Изучаем букву г с малышами. Презентация "Звуки и буква Г" презентация к уроку по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звук [г] , знакомство с буквой Г »

Программное содержание : закреплять правильное произношение звука [г] в речи , продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах , совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова , продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование : предметные картинки со звуком [г] и без него (огурец, глаза, арбуз, гуси, грабли, гвоздь, гриб, буква Г , схемы для определения позиции звука в словах , фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

I. Организационный момент.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, которые начинаются на гласный звук , а затем те, которые назовут слова на согласный звук .

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем гласные звуки отличаются от согласных.

II. Основной этап.

1. Сообщение темы. Изучение нового материала.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках .

Красные лапки

Щиплят за пятки

Беги без оглядки.

(гуси)

Ревнул черный вол –

За сто речек, за сто сел.

(гром)

Зубастые, а не кусаются.

(грабли)

Маленький Ерофейка

Утонул до шейки.

(гвоздь)

Стоит Антошка

На одной ножке.

(гриб)

Дети определяют, что первый звук в этих словах [г] . (правильно) . Сегодня мы познакомимся со звуком [г] и научимся его четко произносить.

2. Работа со звуками .

Произнесение звука [г] . Характеристика артикуляции звука [г] :

- Звук [г] - согласный , твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.

Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука .

3. Развитие фонематического слуха.

Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [г] , поднимите синюю фишку.

га, ха, па, гы, ты, мы, го, по, но, гу, ту, пу….

4. Произнесение звука [г] в словах .

Скажите слова наоборот. Детям предлагается назвать слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г] .

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Хорошо справились с заданием.

5. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить, есть ли звук [г] в предложенных словах и указать позицию этого звука в слове . Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей озвучивает, что получилось. (огурец, глаза, арбуз) .

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

7. Произношение звука [г] во фразе .

Повторяйте за мной читстоговорки.

ГА-ГА-ГА - Острые рога.

ГА – ГА – ГА – У козы рога

ГУ-ГУ-ГУ - Мыть посуду не могу.

ГА-ГА-ГА - На небе радуга.

ГУ-ГУ-ГУ - Гуси на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ - Гуляем на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ–Там ромашка на лугу,

ГУ-ГУ-ГУ - Снеговик в снегу.

8. Развитие связной речи.

Закончи предложение словами на звук [г] :

На улице играет …. (Гармонь)

Папа читает (Газету)

Во дворе гогочет…. (Гусь)

У девочки голубые (Глаза)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

Лодки по морю плывут

Люди веслами … (гребут)

9. Обучение элементам грамоты .

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем . Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [г] на письме – с буквой Г . Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки) .

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя ,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок !

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г .

Не гусь, не галка буква Г ,

А цапля на одной ноге.

Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г» .

Попробуем нарисовать ее глазами.

10. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

11. Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.

Чтобы нам запомнить букву «Г» , давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.

12. Чтение слогов с буквой «Г» по карточкам. - Напоминаю вам, что буквы мы видим , пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

Печатание слогов по образцу на карточках.

Списывание одного предложения на выбор с карточки.

Итог НОД.

С какой буквой мы сегодня познакомились ?

Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Тема: “Буквы Г, г. Звуки [Г], [Г’]”.

Тип: изучение нового материала

Технология: на ситуативной (игровой) основе

Цель: сформировать понятие о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’].

1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]

2. Формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух.

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображениями грибов, слогов, букв, слоговая таблица, магнитофон, таблица “Алфавит”.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
  3. Постановка темы, целей и задач урока.
  4. Работа с новым материалом.
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление нового материала.
  7. Отработка навыков чтения.
  8. Упражнения в составлении схем слов.
  9. Итог урока.
  10. Оценивание.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

Итак, мы начинаем наш урок.

2 . Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.

/таблица “Алфавит”/

Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?

Мы говорим “всегда звонкие”. – н, м, р, л.

Какие гласные “ с секретом” мы изучили? – е, я.

Почему мы их так называем? – могут обозначать два звука.

Когда они могут обозначать два звука? - когда стоят в начале слова, после гласной буквы.

Какие согласные буквы имеют пару? – з - с, б - п, д - т.

Сегодня мы с вами сможем прибавить к этому ряду еще одну букву.

3. Постановка темы, целей и задач урока

/звучит музыка/

Ребята, что это?

Давайте-ка посмотрим, кто к нам пришел.

(появляется гном, конверт)

Посмотрим, что там в конверте?

Текст: Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.

О чем говорится в пословице? Что в пословице называют Егорками?

(Загадка, если не догадались: Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы - нет под шапкой головы.)

Где выросли грибы?

Какой звук повторяется?

Кто догадался, на какую новую букву он указывает?

Кто знает, как она выглядит? Найдите ее на доске.

/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н./

Конечно же, это новая буква Г. (показываю)

/из конверта появляется буква и картинки – гантели и гири/.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с буквой Г и звуками, которые она обозначает.

4. Работа с новым материалом

Игра “На что похожа буква”? /

Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге. /цапля/

Букву на плече носил, на лугу траву косил. /коса /

Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.

Какая это буква: гласная или согласная? Почему? (не поется)

Что вы еще можете сказать об этой букве? Какой звук она обозначает? (звонкий)

Посмотрите внимательно на картинки.

Как вы думаете, для чего гном принес две картинки?

/ показываю магнитные пластины с этими словами./

Какой звук стоит в начале слова – гуси? [ Г]

Как мы его произносим? (твердо)

Какой звук стоит в начале слова – гири? [Г’]

Как мы его произносим? (мягко)

Какие звуки обозначает буква Г? – [Г], [Г’].

Итак, давайте вспомним все, о чем мы узнали - буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [к], обозначает звуки - [Г], [Г’].

5. Физминутка

Раз – присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.

6. Первичное закрепление нового материала. Работа с учебником

Вот мы и оказались на сказочной полянке, что вы видите перед собой?

(грибы, ягоды)

Какие грибы вам знакомы?

/белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, груздь/.

(Словарная работа - белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком. Поганка - гриб несъедобный, его не возьмем в корзинку, оставим в лесу)

Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.

Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?

Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

Найдите схемы слов, какие слова к ним подходят, почему? (грибы, круги).

Чтение слогов, слов. Хорошо читающие ученики.

7. Отработка навыков чтения

Вы очень хорошо прочитали слоги и слова. Давайте прочитаем и разберем пословицы. За хорошие ответы я буду давать жетончики – ягодки и грибочки.

Чтение текста.

О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?

Какие грибы собрала Галя?

Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/

Очень много жетончиков заработали ребята, мы продолжаем работать дальше.

8. Упражнения в составлении схем слов

Ребята, в каких словах текста вам встретились звуки [Г] или [Г’]?

Давайте откроем тетради, запишем имена этих детей. (печатными буквами)

С какой буквы мы их напишем? Почему?

Галя. Чертим схему слова (у доски – ученик)

Сколько слогов в слове? 2

Назовите слоги – слияния.

Куда падает ударение? 1 слог

Первый звук [Г]- согласный, звонкий, твердый.

Второй звук [А] – гласный, ударный.

Третий звук [Л’] – согласный, всегда звонкий, мягкий.

Последний звук [А]– гласный, безударный.

Гена. Сколько слогов в слове? 2

Назовите слоги- слияния.

Куда падает ударение?1 слог.

Первый звук [Г ]– согласный, звонкий, мягкий. Почему?

Второй звук - [Э] – гласный, ударный.

Третий звук – [Н] – согласный, всегда звонкий, твердый.

Последний звук – [А]- гласный, безударный.

Что вы заметили? Встретили звуки [Г] и [Г’].

9. Итог урока

С какой новой буквой познакомились?

Что вы можете о ней рассказать?

Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’].

Согласная, звонкая, имеет пару, глухую букву К.

Какие звуки обозначает буква Г?

На следующем уроке мы будем учиться писать букву Г - прописную.

10. Оценивание

Отмечаю, что получилось лучше всего, говорим об удачных ответах, жетончиках, спрашиваю, как себя оценили сами дети.

Как научить ребенка буквам?

Перед Вами очередные простые и интересные задания для дошкольников, которые помогут нашим малышам изучить все буквы русского алфавита.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой русского алфавита — это буква «Г». Итак, что нам нужно будет сделать:

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Г». Раскрасить большую и маленькую буквы ”Г” в синий цвет.
  • Написать маленькую букву “г” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “г”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинку. Узнать герой из какого всем известного мультфильма на ней изображен? На каком музыкальном инструменте играет кот Леопольд. Вставить букву “г” в слове ”гитара”.

Эти задания с буквами Вы можете скачать здесь:

  • Учимся писать букву «Г»:
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Г”.
  • Ищем пять букв «Г» среди других картинок. (Игра в буквы на внимательность).
  • Соединяем цифры от 1 до 9 на картинке. Вставляем букву ”г” в слове ”гусь”.

Видео

Развивающий мультик по теме

Уроки тётушки Совы про букву «Г»

Жанна Гурылёва
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [г], [г’]. Буква г»

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Развивающие :

Развивать воображение;

Развивать слуховое внимание м память;

Развивать зрительное внимание и память;

Развивать мимическую моторику.

Образовательные :

Закрепить навыки четкого произношения звуков Г и Г " в слогах , словах, фразах;

Закрепить навык различения звуков Г и Г " на слух и произносительно;

Развивать мимическую моторику;

Развивать мелкую моторику;

Учить детей составлять предложения по схеме с заданным предлогом;

Закрепить использование в речи существительных в родительном падеже;

Закрепить использование в речи относительных прилагательных;

Познакомить детей с графическим изображением звука Г ;

Формировать навык звукового анализа и синтеза .

Воспитательные :

Воспитывать у детей интерес к занятиям ;

Воспитывать положительные личностные качества;

Воспитывать чувство коллективизма;

- обучать правилам поведения в различных видах деятельности.

Оздоровительные :

Обеспечивать двигательную активность во время занятия ;

Формировать правильное дыхание.

ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Плоскостная фигура гнома Грамотея ;

Касса символов и обозначений, чудо-ромашка;

Картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть зв. Г и Г ";

Фишки, пуговицы, фасоль, рожки, монетки, мозаика, камешки;

Тетради, карандаши;

Индивидуальные зеркала;

Схема предложения;

Две куклы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Занятия по темам : 1) формирование фонематического восприятия;

2) формирование навыка фонематического анализа и синтеза;

3) относительные прилагательные;

4) существительные родительного падежа единственного числа;

5) предлог НА;

6) предложение.

Фонетико-фонематические игры, игры с буквами .

Ход ЗАНЯТИЯ

Орг. момент. Дети заходят в кабинет и встают около своих мест.

Л. Ребята, давайте с вами вспомним сказку про Белоснежку и семь гномов.

Я буду говорить вам про гномика, а вы должны будете изобразить его.

(Детям предлагается изобразить грустного гномика, хмурого, веселого,

злого, ленивого, работящего, серьезного).

Л. Какой первый звук в слове гном ?

(Дети называют звук . После этого дети садятся на свои места.)

Сообщение темы занятия .

Л. Сегодня мы вспомним нам уже знакомый звук Г , поиграем с ним и узнаем

еще кое - что новое о нем.

Работа с индивидуальными зеркалами, обозначение звука символами .

Характеристика звука . Работа с индивидуальными зеркалами.

Л. Ребята, нас услышал еще один гном – гном Грамотей и решил к нам

прийти. Но пришел он не с пустыми руками. Он принес свою сумочку с

обозначениями и символами, чтобы нам помочь. Давайте воспользуемся

помощью нашего гостя.

(Дети самостоятельно достают соответствующие теме занятия символы и

обозначения и прикрепляют их на панно.)

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук в ладоши » Детям предлагается прослушать ряд звуков ,

слогов, слов и хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук Г .

Проговаривание цепочек слов :

Гуси – гараж – гантели – графин – группа .

Л. Какой первый звук во всех этих словах ? Какое первое слово в ряду? Какое

последнее?

Добавление к целому слову первого звука Г .

Л. Какое слово получится?

Розы, Лина, рад, речка.

Динамическая пауза.

Грач качался в гамаке - наклоны в стороны.

Гуси в волнах на реке - наклоны вперед – назад.

Мимо голуби летели - взмахи руками.

И на веточку присели - приседание.

Веточка качается - покачивание руками

Красиво получается.

Звук Г "

Л. Ребята, отгадайте загадку :

С Чебурашкой дружит он,

Добрый и зеленый.

Знают дети непременно

Крокодила по имени… (Гена)

Какой звук мы слышим в начале слова Гена?

Каким цветом нам нужно его обозначить?

(Дети выставляют на панно символ и обозначение звука Г " ).

Характеристика звука Г " .

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук в ладоши »

Повторение цепочек слов :

Гиря - гитара - герой - гигант - гений.

Л. Значение слов всем понятно?

Какой общий звук во всех этих словах ?

Проговаривание чистоговорки.

Ги – ги – ги – Машенька беги.

Ги – ги - ги – мы ели пироги.

Дифференциация [ Г ] - [ Г " ]

Выставляются две куклы. В руках у них синяя и зеленая сумочки.

Л. К нам в гости пришли две девочки Галя и Герда. Сегодня у них день

рождения. Давайте подарим им подарки. Нам в этом поможет наш гном

Грамотей . Посмотрите он принес нам чудо-ромашку. С ее помощью мы

быстро справимся с этой задачей. Гале мы будем дарить подарки в

названии которых есть звук Г , а Герде в названии которых есть звук Г "

Закрепление навыка речевого дыхания.

(Дети по очереди подходят к ромашке и дуют на нее. Выпавшие

картинки они должны подарить Герде и Гале соответственно.)

Знакомство с буквой Г

Л. Грамотей принес нам фотографию нашего звука Г

(Выставляется карточка с изображением буквы Г )

Л. На что похожа буква Г ?

Рисование буквы в воздухе ;

Изображение буквы рукой .

Печатание буквы в тетрадях .

Выкладывание буквы из различного материала.

Л. Ребята, сейчас нам снова поможет наша чудо-ромашка.

(На панно расположены буквы Г разных цветов . Дети с помощью

дыхательных упражнений сами выбирают материал из которого будут

выкладывать букву .)

Фонематический анализ слогов.

Работа в тетрадях.

Работа над предложением.

Детям предлагается посмотреть на схему предложения с предлогом НА.

Л. Что это? Как вы догадались, что это предложение? Сколько слов в

предложении? Подберите предложения к данной схеме.

(Дети придумывают предложения к схеме)

Л. А теперь замените первый звук в первых словах вашего предложения на

звук Г . Понятен ли вам смысл сказанного? (Нет) Это значит, что каждому

звуку при произнесении слов свое место.

Итог занятия .

Л. Проверка полученных знаний по звукобуквенным домикам .