Окончание войны и ее последствия. Окончание войны и его правовые последствия

Военные действия чаще всего прекращаются двумя путями: перемирием и капитуляцией. Перемирие – это практическая реализация договоренности между воюющими сторонами о прекращении военных действий. Перемирие бывает общим и местным.

В результате общего перемирия военные действия прекращаются на всем театре войны. Такое перемирие заключается от имени государственных органов. Примером является Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г. Общее перемирие считается бессрочным и не может быть нарушено. В противном случае такое нарушение расценивается как акт агрессии.

Местное перемирие приостанавливает ведение военных действий на ограниченном участке театра войны. Оно устанавливается для решения частных задач: направления парламентеров, погребения умерших, доставления раненных с поля боя и т.д. Обычно местное перемирие устанавливается также по договоренности между воюющими, но может применяться и в одностороннем порядке.

Другой формой прекращения военных действий является капитуляция. Под ней понимается прекращение сопротивления вооруженных сил или их части одной из воюющих сторон. Одной из разновидностей капитуляции является безоговорочная капитуляция. Именно так капитулировали Германия и Япония в 1945 г.

В результате перемирия или капитуляции лишь прекращаются военные действия. Однако состояние войны между государствами сохраняется. Оно может быть прекращено в результате заключения мирного договора. Содержание мирного договора охватывает широкий круг вопросов, в том числе: юридическое оформление прекращения состояния войны; ответственность военных преступников; разграничение территориальных пространств; возмещение причиненного агрессором ущерба. После второй мировой войны СССР подписал мирные договоры с рядом государств, союзниками Германии. Однако с Германией и Японией мирные договоры подписаны не были. С Германией состояние войны было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., а с Японией – совместной советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г.

Вопрос о подписании мирного договора с Германией давно снят с повестки дня. А вот с Японией такой договор вырабатывается, и конца этому процессу не видно. «Камень преткновения» здесь – проблема принадлежности Курильских островов, которую решить России и Японии никак не удается.

4. Международно-правовая защита жертв войны

К жертвам войны международное гуманитарное право относит: раненых; больных; потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; военнопленных; гражданское население.

Правовой статус раненых и больных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие «раненые» и «больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя: посягать на жизнь и физическую неприкосновенность; брать в заложники; посягать на человеческое достоинство; без судебного решения осуждать и применять наказание. Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой, на них нельзя совершать нападение. Попавшие во власть неприятеля раненные и больные воюющей армии считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.


Правовой статус военнопленных определен соответствующей Конвенцией 1949 г. К этой категории лиц относятся попавшие в плен воюющие, т.е. комбатанты. Они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Необходимо уважать их личность и честь. Нельзя совершать действия, которые могут привести к смерти военнопленного, а также угрожать его здоровью. Запрещается дискриминация военнопленного вследствие его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти требования относятся и к участникам вооруженного конфликта немеждународного характера. Как только прекращаются военные действия, военнопленные должны быть освобождены, если они не привлекаются к уголовной ответственности за военные преступления.

Правовой статус гражданского населения регулируется соответствующей Конвенцией 1949 г. При этом защита гражданского населения осуществляется в обоих видах вооруженных конфликтов – международного и немеждународного характера. Гражданскому населению необходимо предоставлять права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений. Нормы гуманитарного права направлены на смягчение страданий гражданского населения, вызванного войной. Дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не должны быть предоставлены самим себе. При всех обстоятельствах необходимо обеспечить их содержание и воспитание. Нельзя применять к гражданскому населению любые меры физического или морального воздействия в целях получения от них каких-либо сведений.

На занятой территории оккупационные власти должны наладить общественный порядок и общественную жизнь, уважать законы, семейные права и религиозные убеждения, существующие в стране. Оккупирующее государство обеспечивает снабжение населения продовольствием и медикаментами. Ни в коем случае нельзя совершать угон, а также депортацию гражданского населения на территорию оккупирующего или любого другого государства. В целях безопасности население может быть перемещено в глубь оккупированной территории, а затем по окончании военных действий возвращено обратно.

