Титаник загадки истории. Новые загадки «Титаника

Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал о том, что в начале ХХ века в водах Атлантического океана произошла гибель «Титаника». Детский плач, истошные крики, сотни обезумевших от страха людей… До сих пор существует множество различных мифов и догадок, которые связаны с теми трагическими событиями.

Немного истории

10.04.1912 года в порту Саутгемптон (Англия) собралось большое количество народа, чтобы увидеть, как отчаливает лайнер «Титаник». На его борту находилось две тысячи счастливых пассажиров, которые отправились в морскую романтическую поездку по водам Атлантики. Здесь были и магнаты, и миллионеры, и известные люди, а также обычные пассажиры, которые не могли себе позволить купить билет первого класса.

Трехвинтовой «Титаник» был солидных размеров: высота его была как одиннадцатиэтажный дом, а ширина - как четыре квартала. Благодаря оборудованию и паровым четырехцилиндровым машинам, на полном ходу лайнер мог идти со скоростью 25 узлов. Благодаря двойному дну и водонепроницаемым переборкам, он был объявлен как непотопляемый.

События роковой ночи

Дата гибели «Титаника» - ночь на 15.04.1912 года. Это был четвертый день путешествия. Именно тогда радисты лайнера стали получать одну за другой радиограммы от находящихся рядом судов о том, что поблизости айсберги. За 160 минут до того момента, как произошла гибель «Титаника», Ф.Флит заметил по курсу темный большой предмет, о чем был сразу же извещен капитан. Несмотря на предпринятые попытки уйти от столкновения с ледяной глыбой, она вспорола корпус корабля глубоко под водами на треть его длины.

Вода начала заполнять палубы. Интересно, но лайнер плыл с такой скоростью, что из гостей никто не понял сразу, что произошло. Затем был подан сигнал SOS на располагавшиеся вблизи корабли. Уже по прошествии времени, архивы смогли подтвердить, что шлюпок на лайнере было в два раза меньше, чем необходимо.

Экипаж распорядился, что в тот момент, когда происходила гибель «Титаника», сначала было необходимо спасти пассажиров первого класса. Одним из первых в шлюпку сел директор компании, которой принадлежал корабль. Нижнюю палубу, где располагались 1500 человек, закрыли. Это было сделано с той целью, чтобы пассажиры не ворвались к шлюпкам. Трагедия до сих пор считается крупнейшей катастрофой мирного времени. Обстоятельства, с которыми связана гибель 1500 человек, до сих пор окутана тайной.

Загадки, с которыми связана гибель «Титаника»

Если тот факт, что встреча с айсбергом действительно была, не вызывает сомнений, то всему остальному, происходящему на борту и в водах, до сих пор нельзя найти точного объяснения. Например, за несколько недель до трагических событий был опубликован «Атлантис» (роман Г. Гауптана). Удивительно, но события, происходящие в книге, во всех подробностях совпали с тем, что происходило на борту лайнера. Совпадение?

Другая тайна гибели «Титаника» была обнаружена весной 1996 года, когда английская экспедиция в течение месяца исследовала корпус корабля при помощи мощнейшей, уникальной техники. Ею были получены удивительные данные: на уровне ниже ватерлинии находится шесть отверстий, которые занимают площадь не больше 5 метров. Если с лайнером столкнулся айсберг, то в корпусе была бы огромная пробоина не менее 30 метров.

Еще одна тайна связана с загадочным объектом. Во время трагедии рядом с лайнером проплывал другой корабль с потушенными огнями. Долгое время предполагали, что это был «Калифорниан». Капитан парохода был обвинен в отказе от помощи гибнущим. И только спустя 50 лет ученые смогли доказать, что это был другой морской объект, возможно «Самсон», который возвращался с браконьерского промысла в Норвегию.

Интересны факты, связанные с поведением отдельных людей, например, почему не поплыл на судне его владелец, хотя всегда участвовал в первом плавании своих кораблей. Почему так и осталась не загружена на борт уникальная коллекция картин, которая должна была быть доставлена в другое место?

Множество и других обстоятельств остаются неразгаданными. Вполне возможно, что дальнейшие экспедиции смогут приоткрыть завесу тайны.

