Как учить гиперактивных детей. Как правильно делать уроки с гиперактивным ребенком

В последнюю пятилетку диагноз «гиперактивность» стал чуть ли не модным, его «ставят» каждому четвёртому ребёнку «без суда и следствия». Крутится, бегает, не слушается? Значит гиперактивный! В этой статье рассмотрим, что такое СДВГ у детей , как воспитывать такого ребёнка и чем ему помочь во время обучения в школе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), это минимальная мозговая дисфункция, т.е. лёгкая недостаточность работы головного мозга, которая сглаживается к 14 годам. В худшем случае она остаётся и во взрослом возрасте, но человек уже может себя контролировать.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), это не медицинский диагноз, а только констатация того факта, что есть небольшие нарушения в работе головного мозга. Более того, даже сами учёные-медики разделились на тех, кто признаёт и на тех, кто не признаёт данную проблему.

Признающие существование данного синдрома врачи говорят о:

  • последствиях родовой травмы
  • дисбалансе в кровоснабжении мозга
  • нарушениях биохимического баланса в ЦНС.

Говоря простым языком — мозг новорожденного получил незначительные повреждения и часть участка мозга, ответственная за торможение просто не работает. А так как нервные клетки не восстанавливаются, то работу по торможению берут на себя здоровые клетки, между которыми со временем эти функции полностью перераспределяются.

Вот только этот процесс идёт годами, поэтому родителям надо набраться терпения и ждать того заветного подросткового периода. И тут сразу воодушевляющая новость — гиперактивные (ГА) дети становятся отличными подростками, помощниками и просто умницами, надо только подождать, и пока идёт процесс ожидания быть с ребёнком максимально открытыми и дружелюбными, ведь и он сам очень страдает от того, что всем мешает, не может усидеть на месте, что его постоянно все ругают.

Обычно, эта неприятность случается с мальчиками: на 5 мальчиков с синдромом ДВГ приходится лишь одна девочка.

Как проявляется гиперактивность

Проявляется гипердинамический синдром в затруднительной концентрации внимания, в чрезмерной активности и подвижности на фоне своих сверстников. Ребёнок очень любопытен, но вся эта любопытность слишком поверхностна. Например, ребёнок читает книжку, после двух слов начинает её листать, а через минуту и вовсе бросает чтение и начинает складывать кубики, но только поставит пару кубиков, то сразу же бежит рисовать, и так по кругу. Для деток с СДВГ практически невыполнима задача по аккуратному разукрашиванию, сбору мозайки, вышиванию, бисероплетению.

Попросите ребёнка просто посидеть на стуле на протяжении 3 минут. Положив руки на колени и не разговаривая. Такая задача и обычному малышу трудна, а для ГА так и просто невыполнима. СДВГшники уже через несколько секунд начнут болтать ногами, перебирать пальцами складки одежды, крутить головой — это и есть отсутствие внимания и концентрации. Вы хоть с ремнём над ним стойте, но не сможет такой ребёнок спокойно высидеть на стуле ни под страхом порки, ни за килограмм конфет.

Для учителей тетради ГА школьников это просто их личный педагогический кошмар — множественные исправления, грязь, размазанные чернила, «пляшущие» на нескольких строчках буквы, сами тетради мятые, с загнутыми уголками — и это далеко не весь перечень, который можно найти в тетрадях у таких деток.

Как лечить гиперактивность

Данный диагноз может поставить только квалифицированный невролог в дуэте с психиатром. Только после проведения всех исследований и анализов. К сожалению, бывают такие недомедики, которые послушав рассказ уставшей мамочки о том, что ребёнок не может усидеть на месте, постоянно отвлекается и не слушается, сразу пишут в карте ММД (СДВГ, энцефалопатия, гипердинамический синдром и другие «прелестные» диагнозы). Только по результатам УЗИ, ЭЭГ, ЭХО-ЭС, томографии и сонографии консилиум врачей может делать выводы о наличии СДВГ.

Как уже было написано выше — это не медицинский диагноз, поэтому никакие психотропные препараты и транквилизаторы не помогут. Нет, их, конечно же, можно давать ребёнку, делая из него «овощ», но стоит ли так насиловать организм бедного малыша? Ведь эти препараты работают только при постоянном приёме, ставят этот «диагноз» года в 4, сглаживается он к 14 годам, т.е. «пичкать» малыша сильнейшими препаратами придётся несколько лет.

Каждый день на протяжении нескольких лет родитель может собственными руками превращать ребёнка в зависимого наркомана. Но витамины, мягко улучшающие мозговое кровоснабжение и курс массажа, проведённый специалистом, лишними не будут. Витамины и массаж, а не сильнодействующие успокоительные.

Только каждодневные педагогические усилия взрослых (родителей, воспитателей, учителей) могут помочь ребёнку улучшить его качество жизни. Каждый день. На протяжении нескольких лет. Не таблетки, а режим и любовь.

Как успокоить гиперактивного ребёнка

Слова «успокойся! Возьми себя в руки!» если и сработают, то на пару минут; школьник сможет максимум урок протянуть не отвлекаясь, а что дальше? А дальше нужно помочь нервной системе. Разгрузить её. Самая главная ошибка и родителей, и учителей это наказывать стоянием в углу или сидением на стуле в стороне. Этим наказать невозможно, выше уже говорилось о том, что ГА ребёнок не сможет и минуты просидеть спокойно, во время этого «наказания» нервная система испытывает сверхнагрузки.