На оккупированной территории запрещается: уничтожать движимое и недвижимое имущества, которое является собственностью неприятельского государства и его частных лиц; изменять статус должностных лиц или судей, а также применять к ним различные санкции; проводить мероприятия с целью вызвать безработицу, чтобы гражданское население шло работать на оккупирующую державу.

Прекращение военных действий осуществляется различ­ными способами и оформляется соответствующими официаль­ными актами, порождающими правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения воен­ных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., "приостанавливает военные дейст­вия по взаимному соглашению сторон". Общее перемирие явля­ется полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательст­во на законы и обычаи войны, влекущее международную ответ­ственность.

Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и возвращение всех военнопленных в установ­ленные сроки.

Другим способом прекращения военных действий являет­ся безоговорочная капитуляция побежденной стороны.

После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Бер­лине был подписан Акт о военной капитуляции германских воо­руженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был под­писан Акт о капитуляции Японии.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет со­бой этап на пути к прекращению состояния войны.

Прекращение состояния войны - это окончательное уре­гулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и пре­кращением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния войны- восстановление между находившимися до этого мо­мента в состоянии войны государствами официальных отноше­ний в полном объеме, обмен дипломатическими представитель­ствами, возобновление ранее заключенных двусторонних дого­воров, действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегули­рования, прекращения состояния войны является заключение.мирного договора.

После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Па­рижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны.

В статьях договоров говорится о границах соответствую­щих государств, об их политических обязательствах осуществ­лять демократическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и реституциях в пользу стран антигитлеровской коалиции, о ре­патриации военнопленных, о финансовых и экономических взаи­моотношениях и т. д.

Послевоенной практике международных отношений извест­ны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состоя­ние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х годов односторонними актами США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении герман­ских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан враже­ского государства, утратили силу.

Вопросы окончательного урегулирования в политической, экономической и иных областях были решены двусторонними соглашениями между СССР и ГДР, между СССР и ФРГ, други­ми двусторонними договорами ряда государств с ГДР и с ФРГ, а затем и многосторонним актом - Договором об окончатель­ном урегулировании ъ отношении Германии, подписанным 12 сентября 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, США, СССР и Франции. Договор провозгласил, что "объеди­ненная Германия обретает полный суверенитет над своими внут­ренними и внешними делами" и что Великобритания, США, СССР и Франция "прекращают действие своих прав и ответст­венности в отношении Берлина и Германии в целом".

Советский Союз и Япония, подписав 19 октября 1956 г. со­вместную Декларацию, достигли соглашения о том, что состоя­ние войны между СССР и Японией прекращается со дня всту­пления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отно­шения. Совместная Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в определенных случаях акт прекращения военных действий может отождеств­ляться с актом прекращения состояния войны, т. е. охватывать своим содержанием не только прекращение огня, но и всесто­роннее мирное урегулирование. Характерно в этом плане Со­глашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьет­наме, подписанное 27 января 1973 г.

Прекращение состояния войны между находившимися в конфликте государствами - это не только акт нормализации соответствующих двусторонних отношений, но и важный фак­тор упрочения международного мира.

Литература

Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979.

Егоров С. А. Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов // Сов. ежегодник международного права. 1986. М., 1987.

Котляров И. И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М., 1984.

Мелков Г. М. Международное право в период вооруженных

конфликтов. М., 1989.

Полторак А. И., Савинский Л. И. Вооруженные конфлик­ты и международное право. М., 1976.

Соколов В. А. Правовые формы прекращения состояния войны между государствами. М., 1963.

Фуркало В. В. Международно-правовая защита граждан­ского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.

Смотрите также:

Последние добавления:

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по международному гуманитарному праву. Пособие составлено на основе новейшего международного законодательства и полностью соответствует программе курса «Международное гуманитарное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении международного гуманитарного права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

13. Прекращение военных действий

Окончание войны – деятельность, которая направлена на восстановление мирных отношений между конфликтующими государствами и прекращение военных действий.

