Кто изучает землю. География: значение слова

И традиционно интересующаяся их составом, структурой и эволюцией. С середины 1960-х годов с появлением теории тектоники плит , подтверждавшей старинную теорию дрейфа континентов Альфреда Вегенера, расширилась сфера геологических исследований: теперь геологи заинтересовались более глубокими слоями земной коры и мантией, что ранее было сферой исследования геофизиков. Однако стоит отметить, что геологи не могут исходить из моделей геологических исследований геофизики, поскольку они основаны на относительно упрощённых физических моделях. Геологии свойственен более сложный и детальный анализ, нацеленный на качественный результат.

Геологические науки включают в себя множество перекликающихся дисциплин, не способных существовать по отдельности:

  • Науки о составе Земли:
    • Геохимия изучает закономерности распространения и поведения химических элементов в различных оболочках литосферы.
    • Минералогия изучает природу, состав и кристаллическую структуру минералов. Минералогия одновременно является отраслью геологии и кристаллографии, которая, в свою очередь, относится к физике.
    • Петрология и петрография вместе составляют науку о горных породах . Они занимаются изучением возникновения, формирования и эволюции горных пород, а также описанием их свойств.
      • Литология и седиментология изучают осадочные горные породы.
  • Науки о строении Земли
    • Структурная геология или тектоника занимается изменениями твёрдой оболочки Земли и структур земной коры, вызванных движением тектонических плит.
    • Геоморфология занимается изучением происхождения и эволюции рельефа. Особенно интересны для этой науки процессы, влияющие на формирование рельефа во времени и пространстве. Часто геоморфологию относят к географии.
    • Вулканология изучает физико-химическую природу вулканов, а также их динамику. Эту науку относят одновременно к геологии, геофизике, геохимии (наука о химическом составе камней) и геохронологии (с помощью радиометрического метода эта наука определяет возраст всей породы или одного из её компонентов).
    • Палеонтология занимается изучением окаменелостей, то есть окаменелых останков различных форм жизни, когда-то существовавших на земле. Наука стоит на стыке биологии и геологии. Практическое значение для биологии эта наука представляет в связи с теорией эволюции и позволяет отследить эволюцию различных живых организмов на протяжении длительных отрезков времени. Для геологов палеонтология важна в определении важнейших руководящих форм .
  • Науки о динамике Земли
  • Прикладные отрасли:
  • Прочие отрасли

Которая изучает планеты, их спутники, астероиды, метеориты и кометы. Часто, говоря о науках о Земле, употребляют более общий термин: науки о Земле и о Вселенной.

Основные направления

Геологические науки

См. также

Напишите отзыв о статье "Науки о Земле"

Литература

  • Яницкий И. Н. Новое в науках о Земле. - М., Агар, 1998. - ISBN 5-89218-080-8

Ссылки

  • в Open Encyclopedia Project

Отрывок, характеризующий Науки о Земле

Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.
Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.
И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?
Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?
Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.
События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа. Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым.
Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.
После отъезда Пьера с женой он затих и стал жаловаться на тоску. Через несколько дней он заболел и слег в постель. С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать. Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья. Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал. Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых. Все эти знакомые, столько раз обедавшие и танцевавшие у него, столько раз смеявшиеся над ним, теперь все с одинаковым чувством внутреннего упрека и умиления, как бы оправдываясь перед кем то, говорили: «Да, там как бы то ни было, а прекрасжейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь… А у кого ж нет своих слабостей?..»

География — одна из самых интересных и увлекательных наук. Ведь она напрямую связана с путешествиями и приключениями. Но какой смысл несёт в себе термин «география»? Значение слова весьма интересно. И мы попробуем объяснить его в нашей статье.

Наука о Земле

Одной из древнейших является география. Значение слова мы рассмотрим немного позже, а сейчас познакомимся с историей этой дисциплины. Известно, что основы современной географии были заложены ещё во времена древних эллинов. Их изыскания обобщил и систематизировал древнегреческий учёный Птолемей в первом столетии нашей эры. Именно в Греции география развивалась семимильными шагами. Параллельно изучением Земли интересовались и в Древнем Египте. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры здесь осуществляли первые морские экспедиции по акваториям Красного и Средиземного морей. Отдельные элементы географических описаний можно отыскать и в древних книгах Индии - «Ведах» или «Махабхарате».

Как в последующие столетия развивалась география? Значение этой науки особенно возросло в XVI веке, в так называемую Колумб и Магеллан, Джеймс Кук и привозили со своих плаваний множество новых сведений и фактов о нашей планете, которые требовалось детально изучить и систематизировать. География в её современном академическом виде была заложена в первой половине XIX века Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером. На сегодняшний день человечество уже покорило Луну, планирует высадку на Марс в самом ближайшем будущем. Однако и на Земле ещё остается множество неизученных мест - «белых пятен», по которым не ступала нога человека. Поэтому географам в XXI веке будет чем себя занять на этой планете.

География: значение слова, происхождение термина

Когда же возник термин «география»? Кто его придумал и закрепил за данной наукой? Попробуем объяснить значение слова «география». Этот термин женского рода происходит от двух древнегреческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). То есть его можно перевести на русский язык следующим образом: «землеописание».

Термин «география» придумал и ввёл в науку ещё древнегреческий философ и учёный Эратосфен. Случилось это примерно в III веке до нашей эры. Как и когда употребляется сегодня термин «география»? Значение слова в наши дни можно рассматривать в двух аспектах. Оно может употребляться:

  1. Как наука, объединяющая в себе множество более мелких дисциплин. Они изучают Землю, особенности природы, локализацию по её поверхности населения, полезных ископаемых и т. п.
  2. Как область распространения по территории какого-либо явления или процесса. Например, запасов нефти или уровня общей грамотности людей.

Что изучает наука география?

Согласно универсальному определению, география - это наука, изучающая так называемую Земли. Последняя, в свою очередь, включает в себя четыре участка: лито-, атмо-, гидро- и биосферу. Но это ещё не всё. Иногда к ним добавляют техносферу, то есть все то, что создано руками человека на планете.

Основным объектом исследований науки можно назвать природные законы и закономерности распределения и взаимодействия различных компонентов географической оболочки (почв, горных пород, растительности, вод и т. д.). Современная наука делится на три больших блока: физическую, социальную и Первая изучает природу, вторая - население и условия жизни людей, третья - особенности и закономерности экономического развития территорий и стран.

Значение слова «историческая география». Особенности научной дисциплины

Как уже упоминалось выше, география - это комплексная наука. Она включает в свой состав множество различных дисциплин. Одной из них как раз и является историческая география. Что же она изучает?

Историческая география - это особый раздел, который пытается объяснить различные исторические процессы и события посредством знаний географических. Иными словами, данная наука изучает историю через пространство. И особое место в ней уделяется именно географическим (территориальным) факторам.

В заключение

Одной из самых старых наук на Земле считается именно география. Значение этого термина очень интересно. Слово выдумали в Древней Греции. И перевести его на русский язык можно как «землеописание». Термин ввёл ещё в третьем веке до нашей эры древнегреческий учёный Эратосфен. К слову, именно он впервые измерил параметры нашей планеты. И сделал это достаточно точно, не имея под рукой современных приборов и технологий.

Окружающий мир (4 «__» класс)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ


  1. Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.
а) астрономия;

б) география;

в) история;

г) экология.
2. В каком ряду перечислены только те органы тела человека, которые

относятся к органам опоры и движения?

1) трахея, лёгкие, пищевод

2) рёбра, позвоночник, мышцы

3) печень, желудок, вены

4) сердце, артерии, головной мозг

«Лето здесь очень жаркое и засушливое. Поверхность земли днём может

нагреваться до 70°. Многие животные и растения приспособились к этим

условиям. Например, корни верблюжьей колючки проникают на глубину

почти 20 м и оттуда добывают воду».

Запиши в ответе название природной зоны.

Ответ:______________________________________________________

4. Установи соответствие между датами и событиями. Для каждой даты

подбери историческое событие. Соедини стрелками.

5. Продолжи предложение.

Причиной смены дня и ночи на нашей планете является постоянное

вращение Земли ____________________________________________.
6. Запиши, о каком полезном ископаемом идёт речь в тексте.

__________________________________________________________________________________

«Это твёрдое горючее вещество чёрного цвета. Образовалось данное

полезное ископаемое из остатков древних растений, причём сначала

образовался торф, а уже затем это более плотное вещество. Добывают его

в шахтах и карьерах и используют как топливо».
7. Какие из указанных полезных ископаемых используют в качестве

топлива?

1) каменный уголь и природный газ

2) железную руду и медный колчедан

3) алюминиевую руду и кварцевый песок

4) известняк и чёрный гранит

8. Выбери верное утверждение об образе жизни древних славян. Обведи номер ответа.

1) Древние славяне носили одежду из белого хлопка.

2) Основным строительным материалом у древних славян было дерево.

3) Древние славяне готовили пищу в больших стальных котлах.

4) Древние славяне вели кочевой образ жизни, следуя за табунами

9. Плодородие почвы определяется содержанием в ней:

1) песка и золы

2) воздуха

4) перегноя

10. Ниже приведены названия животных и растения:

пищевая цепь:
11. Установи соответствие между животными и той природной зоной, в

которой они обитают. Для каждого животного из первого столбца выбери природную зону из второго столбца.

ЖИВОТНЫЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА

А) белая сова 1)тундра

Б) суслик 2)степь

Г) лемминг
12. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.

