Час загадок. Чем ярче свет - тем гуще тьма

Принцип жизни разработан на всех Высших Началах и вмещается в жизни так, как предназначено Бытием. Применимость всех высших Начал есть основа жизни, ибо каждое Высшее Начало утверждается, как само дыхание и движение жизни. Принцип Высший есть само пространство и сила всего жизненного явления. Каждый утвержденный принцип может дать свое достижение, предназначенное Красотою. Потому нужно освоиться с применением Высших Начал. Разграничение Начал не дает равновесия. Истинно, принцип творчества принесет то величие, предназначенное планете, но выбор в руках человечества. Свет или тьма, строительство или разрушение, это решит само человечество. На пути к Миру Огненному принесем устремление Огню и принципу Красоты.
Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, § 257

Чем ярче свет, тем гуще тьма. Чем возвышеннее Храм, тем больше наглых и грязных попрошаек окружает его, составляя богатейшую нищенскую братию. Туда не пустят постороннего и будут драться, воюя за свое место на паперти.
Энергии святости исторгают из человека все темное и отстоявшееся
Сказка о золотой рыбке отражает те времена, когда у Акаши можно было попросить всё, что захочешь, и когда невежественные вожделения возвратили человечеству состояние духовной бедности и нужно было начинать новый виток исправления судьбы.
Твердим без конца: Живая Этика - основа всех завоеваний, удач и развития духа. Через все века продолжается борьба светлого и тёмного начал в самом человеке и в планетном и космическом мирах. И битве этой не видно конца. На смену одному врагу является другой, более сильный. А победив его и приобретя умение, находим следующего. И так - по мере накопления сил духа.
Константин Устинов. Святилище Гор. § 3, 6 30 декабря 2011 - 03 февраля 2012 www.znakisveta.ru/gorst.html

ЧЕМ ЯРЧЕ СВЕТ – ТЕМ ГУЩЕ ТЬМА (1) *
(Из Посланий Высокого Источника)

«Урусвати знакома со многими световыми явлениями. Такие зарницы называются духовною зоркостью. Сами по себе света не значат нечто особенное, но они, как знамена на пути к Нам. Северное сияние в слабой степени не замечается людьми, также и первые вспышки духа не очевидны для многих. Можно проследить, как от малых светящихся точек загораются светлые пламена и доходят до радужного озарения. Так и около людей загорается прекрасная аура. Особенно значительно отметить эти света в Нашей Обители. Со времен древних накопляется этот свет и по желанию может сиять ярко. В сказаниях упоминается о людях, которые могут вызывать около себя ослепительный свет. Так можно по желанию окружаться силою огненною.

Люди должны привыкать к возможности таких явлений. Уже теперь некоторые различают ауры, но другие протирают глаза, думая, что нечто случилось с их зрением. Нередко свечение посреди дня кажется туманностью, так разнообразны восприятия свечения. У Нас это качество настолько усилено, что можно читать при своем свете.

Нужно представить, как постепенно исчезает понятие тьмы, ибо все окружающее наполнено огнями, лучами и светлыми столбами, и мириадами сверкающих точек. Такое окружение одинаково при открытых и закрытых глазах. Именно, тьма исчезает. Только в низших слоях Тонкого Мира царят сумерки, ибо жители не умеют думать о Свете. Даже такое проявление зависит от мысли. Она рождает Свет. Именно мыслитель посылает приказ – да будет Свет! Так преподаются истины, но люди считают их сказками.

Только в духе и опыте можно воспринять самые естественные законы. Не легко преобороть и окружающие противодействия. Наша Обитель тем и сильна, что в ней нет разложения. Воля Всех сливается в один мощный поток. Динамо единения умножает все энергии. Не магия, но воля, очищенная, посылает в мир приказ – да будет Свет!
Нужно рассматривать Нашу Обитель, как триумф Единения» Учение Живой Этики: Надземное, § 030

Хотеть вам Света, устремляться, –
и Свет вы будете иметь,
и что сложили – то воздастся,
чрез слово Свет – Огням гореть.

И Лучи Света – издалёка,
и звёзды шлют к Земле привет,
а вам – магнитно устремляться,
и чудо в завтра – усмотреть.
Владислав Стадольник 17.2.2002