Основные формы прекращения военных действий :

1) перемирие;

2) капитуляция.

Перемирие – это временное прекращение военных действий, осуществление которого основывается на взаимном соглашении между участниками вооруженного конфликта.

Перемирие бывает местное и общее.

К местному перемирию относятся действия следующего характера :

1) подбор раненых и больных;

2) погребение мертвых;

3) эвакуация из осажденных районов гражданского населения;

4) иные действия.

Оно заключается как командующим войсками, так и старшим военным начальником на определенном участке фронта.

Общее перемирие предполагает, что:

1) военные действия временно приостанавливаются на всем театре военных действий;

2) возможно прекращение военных действий.

В отличие от местного перемирия, общее заключается компетентными органами государств, которые занимаются решением вопросов относительно прекращения военных действий по всей линии фронта.

Отличительной чертой перемирия является то, что в его процессе конфронтация сторон приобретает формальное и юридическое равенство.

В современный период времени перемирие между сторонами, находящимися в конфликте, в основном заключается по волеизъявлению Организации Объединенных Наций, которая оговаривает со сторонами место и время, подготавливает проект соответствующих документов.

Капитуляция представляет собой всякое прекращение противоборства вооруженных сил или их части. Помимо этого, при ней капитулирующая сторона наделяется статусом побежденного государства и лишается всякого формального равенства с победителем.

Существуют два вида капитуляции – безоговорочная и на определенных условиях.

Но при любом ее виде сторона-победитель повергнутым государствам диктует свои условия.

При данной форме прекращения военных действий все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят в собственность противника, а капитулирующие войска попадают в военный плен.

Несоблюдение основных условий капитуляции является правонарушением международного характера, но только если оно совершено по приказу правительства конфликтующей стороны, либо военным преступлением, если его совершение произошло без такого указания.

Основные формы прекращения состояния войны между конфликтующими государствами :

1) заключение мирного договора. Данный вид договора рассматривает наиболее значимые вопросы относительно урегулирования политической, экономической, территориальной и иной проблемы вследствие прекращения военных действий между конфликтующими сторонами.

К таким договорам можно отнести заключенные СССР в 1948 г. мирные договоры с государствами-сателлитами фашистской Германии;

2) односторонняя декларация (например, СССР окончил войну с фашистской Германией Указом Президиума ВС СССР от 25 января 1955 г.), а также двусторонняя декларация (например, Советско-японская декларация от 10 октября 1956 г.).

К правовым последствиям прекращения военных действий относятся :

1) восстановление дипломатических и консульских отношений;

2) возобновление действий, отношений в области экономики;

3) разрешение территориального вопроса;

4) обмен военнопленными;

5) разрешение вопросов, касающихся ответственности государств и индивидов, иными словами, наступление ответственности государств в любом ее проявлении.

После окончания военных действий государства стремятся в наиболее выгодной форме закрепить результаты войны и создать благоприятные условия для послевоенных отношений. Поэтому большое значение имеют процесс принятия и характер послевоенных документов. Правовой основой прекращения войны являются общие нормы международного права и Гаагская конвенция «О законах и обычаях сухопутной войны»

Формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция .

Перемирие может быть:

Местным;

Заключе­ние соглашений о перемирии относится к компетенции командования вооруженных сил воюющих. Такие соглашения не нуждаются в ратификации.

Местное перемирие временно приостанавливает военные дей­ствия между отдельными частями воюющих армий на ограниченной участке театра военных действий. Оно направлено на выполнение частных задач: подбор раненых, погребение мертвых» эвакуа­ция из осажденных зон женщин и детей. По выполнении этих частных задач военные действия могут быть возобновлены.

Общее перемирие, как и местное, не влечет прекращения состояния войны, однако, как правило, оно является первой стадией на пути к прекращению состояния войны и установлению мира.

