Богданов михаил николаевич. Большая биографическая энциклопедия Михаил николаевич богданов биография

(1919 )

Михаи́л Никола́евич Богда́нов ( -) - деятель бурятского национально-освободительного движения начала XX века, учёный-историк, политик .

Биография

Михаил Богданов родился в 1878 году в улусе Укыр Идинского ведомства (ныне Боханский район) Иркутской губернии . Закончив иркутскую гимназию, поступил в . Затем слушал лекции в Томском, Санкт-Петербургском, Берлинском, Цюрихском университетах. За время учёбы Богданов овладел английским, немецким, французским и другими языками .

Получив таким образом солидную академическую подготовку, Богданов занялся научной деятельностью. Сферой его научных интересов были история, экономика, этнография, право, землепользование бурят , хакасов , калмыков и других народов России . Он положил начало такой научной дисциплины, как историческое бурятоведение. За время занятия наукой он написал более 50 научных трудов. Многие из них до сих представляют интерес для историков и этнографов.

В переломный исторический момент Российской империи, в 1917 году, Михаил Богданов стоял у истоков бурятской государственности. Его проект национального самоопределения бурятского народа был утверждён на Первом общенациональном съезде бурят-монголов 23-26 апреля 1917 года в Чите .

Основными идеями проекта были:

  • создание национальных автономий бурят Иркутской губернии и Забайкальской области , которые объединяются в одну автономию.
  • автономия будет состоять из сомонов , которые, в свою очередь, входят в хошуны , которые образуют аймаки .
  • верховным органом бурятской национальной автономии будет являться бурятская национальная Дума «Буряад улсын сугалган ».

В качестве шага в осуществлении проекта, Богданов разработал промежуточный статут . Данный статут был одобрен и принят на Общебурятском съезде в октябре 1917 года. По статуту вводились временные органы управления делами бурят-монголов. Высшей властью становился Общебурятский съезд . В промежутке между съездами власть осуществлял Национальный совет . Исполнительным органом национально-государственной власти становился Центральный национальный комитет (Бурнацком ). Аналогично строилось и местное управление в аймаках, хошунах и сомонах. В Забайкальской области были созданы крупные аймаки - Агинский, Баргузинский, Хоринский и Селенгинский, в Иркутской губернии - Ангарский, Эхирит-Булагатский и Тункинский .

Михаил Богданов стал председателем Бурнацкома в марте 1918 года. Однако на практике осуществить все свои идеи по строительству бурятской государственности он не успел: в России вспыхнула Гражданская война , территория Забайкальской области и Иркутской губернии была занята войсками Колчака и белочехов . Богданов вынужден был уйти в подполье. В конце 1919 года Михаил Богданов был расстрелян по приказу белоказачьего атамана Григория Семёнова .

Величайшая заслуга Михаила Богданова, виднейшего общественного деятеля, талантливого организатора и трибуна, революционера-народника, состоит в том, что он всей своей деятельностью революционизировал бурятское общество, создал определенное умонастроение в улусах, оказывал огромное влияние на молодую растущую интеллигенцию, нацеливая на борьбу с несправедливостью, отсталостью и реакционностью.

См. также

Напишите отзыв о статье "Богданов, Михаил Николаевич"

Литература

  • Богданов M. H. . Очерки истории бурят-монгольского народа, под ред. проф. H. H. Козьмина, Верхнеудинск, 1926.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Богданов, Михаил Николаевич

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.

Известный бурятский общественный деятель, историк и этнограф. Родился в 1878 в семье, происходившей из северобайкальских бурят. Окончив городское училище в Иркутске, поступил в учительский институт в Казани, но, неудовлетворенный институтом, бросил его.

В дальнейшем Богданов слушал лекции вольнослушателем в Томском университете, занимаясь вопросами философии, права и истории, затем уехал за границу.

В Берлине посещал лекции берлинских профессоров. Причисленный берлинской полицией к русским студентам социал-демократам, которых изгоняли в то время из Пруссии, как беспокойный элемент, Богданов был наряду с другими русскими студентами выслан из Берлина.

