Интересный способ заинтересовать подростка чтением. Личный опыт мамы

Сегодня мы живем в мультимедийном мире ТВ и Интернета - это значит, что приоритет все чаще отдается аудиовизуальной информации, которая воспринимается легче, чем информация текстовая. Именно это, по мнению специалистов, методично убивает в детях и взрослых желание читать. Миллионы видеороликов на YouTube, всевозможные видеописьма и видеоинструкции, анимация, интерактив и многое другое приучают нас к мультимедийному стилю жизни и лишают воображения. Интернет-формат активно проникает и в печать: все больше становится изданий, в которых красивые картинки занимают 90% объема, а текст ограничивается короткими комментариями к ним.

Опаснее всего, когда такое мультимедийное мышление развивается с детства. Сегодня даже красочно оформленная бумажная книга с картинками уже не слишком привлекает ребенка - он подсознательно ждет от нее анимации в духе iPad, отклика на касание, забавных звуков. Не находя их, начинает скучать…

Вот что рассказала «МК» Виктория Пузач, учитель начальных классов московского ГОУ №1605, применяющая на уроках собственные методические разработки, повышающие скорость чтения:

Никто не обязывает родителей учить ребенка читать к поступлению в школу, но согласитесь: банальный здравый смысл подсказывает, что в 7 лет ребенок уже должен уметь это делать. Однако даже в столице в каждом новом наборе первого класса находится несколько детей, которые не умеют читать или читают очень плохо… И это не дети мигрантов, не дети из неблагополучных семей!

У меня есть девочка в классе, троечница по чтению. Спрашиваю у мамы: читали книги, заданные на лето?

Читали… Две…

Хотя вижу, что врет, - вообще ничего не читали!

Сейчас эта девочка и по математике на «тройки» скатывается, потому что без навыков нормального чтения ей сложно понимать задачи, выстраивать в голове картину задания…

По словам учительницы, низкие темпы чтения в младших классах вызывают проблемы с устными предметами и пересказом в средней школе. Дети, которые мало читают, не могут справиться с простейшим заданием - подобрать к слову однокоренное слово: у них просто не хватает словарного запаса!

Интересно, что департамент образования заботится о качестве навыков чтения, получаемых детьми в школе, но как-то очень странно, - продолжает Виктория Спартаковна. - От учителей начальных классов регулярно требуют отчеты: какую скорость чтения демонстрируют их подопечные? Эти отчеты вывешиваются на сайты школ, там их изучают методисты департамента образования по полугодиям, оценивая скорость чтения вслух - количество слов в минуту. К примеру, четвероклассники на «пятерку» должны продемонстрировать скорость 120 слов в минуту, на «четверку» - 90, на «тройку» - 70 слов. Вот только понимание смысла практически не контролируется: 1-2 вопроса, которые надо задавать по прочитанному тексту, этого не покажут!

В средних классах встает другая проблема: дети читать не хотят. Они справляются со школьной программой, но не желают выходить за ее рамки. В результате у ребенка не развиваются словарный запас и речь, образное мышление и эрудиция… И тут уже требуются существенно большие усилия, чтобы подать чтение как интересное и захватывающее занятие.

Например, существует методика привлечения детей к чтению через театральные постановки по программной и внепрограммной литературе. В школе №1148 им. Ф.М.Достоевского давно и успешно ведется сотрудничество с разными театрами, в рамках которого артисты ставят адаптированные для школьников спектакли.

Эти спектакли сделаны интерактивными: дети общаются с героями действия, задают вопросы по ходу постановки, - рассказала «МК» директор Елена Косарихина. - В результате после спектаклей у ребят возникает множество вопросов, которые стимулируют пойти и взять книгу-первоисточник. «Прощание с Матерой» Распутина, «Преступление и наказание» Достоевского, для малышей - «Мальчик у Христа на елке» - это тоже Достоевский… И мы видим, что даже традиционно считающийся тяжелым Федор Михайлович может восприниматься детьми без усилий. После спектаклей дети массово идут в библиотеку, чтобы уже в спокойной обстановке прочитать оригинал, прочувствовать идею автора и т.д. Подобное сотрудничество с театрами доступно любой школе и очень эффективно в плане прививания детям любви к чтению.

