Падение космического корабля. “Прогресс” вернулся ночью


История покорения космоса имеет и трагическую сторону. В общей сложности во время неудачных космических полетов и подготовки к ним погибло около 350 человек. Помимо космонавтов в это число также входят местные жители и персонал космодромов, которые погибли в результате падения обломков и взрывов. В данной статье мы рассмотрим пять катастроф, где жертвами стали непосредственно пилоты космических кораблей. Самое печальное, что большинство аварий можно было избежать, но судьба распорядилась иначе.

Аполлон-1

Год: 1967Число погибших: 3

Официальная причина: искра из-за короткого замыкания в плохо изолированной проводке

Первая в мире космическая катастрофа со смертельным исходом произошла 27 января 1967 года с американскими космонавтами во время тренировки в командном модуле корабля миссии «Аполлон-1» .

В 1966 году в полном разгаре шла лунная гонка между двумя сверхдержавами. Благодаря спутникам-шпионам, США знала о строительстве в СССР космических кораблей, которые, возможно, доставят советских космонавтов на Луну. Разработка кораблей «Аполлон»,в связи с этим, проводилась в большой спешке. Из-за этого, естественно, страдало и качество технологий. Запуск двух беспилотных версий AS-201 и AS-202 успешно произошел в 1966, а на февраль 1967 был намечен первый пилотируемый полет на Луну. Для тренировок экипажа на мыс Канавералл был доставлен командный модуль корабля «Аполлон». Проблемы начались с самого начала. Модуль был серьезно недоработан, и инженерные корректировки десятками вносились прямо на месте.

27 января должна была произойти запланированная имитационная тренировка в модуле для проверки работоспособности всех бортовых приборов корабля. В кабину вместо воздуха был заправлен кислород с азотом в соотношении 60% на 40%. Тренировка началась в час дня. Проходила она при постоянных неисправностях - были проблемы со связью, и космонавты постоянно чувствовали запах гари, как вследствие выяснилось - из-за короткого замыкания в проводке. В 18:31 по внутренней связи раздался крик одного из космонавтов: «Пожар в кабине! Я горю!». Через пятнадцать секунд, не выдержав давления, модуль лопнул. Прибежавшие сотрудники космодрома не смогли ничем помочь - космонавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли на месте от многочисленных ожогов.

Союз-1

Число погибших: 1

Официальная причина: отказ тормозной парашютной системы/недоработки при производстве космического корабля

23 апреля 1967 года было намечено грандиозное событие - первый в истории запуск советского космического корабля серии «Союз» . По плану первым запускался «Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым . Затем планировалось запустить корабль «Союз-2» с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. В открытом космосе корабли должны были состыковаться, а Елисеев и Хрунов перейти в «Союз-1». На словах все звучало масштабно, но с самого начала что-то пошло не так.

Сразу после пуска «Союза-1» не открылась одна солнечная батарея, нестабильно работала система ионной ориентации, и отказал солнечно-звездный датчик ориентации. Миссию пришлось прекратить в срочном порядке. Полет «Союза-2» отменили, а Владимиру Комарову было приказано вернуться на Землю. Здесь тоже возникли серьезные проблемы. Из-за отказа систем и смещения центра масс было невозможно сориентировать корабль на торможение. Благодаря своему профессионализму, Комаров практически вручную сориентировал корабль и удачно вошел в атмосферу.

После того как корабль сошел с орбиты, был подан тормозной импульс и произведено аварийное отсоединение отсеков. Однако на последней стадии приземления спускаемого аппарата не раскрылись основной и запасной тормозной парашюты. На скорости около 150 км/ч спускаемый аппарат врезался о поверхность Земли в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении. Владимир Комаров погиб. Причину отказа тормозной парашютной системы установить не удалось.