Давайте посмотрим, как успокоить гиперактивного ребёнка, советы, приведённые ниже, облегчат жизнь и родителям и самому ребёнку:

  • если малыш шумит, бегает и никак не реагирует на слова взрослых, то надо ребёнка поймать, обнять, и, смотря в глаза повторить просьбу. Говорить спокойным и требовательным голосом одновременно.
  • отвлеките малыша вопросом как мычат коровы, как машут крыльями бабочки и т.д., т.е. «переключите» его на что-то другое.
  • школьника попросите рассказать таблицу умножения, правила по русскому или недавно выученное стихотворение.
  • как это не парадоксально прозвучит, но успокоить гиперактивного ребёнка поможет физнагрузка — пусть отжимается, приседает, прыгает через скакалку.

Так избыток энергии перейдёт «в нужное русло».
— вместе с ребёнком придумайте, где у него находится кнопка «выкл.» (на носу, локте, спине), и как только малыш начинает всё крушить вокруг, «выключайте» его.
— бегает и шумит — дайте ему бумагу и карандаши, и попросите нарисовать свою собственную сказку (или пластилин и пусть лепит слона).
— поиграйте в «тишину»: правила просты — кто тише всех скажет слово «тишина».

Как помочь гиперактивному ребёнку?

Если это школьник, то объясните простыми словами, что с ним происходит, что мозг его постепенно научится контролировать все ситуации, а пока надо максимально этому способствовать.

Каждую, абсолютно каждую ситуацию, за которую его ругали взрослые необходимо с ребёнком разбирать. Что он сделал не так, как правильней было поступить, и что делать, если ситуация повторится.

Как помочь гиперактивному ребёнку учиться? Здесь поможет только режим. Строгий режим, который вместе с ребёнком был прописан на ватмане, висящем на стене в детской. Где по минутам расписан весь день. Не должно быть никаких отступлений, и очень скоро ребёнок сам будет ему неукоснительно следовать. Режим дня особенно поможет первоклашке, для его строго выполнения, обычно, хватает месяца постоянно контроля со стороны взрослого.

Для того чтобы разобраться как обучать гиперактивного ребёнка, следует вспомнить о «переключении»: разобрали новую тему — поиграли в догонялки, написали несколько примеров — попрыгали через скакалку и т.д. Ребёнка с СДВГ невозможно самостоятельно, особенно в начальной школе, здесь необходим постоянный контроль со стороны взрослых. Весь первый класс уроки необходимо делать вместе, далее вполне достаточно просто присутствовать в комнате, где ребёнок учится.

Как общаться с гиперактивным ребёнком?

  • ребёнку всегда интересно всё новое — придумайте героя, похожего на него, и пусть ребёнок сам (но под контролем взрослых) учит своего нового вымышленного друга.
  • не кричите и не бейте малыша, от этого он ещё больше возбудится. Говорите всегда спокойно и уверенно.
  • наказывайте физическими нагрузками. 20 приседаний, 10 отжиманий, и другие нагрузки, выполнение которых не так-то и приятно, благотворно воздействуют на торможение ЦНС.
  • хвалите и поощряйте ребёнка. Это и обычным детям важно, а для гиперактивных просто необходимость.
  • перед выполнением любого задания давайте ребёнку чёткие инструкции.

— выполнять несколько дел одновременно ребёнок просто не может, поэтому пусть он внимательно слушает, но ёрзает на стуле и грызёт ручку, не обращайте на это внимание, иначе всё его внимание переключится на то, чтобы спокойно сидеть, но внимательно слушать он уже не сможет.

Просто, если быть с ним «заодно», вовремя переключать его с одного занятия на другое, не запрещать, а контролировать, и строго следовать режиму. Но самое главное в воспитании любого ребёнка — это бесконечная родительская любовь, доверие и взаимопонимание. Любите своих детей, и они будут любить вас в 10 раз сильнее!

Школа - враг гиперактивных детей, ведь там нужно быть внимательным и сосредоточенным. Без концентрации и умения доводить начатое до конца успеваемость гиперактивного ученика будет оставлять желать лучшего.

Гиперактивность - бич младшеклассников . Их ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, из-за чего нагрузка на мозг многократно возрастает.

Систематичность, длительность, повторение - все то, без чего сложно представить себе обучение никак не стыкуется с гиперактивным ребенком. Что делать в таком случае родителям?

Признаки гиперактивности

Как понять, гиперактивен ли ваш ребенок? Ответьте «да» или «нет» на 10 вопросов нашего теста:

  1. Ребенок постоянно шевелит кистями и стопами?
  2. Не может спокойно посидеть на месте даже минуту?
  3. С трудом дожидается своей очереди в игре?
  4. Отвечает на вопросы быстро, не дослушав до конца?
  5. С трудом выполняет предложенные задания?
  6. С трудом переключает внимание с одного занятия на другое?
  7. Его игры или рисунки часто остаются незавершенными?
  8. Много болтает, мешает другим, вмешивается во все разговоры?
  9. Не умеет играть сам, тихо и спокойно?
  10. Часто совершает импульсивные действия, не задумываясь о последствиях?

Если у вас 8-10 ответов «да», ваш ребенок склонен к гиперактивному поведению.

И вы не одиноки. По данным статистики, среди детей в возрасте от 5 до 11 лет гиперактивных больше 25%, причем мальчики страдают в два раза чаще девочек.