Общее перемирие прекращает военные действия на всем те­атре войны и не ограничивается каким-либо сроком. Оно офор­мляется в виде соглашения, которое является актом не только военным, но и политическим, и поэтому окончательное решение о нем принимается компетентными государственными органами сторон.

Во время второй мировой войны заключение общих переми­рий производилось именно в связи с прекращением военных дей­ствий со стороны союзников фашистской Германии. 3 сентября 1943 г. было подписано от имени СССР, США, Англии и Франции военное перемирие с Италией. Далее последовали соглашения о перемирии между СССР, США, Англией, с одной стороны, и Ру­мынией - с другой (12 сентября 1944 г.); между СССР и Англией, с одной стороны, и Финляндией - с другой (19 сентября 1944 г.); между СССР, США и Англией, с одной стороны, и Болгарией - с другой (28 октября 1944 г.); между СССР, США и Англией, с одной стороны, и Венгрией - с другой (20 янва­ря 1945 г.).

Поскольку в современном мире война затрагивает интересы всего международного сообщества, сегодня заключение общего перемирия не ставится в зависимость только от усмотрения воюющее. Предписание об установлении такого перемирия может исходить и от Совета Безопасности ООН. Так:, во исполнение решений Совета Безопасности ООН в 1949 г. были заключены двусторонние соглашения об общей перемирии между Египтом, Сирией, Ливаном и Иорданией, с одной стороны, и Израилем -с другой.

Нарушение условий перемирия отдельными лицами не влечет за собой отказа от перемирия. Действиях этих лиц рассматрива­ется как нарушение законов и обычаев войны, и они наказывает­ся властями своего государства. Если происходит существенное нарушение перемирия одной стороной, то другая сторона вправе отказаться от условий перемирия и возобновить военные дейст­вия.

Второй формой прекращения военных действий является капитуляция , которая означает прекращение воору­женной борьбы. В результате капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем и прекра­щает борьбу. Различают:

Частную;

Почетную;

Безоговорочная;

Общую капитуляцию.

В результате частной капитуляции прекращают вооруженную борьбу и, как правило, сдаются в плен отдельные гарнизоны или окруженные группировки на определенном участке фронта.

Почетная капитуляция - это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции с техникой и оружием.

Безоговорочная капитуляция - повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без всяких условий. Победители определяют санкции за агрессию, виды политической и материальной ответственности, привлекают к уголовной ответственности военных преступников, разрабатывают мирный договор, определяют пути экономического, социального, политического переустройства побежденного государства под контролем ООН.

В отличие от частной капитуляции, не влекущей за собой существенных правовых последствий для государства в целом, общая капитуляция означает признание себя побежденным госу­дарством и прекращение вооруженной борьбы его вооруженными силами. Общая капитуляция может быть оформлена актом безого­ворочной капитуляций, который, как правило, предусматривает признание побежденным государством полного поражения в воору­женной борьбе, разоружение и сдачу в плен его вооруженных сил без каких-либо условий со стороны капитулирующего. Актами безоговорочной капитуляции было оформлено прекра­щение военных действий с фашистской Германией (08.05.1945 г.) и милитаристской Японией (02.091945 г.).

Прекращение состояния войны - это окончательное урегулиро­вание политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением во­енных действий. Важные правовые последствия прекращения со­стояния войны - восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отноше­ний в полном объеме, обмен дипломатическими представительст­вами и т.п.

Формой осуществления окончательного мирного урегулирова­ния, прекращения состояния войны является в большинстве слу­чаев заключение мирного договора.

После второй мировой войны страны антигитлеровской коали­ции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого догово­ра провозглашалось прекращение состояния войны. В статьях договоров решались вопросы о границах соответствующих госу­дарств, об их политических обязательствах осуществлять демо­кратическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и реституциях в пользу стран антигитлеровской коалиции и другие вопросы.

Послевоенной практике международных отношений известны и иные формы прекращения состояния войны, например издание одно­сторонней декларации и заключение двусторонней декларации.

Так, состояние войны с Германией было прекращено в пер­вой половине 50-х годов односторонними актами СССР, США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение со­стояния войны между Советским Союзом и Германией и установ­ление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 25 января 1955 г.

Согласно этому акту, в частности, все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, утратили силу.

СССР и Япония, подписав 19 октября 1956 г. Совместную декларацию, достигли соглашения о том, что состояние войны между СССР и Японией прекращается со дня вступления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливается мир и добрососедские дружественные отношения.

Обращение к последним двум формам прекращения состояния войны объясняется, в частности, в случае с Германией – ее расколом на два государства, а с Японией - существованием до сих пор неурегулированного территориального вопроса.

Окончание войны в юридическом смысле – это прекращение состояния войны, т.е. между воюющими сторонами восстанавливаются мирные отношения: дипломатические, консульские, торговые. Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Прекращение военных действий и прекращение состояния войны – это различные акты, отличающиеся как по юридическому оформлению, так и по юридическим последствиям. Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется официальными актами.

Перемирие – это временное приостановление военных действий по взаимному соглашению сторон. Перемирие может быть общим и частным (местным) – на отдельных участках фронта, срочным и бессрочным. Местное (частное) перемирие заключается с целью приостановления военных действий между отдельными частями на отдельных участках фронта. Оно направлено на подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуацию гражданского населения, направление парламентеров, празднование общенационального или религиозного праздника. Местное перемирие, как правило, имеет краткий характер.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона. Местные перемирия, или одностороннее прекращение военных действий, имели место во Вьетнаме, Афганистане, в Нагорном Карабахе, Грузии и Чечне.

Срочное перемирие может быть прервано в связи с истечением установленного в нем срока, с наступлением оговоренных в соглашении о перемирии условий или событий. При бессрочном перемирии воюющие стороны вправе возобновить боевые действия в любое время, но обязаны заранее предупредить об этом другую сторону.

При общем перемирии (общем прекращении огня) военные действия приостанавливаются на всем театре войны. Общее перемирие является полным и бессрочным и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Общее перемирие способствует не только приостановлению военных действий (например, стороны конфликта формально не заявили о наличии состояния войны), но и приводит к их прекращению. Общее перемирие является не только военным, но и политическим актом, и оформляется в договорно-правовом порядке: Соглашение о военном перемирии в Корее 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме 1973 г., Соглашение о прекращении огня между Ираком и Ираном 1988 г. – все эти соглашения о перемирии содержали положения о прекращении военных действий и о взаимном возвращении военнопленных.

IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны устанавливает, что нарушение перемирия одной стороной дает другой стороне право отказаться от перемирия и немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Нарушение актов о перемирии представляет собой противоправное посягательство на законы и обычаи войны, акт агрессии, влекущие международную ответственность. Нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственной инициативе, дает право требовать наказания виновных и возмещения понесенных потерь (ст. 41).

Капитуляция происходит на условиях, поставленных победителем (это не соглашение сторон, как перемирие). Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишена даже формального равенства с победителем. Это прекращение сопротивления одной из воюющих сторон. При капитуляции все вооружение, военная техника и военное имущество переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену.

Виды капитуляции: простая (обычная, местная) – прекращение сопротивления отдельных крепостей и районов (капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) – и общая; безоговорочная и почетная (капитуляция гарнизона крепости с сохранением оружия и знамен).

Почетная капитуляция – это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами. Капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город со знаменами, техникой и оружием и направиться на соединение со своими вооруженными силами для ведения дальнейших боевых действий (почетная капитуляция и выход палестинцев из осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.).

Простая (обычная) капитуляция – это прекращение военных действий на отдельном участке фронта (сдача крепости, города, зоны), разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, но может оказать серьезное влияние на военнополитическое положение воюющих сторон (капитуляция Порт-Артура в русско-японской войне 1904–1905 гг.).

Общая капитуляция – это повсеместное прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. Общая капитуляция предполагает разоружение всех вооруженных сил побежденного государства; его территория может быть оккупирована и на государство наложена политическая и материальная ответственность (в 1991 г. Правительство Ирака в письме на имя Председателя СБ ООН выразило согласие выполнить все резолюции СБ).

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного: Берлинский акт о военной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 г.; Токийский акт о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г. Эти акты предусматривали безоговорочную капитуляцию германских и японских вооруженных сил, их разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

При безоговорочной капитуляции побежденное государство лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верховная власть осуществляется военным командованием государства-победителя. Победитель и его союзники определяют политическое урегулирование, санкции, виды и формы политической и материальной ответственности, основы мирного договора. Побежденное государство не вправе отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нес.

В соответствии с обычной нормой международного права нарушение условий капитуляции является международным правонарушением, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военным преступлением, если такого указания нет. Данное нарушение может повлечь за собой либо ответные меры либо наказание виновных как военных преступников.

Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны.

Прекращение состояния войны – это окончательное урегулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершением войны и прекращением военных действий. Правовые последствия прекращения состояния войны: восстановление между бывшими противниками официальных отношений, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее действовавших международных договоров, прекращение действия договоров военного времени. Формы прекращения состояния войны – мирный договор или односторонний акт одной из воюющих сторон.

  • 1947 г. – страны антигитлеровской коалиции подписали выработанные на Парижской мирной конференции договоры с Болгарией, Венгрией, Румынией, Италией, Финляндией о прекращении состояния войны. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны. В договорах устанавливались границы соответствующих государств, их политические обязательства, обязательства но репарациям и реституциям в пользу стран антигитлеровской коалиции, по репатриации военнопленных и т.д. В 1951 г. Великобритания, США и Франция заключили мирный договор с Японией.
  • 1951 г. – Англия, Франция и США в одностороннем заявлении объявили о прекращении войны с Германией. 1955 г. – одностороннее заявление СССР о прекращении состояния войны с Германией; отмена всех ограничений в отношении германских граждан (как граждан вражеского государства), введенных в связи с войной. Полное урегулирование вопросов войны с Германией имело место только в 1990 г.: Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (СССР, США, Великобритания, Франция, ФРГ, ГДР) – объединенная Германия обрела полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами; прекратилось действие прав и ответственности союзных держав в отношении Берлина и Германии в целом.

Прекращение состояния войны может иметь место и в результате двусторонней декларации, основанной на соглашении сторон: 1956 г. – СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией (который не подписан до сих пор в связи с проблемой Курильских островов). Иногда акт прекращения военных действий одновременно является актом прекращения состояния войны (Соглашение во Вьетнаме 1973 г., Женевские соглашения об урегулировании положения в Афганистане 1987 г.).

Обращение к двусторонним и односторонним декларациям объясняется, в частности, существованием неурегулированных территориальных вопросов (СССР – Япония), расколом государства (ФРГ – ГДР).

Правовые последствия окончания войны наступают для всех государств – и воюющих, и нейтральных, и невоюющих. Для воюющих государств прекращают свое действие законы и обычаи войны, устанавливаются официальные мирные отношения, возвращаются военнопленные, производятся репатриация гражданского населения и вывод оккупационных войск, создаются гарантии для недопущения войны в будущем.

К таким условиям и гарантиям относятся, например, политика "трех Д" (демилитаризация, демонополизация, денацификация) в Германии; лишение колоний (Германия, Италия); отказ от войны и создания армии (Япония); раздел военных флотов побежденных государств (Германия, Италия, Япония); полная или частичная демилитаризация стратегически важных островов и районов (Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море); создание демилитаризованных зон (Южная Корея, между Ираком и Ираном, между Ираком и Кувейтом); ограничения военного характера (Германия, Ирак).

Для эвентуально нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в данной войне; для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны.