Презентация на тему "александр александрович блок". Презентация на тему "александр александрович блок" Блок сны ворона

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Анализ стихотворения «Ворона» Блока

Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».

«Ворона» Александр Блок

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Анализ стихотворения Блока «Ворона»

В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России. Стихотворения маленький Саша начал писать в пять лет. Будучи подростком, поэт занимался изданием семейного литературного журнала.

Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год». В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения. Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы. Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.

К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно. Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока. Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.

Технологическая карта урока

Класс: 3г

Учитель: Коньшина Т.Г.

Дата: 10.02

Тема:

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Образовательные цели:

познакомить учащихся с содержанием произведения;

Продолжать работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения;

Научить поступки, поведение героев произведения;

Помочь понять детям как надо относиться к тем кто нас окружает;

Воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе

Развивающие цели:

развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание

Воспитательные цели:

создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний.

Основные термины и понятия:

Словарные слова

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.)

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные УУД:

с амостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Личностные УУД:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися

Ресурсы

мультимедийная презентация, учебник.

Индивидуальная

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Метод «Мозгового штурма»

Прочитайте стихотворение с удивлением.

Прочитайте сердито.

Прочитайте скороговоркой.

Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит

У дуба старого стоит. Избу у старого пенька.

Колдунья старая живет

В избушке старой, что в лесу

У дуба старого стоит,

Где ворон старый сторожит

Избу у старого пенька.

Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом.

А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть

СТИХИ С. Чёрного выразительно

Постановка учебной задачи

Фронтальная

  • Создание проблемной ситуации

1 . Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -

Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)

2. Рассказ учителя о поэте.

А.Блок (Слайд №3)

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. (Слайд №4)

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)

3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

(Слайд № 7 )

    Дети слушают стихотворение

    Работа над содержанием

Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

    Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).

П рочитайте стихотворение выразительно.

Первичное закрепление.

Фронтальная

Групповая

Решение логических заданий

Продолжение изучения темы

Работа над стихотворением «Сны». (Слайд № 8)

    Дети слушают стихотворение.

    Работа над содержанием.

Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    Чтение стихотворения «сильным» учеником.

Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

Работа над стихотворением «Ворона». (Слайд № 9)

    Дети слушают стихотворение.

    Выборочное чтение.

Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой .)

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

- Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

(Вниз на землю глядит она боком:

что белеет под нежною травкой?)

Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела.

Осмысливать понятия .

Объяснять смысл названия рассказа.

Давать характеристику героев.

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Исследовательская работа

Выразительное чтение детьми стихотворения.

Рефлексия деятельности (итог урока).

    Метод «Мозгового штурма»

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
















Включить эффекты

1 из 16

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Александр Блок" рассказывает о русском поэте, писателе, публицисте, драматурге, переводчике, литературный критик. Классик русской литературы 20 столетия. Рассматриваются такие произведения Блока, как "Ветхая избушка", "Ворона", "Сны".

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Слайд 2

Цели урока:

  • ознакомиться с жизнью и творчеством А. Блока;
  • учиться понимать и читать стихи поэта;
  • прививать любовь и интерес к поэзии.

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты - большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь - и капут.

Слайд 3

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.

Слайд 4

«Слоник, слоник, настоящий слон живой,-
Отчего ты всё качаешь головой?»-
«Оттого что, потому что, потому -
Всё я думаю, дружок, и не пойму...
Не пойму, что человек, такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь...

Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...»

- «Слоник, слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой...
Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...
Ты не будешь головой теперь качать?..»

Слайд 5

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно, устал от работы:
Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт .

Слайд 6

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Слайд 7

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Зая серый, зая милый,
Я тебя люблю.
Для тебя-то в огороде
Я капустку и коплю.

Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,
Отчего - никто не знал,
Котя это не сказал.

Слайд 8

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят,
-По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна
-Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно?

Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?

ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Слайд 9

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?

Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям

Весел ребятишкам
Быстрый санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...

Слайд 10

Физкультминутка

«Смотрелки».

Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек. Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься. При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.). Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух». Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно.

«Рисовать брови».

Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз). «Рисовать» так же, но над бровями. Открыть глаза, посмотреть вдаль.

Слайд 11

Работа над стихотворением «Сны»

Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал Александр Александрович Блок, разберем непонятные слова.