Психолог Елена Фролова рассказывает: «Причин, почему на гиперактивность своих чад чаще жалуются родители мальчиков, чем девочек, несколько. Мозг плода мужского пола более раним к различным патологиям беременности и родов. У психики девочек лучше развиты компенсаторные функции, а также они более эмоциональны и послушны. Например, девочке легче устроить истерику, и она уже получает разрядку, а в этой ситуации мальчик - начинает много говорить, сходить с ума и бегать по потолку».

Какие проблемы в школе

Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они не слышат, часто что-то теряют, забывают.

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-40 минут для них - непосильная задача. 15, максимум 20 минут - и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности.

Как помочь гиперактивному ребенку

Запастись терпением . Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, требующая внимания и длительной работы со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов. Посещайте разных смециалистов, спрашивайте несколько мнений, ищите альтернативы, собирайте опыт.

Забыть слово «нет ». Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи - сколько еще ему предстоит выслушать? Не формулируйте приказы - озвучивайте предложения. И подключайте выдумку. Ваши новые фразы-выручалочки: «Давай будем ходить как кошечки», «Давай минутку послушаем, что нам говорит тишина», «Давай попробуем договориться с ручкой». Если запрет жизненно необходим, старайтесь подать его с позитивной стороны, не говорите «не ходи по лужам», предложите «выйди на асфальт».

Найти свою схему . В семье, где , важно избегать крайностей. Не должно быть вседозволенности и равнодушия, но и требовать от такого ребенка беспрекословного подчинения, соблюдения правил и запугивать карающими санкциями - бессмысленно. Категоричность, упреки, одергивание не пойдут ему на пользу. Вырабатывайте свою тактику, схему, стратегию, ищите ее путем проб и ошибок.

Искать дзен . В школе и дома ребенку пригодится опыт овладения своими эмоциями. Учите маленького человека самоконтролю, шаг за шагом показывайте, как можно сгладить нахлынувшие чувства. Лучший пример - собственный, поэтому сдерживайте свои бурные аффекты, особенно в сторону ребенка. Вместе учитесь переключать внимание, менять направление деятельности и мысли, изучайте дыхательные практики, ходите на восточные единоборства.

Оказывать поддержку . Если бы вы знали, как много значат для гиперактивного ребенка слова «я тебя понимаю»! Ему просто необходима поддержка взрослых. Ему и так неуютно и беспокойно внутри себя, а тут еще вы со своими нотациями. Искренне пытайтесь понять ребенка, поддерживайте его попытки самоконтроля, хвалите за сдержанность и хорошее поведение.

Обнимать. . Никто так не нуждается в обнимашках, как гиперактивные дети. Они могут затихать в ваших руках, вырываться или елозить на коленях, но им просто необходимо ощущать физический контакт с близким человеком. Обнимите ребенка и спокойно поглаживайте его по спинке, словно успокаивая. Чем чаще вы будете проводить такое простое упражнение, тем лучше. Умеете делать массаж? Замечательно, приступайте, не раздумывая, только помните, ваша цель - расслабление ребенка.

Быть кратким. Гиперактивному ребенку задачи нужно обозначать четко, короткими предложениями, без длинных формулировок. В домашних заданиях выделяйте самые важные слова яркими фломастерами, одно слово ребенку будет легче запомнить.

Соблюдать очередность . Если вы скажете «допиши в тетради, помой руки и приходи ужинать», гиперактивному ребенку будет сложно сосредоточиться и удержать во внимании сразу три задачи. Поэтому ставьте задания по очереди. Выполнил одно - начинаем следующее.

Помнить о распорядке дня . Да, гиперактивному ребенку сложно придерживаться каких-то рамок. Но понимать, что после обеда ему нужно будет сделать уроки, а после уроков - собрать портфель - необходимо. Не нужно зацикливаться на минутах, важно соблюдать очередность действий. О том, что ребенку предстоит предупреждайте его заранее: «Мы сейчас досмотрим мультик и пойдем делать уроки». Следить за сроками - ваша задача, не перекладывайте ее на ребенка. В качестве помощника отлично работает календарь, на котором помимо расписания дня можно отмечать какие-то цели и планы на неделю, месяц, год.

Убрать отвлекалки . Ребенок делает уроки? Выключите радио, телевизор, уберите со стола все отвлекающие предметы. Гиперактивному ребенку чтобы сосредоточиться необходимо сделать над собой нечеловеческие усилия. Помогайте ему в этом - убирайте все, что может его отвлечь. Даже цвет стен, мебели, текстиля, одежды выбирайте успокаивающий, не раздражающий.

Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это - в ваших руках!

«Сиди тихо!» или просто «Сядь!» «Не вертись!», «Не отвлекайся!», «Не шуми!» - сколько таких замечаний за школьный день слышит обыкновенный активный школьник, а уж гиперактивный и того больше… Для ребёнка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ) в процессе обучения основной проблемой может стать именно постоянные замечания со стороны учителя, а дома ещё и родные совсем не рады замечаниям в его дневнике…

Вот и получается, что учёба превращается в зло, которое портит отношения с любимыми мамой и папой, а поскольку от этой учёбы никуда не деться, то зло это неизбежно… Вы бы с удовольствием ходили на работу, где трудно, всё непонятно и постоянно ругают??? Здесь хочется вспомнить пословицу: «Даже ребёнок может привести лошадь к водопою, но и сто мужчин не заставят её пить, если она не испытывает жажду»…

Так и с обучением – теряется мотивация, желание и смысл учёбы, из-за негативных оценок снижается самооценка и повышается тревожность и агрессия. Что же делать? Облегчить школьную жизнь своему гиперактивному потомку могут родители, помогая ему справиться с домашним заданием. Конечно, в обучении такого ребенка есть определенные тонкости. Речь – очень энергоемкая функциональная система. Если мама знает, что ребенок слабенький, что у него есть проблемы, например, с вниманием, усидчивостью, речью, – не стоит ему устраивать лишние стрессовые воздействия. Когда в школе начинается второй язык, у ребенка появляются дополнительные сложности, которые могут проявиться вовсе не в оценках по новому предмету: вдруг ухудшается успеваемость, ребенок начинает делать больше ошибок в других предметах – а родители и учителя этого могут и не заметить.

Ребенку просто не хватает энергии на все сразу! К детям надо относиться бережно. Собственное тщеславие стоит соотнести со здоровьем ребенка: потянет он или нет. Если ребенок говорит "не пойду на английский, не хочу и не буду им заниматься" – к этому стоит прислушаться: у него нет на это сил!

Если ребенок начинает отказываться от занятий, начинает болеть, не хочет идти в школу – это значит, что он не просто не хочет: он не может. К сожалению, сейчас болезнь – единственная легальная возможность для ребенка отдохнуть от перегрузок. Если ребенок начинает этой возможностью активно пользоваться, значит, надо пересмотреть его режим работы.

Как не банально это звучит, такому ребёнку очень важен режим , то есть чёткое расписание, которое соблюдается изо дня в день. Это даёт ребёнку ощущение стабильности, уверенности, а его нервной системе – возможность набирать ресурс для следующего трудового дня. Замечательно будет, если Вы составите ваш режим вместе, всей семьёй, постаравшись выслушать мнение каждого. Утром – хотя бы контрастное умывание, массаж ушек и растирание ладошек, после школьных занятий – прогулка на свежем воздухе и чаще проветривайте помещение – нервная система нуждается в большое количестве кислорода!!!

читайте также:

Болезнь с характером: Часть 2. (язва желудка и 12перстной кишки, нейродермит и псориаз) Психосоматика болезней ЖКТ, язв желудка и кишечника, кожных заболеваний. Психологические портреты людей, страдающих от этих заболеваний

Ребенок не говорит - задержка развития речи или спектр аутизма? Как родителям заметить признаки расстройства аутистического спектра у ребенка 2,5 - 4 лет. Диагностика аутизма. Нарушение коммуникации у ребенка.

Так как такие дети часто очень не внимательны, поначалу всю роль организующего звена взрослый берёт на себя, и по мере обучения ребёнка постепенно «передаёт» ему ответственность за собственные действия. Так, например, собираемся вечером в школу – «А что ты завтра наденешь? А куда это нужно положить, что бы утром можно было быстро найти? А какие завтра у тебя уроки (смотрим в дневник и проговариваем все свои действия – берём такую-то тетрадь, такой-то учебник) и т.д.» Непосредственно выполнение домашних заданий делим на несколько подходов – сначала Вы оцениваете, сколько всего задано и делите это на части приблизительно по 10-15 минут и такие же перерывы. Причём во время перерыва ребёнок не бежит смотреть телевизор или играть на компьютере, а совместно с вами может делать небольшую зарядку (потянуться вверх, в стороны, сделать мягкие круговые вращения головой, поднять и опустить плечи, пройтись на руках (Вы держите за ноги) по комнате), рассказать Вам о прошедшем школьном дне, показать рисунки-поделки, помечтать о выходных и т.д.

Интервалы выполнения уроков можно изменять, судя по состоянию ребёнка – устал, начал больше ерзать и отвлекаться – сделали перерыв, сидит спокойно, без напряжения – продолжаем заниматься. Когда устанет – обязательно похвалим, что писал палочки не 10, а целых 11минут!!!

Кстати о похвале – искренняя похвала ребёнка необходима ему как витамины! Причём желательно, чтобы она была конструктивной – такой никогда не бывает много. Это когда хвалишь не просто так, а обязательно указать за что – «Отличная вот эта палочка у буквы», «В этом месте очень аккуратно», «Сегодня – гораздо быстрее, чем вчера», «Ты очень старался, выучил целый стих!!!». И пусть пока стих состоит из четырёх коротеньких строчек, а Вам пришлось тоже очень постараться, чтобы отыскать более-менее «приличное» место в его каше из закорючек – похвалите его сегодняшнего, как он вырос по сравнению с позавчера!!!

Покажите ребёнку, что он растёт, развивается и Вы замечаете и цените его старания – ещё на прошлой неделе все цифры три были написаны зеркально, а сейчас попадаются и правильные! Любить – просто так, разного, просто за то, что он есть, но хвалить – по существу. Тогда и меньше надобности у ребёнка привлекать внимание взрослых «плохом» поведением, ведь и так родители видят и ценят его старания!!!

А ещё игры – благодаря эмоциональному вовлечению ребёнок лучше усвоит материал. Например, состав слова поможет учить «Балда» (Виселица); катая друг другу по полу небольшой мячик, называем слова на какую-то определённую букву, игра в рифмы – весёлые-смешные записываем на память в тетрадку. Очень полезная игра «чёрное и белое не покупать, да и нет не говорить» - в игровой форме учит ребёнка контролировать себя, развивает внимание. Хороши подвижные игры – «Прятки», «Замри-отомри» (после одного хлопка бегаем, после двух – замираем). Игр должно быть много, разных – сначала попробовать, подойдёт – не подойдёт, понравилась – играем, нет – предложим через месяц.