Директор ГОУ Центр образования №686 Сергей Казарновский тоже применяет аналогичные методики, тем более что театральный уклон его школы к этому просто обязывает:

Мы приглашали театральных артистов, которые не играли спектакль, а просто читали детям вслух - читали классику. И после этого в школьную библиотеку обратилось больше десятка учеников за книгой, которую им читали, - библиотека даже не смогла их всех удовлетворить, потому что у них оказалось всего несколько экземпляров! Сейчас мы готовим то же самое для младших классов - ожидаем аналогичного эффекта. А вообще я всем, в первую очередь родителям и учителям младших классов, рекомендую книгу замечательного французского писателя и педагога Даниэля Пеннака «Как роман». Книга учит любить чтение, она написана невероятно живым и убедительным языком - после нее взгляд на чтение буквально преображается!

Современному человеку сегодня также необходимо уметь читать продуктивно, много и быстро, накапливая знания, систематизируя их в голове и мгновенно извлекая при необходимости. Поэтому методики быстрого чтения по идее должны становиться все более актуальными в нашем переполненном информацией мире вообще и для школьников накануне выпускных экзаменов и поступления в вузы в частности.

Педагоги и методисты считают тренинги быстрого чтения неприемлемыми для младшеклассников, поскольку дети могут научиться шустро бегать по тексту глазами, но фактически «вхолостую», не извлекая основные мысли, не запоминая факты. Но и со старшими детьми тоже не все просто.

По словам Виты Кириченко, преподавателя русского и литературы гимназии №1520, удостоенного звания учителя года-2012, скорочтение - палка о двух концах:

Пользу оно, без сомнения, приносит, но, сосредоточившись на нем в юном возрасте, ребенок рискует лишиться понимания красоты и полноты языка!

А Ольга Брюханова, преподаватель литературы школы №947, вообще уверена в том, что при нынешнем катастрофическом уровне навыков чтения у современных школьников скорочтение должно находиться на последнем месте:

Сегодня многие старшеклассники читают так плохо, что на выпускных ЕГЭ долго не могут понять условие задачи по математике! А при исключении литературы из списка экзаменов и вовсе произойдет катастрофа!

Впрочем, если ученик читает хорошо - извлекая смысл из текста и правильно расставляя акценты, - вполне возможно начать применять эффективные методики быстрого чтения.

Самая ранняя программа для обучения быстрому чтению ориентирована на детей 10-11 лет, - сообщил «МК» Олег Андреев, разработчик методик быстрого чтения. - Есть и программы для следующих возрастных групп, никаких препятствий для применения их в школах я не вижу.

Самое главное - следует помнить: ответственность за овладение детьми самым важным умением - умением воспринимать текстовую информацию - ложится не только на учителей, но и не в меньшей степени на родителей. Если учитель понимает первостепенную важность чтения и сделал все что мог, то родители ни в коем случае не должны расслабляться. В дошкольном и младшем школьном возрасте тяга к чтению лучше всего прививается методом «…на самом интересном месте!», когда, начав читать ребенку вслух интересную книжку, мама или папа внезапно уходят «по делам», и ребенок вынужден добираться до конца сказки самостоятельно. И, конечно же, ограничивать просмотр телевизора и компьютерные игры: большинство специалистов сходятся на том, что до 5-6 лет лучше вообще обходиться без этих достижений цивилизации.

Ну и, конечно же, лучшим средством убеждения был и остается личный пример. Если родители постоянно читают книги и прессу, это мощно мотивирует ребенка с самого раннего детства. Надеяться, что дети вырастут читающими в семье, где постоянно включен телевизор, не приходится…

СПРАВКА "МК"

Средняя скорость чтения взрослого человека - 200-400 слов в минуту. Считается, что со скоростью более 4000 слов в минуту мог читать Максим Горький, около 2000 слов - Наполеон, 1000 слов - Рузвельт. В 1994 году россиянка Светлана Архипова продемонстрировала по методике быстрого чтения скорость в 60 000 знаков в минуту (примерно 10 000 слов), что было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Эта статья — не про карточки Домана. Хочу рассказать про наш опыт обучения чтению с Лизой, классическим методом. Раньше я не представляла, как научить ребенка читать, это казалось чем-то неподъемным. Теперь поделюсь своими выводами с другими мамами малышей.

Я не специалист в этой области. И здесь в статье — не теория, а наш живой опыт.

Итак, сначала все же скажу пару слов: как можно обучать чтению? Какие существуют основные методы?

1. Классический метод, когда сначала изучают буквы, потом соединяют их в слоги, слова и предложения.
2. Также сегодня популярны кубики Зайцева, главный принцип которых — выучить слоги, которые потом соединяют в слова и предложения.
3. И есть еще «глобальное чтение» — метод Глена Домана, когда ребенку сразу показывают карточки с целыми словами.

