Послевузовское медицинское образование. Российская медицинская академия последипломного образования

Учиться — всё равно, что грести против течения:
только перестанешь — и тебя гонит назад.
Китайская поговорка.

Последипломное обучения врачей зародилось в 30-е годы XIX века, когда университеты Москвы, Казани и Киева стали практиковать обучение врачей с целью повышения их квалификации, также применялись стажировки врачей в зарубежных клиниках. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире клинический институт для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования.

Медицинское последипломное образование превратилось в единую государственную систему в нашей стране в 1964 году. В 1965 году все институты усовершенствования врачей были переданы Минздраву СССР, а в 1968 году была введена интернатура.

Поиск оптимальной модели врачебной подготовки привёл в конце 90-х годов ХХ века к признанию необходимости непрерывного медицинского последипломного образования, что выразилось в изменении парадигмы от «образование на всю жизнь » на «образование через всю жизнь ».

Медицинское последипломное образование можно разделить на несколько видов:

  1. Получение основной специальности (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура).
  2. Повышение квалификации (усовершенствование).
  3. Профессиональная переподготовка.
  4. Самообразование.

Получение основной специальности

Федеральным законом от 22.08.1996 № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими редакциями) определено, что для лиц, завершивших обучение в медицинском высшем учебном заведении, основанием для занятия ими должностей является годичная последипломная подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Интернатуру не проходят выпускники, поступившие в клиническую ординатуру или аспирантуру. Более того, не по всем специальностям предусмотрено прохождение интернатуры. Например, получить основную специальность «Психиатрия » можно как через прохождение интернатуры, так и через обучение в клинической ординатуре. А вот для специальности «Психиатрия-наркология » интернатура не предусмотрена, только — клиническая ординатура (см. приказы в подразделе «Допуск к медицинской деятельности », иллюстрирующие медицинское последипломное образование).

Полный перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка через интернатуру, изложен в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.05.05 № 2374-ВС «О подготовке специалистов в интернатуре ».

Повышение квалификации

Медицинское последипломное образование в виде повышения квалификации (усовершенствование) — это обновление теоретических и практических знаний по уже приобретённой специальности.

Постановлением Правительства РФ № 610 от 26.06.95 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов» утверждено, что последипломное образование в виде повышения квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет .

Медицинское последипломное образование на данном уровне проходит в виде циклов общего или тематического усовершенствования и подтверждается документами:

  • удостоверением о повышении квалификации — для врачей, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объёме от 72 до 100 часов;
  • свидетельством о повышении квалификации — для слушателей, прошедших длительное обучение по программе в объёме свыше 100 часов.

Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка специалистов является ещё одним видом медицинского последипломного образования и проводится на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки должен составлять более 500 часов. В конце обучения пишется дипломная работа и сдаётся государственный итоговый экзамен. Взамен вручается диплом о профессиональной переподготовке , который удостоверяет право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определённой сфере.

Самообразование

Перманентное самообразование является ключевым моментом медицинского последипломного образования. Именно регулярные самостоятельные усилия (в идеале — ежедневные), а не прохождение раз в пятилетку циклов усовершенствования, служат залогом профессиональной компетентности.

Более того, в некоторых дисциплинах, например, в таких, как внутренние болезни, невозможно оказывать качественную медицинскую помощь, не будучи в курсе последних достижений медицинских знаний.

Медицинские вузы России

Перечень учреждений, в которых есть факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки, содержится в файле Медвузы России . Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов.

Список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения, изложен в отдельном файле (уточните данный список по месту обучения).

Институт профессионального образования ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) создан с 1 декабря 2013 года на основании решения Ученого совета Университета (протокол № 8 от 14 ноября 2013 года) в целях организации деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров (приказ Ректора Университета от 4 декабря 2013 года № 896/Р). В его состав вошли: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов; инновационных образовательных технологий); кафедры, реализующие программы ДПО; отдел аспирантуры; отдел ординатуры.

Директором института профессионального образования назначена - профессор, доктор медицинских наук .

В настоящее время в состав Института профессионального образования входят: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов); кафедры, реализующие программы ДПО.

Институт профессионального образования осуществляет подготовку специалистов практически по всем врачебным специальностям. На его базе ежегодно повышают квалификацию более 15 тысяч работников практического здравоохранения. Кроме обучения слушателей, профессорско-преподавательский состав осуществляет подготовку специалистов в ординатуре, аспирантуре и докторантуре. К преподавательской деятельности привлечены высококвалифицированные специалисты, имеющие ученую степень кандидата или доктора медицинских наук. Обучение проводится более чем по 50 врачебным специальностям.

Кафедры института профессионального образования располагаются не только на базах Клинического центра Университета, но и на клинических базах ведущих Научно-исследовательских институтов, научных центров РАН, крупных городских клинических больниц, поликлиник, роддомов и диспансеров. Это дает возможность преподавателям помимо проведения теоретических занятий, демонстрировать современные диагностические и лечебные методики и знакомить слушателей с последними достижениями медицинской науки и практики.

Обучение медицинских работников проводится с использованием симуляторов и тренажеров, что позволяет проводить отработку практических навыков на более высоком уровне.

Институт профессионального образования активно участвует в организации и проведении обучения с применением дистанционных образовательных технологий, а также обучении с применением образовательного сертификата, онлайн-курсов.

С их помощью проходят обучение врачи Астрахани, Ярославля, Ростова, Тулы, Липецка, Белгорода, Пензы, Брянска, Таймыра, Якутска, Ингушетии и ряда других городов Российской Федерации.

Институт профессионального образования активно участвует в пилотных проектах, реализуемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, Департаментом здравоохранения города Москвы:

Пилотный проект по подготовке врачей общей практики для медицинских учреждений г. Москвы по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»

Пилотный проект «О присвоении статуса «Московский врач» по специальностям «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Психиатрия», «Рентгенология», «Гастроэнтерология», «Клиническая фармакология», «Судебно-медицинская экспертиза», а с 01 апреля 2019 года - «Клиническая лабораторная диагностика» на базе Методического центра аккредитации специалистов.

Институт профессионального образования организует и постоянно проводит специальный экзамен для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ, а также экзамена по допуску к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала.

Медицина - достаточно сложная профессиональная деятельность. Специалистам данного профиля требуется не только большой объем теоретических знаний, но и достаточное количество практических навыков. Хотя уровень медицинского образования в нашей стране хуже, чем европейских государствах, нельзя не отметить тенденцию к улучшению уровня качества врачебных услуг. Это обусловлено не только оснащением клиник современным оборудованием, но и значительным повышением уровня профессионализма работников данной сферы.

Медицину по праву можно назвать достаточно прогрессивной сферой научной и предпринимательской деятельности, ввиду чего к работникам данного направления предъявляются довольно высокие требования. Поэтому нет повода усомниться в том, что постоянное повышение уровня квалификации докторов и прочего медперсонала жизненно необходимо на современном этапе развития данной отрасли.

АНО ДПО «СНТА» предлагает гражданам, имеющим среднее или высшее медобразование, пройти специализированные обучающие по переподготовке и повышению уровня квалификации. Все материалы, используемые нашими специалистами в учебном процессе, подобраны с учетом специфики различных направлений медицины. Они отобраны и сгруппированы по модулям, опираясь на нормы федеральных стандартов.

Курсы обучения врачей в учебном центре СНТА

Профессиональный и всесторонний подход к образовательному процессу помог сотрудникам Академии сформировать качественные и полезные учебные программы. Пройдя курс, заказчик получит навыки и знания, которые не будут просто теоретическим багажом и забудутся сразу по окончании обучения. Наши материалы реально пригодятся в трудовой деятельности.

В ходе обучения каждому клиенту предоставляется теоретическая информация по выбранной теме, предлагаются к выполнению различного рода задания. Обучение осуществляется по нескольким программам. Каждая характеризуется своими нюансами, которые можно уточнить у кураторов Академии.

Повышение квалификации медицинских работников

Согласно требованиям, установленным нормами законодательства РФ, персонал высшей и средней категории медучреждений обязан повышать уровень своей квалификации не реже 1 раза в течении 5 лет. Это - необходимое условие осуществления дальнейшей трудовой деятельности. Медработники проходят сертификационные циклы (минимальная длительность - 144 академических часа), а также тематические курсы усовершенствования (16 академических часов и выше).

На базе высшего медицинского образования

В АНО ДПО «СНТА» повышение квалификации граждан, имеющих ВМО, осуществляется согласно одному из следующих сценариев:

  • Сертификационный цикл длительностью 144 академ. часов. По окончании слушателям выдаются сертификаты и удостоверения. Все документы соответствуют госстандартам
  • Цикл тематического совершенствования. Продолжительность - от 16 академ. часов. По итогу оформляются соответствующие удостоверения.

На базе среднего медицинского (медсестры и медбратья) образования

Совершенствование профессиональных знаний и навыков среднего медперсонала описано в Приказе Минздрава РФ №83н от 10 февраля 2016 г. Согласно этому документу, медсестры / медбратья обязаны повышать уровень квалификации 1 раз в 5 лет. Факт прохождения обучения должен подтверждаться документально.

Для работников, не имеющих ВМО, на базе Академии разработаны специализированные курсы обучения. По окончании выдаются удостоверения и сертификаты, соответствующие всем государственным стандартам.

Профессиональная переподготовка медработников

В соответствии с законодательными нормами (в частности, Законом “Об образовании в России” №273-ФЗ от 29.1.2012 г.), медсотрудники, обладающие специализацией, полученной после прохождения интернатуры или ординатуры, имеют право получить ещё одну специализацию. Это осуществляется путем прохождения проф.переподготовки.

Основные требования к данным обучающим программам содержатся в положениях Закона №273-ФЗ. Согласно документу, минимальная продолжительность курса переподготовки - 250 ак.час. или 3-4 календарных месяца.

Переподготовка на базе высшего медицинского образования

Переподготовка граждан, имеющих высшее медицинское образование, позволяет получить им новую специализацию. Список направлений, по которым врач может пройти переподготовку, содержится в Приказе Минздрава РФ №707. После прохождения образовательного курса АНО ДПО «СНТА» выдается диплом государственного образца. Напоминаем, что с 01.01.2019 г. выдача сертификатов о профессиональной переподготовке остановлено. Вместо них оформляется свидетельство об аккредитации врача. Документ выдается после успешной сдачи экзамена в территориальном подразделении Минздрава РФ - региональном аккредитационном центре.

Переподготовка на базе среднего медицинского образования

Профессиональная переподготовка медсестер и медбратьев также позволяет им обрести новую специальность. Список направлений перечислен в Приказе Минздрава РФ. Уточнить подробную информацию можно у сотрудников нашей Академии.

Как проходит обучение медработников?

Основные направления обучения в нашей Академии представлены ниже:

  • лабораторная и клиническая специализация;
  • косметология, диетология;
  • дерматологическая деятельность;
  • кардиология;
  • менеджмент в сфере здравоохранения.

Число направлений корректируется в зависимости от рыночного спроса и степени подготовки обучающегося. По каждому направлению в учебном плане сформированы отдельные блоки. Все учебные материалы размещены на официальном сайте организации. Воспользоваться ими можно в любое время суток. Обучение в нашей академии дистанционное.

Оценка эффективности усвоения материалов осуществляется путем проведения итогового тестирования.

Бумаги об окончании курсов направляются получателю курьерской доставкой, либо экспресс-почтой. Они выдаются адресату под роспись, поэтому утеря и ошибки исключены.

Преимущества курсов переподготовки и усовершенствования по здравоохранению в Академии переподготовки СНТА

  1. Мы стремимся предоставить заказчиком качественный и актуальный обучающий материал, отвечающий современным государственным стандартам.
  2. График обучения очень гибкий. Каждый слушатель может установить необходимое количество учебных часов самостоятельно.
  3. Получить документы, подтверждающие факт успешного прохождения обучения, можно в любой точке России - его доставят в любое удобное место.
  4. Все дипломы и сертификаты изготавливаются в соответствии с государственными требованиями и действуют на всей территории РФ.
  5. Положительные отзывы клиентов каждый раз доказывают, что наши курсы действительно эффективны. Мы реализуем грамотный подход к работе и активно используем новейшие технологии обучения.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

УЧЕБНАЯ РАБОТА

Все виды обучения проводятся согласно Унифицированной программе последипломной подготовки врачей клинической лабораторной диагностики.

Ежегодно кафедра готовит 800 - 1000 специалистов клинической лабораторной диагностики. Преподавание ведется на современном методическом уровне с использованием компьютерных технологий. Кафедра оснащена современной диагностической и учебной аппаратурой, учебными пособиями, представление материала проводится с микроскопов через аналоговые и цифровые камеры и мультимедийные проекторы. Для выездных циклов используется комплект переносного компьютера с мультимедийным проектором, портативный оверхет и слайд-проектор. База данных на переносном компьютере включает несколько тысяч изображений при различных патологических состояниях.

На кафедре создан компьютерный класс для коллективных и индивидуальных занятий. В компьютерном классе курсантам предоставляется возможность работы с обширным архивом изображений цитологических, гематологических, общеклинических препаратов, имеются программы автоматизации рабочего места врача клинической лабораторной диагностики, программы внутрилабораторного контроля качества, обучающие и тестирующие программы по различным разделам специальности, информация о лабораторном оборудовании, расходных материалах, официальные документы.