Союз-11

Число погибших: 3

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана и дальнейшая разгерметизация кабины

1971 год. СССР проиграл лунную гонку, но в ответ создал орбитальные станции, на которых в перспективе можно было оставаться месяцами и заниматься исследованиями. Успешно прошла первая в мире экспедиция на орбитальную станцию. Экипаж в составе Георгия Добровольского , Владислава Волкова и Виктора Пацаева пробыли на станции 23 дня, однако, после серьезно пожара на ОС космонавтам было приказано вернуться на Землю.

На высоте 150 км. произошло рассоединение отсеков. В тоже время непроизвольно открылся вентиляционный клапан, который должен был открываться на высоте 2 км. Кабина стала заполняться туманом, который конденсировался вследствие падения давления. Спустя 30 секунд космонавты потеряли сознание. Еще через 2 мин давление упало до 50 мм. рт. ст. Так как на космонавтах не было скафандров, они погибли от удушья.

Несмотря на тот факт, что экипаж не отвечал на вопросы ЦУПа, вхождение в атмосферу, торможение и посадка прошли успешно. После этого трагичного инцидента пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами.

Шаттл Челленджер

Число погибших: 7

Официальная причина: утечка газа в элементах твердотопливного ускорителя

Середина 1980-х годов была настоящим триумфом для американской программы «Спейс-Шаттл» . Успешные миссии проходили одна за другой в необычайно короткие интервалы, которые иногда составляли не более 17 дней. Миссия «Челленджера» STS-51-L была знаменательна по двум причинам. Во-первых, она побила предыдущий рекорд, так как интервал между миссиями составил всего 16 дней. Во-вторых, в составе экипажа «Челленджера» была школьная учительница, задача которой было провести урок с орбиты. Данная программа должна была вызвать интерес к космическим полетам, который в последние годы немного поутих.

28 января 1986 года космический центр имени Кеннеди был переполнен тысячами зрителей и журналистов. За прямой трансляцией наблюдало около 20% населения страны. Шаттл взмыл в воздух под крики восхищенной публики. В начале все шло хорошо, однако затем стали заметны клубы черного дыма, выходящие из правого твердотопливного ускорителя, а затем появился факел огня, исходящий из него.

Спустя несколько секунд пламя стало значительно больше из-за сгорания утекшего жидкого водорода. Примерно через 70 секунд началось разрушение внешнего топливного бака, затем последовал резкий взрыв и отсоединение кабины орбитера. Во время падения кабины астронавты оставались живы и находились в сознании, ими даже были приняты попытки по восстановлению подачи энергии. Но ничего не помогло. В результате удара кабины орбитера об воду, на скорости 330 км/ч, все члены экипажа погибли на месте.

После взрыва шаттла многочисленные камеры продолжали снимать происходящее. В объективы попали лица шокированных людей, среди которых были и родственники всех семи погибших астронавтов. Так был снят один из самых трагических репортажей за всю историю телевидения. После катастрофы был введен запрет на эксплуатацию шаттлов сроком на 32 месяца. Также была доработана система твердотопливных ускорителей, а на всех шаттлах стали устанавливать парашютную систему спасения.

Шаттл Колумбия

Число погибших: 7

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата

1 февраля шаттл «Колумбия» успешно возвращался на Землю после удачной космической миссии. В начале вхождение в атмосферу шло в штатном порядке, но позже тепловой датчик на левом крыле передал в ЦУП аномальное значение. От внешней обшивки откололся кусок теплоизоляции, в результате чего вышла из строя система термозащиты. После этого зашкалили за минимум четыре датчика гидравлической системы корабля, а буквально через 5 минут связь с челноком оборвалась. Пока персонал ЦУПа пытался связаться с «Колумбией» и выяснить, что произошло с датчиками, один из сотрудников увидел в прямом эфире уже разваливающийся на куски шаттл. Весь экипаж из 7-ми человек погиб.

Эта трагедия нанесла серьёзный удар по престижу американской космонавтики. На полет шаттлов вновь был наложен запрет на 29 месяцев. В дальнейшем они выполняли только критически важные задания по ремонту и обслуживанию МКС. Фактически, это был конец существования программы «Спейс-шаттл». Американцы вынуждены были обратиться, с просьбой к России о транспортировке космонавтов на МКС на российских кораблях «Союз».

Ракета носитель «Союз», которая должна была доставить на орбиту Земли грузовой корабль «Прогресс МС-04 », стартовала 1 декабря в 17:51 по московскому времени. Космический корабль должен был доставить на МКС 2,5 тоны груза, однако на высоте 190 километров над Тувой корабль был потерян. Отмечается, что большая часть фрагментов сгорела в атмосфере.

Несмотря на то, что грузовой корабль должен был доставить на МКС 2,5 тонны грузов, в число которых входило топливо, вода, системы дозаправки и медикаменты, специалисты отмечают, что его потеря не скажется на функционировании Международной космической станции и её экипажа. Помимо этого, на орбиту «Прогресс» должен был доставить научное оборудование: оранжерею «Лада-2», при помощи которой планировалось вырастить сладкий перец, и скафандр «Орлан МКС» обновлённой модификации, который обладает уникальной системой терморегулирования, что позволяет космонавтам не отвлекаться на включение-выключение систем обогрева вручную. Также стало известно, что корабль вёз новогодние подарки на МКС. Авария произошла во время работы двигателей третьей ступени.

Те остатки корабля, которые не сгорели в атмосфере, вероятно упали недалеко от российско-монгольской границы, в 60-70 километрах западнее города Кызыл. Оперативная группа пожарных тут же отправилась к месту вероятного падения. Осуществляется сбор информации от очевидцев. Работу по поиску осложняет лесистый район данной местности. Сотрудники МЧС заявили, что поиск обломков в бескрайней тайге — дело почти бесперспективное. Спасатели призвали местных жителей тут же сообщать о найденных обломках ракеты в соответствующие органы.

Тем временем в сети к падению «Прогресса» отнеслись с юмором. Один из комментаторов написал: «Зато теперь в Туве есть хоть какой-то прогресс», а другой комментатор написал такой ироничный пост: «Жители Тувы благодарят Роскосмос за корабль «Прогресс» с новогодними продуктами».

Падение космического корабля «Прогресс» над Тувой видео

Хотите получить качественное образование за границей? Превосходным выбором для этих целей станет магистратура в Великобритании . Всю необходимую информацию можно найти на сайте «EduCat».

Обернувшийся катастрофой запуск транспортного грузового корабля нового поколения «Прогресс МС-04» к Международной космической станции стал первым крупным провалом России в космосе за последние полтора года. За четыре дня до этого вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия вырвалась «из пелены поражений, обидных аварий и катастроф». Что произошло с «Прогрессом» и чем это грозит, разбиралась «Лента.ру».

Запуск «Союза» с «Прогрессом» состоялся на космодроме Байконур в 17:52 по московскому времени. Старт ракеты-носителя и отделение первых двух ступеней прошли успешно. Предполагалось, что корабль проведет в автономном полете двое суток. Стыковка с МКС планировалась на 19:43 по московскому времени 3 декабря.

Спустя 383 секунды после старта в Роскосмосе отчитались о пропаже телеметрии, а штатные средства контроля не обнаружили корабль на расчетной орбите. Связь была потеряна, когда корабль находился на высоте около 190 километров над безлюдной гористой местностью Республики Тыва. «Прогресс МС-04» не смог выйти на расчетную орбиту из-за того, что ракета-носитель не набрала достаточную скорость. Корабль разрушился при вхождении в плотные слои атмосферы.

На борту корабля было около 2,5 тонн различных грузов для членов экипажа 50-й долгосрочной экспедиции МКС. Помимо еды, воды, воздуха, различных посылок и других средств обеспечения жизнедеятельности космонавтов и астронавтов, «Прогресс МС-04» должен был доставить топливо для космической станции. Кроме всего прочего, корабль перевозил оранжерею «Лада-2» для выращивания сладкого перца, пшеницы и салата в условиях невесомости, а также первый экземпляр скафандра нового поколения «Орлан-МКС».