«Титаник», трудно найти человека, которому было бы совсем ничего не известно о печальной судьбе самого большого и роскошного корабля начала XX века. О затонувшем в ледяных водах лайнере написано множество книг, снято семнадцать художественных фильмов и два телесериала. Есть даже мюзикл «Титаник» и опера-реквием.

Самым же знаменитым произведением масскультуры об этой катастрофе является оскароносный двухсотмиллионный блокбастер Джеймса Камерона. Кроме одиннадцати «Оскаров», фильм Камерона «Титаник» может похвастаться еще одним достижением. Дотошные киноведы-историки насчитали в этом блокбастере ни много ни мало 157 ошибок.

Самый знаменитый прокол - это электронные часы на руке одного из утопающих, которых в 1912 году просто не могло быть. Не могло быть у собак из фильма специальных поводков: изобретенных лишь в 1970 году. Прокол получился и со статуей Свободы. В фильме она такого же цвета, как и сейчас - зеленого. Но в 1912 году - она была еще коричневой, а зеленой стала только через 35 лет после создания, то есть в 1921 году.

Крупнейшие морские катастрофы

Во многом благодаря именно этому фильму, многие люди во всем мире думают, что гибель «Титаника» была крупнейшей морской катастрофой в истории человечества. Однако это не что иное, как заблуждение.

Во время гибели «Титаника» морская пучина поглотила 1513 человек. Но в 1940 году немецкие бомбардировщики потопили у побережья Франции британский транспорт «Ланкастрия», на борту которого находилось около семи тысяч человек. Образовавшаяся на месте гибели корабля гигантская воронка засосала более 4500 человек - в три раза больше, чем унесла катастрофа «Титаника» в 1912 году.

Еще большее количество жертв было при гибели немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф», торпедированного в 1945 году советской подводной лодкой под командованием Маринеско. Тогда погибло, согласно официальной версии, 7700 человек. Другая советская лодка потопила немецкий транспорт «Гойя», на котором было от 5 до 7 тысяч человек. А британская авиация отправила ко дну лайнер «Кап Аркона», вместе с 5 тысячами заключенных.

Стоит отметить и то, что и в мирное время были морские катастрофы, число жертв которых было больше, чем во время гибели «Титаника». В 1987 году при столкновении парома «Дона Пас» с танкером у берегов Филиппин погибло около 4 тысяч человек.

Вернемся к тайне гибели «Титаника». Есть несколько экзотических версий о причинах гибели «Титаника».

По одной, все дело было в пробоине от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой. По другой, корабль погубил пожар в трюме. Согласно третьей, во всем повинна мумия Амен-Оту, знаменитой египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа IV, которую перевозили на лайнере. Но общепринятой была версия о том, что «Титаник» затонул от столкновения с айсбергом, следствием которого была огромная пробоина в корпусе корабля длиной 90 м.

Новое о гибели «Титаника»

Однако относительно недавние исследования останков «Титаника» доказали, что и это заблуждение. Айсберг, скорее всего, был, но что касается дыры в корпусе… Вначале ученые не обнаружили никаких следов масштабной пробоины. Но не все было еще ясно, потому как нос корабля увяз в иле и не весь низ корабля был доступен для исследователей.

Позднее, погребенный под 20-метровым слоем ила, низ лайнера обследовали с помощью ультразвука. И что же? И снова никаких следов грандиозной пробоины. Зато нашлась цепочка из шести небольших отверстий суммарной площадью около… квадратного метра. Именно они и погубили «самое надежное судно в мире», как называли «Титаник» перед его первым и последним плаванием.

Гибель крупнейшего морского лайнера под названием «Титаник» является самой известной и обсуждаемой трагедией подобного рода. На эту тему исследовано бесконечное количество документов, приводятся воспоминания тысяч свидетелей, написаны сотни работ и книг, сняты документальные и художественные фильмы...

Тем не менее тайна гибели «непотопляемого корабля» до сих пор не разгадана до конца и, более того, эхо величайшей трагедии доносится до наших времен.

Место гибели этого «непотопляемого» лайнера, утонувшего в холодных водах Атлантики после столкновения с айсбергом 15 апреля 1912 года, находится в координатах 41°43"55" северной широты 49°56"45" западной долготы, что в 600 километрах от острова Ньюфаундленд. Во время этой катастрофы утонуло 1 513 человек из 2 224 пассажиров и членов экипажа.