Основными формами преподавания на очной части циклов усовершенствования являются лекционный курс, семинары, практические занятия, посещение КДЛ ведущих центров, зачеты.

Лекционный курс охватывает наиболее значимые вопросы клинической лабораторной диагностики: патогенез заболеваний, их клинико-лабораторные проявления, диагностическое значение лабораторных показателей, аналитические аспекты лабораторных исследований. Основные положения лекционного курса с клиническими примерами изложены в учебных пособиях, выпускаемых кафедрой.

Семинары проводятся в форме активного диалога с курсантами, разбираются конкретные вопросы диагностической и аналитической составляющих специальности, решаются ситуационные задачи, разбираются истории болезни

Практические занятия - основа освоения лабораторных методов исследования. Кафедра оснащена бинокулярными микроскопами фирмы Цейс, Оптон и другими. Кафедра располагает обширным парком лабораторного оборудования, которое используется в учебном процессе.

Зачеты этапные проводятся в виде собеседований, выполнения практических задач, решения тестовых заданий.

Сертификационный экзамен проводится согласно действующим нормативным документам. Курсантам, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат государственного образца.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

На кафедре клинической лабораторной диагностики РМАПО проводится стажировка преподавателей и сотрудников профильных кафедр клинической лабораторной диагностики регионов России, принимаются сертификационные экзамены. На кафедре постоянно проводятся:

  • Профессиональная переподготовка (специализация) ведется в течение 4 месяцев по основным разделам клинической лабораторной диагностики. По окончании выдается диплом и сертификат специалиста по клинической лабораторной диагностике.
  • Интернатура по клинической лабораторной диагностике проводится в течение 1 года для выпускников медицинских институтов.
  • Ординатура по клинической лабораторной диагностике - обучение очное в течение 2 лет как по линии РМАПО, так и целевая по направлениям местных органов здравоохранения. Обучение рассчитано на подготовку руководителей клинико-диагностических лабораторий.
  • Аспирантура очная и заочная. Готовятся научные сотрудники и преподаватели профильных кафедр клинической лабораторной диагностики. При направлении специалистов в целевую аспирантуру учитываются пожелания местных органов здравоохранения по тематике предлагаемой диссертационной работы.
  • Докторантура - готовятся руководители службы и заведующие кафедрами клинической лабораторной диагностики.
  • Иностранные специалисты - обучаются на циклах усовершенствования, профессиональной переподготовки, в ординатуре и аспирантуре на контрактной основе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Кафедра имеет возможность организовать обучение для небольших групп специалистов по углубленной программе на профильных краткосрочных циклах:

ДЕКАДНИКИ (10-14 дней)

  • Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций
  • Проточная цитометрия в онкогематологии
  • Избранные разделы цитологической диагностики
  • Иммуноферменный анализ в КДЛ
  • ПЦР (полимеразная цепная реакция) в КДЛ

ТРЕНИНГ НА ПРИБОРАХ (5-6 дней)

  • Биохимические анализаторы
  • Гематологические анализаторы
  • Иммуноферментные анализаторы
  • Проточные цитометры
  • Коагулометры
  • Системы электрофореза
  • Системы видеоизображений с микроскопов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Кафедра ведет обширную методическую работу по подготовке учебных программ по специальности, учебных пособий, тестов, экспертизе и рецензировании, участвует в подготовке приказов, указаний, информационных писем, выпускаемых Министерства здравоохранения России. Эти документы готовятся совместно с Научно-методическим центром МЗ РФ и профильными кафедрами РМАПО и других ГИДУВов и ФУВов

НАУЧНАЯ РАБОТА

НИР - одна из основных сфер деятельности кафедры. Научные исследования проводятся совместно с клиническими подразделениями РМАПО, НИИ, базовыми клиниками. Основные научные направления:

  • Исследования гемопоэза при опухолевых и реактивных процессах
  • Исследование особенностей иммуфенотипа опухолевых клеток при лимфопролиферативных заболеваний
  • Молекулярные методы лабораторной диагностики
  • Цитологическая и молекулярная диагностика заболеваний шейки матки и папилломавирусной инфекции. В рамках международного сотрудничества по гранту INCO-COPERNICUS проводятся цитологические и молекулярно-биологические исследования по диагностике папилломавирусной инфекции, дисплазии и рака шейки матки, что позволяет снизить заболеваемость и смертность женщин.
  • Диагностика бактериальных вагинозов
  • Характеристика липидного статуса у больных кардиологического, эндокринного, хирургического профиля. На основе результатов оценки липидного обмена при заболеваниях сердечно-сосудистой, эндокринной, ЖКТ формируется прогностическое заключение.
  • Комплексные исследования сосудисто-тромбоцитарного, плазменного, фибринолитического, антикоагулянтного звеньев гемостаза у пациентов терапевтического и хирургического профиля при лечении с использованием лекарственных препаратов.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

На кафедре реализуется принцип единства учебного и научного процессов. Результаты научных исследований активно используются в преподавании. Сотрудники кафедры участвуют в научных конгрессах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом, выступают с докладами, лекциями. Профессор С.А.Луговская - руководитель московского общества клинической лабораторной диагностики. Профессор И.П.Шабалова - член редколлегии журнала Acta cytopatology.

Российские научно-практические конференции для главных специалистов организует кафедра, приглашая на них заинтересованных специалистов. На конференциях присутствуют от 400 до 600 специалистов из регионов России. Обсуждаются вопросы развития службы, заслушиваются пленарные доклады, проводятся секции, круглые столы, встречи с представителями Минздрава.

Выставки лабораторного оборудования организуются при конференциях, в них принимают участие ведущие производители и поставщики лабораторного оборудования. На заседаниях проходят презентации фирм и симпозиумы, организуемые спонсорами конференций. Возможность непосредственного общения специалистов лабораторной службы с представителями фирм - отличительная особенность выставок при конференциях. На выставках имеют возможность представить продукцию не только крупные фирмы, но и производители, которые начинают работать в области лабораторной диагностики. На кафедре развернуты постоянно действующие стенды лабораторного оборудования, реактивов нескольких фирм.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ РАБОТА

Лечебная работа выполняется в основном на клинической базе - ГКБ им. С.П.Боткина. Высококвалифицированные специалисты кафедры проводят:

  • имунофенотипирование с целью дифференциальной диагностики лимфопролиферативных заболеваний
  • исследование липидного статуса, типирование дислипопротеинемий
  • консультирование гематологических, общеклинических, цитологических препаратов.
  • цитохимические исследования
  • другие виды лабораторных исследований

Диагностические лабораторные исследования проводятся совместно с Медицинским центром «Профи-клиник», клинико-диагностическая лаборатория которого используется в качестве учебно-испытательной базы кафедры. Эта база сертифицирована Росздравом в качестве испытательной лаборатории для проведения приемо-технических, периодических и клинических испытаний реактивов и расходных материалов медицинского назначения, используемых в клинико-диагностических лабораториях.

