Идеология консерватизма в 19 веке. Русский консерватизм первой четверти XIX века

РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Правовая проблематика в концепциях славянофилов и западников ставилась в ракурсе общих культурологических и исторических вопросов. Если западники включали Россию в общемировое развитие на равных с другими нациями правах, то славянофилы предпочитали говорить об уникальности русской цивилизации и о ее превосходстве по отношению к западноевропейской культуре. Таким образом, разделительная черта между этими двумя направлениями пролегала через разное видение места и роли России в мировой культуре. Соответственно, центральным вопросом здесь был вопрос о выборе вектора культурного развития, а правовая проблематика имела вторичное значение.

Еще одним вектором общественной жизни России было противостояние двух других направлений: консерваторов и либералов. В центре их дискуссий как раз и находился вопрос о наиболее оптимальной для России политической и правовой системе. Консерваторы (от лат. conservare - сохранять) считали необходимым ориентироваться на сохранение существующего строя и на избежание любых серьезных изменений - не только революционных потрясений, но и радикальных правительственных реформ. Из изученных нами мыслителей близок к этой позиции был Н.М. Карамзин. Либералы (от лат. libertas - свобода) настаивали на проведении реформ, целью которых было изменение существующего строя и, через это, максимально возможное освобождение человеческой личности. К этому направлению был близок М.М. Сперанский в своих реформаторских проектах. Наряду с этими двумя течениями существовало и радикальное направление, целью которого было насильственное (путем революции) свержение политического строя и установление социальной справедливости (этому направлению были созвучны идеи, сформулированные А.Н. Радищевым и П.И. Пестелем). Мы последовательно изучим развитие этих трех основных направлений политической мысли XIX века, и начнем с консерваторов.

Консерватизм можно определить как политическую идеологию, ориентирующую на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Принципиальными установками консерватизма принято считать: антирационализм, историчность, обоснование традиционной социальной иерархии, признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого необходимость воспитательной роли государства и церкви, преемственность исторического развития, приоритет целого (государства, народа, нации) перед частью (индивидом). Русская консервативная мысль возникла как реакция, во-первых, на либеральную идеологию (идеи европейского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на все большую ориентацию русского культурного развития на Европу. Отсюда появились два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм).

Сила консервативного направления в его борьбе с либерализмом была переменчива и зависела от политики правительства. В первые годы правления Александра I консерватизм был непопулярен у правящей элиты - так, Карамзин навлек на себя гнев императора своей запиской о необходимости сохранения традиционного для России самодержавного строя, хотя после начала войны 1812 года настроение императора переменилось, за чрезмерный либерализм пострадал уже Сперанский. В годы правления Николая I, наоборот, консервативная идеология пользовалась поддержкой правительства и консервативный тезис «православие, самодержавие, народность» получил статус государственной идеологии. Ситуация вновь меняется при Александре II, царе- освободителе, который отменил крепостное право и провел ряд других серьезных либеральных реформ в судопроизводстве, местном самоуправлении и других ключевых сферах социальной жизни. Реформаторская деятельность этого императора, как казалось, оправдала худшие прогнозы консерваторов - положение основных масс населения, если и изменилось, то только к худшему, а социально-политические изменения повлекли за собой развитие революционного радикализма и террора. Своего апогея революционный террор достиг в 1881 году, когда взрывом бомбы был убит Александр II. После вступления на трон Александра III вновь берет верх консерватизд^ и достигает наибольшей силы в эпоху правления этого императора.

Обычно первым русским консерватором считают Сергея Семеновича Уварова (1786-1855 гг.), министра народного просвещения при Николае I. Уваров был превосходно образованным человеком, несколько лет провел на русской дипломатической службе за границей. Был знаком с Гете, дружил с Пушкиным, переводил его стихи на французский язык. Одно время Уваров состоял в должности президента Академии наук России. Первоначально, до 20-х годов XIX века, Уваров был настроен либерально, в духе своего времени, когда либеральные взгляды указывали на высокий уровень образованности человека. Но в середине 20-х годов XIX века, в связи с декабристским восстанием, он меняет свои взгляды и становится сторонником борьбы со свободомыслием. Так, в 1832 году Уваров подал Николаю I записку с обоснованием необходимости изменения ориентиров образования. Там он высказал формулу «православие, самодержавие, народность», впоследствии ставшую знаменитой. Уваров писал так: «Юношество следует воспитывать с теплою верою в истинно русские хранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения». Именно эта формула и стала официальным лозунгом русского монархизма XIX века. Уваров в 1833 году назначен министром народного просвещения и одновременно председателем Главного управления цензуры.