Помните картину «Опять двойка»? Если дома ребёнка ждут глаза родных, полные упрёка, вряд ли ему захочется идти в эту школу. И ещё – дорогие родители, вспомните, пожалуйста, зачем Вы ходили в школу в первом классе, что Вам там нравилось, а что нет, что мешало и что помогло Вам учиться… Вполне возможно, что это поможет Вам лучше понять те сложности, которые встречаются на пути Вашего ребёнка. Удачи Вам!!!

Дата публикации

Гиперактивные дети особенно трудны для педагога, так как постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если учитель понимает причины неправильного поведения, не считают его сознательным злоумышленником, у них больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь такому ребенку. Ведь гиперактивный ребенок нуждается в том, чтобы к нему относились так же, как и ко всем остальным детям, понимая при этом его специфические трудности и создавая условия для их преодоления.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) – основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в школьном возрасте. Оно проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью (необдуманностью) поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими

Помните, что этот ребёнок не может вести себя иначе. Он переживает, что не такой, как все. Он страдает, что его не понимают. Он нуждается во внимании и любви. С ним трудно, но каждый маленький шаг вперёд – это ваша с ним победа.

Тренировка навыков воспитания детей с ГРДВ

  • 1 метод – использование системы символов или очков для немедленного вознаграждения хорошего поведения или работы
  • 2 метод – использование «тайм - аута» или временной изоляции, когда ребенок становится слишком непослушным, плохо ведет себя или вышел из под контроля (например, посадить в кресло, повёрнутое к стене)
  • 3 метод – система поощрений и наказаний – помощь ребенку в том, чтобы он научился контролировать и выбирать желаемые формы своего поведения (и поощрение и наказание можно обговорить с ребёнком)

4 метод – родителям следует научиться изменять повседневные ситуации таким образом, чтобы давать гиперактивному ребенку возможность улучшить свое поведение и достичь успехов

Как изменить поведение ребёнка

  • Помогите ребенку найти возможности выделиться за счет своих достоинств
  • Помогайте окружающим понять ребенка
  • Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой
  • Консультируйтесь со специалистами
  • Убедитесь, что ребенок понимает ваши указания
  • Помогайте ребенку организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время
  • Поощряйте за все виды деятельности, требующие концентрации внимания: развивающие игры, чтение и др.
  • Ограничивайте выбор, но не навязывайте его
  • Оберегайте ребенка от переутомления
  • Научите ребенка устанавливать «тихие перерывы»

Школьнику для поддержания навыков планирования

  • Прививайте навыки ведения дневника, следите за регулярностью его заполнения
  • Научите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний, конспектов

Для улучшения навыков организации

  • Выделите время в течение школьного дня для наведения порядка в столе (шкафу) и портфеле ученика
  • Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, приведите в систему домашние обязанности
  • Проводите регулярные проверки самостоятельной работы.

Для улучшения последовательности

  • Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения(это может быть время: работаем 15 мин, 5 мин отдыхаем, выполнил задание до конца, идёшь играть с друзьями…)
  • Обеспечьте возможности для самокоррекции (если ты находишь сам ошибку, то ты получишь поощрение)
  • Допускайте опоздание с завершением работы
  • За частично выполненную работу давайте частичное поощрение

Для улучшения самоконтроля

  • Заранее готовьте ученика к переходу от одной деятельности к другой (сначала мы выполним самое сложное, потом отдохнём и перейдём к другому заданию)
  • Демонстрируйте правила
  • Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения
  • Четко обсудите результаты действий
  • Используйте активность в качестве награды
  • Обеспечьте больше надзора

Для улучшения ВНИМАНИЯ

при проблемах с началом выполнения заданий

  • Повторите указания
  • Улучшите структурирование задания
  • Используйте выделение или цветовую маркировку для указаний и других важных элементов работы
  • Научите ученика навыкам выделения ключевых слов
  • Суммируйте основную информацию
  • Делайте визуальные пометки

При проблемах с продолжением выполнения и

завершением заданий

Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания

Разделите большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов

Сократите все предлагаемые задания

Чаще обращайтесь к ученикам

Адаптируйте учебный план и инструкции

  • Обеспечивайте гиперактивному ученику наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции
  • Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности
  • Планируйте уроки так, чтобы ученики могли активно в них участвовать, в том числе вставать, выходить к доске, двигаться на своих местах
  • Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении
  • Спорьте, но не подавляйте
  • Варьируйте способы оценки успешности обучения в соответствии с учебным стилем ребенка и его сильными качествами
  • Ставьте гиперактивного ребенка в пару с приятелем или одноклассником, который является образцовым учеником
  • Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью
  • Структурируйте задания
  • Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы
  • Обеспечьте частые и регулярные перерывы в расписании занятий
  • Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка
  • Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью одноклассников

Помните: Не помогать человеку справиться с его проблемами – это то же самое, что создавать ему трудности.

Воспитывать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) очень сложно, так как необходимо использовать другие воспитательные методы, которые не подходят для остальных детей. В противном случае существует риск чрезмерно оправдывать поведение ребенка или стать излишне суровым воспитателем. Очень важно найти золотую середину между двумя крайностями. Эксперты подтверждают, что приучать детей с СДВГ к дисциплине - крайне непростая задача. Тем не менее всем родителям, опекунам, учителям и другим лицам, причастным к воспитанию детей с СДВГ, следует запастись терпением и действовать системно.

Шаги

Часть 1

Системность и заведенный порядок

    Обеспечьте заведенный порядок и системность для важных потребностей. Детям с СДВГ сложно строить планы, продумывать порядок действий, рационально использовать время и использовать другие повседневные навыки. В повседневной жизни семьи просто необходима структурированная система организации. Иными словами, заведенный порядок избавит от необходимости различных дисциплинарных мер, поскольку ребенок будет лучше себя вести.

    • Многие действия ребенка могут быть обусловлены недостатком организационных навыков и его неспособностью влиять на ситуацию. Семья должна обеспечить малышу строгий порядок и систему выполнения действий, а также понимать, что ребенку может потребоваться помощь и терпение со стороны окружающих. В то же время не следует применять к ребенку заниженные ожидания.
    • Системность важна в таких занятиях, как утренние сборы, домашняя работа, время сна, а также видеоигры.
    • Ваши требования и ожидания должны быть четкими . «Убери в комнате» - это слишком неясная просьба, поэтому ребенок с СДВГ может растеряться. Он банально не будет знать, с чего следует начинать и что нужно сделать. Лучше разделить задачу на короткие и четки задания: «Собери свои игрушки», «Пропылесось ковер», «Убери в клетке у хомячка», «Развесь одежду на плечики и убери в шкаф».
  1. Установите четкий порядок и правила. В семье должны действовать четкие правила и ожидания друг от друга. Дети с СДВГ редко понимают намеки. Четко озвучивайте свои пожелания и задания для ребенка на каждый день.

    Разделяйте большие задания на меньшие задачи. Родителям необходимо понять, что нехватка организационных навыков у детей с СДВГ часто вызвана ошеломлением от количества наглядной информации. Именно по этой причине большие задания вроде уборки комнаты или разборки постиранной одежды следует разделять на меньшие последовательные задачи.

    Придумайте систему организации. Заведенный порядок позволит сформировать привычку на всю жизнь, но для порядка требуется грамотная система организации. Помогите ребенку организовать свою комнату. Ребенка с СДВГ легко обескуражить, поскольку он замечает все детали сразу, так что наличие множества категорий личных вещей поможет ребенку совладать с обилием внешних стимулов.

    Привлекайте внимание ребенка. Перед сообщением просьб, требований или указаний следует убедиться, что ребенок обратил на вас внимание. Если он не «включился» в разговор, то просьба не будет выполнена. Когда ребенок приступил к делу, не отвлекайте его внимание разговорами и дополнительными указаниями.

    • Убедитесь, что ребенок поддерживает зрительный контакт с вами. Это еще не полная гарантия внимания, но так ваши шансы возрастают.
    • Ребенок может «фильтровать» вашу злость, разочарование и другие негативные обращения. Все дело в защитном механизме. Ребенок с СДВГ часто видит разочарование при общении, поэтому у него возникает страх услышать критику за нюансы, которые он не способен контролировать. Крики далеко не всегда помогут привлечь внимание ребенка.
    • Дети с СДВГ обычно хорошо реагируют на неожиданное и необычное веселье. Лучше бросить мяч, чтобы привлечь внимание ребенка, особенно если до просьбы немного поиграть с малышом. Слова «Тук-тук?» и последующая шутка также могут подействовать, как и хлопки или вопрос-ответ. Такие игровые приемы обычно помогают «достучаться».
    • Ребенку с СДВГ трудно сосредоточиться, поэтому если ему удалось это сделать, то вам лучше не отвлекать и не перебивать малыша.
  2. Поощряйте физическую активность. Дети с СДВГ лучше справляются с задачами, когда активно задействуют все тело. Физическая активность позволяет им получить необходимый стимул для мозга.

    • Детям с СДВГ следует заниматься физкультурой не реже 3–4 раз в неделю. Лучшим решением станут боевые искусства, плавание, танцы, гимнастика и другие виды спорта, которые включают много движений.
    • Также можно добавлять физические нагрузки в дни, свободные от занятий спортом. Это могут быть качели, велосипед и другие игры в парке.

    Часть 2

    Позитивный подход
    1. Задействуйте положительные отзывы. Начните с материальных наград (наклейки, леденцы или безделушки) за успешные действия. Со временем начните постепенно переходить на единичные случаи похвалы («отлично справился!» или объятия), но не забывайте положительно отзываться о делах, даже когда у ребенка сформируются полезные привычки, которые приведут к постоянным успехам.

      • Радость от выполненного дела - важный способ уйти от необходимости наказывать ребенка.
      • Не скупитесь на похвалу и награды. Детям с СДВГ требуется много положительных отзывов о своих делах. Небольшие, но частые награды будут эффективнее одной, но масштабной похвалы.
    2. Действуйте рационально. Говорите негромким и твердым голосом, если нужно призвать ребенка к дисциплине. Указания должны быть максимально короткими и произносить их нужно ровным, твердым голосом. Чем больше вы скажете, тем меньше запомнит ваш ребенок.

      Обращайте внимание на недопустимое поведение. Ребенка с СДВГ следует дисциплинировать больше обычного, а не меньше. Вероятно, у вас будет возникать желание простить выходку из-за СДВГ, но это лишь повысит вероятность непослушания в будущем.

      • Как это часто происходит, если игнорировать проблему, то она лишь увеличится. Лучше решать проблему с плохим поведением еще при первом проявлении и незамедлительно. Так, наказание должно следовать сразу за проступком, чтобы ребенок мог установить связь между поведением и вашей реакцией. Со временем он начнет понимать, какие поступки приводят к последствиям и не будет (следует надеяться) повторять своих ошибок.
      • Дети с СДВГ импульсивны и часто не учитывают последствия своих действий. Часто они просто не понимают, что совершили что-то плохое. Суть в том, что отсутствие наказания только усугубит проблему. Взрослые должно помочь ребенку научиться видеть и понимать характер недопустимых поступков и возможные последствия таких действий.
      • Примите тот факт, что ребенку с СДВГ просто необходимо больше практики, терпения и советов родителей. Если сравнивать его с «обычным» ребенком, то вас ждет сильное разочарование. Вам потребуется вкладывать больше времени, сил и смекалки, чтобы приучить ребенка к дисциплине. Перестаньте сравнивать его с другими «послушными» детьми. Это очень важно для позитивного (а значит продуктивного) взаимодействия и результатов.
    3. Используйте положительную мотивацию. В случае с детьми с СДВГ нужно чаще хвалить ребенка за хорошее поведение и реже наказывать за плохое. Лучше хвалите его за правильные решения, а не критикуйте за ошибки.

      Разработайте систему положительной мотивации. Существует много хитростей, позволяющих мотивировать ребенка вести себя хорошо. Очень часто пряник оказывается эффективнее кнута. Например, если ребенок успеет одеться и сесть за стол в указанное время, то сможет получить на завтрак блинчики, а не кашу. Право выбора - один из способов привить хорошее поведение при помощи позитивной мотивации.

      Придавайте своим наставлениям позитивный оттенок. Не просите ребенка прекратить вести себя плохо, а говорите, как именно нужно поступать. Обычно детям с СДВГ не удается сразу же понять, какими действиями нужно заменить плохое поведение, поэтому им трудно прекратить по наставлению родителей. Родители должны направлять ребенка, приводить примеры правильного поведения. К тому же ребенок не всегда четко слышит «нет» в ваших словах, поэтому может неверно толковать информацию. Например:

      Не акцентируйте внимание на плохом поведении. Внимание (хорошее или плохое) - это награда для ребенка с СДВГ. Следовательно, лучше уделять ему много внимания при хорошем поведении, но ограничивать внимание при баловстве, поскольку он воспринимает его как награду.

      • Например, если дочка встает с кроватки по ночам, чтобы поиграть, молча и уверенно уложите ребенка обратно в кровать без объятий и внимания. Забирайте игрушки, но не обсуждайте такие действия в моменты, когда ребенок будет рад вашему вниманию или готов вступить в спор. Если регулярно не поощрять плохое поведение, то со временем оно пройдет.
      • Если ребенок режет страницы книжки-раскраски, то заберите у него ножницы и книгу. Спокойных слов: «Резать нужно бумагу, а не книги», - будет вполне достаточно.

    Часть 3

    Последствия и последовательность
      • Представьте девочку, которая просит купить колу пять или шесть раз за три минуты, пока мама разговаривает по телефону, кормит грудного ребенка или готовит ужин. Иногда хочется (и проще) поддаться: «Хорошо, только оставь меня в покое!» Этим родитель показывает ребенку, что такая настойчивость приносит результат и дает реальную власть.
      • Дети с СДВГ не лучшим образом реагируют на разрешения. Таким мальчикам и девочкам нужны твердые и заботливые указания и ограничения. Долгие обсуждения сути и причин необходимости правил бесполезны. Поначалу некоторым родителям такой подход кажется неправильным, однако твердые и последовательные правила при заботливом отношении вовсе не жесткие и не жестокие.
    1. Воплощайте в жизнь последствия за проступки. Так, наказание должно быть последовательным, безотлагательным и действенным, а также отражать характер проступка.

      • Не отправляйте ребенка в спальню в качестве наказания. Большинство детей с СДВГ сразу же отвлекутся на игрушки и отлично проведут время в одиночестве, а ваше «наказание» превратится в награду. Вдобавок, при этом ребенок будет дистанцирован от своего проступка и не сможет понять связь между поступком и наказанием, чтобы не повторять действие в будущем.
      • Последствия должны быть безотлагательными. Например, если ребенок не реагирует на призыв поставить велосипед в гараж и зайди в дом, но продолжает кататься, то не говорите, что завтра он останется без велосипеда. Отсроченные последствия практически ничего не значат для ребенка с СДВГ, поскольку он живет «здесь и сейчас», а вчерашние события мало что значат сегодня. Таким образом, на следующий день ребенок не сможет понять, за что получил наказание. Нужно сейчас же забрать велосипед и сказать, что ребенок позже узнает, как он сможет заслужить его обратно.
    2. Будьте последовательны. Поведение детей будет улучшаться при последовательных реакциях родителей. Например, если вы используете систему очков, то поводы для прибавления и снятия баллов должны быть логичными и последовательными. Избегайте случайных решений, особенно в моменты гнева и плохого настроения. Ребенку необходимо время, опыт и правильная мотивация, чтобы научиться хорошо себя вести.

      Не позволяйте ребенку оспаривать ваши решения. Не устраивайте дискуссий о наказаниях и не проявляйте нерешительность. Ребенок должен понимать, что родители главные и точка.

      • Если вступать в споры или колебаться, то вы ненароком покажете, что воспринимаете ребенка как равного и он может одержать верх в споре. Следовательно, по мнению ребенка, есть смысл продолжать настаивать на своем и спорить с вами. Конечно, вы не перестанете быть родителем и ребенком после первого же спора или обсуждения, но твердость и последовательность принесет лучший результат в вопросах дисциплины.
      • Всегда давайте четкие указания и решительно требуйте выполнения.
    3. Создайте систему перерывов. Это позволяет ребенку успокоиться и потратить на это столько времени, сколько требуется. Вместо конфронтации и попыток показать свой гнев определите место, в котором ребенок должен будет постоять или посидеть, пока не успокоится и не будет готов обсудить проблему. Не читайте нотации, пока ребенок находится в таком месте. Дайте ему время и возможность прийти в себя. Подчеркивайте, что перерыв - это не наказание, а скорее возможность начать сначала.

      • Перерыв - эффективный дисциплинарный метод для ребенка с СДВГ. Его можно применять безотлагательно, чтобы ребенок увидел связь со своими действиями. Дети с СДВГ очень сильно не любят ничего не делать и молчать, поэтому такая реакция на плохое поведение будет весьма эффективной.
      • Используйте успокаивающие предметы. В случае с ребенком с СДВГ просьба посидеть спокойно может привести к отдаче - ребенок просто не справится с требованием. При этом наличие вещей, которые помогают ему успокоиться и сосредоточиться, станет катализатором «перезагрузки». Это может быть гимнастический мяч, антистрессовый кубик, паззл или мягкая игрушка.
    4. Учитесь предвосхищать проблемы и планировать наперед. Обсудите свои опасения с ребенком, чтобы вместе составить успешный план. Это особенно важно в случае баловства при посторонних людях. Вместе определите пряник (награды) и кнут (наказания) для конкретных ситуаций и скажите ребенку повторить план вслух.

      • Например, если вы отправляетесь ужинать в ресторан, наградой за хорошее поведение может стать возможность выбрать десерт, а наказанием - необходимость немедленно ложиться спать по возвращении домой. Если в ресторане ребенок начнет плохо себя вести, то мягкое напоминание («Что можно получить за хорошее поведение?») или более жесткое второе замечание («Ты сегодня хочешь рано лечь спать?») приведут ребенка в чувства.
    5. Умейте быстро прощать. Всегда напоминайте ребенку, что ваша любовь безусловна, но каждое действие имеет свои последствия.

    Часть 4

    Особенности детей с СДВГ

      Отличия детей с СДВГ. Дети с СДВГ могут действовать вызывающе, агрессивно, непокорно, крайне эмоционально, страстно, не соблюдать дисциплину и плохо сдерживать себя. Долгое время врачи полагали, что такие дети являются жертвами плохого воспитания, но в начале 20 века исследователи начали рассматривать человеческий мозг как причину СДВГ.

      Другие возможные причины плохого поведения. Родители ребенка с СДВГ могут столкнуться с другим проблемами, поскольку такой синдром может сопровождаться другими расстройствами и обстоятельствами.

    1. Не расстраивайтесь из-за того, что ребенок ведет себя «ненормально». Понятие нормы слишком размыто, а само представление о «нормальном поведении» относительно и субъективно. Помните, что СДВГ - это ограничение, а ребенку нужны дополнительные напоминания и вспомогательные решения. . Так же, как человеку с плохим зрением нужны очки, а человеку с плохим слухом необходим слуховой аппарат.

      • Ваш ребенок с СДВГ имеет собственную «норму». Это расстройство, с которым можно спокойно иметь дело и прожить счастливую здоровую жизнь!

    На что можно реально рассчитывать?

    • При использовании указанных стратегий поведение ребенка должно улучшиться (он будет реже устраивать истерики и охотнее выполнять мелкие поручения по вашей просьбе).
    • Следует уяснить, что такие стратегии не устранят действий, которые прямо связаны с диагнозом ребенка вроде невнимательности или избытка энергии.
    • Методом проб и ошибок попробуйте подобрать наиболее действенные стратегии поведения. Так, некоторые дети хорошо реагируют на перерывы.
    • Краеугольным камнем долгосрочного успеха ваших усилий станет прочный фундамент, который состоит из сострадания, понимания и прощения, ощутимой безусловной любовь к ребенку вопреки плохому поведению, убедительной мотивации соблюдать правила, наличия системности, которая учитывает особенности работы мозга ребенка, а также последовательных, безотлагательных и действенных наказаний за проступки.
    • Позволяйте ребенку свободно обращаться к вам в моменты, когда он обескуражен. Слушайте, но не пытайтесь найти решение. Запаситесь терпением. Иногда ребенку с СДВГ сложно объяснить свои чувства.
    • Если выбранный метод наказания не приносит результатов, то попробуйте нечто другое. Иногда полезно поговорить с ребенком о том, как вы могли бы помочь ему. Возможно, у него будет свое решение или подсказка для вас.
    • Часто непослушание вызвано чувством тревоги и бессилия, а не упрямством и бунтарством. Не забудьте показать ребенку, что вы хотите понять и помочь, а не просто командовать.
    • Спокойно обратитесь к ребенку и возьмите его за руку. Спросите: «Как у тебя дела в школе?»

    Источники

    1. Why Is My Child’s ADHD Not Better Yet? Recognizing The Undiagnosed Secondary Conditions That May Be Affecting Your Child’s Treatment by David Gottlieb, Thomas Shoaf, and Risa Graff (2006).
    2. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
    3. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    4. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
    5. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    6. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
    7. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    8. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    9. Organize Your ADD/ADHD Child: A Practical Guide For Parents by Cheryl R. Carter (2011).
    10. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005)
    11. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    12. Dr. Larry’s Silver’s Advice to Parents on ADHD by Larry N. Silver (1999).
    13. Dr. Larry’s Silver’s Advice to Parents on ADHD by Larry N. Silver (1999)