Как выполнять 28 задание егэ география. Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к егэ по географии
Последнее задание ЕГЭ по географии похоже на предыдущее – в нем тоже нужно решать небольшую задачу. Однако в этот раз она связана с определением не естественного прироста, а миграционного, поэтому расчетов будет несколько больше.
Допустим, что нам нужно узнать эту величину для 2013 года.
Алгоритм такой:
- вычитаем из численности постоянного населения в 2014 этот показатель для 2013;
- из получившегося числа вычитаем естественный прирост населения за 2013 год.
То, что получилось, и есть миграционный прирост населения.
На бланке ответов для данного задания должны быть записаны два действия и ответ. Если все это сделано верно – он оценивается в 2 балла. Если же присутствует только одно действие, либо при вычислении ответа допущена ошибка и он неверный, но два действия записаны и первое правильное – ставится 1 балл. Во всех других случаях баллы за 34 задание не начисляются.
Для успешного выполнения 34 номера ЕГЭ нужно, опять же, хорошо заполнить алгоритм его выполнения. В отличие от предыдущего, никакие промилле тут писать не надо, поэтому риск перепутать что-либо становится меньше. Главное – внимательно смотреть на год, для которого необходимо рассчитать показатель.
Разбор типовых вариантов задания №34 ЕГЭ по географии
Первый вариант задания
Опираясь на приведенные в таблице данные, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Белгородской области в 2015. Запишите решение.
Численность и естественный прирост населения в Белгородской области
Ответ выглядит так:
- 1 550 137 – 1 547 936 = 2201
- 2201 – (-3717) = 5918
Ответ: 5918.
Второй вариант задания
Используя данные нижеприведенной таблицы, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Республики Бурятия в 2015 году. Запишите необходимые вычисления.
Численность и естественный прирост населения в Республике Бурятия
Записываем ответ:
- 982 284 – 978 495 = 3789
- 3789 – 5795 = -2006
Ответ: -2006.
Третий вариант задания
Опираясь на приведенные в таблице показатели, рассчитайте величину миграционного прироста населения в Костромской области в 2013 году. В ответе также запишите все проведенные вычисления.
Численность и естественный прирост населения в Костромской области
Напишем ответ:
- 656 389 – 658 925 = -2536
- -2536 – (-2218) = -318
Ответ:-318.
Численность населения и его движение
В тридцать третьем задании ЕГЭ по географии нужно решать небольшую задачку, связанную с численностью населения и его естественным движением. Обычно в них просят определять показатель естественного прироста в промилле. Нужно помнить, что в данном задании это всегда делается по следующему алгоритму: делим показатель естественного прироста за год на среднегодовую численность населения и умножаем на тысячу. Ответ обычно округляется до десятых.
На бланке ответов обязательно надо записать не только получившуюся цифру, но и весь ход решения. Это влияет на то, какой балл будет получен за задание. Если приводится запись решения и получен верный ответ, ставится 2 балла, а если записи решения нет – 1. Очень важно не перепутать обозначение промилле ‰ с процентом % - если допустить такую ошибку, даже при наличии записи решения и верного числового значения ответа ставится всего 1 балл. Если допущена только ошибка в округлении, 1 балл за задание все равно ставится.
Этот номер ЕГЭ совсем не сложный – достаточно запомнить формулу и прорешать несколько тренировочных заданий. Главное – не перепутать знаки и внимательно смотреть, показатель какого года требуется рассчитывать.
Разбор типовых вариантов задания №32 ЕГЭ по географии
Первый вариант задания
Опираясь на данные, представленные в таблице, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Воронежской области в 2012 году. Запишите решение и округлите ответ до десятых.
Численность и естественный прирост населения в Воронежской области
Ответ должен выглядеть так:
- Решение: -11 081: 2 331 298 1000= -4,7531.
- При округлении получаем -4,7
Ответ: -4,7‰
Второй вариант задания
Используя данные приведенной ниже таблицы, рассчитайте показатель естественного прироста населения (в ‰) для Владимирской области в 2013 году. Запишите решение, ответ округлите до десятых.
Численность и естественный прирост населения во Владимирской области
Пишем ответ:
- Решение: -4131:1 417 531 1000= -2,9142
- Округляем до -2,9
Ответ: -2,9‰.
Третий вариант задания
Опираясь на данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Республики Карелия в 2014 году. Запишите вычисления, округлив ответ до десятых.
Численность и естественный прирост населения в Республике Карелия
Ответ выглядит таким образом:
- Решение: -1429/633 468 1000= -2,2558
- При округлении будет -2,3
Двадцать восьмое задание ЕГЭ по географии предполагает работу с картами и планами местности. В нем необходимо строить профиль рельефа местности по прямой АВ; на профиле также нужно обозначать условным знаком какой-либо объект, изображенный на карте.
Инструкция по построению профиля
Для того чтобы построить профиль, нужно начертить профильную линию, соединяющую точки А и В, и приложить к ней край листа бумаги, на котором необходимо отметить горизонтали, через которые проходит линия АВ. Отметки горизонталей нужно подписать (на карте указано, с каким интервалом они проведены, также дается значение одной горизонтали, поэтому подписать их совсем не трудно). Этот край листа нужно приложить к горизонтальной линии на бланке, где строится профиль. Нужно перенести сделанные отметки на него вот таким образом, проведя перпендикуляры к вертикальной линии в аналогичных значениях:
После этого получившиеся точки нужно соединить плавной кривой линией. Это и будет профиль рельефа. В данном задании важно учитывать масштаб: если, например, по масштабу карты в 1 см 100 м, а в нашем рисунке в 1 см должно быть 50 м, то расстояние между двумя соседними вертикалями мы будем отмечать в два раза больше. Часто просят отметить на профиле родник; как правило, он располагается между двумя соседними высотами – в таком случае их нужно соединить не прямой линией, а вогнутой.
Разбор типовых вариантов задания №28 ЕГЭ по географии
Первый вариант задания
Постройте профиль рельефа местности по линии АВ. Перенесите основу для его построения на бланк ответов 2, применяя горизонтальный масштаб 1 см = 50 м и вертикальный масштаб 1 см = 5 м. Знаком «Х» отметьте положение родника.
Готовый профиль для данного условия выглядит примерно так:
Длина горизонтальной линии – примерно 80 мм, расстояние от вертикали до родника – примерно 29 мм. Склон на участке 1 должен быть круче, чем на участке 2. Если все эти условия соблюдены и форма профиля схожа с эталоном – ученик получает 2 балла за это задание. Если же профиль схож с эталоном, но расстояние и крутизна склонов не совпадают с указанными параметрами – ставится 1 балл. В других случаях баллы за задание 28 не ставятся.
Среднее общее образование
География
ЕГЭ-2018 по географии: задание 1
Корпорация «Российский учебник» представляет разбор заданий ЕГЭ 2018 года по географии. В материале вы найдете подробный алгоритм решения 1 задания, ответы, а также комментарии по выполнению работы. Рекомендуем также посмотреть актуальную подборку материалов по географии, опубликованных ранее.Вниманию выпускников и абитуриентов предлагается новое учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по географии. Справочник содержит в полном объеме теоретический материал по курсу географии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами экзаменационных заданий с комментариями и ответами. Это поможет учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Практическая часть справочника включает задания для самопроверки, соответствующие формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к заданиям для самопроверки, которые помогут школьникам и абитуриентам объективно оценить уровень своих знаний и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.
Задание 1
(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.
В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.
1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.
2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства) вверх, т.к. широта северная.
Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.
Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.
3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем) вправо, т.к. долгота восточная.
Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.
Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.
4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).
Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.
2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.
3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.
4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).
Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).
Среднее общее образование
География
ЕГЭ-2018 по географии: разбираем самые трудные задания
Вашему вниманию мы предлагаем разбор наиболее трудных заданий из демоверсии ЕГЭ 2018 года по географии. Статья содержит подробный анализ заданий, алгоритм решений и рекомендации актуальных пособий для подготовки к ЕГЭ, а также подборку материалов по географии, опубликованных ранее.Задание 1
(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.
В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.
1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.
2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства) вверх, т.к. широта северная.
Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.
Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.
3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем) вправо, т.к. долгота восточная.
Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.
Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.
4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).
Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.
2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.
3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.
4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).
Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).
Задание 3
(«Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование»). max 2 балла
Для выполнения этого задания необходимо научиться отличать рациональное (грамотное, разумное, устойчивое) природопользование от нерационального. Некоторые примеры обоих видов приведены в таблице ниже. В конце оставлены несколько пустых строк, чтобы вы сами могли дополнить таблицу примерами рационального или нерационального природопользования, которые встретились вам в ходе подготовки.
Таблица «Основные виды природопользования»
Рациональное |
Нерациональное |
лесовосстановление |
осушение болот в верховьях рек |
оборотное водоснабжение |
вырубка деревьев в верховьях рек |
комплексное использование сырья |
создание терриконов |
полное извлечение сырья |
распашка целины |
рекультивация земель |
молевой сплав леса |
защитные лесополосы |
(продольная) распашка склонов |
расчистка леса от сухостоя, полей от валунов, русел рек от мусора и т.п. |
уплотнение почв (например, вследствие использования тяжёлой сельхозтехники) |
террасирование склонов |
сжигание попутного нефтяного газа |
капельный полив |
строительство ГЭС на равнинных реках |
перевод ТЭС с угля на природный газ |
|
использование вторичного сырья (металлы, макулатура) |
Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 124.
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается новое пособие для подготовки ЕГЭ, которое содержит 30 вариантов типовых экзаменационных работ по географии. 31-й вариант - контрольный. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.
Задание 8
(«Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения»). 1 балл.
В этом задании необходимо выбрать страну с наибольшей долей пожилых людей. Могут быть варианты, где просят найти страну с наименьшей долей пожилых или с наибольшей/наименьшей долей детей в структуре населения. Все эти вопросы базируются на одной закономерности: чем более экономически развита страна, тем в структуре её населения меньше доля детей и больше доля пожилых людей . Соответственно, выполнение данного задания сводится к выбору наиболее экономически развитой страны.
Выбор этот осложняется тем, что уровень экономического развития страны зависит не только от размера душевого ВВП, но и от ряда других факторов: структуры и степени диверсификации экономики, развитости социальной сферы и т.п. Приведённая ниже таблица поможет сравнить большинство стран мира по уровню эк. развития: он снижается от стран G7 к НЭС 1-й волны и далее от стран БРИКС к беднейшим странам Африки и Азии.
Таблица «Типология стран мира по уровню социально-экономического развития»
Страны мира |
|
экономически развитые |
развивающиеся |
страны Большой Семёрки (G7) США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония |
страны БРИКС (BRICS) Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР |
прочие развитые страны Европы Примеры: Испания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Чехия |
развивающиеся страны Европы Примеры: Беларусь, Сербия, Болгария, (Турция, Казахстан) |
НИС (новые индустриальные страны) 1-й волны т.н. «Азиатские тигры»: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (в наст. время провинция Китая) |
НИС (новые индустриальные страны) 2-й волны Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам |
СПК (страны переселенческого капитализма) Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Канада, ЮАР |
страны Латинской Америки (большинство) Примеры: Мексика, Аргентина, Чили |
НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 1-ой волны ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, Оман |
НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 2-й волны Примеры: Венесуэла, Алжир, Египет, Азербайджан, Нигерия |
бедные страны Африки и Азии (ВВП>1000 $/чел) Примеры: Кения, Пакистан, Монголия |
|
беднейшие страны Африки и Азии (ВВП<1000 $/чел) Примеры: Либерия, Конго, Эфиопия, Сомали, Афганистан |
Очевидно, приведённая схема сильно упрощена и имеет свои «несостыковки» (например, такие страны, как Канада, ЮАР, Венесуэла «попадают» сразу в несколько групп), но в целом она даёт представление о степени развития той или иной страны при относительно несложном запоминании.
Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 4.
(«Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства.»). 1 балл.
В этом задании необходимо каждой стране подобрать диаграмму, отражающую структуру занятости населения в ней. Для этого нужно приведённые в списке страны расположить в порядке убывания степени экономического развития (см. таблицу к заданию 8).
В наиболее экономически развитых странах с постиндустриальной экономикой ведущая отрасль экономики, в которой занята большая часть экономически активного населения, – это сфера услуг .
В наименее экономически развитых странах экономика аграрная и большая часть населения занята в сельском хозяйстве .
Большинство стран со средним уровнем экономического развития имеют индустриальную структуру экономики, и значительная часть населения в них занята в промышленности .
Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 213.
В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ по географии: краткие теоретические сведения по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Издание содержит теоретические сведения по географии по всем темам, проверяемым на ЕГЭ, а также задания для самоконтроля. В конце пособия приведены ответы и комментарии. Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ по географии, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.
Задание 16
(«Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России»). 1 балл.
Какие из следующих выводов о тенденциях изменения объемов добычи полезных ископаемых, сделанные на основе анализа данных приведенной ниже таблицы, верны? Запишите цифры, под которыми они указаны. Динамика объемов добычи полезных ископаемых
|
Для решения этого задания необходимо обратить внимание на одну особенность: все данные в таблице представлены в виде процентов. Это означает, что для того, чтобы оценить ту или иную тенденцию, нужно сравнивать цифры не между собой, а со 100 процентами. То есть, если число в ячейке больше 100 , то это означает рост показателя в этом году, если меньше 100 , то падение .
Посмотрим на пример. Так, изменение показателя объёма добычи полезных ископаемых в Томской области в 2008–2009 годах с 102,2% до 100,6% означает замедление темпов роста добычи, но не её падение. Поскольку в 2009 году полезных ископаемых было добыто на 0,6% больше, чем в 2008.
И напротив, изменение показателя Камчатского края с 96,2% до 98,3% в 2008-2009 годах не означает роста добычи, а говорит лишь о замедлении темпов её падения (с 3,8% в 2008 до 1,7% в 2009).
В этом задании вам могут встретиться самые разные показатели различных регионов России или стран мира, но математическая основа его выполнения всегда остаётся неизменной: в таблице приводятся не абсолютные (тонны, кубометры, рубли), а относительные (проценты) показатели.
Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 13.
Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии.
Задание 23
(«Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология»). 1 балл.
В этом задании необходимо расположить в нужном порядке геологические периоды. В принципе, даже учить их названия необязательно. Достаточно запомнить мнемоническое правило, которое известно каждому студенту первого курса геофака:
Таблица «Геологические периоды»
Геологические периоды |
Мнемоническое правило |
К ембрий |
К аждый |
О рдовик |
О тличный |
С илур |
С тудент |
Д евон |
Д олжен |
К арбон (Каменноугольный) |
К ушать |
П ермь |
П ончики. |
Т риас |
|
Ю ра, |
|
М ал. |
|
П алеоген |
П ринеси |
Н еоген |
|
Ч етвертичный |
Ч ебурек. |
Примечание: есть две пары периодов, начинающихся с одной буквы (Ке мбрий и Ка рбон; Пе рмь и Па леоген) Чтобы не запутаться в их порядке, достаточно запомнить, что в первых из них вторая буква «е», во вторых «а».
Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 123.
Пособие содержит тренировочные варианты, полностью соответствующие структуре экзаменационной работы и составленные с учетом всех требований ЕГЭ. Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности. Приводится инструкция по выполнению экзаменационной работы, бланки ответов. В процессе работы с книгой учащиеся могут ознакомиться со структурой теста, выполнить его с учетом реального времени, потренироваться в заполнении бланков, а также оценить свой уровень готовности к ЕГЭ. В конце пособия даны ответы на все задания и критерии оценивания. Издание адресовано учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии.
Задание 32
(«Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли»). max 2 балла!
Задание 32 – одно из самых сложных в ЕГЭ по географии. По статистике, его решают менее 30% сдававших экзамен. В то же время, оно не так трудно, как кажется на первый взгляд, если точно придерживаться алгоритма его решения.
В первом из типов задания 32 необходимо найти точку, в которой солнце раньше (или позже) всего поднимется над горизонтом. Это зависит от двух факторов:
1. Долготы точки. Солнце встаёт на востоке, следовательно, чем восточнее расположена точка, тем раньше солнце будет подниматься в ней над горизонтом.
2. Широты точки. Здесь важно время года.
Летом северного полушария (с 21 марта по 23 сентября) продолжительность дня будет возрастать от Южного полюса к Северному, следовательно, чем дальше на север будет расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.
Зимой же всё меняется с точностью до наоборот. Продолжительность дня будет возрастать при движении на юг, следовательно, чем южнее расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.
В приведённом задании точки А и В расположены восточнее точки С, следовательно, в точке С солнце взойдёт позже. Так как точки А и В лежат на одном меридиане, то время восхода солнца будет зависеть от продолжительности светового дня в них. 20 декабря день будет длиннее в точке В, т.к. она лежит южнее точки А.
Следовательно, солнце раньше поднимется над горизонтом в точке В.
Эмпирическая подсказка: примерно в 85% случаев искомая точка располагается «в вершине» угла, образуемого тремя точками. Т.е. на одной параллели с одной из точек и на одном из меридианов с другой.
Тип 2. Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 18 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 15 часов по солнечному времени гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа. 1. Широты точки. Чем ближе к экватору расположена точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом . 2. Долготы точки. Чем ближе к полуденному меридиану находится точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом. Таким образом, основная сложность при выполнении этого типа задания связана с нахождением полуденного меридиана – меридиана, на котором в данный момент времени полдень. Т.к. окружность Земли составляет 360°, а в сутках 24 часа, то за один час Земля поворачивается на 360: 24 = 15°. Следовательно, чтобы найти полуденный меридиан, нужно разницу во времени нулевого и полуденного меридиана умножить на 15°. В приведённом задании на Гринвиче 15 часов, следовательно, разница со временем полуденного меридиана составляет 3 часа (15 – 12), а градусная мера последнего составит (15 – 12) · 15° = 45° з.д. Долгота западная потому, что полуденный меридиан лежит к западу от Гринвича (там уже три часа дня, а солнце движется с востока на запад) . Точки А и Б лежат ближе к полуденному меридиану, чем точка В. При этом точка А расположена ближе к экватору, следовательно, именно там солнце и будет располагаться выше всего над горизонтом.
|
Разбор заданий повышенной сложности
при подготовке к ЕГЭ по географии
Подготовил: учитель географии
МБОУ «Гимназия №12»
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_1.jpg)
Раздел: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Например, решаем такую задачу : Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_2.jpg)
Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану
Определяем широту точки по формуле :
90° - 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии).
Определяем долготу точки .
Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем:
19-12=7 часов
За 1 час Земля делает оборот 15° (360°:24ч=15°
15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии).
Ответ : координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_3.jpg)
Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Пояснение:
Первого июня в северном полушарии лето, в южном - зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северному полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели.
3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш.
Ответ: 3, 2, 1.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2016 по географии.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_4.jpg)
Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Явление
Параллель
А) полярный день
Б) полярная ночь
В) зенитальное положение Солнца
Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга - полярный день в северном полушарии и полярная ночь - в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика.
А) полярный день - 75º с. ш.
Б) полярная ночь - 75º ю. ш.
В) зенитальное положение Солнца - 17º с. ш.
Ответ: 1, 2, 3.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_5.jpg)
Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана.
Точка
Широта
Долгота
Применяем формулу:
(12 ч - … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии)
(…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии)
Пояснение
В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу:
(18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д.
Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_6.jpg)
Определите, в каком из пунктов,
Солнце будет находиться выше всего над горизонтом
в 7 часов по солнечному времени меридиана.
Ход ваших рассуждений запишите.
Пояснение:
определения полуденного меридиана.
Выше всего Солнце будет там, где полдень
(12-7)х15=75 ° в.д.
Ответ: С
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_7.jpg)
Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.
Пояснение.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_8.jpg)
Какие из следующих выводах о тенденциях изменения
объемов продукции животноводства сделанные
на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны?
Запишите цифры под которыми они указаны.
Динами объемов продукции животноводства
(в % к предыдущему году)
Регион
Новгородская
Саратовская
Липецкая
Костромская
1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.
2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства.
3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства.
4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_9.jpg)
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция
Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост
Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост
Плотность населения = Численность населения
Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей
Площадь территории
Иммиграция – въезд в страну
Эмиграция – выезд из страны
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_10.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_11.jpg)
На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики.
Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи.
Среднегодовая численность населения, человек.
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_12.jpg)
Алгоритм решения
- 1.Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле:
- ЕП (в промилле) =
- 2.Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним.
- 3.Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения
Р – С (абсолютный естественный прирост)× 1000
Н (численность постоянного населения)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_13.jpg)
- 1.- 14430: 1472621 × 1000 = - 10% 0
- 2.1472621-1459574= -13047
- 3.- 13047- (-14430)= 1383 (человека)
- Ответ: механический прирост населения во Владимирской области в 2006 году составил 1383 человека.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_14.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/08/25/k_59a0755556fcf/img_user_file_59a07555c8d25_15.jpg)