Политические идеи Уварова основываются на тезисе о национальных особенностях русского народа, который, по убеждению мыслителя, инертен, безволен в делах государственного управления. Как пишет мыслитель, о России нельзя судить по европейским теориям - она движется вперед только по изволению властей и поэтому скорее принадлежит Востоку, чем Западу. Западная правовая идеология показала свою несостоятельность в ходе французской революции, и только самодержавная власть способна удержать русский народ от следования губительной судьбе Европы.

Первым принципом русского политического строя для Уварова является православие. Императорский министр просвещения понимает православие именно как следование вере предков, для него важна не сущностная составляющая, не возврат к первоистокам христианства, как для славянофилов, не верность строгой догме учения, а всего лишь следование обрядам и догматам церкви. Второй принцип - самодержавие, как сосредоточение власти в руках одного лица. Здесь для Уварова качества этого лица опять-таки значения не имеют. Главное - принцип единовластия, который является частью мирового порядка: как Бог правит судьбами человечества, так и царь правит своими подданными, продолжая эту божественную иерархию. Третьим принципом является народность, которую Уваров понимал как историческое единство народной традиции. В этом аспекте русская народность является единством проживающих на территории Российского государства народов, объединенных православием, русским языком и самодержавным политическим устройством. В течение истории отдельные народы могут входить или выходить из состава государства, но это не изменяет, по мнению Уварова, перечисленных им признаков русской народности.

Такова, вкратце, позиция Уварова, которая впоследствии стала синонимом реакционной политики и, в то же время, дала импульс для развития более глубоких идей русского консерватизма. В дальнейшем мыслители этого направления делали акцент на какой-то одной из составляющих формулы Уварова. Так, в консерватизме выделились монархизм (акцент на самодержавии), византизм (акцент на православии) и панславизм (акцент на народности). Виднейшими представителями монархизма, как направления русского консерватизма XIX века, были Константин Победоносцев и Лев Тихомиров.

Либерализм возник в Европе в XVII-XIX веках в процессе борьбы буржуазии с феодальным монархическим абсолютизмом. По мере развития культуры, общество стало сомневаться, что абсолютные монархи имеют божественное право управлять всей жизнью общества и передавать это право по наследству.

У истоков либерализма стояли Дж.Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж.Руссо), А.Смит), И.Кант (1724-1804),

К середине 19 века большую популярность в старанх Запада стала приобретать либеральная доктрина , а в развитых европейских государствах – Великобритании (родине либерализма), Франции, США, затем в Италии и других странах утвердились либеральные системы. Оппонентом и антиподом либерализма стала консервативная система взглядов, теория и практика консерватизма, также получившая распространение в европейском пространстве Великобритании и других странах и базировавшаяся на соблюдении обычаев и традиций европейского романтизма.

Либерализм выступает с одной стороны как политическая идеология , а с другой стороны может рассматриваться как экономическая доктрина . Идеология консерватизма, реализовавшаяся в большинстве стран Европы в 19 столетии, ставила своей целью эволюционное развитие общества и государства, в основе этого пути лежат традиции и обычаи. Противоречия с либерализмом значительным образом повлияли как на консерватизм, так и внесли изменения в либеральную доктрину.

СОБЫТИЯ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

Английская буржуазная революция XVII века (1640-1660 гг.

Уничтожение абсолютизма, удар по феодальной собственности и превращение её в буржуазную, провозглашение свободы торговли и предпринимательства.

Война за независимость США (1775-1783).

Великая Французская Революция (1789-1799).

По своему характеру революция была буржуазной и заключалась в смене феодального строя на капиталистический. Ведущую роль играла буржуазия, свергнувшая феодальную аристократию. Основной лозунг революции был - свобода, равенство, братство.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 г.

Важным событием в истории развития либерализма была Великая французская революция . В одном из ее главных политико-идеологических документов - "Декларации прав человека и гражданина" (1789 г.) записано, что "целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Большое влияние на развитие либерализма оказала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Было построено принципиально новое общество - социализм, в котором была уничтожена частная собственность на средства производства, что привело к установлению реального экономического и политического равенство всех граждан. Вместо рынка была создана плановая экономика. Социализм оказал большое положительное влияние на развитие либерализма в капиталистических странах, в плане его социализации.

20. Консерватизм в истории Европы XX века.

Консервати́зм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Исторический тип консерватизма 19 в. не сумел победить в борьбе против социального реформаторства, инициатива которого исходила от либералов. в начале 20 века возник новый тип консерватизма - революционный консерватизм), представленный двумя видами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.

Общим признаком значительной части этих политических сил было тяготение к сильной власти государства, существенного ограничения демократии в пользу правящей верхушки, ради установления и поддержания порядка и обеспечения общественной безопасности.

Теоретические конструкции авторитарного формата в наиболее полной и завершенной форме были наработаны в Германии. Этому способствовало поражение Германии в Первой мировой. В среде немецких консерваторов того периода существовали два направления: "старые консерваторы" и "Обновляющий" консерватизм. Представители первого направления получили название "вильгельменисты" Они считали, что нужно вернуться к политическому строю, который существовал до и во время войны,. Потерянный политический строй был сословной системой во главе с монархом, которая не признавала демократических институтов и характеризовалась пренебрежением верхушки, преимущественно аристократии, к низам.

Представители "Обновляющее" консерватизма критически относились к периоду имперской Германии, критиковали власть за терпимости либерализма, неспособность дать острый отпор марксистам / социалистам,.

Общей для всех представителей "Обновляющего" консерватизма была концепция "консервативной революции" или "третьего пути" которая направляла свою критику на принципы и институты демократического общества, прежде всего парламентаризм и космополитизм

Итак, "консервативная революция" была призвана ликвидировать результаты, материализованные в институтах и порядках республики. Прежде всего, это касалось принципов либерализма, который получил широкое развитие в Германии.

Стоит отметить, что идеи "консервативной революции" или "третьего пути", были свойственны итальянскому фашизму на раннем этапе его функционирования.

Итак, в первой половине XX в. консерватизм продолжал развивать классические принципы, сформулированные еще на предыдущем этапе развития – традиционализме. Общей характеристикой консерватизма был авторитет аризма власти: монаршей и республиканской. Он выдвигал социальное единство и сплоченность как инструмент противостояния угрозам современности. К числу таких угроз относили демократию, вследствие чего консерватизм первой половины XX века имел чисто антидемократический характер. Это нашло свое отражение на практике, когда в Европе появилась целый ряд государств с авторитарными политическими режимами: Италия, Германия, Испания, Португалия, Венгрия, Румыния.

Консерватизм

План

Политическая и правовая идеология в Западной Европе 19 века

Лекция 10

1. Краткая характеристика основных положений консервативной идеологии 19 века.

2. Социалистические доктрины.

3. Анархизм: основные характеристики.

4. Либеральная идеология.

5. Позитивизм.

Общественно-политическая мысль Западной Европы 1 половины 19 века проходила под знаком дальнейшего укрепления буржуазных порядков, особенно в Англии, Франции, Германии, Щвейцарии и Голландии. Идеологические течения, сформировавшиеся и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому процессу. В это время на политико-правовой арене фигурировали 5 направлений:

1. Консерватизм.

2. Анархизм.

3. Позитивизм.

4. Социализм.

5. Либерализм.

Рассмотрим основные постулаты каждого из них.

Идейными приверженцами этого течения была дворянская аристократия, феодально-монархические круги, потерявшие былые привилегии и желавшие реставрации феодальных порядков. Лидерами, «отцами-основателями» его были во Франции – Жозеф де Местр, Луи де Бональд. В Германии – Людвиг фон Галлер, Адам Мюллер, в Англии – Эдмунд Берк.

1) Неприятие революционных перемен, порвавших с прошлым, с добрыми старыми традициями.

2) Тезис об изначальном несовершенстве человеческой природы. (Из этой догмы следовал вывод – что все попытки создать разумное государство обречены на неудачу, так как нарушают установленный в ходе исторического процесса порядок вещей).

3) Иррационализм, возникший как антитеза взглядам просветителей. (По мнению консерваторов, разум должен быть подчинен вере, один лишь разум пробуждает в человеке эгоизм, страсти, вредные наклонности. Если нет религии и только разум в авторитете, то революции станут непрерывными и естественными для государства, а периоды покоя и развития станут исключением).

4) Принцип авторитета. В качестве авторитета консерваторы видели, во-первых, духовный идеал, источником которого является Бог. Государству, которое лишено этого объединяющего всех духовного идеала, ставшему собранием распыленных индивидов, грозит гибель. Вторым авторитетом призвана стать верховная суверенная власть, черпающая свою силу опять-таки в Боге. Эти авторитеты предшествуют разуму. А так как мыслят разумно очень немногие, и никто не может судить здраво обо всем, то надо подчиняться Божественному авторитету и авторитету власти.

5) Аппелирование к традициям. (Для консерватизма было свойственно обвинение революции в том, что она свергла монархию, за которой 14 веков истории. Революция разбила все традиции, в которых проявлялась мудрость народного быта).



6) Связь консервативной идеологии и органической теорией государства. (По своему строению государство напоминает организм, где существует функциональное и политическое деление людей, из чего вытекает естественный характер их неравенства, следовательно в государстве должен быть жестокий иерархический порядок. Идеальное государство – есть организм, в котором каждый живет для других, служит всем, поэтому сохраняется здоровье и крепость отдельных членов и всего организма. Нездоровье одного элемента - опасно для всех).

7) Исторический пессимизм. Для консерваторов свойственна тоска по феодализму, (как золотому веку в античности), нетерпимость к новшествам буржуазии и ее идеалам.

Какие основные идеи классического консерватизма, Вы узнаете из этой статьи.

Консерватизм являет собой политическое идейное течение, которое характеризовалось приверженностью к стабильности и традициям. Термин «консерватизм» в политический оборот ввел французский политический деятель и писатель Ф. Шатобриан в 1818 году. В своих трудах консерваторы проповедовали незыблемость привилегий дворянско-феодальных сословий и отрицали любую буржуазную демократию.

Основные идеи консерватизма в 19 веке:

  • Общество трактовалось как сложный организм, требующий к себе бережного отношения.
  • Человек независим от существующих отношений. Главным его достоинством является не активная социально-политическая деятельность, а смиренность.
  • Большая роль в жизни общества и государства отводилась обычаям, традициям и уважению к мудрости предков.
  • Негативное отношение к революционным, радикальным преобразованиям.
  • Консерваторы отрицали договорную природу государства. Оно рассматривалось как порождение естественного хода вещей неконтролируемым разумом.
  • Государство – это неестественный и не эффективный орган управления. Его могут заменить мораль, религия, традиция. Они боле полно отображают социальное многообразие.
  • Политическая свобода является синонимом ограниченной государственной власти.
  • Консерваторы придерживались социальной стабильности во всем, утверждая, что новые социальные порядки порядком хуже старых.

Основные идеи современного консерватизма

Современный консерватизм характеризуется высокой степенью приспособляемости к новым реалиям. Независимо от направленности консерватизма, ему присуща приверженность религиозным и культурным традициям. Основная причина всех негативных явлений лежит в отдаленности от традиционных ценностей.

Современные консерваторы являются сторонниками сильного государства, видя в нем подлинную опору законности, порядка и истинной морали. Основная задача консерваторов — восстановить престиж и авторитет власти, правительства для их процветания и укрепления.

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservo - ох-ра-нять, со-хра-нять) - в ши-ро-ком смыс-ле - обо-зна-че-ние умо-на-строе-ния и жиз-нен-ной по-зи-ции, ха-рак-тер-ны-ми осо-бен-но-стя-ми ко-то-рых яв-ля-ют-ся при-вер-жен-ность тра-ди-ции - со-ци-аль-ной, нрав-ст-вен-ной, ре-ли-ги-оз-ной, свя-зан-ное с этим не-до-ве-рие к лю-бым ра-ди-каль-ным но-во-вве-де-ни-ям и пред-поч-те-ние мед-лен-ных, по-сте-пен-ных из-ме-не-ний («ор-га-ни-че-ской эво-лю-ции»).

По оп-ре-де-ле-нию од-но-го из вид-ней-ших идео-ло-гов британского кон-сер-ва-тиз-ма М. Оук-шот-та , «быть кон-сер-ва-то-ром оз-на-ча-ет пред-по-чи-тать из-вест-ное - не-из-вест-но-му, ис-пы-тан-ное - не-из-ве-дан-но-му, факт - за-гад-ке, на-сущ-ное - воз-мож-но-му, ог-ра-ни-чен-ное - бес-край-не-му, близ-кое - да-лё-ко-му, дос-та-точ-ное - из-бы-точ-но-му, удоб-ное - иде-аль-но-му…» (Oakeshott M. Rationa-lism in politics, and other essays. L., 1962 год. P. 169). В этом смыс-ле консерватизм не свя-зан с какой-либо оп-ре-де-лён-ной тео-ри-ей, су-ще-ст-ву-ет главным образом ла-тент-но и по-лу-ча-ет то или иное идео-ло-гическое оформ-ле-ние как от-вет на вы-зо-вы, об-ра-щён-ные к кон-крет-но-му об-ще-ст-ву и под-ры-ваю-щие сло-жив-ший-ся ук-лад жиз-ни.

В бо-лее уз-ком смыс-ле консерватизм - од-но из об-щественно-по-ли-тических те-че-ний XIX-XX веков, идео-ло-гия ко-то-ро-го, од-на-ко, с тру-дом под-да-ёт-ся сис-те-ма-ти-за-ции в си-лу мно-го-об-ра-зия тех ре-лигиозных, куль-тур-но-ис-то-рических, национальных тра-ди-ций, на ко-то-рые обыч-но ссы-ла-ют-ся кон-сер-ва-то-ры. В от-ли-чие от ли-бе-ра-лиз-ма и со-циа-лиз-ма, консерватизм, не имею-щий идеа-ла со-вер-шен-но-го об-щественного строя, оп-ре-де-ля-ет-ся С. Хан-тинг-то-ном как «ин-сти-ту-цио-наль-ная идео-ло-гия», т. е. вы-сту-паю-щая в за-щи-ту на-лич-ных со-ци-аль-ных ин-сти-ту-тов, ко-гда они ока-зы-ва-ют-ся под уг-ро-зой.

Воз-ник-но-ве-ние консерватизма как по-ли-тического те-че-ния в конце XVIII - начале XIX веков свя-за-но с ре-ак-ци-ей на со-бы-тия Французской ре-во-лю-ции XVIII века . Cвоё пер-во-на-чаль-ное вы-ра-же-ние он по-лу-чил пре-ж-де все-го в про-грамм-ных «Раз-мыш-ле-ни-ях о ре-во-лю-ции во Фран-ции» (1790 год) Э. Бёр-ка, а так-же в со-чи-не-ни-ях Ж. де Ме-ст-ра, Л. Бо-наль-да, ран-не-го Ф.Р. де Ла-мен-не, С. Кол-рид-жа, немецких пуб-ли-ци-стов и по-ли-тических мыс-ли-те-лей Ф. Ген-ца, А. Мюл-ле-ра и др.

Тер-мин уко-ре-нил-ся бла-го-да-ря на-зва-нию из-да-вав-ше-го-ся Ф.Р. де Ша-тоб-риа-ном в 1818-1820 годы журнала «Le Conser-va-teur». Об-щим для это-го ран-не-го по-ли-тического консерватизма яви-лось не-га-тив-ное от-но-ше-ние к по-пыткам пе-ре-соз-дать об-ще-ст-во по какому-либо «ра-цио-наль-но-му» про-ек-ту: при-тя-за-ни-ям про-све-ти-тель-ско-го «ав-то-ном-но-го» ра-зу-ма с его аб-ст-ракт-ны-ми кон-цеп-ция-ми иде-аль-но-го об-щественного уст-рой-ст-ва был про-ти-во-пос-тав-лен ав-то-ри-тет тра-ди-ции - кол-лек-тив-ных ве-ро-ва-ний, нра-вов и обы-ча-ев, в ко-то-рых во-пло-тил-ся мно-го-ве-ко-вой опыт дан-но-го на-ро-да, пред-став-лен-ный та-ки-ми ис-то-ри-че-ски сло-жив-ши-ми-ся ин-сти-ту-ция-ми, как Цер-ковь и го-су-дар-ст-во (ре-ли-гия как «ос-но-ва гра-ж-дан-ско-го об-ще-ст-ва» у Бёр-ка, со-юз «тро-на и ал-та-ря» у Ж. де Ме-ст-ра и др.).

