этого воздвигаются такие монументальные постройки, как Луксорский и Карнакский храм. Луксорский храм выполнен в виде прямоугольника, характерной чертой является полная симметричность сооружения. Также храм славится своим обилием колон. Вход в храм украшен статуями Рамзеса II,также на входе можно увидеть огомный обелиск. Карнакский храм раньше был соединен с Луксорским храмом аллеей сфинксов, однако до наших времен она не сохранилась. Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра,его жене Мут и сыну Хонсу. Здание разделено на 33 помещения, в нм можно увидеть множество пилонов, сфинксов, посетить многочисленные лабиринты. Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис.4). Храм вырублен в скале и являет собой три ступени, соединенные между собой пологими пандусами. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Первое что бросается в глаза - это множество колон. На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы.

Рис. 4 - Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Архитектура позднего царства

Власть в Древнем Египте становится менее единой, Египтом правят династии различных соседних стран вплоть до захвата Египта Александром Македонским. Столицей избирается город Саис, город являлся образцом культуры того времени, однако сиаские постройки не дошли до наших дней. Известно что в зданиях того времени применяются и классические египетские элементы: гипостили, пилоны. В эпоху персидского правления храмы уменьшаются, сохраняется тенденция использования колон в архитектуре, но при этом делается упор на отработку декора. После вторжения греков на территорию Египта, можно наблюдать синтез искусства этих двух стран. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу.

Строительные материалы Древнего Египта

На первых порах для Египтяне строительство использовали дерево, которое считалось очень дорогим материалом. Однако в последствии перешли на камень. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. Самым распространенным камнем был асуанский гранит. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка. Большинство зданий в основном строилось из кирпича. Знать часть использовала древесину. Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Стоит заметить, что при строительстве зданий в Египте долгое время использовали только физическую силу рабочих, однако спустя большое количество времени всё же начали внедрять различные механизмы, например, использовать повозку или ворот.

Общая характеристика архитектуры Древнего Египта

В целом основные памятники египетской архитектуры имели религиозный характер. Они были созданы для возвеличивания богов или правителей.

Основными характерными чертами египетской архитектуры является:

  1. Строгая симметрия.
  2. Монументальность.
  3. Ритмика.
  4. Геометричность.

Особенностью древнеегипетской архитектуры также были просторные галереи из множества огромных колон. Наиболее это заметно в храмовых постройках. Египетские храмы обычно строились так, что колоны были частью интерьера. Среди важных деталей архитектуры Египта можно выделить обелиски, пилоны, статуи божеств и сфинксов. Нельзя обойти стороной и древнеегипетские колоны. В Египте их существовало пять видов, но наиболее необычными можно считать колоны с изображением фараонов.

Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. Создавая краски при помощи минеральных веществ и используя продукты животного происхождения они добились наиболее ярких цветов, что позволило им стать мастерами в настенной росписи и украшать интерьеры своих храмов разнообразными рельефами, повествующими и жизненном пути их богов и правителей. В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи.