Масло добываемое из растений раст рос. Правописание корней раст, ращ, рос
Орфограмма в корне слова — тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с чередующимися гласными. В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения — слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост — это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.
Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-
Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: — ст и — щ. Правильный выбор гласной в данном случае — основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности — корень. На него опирается слово — первый строительный элемент языка.
Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.
Исторические особенности
Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского — языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму — с -а (растение, отращивать, произрастать).
В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.
Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый — кто уже вырос, поросль — уже поросла).
Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.
Исключения
Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.
Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть «в рост»), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).
Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
На главную
Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>
Важнейшие правила правописания.
Правописание корней.
12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть вре ́д , препода ва́ть препода ́ть , притя ну́ть притя ́нешь .
Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:
а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).
б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать вта птывать , но сить на шивать , и т. п.
13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака , во лдырь , ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
14. Корни с чередованием о а . Для правописания некоторых корней с чередованием а о надо заметить следующие правила:
а) В корне кос кас (кос нуться кас аться ) пишется а -а- : кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .
б) В корне лож лаг (предлож ить предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .
в) В корне клон клан (поклон клан яться ) под ударением может быть и о , и а о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .
г) В корне твор твар (твор чество твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .
д) В корне гор гар (гор еть загар , нагар ) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .
е) Корень плав плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха , в остальных случаях пишется а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны слои подпочвы, насыщенные водой).
ж) В корне зар - зор (заря - зори - зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.
з) В корне раст - рост (расти - росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).
Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.
и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): ра вномерный , ра внозначный , сра внить , всё ра вно , а также в словах: ра внение , ра вняйсь , ра вняясь , пора внялся , ра внина ; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы) и т. п., уро вень , ро вня .
dictionary.liferus.ru
Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова
В корне р а ст- и р о с- выбор написания буквы «а» или «о» зависит от наличия в корне согласных «ст» и «щ» .
В корне раст-/ращ-/рост-/рос гласные чаще всего являются безударными, например:
р а сте́ние - вы́р а щенный - вы́р о сток - по́р о сль.
Но проверять их ударением, как чаще всего и поступают с безударными гласными в корне, не следует, так как гласные а//о являются чередующимися .
Эти чередующиеся корни возникли исторически в результате влияния старославянского языка:
корень рос- является исконно русским, а корень раст-/ращ- - старославянским.
В написании слов с этими корнями воспользуемся орфографическим правилом:
Написание слов с корнем раст-/ращ-
Значит, для выбора буквы «а» или «о» в рассматриваемых корнях нужно только внимательно посмотреть на слово и заметить наличие в нем указанного сочетания согласных «ст» и «щ» , например:
Точно также сделаем выбор буквы «а» в написании слов:
Без дождя и трава не растёт (пословица).
Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё иголки зимой в серебре.
Целый день сосульки тают, хоть и тают - подрастают, стали чуть ли не до земли. Вот как сильно подросли! (Елена Трутнева).
Написание слов с корнем рос-/рост-
В словах с корнем рос-, за которым не следуют букв «ст» и «щ» , выберем букву «о» :
У лесной рябинки выросли волнушки прямо на тропинке.
Мы стоим две-три минутки, точно к месту приросли: голубые незабудки, незабудки расцвели (Е. Трутнева).
Исключения :
Все производные слова сохраняют указанные написания, например:
Ранней весной упадет семечко с ели во влажную землю, прорастёт. Покажется маленький росток. Он даст жизнь новому деревцу (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Чередующиеся гласные в корнях РОС, РАСТ, РАЩ»
russkiiyazyk.ru
Буквы «О и А» в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-
Цели и задачи:
- закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
- Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
- Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
- 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
- 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
- Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
- Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
- Уметь работать с толковым словарем.
- Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.
- Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
- Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
- Исправлять речевые недостатки.
- Предла гать – предло жить
- Сла гаемое – сло жение
- Прила гать – прило жение
- раст — раст ение
- -ращ — выращ енный
- -рос — зарос ли
- Отрасль – отдельная область науки, производства.
- Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
- Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
- Структурирование знаний
- Использование речи для регуляции своего действия
- Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
- прилагать, ловить, помирить;
- усложнить, положить, изложение;
- произрастать, потрясти, излагать.
- Развитие «Я концепции»
- Владение диалогической формой речи.
- Писк разнообразных способов решения задач
- Структурирование знания
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
— Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
— Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.
Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.
Затем осуществляется совместная проверка.
Устный опрос:
— Над какими орфограммами работали?
— От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
— Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?
3. Закрепление.
1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)
— Какие корни встречаются в этом слове?
— Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)
— Что растет по берегам реки? (слайд 3)
— Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.
(У берега растет высокий камыш.)
— Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.
2) — После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.
— Что растет на берегу? (слайд 4)
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).
Учащийся читает стихотворение.
Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
— Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.
— Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.
3) — Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)
— А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)
— Это письмо от ребят. Прочитаем его.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
— Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.
— Где находился садик? Кто его вырастил?
— Как двор выглядел сначала?
— Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?
— Как разрастался сад?
— Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.
(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)
— Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.
— Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.
— Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.
(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)
— Проверим, правильно ли мы распределили слова.
5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.
4. Итог урока.
— С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?
Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос- и -лаг- (-лож-). 5-й класс
Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
Формирование УУД:
Познавательные метапредметные умения
Коммуникативные метапредметные умения
Регулятивные метапредметные умения
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учащимся предлагается решить два ребуса.
В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:
– По каким правилам пишем эти слова?
Развитие «Я – концепции»
2 этап (слайды 6, 7, 8)
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.
Затруднение. Проблемная ситуация.
Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.
Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают
Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.
Формируемые УУД
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Поиск разнообразных способов решения задач
3 этап (слайды 9, 10, 11)
Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.
Поразмышляем!
– Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о
, а когда а.
Сделайте вывод.
(Работа в парах)
Карточка 1
Буквы о-а в корне -лаг- — -лож-
Карточка 2
Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — -рос-
Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.
На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».
4 этап (слайды 12, 13)
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)
Вставьтепропущенныебуквы:
1) изл_гать,
2) пол_гать,
3) сл_гаемое,
4) предл_гать,
5) возл_гать,
6) изл_жение,
7) возл_жить,
8) пол_г,
9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать
13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,
16) отр_сль,
17) р_стовщик,
18) р_сток,
19) подр_сли,
20) прор_сти,
21) выр_щенный,
22) дор_сти,
23) р_стительность,
24) возр_ст,
25) прир_сти.
5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения
Определите «третийлишний»
Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.
Формируемые УУД
6 этап (слайд 15)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.
Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
1. Корни с буквами а и о .
гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).
зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).
кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).
клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.
крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.
лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .
мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).
пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .
плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .
Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.
равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .
Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).
Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .
разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).
рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .
Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .
скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).
Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).
Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").
твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .
2. Корни с буквами и и е .
блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .
вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).
лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).
сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .
Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .
Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.
Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.
Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.
1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.
2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.
3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.
4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).
5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.
Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения - слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост - это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.
Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-
Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: - ст и - щ. Правильный выбор гласной в данном случае - основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности - корень. На него опирается слово - первый строительный элемент языка.
Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.
Исторические особенности
Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского - языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму - с -а (растение, отращивать, произрастать).
В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.
Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый - кто уже вырос, поросль - уже поросла).
Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.
Исключения
Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.
Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть "в рост"), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).
Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.
МОУ Саранинская СОШ
Урок русского языка в 5классе
с использованием ИКТ
на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».
Цели урока :
1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных
о – а в корнях раст/ращ/рос.
2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .
Ход урока.
I. Организационный этап .
II. Повторение.
На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.
Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.
Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?
Рассказать правило по таблице.
VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.
Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а
1. р…стительность
2. взр…щенный
3. выр…сла
4. подр…стает
6. вр…сли
7. прор…сти
8. пор…сль
9. р…сток
10. выр…стим
VII. Подведение итогов урока .
Что нового мы узнали на уроке?
Чему научились?
Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.
Что можем сказать принцессе Орфографии?
VIII. Домашнее задание:
1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)
2. Выполнить упражнение 441.
учитель русского языка
МОУ Саранинская СОШ
с использованием ИКТ
на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».
Тип урока: изучение новой темы.
Цели урока:
1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.
2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.
3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II . Повторение.
1. На доске текст (можно на интерактивной):
Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!
Задания учащимся:
Прочитайте текст.
Изменилось ваше настроение? Почему?
Назовите наречия, которые встречаются в тексте.
По каким признакам вы определили, что это наречия?
2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.
· Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.
· Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.
Сформулируйте общее правило.
Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.
III . Определение цели урока.
Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?
Какую тему мы должны изучить на уроке?
Какая проблема стоит теперь перед нами?
IV. Изучение новой темы.
1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:
ГОРЯЧ…
ПЕВУЧ…
Вопросы и задания учащимся:
К каким частям речи относятся слова?
В каких морфемах пропущены буквы?
Какие гласные нужно написать на конце наречий?
После каких согласных пишутся гласные о и е?
Сформулируйте правило.
2. Чтение правила по учебнику.
Что показалось знакомым?
Что нового появилось в правиле правописания наречий?
3. Вывешивается таблица.
Расскажите правило по таблице.
V. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение 212 самостоятельно
В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?
Что нужно запомнить о наречии ещё ?
Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?
Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.
VI. Проверочная работа.
На доске слова (можно на интерактивной).
О или е?
1. больш…й
2. пейзаж…м
3. похож…
4. манящ…
5. хорош…
6. сердц…м
7. свеж…
8. ещ…
9. роднич…к
10. свеч..й
11. общ…
12. о лучш…м
13. зайч…нок
14. скрипуч…
Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.
Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13
Каким правилом пользовались, выполняя задание?
Какое слово является исключением?
VII . Домашнее задание.
1. Выучить правило.
VIII . Работа по развитию речи.
Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.
Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.
А музыка поможет создать весеннее настроение.
Звучит пьеса «Белые ночи».
Учащиеся читают миниатюры.
Какую роль выполняют наречия в тексте?
Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?