а) Пётр Первый;

б) Иван Грозный;

в) Екатерина Вторая.

Окружающий мир (4 класс)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _______________________________________________


  1. Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.
а) история;

б) география;

в) экология;

г) астрономия.

2. Какие органы выводят из организма человека ненужные и вредные

вещества?

1) почки и кожа

2) лёгкие и печень

3) кости и мышцы

4) сердце и кровеносные сосуды

3. О какой природной зоне идёт речь в тексте?

«Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает мало. Из-за

недостатка влаги деревья здесь почти не растут. Летом бывают сильные

ветры – суховеи. Почвы здесь очень плодородны, поэтому повсюду

раскинулись сады и распаханы поля».

2) пустыня

3) зона лесов

4) зона степей

4. Определи, в каком порядке в течение года проходят Государственные

праздники России.

1. День весны и труда

2. День Защитника Отечества

3. День Победы

Запиши в ответ цифры, которыми обозначены праздники, в том порядке,

в котором проходят соответствующие праздники.

Ответ:________________________________

5. Плодородие почвы определяется содержанием в ней:

4) перегноя

«Апостол», первая печатная книга на Руси. В каком веке появилось на

Руси книгопечатание? Обведи номер ответа.

1) в XIV веке

2) в XV веке

3) в XVI веке

4) в XVII веке

7. Выбери из списка названия двух органов чувств человека и обведи

цифры, которыми они обозначены.

5) Желудок

6) Позвоночник

8. Ниже приведены названия животных и растения:

Вставь названия трёх живых организмов в схему так, чтобы получилась

пищевая цепь:

9. Допиши предложения.


  • Русь выплачивала Золотой Орде ________________________.

  • Князья должны были ездить за разрешением на владение княжествами к ___________________________________________________.
10. С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.

  • С немцами, испанцами, монголо-татарами, шведами.
11. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.

охотой вязанием

собирательством рыболовством

плаваньем издательством книг

бортничеством земледелием

12. Укажи, в каком порядке на флаге Российской Федерации располагаются цветные полосы. Впиши название цвета с соответствующей полосой на флаге.


Красный, синий, белый.

Дата выполнения:_____________________________

Науки о Земле – комплекс наук, изучающих Землю, ее геосферы, их природные свойства, население и результаты его хозяйственной деятельности. В число наук о Земле входят естественные и общественные науки. Любая из наук о Земле делится на общую и региональную. Общая наука изучает закономерности, присущие всем объектам, изучаемым этой наукой, а региональная – особенности этих объектов на определенной территории.

Науки, изучающие нашу планету (геология, тектоника, климатология, гидрология, география и т. д.), объединяются в раздел естествознания, называемый землеведением. Приведем лишь самый скромный перечень наук, в сферу исследования которых входит изучение нашей планеты.

Геология – наука о составе, строении, истории развития недр Земли, в первую очередь земной коры, а также о размещении в земной коре полезных ископаемых. В качестве составных частей в геологию входят минералогия (наука о составе и свойствах минералов), петрография (наука о составе и строении горных пород), палеонтология (наука о вымерших растениях и животных), геохронология, тектоника (изучает формы залегания геологических тел, движения земной коры), гидрогеология (наука о подземных водах), геофизика (изучает физические свойства всех геосфер и физические процессы, происходящие в оболочках Земли) и др.

География – система естественных, физико-географических и общественных, экономико-географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные территориальные комплексы, их компоненты и взаимосвязи между ними.

К физико-географическим наукам относятся общее землеведение (изучение Земли как мирового тела и его географической оболочки в целом), ландшаф-товедение (изучение закономерностей территориальной дифференциации географической оболочки), науки, изучающие отдельные компоненты географической оболочки: геоморфология (изучает строение, происхождение и развитие рельефа Земли), метеорология (наука об атмосфере Земли и происходящих в ней процессах), климатология, океанология, гидрология суши, гляциология, география почв, биогеография, палеогеография (изучает историю развития географической оболочки за период, предшествующий современному).

К экономико– и социально-географическим наукам относятся география населения, демография, география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, непроизводственной сферы, политическая география, социальная география, экономическая география, страноведение, география рекреации и туризма и другие направления.

Экология – биологическая наука о взаимосвязи организмов и их сообществ с окружающей средой. В настоящее время для экологии характерно своеобразное «распыление» исследований и предмета изучения. Выделились такие направления, как природопользование, урбоэкология, агроэкология, промышленная экология, инженерная экология и др.

Геодезия – наука, изучающая форму и размеры Земли, методы измерения расстояний, углов и высот на земной поверхности. Раздел геодезии, включающий технологию и организацию измерений на местности для создания карт и планов, обычно называют топографией. Наука о картах, их создании и использовании называется картографией.