Обучать чтению классическим методом тоже можно по-разному. Можно просто зубрить буквы. Можно мастерить каждую букву из картона и других материалов (это используется в «Русской Классической Школе»). Можно придумывать игры с буквами. Много практиковаться на магнитной доске. Складывать слова из кубиков... И так далее.

Некоторые родители просто отдают детей в какой-нибудь кружок подготовки к школе, где проблемой чтения занимается преподаватель.

Дети разные. Кому-то будет проще освоить навык чтения. А кого-то действительно лучше отдать в соответствующий кружок. Особенно, если мама нервничает, когда малыш плохо усваивает материал.

Когда Лизе было 4 года, я решила сделать первые попытки обучения чтению. Сначала пробовала обучать буквам в игре, через магнитные буквы, кубики, какие-то другие игровые элементы... Но ничего не получалось, мне не хватало полного отсутствия представления о том, как дети учатся читать, не хватало системы.

Вскоре я поняла, что мне нужна четкая программа, которой я просто буду строго следовать. Тогда мы узнали про «Русскую Классическую Школу» и купили комплект для детей 4 лет. Но эта программа тоже плохо шла, так как там надо мастерить каждую букву, а для меня это долго, нудно и неинтересно. Да и для дочки тот темп был очень медленным.

И тогда я обратилась к обычным букварям... Купили простой букварь Н.Жуковой. Один из самых популярных на сегодняшний день. И в общем-то, по этому простому дешевому букварю Лиза научилась читать.

В 4 года мы прозанимались две недели. У дочери получалось запоминать буквы и складывать их в слова, но это шло тяжеловато, через две недели ее энтузиазм пропал. Тогда я просто решила отложить чтение на год. И до 5 лет не занималась этим вопросом вообще.

В 5 лет мы снова открыли букварь. И — о чудо! — процесс чтения стал даваться в два раза проще! К 5 годам Лиза почти не знала букв. Но через два месяца занятий она уже читала любой текст. Да, медленно, иногда ошибаясь. Но читала.

Что мы с ней делали? Просто читали букварь. Каждый день — по странице, минут по 10. Не придумывая ничего нового, просто во всем следуя букварю. И сейчас переходим на следующий этап — чтение простых книжек. Разумеется, с моей помощью.

Я сделала для себя такие выводы: главное в обучении чтению — поддержание мотивации. Чем старше ребенок — тем легче ему дается обучение, тем проще поддерживать мотивацию. Но все-таки, классическое обучение по букварю — это довольно сложно и скучно.

Первые месяцы не приходится говорить ни о каком удовольствии. Максимум — ребенок горд тем, что он уже большой, уже читает. Но запоминать буквы, складывать их в слова — это интересно лишь в самом начале.

Лизе было интересно первые несколько недель, потом я стала мотивировать ее внешними действиями. Не заставляла, но мотивировала каким-то «пряником»: обещала самой прочитать ей хорошую книжку после того, как она прочитает страницу букваря. Иногда еще обещала куда-то поехать с ней.

Это неидеальная модель обучения. Но именно формат «обучение по букварю» требует внешней мотивации. Возможно, с Лешей я могла бы уже учить чтению через игру, так как теперь понимаю принцип этого навыка. Но важно, чтоб такие игры были регулярными.

Итак, плюсы обучения по букварю:

  • Не надо ничего выдумывать самой! Просто бери и последовательно проходи все этапы с ребенком!
  • Букварь Н.Жуковой составлен очень грамотно. Не нужно зубрить сразу все буквы. Сразу учимся складывать буквы в слоги, постепенно добавляя новые буквы и закрепляя старые. Постепенно подбирая более длинные слова, более длинные предложения;
  • В букваре идет отработка чтения нетипичных слогов, чтоб ребенок лучше улавливал разницу. Например, «зна — сна — вза — зва» и т.п.
  • Четко видишь, сколько еще осталось до цели, через сколько ребенок сможет перейти к книгам. Еще полбукваря, треть, четверть... Это мотивирует маму;
  • Ребенок привыкает читать книги, привыкает к книжному шрифту. Букварь — это не отдельные буквы, не кубики и не карточки, а книга.