Диссертационный совет Д208.071.04 по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” был отрыт в РМАПО в 1997 г. Он принимает к защите докторские и кандидатские диссертации по специальностям 14.00.46 - клиническая лабораторная диагностика и 14.00.36 - аллергология и иммунология. В состав Совета входят преподаватели кафедры. Профессор В.В.Долгов - заместитель председателя, профессор В.Т.Морозова - ученый секретарь, профессора С.А.Луговская и И.П.Шабалова - члены Совета.

Испытания приборов, реактивов, контрольных материалов, предназначенных для КДЛ, проходят постоянно на кафедре. Мнение кафедры высоко ценится в Росздаве. Результаты испытаний оформляются протоколом, сообщаются курсантам циклов усовершенствования и могут публиковаться в журнале “Лаборатория” и представляться на конференциях.

Консультирование является одной из основных форм деятельности кафедры. Консультирование проводится на сервере http://www.clinlab.ru .

Федеральная система внешней оценки качества. Сотрудники кафедры участвуют в работе ФСВОК, в частности, доцент И.П.Шабалова и ассистенты Т.В.Джангирова и К.Т.Касоян ведут программу по контролю качества цитологических исследований, доцент И.И.Миронова и ассистент Л.А.Романова готовят материалы для программ “микроскопия осадка мочи”, “микроскопия кала” и других.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество с профильными кафедрами клинической лабораторной диагностики - приоритетное направление деятельности кафедры. Сотрудничество предусматривает подготовку преподавателей для более, чем 40 кафедр ГИДУВов и ФУВов, разработку программ, учебных планов, квалификационных тестов и выполнение других комплексных заданий, обмен учебно-методическими материалами, информационную поддержку.

Сотрудничество с курсом лабораторной диагностики медико-биологического факультета РГМУ. Кафедра сотрудничает с образованным на МБФ РГМУ при кафедре биофизики курсом лабораторной диагностики: для студентов МБФ поводятся лекционные занятия, для студентов 6 курса организовано 2 спецкурса “клиническая лабораторная диагностика” и “Клиническая биофизика”. Студенты выполняют дипломные работы на кафедре и имеют предпочтение при поступлении в ординатуру.

Сотрудничество с лабораторной службой регионов России. В поездках по территории России сотрудники кафедры знакомятся с состоянием лабораторной службы на местах. Это помогает правильно проводить учебный процесс, передавать передовой опыт другим, вносить коррективы в работу конкретных КДЛ, рекомендовать им современные методы и оборудование, помогать специалистам в работе с местными органами здравоохранения. Ежегодно сотрудники кафедры участвуют в 20-30 регионарных конференциях, симпозиумаж, школах или посещают КДЛ в период выездных циклов.

Международное сотрудничество осуществляется кафедрой в первую очередь по профессиональной линии с лабораторными службами стран Содружества. Кафедра принимает на усовершенствование и на рабочие места специалистов бывших республик Союза. Кафедрой организовывались выездные циклы в Узбекистан, Казахстан. Профессор В.Т.Моозова - Председатель Союза научных обществ клинической лабораторной диагностики стран Содружества.

Сотрудничество с фирмами осуществляется на взаимовыгодных и партнерских отношениях. Кафедра - организация, способная компетентно представить лабораторные приборы и реактивы, ознакомить профессиональную аудиторию не только с оборудованием фирм, но провести всесторонний анализ работы с поставщиками, дать сравнительные характеристики, согласовать желания потребителей с возможностями предлагаемого оборудования и реактивов. Высокий профессионализм сотрудников кафедры, оснащенность кафедры современным учебно-диагностическим оборудованием - основа сотрудничества с фирмами.

ДОЛГОВ Владимир Владимирович
Доктор медицинских наук, профессор. Заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики РМАПО, Вице-президент российского научного общества клинической лабораторной диагностики. Окончил 2 МОЛГМИ медико-биологический факультет по специальности врач-биофизик, учился в аспирантуре ПИИ кардиологии им. А.Л.Мясникова, кандидатскую диссертацию защитил по специальности «кардиология». С 1977 г работал на кафедре патофизиологии РМАПО ассистентом, доцентом, профессором. Докторскую диссертацию защитил в 1987 на тему «Морфо-функциональная характеристика эндотелия сосудистой стенки в норме и при атеросклерозе» по специальности патофизиология На кафедре клинической лабораторной диагностики работает с 1989 года. Возглавляет кафедру с 1992 года. С 1993 по 2004 г был главным внештатным лаборантом Министерства здравоохранения РФ. Вице-президент Национального общества клинической лабораторной диагностики, главный редактор научно-практического журнала «Лаборатория. Журнал для врачей». По совместительству работает профессором на кафедре биофизики РГМУ, возглавляет курс клинической лабораторной диагностики. Автор нескольких монографий и учебных пособий, патентов, руководитель 6 докторских и 17 кандидатских диссертаций. Основные научные интересы связаны с клинической биохимией, иммунохимией, гемостазом, лабораторными приборами и вопросами организации лабораторной службы.

Морозова Виктория Тазаретовна
Профессор, д.м.н. Заслуженный деятель науки РФ, Председатель Союза научных обществ клинической лабораторной диагностики стран Содружества. Врач по специальности «лечебное дело», окончила ординатуру, работала заведующей КДЛ, на кафедре с 1960 г. С 1976 по 1993 гг заведовала кафедрой. В 1971 г. В.Т. Морозова была назначена внештатным главным специалистом по лабораторной службе Минздрава СССР, она проработала на этой должности до распада СССР. Автор нескольких монографий и учебных пособий, в том числе настольных книг периода становления лабораторной службы. Морозова В.Т. - Ведение больных в условиях поликлиники. Медгиз. М. 1969 г. ; Марцишевская Р.Л., Морозова В.Т. - Лекарственные препараты, применяемые при заболеваниях системы крови. Справочник. Медгиз. М. 1971 г.; Морозова В.Т. - Лабораторная диагностика лейкозов. Медгиз. Л. 1977 г. Руководитель 3 докторских диссертаций, бессменный Ученый секретарь впервые созданного Диссертационного совета по специальности 14.00.46 «Клиническая лабораторная диагностика». Основные научные интересы сосредоточены в области лабораторной гематологии, общеклинических исследованиях, гемостазе, изоиммунологии, организации лабораторной службы.