Тра-ди-ция по-ни-ма-ет-ся Бёр-ком как пре-ем-ст-вен-ная связь не толь-ко с про-шлы-ми, но и с бу-ду-щи-ми по-ко-ле-ния-ми. Пе-ре-да-вае-мые тра-ди-ци-ей ос-но-во-по-ла-гаю-щие цен-но-сти име-ют сво-им ис-точ-ни-ком транс-цен-дент-ный мо-раль-ный по-ря-док, ус-та-нов-лен-ный Бо-гом и пре-вос-хо-дя-щий че-ло-ве-че-ское ра-зу-ме-ние. Зло из-на-чаль-но ко-ре-нит-ся не в тех или иных об-щественных уч-ре-ж-де-ни-ях, как по-ла-гал Ж.Ж. Рус-со, но в са-мой че-ло-ве-че-ской при-ро-де, не-су-щей на се-бе пе-чать пер-во-род-но-го гре-ха. Ре-во-люционным тре-бо-ва-ни-ям ра-вен-ст-ва и ли-бе-раль-ным док-три-нам, ис-хо-див-шим из со-ци-аль-но-го ато-миз-ма, бы-ла про-ти-во-пос-тав-ле-на кон-цеп-ция об-ще-ст-ва как ие-рар-хи-че-ски уст-ро-ен-но-го ор-га-ни-че-ско-го це-ло-го, в ко-то-ром разл. ин-ди-ви-ды и груп-пы в си-лу тра-ди-ции вы-пол-ня-ют раз-ные за-да-чи на бла-го это-го еди-но-го це-ло-го. Тео-рия об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра от-вер-га-лась как ра-цио-на-ли-стическая фик-ция.

Консерватизм в анг-ло-сак-сон-ском ми-ре был бо-лее ли-бе-ра-лен, чем в стра-нах кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пы, где центральную роль в со-хра-не-нии со-ци-аль-ной ста-биль-но-сти от-во-ди-лась го-су-дар-ст-ву и Церк-ви. Э. Бёрк, за-щит-ник лич-ной сво-бо-ды и британского пар-ла-мен-та-риз-ма, при-да-вал важ-ное зна-че-ние в фор-ми-ро-ва-нии ин-ди-ви-да «ма-лым кла-нам» - се-мье, гиль-ди-ям, ас-со-циа-ци-ям. К. Мет-тер-них, вид-ней-ший кон-сер-ва-тив-ный по-ли-тик эпо-хи Рес-тав-ра-ции, счи-тал, что не-воз-мож-но пе-ре-не-сти прин-ци-пы британской кон-сти-ту-ции на ев-ропейский кон-ти-нент. Кле-ри-каль-но-мо-нар-хических идеи французских тра-ди-цио-на-ли-стов и ря-да немецких ро-ман-ти-ков во мно-гом оп-ре-де-ли-ли идео-ло-гию Свя-щен-но-го сою-за. С ран-ним консерватизм свя-зан ряд фи-лосовских и юри-дических кон-цеп-ций, раз-ра-ба-ты-вав-ших-ся пре-ж-де все-го в Гер-ма-нии: ис-то-ри-ческая шко-ла пра-ва (Ф.К. фон Са-ви-ньи) и др.

Пер-вой по-ли-тической пар-ти-ей, ко-то-рая ста-ла на-зы-вать-ся «кон-сер-ва-тив-ной» с 1830-х годов, бы-ли британские то-ри (см. Кон-сер-ва-тив-ная пар-тия), ли-дер ко-то-рых Р. Пиль ви-дел за-да-чу пар-тии в про-ве-де-нии ре-форм при со-хра-не-нии об-щественного по-ряд-ка.

На про-тя-же-нии XIX века вме-сте с бы-ст-рой ин-ду-ст-риа-ли-за-ци-ей, ур-ба-ни-за-ци-ей, за-вер-ше-ни-ем фор-ми-ро-ва-ния национальных го-су-дарств про-ис-хо-ди-ла по-сте-пен-ная транс-фор-ма-ция кон-сер-ва-тив-ной идео-ло-гии и по-ли-ти-ки: кон-сер-ва-тив-ные пар-тии ста-ли вы-ра-жать ин-те-ре-сы не толь-ко при-ви-ле-ги-ро-ван-ных со-сло-вий «ста-ро-го по-ряд-ка», но и про-мыш-лен-ни-ков, аг-ра-ри-ев, городской мел-кой и сред-ней бур-жуа-зии. Во Фран-ции, на-ря-ду с консерватизмом ле-ги-ти-ми-стов из «бес-по-доб-ной па-ла-ты», к 1830-м годам фор-ми-ру-ет-ся «ли-бе-раль-ный кон-сер-ва-тизм» (тер-мин ввёл в обо-рот Ф. Ги-зо), на ко-то-рый ори-ен-ти-ро-ва-лись сто-рон-ни-ки Луи Фи-лип-па. В Гер-ма-нии, где консерватизм был в наи-боль-шей сте-пе-ни свя-зан с иде-ей со-хра-не-ния «ста-ро-го по-ряд-ка», су-ще-ст-во-вал так-же «ре-фор-ма-тор-ский кон-сер-ва-тизм» (Reformkonservatusmus) К. фом Штей-на. В Ве-ли-ко-бри-та-нии ли-бе-раль-ные по-ли-тические ре-фор-мы, пре-дос-та-вив-шие боль-шей час-ти на-се-ле-ния из-би-ра-тель-ные пра-ва, про-во-ди-лись ка-би-не-та-ми то-ри - Пи-ля и Б. Диз-ра-эли. О. фон Бис-марк и Диз-ра-эли ста-ли вид-ней-ши-ми кон-сер-ва-тив-ны-ми по-ли-ти-ка-ми второй половины XIX века консерватизм этой эпо-хи час-то смы-ка-ет-ся с на-цио-на-лиз-мом. К началу XX века воз-ни-ка-ют и край-не пра-вые кон-сер-ва-тив-ные пар-тии (напр., «Ак-сь-он фран-сез», воз-глав-ляе-мая Ш. Мор-ра-сом).

Основные прин-ци-пы российского консерватизма бы-ли сфор-мули-ро-ва-ны в конце XVIII - начале XIX веков М.М. Щер-ба-то-вым и Н.М. Ка-рам-зи-ным и по-лу-чи-ли даль-ней-шее раз-ви-тие в «офи-ци-аль-ной на-род-но-сти» тео-рии (гр. С.С. Ува-ров, Н.Г. Уст-ря-лов и др.), в уче-нии сла-вя-но-фи-лов (А.С. Хо-мя-ков, Ю.Ф. Са-ма-рин). С точ-ки зре-ния российских кон-сер-ва-то-ров, са-мо-дер-жав-ная фор-ма прав-ле-ния со-от-вет-ст-во-ва-ла ис-то-рическому свое-об-ра-зию русского на-ро-да и рас-смат-ри-ва-лась ими как един-ст-вен-ный ис-точ-ник ре-форм и га-рант по-ряд-ка в об-ще-ст-ве.

Вид-ней-шие пред-ста-ви-те-ли консерватизма в Рос-сии - М.Н. Кат-ков, Н.Я. Да-ни-лев-ский, К.Н. Ле-он-ть-ев, К.П. По-бе-до-нос-цев, Л.А. Ти-хо-ми-ров и др. Кон-сер-ва-тив-ны-ми бы-ли воз-зре-ния та-ких русских пи-са-те-лей и по-этов, как Ф.И. Тют-чев, Н.В. Го-голь, А.А. Фет, Н.М. Лес-ков, Ф.М. Дос-то-ев-ский.

В це-лом кон-сер-ва-тив-ный ха-рак-тер име-ли «контр-ре-фор-мы» 1880-1890-х годах в прав-ле-ние императора Алек-сан-д-ра III. Во второй половине XIX века по-явил-ся т. н. ли-бе-раль-ный консерватизм (Б.Н. Чи-че-рин, П.Б. Стру-ве и др.). В начале XX века про-ис-хо-ди-ло ор-га-ни-за-ци-онное объ-е-ди-не-ние кон-сер-ва-тив-ных сил («Рус-ское со-б-ра-ние», Со-юз рус-ско-го на-ро-да и др.), на-цио-на-лизм стал од-ним из основных прин-ци-пов в обос-но-ва-нии консерватизма (М.О. Мень-ши-ков и др.). По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года идео-ло-гия консерватизма ут-ра-ти-ла своё влия-ние в Рос-сии. В эмиг-ра-ции консерватизм был пред-став-лен ра-бо-та-ми ря-да русских мыс-ли-те-лей (И.А. Иль-ин, кон-цеп-ция «ду-хов-но сво-бод-но-го кон-сер-ва-тиз-ма» С.Л. Фран-ка и др.).

По-сле Первой ми-ро-вой вой-ны ис-чез-ли круп-ней-шие ев-ропейские мо-нар-хии, а вме-сте с ни-ми прак-ти-че-ски ушёл в про-шлое консерватизма, ори-ен-ти-ро-вав-ший-ся на со-хра-не-ние тро-на и ал-та-ря. В ус-ло-ви-ях, ко-гда поя-ви-лась уг-ро-за сло-жив-шим-ся по-ли-тическим и эко-номическим ин-сти-ту-там (ком-му-низм, на-цио-нал-со-циа-лизм), ли-бе-ра-лизм при-об-рёл ох-ра-ни-тель-ные функ-ции, а по-то-му ли-бе-раль-ный консерватизм вы-сту-пал как идео-ло-гия основных пра-вых пар-тий. Од-но-вре-мен-но про-ис-хо-ди-ла ра-ди-ка-ли-за-ция час-ти кон-сер-ва-то-ров, пе-ре-няв-ших не-ко-то-рые про-грамм-ные по-ло-же-ния со-циа-ли-стов. С наи-боль-шей си-лой это про-яви-лось в вей-мар-ской Гер-ма-нии, где воз-ник-ла идео-ло-гия «кон-сер-ва-тив-ной ре-во-лю-ции».

По-сле Второй ми-ро-вой вой-ны про-грам-мы круп-ных пра-вых пар-тий в Западной Ев-ро-пе со-че-та-ют в се-бе эле-мен-ты ли-бе-ра-лиз-ма и консерватизма. В 1970-х годах в США и Ве-ли-ко-бри-та-нии воз-ни-ка-ет не-окон-сер-ва-тизм, ока-зав-ший за-мет-ное влия-ние на по-ли-ти-ку пра-ви-тельств Р. Рей-га-на и М. Тэт-чер. В по-ле-ми-ке с ли-бе-раль-ной по-ли-тической фи-ло-со-фи-ей за-мет-ный след ос-та-ви-ли тру-ды по-сле-до-ва-те-лей ком-му-ни-та-риз-ма, от-час-ти сов-па-даю-щие с идео-ло-ги-ей т. н. со-ци-аль-но-го консерватизма (со-че-та-ние прин-ци-пов лич-ной сво-бо-ды и со-ци-аль-ной от-вет-ст-вен-но-сти).

В Рос-сии ре-ак-ция на ра-ди-каль-ные ре-фор-мы 1990-х годов вы-зва-ла по-яв-ле-ние различных вер-сий консерватизма, ис-хо-дя-щих как из идей И.А. Иль-и-на (А.И. Сол-же-ни-цын и др.), так и из опы-та со-вет-ско-го «ре-аль-но-го ком-му-низ-ма» (А.А. Зи-новь-ев и др.).

Дополнительная литература:

O’Sullivan N. Conservatism. L., 1976;

Kondylis P. Konservativismus. Geschicht-li-cher Gehalt und Untergang. Stuttg., 1986;

Ré-mound R. Les droites en France. P., 1988;

Gott-fried P. E. The conservative movement. 2nd ed. N. Y., 1993;

Ман-хейм К. Кон-сер-ва-тив-ная мысль // Ман-хейм К. Ди-аг-ноз на-ше-го вре-ме-ни. М., 1994;

Schildt A. Konservatismus in Deutsch-land. Von den Anfängen im 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Münch., 1998;

Рус-ский кон-сер-ва-тизм XIX сто-ле-тия. М., 2000;

Гу-сев В. А. Рус-ский кон-сер-ва-тизм. Тверь, 2001.