Орфограммы в приставках упражнения. Урок на тему «Орфограммы в приставках
Слайд 2
Иноязычные приставки: Инфра-, ультра-, экстра- инфракрасный, ультрафиолетовый, экстраординарный.
Слайд 3
2. Согласные на конце приставок От-, над-, под-, пред-, об-, с- пишутся всегда одинаково. Отдельную группу составляют приставки на З-С Виноязычных приставках дез- (дес-), диз-(дис-), экз-(экс-) буква З пишется только перед гласными: Дезорганизация, дисгармония, экскурс
Слайд 4
Алгоритм 1. Приставка на З – С? (Если нет, пишите независимо от фонетической позиции в слове) 2. Если на З – С, то пред гласным и звонким согласным – З; пред глухим согласным – С.
Слайд 5
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
ПРЕ- ПРИ- = очень присоединение = пере- приближение близость неполное действие Примечание! Чтобы проверить приставку ПРЕ- заменой на приставку ПЕРЕ-, можно подобрать слово с другим корнем. Например: дождь прекратился – дождь перестал.
Слайд 6
Исключения
Слова, в которых трудно установить значение приставки: превратности, знаки препинания, пресловутый, пресмыкаться, престол, преимущество.
Слайд 7
Иноязычные слова с традиционным написанием приставок: ПРЕ- преамбула, превалировать, презент, президент, президиум, прелюдия, премьера, престиж, препарат, препоны, прерогативы, претендент, претензия, преферанс, прецедент.
Слайд 8
Иноязычные слова с традиционным написанием ПРИ-: Приватный, привилегия, примадонна, примат, примитив, приоритет.
Слайд 9
Примечание
Слайд 10
Обратите внимание на омофоны, различающиеся приставками ПРЕ- и ПРИ-
Слайд 11
1. Упражнение
Вставьте пропущенные буквы, найдите соответствия (цифра-буква) Пр…зидент, пр…лестный, пр…зирать Пр…мудрый, пр…забавный, пр…отличный Пр…рекания, пр…секать, пр…градить А – значение ПЕРЕ-; Б– близко слову «ОЧЕНЬ»; В– ПРЕ- не выделяется как приставка
Слайд 12
2.Решение орфографической задачи
Вставьте пропущенные буквы, выпишите слова без приставок. 1…бережение, …доровье, …дернуть (з/с) 2. Во…душный,в…тревожиться, во…ненавидеть (з/с) 3. О…лака, о…ласканный, о…сыпанный (б/п).
Слайд 13
3.Тест
Выпишите слова, в которых пишется удвоенная согласная. ра(с,сс)каз 6. ра(с,сс)читывать пере(с,сс)каз 7. ра(с,сс)тояние ра(з,зз)орение 8. ра(с,сс)ольник во(с,сс)тание 9. ра(с,сс)тратить ра(с,сс)чет 10. бе(с,сс)рочный
Слайд 14
4.Тест
Буквы З или С? Выпишите слова, в которых пишется З бе..вкусица 6. ди..бактериоз чере..чур 7. ..десь ни..провергать 8. ..жечь и..жарить 9. не..добровать ни..вергать 10.бли..сидящий
Слайд 15
5.Тренировочные упражнения
Вставьте пропущенные буквы, найдите соответствия (цифра-буква). Пр..озерный, пр..бывать (в страну), пр..ходить к другу. Пр..открыть, пр..сесть, пр..остановиться. Пр..судить, пр..учить, пр..стегнуть. А –близость, присоединение. Б – доведение действия до конца. В – неполнота действия.
Слайд 16
Сочинение-миниатюра
Задание: использовать в тексте слова с приставками-орфограммами: Ра..вет, ни..вергаться, бе..пр..станно, ра..пустилась, п..желтела, ра..цветилась, ..брасывает, и..сохшие, ра..ст..лает, и..чезли, и..мокшие, бе..конечный, во..ходит, ни..ходит.
Посмотреть все слайды
Орфограммы в приставках. Три группы приставок. Правила правописания.. и получил лучший ответ
Ответ от
1.
2. Буквы З, С на конце приставок
3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях
ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.
Ответ от Алина Зинина
[новичек]
1.
Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.
2. Буквы З, С на конце приставок
2. Буквы З, С на конце приставок
В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.
3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.
4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.
4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях
5.НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях
В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.
ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
Учитель: Ребята, нам написали письма герои литературных произведений, вам предстоит их прочитать, исправить ошибки в словах, догадаться кто автор письма. Работать будем в группах. У каждой группы своя карточка со словами. Вспомните правила работы в группах.
Учитель: Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?
Ученик: Знание орфограмм в приставках
Учитель: Предположите, экспертами по какой теме мы будем?
Ученик: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ
Учитель: Правильно. Что мы должны вспомнить по этой теме? (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока).
Учитель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Учитель: Самостоятельно прочитайте в учебнике упражнение № 136 на странице 128.. Что нужно сделать в этом упражнении?
Упражнение 136.
Запиши слова данными группами.
Насыпь, накрепко, натканный;
Пропуск, прорубь;
Подпись, подпол;
Донизу, досуха, доверху;
Отпуск, оттепель, отсвет;
Повар, познанный, помысел;
Заводь, загнанный, засуха.
Поставь в словах ударение. На какую часть слова падает ударение?
Выдели эту часть. Открой обратный словарь на – ь, на – ать.
Найди слова с приставками, для которых слова из этого
упражнения являются проверочными. Допиши по одному слову в каждую группу.
Ученик: Записать слова данными группами. Поставить в них ударение. Выделить ту часть, на которую падает ударение. В обратном словаре найти слова с приставками, для которых слова из этого упражнения являются проверочными.
Учитель: Что будет выступать помощником в этом упражнение? (Обратный словарь) Выполнять задание будем индивидуально, и оно будет разное. Ребята, у которых на партах приклеен красный квадрат, выполняют задание 1 и 2, у кого желтый-1,2,3, у кого зеленый -1,2,3,4.
Учитель: прочитайте первое задание. Кто дописал другое слово?
Прочитайте второе задание. У кого по другому? и т.д.
Какую орфограмму мы вспомнили в этом упражнении?
Ученик: Безударный гласный в приставке.
Учитель:Молодцы, вы справились с заданием. И, чтобы дальше так же хорошо работать, надо отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Ученик: Надо списать текст, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова, в которых орфограммы в приставках.
Учитель: Выполним упражнение в парах по рядам. Первый ряд записывает 1 и 2 предложения, 2 ряд-3,4 предложение, 3 ряд -5,6,7 предложения.
Назовите, какие орфограммы в приставках вы встретили.
Какие еще орфограммы в словах вы нашли?
Ученик: Безударный гласный в корне, проверяемый ударением в словах пока залась, говорит, темнота. Правописание окончаний существительных в единственном числе (в небе), правописание окончаний глаголов (воет), правописание частицы ся (заслушаться)
Учитель: Мы исправили все пропуски, и теперь мы будем художниками. У каждого на столе лежит лист, разбитый на треугольники. В треугольниках записан номер слова, которое я буду называть, если в слове приставка рас-, вы закрашиваете треугольник синим цветом, если раз- то зеленым. Обсуждаем в группах.
Растопить, размолоть, развертеть, растаять, развеять, разбить, расстелить, расчертить
Учитель: Сделайте вывод: как пишутся приставки, оканчивающиеся на з/с?
Ребята, наш урок подошел к концу.
Какую цель вы ставили перед собой?
Достигли ли вы цели?
Нас, как экспертов, ждет задание на дом. Написать по 5 слов на каждую из изученных орфограмм в приставках.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Это большое сердце – знак того, что я очень довольна совместной работой на уроке.
У вас на парте лежат 3 маленьких сердечка: красное – если вы довольны своей работой на уроке и можете научить товарища; розовое – если у вас нет вопросов и вам все понятно; синее сердечко – если у вас остались вопросы. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как сегодня поработали.