Только 711 несчастных были спасены подобравшим их кораблем «Карпатия». В настоящее время «Титаник» находится в нескольких милях от координат, которые были переданы радистом в момент крушения, и поэтому он был обнаружен лишь недавно.

Мешала поискам и огромная глубина, на которой лежит изрядно проржавевший и покрытый водорослями остов корабля, — 3 750 метров. Технологий для поисков на такой глубине раньше просто не существовало.

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК

Скажем сразу, что мистическая предыстория этого события, связанного с именем корабля, началась еще 2 000 лет назад с древнего мифа, в котором говорится, что Зевс сбросил восставших против него великанов-титанов в темные глубины Тартара...

Катастрофа «Титаника» стала легендарной и сопряжена с различными необъяснимыми случаями, совпадениями и пророчествами. Увы, на них обратили внимание только после гибели корабля.

Так, к примеру, еще на стадии строительства судна на верфи в Белфасте среди докеров постоянно ходили пугающие слухи о том, что лайнер ожидает скверная судьба, поскольку они неоднократно слышали странные стуки в той части судна, где у него располагается второе дно.

Их связывали с наличием в этом замкнутом пространстве целой бригады рабочих верфи, случайно замурованных внутри и неспособных выбраться наружу. Постепенно стуки стали тише, а потом и вовсе пропали, но разговоры об этом не только не прекратились, а стали еще активнее, поскольку на верфи начали появляться призраки тех, заживо замурованных докеров.

ЗАБОЛЕТЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ

Около сотни пассажиров, с трудом доставшие билет на этот корабль, накануне отплытия внезапно сдали билеты обратно. Никто из них потом не смог толком объяснить причину такого решения.

Мало того, даже сам владелец судна, миллионер Пирсон Морган, отказался плыть на корабле «по состоянию здоровья». Несмотря на «плохое здоровье», его в последующие дни видели улыбающимся и веселым на одном из французских курортов под руку с любовницей.

МЕСТЬ ЕГИПТЯНКИ

Были и очевидные пророчества. Так, например, в 1912 году молодожены Тэд и Бланш Маршалл проводили медовый месяц на острове Уайт, мимо которого проходил «Титаник». Когда Бланш увидела судно, она вся задрожала и, выкрикнув «Корабль не доплывет до Америки, он утонет, а многие пассажиры погибнут!», потеряла сознание.

Позднее она сообщила врачам и мужу, что причиной было ее видение. Поначалу на это не обратили внимания, решив, что у женщины просто нелады с психикой.

А еще раньше некая американская поэтесса в 1874 году написала роковую песню о столкновении большого корабля с айсбергом. Но самым известным является случай, когда за 14 лет до катастрофы с «Титаником» Морган Робертсон опубликовал роман «Тщетность», в котором с удивительной точностью описал внутреннее устройство корабля, предсказав даже его название (у Робертсона он назывался «Титан»).

Совпадали даже все научно-технические данные вымышленного и реального кораблей, число пассажиров и количество спасательных шлюпок, а также многие другие детали. Но больше всего впечатляет, что выдуманный «Титан» точно так же погибал от столкновения с айсбергом.

К дополнительной мистической причине гибели корабля многие относят и проклятие древней египетской прорицательницы. Ее мумия была извлечена из гробницы и отправлена на «Титанике» на выставку в Лос-Анджелес. Она и ушла на дно вместе с ним.

ТИТАНИЧЕСКИЕ «ШУТКИ»

Считается, что потусторонняя активность, связанная с «Титаником», усилилась в наше время, когда со дна начали поднимать части затонувшего корабля и личные вещи пассажиров. Многие посетители выставки этих предметов с ужасом рассказывали, как ниоткуда взявшиеся призраки срывали со стен фотографии или роняли на пол экспонаты, толкали экскурсантов и хватали их за волосы...

Но проделки привидений можно списать на впечатлительность посетителей. А ведь есть и реальное продолжение этой истории, которое уж точно ничем, кроме мистики, объяснить невозможно. Так, например, корабль с похожим названием — «Титаниан» — столкнулся с ледяной глыбой в 1939 году, что до смерти напугало экипаж, наслышанный о вышеупомянутой трагедии.