Минусы обучения по букварю:

  • скучно. Долгое время читаешь бессмысленные слоги. Потом — бессмысленные слова. Надеешься, что скоро пойдут интересные предложения... Но не тут-то было. Предложения тоже на редкость скучные, рассказы совершенно неинтересные. Авторов волнует лишь набор букв, чтоб почаще встречалась изучаемая буква;
  • у ребенка может появиться ощущение, что читать — это нудно и неинтересно. На каждой странице — бессмысленные рассказы, как Вова везет воз, как грибники сидели под дубом, как бабушка кормила Бориса борщем... Конечно, параллельно я сама читала дочери нормальные книжки, чтоб перекрыть впечатления от этих историй...
  • у нас пришлось вводить «пряники» за обучение. Считаю это неправильным, но по-другому с букварем не получается. Добровольно ребенок не желал читать про Макаров, Шуриков и Лушу (неужели и правда есть такое имя?!).

Какая альтернатива? В идеале я бы брала принципы из того же букваря, но текст придумывала бы сама. Писала бы его на листе бумаги или с помощью магнитных букв. Сочиняла бы тексты про саму Лизу, про принцесс, про животных. Придумывала бы смешные фразы, элементы интриги, что-то еще... На это нужно больше времени, больше фантазии. Но это было бы несравнимо интереснее. И главное — у ребенка было бы больше понимания, ради чего надо учиться читать.

К слову, мы также занимаемся по «Ломоносовской школе», там тоже есть обучение чтению в пособиях. Но это еще скучнее, чем в букваре.

Я видела разнообразные развлекательные книжки, где стараются весело изучать буквы. Но там часто есть другой перекос — слишком много развлечений, каких-то «заданий в форме игры», не хватает стройной системы обучения чтению. Поэтому такие книжки у нас не прижились.

Я не жалею, что взяла букварь Н.Жуковой. Там есть понятная четкая система, которая мне понравилась. Тексты жуткие, это да. Но... Это ведь всего на 2-3 месяца. Потом мы уходим в «свободное плавание», где я сама подбираю книжки.

А с Лешей мы продолжаем эксперимент . Не знаю, насколько это эффективно, но непринужденно и интересно. Карточки можно смотреть по-разному, с ними есть сотни разных игр, они не требуют напряжения... Через пару лет напишу, получили ли мы результат!

Желаю вам счастливого материнства!

Прежде всего, давайте разберемся в причинах отсутствия у ребенка интереса к книгам. Чаще всего главной проблемой является отсутствие должного примера. Если родители вместо чтения сидят за компьютером, телевизором или в смартфонах, то и ребенок пойдет по этим стопам. Необходимо быть для ребенка главным примером! В свободное время отложите телефон и возьмите в руки книгу.

Возможно, вы требуете от своего ребенка слишком многого для его возраста. Если у ребенка только-только начал формироваться навык чтения, прививать ему любовь к чтению абсолютно бессмысленно. О каком сюжете может идти речь, если пытаешься хотя бы собрать буквы в слово? Для начала нужно развить навык чтения практически до совершенства.

Иногда для детей чтение является настоящим наказанием . Ведь так часто родители ставят условие: пока не прочитаешь хотя бы главу, гулять не пойдешь! Можно ли это расценить как-то ещё, кроме угрозы или наказания? О таких фразах лучше забыть, чтобы в будущем ребенок не воспринимал чтение как пытку.

Как же привить любовь к чтению?

Про самый главный способ привить ребенку любовь к книге уже говорилось выше – продемонстрируйте эту любовь на своем примере . Кроме того, вы можете читать с ребенком одни и те же книги, чтобы после прочтения увлеченно их обсудить.

Возможно, ваш ребенок ещё просто не нашел «свою книгу» . Помните, как вы полюбили читать? Наверняка не с первой книги, а «той самой», которая смогла зародить любовь к чтению. Помогите ребенку найти подходящий жанр. Рассказывайте о книгах, которые вы любили в детстве, заведите дома библиотеку интересных детям книг, предлагайте их ему, описывайте.

Разрешите ребенку не дочитывать некоторые книги . Не нравится книга из школьной программы? Если это не происходит с каждой книгой, то беды в этом никакой нет. Вспомните себя в школе. Мало найдется детей, которые с удовольствием читали абсолютно каждое произведение школьной программы. Если книга не идёт даже через силу, то можно её отложить. Возможно, ребенок вернется к ней позже, когда «созреет» для произведения.