По предварительным данным, ущерб для Роскосмоса от потери «Прогресса» может превысить четыре миллиарда рублей. Запуск осуществлялся на бюджетные средства, и страховка полностью ущерб не покроет. Некоторые эксперты поспешили найти в катастрофе украинский след - якобы была неисправность системы управления, произведенной, по предварительным данным, на харьковском ГНПП «Коммунар».

Источник в космической отрасли рассказал «Ленте.ру», что причиной произошедшего может быть отказ Роскосмоса от современных ракет-носителей «Союз-2.1а» в пользу устаревшей модификации «Союз-У».

«Такими темпами нам не на чем будет запускать наши "Прогрессы", и мы не обойдемся без помощи американцев: после потери грузового корабля в апреле 2015 года мы были вынуждены перейти с современного носителя "Союз-2.1а" на старый и проверенный "Союз-У". Теперь и с ним, кажется, проблемы», - уточнил источник. Он также отметил, что делать выводы и называть виновных преждевременно.

Источник «Ленты.ру» имел в виду аварию, произошедшую полтора года назад, утром 28 апреля 2015 года. Тогда с запущенного к МКС при помощи ракеты «Союз-2.1а» грузовика «Прогресс М-27М» в ЦУП тоже перестали поступать телеметрические данные. Роскосмос заявил, что переводит стыковку грузовика с МКС на двухсуточную схему. В течение суток в ведомстве не давали внятных комментариев. Между тем уже ближе к вечеру 28 апреля «Прогресс М-27М» вошел в неконтролируемое вращение, а на следующий день ВВС США зафиксировали на орбите рядом с грузовиком обломки неизвестного происхождения.

«Прогресс М-27М» начал неконтролируемый сход с орбиты, и 8 мая осколки грузовика (который, кстати, вроде бы должен был доставить на МКС Знамя Победы) упали в Тихий океан. Это произвело много шума в сети, и в космическом агентстве поспешили заявить, что Знамя Победы уже было доставлено на станцию. Причиной аварии эксперты назвали конструктивные особенности совместного использования ракеты и грузовика - проще говоря, по отдельности они были исправны, но их совместная работа не была согласована. В данном случае, вероятно, произошла разгерметизация топливных баков третьей ступени.

Эта неудача заставила Роскосмос отправлять грузовики не на современных ракетах «Союз-2.1а», а на носителях «Союз-У», которые считаются самыми надежными в мире. Однако используются они слишком давно, с 1973 года, поэтому в 2017-м был запланирован их последний полет. Причем даже усовершенствованные модификации грузовиков «Прогресс МС» запускались на тех же «Союз-У». Но и о «Союз-2.1а» не забыли - именно он, в адаптированном для новой стартовой площадки варианте, стартовал с космодрома Восточный ровно через год после катастрофы, 28 апреля 2016-го. Тогда тоже не обошлось без накладок - пуск, запланированный на 27 апреля, перенесли на сутки из-за неисправности в блоке системы управления ракетой.

Неисправность была вызвана халатностью при производстве кабеля, ведущего к топливному клапану. Генеральный директор екатеринбургского НПО автоматики Леонид Шалимов получил предупреждение о неполном служебном соответствии от президента Владимира Путина и подал в отставку. Глава государства назвал случившееся «примером идеального разгильдяйства». Глава Роскосмоса Игорь Комаров и вице-премьер Дмитрий Рогозин отделались выговором.

По иронии судьбы Рогозин четыре дня назад, 28 ноября 2016 года, успел заявить, что «российская космонавтика, вырвавшись из этой пелены поражений, обидных аварий и катастроф, стабилизировав вопросы качества, сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий».

Сегодняшняя ситуация почти в точности воспроизводит события 24 августа 2011 года, когда на участке работы третьей ступени ракеты «Союз-У» случилась авария с грузовиком «Прогресс М-12М». «Тогда на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали в Горном Алтае. Жертв и разрушений на земле не было», - сообщил собеседник .