Как некую запредельную шутку можно расценивать падение неизвестно откуда взявшейся ледяной глыбы на крышу одного из домов во время просмотра фильма о «Титанике», а также «утопление» героини кинематографического «Титаника» — актрисы Кейт Уинслет, исполнившей роль шекспировской Офелии в фильме «Гамлет».

Или же «водная» тема другого главного героя — актера Ди Каприо в фильме «Пляж». Таким образом, все, что так или иначе связано с трагедией злополучного корабля или его названием, несет в себе мистическую угрозу...

СИГНАЛ ИЗ ПРОШЛОГО

Однако самое удивительное во всей этой многолетней истории, что радиосигналы с тонущего «Титаника» поступают до сих пор. Один такой случай был зафиксирован 15 апреля 1972 года, когда радист американского военного корабля «Теодор Рузвельт» принял с давно затонувшего океанского лайнера сигнал о помощи.

Радист поначалу решил, что у него галлюцинации или что кто-то решил его разыграть. Теряясь в догадках, он запросил берег. Ответ оказался на удивление флегматичным: на сигнал SOS не отвечать, продолжать двигаться прежним курсом. Уже в порту командованию этого линкора настоятельно разъяснили, что давно утонувший корабль по понятным причинам не может подавать сигналы.

Однако радисту корабля, который поймал сигнал SOS, показалось странным, что разъяснения по поводу его иллюзий или неустановленного шутника в эфире давали представители ФБР, а не его непосредственное начальство. Он не поверил и начал свое расследование. Оказалось, что в разные годы, с периодичностью один раз в шесть лет, аналогичные сигналы с утонувшего «Титаника» слышали и многие другие радисты.

ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ ПО ВРЕМЕНИ

Абсолютно необъяснимой выглядит и следующая история. В начале августа 1991 года научно-исследовательское судно «Ларсон Напер» в том самом месте, где некогда утонул «Титаник», якобы подобрало спасательную шлюпку.

В ней находился бородатый мужчина в годах, облаченный в морскую офицерскую форму начала века и утверждавший, что он является капитаном «Титаника». Поскольку человек настойчиво твердил, что сейчас 1912 год, то его поместили в психиатрическую клинику. Что с ним было дальше — неизвестно...

В том же 1991 году глубоководный робот достал со дна океана из руин «Титаника» некоторые вещи, которых там никак не могло быть, поскольку они относились к другому времени. Это было ружье, из которого, как считалось, стрелял капитан, желая прекратить панику, но выпущенное в 1928 году, и чемодан с 10 000 долларов, датированных 1996 годом!..

В 1992 году в Северной Атлантике некое норвежское судно занималось ловлей сельди. Внезапно у него отказал двигатель, и в то же время рыбаки увидели, как по правому борту в зоне их видимости из морской пучины возник огромный корабль. Видно было, как по его палубе мечутся люди и падают в воду. Надпись на борту судна гласила, что это и есть тот самый «Титаник»!

Но уже через две минуты призрачный корабль в мгновение ока скрылся в водах Атлантики. На поверхности воды видны были борющиеся со стихией пассажиры с затонувшего корабля. Однако рыбаки траулера не могли подплыть к ним из-за поломки своего двигателя, поэтому дали команду SOS в эфир, на которую откликнулся военный корабль США.

Он поднял на борт около десятка людей в спасательных жилетах, на которых было написано Titanic. Примечательно, что это действительно были люди, а не призраки умерших. Однако в дальнейшем вся информация о случившемся также была засекречена.

В 1994 году, опять-таки в водах Атлантики, где затонул «Титаник», моряки датского рыбацкого судна увидели в спасательном круге посиневшую от холода девочку приблизительно двух лет. Ее вытащили из воды, отогрели и оказали медицинскую помощь.

Примечательно, что на круге также была надпись: Titanic. Пытались расследовать этот случай, но безуспешно. Девочка была слишком мала для того, чтобы что-нибудь рассказать. А когда она выросла, то уже ничего не помнила о том, что с ней было...

СМЕРТЕЛЬНАЯ ПЕТЛЯ

Понятно, что появление людей из прошлого на месте гибели корабля кажется абсолютно невозможным и не отвечает ни одной из существующих научных теорий.

А поэтому за дело взялись парапсихологи. По их предположению, время в этом месте потеряло свое значение, образуя своеобразную петлю. В результате этого некоторые пассажиры «Титаника» попадают в наше время.

Другими словами, «Титаник» столкнулся не столько с айсбергом, сколько с порталом во времени, в результате чего не только предметы, но и люди попадают из прошлого в будущее и наоборот. Правда, случаев, когда наши современники попали в прошлое, пока не зафиксировано. Да и как их зафиксируешь? Возможно, они в этом месте и были, но утонули вместе с другими пассажирами «Титаника»...

НЕ ЗНАЯ БРОДУ...

Как известно, все художественные кинофильмы о гибели «Титаника» снимались в безопасных условиях на суше, были смоделированы на макетах и муляжах и с помощью компьютерных технологий. До сегодняшних дней не отмечалось даже попыток по созданию полной копии «Титаника». Эта идея, казалось, никогда не сможет найти своего творца — слишком страшной оказалась мистическая напасть, исходящая от имени этого корабля...

Однако смельчак все-таки нашелся. Им оказался австралийский миллионер Клайв Палмер, который в апреле 2012 года, когда отмечалось столетие со дня гибели «Титаника», внезапно объявил всему миру, что он закажет китайской компании полную копию этого лайнера, но с современной начинкой — двигателем и остальным навигационным оборудованием.

Название будущего корабля — «Титаник II», что, по его мнению, отвлечет от лайнера мистическую угрозу. Предположительная дата спуска корабля на воду — 2016 год. Однако, по некоторым данным, «Титаник II» все-таки не будет построен, по-видимому из-за тех же мистических опасений...

Аркадий ВЯТКИН

«Титаник» - в начале XX столетия крупнейшее пассажирское судно, которое принадлежало английской почтово-пассажирской пароходной компании «Уайт Стар Лайн» - был построен в 1911 году. Водоизмещением 46328 тонн, длиной - 269 м, скорость - 25 узлов. Совершая свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Численность погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы больше 14 миллионов фунтов стерлингов, в то время - астрономическая сумма. Гибель «Титаника» - одна из величайших морских катастроф XX столетия.

1985 год, 1 сентября – трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе «Альбин» на глубину больше 4-х км и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус «Титаника». Но его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели Титаника, но и вызвало много новых вопросов.

Так, на протяжении всех этих лет считалось, что Титаник затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длину около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса лишь 6 сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, к примеру, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса лайнера. Но отчего могли произойти эти взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?

Может быть, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная морская вода, у которой была температура 2 градуса по Цельсию. Когда она начала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения. Металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу…

Факт столкновения «Титаника» с айсбергом сомнения не вызывает. Об этом свидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять-таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66000 тонн, двигавшееся со скоростью 40 км/час!

Возможно, Титаник вовсе и не столкнулся с айсбергом, а только слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это «что-то» намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став истинным виновником гибели судна?


Ну а если все-же виновник - айсберг, то почему вообще произошло такое столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения на море - явлении удивительном для этих широт и этого времени года - вахтенным офицерам и матросам не удалось своевременно заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы? Тем более что, как выяснилось позднее, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросы-наблюдатели в «вороньем гнезде» на мачте даже небыли снабжены биноклями. Они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля. Когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который можно было легко устранить заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся целыми остальные двенадцать отсеков обеспечили бы Титанику плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.

К несчастью, Мэрдок скомандовал по-другому: «Полный назад! Лево руля!», подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера. Результат этой роковой ошибки опытнейшего морского офицера известен…

Комиссия, которая расследовала обстоятельства гибели Титаника, пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход «Калифорниен» - единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему гигантскому лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников гибели более чем 1 500 человек, находившихся на борту «Титаника». Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, и более того для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.

На протяжении многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и только в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели «Титаника», пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда 50 с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорниен» находился слишком далеко, с него не могли видеть тонущий «Титаник». Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько большим, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Но вместе с тем выяснилось, что между гибнущим Титаником и лежащим в дрейфе «Калифорниен» оказалось еще какое-то судно, при этом с Титаника его принимали за «Калифорниен», а с «Калифорниен» - за Титаника. Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его «Икс») удалось весьма точно установить по записям в вахтенном журнале «Калифорниен» и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с Титаника. Эти маневры представляются довольно странными.