Луговская Светлана Алексеевна
Профессор, д.м.н. Руководитель Московского научного общества. Врач по специальности «лечебное дело», окончила ординатуру и аспирантуру на кафедре клинической лабораторной диагностики ЦОЛИУВ, работала ассистентом, доцентом,в том числе на кафедре иммунологии В 1998 г защитила докторскую диссертацию по специальности 14.00.46 «Клиническая лабораторная диагностика». Тема диссертации « Характеристика гемопоэза при опухолевых и реактивных пролиферациях моноцитов/макрофагов». Более 10 лет возглавляла московское общество клинической лабораторной диагностики, член редколлегий журналов «Клиническая лабораторная диагностика», «Лаборатория». Автор нескольких монографий и учебных пособий: «Гематологический атлас», «Лабораторная гематология», «Гематологические анализаторы…», «Иммунофенотипирование в диагностике гемобластозов», электронной версии гематологического атласа. Основные ее интересы связаны с лабораторной гематологией, цито- и иммуногематологией. Ей удалось внедрить в практическую работу кафедры иммунофенотипирование больных с гемобластозами, на этой основе создать профильный цикл тематического усовершенствования и тем самым способствовать внедрению этого подхода в КЛД страны

Шабалова Ирина Петровна
Профессор, д.м.н. Врач по специальности «лечебное дело», окончила ординатуру на кафедре. Работала научным сотрудником в Онкологическом НИИ им. Герцена, в Онкологическои НИ центре им академика Н.Н.Блохина, на кафедре с 1990 г. Докторскую диссертацию по специальности клиническая лабораторная диагностика на тему «Интерактивные программы и молекулярные исследования для оптимизации цитологической диагностики» защитила в 2002 г. Автор «Цитологического атласа» в разделах «диагностика заболеваний молочной железы» и «Диагностика заболеваний шейки матки», а также нескольких монографий и уч. пособий. Под руководством И.П.Шабаловой созданы уникальные электронные учебники-справочники для цитологов по разным локализациям патологического процесса. Ею впервые удалось перевести подготовку цитологов на электронные носители. Она руководитель нескольких кандидатских диссертаций, возглавляла московское общество специалистов клинической лабораторной диагностики, член диссертационного совета, ряда редколлегий журналов. Основные научные интересы сосредоточены в области цитологии, цитохимии, иммуноцитохимии. Консультант в нескольких клинико-диагностических лабораториях ЛПУ Москвы

Авдеева Нина Алексеевна - доцент, к.м.н., врач высшей категории. Пришла на кафедру из КДЛ военного госпиталя им. Н.Н. Бурденко в 1980 г, организовала цикл «Лабораторная диагностика неотложных состояний». Курирует наиболее ответственный цикл «Актуальные вопросы лабораторной службы …» для главных специалистов. Область интересов клиническая биохимия, гемостазиология, неотложные состояния, КОС. Участник создания Типовой программы, Квалификационных тестов, Квалификационных характеристик. Автор кн. «Коагулологические синдромы».

Шевченко Нина Григорьевна - доцент, канд. мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1966 г., после окончания клинической ординатуры, аспирантуры. Хранит и развивает традиции преподавания клинической биохимии, вопросы гормональной регуляции метаболических процессов, контроль качества лабораторных исследований. Участвовала в создании Типовой программы для врачей КДЛ, Квалификационных требований и Квалификационных тестов.

Миронова Ирина Ивановна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1967 г. Уникальный специалист в области общеклинических исследований, ее монографии «Общеклинические исследования (моча, кал, ликвор, эякулят)», «Атлас осадков мочи» и другие стали настольными книгами специалистов лабораторной службы всей страны и ближнего зарубежья. Бессменный хозяйственный ассистент на кафедре.

Почтарь Маргарита Евгеньевна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1993 г. Заведующая учебной частью кафедры. Помимо кафедры работает заведующей гематологическим отделением КДЛ ГКБ им. С.П.Боткина. Автор книг «Гематологический атлас», «Лабораторная гематология», «Цитохимическая диагностика …», «Ретикулоциты» и других. Основные интересы связаны с лабораторной гематологией

доцент Назарова Елена Константиновна.
Специализация - лаб. д-ка урогенитальных инфекций

Щетникович Клавдия Александровна. - врач-педиатр по образованию, доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1978 г. после окончания клинической лрдинатуры. Ответственный куратор подготовки клинических ординаторов и интернов. Сфера интересов - клиническая биохимия, гемостаз, контроль качества лабораторных исследований, неотложные состояния. Организовала цикл «Лабораторная диагностика для врачей КДЛ в педиатрии». Участник создания Типовой программы, квалификационных тестов.

Ройтман Александр Польевич - доцент, кандидат мед. наук, работает на кафедре с 1995 г. Окончил аспирантуру на кафедре. Совмещает на 0,5 ставки должности доцента в РГМУ, директора медцентра «Профи-клиник» и коммерческого директора ЗАО «Детстом 1». Руководитель нескольких кандидатских диссертаций, организатор нескольких научных конференций. Основные интересы - клиническая биохимия.

ассистент Романова Людмила Андреевна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1991 г. Автор книг «Общеклинические исследования (моча, кал, ликвор, эякулят)», «Атлас осадков мочи». Совмещает на 0,5 ставки должность доцента в РГМУ и работу врача общеклинического отделения КДЛ ГКБ им С.П.Боткина. Активно использует компьютерные технологии в учебном процессе. Основные интересы связаны с общеклиническими цитохимическими исследованиями.

Ракова Наталия Геннадиевна ассистент, кандидат медицинских наук, - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1998 г.после окончания ординатуры и аспирантуры. Совмещает на 0,5 ставки должности доцента в РГМУ. Организатор и куратор циклов «ИФА в КДЛ» и «ПЦР в КДЛ». Автор книг «Иммуноферментный анализ в клинико-диагностических лабораториях» и «Лабораторная диагностика мужского бесплодия».Область интересов - молекулярная диагностика.

ассистент Джангирова Татьяна Владимировна - ассистент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 2004 г. Окончила ординатуру на кафедре, имеет богатый опыт практической работы. Автор книг «Цитологический атлас», «Выпотные жидкости». Активно консультирует цитологические исследования в ряде КДЛ Москвы. Основные интересы в области морфологических исследований, особенно по цитологии

ассистент Касоян Карине Тимуровна - ассистент, кандидат мед. наук, работает на кафедре с 2004 г. Окончила ординатуру и выполнила кандидатскую диссертацию на кафедре. Автор книги и электронного учебника «Цитологический атлас. Диагностика заболеваний шейки матки». Активно работает в области компьютерных технологий, преподает на кафедре «Медицинские компьютерные системы в МИФИ.