Он переехал в Цюрих, работал в Цюрихском университете, но за отсутствием средств был вынужден вернуться в Россию. Здесь, с целью ознакомиться с жизнью и бытом монгольских народных масс, Богданов скитался по калмыцким кочевьям, изучая быт и особенности различных монгольских народностей.

С особым интересом изучал он историю и этнографию своего народа, ища путей разрешения вопросов его хозяйственного и культурного развития. С этой целью Богданов М.Н., помимо научных занятий по истории и этнографии, принимал участие в разрешении практических хозяйственных вопросов.

В 1909-1913 он вел работу по землеустройству среди хакасов, в бывш. Минусинском уезде, по урегулированию пользования оросительными сооружениями, находившимися в руках богачей.

Кроме того, Богданов вел работу инспектора мелкого кредита в Забайкалье, по кооперации, занимая одновременно место помощника волостного писаря (Цугольской вол.).

По своим политическим взглядам Богданов примыкал к эсэрам. После Февральской революции 1917 Михаил Николаевич, пользовавшийся большой популярностью среди бурятского и рус. населения Забайкалья, избирался на ряд ответственных мест - председателем комитета общественных и политических организаций, областным комиссаром, а также членом Учредительного собрания.

Во время гражданской войны, будучи вынужден скрываться от белогвардейцев, Богданов поселился в глубине Бурятии. В конце 1919 он был арестован и убит в Чите белогвардейцами, по приказу атамана Семенова.

Из работ Богданова следует отметить ряд ценных этнографических очерков в "Известиях" Вост.-Сибирского отдела Географического об-ва и в газете "Сибирь", (под псевдонимом Н. Тостажаков); статьи по бурятским вопросам в газете "Сибирь", под псевдонимом Гайган Цыженов, в "Известиях" Западно-Сибирского отдела Географического об-ва и др.;

"Очерки истории бурят-монгольского народа"; интересную работу по вопросам землепользования и землеустройства бурят, изданную в виде "докладной записки" (изд. Цугольского волостного правления), и затем ряд статей по вопросам кооперативного строительства. Большинство работ относится к периоду 1909-1913.

Богданов Михаил Николаевич – выдающийся деятель национально-освободительного движения бурят начала XX века и учёный-историк, принадлежит к числу «отцов-основателей» бурятской государственности. Он был автором первого проекта автономизации бурят, вокруг которого развивались все идеи бурятского самоопределения и конструировалась национальная государственность Бурят-Монголии.

М.Н. Богданов родился в семье состоятельного бурята-булагата. Окончив гимназию в Иркутске, а затем Казанский Учительский институт, он учился в Томском, Санкт-Петербургском, Берлинском, Цюрихском университетах. Михаил Николаевич владел английским, немецким, французским и другими языками. Такая основательная академическая подготовка позволили ему плодотворно заняться исследованием огромного круга вопросов по истории и экономике, этнографии и праву, землепользованию бурят, хакасов, калмыков и других народов России. М.Н. Богданов стал родоначальником исторического бурятоведения, он автор более 50 научных трудов и более чем 100 газетных статей по самым сложным проблемам своего «революционного» времени.

М.Н. Богданов сыграл выдающуюся роль в разработке и осуществлении огромной сложности теоретических и организационно-политических задач самоопределения бурят в первое двадцатилетие ХХ в. Э.Д Ринчино, также один из отцов бурятской государственности, определил Михаила Николаевича как вождя и борца за права и честь бурятского народа.

Главные идеи проекта национального самоопределения нации, разработанного М.Н. Богдановым и утвержденного Первым общенациональным съездом бурят-монголов 23-26 апреля 1917 г. в г.Чите, легли в основу дальнейшего решения национального вопроса бурят. Для создания национальной автономии буряты Иркутской губернии и Забайкальской области объединяются в одно целое. Основной территориальной единицей этой автономии является обособленная земельная единица (сомон), которая, объединяясь с соседними сомонами, организуется в хошуны, а хошуны, объединяясь, образуют аймак. Верховным органом бурятской национальной автономии, объединяющем все части бурятского народа в одно целое, является бурятская национальная Дума «Буряад улсын сугалган». Позднее октябрьский Общебурятский съезд 1917 г. примет разработанный также М.Н. Богдановым статут, т.е. положение, по которому вводились временные органы управления делами бурят-монголов и тунгусов. Высшей властью устанавливался Общенациональный съезд, а между съездами – Национальный Совет; исполнительным органом национально-государственной власти – Центральный национальный комитет (Бурнацком) и его Иркутский отдел. В результате аналогично строилось и местное управление в аймаках, хошунах и сомонах. Так были созданы в Забайкальской области крупные аймаки – Агинский, Баргузинский, Хоринский и Селенгинский, в Иркутской губернии – Ангарский, Эхирит-Булагатский и Тункинский.

М.Н. Богданов был первым организатором и руководителем Бурнацкома – первого неформального законодательно-распорядительного органа власти правительства бурятского народа. Разработанная им схема национально-государственного управления затем и будет претворяться в жизнь данным органом, практически устанавливая реальное автономное самоуправление нации в сложнейших условиях конкуренции, а то и жестокой борьбы различных структур центральной власти (разных режимов российской власти). Бурнацком – это главный показатель политического самотворчества бурятской нации; концепция его создания и функционирования целиком принадлежит М.Н. Богданову.

М.Н. Богданову, как учёному-историку и экономисту, принадлежит огромная роль в разработке проблемы истории национального вопроса бурят: русской военной колонизации и борьбы бурят за земли и национальную автономию, в разработке проблем западных бурят и в целом проблем общебурятского возрождения на том сложнейшем и противоречивом этапе политического самоопределения нации в первом двадцатилетии ХХ в.

Лидер движения бурят за свои национально-культурные права и автор первого проекта бурятской автономии не дожил до её образования, в разработку теоретических и практических вопросов которой он отдал всю свою энергию, ум, силы и саму жизнь. Он был расстрелян бандитами белоказачьего атамана Григория Семёнова.

В целом великая заслуга Михаила Николаевича Богданова перед бурятским народом заключается в том, что всей своей деятельностью учёного-историка, политического лидера, публициста, экономиста он создал необходимое умонастроение в улусах этнической Бурятии, оказал огромное влияние на молодую растущую интеллигенцию, нацеливая ее на борьбу с отсталостью, с пассивностью в целях общенациональной консолидации «всех разношёрстных элементов» этноса.

Владимир Андреев

(1878-1919) - известный бурятский общественный деятель, историк и этнограф. Род. в семье, происходившей из северобайкальских бурят. Окончив городское училище в Иркутске, Б. поступил в учительский ин-тут в Казани, но, неудовлетворенный ин-том, бросил его. В дальнейшем Б. слушал лекции вольнослушателем в Томском ун-те, занимаясь вопросами философии, права и истории, затем уехал за границу. В Берлине посещал лекции берлинских профессоров. Причисленный берлинской полицией к рус. студентам с.-д., которых изгоняли в то время из Пруссии, как беспокойный элемент, Б. был наряду с другими рус. студентами выслан из Берлина. Он переехал в Цюрих, работал в Цюрихском ун-те, но за отсутствием средств был вынужден вернуться в Россию. Здесь, с целью ознакомиться с жизнью и бытом монгольских народных масс, Б. скитался по калмыцким кочевьям, изучая быт и особенности различных монгольских народностей. С особым интересом изучал он историю и этнографию своего народа, ища путей разрешения вопросов его хозяйственного и культурного развития. С этой целью Б., помимо научных занятий по истории и этнографии, принимал участие в разрешении практических хозяйственных вопросов. В 1909-1913 он вел работу по землеустройству среди хакасов, в бывш. Минусинском уезде, по урегулированию пользования оросительными сооружениями, находившимися в руках богачей. Кроме того, Б. вел работу инспектора мелкого кредита в Забайкалье, по кооперации, занимая одновременно место помощника волостного писаря (Цугольской вол.).
По своим политическим взглядам Б. примыкал к с.-р. После Февральской революции 1917 Б., пользовавшийся большой популярностью среди бурятского и рус. населения Забайкалья, избирался на ряд ответственных мест - председателем комитета общественных и политических организаций, областным комиссаром, а также членом Учредительного собрания. Во время гражданской войны, будучи вынужден скрываться от белогвардейцев, Б. поселился в глубине Бурятии. В конце 1919 он был убит в Чите белогвардейцами, по приказу атамана Семенова.
Из работ Б. следует отметить ряд ценных этнографических очерков в "Известиях" Вост.-Сибирского отдела Географического об-ва и в газете "Сибирь", (под псевдонимом Н. Тостажаков); статьи по бурятским вопросам в газете "Сибирь", под псевдонимом Гайган Цыженов, в "Известиях" Западно-Сибирского отдела Географического об-ва и др.; "Очерки истории бурят-монгольского народа"; интересную работу по вопросам землепользования и землеустройства бурят, изданную в виде "докладной записки" (изд. Цугольского волостного правления), и затем ряд статей по вопросам кооперативного строительства. Большинство работ относится к периоду 1909-13.
Лит.: Богданов, M. H., Очерки истории бурят-монгольского народа, под ред. проф. H. H. Козьмина, Верхнеудинск, 1926.
А. Д.