«Икс», идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время - в 22.25. Ровно в 23.40, то есть в тот момент, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом, «Икс» стопорит машины и ложится в дрейф, а после… разворачивается на 180 градусов, будто намереваясь пойти обратным курсом! Но он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали - с расстояния около 6-и морских миль - наблюдая за развитием трагедии «Титаника». После этого «Икс» запускает машины, вновь разворачивается на 180 градусов и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на «Калифорниен».

Что же это был за «Икс» и почему он вел себя так странно? И если с него на протяжении двух с лишним часов безучастно наблюдали, как гибнет Титаник, то не причастен ли он к гибели лайнера? А может быть, «Икс» вовсе и не был судном?

(Материал В. Ильина)


Многое в этой трагедии до сих пор остается загадкой. О гибели «Титаника» было написано множество книг и снято фильмов, еще больше было порождено легенд. Трагедия потрясла мировую общественность, массовая гибель людей повергла в шок весь мир.

Практически все время после гибели «Титаника» появляются различные легенды, связанные с этим событием. Говорят, что был обнаружен вахтенный журнал капитана норвежского судна, в котором опровергается гибель «Титаника». Потом историками было обнаружено, что владелец судна Морган, известный финансист и миллионер, отказался плыть на судне прямо перед отправлением. Также выдвигалась версия, что «Титаник» – это пароход «Олимпия», построенный по аналогичному проекту. Может, и не было никакого «Титаника»? Интерес к трагедии постоянно поддерживается вновь снимаемыми фильмами и написанными книгами. Но в действительности нет возможности проверить ни одну из этих легенд, так как все произошло очень давно.

Но в любом случае каждая легенда имеет определенную долю правды, поэтому и вызывает интерес у общественности. Осталось только определить, что правда, а что вымысел в каждой легенде. Подробности гибели судна описывать не стоит, об этом и так много сказано. Обратимся к тайнам, связанным с «Титаником».
Начнем по порядку. За несколько десятков лет до трагедии в Нью-Йорке издательством «Арчибальд Уэлш и К°» была напечатана фантастическая книга некоего капитана Моргана Робертсона. В ней был описан опыт кораблекрушения пассажирского парохода, в котором капитан сумел спастись. Но это не самое главное. Важно то, что пароход назывался «Титан». При этом все технико-технические данные совпадали с «Титаником»! Также совпадали размеры корабля, число пассажиров, число спасательных шлюпок, а также масса других деталей. А погиб «Титан» от столкновения с айсбергом. Ничего не напоминает?

Если до трагедии о книге практически не знали, то после гибели «Титаника» книга стала хитом продаж. Издатели переиздавали ее много раз, получая огромные прибыли. Книга содержала практически документальное описание того, что происходило во время гибели «Титаника». Это несмотря на то, что произведение было написано задолго до трагедии. Читатели были потрясены этим мистическим совпадением.

Рекламная кампания, направленная на популяризацию «Титаника», стала самой масштабной в начале 20 века. Во всех газетах, которым щедро заплатили владельцы судна, описывались и превозносились достоинства корабля. Газетные заголовки пестрели описаниями десятиэтажного плавучего дворца с водоизмещением в 50 тысяч тонн, 269 метров длиной и 28,2 метра шириной. Красиво описывались прогулочные палубы и длинные коридоры корабля, а 762 каюты были готовы принять массу желающих пассажиров. Корабль был защищен двойным дном и 19 водонепроницаемыми отсеками, что делало его практически непотопляемым. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс даже заявлял, что корабль сможет плыть при четырех отсеках, заполненных водой.

Газетчики вовсю описывали современное оборудование лайнера и его роскошные салоны, делались невероятные статистические выкладки, которые должны были поразить воображение читателя. Говорилось, что на «Титанике» запасено 44 тонны мяса и птицы, 35 тысяч яиц и 40 тонн картофеля, 27 тысяч бутылок пива и воды и 5 тонн сахара. Сообщалось, что в первый рейс поедет 10 миллионеров, которые будут везти в сейфах лайнера золото и драгоценности, стоимость которых превышает сотни миллионов долларов. Все мечтали попасть на первый рейс корабля, чем особо гордилась «Уайт стар лайн», владевшая «Титаником».
«Титаник» был введен в эксплуатацию 2 апреля 1912 года, а 10 апреля в час дня корабль вышел в свое первое и последнее плавание. На четвертый день плавания радисты «Титаника» стали принимать тревожные сигналы от судов поблизости. Сообщалось, что вокруг множество айсбергов и лучше снизить скорость.