Что делать, если ребенок всё время перечитывает одну и ту же книгу и к другим не приступает? Прежде всего, радоваться, что книга его захватила. Это тот самый старт, та самая точка отсчета любви к чтению. Если он читает её второй или третий раз, ничего страшного в этом нет. Попробуйте предложить ему другие книги похожей тематики, расскажите про них, заинтересуйте его. Если ребенку понравилась одна книга, то он обязательно перейдет и к другим.

Научить ребенка любить книгу и уметь наслаждаться чтением – одна из важных задач правильного воспитания. Человек, воспитанный на книгах, имеет широкий кругозор, может красочно описать словами свои впечатления, увлечь собеседника запасом знаний и никогда не станет скучать в одиночестве.

Когда же стоит приучать ребенка к чтению? Детские психологи рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к книгам с раннего дошкольного возраста и продолжать работать в этом направлении до 7-8 лет, однако, наиболее благоприятен возраст от трех лет. Важно подбирать литературу, соответствующую годам – сначала простенькие сказки, затем – рассказы детских классиков.

Как известно, не все дети любят читать книги. Почему так происходит – задаются вопросом многие родители

Почему ребенок не любит читать?

В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:

  • Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
  • Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
  • Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
  • В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.


В современном обществе многие дети не любят читать книги. Причиной этого может стать пример взрослых

Азы книгочтения

Слово «книга» в современном языке охватывает очень широкий круг понятий. Существуют бумажные издания, есть экземпляры, представленные в электронном виде – документальном или аудио. Однако мы будем говорить о классическом варианте текстовой информации – книге, отпечатанной в типографии.

Психологи считают, что ребенка нужно приучать к чтению, начиная с традиционных детских изданий – с картинками, крупными буквами, которые можно листать и знакомиться с ними не только посредством визуального восприятия. Здесь важен комплекс ощущений – тактильных, слуховых и зрительных.

Также мы хотим предостеречь взрослых от настойчивых попыток усадить малыша с книжкой, посредством психологического давления, крика или шантажа. Как заинтересовать ребенка чтением? Важно создать правильный настрой, сделать так, чтобы ребенок сам захотел провести время с книгой. Пусть сначала это будет лишь пару минут, постепенно ваш воспитанник станет выделять больше досуга для чтения. Существует лишь два основных способа создания нужного настроя:

  • желательно, чтобы книги находились в зоне доступа ребенка;
  • взрослые должны регулярно пользоваться домашней библиотекой, показывать детям, что читать – это нормально.

Домашняя библиотека

Советы психологов однозначны: важно, чтобы ребенок видел книги с детства и воспринимал их как часть своей жизни. Пусть сначала у него появятся книжки-игрушки, в которых страницы выполнены из очень плотного картона, а картинки забавные и красочные. Чуть позже он возьмет в руки сборники сказок в плотном переплете, детскую энциклопедию или букварь.



Начинать читать книги ребенку нужно как можно раньше. Яркие иллюстрации, забавные картинки заинтересуют даже самого большого непоседу

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.

Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Чтение – важная часть жизни

Теперь подробнее остановимся на втором утверждении – о том, что взрослые должны сами любить читать, чтобы научить этому своего ребенка (см. также: ). Известно, что дети, которые любят читать, растут в тех семьях, где чтение является важной частью жизни. Из этого можно сделать вывод – нужно показывать своим отпрыскам личный пример того, как проводить свой досуг. Если папа все свободное время посвящает компьютеру – его сын тоже будет играть в компьютерные игры. Тот отец, который каждый вечер открывает книгу, имеет шанс вырастить читающего человека.

Приучение ребенка к чтению – хорошая возможность пересмотреть свои привычки и приоритеты. Часто люди находят оправдание отсутствию в их жизни книг. Дескать, есть более важные дела, которые не дают возможность выделить пару десятков минут на литературу. Дети берут пример со старших и тоже в собственном списке важных дел отводят чтению одну из самых нижних позиций. У малыша тоже есть множество ежедневных задач, обязанностей и любимых занятий – мультфильмы, игры, компьютер, рисование и т.д.



Дети очень любят, когда именно папа читает им книгу

Формирование привычки

Психологи советуют создать ежедневный ритуал, который приучит ребенка к тому, что книга – обязательная часть его жизни. Желательно выбрать время, в которое сын или дочь сможет каждый день открывать новую страницу. Удобнее всего выделить несколько минут перед сном.

Очень хорошо, если вечернее чтение станет любимой традицией, временем, которое ребенок будет предвкушать в течение дня. Главное – не отступать от формирования привычки, день за днем регулярно устраивать небольшие сеансы семейного чтения. Совсем скоро родители могут заметить, что их чадо готовиться к вечерним сеансам и заранее подбирает интересную литературу.

Можно попробовать читать вслух при ребенке то, что интересно маме или папе. Пусть малыш с раннего возраста привыкает к тому, что чтение может быть занятием совместным. Быть может, его заинтересует сюжет и он захочет узнать, что же произошло дальше. Нужно поощрять его интерес и давать возможность послушать подольше. Иногда уместно использовать чтение, как награду или приз за хорошее поведение, за помощь родителям по дому. У ребенка будет формироваться правильное и естественное отношение к этому занятию.

Иногда ребенок, несмотря на все усилия старших, не хочет читать. В самых сложных случаях стоит сделать перерыв и попытаться заинтересовать своего дошкольника снова через пару месяцев. Также можно попробовать найти дополнительную мотивацию, действуя мягко, но настойчиво:

  • Желательно использовать время для чтения тогда, когда ребенок спокоен, здоров. Не стоит бегать за ним с книгой, если малыш носится по квартире, и настроен играть в активные игры. Психологи советуют сначала немного отвлечь чадо, успокоить его, а затем попытаться заинтересовать сюжетом новой книги.
  • Очень важно, чтобы книга, которую мама читает дочери или сыну, вызывала интерес и у нее. Увлеченность родителей передается и детям, а скучный рассказ вызовет зевоту у мамы, которая передастся и малышу.


Сказки, читаемые малышам, должны быть интересны и взрослым

Развитие фантазии и артистизма – элементы мотивации

Чтобы завлечь ребенка чтением, нужно провоцировать его фантазировать самому. Пусть он придумывает продолжение любимым сказкам или же по-новому пересказывает знакомые сюжеты:

  • Для начала можно рассказать ему что-то интересное, что могло бы произойти с персонажем прочитанной сказки или повести. Затем вовлечь чадо в игру, спросить, что, по его мнению, будет дальше.
  • Детские стихотворения – еще один кладезь полезных навыков. Желательно чаще читать детям рифмованные строчки и просить повторить, чтобы стихи запоминались. Простенькие четверостишия помогут ребенку сформировать, и развить умение пересказывать информацию. Что в последующем позволит ему красиво и складно излагать более сложные речевые конструкции. Такая тренировка пригодится и в учении, ведь в школе требуется отвечать у доски, пересказывая выученный урок.
  • Многие детские сказки легко озвучивать в виде диалога. Можно попытаться вместе с ребенком разыграть знакомые сюжеты из прочитанных книг, распределив между собой роли. Детям очень нравятся такие игры, и они часто демонстрируют неожиданный артистизм.

Книга учит, воспитывает, а дети наиболее восприимчивы к ее науке. Любите книги, берегите их. Вкладывайте в своих детей уважительное отношение к слову. Тогда они вырастут всесторонними людьми с широким кругозором и умением принимать правильные решения. Пусть книга станет ребенку другом, помощником и даже партнером для игр. Помогите ему познать огромный мир, который дарит хорошая литература.

Темп современной жизни ускоряется, и в этом бешеном ритме не остается времени на самое простое, но такое важное занятие – чтение. Сегодня все сложнее найти читающего по своей воле школьника, читающего с интересом и взахлеб, как его родители когда-то. Еще несколько десятков лет назад книги были единственным источником информации – люди читали их в поисках развлечения, образования, в поисках нужных данных и даже смысла жизни. Что же произошло сегодня? Почему дети перестали интересоваться книгами? В данной статье поговорим об этой глобальной проблеме – причинах ее развития и способах решения.

Почему дети перестали читать

Многие взрослые помнят свое детство – как их родители запрещали им читать, ограничивали время, проведенное за книгой, чтобы сохранить здоровье глаз. Но мы все равно читали – везде и всегда, с фонариком под одеялом, за углом двери, чтобы не увидела мама. Что же сегодня? Дети не увлекаются чтением, книга для них – это наказание за какой-то проступок. Почему же ситуация в корне изменилась?

  1. Цифровая реальность. Первая и самая главная причина того, что дети перестали читать книги – это другой способ восприятия. Зачем ребенку читать, напрягать свое воображение и фантазию, если телевидение и компьютеры могут воспроизвести эту реальность за него? Дети сегодня получают намного больше информации, чем мы когда-то в их возрасте. Просто информация приходит им в другом виде – через компьютеры, планшеты, телевидение.
  2. Яблоко от яблони. Иногда дети не читают, просто потому, что в их окружении нет человека с книгой. Если малыш живет с родителями, у которых нет привычки посидеть вечером за любимым детективом или романом, ребенок просто не знает, что есть книги и они могут приносить удовольствие.
  3. Странные слова. Иногда ребенок отказывается читать, если в тексте много непонятных, а зачастую устаревших слов. И это встречается, буквально с самого детства. Ну как же может быть ребенку интересен зайка со своей «лубяной» избушкой, если малыш и слова-то такого не знает. Не говоря уже о более серьезных выражениях.
  4. Книги не по возрасту. Иногда родители стараются вырастить из малышей вундеркиндов, преподнося им все более сложные книги. Однако дошкольнику не понять переживаний графа Монте Кристо, он просто не поймет о чем книга, но до поры, до времени. В каждом возрасте должны быть свои книги, которые увлекают читателя.
  5. Осуждение сверстников. Всем известно, как дети могут быть жестоки и коварны. И, увидев однажды сверстника за книгой, его могут обвинить в излишней примерности, назвать «ботаном». Ребенок, стараясь скрыть этот «недостаток», постепенно отказывается от книги, предпочитая принимать информацию из других источников.
  6. Принуждение. Очень часто нелюбовь к книгам рождают сами родители, когда приравнивают чтение к наказанию. То есть, они говорят – «Разбил вазу? Теперь сиди в своей комнате и читай 20 страниц текста». Раз за разом ребенок учится воспринимать чтение как что-то плохое, неинтересное, вынужденное. И в этом виноваты сами родители.

В каком возрасте нужно прививать ребенку любовь к чтению? Как правило, интерес к книгам у детей просыпается в 8-10 лет, когда малыш начинает самостоятельно бегло читать, осознавая действие, происходящее на бумажных страницах. Однако прививать любовь к чтению и уважение к книге нужно с детства, не позволяя малышу рвать страницы, рисовать на картинках. Но для чего современным детям нужно чтение?

Польза от чтения книг

Многие современные подростки утверждают, что книги – это прошлый век. Зачем мучиться и читать, когда любую информацию быстро и доступно можно найти в интернете. Однако книга – это не только источник информации, а чтение – не только умение складывать буквы в слова. Книга – это нечто большее. Если ребенок приучится читать хоты бы несколько страниц в день, он со временем станет лучше излагать свои мысли, научится преподносить информацию грамотно – как устно, так и письменно. Читающие дети гораздо лучше справляются с творческими заданиями в школе и с легкостью пишут сочинения. Многие люди лучше воспринимают информацию визуально, поэтому чтение – это прекрасный способ выучиться грамотности.

Но важнее всего то, что книга способствует формированию личности, учит нравственности, находит ответы на многие вопросы. Из классики ребенок черпает правильное отношение к жизни, учится отличать добро от зла, уважать старших, защищать младших. Ребенок понимает, что зло непременно наказывается, что жить нужно по справедливости. Чтение книг – это отличное развлечение, безопасный способ хорошо и с пользой провести время. Но как донести все это до ребенка? Как пробудить в нем любовь к книге?

Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать. Не наказывайте его книгой. С самого детства малыш должен понимать, что чтение – это удовольствие, а не наказание. Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать в ответ на какой-то его проступок. Наоборот, скажите малышу, что сегодня он большой молодец, за то, что помог бабушке и в награду вы прочитаете вместе (или подарите ему) красочную и интересную книгу. Отношение ко многим жизненным позициям закладываются у ребенка с детства. И как вы отнесетесь к книге, так же и ребенок будет относиться к ней на протяжении своей жизни.

  1. Потрогайте книгу! Покажите ребенку преимущества бумажной книги перед цифровыми носителями. Книгу можно потрогать, пролистать ее страницы, почувствовать шероховатость бумаги, насладиться ароматом свежей печатной краски. Именно это заставляет людей все еще читать бумажные книги. Маленьким детям можно купить интересные бумажные книжки с объемными картинками, которые предстают на странице при ее открывании. Очень много тактильных книг с различными неровностями и деталями. Приучите ребенка трогать страницы – это важно.
  2. Подбирайте книги. Всего одна неудачная книга может привести к тому, что ребенок откажется читать из-за скуки. Очень важно выбрать книгу по возрасту, интересам и предпочтениям ребенка. Например, детям младшего школьного возраста можно предложить приключения Незнайки, а тем, что постарше – приключения Тома Сойера. Если ребенок интересуется компьютерными играми, учтите это – в современном издательстве полно книг и про компьютерных героев. Важно выбрать то, что заинтересует ребенка.
  3. Читайте сами. К сожалению, ребенка трудно заставить что-то делать, если вы сами этого не делаете. Если мама и папа будут проводить свободное время за книгой, рассказывать друг другу прочитанное, восторгаться героями и увлекательно проводить время именно так, малыш заразится. Он поймет, что книга – это окно в мир, который можно исследовать, не слезая с дивана. Глупо надеяться на чтение ребенка, если вы сами целый вечер проводите перед экраном телевизора.
  4. Держите дома книги. Современные дома обустраиваются так, что в них не находится места для пыльных, громоздких и объемных книг, особенно, если все то же самое можно найти в электронном виде. Если вы хотите вырастить читающего ребенка, нужно иметь в доме книжный шкаф, или хотя бы полку, где ребенок бы мог поковыряться. Относитесь к книгам с уважением – не позволяйте с ними играть маленьким детям, объясните ребенку, что книгу нельзя рвать, нельзя рисовать на ней.
  5. Развивайте воображение. Вы можете мотивировать ребенка к развитию воображения различными выдуманными историями, байками. Сочиняйте небылицы и сказки вместе, позвольте ребенку открыть в себе творческое мышление. При хорошем воображении читать будет легче – образы будут легко складываться, чтение будет интересным.
  6. Учите стихи. Стих – это та малая доза информации, которую ребенок может освоить, понять и преподнести самостоятельно. Стихи развивают память, пробуждают любовь к слогу.
  7. Диафильмы. Заставить читать маленького привереду помогут старые диафильмы. Прокручивая пленку, малыш заинтересуется происходящим на картинке и непременно захочет понять, что происходит в сюжете. Для этого ему придется прочитать комментарий снизу картинки.
  8. Разыгрывайте спектакли. Для детей дошкольного возраста очень интересен сам сюжет, поставленные диалоги, переживания, действия. Поэтому, для заинтересованности можно делать с ребенком маленькие спектакли и читать по ролям. Кстати, это можно делать еще до того, как малыш научится читать.
  9. Выбирайте время. Современные дети имеют гораздо большую нагрузку, нежели их родители в аналогичном возрасте. Сегодня практически все школьники имеют дополнительные занятия – спортивные секции, языковые курсы, творческие кружки. Не заставляйте читать пришедшего домой уставшего ребенка. Выбирайте для общения с книгой свободное время, чтобы малыш был отдохнувшим, заинтересованным и в хорошем настроении. Только при этих условиях можно привить ребенку любовь к чтению.
  10. Совместное чтение. Выберите увлекательную книгу и читайте ее вместе с ребенком, можно перед сном. В очередной раз остановитесь на самом интересном моменте и скажите, что продолжение прочитаете завтра. Нетерпение малыша может привести к тому, что он сам примется узнавать окончание истории.

Чтение – очень важный этап в жизни ребенка. Как вы учили малыша держать ложку, ходить на горшок, переодеваться – с той же важностью и терпением нужно привить ребенку любовь к книге и процессу чтения. Однако не будьте столь категоричны — меняется время, меняются и дети.

Так ли важно чтение в современном мире

Недовольство молодежью было во все времена. Всегда проблема отцов и детей была актуальна. Детьми очень часто были недовольны, ведь они менялись и не походили на своих родителей. Современное поколение – не исключение. Нам кажется, что наши дети сидят в компьютерах и ничем полезным не занимаются. Но течение современной жизни заставляет меняться и смотреть на жизнь по-новому. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался, не заставляйте его обязательно читать бумажные книги. Современные гаджеты позволяют в считанные минуты найти нужную информацию в электронном формате. Позвольте ребенку читать так, как он этого хочет. Не нужно заставлять свое чадо осиливать Войну и Мир – у него могут быть другие герои и другие книги, не менее интересные, кстати. А чтобы следить за увлечениями ребенка и не допустить его вседозволенности в сети, нужно идти в ногу со временем и осваивать интернет и компьютеры.

Книга – это возможность поговорить с человеком из прошлого, пережить его жизнь, прочувствовать его мысли. Книга – это настоящий друг, который всегда ждет, никогда не осудит и не обидится за долгое отсутствие. Это погружение в иной мир, который кажется реальностью. Любите и читайте книги, в них много полезного и интересного. А ребенок непременно станет вашим отражением.

Видео: что сделать, чтобы ребенок полюбил чтение