Cлайд 1
Cлайд 2
Цель: Систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в приставках слов (задание А15); Отработать орфографические навыки.Cлайд 3
Cлайд 4
Неизменяемые приставки. Приставки, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения: Приставка Примеры Пред- Предположить, предчувствие, предугадать Пере- Пережить, перенести, переплыть Об-(обо-) Обхватить, обогнуть, обойти Под-(подо-) Подберезовик, подогнать Над-(надо-) Надписать, надорвать От-(ото-) Отвинтить, оторвать О- Очаровать, окружить До- Добраться, донести, догнать По- Позабыть, повернуть, пожалеть За- Забраться, закрутить На- Наехать, набраться, наложить Наи- Наилучший, наименьшийCлайд 5
Запомните! Обратите внимание на то, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: греческая приставка а- равна русской приставке не (асимметрия), приставка пра- означает"изначальный, древний; дальний родственник" (прародина, прадедушка)Cлайд 6
Приставки на –з(-с) Написание этих приставок зависит от последующей согласной. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С. Запомни эти приставки: Приставка Примеры Раз-(рас-) раздать рассмеяться Без-(бес-) безголосый беспокойный Из-(ис-) изгнать исподтишка Низ-(нис-) низвергнуть нисходящий Воз-(вос-) возвратить восходящий Вз-(вс-) взрыхлить вспомнить Через-(черес-) черезбороздый чересполосицаCлайд 7
Cлайд 8
Приставки ПРЕ- и ПРИ- Следует иметь в виду, что в современном русском языке существует ряд слов, в которых значение приставок затемнено или приставка как морфема срослась с корнем. Правописание таких слов нужно запомнить. ПРЕ- ПРИ- Преодолеть Примирить Прекословить привидение Пренебрежение Присягать Препятствие Притязание Преимущество Прихотливый пренебрежение привычный Существует небольшая группа слов, написание приставок в которых зависит от лексического значения: Пребывать в городе Прибывать в город Преклонить колена Приклонить голову Преходящий успех Приходящая няняCлайд 9
Буквы И – Ы после приставок Если к слову, начинающемуся с буквы И, прибавить приставку на согласную, И поменяется на Ы Играть – разыграть Искать – разыскать Искл. взимать Исключения составляют русские приставки СВЕРХ-, МЕЖ- и иноязычные КОНТР-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-, ДЕЗ-, ТРАНС-, после которых И в корне сохраняется. сверхинтересный, межинститутский, контригра, суперинфекцияCлайд 10
Разделительные Ъ и Ь. В задании А15 вы можете встретить слова, в которых нужно вставить разделительные Ъ или Ь.Cлайд 11
Домашнее задание. А1. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) Без..нициативный, сверх..нтересный, пред..стория б) Пр..морский, пр..тормозить, пр..коснуться в) Бе.порядочный, ра..жигать, и..целить г) по..ключить, пре..положительный, о..брасывать А2. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..одолевать, пр..образование, пр..интересный б) под..тожить, сверх..нтересный, без..скусный в) бе..донный, ра..чесать, во..клицание г) пр..консультировать, под..брать, пр..бабушка А3. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) в..кружить, бе..корыстный, ра..гореться б) пред..дущий, дез..нформация, от..скать в) сопр..вождение, под..йти, пр..дедушка г) пр..открывать, пр..брежный, пр..свистывать А4. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) без..дейный, пред..стория, раз..граться б) ра..буженный, бе..причинный, и..давать в) пр..неприятный, пр..кратить, пр..слониться г) о..ключить, пре..сказать, по..пустить А5. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..забавный, пр..граждать, пр..глушил б) в..бодрившись, и..черпанный, не..жатый в) не..плаченный, с.звучно, пр..родина г) с.ронизировал, раз..скивавший, от..гратьсяCлайд 12
А6. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) По..солнечник, о..бросить, пре..писание б) пр..ключение, пр..обрёл, пр..брежный в) во..хождение, бе..культурье, ра..бросать г) с.гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм А7. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) Об..греватель, нед..варить, н..испособнейший б) Пр..следовать, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать в) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить г) пред..дущий, по..грать, от..гравшись А8. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) И..подтишка, в..думав, не..гибаемый б) пр..возмочь, пр..вращение, пр..следуя в) необ..ятный, зав..южило, суб..ект г) небез..звестный, пред..стория, вз..мать А9. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать б) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный в) И..кажённый, бе..жалостный, ни..послать г) По..веска, пре..теча, по..зарядка А10. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) расп..рядиться, с.гласив, поз..вчера б) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить в) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать г) без..ядерный, раз..ём, прем..ераОрфограммы в приставках. Три группы приставок. Правила правописания..
- 1.
2. Буквы З, С на конце приставок
3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях
ПРЕ-, ПРИ-. - 1.
Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.
2. Буквы З, С на конце приставок2. Буквы З, С на конце приставок
В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.
4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях5.НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях
В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.
ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.