Высшие и низшие сферы заключены в сознании человеческом, и, живя в них, человек уже тем самым соприкасается с соответствующими сферами вне его. Признавший Красоту и утвердившийся в ней в жизни своей в плотном теле будет ею окружен и за его пределами, в других мирах. Свет и Красота находятся на одном полюсе жизни. Если бы научиться мерку ее применять к мыслям, чувствам и поступкам своим, преобразилось бы существование человека. Там, где отсутствует Красота, ее место заступают безобразие и тьма, не отделимые друг от друга. Красота означает гармонию. Гармоническое состояние духа делает ауру прекрасной. Равновесие выражает высшую степень гармонии. Высшие Сферы поражают своей гармоничностью. Дух, к ним устремленный, устанавливает магнитное к ним притяжение. Человек – это магнит. И он постоянно тяготеет к созвучным его магнитности сферам пространства. Он как бы уже принадлежит им, обусловленный свойствами, характером и природой излучений своего магнита духа и его ауры. Уже на Земле человек определяет принадлежность свою к тем или иным сферам. В древности темных иногда называли «сынами погибели», ибо понимали их обреченность и принадлежность к полюсу тьмы. Сущность явления остается все той же, облечен человек в тогу, хитон или фрак. Свет тяготеет к Свету, и тьма – ко тьме. Магнитные притяжения свои, поддерживаемые сознательными или бессознательными устремлениями и желаниями, должен осознать человек, если хочет думать он о своем будущем и определить его направление и характер. Магнитными энергиями человеческого микрокосма может управлять его воля. Их притяжения можно контролировать. Сущность устремления магнетична. Устремление направляется мыслью. Думать или не думать над чем-то – во власти человека, творца и породителя своих мыслей.

«Каждое устремление имеет свое сопротивление». Это положение нужно твердо усвоить, чтобы понять, почему столько противодействий вокруг и почему они все время усиливаются. Это указывает на рост устремления и светимости ауры. Прежде всего, сопротивление являет окружающая среда. Все Носители Света Испытывали это противодействие, напряжение которого зависело от силы Света, приносимого Ими в мир. Слова «был Свет и тьма его не объяша» указывают на то, что Свет этот побеждал восставшие против него темные силы, и инертность, и равнодушие невежественных людей. Нужно принимать эти знаки как признание темными зажженных в сердце огней. Противники Света пройдут безразлично мимо самого нехорошего человека, не тронув его, но мимо несущего Свет в мир – никогда. Свидетельства темных следует отмечать как показатель успеха. И если светляки или просто хорошие люди ничего не заметят и мимо пройдут, то те, хвостатые, не пропустят. Мало утешительного в том, если совсем не замечены тьмою. Значит, слабы огоньки, значит, аура не светоносна, и светлый доспех воина духа еще не готов. Ко многому надо изменить отношение и многое пересмотреть под новым углом зрения. И тогда можно научиться радоваться тому, что раньше печалило, и хранить равновесие там, где прежде оно нарушалось. Пусть каждый знак признания темными послужит на пользу укрепления панциря духа. И тогда темные будут невольно служить несущему Свет, укрепляя его светоносность и давая ему возможность направлять энергии противодействия на возрастание своей огненной мощи. В этом аспекте положение «благословенны препятствия, ими растем» приобретает особый смысл и значение. И тогда силу противостояния тьме можно брать от врагов Света. Ведь даже чтобы взлететь, нужна точка опоры. Чудища мрака – ножки Престола. Пусть тьма гниет для цветов Света и служит подножием для полетов Духа. Только Свет выявляет чудовищность тьмы, ее не страшась, и ее побеждая, и возрастая в мощи своей при каждом столкновении с нею.

Люди просыпаются повсеместно, и начинают доходить до них зовы пространства. Так многое зависит от пробуждения человеческого духа и последующего пробуждения сознания! Касание ваше может пробуждать от спячки тех, кто готов. Они будут тянуться к вам, как железо к магниту. Невидима сила магнита, но ощутима реально. Невидима Сила Магнита Моего Духа, но Она преобразит мир, когда пробьет Час Прихода. Великое время великих свершений. И хотя тьма велика, но велик более Свет. И в этом залог и ручательство его сужденной победы над тьмою. Тьма обречена и уходит в прошлое! Свет – будущее, идущее ей на смену. Рассеется тьма под лучами восхода. Мир Новый идет, мир Света и счастья.

Когда светильник вносится во тьму, тьма рассеивается. Она не может противостать вибрациям Света, ибо лишена Космического Основания. О тьме, порожденной носителями ее на Земле, Говорю. Повторяю: она лишена Космического Основания. Вот почему Сказано, что тьма – это «бык картонный». Это хорошо надо понять, чтобы в себе силу найти несломимого победного противостояния тьме. И, когда сила эта осознана и призвана к действию, никакая тьма ей уже не страшна. И многие подвижники в одиночестве полном силы в себе находили противостать против тьмы, иерофантов ее и даже самого сатаны. Но субстанция Света космична, и вечен Источник его. И потому тот, кто Свет утверждает в себе, строит дом своего духа на Камне Вечного Основания Жизни.

(Гуру _ Н.К.Рерих). Непревзойденная красота истинных произведений искусства силу свою получила из Сфер Высших. Да! Есть Сферы Незримого Мира, насыщенные красотою и гармоничные во всех формах своего выявления. Красота и безобразие – такие же антиподы, как Свет и тьма. И если Свет и Красота – синонимы, то синонимами будут безобразие и тьма. Орбиты этих двух антиподов проявления земного мира можно расширять, включая в каждую из них соответствующие явления. И если в орбиту Света включить гармонию, созвучие, вдохновение, добросердие, великодушие, мужество, подвиг и все прочие положительные и светлые качества духа, то в орбиту тьмы войдут противоположные им, и прежде всего злоба, жестокость и человеконенавистничество. Определив орбиты этих антиподов, уже нетрудно сознательно примкнуть к той, которая притягивает к себе сознание. Нужно только добавить, что если орбита тьмы ограничена кругом своего проявления, то орбита Света не имеет границ.