«Титаник» в это время находился в 450 милях к югу от острова Ньюфаундленд. О сигналах было сообщено капитану судна Эдварду Джону Смиту. Но он не придал этому должного значения, отдав приказ впередсмотрящим быть более бдительными.
Результат такого решения известен всем. «Титаник» столкнулся с айсбергом, погибло около полутора тысяч человек, единицы чудом спаслись, попав на шлюпки. Хронология событий описана подробным образом во многих источниках, поэтому не будем вдаваться в подробности. Однако есть к чему придраться.

Непонятно, почему на таком корабле, как «Титаник», не было мощного прожектора-искателя, который бы освещал путь по курсу корабля. Это еще мелочи, ведь у впередсмотрящих не было даже биноклей. Также вызывает вопросы поведение капитана, который при столкновении с айсбергом дал команду «Средний вперед», что только приблизило момент гибели лайнера. В результате трюмы «Титаника» моментально наполнились водой. К действиям капитана вообще больше всего вопросов. В момент столкновения он сразу же отправился в каюту к одному из самых богатых людей Америки Джону Астору, приглашая того занять место в шлюпке. И это вместо того, чтобы отдать приказ радистам давать сигнал SOS. Вызывает недоумение.

Еще один факт, вызывающий недоумение. На «Титанике» было всего 20 шлюпок, которые могли вместить 1178 человек. На борту корабля во время трагедии находилось 1316 пассажиров и 885 членов команды. И это притом, что лайнер рассчитан на 3300 человек. Складывается впечатление, что кто-то специально создавал все условия для трагедии.

Это было также отмечено западными авторами. В июне 1995 года в свет вышла книга под названием «Загадка Титаника». Ее авторы Роберт Гардинер и Дан ван дер Вата описали множество странных событий и происшествий, непосредственно связанных с трагедией. Опять же упоминалось о том, что по состоянию здоровья отказался плыть на корабле известный миллионер Пирсон Морган, которому и принадлежало судно. Хотя пару дней спустя трагедии его видели на одном из курортов Франции со своей любовницей. Ни о какой болезни не было и речи, мистер Морган излучал здоровье и благополучие.

Еще один интересный факт. На борту корабля должна была перевозиться уникальная коллекция картин, но она осталась на берегу. На данный момент эта коллекция является основой Нью-Йоркского музея современного искусства. Почему картины не отправились вместе с лайнером. Также в последний момент отказались плыть около 50 человек. В основном это близкие друзья и деловые партнеры Моргана. Среди них стальной магнат из Германии Генри Фрик и американский мультимиллионер Джордж Вандербильт. В чем причина такого неожиданного решения?

В книге также выдвигается версия о том, что «Титаник» был на самом деле очень похожим на него пароходом «Олимпик», который построили на год раньше. Перед отправкой на корме и борту «Олимпика» поменяли надпись, после чего в море уже вышел «Титаник». Для чего это было сделано?

Одной из версий является то, что «Олимпик» до этого успел попасть в несколько неприятных ситуаций. Пароход столкнулся с британским крейсером, при этом капитаном «Олимпика» на тот момент был Эдвард Джон Смит, будущий капитан «Титаника». Виновным был признан экипаж судна «Олимпик», а компания «Уайт стар лайн» должна была лишиться одного миллиона долларов. На тот момент это была крупная сумма. Именно это, по мнению авторов книги, и послужило причиной создания коварного плана. «Олимпик» под видом «Титаника» был отправлен в рейс. При этом его капитану был отдан приказ двигаться на всей скорости, несмотря на любые предупреждения об айсбергах. Катастрофа была спланированным актом.

Несколько лет назад из затонувшего лайнера удалось извлечь более четырех тысяч предметов. Ни на одном из них не было пометки «Титаник». Авторы книги утверждают, что настоящий «Титаник» прослужил компании еще двадцать лет под именем «Олимпика» и был списан в 1935 году. Насколько это правда, судить только читателю. К сожалению, возможности получить достоверные доказательства не существует.

Это была очередная легенда о событии, которое повергло в шок весь мир. Но действительную причину гибели «Титаника» не может знать никто.