Найдите значение слов:

  1. ЛАМПАДКА -
  2. ВНЕМЛЮ -
  3. ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ -
  4. ПОКРОВ -
  • небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
  • слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
  • дремота -полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
  • верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
  • Слайд 12

    Сны

    Читаем цепочкой

    И пора уснуть, да жалко,
    Не хочу уснуть!
    Конь качается качалка,
    На коня б скакнуть!

    Луч лампадки, как в тумане,
    Раз-два, раз-два, раз!..
    Идет конница... а няня
    Тянет свой рассказ...

    Внемлю сказке древней,
    древней О богатырях,
    О заморской, о царевне,
    О царевне... ах...
    Раз-два, раз-два!

    Конник в латах
    Трогает коня
    И манит и мчит куда-то
    За собой меня...

    За моря, за океаны
    Он манит и мчит,
    В дымно-синие туманы,
    Где царевна спит...

    Спит в хрустальной, спит в кроватке
    Долгих сто ночей,
    И зеленый свет лампадки
    Светит в очи ей...

    Под парчами, под лучами
    Слышно ей сквозь сны,
    Как звенят и бьют мечами
    О хрусталь стены...

    С кем там бьется конник гневный,
    Бьется семь ночей?
    На седьмую - над царевной
    Светлый круг лучей...

    И сквозь дремные покровы
    Стелятся лучи,
    О тюремные засовы
    Звякают ключи...

    Сладко дремлется в кроватке.
    Дремлешь? -
    Внемлю... сплю.
    Луч зеленый, луч лампадки,
    Я тебя люблю!

    Слайд 13

    Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал?
    Прочитайте стихотворение выразительно.
    «Иван- красавица» и др.
    Стихотворение И. Сурикова «Детство».

    1. Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение?
    2. Какое настроение передано в стихотворении?

    Сонное, сказочное, волшебное.

    Слайд 14

    Чтение стихотворения «Ворона» (читает учитель)

    Вот ворона на крыше покатой
    Так с зимы и осталась лохматой...
    А уж в воздухе - вешние звоны,
    Даже дух занялся у вороны...
    Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
    Вниз на землю глядит она боком:
    Что белеет под нежною травкой?
    Вот желтеют под серою лавкой
    Прошлогодние мокрые стружки...
    Это все у вороны - игрушки.
    И уж так-то ворона довольна,
    Что весна, и дышать ей привольно!..
    Сны раздумий небывалых
    Стерегут мой день.
    Вот видений запоздалых
    Пламенная тень.

    Слайд 15

    • Как вы поняли, о чем это стихотворение?
    Прочитайте выразительно.
    В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.
    • Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово(эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

    Здесь ему помогает слово лохматой.

    • Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

    Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.

    • Была любопытна?
    • Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?
    • Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

    Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..

  • Слайд 16

    Итог урока

    1. В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
    2. Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?

    Домашнее задание:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цели урока:

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Конкурс чтецов стихов С. Черного.

    Кончил учитель урок,
    Мирно сидит на крылечке.
    Звонко кричит пастушок.
    Скачут барашки, овечки.
    Солнце за горку ушло,
    Светит косыми лучами.
    В воздухе сыро, тепло,
    Белый туман за прудами.
    Старый учитель сидит, -
    Верно, устал от работы:
    Много трудов и заботы.

    2. Рассказ учителя о поэте.

    Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

    В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

    Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:

    Зая серый, зая милый,
    Я тебя люблю.
    Для тебя-то в огороде
    Я капустку и коплю.

    Жил на свете котик милый,
    Постоянно был унылый, -
    Отчего - никто не знал,
    Котя это не сказал.

    Прочитайте его имя.

    избушка».)




    очень весело играть зимой. Он говорит:

    Весел ребятишкам
    Быстрый санок бег...
    Бегают, смеются,
    Лепят снежный дом,

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    IV. Физкультминутка

    V. Продолжение изучения темы

    После чтения:


    царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая
    красавица» и др.)


    волшебное.)

    3. Выборочное чтение.



    слово лохматой.)

    Прочитайте выразительно.

    VI. Итог урока

    Домашнее задание

    1. Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».

    Урок 60. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

    Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; учить детей понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Конкурс чтецов стихов С. Черного.

    III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта

    1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.

    Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

    Кончил учитель урок,
    Мирно сидит на крылечке.
    Звонко кричит пастушок.
    Скачут барашки, овечки.
    Солнце за горку ушло,
    Светит косыми лучами.
    В воздухе сыро, тепло,
    Белый туман за прудами.
    Старый учитель сидит, -
    Верно, устал от работы:
    Много трудов и заботы.

    Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).

    2. Рассказ учителя о поэте.

    Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

    Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею -первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редак¬тором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

    В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

    Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его сти¬хи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

    Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:

    Зая серый, зая милый,
    Я тебя люблю.
    Для тебя-то в огороде
    Я капустку и коплю.

    Жил на свете котик милый,
    Постоянно был унылый, -
    Отчего - никто не знал,
    Котя это не сказал.

    3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка».

    Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите портрет поэта.

    Прочитайте его имя.

    Прочитайте название стихотворения. (Дети читают: «Ветхая

    избушка».)

    Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.

    Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь

    в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что дей¬

    ствие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)

    2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
    - Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или
    грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям
    очень весело играть зимой. Он говорит:

    Весел ребятишкам
    Быстрый санок бег...
    Бегают, смеются,
    Лепят снежный дом,
    Звонко раздаются Голоса кругом...) .

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    IV. Физкультминутка

    V. Продолжение изучения темы

    1. Работа над стихотворением «Сны».

    Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал... (Александр Александрович Блок), разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

    • ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
    • ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
    • ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ- дремота -полусон, состояние, при ко¬тором хочется спать и невольно закрываются глаза; ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    Чтение стихотворения учителем.

    После чтения:

    Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

    Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-
    царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая
    красавица» и др.)

    Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное,
    волшебное.)

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    2. Чтение стихотворения «Ворона».

    Учитель выразительно читает стихотворение.

    3. Выборочное чтение.

    Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении
    говорится о вороне, о наступлении весны.)

    Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово
    (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает
    слово лохматой.)

    Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? (Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.)

    Была любопытна. (Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?)

    Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

    (Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..)

    Прочитайте выразительно.

    VI. Итог урока

    В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

    Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?

    Домашнее задание

    1. Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».
    Скачать конспект

    Цаголова Наталья Ивановна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
    Населённый пункт: город Калач-на-Дону, Волгоградской области
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: Урок литературного чтения на тему: А.Блок "Сны", "Ворона"
    Дата публикации: 03.02.2016
    Раздел: начальное образование

    Урок литературного чтения в 3 классе.

    Тема:
    А.Блок «Сны», «Ворона».
    Цели:
    продолжить знакомство с жизнью с жизнью и творчеством А.Блока; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
    Планируемые результаты:
    учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
    Оборудование:
    портрет и выставка книг А.Блока, ноутбук, проектор.
    Ход урока

    1.Организационный момент.

    2.Проверка домашнего задания.
    Чтение стихотворения «Ветхая избушка» наизусть.(Слайд1)
    3.Работа по теме урока

    1)Прогнозирование произведения А.Блока «Сны»
    -Прочитайте название следующего стихотворения А.Блока. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем может рассказать нам автор в этом стихотворении. -Ребята, а вам снятся сны? Какой из них особенно запомнился, расскажите. (Рассказы детей.)(Слайд 2)
    2)Работа над стихотворением «Сны»
    (Слайд 3)  Работа над значением слов
    ломпадка, внемлю, дрёмные покровы,

    покров.
    Заранее подготовленные дети рассказывают о значении этих слов.(Слайд 4)  Чтение стихотворения учителем.  Вопросы после чтения -Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (И.Суриков «Детство») -Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне…», «Спящая красавица» и др.)
    -Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.) -Прочитайте стихотворение выразительно.
    4.Фикультминутка «Волшебный сон»
    (релаксация)(Слайд 5) Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Руки, ноги отдыхают, Шея не напряжена И расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Все спокойно расслабляются, Дышится легко, ровно, глубоко.
    5.Продолжение работы по теме урока.

    1)Чтение стихотворения «Ворона»
    (Слайд 6) Учитель выразительно читает стихотворение.
    2)Выборочное чтение
    -Как вы поняли о чем это стихотворение? -Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?(лохмаой) -Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? -Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна. -Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
    3)Выразительное чтения стихотворения.

    6.Рефлексия.(
    Слайд 7) 1.Ребята
    по

    кругу
    высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог…
    я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Свое настроение в конце урока мы покажем при помощи лепестков цветика- семицветика. (Слайд 8)
    7.Подведение итогов урока.

    -
    Какие стихотворения А.Блока мы прочитали?(Слайд 9) --Чем понравились стихотворения? Что в них общего?
    Домашнее задание
    Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.