Дайте определение понятию эллинизм. Эллинистическая цивилизация

Его огромная империя распалась на не-сколько царств, во главе которых стояли диадохи (преемники), осно-вавшие собственные династии. Эти государства, сформировавшиеся на развалинах империи Александра, получили название эллинисти-ческих, а период истории Древней Греции и Ближнего Востока от во-царения Александра Македонского до конца I в. до н. э. — эллинисти-ческого.

Заселение Востока

Важным явлением в религиозной жизни эллинистических госу-дарств стало культовое почитание царей: царям при жизни оказы-вались божественные почести, в их честь устраивались религиоз-ные празднества, торжественные процессии, жертвоприношения , строились храмы и алтари. Цари получали от греков культовые имена Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Теос (Бог) и др.

Между эллинистическими государствами складывались сложные отношения, нередко вспыхивали войны. Во II—I вв. до н. э. эллини-стические страны переживали внутренний кризис, который выра-зился в ослаблении власти, внутренних раздорах, обострении социальных противоречий. Этим воспользовалась Римская респуб-лика, которая постепенно завоевала эллинистические государства, присоединив их к своим владениям.

Общая характеристика эллинизма.

Эллинизм - это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык - койне ("общая"), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык - арамейский.

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, - космополитизм, осознание себя "гражданином мира". Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру.

Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства.

Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философских и религиозных системах. Космополитизм, индивидуализм и фатализм ярко характеризовали эллинистическую эпоху в плане серьезных духовных изменений.

Греция в эллинистический период.

В Греции началось обезлюдивание: греки отправлялись на Восток, привлеченные неожиданно открывшимся богатством и роскошью этих областей, свою роль сыграли роль и регулярные войны с Македонией. В Балканской Греции после смерти Александра постоянно вспыхивали восстания, особую активность проявляли города Северного Пелопоннеса, в частности Сикион и Аргос, поэтому македонцам становилось все труднее удерживать отдельные области.

В Греции усилились этнические союзы, среди которых выдвинулся Этолийский союз, занимавший запад Средней Греции и, в отличие от Афинского и Пелопоннесского, являвшийся федерацией на основе суверенитета входивших в него областей, то есть был вполне демократичен. На севере Пелопоннеса на антимакедонской основе возродился Ахейский союз, имевший олигархическую направленность и подчинивший почти весь полуостров. Он фактически взял на себя функции гегемона, которые ранее выполнял Пелопоннесский союз.

В III в. до н. э. имели место попытки реформировать государственный строй Спарты. Молодой спартанский царь Агис IV (245-241) выступил за возрождение Ликургова строя. Герусия высказалась против нововведений, сводившихся к переделу земли, уравнению в собственности, гражданских правах и т. д. Агис выступил в народном собрании с предложением разделить земли ста наиболее богатых спартиатов, его самого в том числе, с целью наделить участками неимущих. Аристократия добилась отмены реформ, а Агис был казнен.

Спарта еще сохраняла относительную независимость, когда на смену Агису пришел царь Клеомен III (235-221), вдохновленный теми же идеями. Он действовал более агрессивно, произведя с помощью наемников политический переворот и упразднив институт эфоров. Поддержанный народным собранием, Клеомен разогнал герусию и наделил граждан землей, отменив крупные долги. Его действия вызвали широкое демократическое движение на Пелопоннесе, поскольку в других областях люди захотели повторить реформы царя. Ахейский союз с помощью недавнего врага, Македонии, разгромил войска Клеомена, претендовавшего на объединение Спарты и восстановление ее могущества на полуострове. Клеомен бежал в Египет и там покончил жизнь самоубийством, а Спарта вошла в состав Ахейского союза, и все реформы были отменены.

Таким образом, в Греции в эллинистическую эпоху продолжались внутренние междоусобицы и борьба союзов, постоянно и разрушительно истощавшие силы греков.

Города.

В период эллинизма развернулось широкое строительство городов, в которых большую роль играли постройки утилитарного гражданского назначения. При возведении городов применялась правильная регулярная планировка, и жилые кварталы создавались за счет перекрещивания улиц под прямым углом: город делился на прямоугольные или квадратные сектора, которые в Александрии, например, обозначались по первым буквам греческого алфавита. Это так называемая система Гипподама, архитектора V в. до н. э. Вводя регулярную планировку, он исходил из идеи особенного деления земель между гражданами, когда каждый сектор предназначался для участков различного юридического статуса - такая система привлекала своей практичностью и рациональностью. В городах существовали водопроводы, канализации, в домах - ванны, в центрах создавались особые парковые ансамбли (например, Мусейон в Александрии), искусственные ландшафты, гроты, небольшие насыпные холмы. В Антиохии Сирийской было введено ночное освещение улиц.

У высших слоев общества возникла неудержимая тяга к роскоши и комфорту, отразившаяся и в одежде: горожане, особенно женщины, одевались пестро - именно в эту эпоху появилась бахрома как элемент платья. В некоторых случаях правители даже вводили законы против роскоши. В восточных городах по греческим образцам устраивались гимнасии и палестры. Гимнасии являлись своего рода интеллектуальными центрами, где проходили занятия риторикой, литературой, философией и другими науками, - палестры же предназначались для физических упражнений, но также были местом свободного времяпрепровождения.

) . Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» ( - гг.) понятие вошло в историческую науку .

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям , смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Африку и Египет .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Эллинистическая эпоха охватывает три столетия. Однако, как отмечают, в вопросе периодизации нет единого мнения. Так, с подачи некоторых, отчёт её начала можно вести с 334 г., то есть с года начала похода Александра Македонского.
    Предлагается вычленение трёх периодов:

    Также иногда используется термин предэллинизм .

    Эллинистические государства

    Завоевания Александра Македонского распространили греческую культуру на Восток, но не привели к образованию мировой империи. На территории завоеванной Персидской империи образуются эллинистические государства во главе с диадохами и их потомками:

    • Государство Селевкидов центром сначала в Вавилоне, а потом в Антиохии.
    • Греко-Бактрийское царство отделилось от государства Селевкидов в III в. до н. э., центр которого находился на территории современного Афганистана .
    • Индо-греческое царство отделилось от Греко-Бактрийского царства во II в. до н. э., центр которого располагался на территории современного Пакистана .
    • Понтийское царство образовалось на территории современной северной Турции.
    • Пергамское царство также существовало на территории современной западной Турции.
    • Коммагенское царство отделилось от государства Селевкидов и располагалось на территории современной восточной Турции.
    • Эллинистический Египет образовался на территории Египта, во главе которого стали Птолемеи .
    • Ахейский союз существовал на территории современной Греции.
    • Боспорское царство существовало на территории восточного Крыма и восточного побережья Азовского моря, одно время входило в состав Понтийского царства .

    Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис , как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь , обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат , осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов , которые владели определенной автономией.

    По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения, в частности, континентальная Греция , в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселённости, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

    Культура эллинистического общества

    Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс изживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой общественной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов .

    Отмечают отход в III-II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие - с «суровой любовью к року» .

    Эллинизация Востока

    На протяжении III -I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, в то время как сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.

    Эллинизм: оценка в исторической науке

    Термин «Эллинизм» ввел в научный оборот в 30 гг. XX в. Й.Г. Дройзен Единой точки зрения на трактовку термина нет.

    1. Й.Г. Дройзен понимал эллинизм как процесс распространения греческой (эллинской) культуры среди стран и

    народов Средиземноморья.

    2 М Хэдас, Дж Стартон понимали под эллинизмом чисто культурный феномен, то есть считали равнозначными понятия эллинизм и эллинистическая культура.

    3 М Ростовцев считал эллинизмом период завоевания Востока греко- македонянами.

    4 М Хэммонд видит в эллинизме новый этап политической организации греческого и римского общества, так называемую федеральную демократию (Ахейская и Этолийская лиги).

    5 Ч.А Робинсон рассматривая через популярную в США теорию «консенсуса», считал эллинизм особым типом общества так называемым «братством народов».

    6 А.Б Ранович предлагал рассматривать эллинизм как этап в истории рабовладельческих отношений античного мира, период в истории Греции и стран Восточного Средиземноморья с походов А. Македонского (334-323 гг. до н.э.) до окончательного завоевания Востока Римом (30 г. до н.э.).

    7 К К Зельин рассматривал эллинизм как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, характеризующееся синтезом греческих и восточных начал, и как качественно новый конкретно-исторический период в истории стран Восточного Средиземноморья.

    8 В И Кузишин дал следующее определение: эллинизм - насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих сходства в экономическом, социальном, политическом устройстве и культуре.

    Понятие «элчинизм », географические, хронологические рамки, периодизация, типы синтеза

    Эллинизм, по наиболее распространенной сейчас точке зрения, - это насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся отдельно, в единую систему государств. В результате создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и от собственно древневосточного общественного устройства и культуры. Это был синтез древнегреческой и древневосточной

    I цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

    Хронологические рамки эллинизма зависят от того, какую точку зрения на сущность данного явления разделять. Классической точкой зрения является выделение эллинизма с походов А. Македонского в 334 г. до н.э. до завоевания последнего эллинистического государства (Египет) римлянами в 30 г до н.э. То есть эллинизм длился около 300 лет.


    В рамках эллинистического этапа выделяют три периода:

    1) 334-281 гг до н.э. - образование империи А. Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г до н э - середина II в до н.э. - период зрелости эллинизма, создание социально-экономической структуры, государственности и культуры эллинизма; 3) середина II в. до н.э. - 30 г до н.э. - поздний эллинизм, разложение эллинистических государств, завоевание их Римом на Западе и Парфией на Востоке.

    Географические райки эллинизма также зависят от точки зрения на его сущность. В широком смысле - это все территории от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индии на востоке, от южных берегов Аральского моря на севере до первых порогов Нила на юге. В узком смысле - это территории Восточного Средиземноморья В состав эллинистического мира входили мелкие и крупные по территории государственные образования: территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток (Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая)). В рамках этой зоны можно выделить четыре региона, сходных по признакам как географического, так и исторического порядка, имеющих известную общность общественного и культурного развития:

    Синтез древнегреческих и древневосточных начал в каждом регионе эллинистического мира был неодинаковым по степени своей интенсивности и роли участвующих в нем элементов. Различная степень сочетания греческих и восточных начал зависела от конкретно-исторических особенностей существования тех или иных эллинистических обществ и государств В одних обществах превалировали греческие начала, в других - восточные, в третьих их соотношение было более или менее равномерным. В одних странах синтез охватил в большей степени общественные структуры, в других - политические учреждения, в третьих - сферу культуры и религии. Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни, производства, культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке. Этот регион рассматривается как район классического эллинизма. В Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и Причерноморье, то есть на территории собственно Древней Греции, напротив, синтеза не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на основе древнегреческой цивилизации. Тем не менее, эти регионы относят к эллинистическому миру по ряду причин: они входили в общую систему эллинистических государств как определенного социально-экономического, политического и культурного целого; эмигрировавшие из этих регионов эллины и македоняне как воины, администраторы, граждане греческих городов, основанных в разных частях эллинистического мира играли важную роль в жизни новых обществ и государств.

    Когда в истории человечества произошло тесное взаимодействие и взаимовлияние греческой и восточной цивилизаций.

    Эллинизм ‑ время, последовавшее вслед за походами греко-македонского войска во главе с Александром Македонским на Восток и открывшее новую эпоху в истории древнего мира - эллинистическую. Основные проблемы эллинистической цивилизации, просуществовавшей около трех веков, являются объектом пристального внимания многих историков-античников.

    Предпосылки эллинизма

    Не прекращаются упорные дискуссии о самой сущности эллинизма, его характере, хронологических и территориальных рамках этого исторического явления. Дело в том, что сложность понимания основных проблем эллинистической эпохи заключается в их двойственности, имеющей два корня - греко-македонский (западный) и восточный (местный). В связи с этим радикальным образом меняется система социальных, экономических, политических, международных и идеологических отношений различных народов ойкумены древнего мира. Эти отношения приобретают новые черты и особенности, нередко совершенно уникальные и неповторимые, в отличие от прежних, традиционно имевших более локальный и предсказуемый характер.

    Одной из предпосылок эллинизма был кризис и крушение классического греческого полиса IV в. до н.э. Полис был взорван изнутри внутренними противоречиями, и на смену ему пришла более широкая и мощная государственная форма - эллинистическая монархия. Бесконечные внешние войны между греческими полисами, соперничество между относительно слабыми (по сравнению с V в.) военно-политическими союзами материковой Греции мешали торговле, ослабляли их и не давали возможности объединенными силами прорвать персидский барьер и захватить богатства Востока. Когда же Филипп II силой оружия объединил Грецию, ему удалось положить конец внутренним и внешним войнам. Его сын, Александр Македонский, бросил силы Македонии и Греции на Восток. Греко-македонский поход на Восток помог разрушить этнические, социальные, экономические перегородки между народами всего Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и привел к созданию т.н. эллинистических государств, в течение почти трех веков определявших историю эллинов и многих древневосточных народов, ранее контролировавшихся царями Ахеменидской династии.

    Эллинизм как явление сформировался путем военной экспансии греко-македонцев во главе с Александром Македонским на Восток, на земли раздираемой внутренними противоречиями уже одряхлевшей Персидской державы Ахеменидов. В результате произошел насильственный захват, завоевание силой оружия огромных территорий с проживавшими там многочисленными народами, находившихся на разном уровне развития социально-экономических отношений, народами, различавшихся в языковом, этническом и культурном отношениях.

    Завоеванное население достаточно быстро впитало в себя многие достижения греческой цивилизации. Сами же пришельцы-завоеватели, носители иных экономических и культурных традиций, также оказались весьма восприимчивы к новациям во многих областях жизни местного населения. Все эти обстоятельства и стали благодатной почвой для формирования эллинизма и основных особенностей этого исторического явления в истории античного мира.

    Походы Александра Македонского

    Походы Александра Македонского позволили осуществить греко-македонскую колонизацию Востока, создали условия для распространения здесь рабовладельческих отношений классического типа, многих передовых достижений эллинского общества. Благодаря этому процессу начался интенсивный процесс слияния и взаимного обогащения культур многих народов, как Запада, так и Востока. Сложилась синкретическая эллинистическая культура, впитавшая в себя лучшие достижения как завоевателей, так и завоеванных. Именно она впоследствии стала фундаментом европейской и ближневосточной арабской культур.

    С другой стороны, греко-македонцы оказались под влиянием привычек и представлений местного населения в рамках сформировавшихся после походов Александра эллинистических государств. Этот синтез и взаимовлияние в области политики, экономики, международных, социальных и культурных отношений, в идеологии стал ведущей особенностью новой эпохи. При этом важно отметить, что на фоне активизации социально-экономических и политических процессов сформировалась новая система как внешних, так и внутренних международных отношений, в рамках которых традиционное право силы по-прежнему осталось основным элементом формирования межгосударственных и межрегиональных связей. Колонизация, как мирная, так и насильственная, формировала своеобразное отношение завоевателей к местному населению, определяла ряд новых форм складывавшегося общежития. В рамках этого процесса первичные условия жизни завоеванных народов не могли не определять уровень и характер контактов, а также степень взаимодействия с ними пришельцев в рамках международных и межэтнических отношений.

    Важно отметить, что эллинистический период является частью истории не только античности, но также и древнего Востока. Дело в том, что после походов Александра Македонского к древней Греции присоединились территории Ближнего (Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Египет, Вавилония) и Среднего Востока (Центральная Азия, часть Индии и восточная часть современного Ирана). Торговые связи (как внешние, так и внутренние) в рамках этого нового мира приобретают более регулярный и активный характер.

    Распад державы Александра Македонского

    Огромная держава Александра Македонского оказалась непрочной. После смерти ее создателя на ее развалинах силами наследников царя были созданы достаточно сильные на первых порах эллинистические государства, уже далекие от традиционного полисного типа. Полис хорошо подходил к греческому обществу узкого Эгейского бассейна в V - IV вв., выражал общее мнение мелких коллективов греков. Но эта форма совершенно не годилась для огромных территориальных государств эллинистической эпохи, выросших на базе древневосточных монархий. Только сильная централизованная монархия могла оградить интересы незначительного правящего меньшинства (сначала греко-македонского, а впоследствии туземного) на необъятных территориях Востока. В условиях ирригационного земледелия только такая монархия могла держать в покорности массы завоеванного населения, и то лишь при условии союза монархов с греками и македонцами, пришедших сюда в рядах армий Александра и диадохов. Завоеватели были организованы в полисные структуры нового, модифицированного типа, получившие в исследованиях ряда ученых определение «восточноэллинистический полис». Именно такая централизованная монархия (пример - держава Селевкидов) могла организовать сильную армию и флот, осуществлять контроль над местным населением, создать новые торговые пути и установить достаточно прочные связи с отдаленными уголками завоеванных территорий. При этом была создана и новая система международных отношений - как внутренних, так и внешних, система, отражавшая реалии тогдашнего времени.

    Во всей этой деятельности, как было сказано, царская власть привлекла надежных союзников - гражданские коллективы восточноэллинистических полисов, получившие от монарха землю в обмен на поставку в случае необходимости контингентов своих граждан-воинов в постоянную наемную армию царя, а также право эксплуатации и контроля местного завоеванного населения.

    В становлении и функционировании системы внешних международных отношений любой эллинистический монарх исходил из права решения насущных вопросов международных отношений с позиции силы. В эту систему периодически вовлекались различные союзники, цинично рассматриваемые эллинистическими монархами как временные. По достижению генеральных целей, от их услуг можно было отказаться, предоставив им право решать свои проблемы уже самостоятельно.

    Таким образом, за почти три столетия мировой истории были созданы огромные по территории и населению эллинистические государства с разветвленной экономикой развитого типа и продвинутыми социальными отношениями, а также синкретической культурой, включавшей в себя и эллинские, и восточные элементы. В новую систему межгосударственных и международных отношений эпохи эллинизма вошли также и более мелкие государства, различные союзы народов и городов, многие полисные структуры Балканского полуострова и Малой Азии.

    Понятие «эллинизм»

    Само понятие «эллинизм» было введено в историческую науку в 30-е годы XIX века крупным немецким историком И.Дройзеном. Для этого исследователя оно означало тот период истории античности, который начался вслед за походами Александра Македонского на Восток. Конец эллинистической эпохи, как считает ныне большинство исследователей, падает на 30 г. до н.э. Именно в этом году последнее крупное эллинистическое государство - Птолемеевский Египет, полностью теряет свою независимость и становится добычей агрессивной Римской державы. С точки зрения сущностного определения эллинизма, И.Дройзен считал, что под ним скрывается, прежде всего, культурное явление: «распространение греческого господства и образованности среди отживших культурных народов». Иначе говоря, с его точки зрения, это было время, когда в области культуры (в первую очередь религии) происходил процесс взаимодействия Греции и Востока.

    В течение достаточно длительного времени подобный подход оставался господствующим в антиковедении, причем указанный процесс рассматривался на фоне широкого распространения и почти исключительного влияния «передовой» эллинской культуры на сравнительно «отсталое» по своей сути культурное развитие народов Древнего Востока. В последнее время, однако, в зарубежной историографии появились и противоположные мнения. Некоторые ученые считают, что образовавшиеся после походов Александра эллинистические государства по сути своей остались древневосточными и новации эллинистической эпохи ничего в них не изменили.

    В отечественном антиковедении проблема сущности эллинизма также пока не получила однозначного решения. В течение многих десятилетий наибольшим признанием пользовалась концепция, согласно которой эллинизм - это закономерный этап в развитии рабовладельческой формации (А.Б. Ранович , С.И. Ковалев). В начале 50-х годов прошлого века в отечественном антиковедении утверждается концепция сущности эллинизма, предложенная К.К.Зельиным. Согласно ей, эллинизм - это конкретно-историческое явление, родившееся в результате походов Александра Македонского и характеризующееся синтезом античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах. При этом подчеркивалось, что это сочетание происходило в конкретно-исторической обстановке, определившейся в результате греко-македонского завоевания.

    В последнее время ряд исследователей подвергают эту трактовку понятия «эллинизм» оказалась небезупречной. его вполне обоснованной критике. Прежде всего - являлись ли собственно Греция и Македония, породившие сам эллинизм, частями этого мира? Дело том, что ни в их социальной и в политической структурах ничего восточного проследить не удается, а так же в культурной сфере восточные черты практически не прослеживаются. С другой стороны, на территориях эллинистического мира, располагавшихся восточнее реки Евфрат, ожидаемый с точки зрения этой концепции, процесс активного культурного синтеза начинается лишь по завершению формальных хронологических рамок периода эллинизма.

    Что же касается хронологических рамок истории эллинизма, то, несмотря на ряд расхождений, большинство исследователей в целом солидарно в их определении. Это - время от походов Александра Македонского на Восток (последняя треть IV в. до н.э.) вплоть до 30 г. до н.э., когда последнее крупное эллинистическое государство - Птолемеевский Египет, полностью теряет свою независимость и становится добычей Рима.

    Три периода эллинизма

    В рамках этого почти трехвекового исторического отрезка времени обычно выделяют три основных периода. Первый из них включает в себя собственно восточные походы греко-македонского войска во главе с Александром, короткое существование его «мировой» державы и ее распад на ряд эллинистических царств во главе с бывшими сподвижниками македонского владыки (334 - 281 гг. до н.э.). С точки зрения анализа начала становления эллинизма, э то было время, заложившее основу этого исторического феномена. Консолидация новых государств на развалинах империи Александра Македонского, формирование и развитие межгосударственных связей различного характера происходит уже в следующий период эллинистической эпохи, характеризующийся расцветом эллинистической государственности, экономики и культуры (281 г. - сер. II в. до н.э.).

    Третий, заключительный период истории эллинизма, приходится на вт. пол. II в. до н.э. - 30 г. до н.э. Это было время угасания творческого потенциала эллинизма, появления на международной арене эллинистического региона новых сил в лице агрессивной Римской республики и Парфянского царства. Это - время кризиса и распада эллинистической государственности, формирования новой, биполярной системы международных отношений, пришедшей на смену многополярным международным связям эллинистического мира.

    Завершается эллинистическая эпоха в конце I в. до н.э. когда система эллинистических государств, уже испытывавших давление с запада со стороны Рима, а с востока - Парфянской державы, были ими завоеваны. С этих пор история регионов древней Греции и бывших эллинистических государств рассматривается уже в рамках истории древнеримской истории.

    Столь же неоднозначно трактуются территориальные границы эллинистического мира. Строго говоря, если следовать трактовке этого понятия, предложенного К.К.Зельиным, это все те территории, которые вошли в состав державы Александра Македонского. Однако в настоящее время очевидна тенденция к расширительному пониманию эллинистического мира, согласно которой в него включаются, например, Боспорское царство, некоторые части Малой Азии, Понтийское царство, Сицилийское царство Гиерона II и некоторые полисы Балканской Греции. Основанием для этого служит то обстоятельство, что они были греческими по своей структуре и цивилизации, не отличаясь в этом отношении от остального эллинистического мира. Некоторые исследователи идут еще дальше вплоть таких крайних утверждений о том, что эллинистическая история - это в сущности, всемирная история того времени, и территориальные рамки эллинизма охватывают рамки всей известной тогда ойкумены древности. Окончательное решение данной проблемы еще впереди.

    С.В. Новиков

    Рекомендуемая литература

    Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982.

    Биккерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.

    Гафуров Б.Г., Цибукидес Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

    Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.1-2. СПб, 1997.

    Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950.

    Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

    Левег П. Эллинистический мир. М., 1989.

    Хрестоматия по истории древнего мира