По его словам, все было штатно вплоть до участка работы третьей ступени, 309-й секунды полета. Через 16 секунд после запуска третьей ступени нарушилась работа двигателя РД-0110, и еще через 33 секунды он аварийно выключился. Третья ступень ракеты с неотсоединившимся от нее кораблем «Прогресс М-12М» по баллистической траектории вошла в атмосферу и разрушилась.

Причины нештатной ситуации стали ясны практически сразу - к нарушению условий работы и снижению параметров двигателя РД-0110 и его аварийному выключению привело уменьшение расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи. Комиссия признала выявленный производственный дефект случайным, то есть единичным случаем, который не повторится при следующих пусках «Союза-У».

В итоговом документе межведомственной комиссии по результатам расследования аварии 24 августа 2011 года говорится о необходимости «разработать и внедрить дополнительные меры контроля состояния агрегатов новых двигателей в процессе их разработки и изготовления, в том числе установить системы видеонаблюдения на рабочих местах в цехах окончательной сборки».

«Случайный производственный дефект обусловлен не нарушениями технологического цикла, а единичными факторами, которые, в общем-то, не должны быть, но могут встречаться в производстве. Задача грамотного хозяйственника - избежать таких случайных дефектов, им не место в отрасли. Если случайный дефект возник второй раз, он уже должен классифицироваться как производственный брак. Но повторюсь, выводы делать рано», - сообщил источник «Ленты.ру».

Сейчас доставлять грузы на МКС могут, кроме российского «Прогресса», частные американские грузовики Dragon (компании SpaceX) и Cygnus (компании Orbital ATK), а также японский HTV. Dragon - единственный на сегодняшний день космический грузовой корабль, способный возвращать грузы с орбиты на Землю. Остальные сгорают вместе с отходами в атмосфере планеты. Расследование причин случившегося наверняка займет некоторое время - спешить в этом вопросе было бы сумасшествием. Пока Россия может воспользоваться помощью партнеров по МКС.

Ближайший пуск к МКС должен состояться через неделю, 9 декабря. К станции в шестой раз отправится корабль HTV Японского космического агентства.

Грузовой космический корабль «Прогресс МС-04 » потерпел аварию над Тувой 1 декабря 2016 года. В результате проблем в работе двигателей третьей ступени, ракета с грузовым кораблём рухнула вниз. Большая часть ракеты и корабля сгорели в плотных слоях атмосферы.

Корабль был потерян из-за нештатной ситуации, когда находился на высоте 190 километров. Остатки обломков упали на труднодоступные безлюдные территории. На место предполагаемого падения выехали спасатели и пожарные, однако найти обломки крайне сложно из-за того, что на данной территории произрастают густые леса. Случаев пожара, несчастных происшествий или пострадавших людей в результате падения обломков не зафиксировано. МЧС и глава Тувы просят местных жителей, в случае нахождения обломков ракеты, немедленно сообщать в соответствующие органы.

Как стало известно, космический корабль «Прогресс» должен был доставить на МКС 2,5 тонны груза, в числе которого были припасы, топливо, вода, сжатые газы, медикаменты и фрукты для новогоднего стола членов экипажа Международной космической станции. По данному поводу в сети даже появились шутки: «Жители Тувы благодарят Роскосмос за корабль «Прогресс» с новогодними продуктами», «Рухнувший Прогресс вёз космонавтам мандарины к новому году ((((((((» и так далее. Помимо этого, на борту рухнувшего на Тувой космического корабля, также находилась оранжерея «Лада-2», в которой планировалось впервые вырастить сладкий перец в условиях невесомости и нестандартных условий космоса. Также на борту упавшего корабля был модифицированный скафандр «Орлан-МКС», который был оснащён автоматической системой терморегулирования.

Падение космического корабля «Прогресс» над Тувой видео