Смотреть значение Богданов, Михаил Николаевич в других словарях

Абламский Дмитрий Николаевич — (? - ?). Анархист-синдикалист (?). Арестован в Черкассах за распространение листовок. Содержался в тюрьме в Киеве, в 1932 приговорен к 5 годам лагерей. В 1932 был в ИТЛ Кузнецкстрой,........
Политический словарь

Аверин Михаил Михайлович — (ок. 1884 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Образование низшее. Член РСДРП с 1917. В конце 1921 жил в Иваново-Вознесенской губ. и работал печатником. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Аврускин [оврускин] Михаил (хоша-шая) Яковлевич. — (1897 - 1938). Социал-демократ. Член РСДРП с дореволюционным стажем. Арестован 12.3.1924 (по другим данным в июле 1924) в Симферополе, 18.7.1924 приговорен к 3 годам заключения в концлагерь.........
Политический словарь

Агурский Михаил (мелик) Самуилович — (1933-1991) – ученый-кибернетик, историк, политолог и литературовед. Родился в Москве, сын американского коммуниста, приехавшего в СССР и репрессированного в 1937 г. Писатель,........
Политический словарь

Аксенов Михаил Павлович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. В конце 1921 жил в Иркутской губ. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный работник. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Аксентович Александр Николаевич — (? - ?). Анархист ("по недоразумению"). Жил в Астраханской губ. В июне 1925 сослан на 3 года в Урду. В ноябре 1928 освобожден, к марту 1929 жил в Козельске. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Акулинин Тимофей Николаевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. С февраля по май 1925 находился в Бутырской тюрьме, с июня 1925 как минимум по ноябрь 1925 - в Суздальском концлагере. По другим сведениям,........
Политический словарь

Акулов Андрей Николаевич — (1889 - ?). Член ПЛСР с 1918. Образование высшее. Врач. В 1919 жил в Нижнем Новгороде. Арестован 11.12.1919, обвинен в контрреволюционной деятельности, приговорен к 2 дням заключения.........
Политический словарь

Алексеев Михаил Васильевич — (3 ноября 1857, Тверская губерния, – 25 сентября 1918, Екатеринодар). Родился в семье солдата сверхсрочной службы. Окончил Тверскую гимназию, затем Московское юнкерское училище........
Политический словарь

Алексеев Николай Николаевич — (1879-1964) - правовед и политолог, философ, историк общественной мысли, активист евразийского движения, автор книги «Русский народ и государство». Попытался применить........
Политический словарь

Алексеев Николай Николаевич (1879-1964) — - теоретик государства и права, философ, идеолог евразийства. Основные работы: "Основы философии права" (1924), "Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное........
Политический словарь

Алешинкин Михаил Андреевич — (ок. 1894 - ?). Член ПЛСР с 1917. Артист. Образование среднее. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал в политпросвете. Местными чекистами характеризовался как «пассивный»........
Политический словарь

Аловерт Николай Николаевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Студент. Арестован в 1922 в Москве. В феврале 1923 в ссылке в Чердыни. В феврале 1924 находился в Бутырской тюрьме. В марте 1924 вновь в ссылке........
Политический словарь

Андрейченко Михаил Григорьевич — (? - ?). Анархист. Участник революций 1905-07, Февральской и Октябрьской 1917. В начале 1920-х гг. жил в Краснодаре. Арестован в декабре 1922. В декабре 1923 приговорен к 3 годам заключения........
Политический словарь

Анисимов Алексей Николаевич — (1889 - не ранее сентября 1937). Член ПЛСР с 1918. В конце 1921 жил в Вятской губернии и работал заведующим почтовым отделением. В середине 1930-х гг. проживал в пос. Акбулак и работал........
Политический словарь

Арам Михаил — (? - ?). Анархист. В начале 1919 член боевой организации анархистов-"безмотивников" Д. Бондаренко, участвовал в экспроприации Управления Южных железных дорог (Харьков, март........
Политический словарь

Астангов [настоящая Фамилия Ружников] Михаил Федорович — (21.10.1900, Варшава - 20.4.1965, Москва). Анархо-мистик. Артист московского театра им. Евг. Вахтангова. В 1927-30 рыцарь анархо-мистического "Ордена Света", регулярно участвовал в его........
Политический словарь

Астафьев Михаил Иванович — (ок. 1894 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Образование низшее. Член РСДРП с 1908. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал помощником машиниста. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Атлас Михаил (менахем) Янкелевич — (?, м. Красное Подольской губ. - ?). Член Сионистской социалистической партии. В ноябре 1926 содержался в Таганской тюрьме (Москва), затем в ссылке в Новосибирске. В 1928 - мае........
Политический словарь

Ахлопков Владимир Николаевич — (? - ?). Анархист. В январе 1931 находился в ссылке в Нарыме. В июне 1932 жил в Краснодаре. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Багдатьян Михаил Сергеевич — (1874 - ?). Социал-демократ. Арестован 8.2.1921 по постановлению московского Ревтрибунала, вскоре освобожден. Вновь арестован 8.4.1921 в Москве, обвинялся в измене Советской власти,........
Политический словарь

Бадин Михаил — (? - ?). Анархист. Студент. Сослан на 3 года на Урал, в ссылке к концу 1930. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Баженов Николай Николаевич — (1899, Можайск Московской губ. - ?). Анархист. Сын торговца. Образование среднее. В 1918 работал табельщиком склада артиллерии особого назначения, в 1919-21 - артельщиком по продовольствию........
Политический словарь

Бакин Александр Николаевич — (ок. 1895 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП. Образование высшее. В конце 1921 жил в Рязанской губ., работал учителем. Местными чекистами характеризовался как "рядовой"........
Политический словарь

Бакунин Михаил — (1814 – 1876) – теоретик и практик русского анархизма. Идеи Бакунина могут быть причислены к идейным провозвестникам национал-большевизма. Считал необходимым немедленное........
Политический словарь

Бакунин Михаил Александрович — - революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков анархизма. За деятельное участие в революции 1848-1849 Б. был дважды (судами Саксонии и Австрии)........
Политический словарь

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — - революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков международного анархизма. За деятельное участие в революции 1848- 1849 гг. он был дважды (судами........
Политический словарь

Барсов Николай Николаевич — (1902, д. Дубровки Богородской волости Уфимского у. Уфимской губ. - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с февраля 1917 по 1919, член "меньшинства" ПСР - группы "Народ" с 1920. Отец........
Политический словарь

Басоргин Павел Николаевич — (ок. 1893 - ?). Социал-демократ. Служащий. Образование среднее. Член РСДРП с 1908. В конце 1921 жил в Брянской губ., работал заведующим химическим отделом Усовнархоза. Местными........
Политический словарь

Бахрам Михаил Зельманович — (? - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1914. В конце 1921 жил в Смоленской губ., работал в Губпродкоме. Местными чекистами характеризовался как "член комитета, влиятельный" и........
Политический словарь