(Матерь Агни Йоги). Как примирить мрак настоящего со Светом будущего? Только пониманием явления противоположений. Живём в мире светотеней и высоту предмета определяем по бросаемой им тени. Но во тьме ночи видны звёзды, если земная, конечная тьма, собравшаяся над планетой, в виде тучи не заслоняет ночной видимости. Хаос непроявленного и Свет проявленного Мироздания есть противоположные аспекты Космической Жизни, но явление тёмных на нашей Земле – лишь временный нарост, или опухоль, подлежащая скорому и полному уничтожению. Конечна и временна эта тьма, но Свет бесконечен.

Умение мыслью управить нуждается в воле, а воля – в желании, желание – в импульсе сердца. Так, даже волею руководит сердце, а импульс порождается мыслью, так мысль управляет даже сердцем. Речь идет не о том, чтобы желания уничтожить, а о том, чтобы ими управлять с помощью мысли. Если ими не управить, управлять будут они. Рабом быть желаний – худший вид рабства, ибо бежать от него некуда. Узники бегут иногда из строгой тюрьмы, но куда бежать от себя самого? Освобождение – в мысли. «Желания заменятся приказом чистой мысли», именно чистой, очищенной от сора и перегара земных вожделений, мысли свободной и светлой, мысли, творящей светоносные формы из вещества стихийной материи. Светоносное мыслетворчество сердцем – радость Архата. Из сокровища (Своего) сердца Выносит Он Свет в мир, окутанный Майи покровом. Свет мыслью творится, равно как и тьма. «Да будет Свет» есть безмолвный приказ светоносного сердца Носителя Света, несущего спасение миру.

Учитель, приходящий на Землю и живущий среди людей, Настраивает окружающую Его среду на Свою волну: эта волна, или волны, Света, исходящие от Него, истинно Его Мир, Царство Его не от мира сего, ибо Свет Высший чужд сферам плотного мира. Трудность этого подвига, или жертвы, в том, что эманации людей и их окружение действуют как ядовитые удушья. Трудно не задохнуться, но Свет Свой Владыка Несет через жизнь до конца, не колеблясь и не поддаваясь удушью, но яд Чаши земной испивая. И тьма земная, устремляясь на Него, не имеет в Нем ничего, на что могла бы в микрокосме Его отзвучать. Звучат тьма и эманации ее в сердцах человеческих на то, что в них еще не изжито. И ученик, Свет свой несущий, постоянно озабочен тем, чтобы на тьму не зазвучать, чтобы реакции на воздействие темных у него были светоносны, чтобы на злое он Светом своим отвечал, волною Света.

Трансмутатором остается сердце. Волны тьмы в сердце приняв и трансмутировав сердцем, ответствует Светом своим ученик. Если на темный удар или воздействие отвечает он равновесием полным, Свет свой сохраняя, это будет уже реакцией светлой и победой над тьмою. Но, чтобы сказать, что идет тьма мира сего и не имеет во мне ничего, надо выработать в себе огненный иммунитет неуязвимости от скверны. Скверно же все, что Свет угашает или может его угасить. Так, реакция сознания на воздействие внешнего мира имеет решающее значение в вопросе служения Свету, ибо каждая – от тьмы или Света, отемняющая или озаряющая ауру. Непрерывно устремляются на человека энергии различного порядка, вызывая в нем ту или иную реакцию. Забота о том, чтобы ответные эманации ауры не были бы темными. Омрачить, угасить и лишить Света стремится все окружающее носителя Света, ибо его Свет не от мира сего и чужд этому миру. Потому и восстает на него мир, его удушая своими ядами. Но Свет победит. На щите Света начертана победа, и носитель его, вопреки очевидности тьмы, победу свою утверждает над тьмою. «Я Победил мир», – так Сказал Света Владыка, путь указуя к победе идущим за Ним.

Освобождение происходит через связь с Учителем Света. Свет, который во Мне, стал частью вашего. Свет и тьма борются в человеке за преобладание. И когда Свет, который в нем, побеждает, воссоединяется он со Светом Учителя, и тогда в Свете своем видите Свет Мой. Победа добывается слиянием сознаний. Формула «Я в вас, вы во Мне» становится явью, ибо Мы – едины. И тогда уже не разделяет ничто. Сперва Я, а потом все остальное. Я в сознании Первенствую. Первая мысль – Мне. И тогда кто же силен против Нас, объединенных в одно? Так преодолевается тьма – сперва внутри, а потом и вовне. Надо понять и осознать, какая мощь рождается слиянием сознаний. «Как меч непобедимый сокрушает все преграды сознание, отождествленное с Владыкой». Залог в этом победы. Еще и еще напрягайте все силы духа для достижения этого слияния, «ибо тьма велика». Против бешенства тьмы – Свет. Биполярное зрение видит Свет, сверху идущий, и тьму окружающую. И дух победивший тьме торжествовать не дает.

(Матерь Агни Йоги). Благо тому, кто нас почитает живыми, нас, ушедших из мира земного. Крепок тогда наш союз. Иметь союзников в Мире Надземном – значит быть победителем в битве земной. Тьма тем и сильна, что корни ее – в Мире Тонком. Но Свет там сильнее ее, но это условие требует ярого осознания. Великие Силы Незримых Миров вовлечены в процесс строительства на Земле Нового Мира. Это союзники ваши в вашей борьбе за Свет под Знаменем Владык. Космична эта борьба. Армагеддон кончился победой и уничтожением Князя мира сего и его цитадели зла. И сейчас борьба идет уже за утверждение в плотном мире Новой Земли и Нового Неба. Стремительность событий усилится. Тьма выявляет себя для уничтожения окончательного. Благо всем, со Светом идущим.

(Гуру – Н.К.Рерих). Логически, будущее неуничтожаемо. Ничто не может остановить его наступления. Конечна тьма, но бесконечен Свет. Тьма конечна тем, что, неся в себе разрушение, разрушает и уничтожает себя, но созидателен Свет. В этом его несокрушимая мощь. Потому он победитель всегда.

В самых необычных, сложных и трудных условиях – спокойствие прежде всего. Это залог победы над ними. Образы мыслей, прекрасных и чистых, строят оболочку тонкого тела. Изгоняется из сознания все могущее его загрязнить. «Чистые сердцем Бога узрят» – это формула жизни. Но что узрит смердящее сердце! Свет, Свет! Тьма, тьма, тьма! Выбор свободен в сферу любую, и ведет мысль.

Все лучшие устремления будем рассматривать как проекцию будущих достижений. В действительности оно так и есть. Мысль прокладывает к ним каналы в пространстве. А так как мысль вневременна и не умирает, то она и ручательством служит того, что заложено в ней. Настоящее никак нельзя считать критерием возможностей человека. Оно – как ступень, но при условии наличия сердечного устремления в область безграничных возможностей духа. Иначе существующие несовершенства могут угасить его огни. А несовершенств слишком много, и они громоздятся как горы. Также нельзя погружаться и в несовершенства людские. Лучше думать о том лучшем, что есть в каждом человеке, даже плохом. Искать в плохом лучше – лучшее, чем в хорошем – плохое. Зачем же сознательно усиливать тьму, сосредоточивая мысли на ее проявлениях. Лучше думать о Свете. Мысль о Свете становится светоносной и усиливает защитную сеть планеты. О полюсе темном нужно знать, но направлять внимание на него и приковывать его к темным сферам нельзя. Мысль об Учителе будет мыслью Света. Против Света тьма бессильна, ибо Свет рассеивает ее, какой бы сильной ни казалась она. Думайте чаще о Свете, победители тьмы.

Круг безысходности – так называется кольцо, в которое тёмные пытаются взять сознание служителя Света, когда окружают его и замыкают круг свой. Но выход кверху всегда остаётся свободным, его замкнуть они не в силах, и, сжимая кольцо круга, они тем самым теснят дух к Обители Света. Это надо лишь знать и не устрашаться их упорными усилиями и натиском. Пока Свет в сердце горит – бессильны они нанести действительный вред. Следует твердо лишь помнить, что «пока Владыка живёт в сердце, то волос не упадет с головы», что «вооруженный Владыкою неуязвим». Так вооружившись, противопоставим мощь Света тьме и выстоим до конца.

От Космоса – Огонь всё ярче, –
кометы, ливнем звездопад,
лучи светил далёких ближе,
и на Земле – Огонь вдыхать.

Смена Эпох – в Космичных Сроках,
и темному – здесь отгореть,
добру – возжечься в новом свете,
и дивный мир в земном слагать.

В сердцах огням – возжечься внове,
подняться духом к Красоте, –
преображение в Эпохе,
Огня Эпохе, Сердце где…

И бич Огня – для злых деяний,
и Свет Огня – для Блага дел, –
и новое – Зари сиянье,
и садом Света – стать Земле.
Владислав Стадольник 9.6.2003

«Сапфиры ауры растут. Мощь их космической силы возрастает под сенью Серебряного Древа Матери Мира.

Явлю вдохновение тайны. Слова аккумулируют истечение духовной энергии. Всякое омрачение преграждает поток творящих токов.

Не в ободрение говорю - сила твоя растет.

Горный ручей набирает силу и очищается среди нагромождения камней. Человек развивает силу устремления в препятствиях. У кого нет недостатков, страстей и всего того, от чего нужно избавляться и с чем нужно бороться, никогда не обретет опыт воина. Особенно вредит самоудовлетворенность, которая не позволяет даже малой негативной мысли о собственных пороках. Когда это состояние присутствует, то духу нечего трансмутировать. Слишком велик разрыв между высоким и низким и нет соединения в психике, если сознание занято самим собой. Остальной мир вращается вокруг этого центра.

Пусть свет, уплотняясь, обретает форму темно-синих кристаллов. В них - нагнетение лучших накоплений судьбы. В них - ваше будущее.

Саморазрушение происходит там, где явлено непослушание Иерархии. Иные мнят себя приобщенными к таинствам круга, внеся определенную сумму в общую казну. Но в этом и есть их заблуждение. Духовное общество не церковь, где можно за деньги получить индульгенцию или купить благословение батюшки. Даже значительные приношения не смогут сделать подкупными тех, кто в прелестях этого мира не нуждается. Благородный поступок гораздо весомее приношений материальных.

Золото - прекрасное лекарство. И величайший грех - хранить его в подземных хранилищах мертвым грузом. Оно должно оздоравливать человечество, а не доводить его до безумия желанием разбогатеть. Люди не понимают, какую ценность они имеют, если учесть то, что лекарство это дает бессмертие. Свет жизни никогда не угаснет, как в светильниках с жидким золотом, пока солнечная соль будет присутствовать в крови.

Братьям Дня неведом страх. Они даже во тьме излучают свет. Не просто считай себя царем духа, но и веди себя соответствующим образом. Ни тени гнева, зависти и жадности не допускай. Пресекай грубость в себе, даже если ее видишь в других. Одно может оправдывать тебя - защита другого человека.

Человеческий жемчуг так редок, как и алмаз, в среде людей. По большей части человечество - это голубая глина, в которой рождаются драгоценные камни. Но упрямство не желает никому уступать свои позиции, полагаясь на изменчивость человеческой природы. Обвиняя другого в нетерпении и невыносимом характере, человек не хочет признавать собственные недостатки, которые утверждаются как самостоятельная единица человеческого сознания» Константин Устинов. Святилище Гор. § 12, 44, 52 30 декабря 2011 - 03 февраля 2012 www.znakisveta.ru/gorst.html

_____________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 3 января 2016 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4

Классы: 2 , 4

Уже много лет я работаю в маленькой начальной школе, где из-за низкой наполняемости класса уроки приходиться вести в двух классах одновременно. Знаю, что есть мнение вести одинаковые уроки в таком случае, дифференцировав их по уровню сложности заданий для каждого класса. Но не всегда темы учебника совпадают у классов, например, в четвёртом классе по русскому языку безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов (учебник Т.Г.Рамзаевой), тогда как во втором классе правила правописания корня. Такое же положение и с математикой. Поэтому я уже давно веду разные параллельные уроки – математика и русский язык; русский язык и чтение; русский язык и природоведение. Кстати, дети, пришедшие из первого класса в такую систему (первый класс мы всегда учим отдельно, поскольку именно там закладывается база для дальнейшего обучения с умением работать самостоятельно), довольно быстро привыкают к таким формам урока и редко отвлекаются от своей работы, а иногда классы помогают друг другу и это дополнительная форма закрепления. Кто сказал, что нельзя смешивать? Мы ведь даём интегрированные уроки. Предлагаю свой вариант совмещённого урока.

Тип урока: совмещённый урок чтения в 4 классе и русского языка во 2 классе

Темы:

"Уроки преодоления И.И.Козлова" - 4 класс
"Обозначение мягкости согласных Ь" - 2 класс

Цель:

  • 4 класс - Познакомить с поэтом и его творчеством.
  • 2 класс - Продолжать учить обозначать мягкие согласные звуки буквой Ь.

Задачи:

4 класс: показать на примере жизни и творчества И.И.Козлова пути преодоления жизненных невзгод; познакомить с некоторыми страницами истории страны; совершенствовать навыки выразительного чтения.

2 класс: закрепить умение обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на письме; совершенствовать навыки работы самостоятельно.

Оборудование: Учебник «Родная речь. Книга 3. Часть 1» Составителей М.В.Головановой и др.; портрет поэта И.И.Козлова; фотография параолимпийской чемпионки в плавании А.Диодоровой (Якутия); Учебник «Русский язык. 2 класс. 1 часть» Составитель Рамзаева Т.Г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Второй класс пишет Минутку каллиграфии

4 класс - Вводная беседа С поэтом, чьистихи мы будем читать сегодня, мы встречаемся на уроке впервые. Это Иван Иванович Козлов.

Родился он в Москве в 1779 году в знатной дворянской семье. Домашние учителя дали ему блестящее образование. С 16 лет служил он в гвардии, где славился как блестящий военный, к тому же танцор и щёголь (значение слова на доске). Тогда он и не помышлял о литературном творчестве. Но в 1816 он тяжело заболел и к 1821 году ослеп и лишился ног вследствие паралича. Подумайте, как любому человеку приходиться в таком положении?

2 класс - А мы со вторым классом переходим к работе со словарным словом пальто. Запишите его на новой строчке, как мы это обычно делаем, и составьте с ним предложение.

4 класс - Итак, что вы скажете, в каком настроении был Иван Иванович Козлов во время болезни? (выслушиваются ответы детей).

Да, конечно вы правы, ему было действительно тяжело. Но в том то и заключается сила духа человека, когда он не смиряется, а продолжает бороться с трудностями, жить и наполнять свою жизнь чем-то, очень нужным ему и очень важным и для нас тоже.

За годы болезни он выучил английский и немецкий языки, с детства он знал итальянский и французский. И это ему и помогло в выборе его дальнейшей деятельности. Дело в том, что у него начались ещё и материальные трудности, и нужно было как-то зарабатывать денег себе на жизнь. А как вы думаете, чем может заняться человек, знающий много языков? Подумайте.

2 класс - А мы работаем со вторым классом. Какое вы составили предложение со словом пальто? (Выслушиваются ответы детей) А теперь переходим к работе с упражнением, в котором нужно написать слова, дополнив их до конца мягким согласным звуком. Прочитай задание. Что нужно сделать? (Выясняется, как дети поняли задание упражнения ) Выполняйте.

Обращение к 4 классу:

Ну и что вы решили? (Выслушиваются ответы учеников ) Вспомним, ведь он ослеп и не мог ходить. И тогда он занялся переводами иностранных поэтов на русский язык. А затем стал и сам писать стихи. Но конечно, всё это было бы невозможно без помощи друзей. Одним из таких друзей поэта был Василий Иванович Жуковский – вспомним кто это? Правильно замечательный русский поэт, именно он и его друзья посодействовали, чтобы в 1825 году была напечатана первая поэма Козлова «Чернец», которая и принесла её автору популярность. Поэт А.С. Пушкин был глубоко тронут судьбой слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные стихи:

Певец, когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На всё минувшее воззрел
И в хоре светлых приведений
Он песни дивные запел.
О, милый брат, какие звуки!
В слезах восторга внемлю к ним…

Поэт Иван Иванович Козлов усвоил высокую стихотворную культуру пушкинской эпохи: его лучшие стихи очень задушевны, музыкальны и религиозны. Послушайте его стихотворение «Киев». (чтение стихотворения учителем. На доске – значение слов: пленяю - очаровываю Баян- древнерусский певец, аккомпанирующий себе на гуслях небесные – здесь значит «святые» ).

Скажите, каким настроением проникнуты эти стихи?

Почему такое настроение, как вы думаете?

Прочитайте две первые строки.

Как вы поняли две первые строки?

Киевская Русь – так называлось первое государство, существовавшее у наших далёких предков – славян. Поэтому Киев ещё называют матерью городов русских. В 882 киевский князь Олег, о котором мы с вами уже читали в летописях, вы помните? Начал объединение всех русских земель. С этого времени и начало существовать Русское государство, одно из самых крупных в то время. Из разных стран Запада и Востока приезжали в Киев купцы и путешественники. Это был очень красивый и богатый город. Прочитайте стихотворение про себя и найдите строки описывающие Киев.

2 класс – Проверяем выполнение упражнения, в котором дети должны были самостоятельно дописать конец слова с мягким знаком на конце. Дети по очереди читают слова, называя буквы которые написали на конце слов.

Теперь прочитайте задание следующего упражнения. (В нём ученики должны изменить слова так чтобы они обозначали один предмет с мягким знаком на конце). Работа у доски и в тетрадях.

4 класс - Нашли вы описание? Прочитайте вслух выразительно. Какие чувства испытывает поэт к этому городу докажите словами стихотворения. (Ответы детей) Что узнали об истории города?

Да действительно. На Киев часто нападали кочевники, стремясь разграбить этот город. Самое страшное нападение было в середине 13 века, когда на Киев напали полчища татар – помните мы о них тоже читали с вами. И тогда город был полностью разрушен, жители истреблены. Но город нашёл в себе силы и как легендарная птица феникс, которая сгорает и возрождается их пепла, восстал ещё более могущественным и красивым.

2 класс – Проверка выполнения упражнения на доске.

Физкультминутка

4 класс – Приготовьтесь сказать: сколько строф в этом стихотворении? Как они называются?

2 класс – Отгадайте загадку, записанную на доске. Запишите отгадку в тетради.

На доске:

Нельзя меня ни поднять, ни прогнать.
Где ярче свет – там темнее след. (тень)

4 класс - (Выслушиваются ответы о названии строф в стихотворении и их количестве)

А теперь давайте прочитаем второе стихотворение Козлова «Вечерний звон» (чтение стихотворения детьми).

2 класс - - Сколько звуков в этом слове и сколько букв? Почему букв больше? Выпишите из загадки слова с Ь. Добавьте свои пять слов с мягким знаком на конце.

4 класс - Кто уже слышал эти стихи? Я вам говорила уже, что стихи этого поэта очень музыкальны, поэтому их легко положить на музыку и петь. Возможно, вы слышали эту песню. (Звучит фонограмма песни «Вечерний звон»)

Каково это произведение по настроению? Почему?

Почему это стихотворение так называется? Как вы думаете?

Ответы детей

Ну конечно. Это звон колоколов, призывающий к молитве, ведь мы же помним, насколько драматична была судьба этого поэта. Вначале жизни - прекрасный и живой молодой человек, танцор и щёголь – и в середине жизни – больной, прикованный к постели человек. И звон церковных колоколов – это как напоминание человеку, что нужно быть смиренным и терпеливым и не роптать на свою судьбу. И всё-таки он не сломлен. Он продолжает жить и творить. И в этом заключено настоящее человеческое мужество – не сдаваться под ударами судьбы. В любые невзгоды человек может и должен стремиться наполнить свою жизнь смыслом, занятием, творчеством.

И в связи с этим мне хочется привести в пример параолимпийскую чемпионку по плаванию из Якутии Анастасию Диодорову.

В прошлом 2008 году на олимпиаде в Пекине она выиграла серебряную медаль. А ведь у неё нет кистей обоих рук. У неё есть только части рук. Представьте себе, как трудно в жизни приходится человеку с таким несчастьем.

Но, как видите, даже в такой ситуации человек может найти себя и стать достойным членом общества. А теперь Настя живёт в Москве и работает инструктором по плаванию и продолжает участвовать и побеждать в соревнованиях по плаванию. Какой вывод для себя мы можем сделать из жизни этих двух людей?

2 класс - Проверка работы: Дети зачитывают слова с мягким знаком на конце выписанные из загадки и те, которые они придумали сами. Проверяется правильность написания слов с мягким знаком на конце индивидуально в тетрадях.

4 класс - Выслушиваются ответы детей. Подведение итогов.

Рефлексия: С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? Почему стихи его так грустны? А мы чему научились сегодня у Ивана Ивановича Козлова?

III. Домашнее задание

4 класс - Подготовить выразительное чтение стихотворения «Вечерний звон»

2 класс – Выполнить упражнение на написание мягкого знака после согласного письменно.

На рубашке – сплошь иголки,
Он похож на шарик колкий.
Ответ: еж

Юркнул вверх!
Среди ветвей
Затерялся …(воробей )

А у дятла тёплый дом
Называется…(дуплом )

Летом одет, зимой раздет.
Ответ: лес

Я красива. Мои иголки
Подлиннее, чем у ёлки.
Прямо, ровно расту
В высоту.
Ответ: сосна

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Ответ: гребешок

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море.
Ответ: река

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Ответ: вода

Ни вода, ни суша,
В лодке не проплывёшь,
И пешком не пройдёшь.
Ответ: болото

Нельзя меня ни поднять, ни прогнать,
Где ярче свет – там темнее след.
Ответ: тень

Один из братьев рос прямой –
Хлеба не принес домой,
А другой горбатый рос –
Каравай домой принес.
Ответ: колосья

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава
Ответ: мох

Все ступеньки собрались,
Вверх под крышу поднялись.
Ответ: лестница

От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит …(тень )

Шар-кокшар
Пошёл в Шон-город
Зверя Михея ловить.
Ответ: кошка и мышка

Я катаюсь целый день,
И кататься мне не лень.
Ни у кого такого нет.
Зовется он…(велосипед )

Всегда во рту, а не проглотишь.
Ответ: язык

Что всегда ходит,
А с места не сходит?
Ответ: будильник

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живёт
Ответ: холодильник

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб –
Всю добычу мою –
Я с радостью
Белым зверям отдаю!
Ответ: губы и зубы

Он с утра трезвонит звонко,
Будит взрослых и ребенка.
По делам нас всех зовет,
Прежде мамы он встает?
Ответ: будильник

Один костёр
Весь свет согревает.
Ответ: солнце

Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
Ответ: ножницы

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Ответ: книга

Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдёт -
Каждый след его поймёт.
Ответ: карандаш

Из окошка в окошко -
Золотно веретёшко.
Ответ: солнце

Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок
Он пустой совсем, дружок.
Ответ: туман

Одежды не шьёт,
Но ткань всегда ткёт.
Ответ: паук

Не видно и не слышно её.
Стоит заговорить о ней –
И она исчезнет.
Ответ: тишина

В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом.
Ответ: пшеница

Днём обручем,
Ночью змеёй.
Ответ: пояс

Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
Ответ: грузовик

Бежит без ног, рукава без рук.
Ответ: река

Я хожу, а он остаётся.
Ответ: след

Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.