Страница в разработке

№ п/п индекс

Наименование цикла и контингент курсантов

Вид обучения Форма обучения

Период проведения цикла

Число слушателей на цикле

Продолжитель-ость обучения (менс)

Число курсанто-месяцев

ПП (стажировка

Клиническая лабораторная диагностика (Клиническая биохимия).

Клиническая лабораторная диагностика. (Гематологические, общеклинические и цитологические исследования). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

ПЦР анализ в клинико-диагностических лабораториях. Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Лабораторная диагностика

Фельдшеры-лаборанты, медицинские технологи.

Клиническая лабораторная диагностика (Исследование системы гемостаза). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика. (Актуальные вопросы клинич. лаб. диагностики и организация лабораторной службы).

Главные специалисты и зав. КДЛ

Вопросы подготовкиспециалистов клинической лабораторной диагностики

Преподаватели кафедр КЛД

Иммуно-ферментный анализ в КДЛ.

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика.

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

ОУ, выездной

Клиническая лабораторная диагностика.

ОУ (стажировка

Клиническая лабораторная диагностика.

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

ОУ, выездной

Клиническая лабораторная диагностика (Клиническая биохимия).

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика. (Гематологические, общеклинические исследования).

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика (Высокие лабораторные технологии).

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика. (Избранные разделы цитологической диагностики).

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Министерство здравоохранения и социального развития
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра клинической лабораторной диагностики

ЦИКЛЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ РМАПО (Москва)

# Наименование курса Вид
обучения
Срок обучения
1 Клиническая лабораторная диагностика (врачи - профессиональная переподготовка) Очное 4 месяца
2 Цитология (врачи - профессиональная переподготовка) Очное 4 месяца
3 Клиническая лабораторная диагностика биологи - общее усовершенствование Очное 500 уч. час
4 Избранные разделы цитологической диагностики (врачи КЛД) Очное
сертификат
1 месяц
5 Контроль качества лабораторных исследований (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
6 Клинико-лабораторное исследование эякулята (зав. КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
7 Методы исследования системы гемостаза (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
8 Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций (врачи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
9 Иммуноферменный анализ в КДЛ (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
10 ПЦР в КДЛ (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
11 Проточная цитометрия в диагностике гемобластозов (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
12 Гематологические исследования в КДЛ (зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) ОУ 18 дней
13 Изосерологические методы исследований (врачи станций переливания крови Очное ОУ
Сертификат
1 месяц
14 Клиническая лабораторная диагностика. Гематолог. и общеклинич. исследования (зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) Очное ОУ
Сертификат
1 месяц
15 Клиническая лабораторная диагностика. Гематологические, общеклинические и цитологические исследования (зав.КДЛ и врачи клинич.лаб.диагностики) Очное ОУ
Сертификат
2 месяца
16 Клиническая биохимия (зав. КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) Очное ОУ
Сертификат
1 месяц
17 Высокотехнологичные лабораторные исследования / зав.КДЛ и специалисты клинич.лаб.диагностики/ Очное
ТУ
12 дней
18 Лабораторные информационные системы (ЛИС) Очное
ТУ
12 дней
19 Клиническая лабораторная диагностика (выездной цикл) - программа уточняется в соответствие с пожеланиями местных руководителей лабораторной службы Очное ОУ
Сертификат
1 месяц
20 Интернатура по клинической лабораторной диагностике Очная 1 год
21 Ординатура по клинической лабораторной диагностике Очная 2 года

Хозрасчетные циклы организуются по мере формирования малых групп. Все циклы длительностью более 100 учебных часов дают право сдавать сертификационный экзамен. По окончании более коротких циклов выдаются дипломы (свидетельства) государственного образца

ЦИКЛЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ РМАПО, ОРГАНИЗУЕМЫЕ НА ХОЗРАСЧЕТНОЙ ОСНОВЕ (Москва)

# Название Вид и
Форма обучения
Продолжительность обучения
1 Клиническая лабораторная диагностика
(врачи и биологи, стажировка, профессиональная переподготовка, общее усовершенствование)
Очное
ПП
в течение 4 месяцев
2 Лабораторная цитология Очное
СУ
месячный
3 Контроль качества лабораторных исследований
Очное
ТУ
2 недели
4 Клинико-лабораторное исследование эякулята
/зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики/
Очное
ТУ
2 недели
5 Методы исследования системы гемостаза
/ зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики /
Очное
ТУ
2 недели
6 Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций / врачи клинич. лаб. диагностики / Очное
ТУ
2 недели
7 Иммуноферменный анализ в КДЛ / зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики / Очное
ТУ
2 недели
8 Проточная цитофлуориметрия в диагностике гемобластозов Очное
ОУ
2 недели
9 ПЦР в КДЛ /врачи и биологи клинич. лаб. диагностики/ Очное
ТУ
2 недели
10 Клиническая лабораторная диагностика Выездной
СУ
месячный

Хозрасчетные циклы организуются по мере формирования малых групп.
Все циклы длительностью 1 месяц и более дают право сдавать сертификационный экзамен. По окончании более коротких циклов выдаются дипломы (свидетельства) государственного образца.

Для включения в хозрасчетные циклы требуется заявка в форме гарантийного письма.

Циклы усовершенствования на хозрасчетной основе

Страница в разработке

История кафедры клинической лабораторной диагностики ведется с доцентского курса, который был организован Екатериной Андреевной Кост в 1925 г. в составе курсов усовершенствования Мосгорздрава на базе больницы имени С.П.Боткина.


Кост Екатерина Андреевна 1898 г.р., по окончании Медицинского факультета Московских высших женских курсов, работала врачом-интерном в Психиатрической клинике, в Госпитальной терапевтической клинике экстешом, интерном, ординатором, с 1921 г. ассистентом. В 1917 г. была призвана на военную службу, заведовала лабораторией 6-го Венерического Госпиталя. В 1920-192I гг. работала в клинике и заведовала лабораторией при больнице им. Семашко. С В 1922 г. организовала и заведовала лабораторией Туберкулезного отделения при Медведниковской больнице. В 1925г. перешла на работу в больницу им. С.П.Боткина заведующей больничными лабораториями. Работала в комиссиях мосздрава, наркомата Здравоохранения по организации лабораторного дела. Будучи ассистентом кафедры терапии написала монографию «Геморрагические диатезы», М., Медгиз. 1924 г., за которую получила степень кандидата медицинских наук. Создала кафедру клинической лабораторной диагностики в ЦИУ, которой руководила более 40 лет.

В составе ЦИУВ кафедра клинической лабораторной диагностики организационно была оформлена в 1936 г. Кафедра всегда размещалась в больнице им. С.П. Боткина. Известно ее пребывание в туберкулезном бараке, затем во 2-ом хирургическом корпусе совместно с основной частью лаборатории больницы, в 1955 г. кафедра вместе с лабораторией была переведена в 28 корпус, где они занимали 1-ый и 2-ой этажи до 1989 г., а затем переместилась в 17 корпус, освободившийся после перевода неврологических отделений больницы в другие корпуса.

Стенко Мария Ивановна ассистент кафедры, преподавала гематологию, консультировала больных. Ее канд. диссертация посвящена морфологичес-кому исследованию раневого экссудата.
Во время Великой Отечественной войны кафедра готовила врачей для лабораторий в тылу и для госпиталей (доценты Е.А. Кост и Варвара Николаевна Топарская, ассистенты Анна Моисеевна Гинсбург, М. И. Стенко). Е.А. Кост в составе бригады главного хирурга Совет-ской Армии Н.Н. Бурденко выезжала на фронт для оказания помощи лабораториям госпиталей.
До 1956 г. на кафедре существовали циклы по лабораторной диагностике для военных врачей, которых готовили на должность начальника клинико-диагностической лаборатории окружных военных госпиталей.


Занятия с военными врачами
ведет Илья Савельевич Цыпкин
Практические занятия по клинической
биохимии в послевоенный пеориод

В послевоенное время на кафедру пришло поколение фронтовиков Мария Николаевна Шалфеева, Нина Ивановна Бокуняева, Илья Савельевич Цыпкин. Лекции по клинической биохимии читала доцент Варвара Николаевна Топарская, практикум вела ассистент Нина Алексеевна Наумова, позднее Галина И. Лихтер. Руководила кафедрой Е.А. Кост (на фото - в центре).

В 60 гг. на смену поколения фронтовиков на кафедру пришли новые сотрудники. В 1960 г. пришел доцентом Григорий Григорьевич Газенко. Он исполнял обязанности заведующего учебной частью. На должность ассистента была зачислена Виктория Тазаретовна Морозова, прошедшая клиническую ординатуру (1955-1957 г.) на этой кафедре. По окончании аспирантуры Алла Сергеевна Циркина была оставлена на кафедре преподавать клиническую биохимию. В 1964 г. на кафедру зачислили Ромуальду Леонардовну Марцишевскую, окончившую клиническую ординатуру на этой же кафедре в 1961 г. С 1966 по 1976 гг кафедру возглавляла Елизавета Дмитриевна Пономарева, которая перешла с должности доцента кафедры терапии ЦОЛИУВ. В 1967 г. должность ассистента заняла Ирина Ивановна Миронова. Спустя некоторое время на должности ассистентов были зачислены к.м.н.Мария Андреевна Куклина. к.м.н. Лариса Иосифовна Кальнова и к.м.н. Нина Григорьевна Шевченко.


60 годы Н.Г.Шевченко и В.Т.Морозова
в кабинете М.М.Стенко
Циркина Алла Сергеева доцент в 80-90гг
руководила отделением клинической биохимии

1985 г. В первом ряду преподаватели кафедры И.И.Миронова, Н.Г.Шевченко, Р.Л.Марцишев-ская, В.Т.Морозова, А.С.Циркина, М.А.Куклина, Н.А.Авдеева, К.А.Щетникович, С.А.Луговская
В.Т.Морозова в 1976 г. прошла конкурс на заведование кафедрой. А.С. Циркина возглавила биохимическое отделение, на должность ассистента пришла Нина Алексеевна Авдеева (1980 г.). Обязанности заведующей учебной частью перешли к Р.Л. Марцишевской. По окончании клинической ординатуры на кафедре были оставлены три врача - Светлана Алексеевна Луговская, (аспирантура), Татьяна Николаевна Соболева и Клавдия Александровна Щетникович (старшие лаборанты).
В 1989 г. В.Т.Морозовой для обеспечения возросших потребностей в подготовке врачей-лаборантов г. Москвы дополнительно удалось получить 5 ставок преподава-телей. Должность профессора занял д.м.н. Владимир Владимирович Долгов, пришед-ший с кафедры патофизиологии, доцентов - к.м.н. Сергей Сергеевич Раков, перешел с кафедры биохимии ЦОЛИУв, к.м.н. Елена Константиновна Назарова, перешла с ка-федры организации здравоохранения, к.м.н. Ирина Петровна Шабалова, пришедшая из ГКБ № 15, ассистента - Елена Олеговна Смолиговец, работавшая до того старшим лаборантом. В 90 гг на кафедру были приняты ассистентами Маргарита Евгеньевна Почтарь (училась в ординаторе на кафедре) Александр Польевич Ройтман (после аспи-рантуры), Наталья Геннадиевна Ракова (окончила ординатуру), Людмила Андреевна Романова (окончила интернатуру), в этом столетии - Татьяна Владимировна Джангирова (училась в ординаторе) и Карине Тимуровна Касоян (училась в ординаторе) .
1990 г. Цикл «Лабораторная диагностика неотложных состояний. Преподаватели кафедры (первый ряд) В.В.Долгов, М.А.Куклина, В.Т.Морозова, И.И.Миронова, С.С.Раков, Н.А.Авдеева и К.А.Щетникович с курсантами

В 1992 г возглавил кафедру профессор В.В.Долгов, а заслуженный деятель науки, д.м.н. В.Т.Морозова перешла на должность профессора кафедры. За последние 15 лет докторские диссертации по специальности клиническая лабораторная диагностика защитили С.А.Луговская, И.П.Шабалова (профессора), С.С.Раков. Кандидатские диссертации защитили М.Е.Почтарь, А.П.Ройтман, Н.Г.Ракова, Л.А.Романова (все доценты), Т.В.Джангирова, К.Т.Касоян (ассистенты кафедры). Готовят к защите диссертации аспиранты и старшие лаборанты кафедры В. Смирнова, М.Федорова, Е.Наумова, А.Бугров, В.Шутов, М.Тропская.

Адрес: 125101 Москва, 2-й Боткинский проезд, 5, больница им.С.П.Боткина, корпус 17, кафедра клинической лабораторной диагностики

Послевузовская подготовка врачебных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в РГМУ проводится на факультете постдипломного образования в клинической ординатуре, аспирантуре и докторантуре. Истоки подготовки в стенах вуза молодых квалифицированных кадров уходят в далекое прошлое – на медицинские факультеты сначала МВЖК, а затем 2-го МГУ. Еще в 1913 г было утверждено «Положение об оставлении при МВЖК для усовершенствования в научных познаниях лиц женского пола, окончивших названные курсы». Срок дополнительного обучения 2 года, а ряду слушательницам предоставлялись стипендии из средств курсов.

В бытность мед. факультета 2-го МГУ вокруг него формируется целая сеть научно-исследовательских институтов, которые оказали значительное влияние на становление отечественных научных разработок по многим направлениям исследований. Вполне естественно, что создаваемые научные учреждения нуждались в квалифицированных кадрах и новых методах их подготовки. 30 июня 1925 г. Президиум Коллегии Наркомпроса РСФСР утвердил «Положение о порядке подготовки научных работников», в соответствии с которым началось обучение научных кадров страны через аспирантуру вузов. Срок работы аспиранта исчислялся 3 годами. 12 сентября 1925 г. Государственным ученым советом был утвержден список первых аспирантов 2-го МГУ, в том числе на мед.факе. К следующему 1927 г. на медфаке уже обучалось 44 штатных и сверхштатных аспирантов. В 1925 г. была открыта также клиническая ординатура, мед.факультету было выделено 58 штатных и 19 сверхштатных мест. Можно сказать, что медфак 2-го МГУ был научно-педагогической базой-лабораторией опыта по совершенствованию высшего медицинского образования.

Когда мед.факультет реорганизуется в самостоятельный 2-ой Мединститут, процесс подготовки и усовершенствования знаний кадров медицинских работников получает дальнейшее развитие. На июль 1940 г. в институте числилось 155 аспирантов. К началу 70-х гг в стенах института работало 320 аспирантов и 300 ординаторов на 47 кафедрах.

В разное время руководителями отдела аспирантуры и ординатуры нашего института были: О.В. Гринина, Т.В. Журавлева, Г.А. Пашинян, Н.А. Чечков, Н.П. Оленина, Н.А. Зыбина, Н.И. Фрумкина. Первым деканом был избран профессор В.Г. Владимиров. С 1989 г. деканом факультета является профессор, заслуженный врач России О.Д. Мишнев. В настоящее время в отделе аспирантуры трудятся: зав. отделом, проф. М.И. Савина и старший методист Ю.А. Егорова; в отделе ординатуры – зав. отделом М.В. Вирясова и старшие методисты Н.П. Оленина, Н.А. Кузнецова.

Правом поступления в клиническую ординатуру РГМУ из числа выпускников пользуются лица, имеющие хорошую успеваемость, выдержавшие гос. экзамены и прошедшие государственное распределение на кафедры. Сегодня обучение проводится на 83 кафедрах по 48 специальностям, согласно «Номенклатуры врачебных специальностей».

Все кафедры раз в 5 лет пересматривают программы обучения в ординатуре на основе «Макета государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки». В программы 2-х годичного обучения входят:

Для ординаторов 1-го года – фундаментальная подготовка в виде лекций по микробиологии, пат. анатомии, пат.физиологии, иммунологии, клинической биохимии;

Для ординаторов 2-го года – семинарские занятия по фтизиатрии (2 нед.); лекционный курс по смежным дисциплинам: клинической фармакологии, медицинской этике, семейной психотерапии, организации здравоохранения, страховой медицине.

Отдел клинической ординатуры организует работу кафедр института. Проводятся совещания, где заслушивают сообщения ответственных за работу с ординаторами сотрудников кафедр о методах контроля и подготовки клинических ординаторов, анализируются индивидуальные планы, обсуждается тематика лекций и семинарских занятий, составляются планы унифицированных зачетов по специальностям и т.д.

Итогом завершения клинической ординатуры является государственный квалификационный экзамен, по результатам которого ординаторы получают сертификат специалиста и удостоверение об окончании ординатуры.

Подготовка в аспирантуре РГМУ ведется по 64 направлениям согласно действующей номенклатуры специальностей научных работников. Учебные планы и программы обучения аспирантов разрабатываются и пересматриваются кафедральными коллективами совместно с работниками деканата.

Основу обучения аспирантов составляют: расширенная теоретическая, медико-биологическая и клиническая подготовка на кафедрах и клинических базах университета. На основании типовых программ разработаны оригинальные программы по истории и философии науки, иностранным языкам, информатике, основам интеллектуальной собственности, педагогике и психологии, биомедицинской этике.

РГМУ выполняет головные функции по подготовке врачебных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для ВУЗов и органов здравоохранения страны. Результатом этого направления деятельности является подготовка кадров для регионов России: Тульской, Владимирской областей, республик Северного Кавказа и др. Целевые аспиранты составляют до 40 %. Наряду с очной формой обучения, имеется заочная. Доля заочных аспирантов - 30 %.

Уровень подготовки аспирантов определяется высоким научным потенциалом вуза, существованием крупных научных и клинических школ, руководимых академиками, чл.-корр. РАМН и профессорами - В.С.Савельевым, Ю.Ф.Исаковым, Г.М.Савельевой, Е.И.Гусевым, А.П.Нестеровым, Ю.К.Скрипкиным, Ю.П.Лисицыным и др.

Имеется преемственность в обучении - доля выпускников РГМУ, окончивших клиническую ординатуру и прошедших годичную стажировку, от общего числа поступивших в аспирантуру составляет до 60 %.

Подготовка научных кадров через стажировку. Стажеры-исследователи на рабочих местах под руководством научных сотрудников и профессоров РГМУ осваивают современные технологии и выполняют фрагменты комплексных научных исследований и диссертационные работы.

Ежегодно сотрудниками деканата организуется сессия экзаменов кандидатского минимума, позволяющая оценить уровень знаний и степень готовности к защите диссертаций не только аспирантов, но и соискателей, выполняющих свои научные работы в университете.

С 1988 г. в вузе работает докторантура как высшая ступень профессионального медицинского образования. Подготовка в докторантуре утверждается планами Минздрава России. За этот период в докторантуру было зачислено свыше 100 чел., из них 85 % из регионов России. Подготовка докторантов осуществляется в научных школах, руководимых ведущими учеными–медиками России, по 17 специальностям.

Основная цель подготовки докторанта - работа над докторской диссертацией. Докторант должен соответствовать критериям научно-педагогического работника и врача высшей квалификации. Оценкой выполнения плана является положительное заключение кафедры (отдела, лаборатории). Защита диссертаций, как правило, проходит после окончания обучения в докторантуре. Многие бывшие докторанты работают профессорами, зав. кафедрами ВУЗов РФ и стран СНГ.

В настоящее время в аспирантуре и клинической ординатуре постоянно обучается до 1500 клинических ординаторов, стажеров, аспирантов и докторантов по теоретическим и клиническим специальностям.

Декан постдипломного образования, проф.О.Д.Мишнев