И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.
Ответ: подъемный кран

Серое сукно тянется в окно.
Ответ: дым

Стукнешь о стенку, а я отскочу.
Бросишь на землю, а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать не хочу.
Ответ: мяч

Не живое,
А на всех языках говорит.
Ответ: эхо

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье!
Ответ: бублик

Подходила, грохотала,
Стрелы на поле метала.
Нам казалось - шла с бедой.
Оказалось - шла с водой.
Ответ: молния

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
Ответ: дуб

Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим — вот, беда!
Ни туда и ни сюда!
Что ж! Полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.
Ответ: ботинки

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответ: репка

Пристала ко мне в лесу;
Искал-искал её – не нашёл,
Домой в ладошке принёс.
Ответ: заноза

Без ног бежит,
Не догонишь,
Без крыльев летит –
Не поймаешь.
Ответ: время

Он кажется важным.
На беленькой ножке
И с красною шляпкой,
На шляпке — горошки.
Ответ: мухомор

Четыре братца
Под одним шатром стоят.
Ответ: стол


Упр. 159. У меня флажок в руке,
Серп и молот на флажке.
«Миру — мир!» — слова на нём
Золотым горят огнём.

(А. Чепуров)

День ото дня дороже флаги,
Златым горящие огнём.
Серпом нарежем ткань на стяги,
Ковать орала на мечи начнём.
Вручим мечи мы богу Марсу,
Который — главный наш кумир,
Дадим хлебнуть немного Марксу, —
И пустим по миру мы мир!..

Упр. 160. Октябрь — октябрёнок.

Так назвали нас не зря
В честь победы Октября.

(О. Высотская)

Логика железная, даже стальная: если «Октябрь — октябрёнок» , то козёл — козлёнок. Но мои дети — не козлята, получившиеся из Иванушек, напившихся тухлой водицы из революционно-лошадных копытц. Да и сам я — не козёл, блеющий под марксистско-ленинскую дудку.

Называть нас так не стоит,
Чтобы не было застоя.
А Октябрь победный наш
Надо взять на карандаш:
Просмотреть весь список лет,
Подсчитать число побед,
С пораженьями сомножить…
Кой-кому бы дать по роже
За викторию такую.
Ей-же-ей, что — разве вру я?..

Упр. 164. Стихи — друзья хорошие.
Почаще с ними будь!
Они помогут в прошлое
И в завтра заглянуть.

(О. Высотская)

Ну, за такие стихи, что в этом учебнике, завтра морду будут бить: так что их лучше бы оставить в прошлом.

Упр. 167. Мы зарядку любим очень.
Каждый быть здоровым хочет.

(О. Высотская)

Этот стишок тоже явно из прошлого — даже и заглядывать нечего: сейчас все очень любят не зарядку, а разрядку (международной напряжённости), — это приносит больше здоровья.

Но давайте по порядку:
Очень любим мы разрядку;
Кто здоровым хочет быть,
Должен напрочь позабыть
Про ракеты, танки, пушки.
Держать ушки на макушке
Можно с меньшим вооруженьем
В невраждебном окруженьи.

Упр. 170. Весной и летом колхозники трудились на полях. Они вырастили хорошие хлеба. Страна получила много зерна.

Зерна-то много страна получила, но много и за границей купила. А всё почему? Да потому, что трудились на полях только колхозники. Когда на своих полях будут трудиться и крестьяне, тогда страна станет не только получать зерно, но и продавать его за границу. Но пока существует Коммунистическая партия, на полях будут трудиться только колхозники.

Упр. 180. Отгадай загадку

Нельзя меня ни поднять, ни прогнать.
Где ярче свет — там темнее след.

(на сопровождающем загадку рисунке изображён стоящий у забора мальчик, тень которого легла на землю и низ забора)

Загадка трудная. Но я отгадал: это КПСС. Поднять этот монолит никому не под силу (хотя от него уже целые куски отваливаются). Прогнать её (КПСС) некуда — какой дурак её примет: попробуй прокорми эти 19 миллионов. (Да и опасно прогонять: она же опять где-нибудь «светлое будущее » строить начнёт, — а тогда ей непременно захочется Демократической России услуги пролетарского интернационализма оказать своим неограниченным воинским контингентом. Так что прогонять — себе дороже… Как? Вы говорите — осталось меньше 18 миллионов? Многие за рубеж подались? Что, разве уже началось?!.)

Но надёжный способ есть: распустить. Распустить, как кованую кольчугу, понаделав из неё браслетов, ожерелий да обручальных колечек. Материал ведь крепкий, прочнее золота — зря, что ли, поэт сказал, что « гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей » . Так зачем же добру пропадать?..

А про яркий свет верно сказано: как только перестройка засветила во всю мощь прожектора гласности, так такие тёмные следы сажей газовой засверкали, что некоторым слабонервным день ясный чернее ночи показался, — и они собственной тени испугались, открещиваться от неё стали: я не я — и тень не моя, — хотя верующими были как раз той религии, что креста не творит, но рукоприкладством занимается.