Исследования рибо. Психологические теории вниманиятеории, установки и концепции

Психолог, родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против спиритуализма т. н. эклектич. школы (В. Кузен и др. ) , господствовавшей во франц. философии и психологии сер. 19 в. , Р. попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии - английской с её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870 , рус. пер. 1881) и немецкой с её атомизмом («Совр. герм. психология», 1879 , рус. пер. 1895) - сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психич. процессы и в целом. В отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. « »: «... болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое » (цит. по кн. : Экспериментальная психологич. в. 1-2, 1966 , с. 49) . Это во многом определило всей идущей от Р. во франц. психологии (П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж. Фаве-Бутонье) . Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и воображения, работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию (Мак-Дугалл идр. ) .

В рус. пер. : Болезни личности, М., 1887 ; Характер, СПБ , 1899 ; Психология внимания, СПБ , 1897 ; Эволюция общих идей М., 1898 ; Психология чувств. СПБ , 1898 ; Философия Шопенгауэра, СПБ , 1899 ; Аффективная , СПБ , 18992; Опыт исследования творч. воображения, СПБ , 1901 ; Логика чувств. СПБ , 1905 ; О страстях, Од., 1912 ; Память в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ , 19123; Воля в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ , 1916.

Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961 , № 2; Dugas L., Le phalosophe Th. Hibot, P., 1924.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(Ribot)

Теодюль Арман ( . 18 дек. 1839, Генган, Северная Франция – . 9 дек. 1916, Париж) – . психолог; основатель самостоятельной психологии во Франции, в качестве методов которой он различает: 1) ; 2) самонаблюдения; 3) сравнительный. В сферу психологического исследования Рибо включает и патологические формы духовной жизни. Он отклоняет психически-несознательного как романтическую выдумку и рассматривает как побочное нервных процессов. В ряде монографий он дал психических феноменов. Осн. произв.: «L"heredite psychologique», 1873; "Les maladies de la memoire», 1881; «Psychologie de Г attention», 1888; «Des sentiments», 1896; «L"emagination creatrice», 1902.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

РИБО́

(Ribot), Теодюль Арман (18 дек. 1839 – 9 дек. 1916) – франц. психолог, ; основоположник французской научной психологии, представитель материалистич. направления ассоциационизма. Проф. философии в лицеях Везуля и Лаваля, а затем проф. общей и эксперимент. психологии в Сорбонне и Коллеж де Франс; основатель (1876) первого во Франции психологич. журнала "Revue philosophique" ("Филос. обозрение"). Согласно Р., психология должна быть наукой объективной, генетической, патологической и сравнительной, ее предметом является изучение конкретных фактов психич. жизни в процессе ее развития в норме и патологии. На основе изучения расстройств памяти, воли, внимания Р. установил закономерностей психич. жизни человека и положил начало всемирно известной франц. психопатологич. школе (А. Бине, Ш. Фере, П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон и др.). Важное в психологич. взглядах Р. занимает социальной обусловленности психич. процессов и качеств человека. Особенно значительны заслуги Р. в области психологии чувств и эмоций, хотя иногда у него проявлялись биологизаторские тенденции. Он впервые в истории психологии развил науч. положения об эмоц. памяти, о логике чувств и непроизвольном внимании, объясняя эмоций и чувств условиями существования, социальными отношениями и обществ. опытом людей. Ряд положений и закономерностей, установленных Р. в области психологии чувств, памяти, мышления, внимания, воображения, имеют науч. и для совр. психологии.

Соч.: Essai sur les passions, P., 1907; La vie inconsciente et les mouvements, P., 1914; в рус. пер. – Совр. англ. психология (Опытная школа), М., 1881; Болезни памяти, СПБ, 1881; Наследственность душевных свойств, СПБ, 1884; Болезни воли, СПБ, ; Болезни личности, СПБ, ; Совр. герм. психология (Опытная школа), СПБ, 1895; Исследования аффективной памяти, СПБ, 1895; О чувственной памяти, Каз., 1895; Психология внимания, К.–X., 1897; Психология чувств, СПБ, 1898; Эволюция общих идей, К.–X., 1898; Характер, СПБ, 1899; Философия Шопенгауера, СПБ, 1899; Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств, СПБ, .

Лит.: Тутунджян О. М., Жизнь и психологич. Т. Р., в кн.: Сб. науч. тр. научно-исслед. психологич. лаборатории (Ереванский гос. пед. ин-т им. X. Абовяна), т. 3, Ереван, 1961; его же, Т. Рибо (1839–1916), "Вопр. психологии", 1961, No 2; Janet P., L"oeuvre psychologique de Th. Ribot, "Journal de Psychologie normale et pathologique", 1915, an. 12, No 4; Dugas L., Le philosophe Th. Ribot, P., 1924; Centenaire de Th. Ribot. Jubilé de la psychologie scientifique française, Agen, 1939.

О. Тутунджян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "РИБО" в других словарях:

    - (фр. Ribot) французская фамилия. Известные носители: Александр Феликс Жозеф Рибо французский политик и государственный деятель, неоднократно возглавлял кабинет министров Франции. Марк Рибо американский гитарист и композитор, студийный… … Википедия

    Рибо, Александр (1842 1923) французский буржуазный политический деятель; по профессии адвокат. В 1878 г. был избран в палату депутатов. Начиная с 1890 г., занимал ряд министерских постов. В 1890 1892 гг. был министром иностранных дел; в 1895 г.… … 1000 биографий

    РИБО - регистрационная информация банковской отчётности фин. Источник: http://www.buhsmi.ru/lenta/237876/ … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган, 9.12.1916, Париж), французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой… … Большая советская энциклопедия

    РИБО - (Ribot) Теодюль Арман (1839 1916) французский психолог, основоположник совместно с И. Тэном концепции природного эксперимента (опытного направления) во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Моносахарид из группы пентоз, присутствующий во всех живых клетках, например в составе РНК … Медицинская энциклопедия

    рибоїд - а, ч., орн. Чорний лелека … Український тлумачний словник

    рибо - [ربا] а. суд, фоидае, ки қарздиҳанда аз қарзгиранда меситонад, судхӯрӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

    Рибо Т. А. - РИБÓ (Ribot) Теодюль Арман (1839–1916), франц. психолог и психопатолог, родоначальник эксперим. исследования во Франции высших психич. процессов. Дир. первой франц. психол. лаборатории (1889), основатель и редактор ж. Ревю филозофик. Тр. по … Биографический словарь

    - (Ribot) (1839 1916), французский психолог и психопатолог, родоначальник во Франции экспериментальных исследований высших психических процессов. Директор 1 й Французской психологической лаборатории (1889), основатель и редактор журнала «Ревю… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Эволюция общих идей , Рибо Т. , Предлагаемая читателю книга написана выдающимся психологом Т. А. Рибо, родоначальником опытного направления во французской психологии. Цель книги - на основе большого числа источников из… Категория:

РИБО, ТЕОДЮЛЬ (Ribot, Théodule) (1839–1916) – французский психолог и философ. Родился 18 декабря 1839 в г.Гинган.

Окончил высшую педагогическую школу (Ecole Normale). Профессор Сорбонны (1885), затем Коллеж де Франс, где с 1888 работал на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии. Руководил журналом «Revue philosophique de la France et de l"étranger», основанном им в 1876.

Рибо – один из создателей экспериментальной психологии. Признавая определенное значение традиционного интроспективного метода, он, однако, критиковал веру в непогрешимость самонаблюдения и ратовал за развитие экспериментальных методов исследования сознания. В его работах нашли выражение идеи физиологической психологии, противопоставленные интеллектуалистскому подходу к психическим явлениям. Так, он считал чувства не «смутным познанием», а первичным самостоятельным фактором, связанным с биологическими условиями существования человека и развивающимся в процессе его приспособления к среде. По Рибо, слепая вера в силу идей – источник иллюзий и заблуждений. Идея как простой факт сознания бессильна, она действует лишь тогда, когда прочувствована, сопровождается аффективными состояниями и вызывает стремления. Непонимание этого – «один из наиболее досадных результатов влияния интеллектуалистов на психологию чувствований» (Рибо Т. Психология чувств . СПб., 1898).

Рибо исследовал двигательные проявления аффективной жизни, разделял положения моторной теории воли и внимания. Оставаясь в целом сторонником механистического подхода к сознанию, он нередко выходил за его рамки, привлекая иные методы исследования и пытаясь примирить детерминистскую трактовку сознания с признанием его спонтанной активности, проявляющейся, например, в работе творческого воображения. Рассматривая проблемы внимания, воображения, памяти , Рибо часто обращался к эволюционно-биологическому способу объяснения, дополняя его данными психологии животных , детской психологии и психопатологии, в частности исследований сознания глухонемых. Большое место в его творчестве занимает проблема соотношения социального и биологического в детерминации поведения, а также проблема бессознательного; существование последнего Рибо признавал как факт, данный в опыте, но все предлагавшиеся в его время теоретические объяснения этого явления считал неудовлетворительными.

Влияние Рибо испытали многие психологи, в том числе П.Жане .

Сочинения: Болезни памяти . СПб, 1881; Болезни воли . СПб, 1884 (1906); Болезни личности . СПб, 1886; Психология внимания . СПб, 1892; Психология чувств . СПб, 1898; Эволюция общих идей . Киев, 1898; Опыт исследования творческого воображения . СПб 1901; Философия Шопенгауэра . СПб, 1901 (2006); О страстях . Одесса, 1912; L’Hérédité . P., 1873; La vie inconsciente et les mouvements . Р., 1914

Ирина Блауберг

Т. Рибо. Непроизвольное внимание – естественное, природное; произвольное (искусственное) внимание есть продукт искусства воспитания, дрессировки увлечения чем-нибудь. Произвольное внимание привито к вниманию непроизвольному или естественному и из него черпает условия для своего существования. В непроизвольном внимании объект действует на субъект с помощью внутренних, присущих ему свойств. В произвольном же внимании субъект действует на объект с помощью внешних, т.е. добавочных сил. Добавочной силой является цель. Цель появляется не в силу случайности или обстоятельств. Она составляет предмет желаний или выбора. Цель принимают или ей подчиняются. Субъект должен приспособиться к этой цели, найти средства для поддержания внимания, что всегда сопровождается чувством некоторого усилия.

Произвольное и непроизвольное внимание – две противоположности. Если в непроизвольном внимании требуется наибольшее притяжение, то в произвольном внимании – наибольшее сопротивление.

Процесс произвольного внимания сводиться к следующему: необходимо искусственно сделать привлекательным то, что по своей природе непривлекательно, придать интерес вещам, которые сами по себе не интересны. Слово интерес в этом плане – аффект, эмоция. Только здесь эмоция, чувство, поддерживающее внимание, приобретенное, добавленное и не является непроизвольным.

Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь искусственно, насильно, под влиянием воспитания. Причем все равно исходит ли это воспитание от вещей или от людей. Пример: ребёнку не интересно читать, ему интересны картинки, он пытается узнать, что на них. Взрослый: «Когда научишься читать – узнаешь». После нескольких разговоров ребенок покоряется и даже читает с увлечением. Чтение – процесс не имеющий интереса непосредственно, но имеет интерес опосредованный, т.е. через чтение можно узнать содержание.

Внутренний механизм произвольного внимания. Произвольное внимание вызывается по требованию обстоятельств и, как и всякое другое состояние сознания, произвольное внимание должно быть удержано. Пример: если ученик, не интересующийся математикой, вспоминает, что ему нужно решить задачу, то это состояние сознания. Но если он садится и продолжает решать задачу, то это состояние произвольного внимания как задержка сознания. Эта задержка связана с работой ЦНС.

Т. Рибо ориентировался на принципы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах психики. Он одним из первых использовал на практике рефлекторную теорию психики Сеченова.

Т. Рибо. Непроизвольное внимание – естественное, природное;произвольное (искусственное) внимание есть продукт искусства воспитания, дрессировки увлечения чем-нибудь. Произвольное внимание привито к вниманию непроизвольному или естественному и из него черпает условия для своего существования. В непроизвольном внимании объект действует на субъект с помощью внутренних, присущих ему свойств. В произвольном же внимании субъект действует на объект с помощью внешних, т.е. добавочных сил. Добавочной силой является цель. Цель появляется не в силу случайности или обстоятельств. Она составляет предмет желаний или выбора. Цель принимают или ей подчиняются. Субъект должен приспособиться к этой цели, найти средства для поддержания внимания, что всегда сопровождается чувством некоторого усилия.

Произвольное и непроизвольное внимание – две противоположности. Если в непроизвольном внимании требуется наибольшее притяжение, то в произвольном внимании – наибольшее сопротивление.

Процесс произвольного внимания сводиться к следующему: необходимо искусственно сделать привлекательным то, что по своей природе непривлекательно, придать интерес вещам, которые сами по себе не интересны. Слово интерес в этом плане – аффект, эмоция. Только здесь эмоция, чувство, поддерживающее внимание, приобретенное, добавленное и не является непроизвольным.

Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь искусственно, насильно, под влиянием воспитания. Причем все равно исходит ли это воспитание от вещей или от людей. Пример: ребёнку не интересно читать, ему интересны картинки, он пытается узнать, что на них. Взрослый: «Когда научишься читать – узнаешь». После нескольких разговоров ребенок покоряется и даже читает с увлечением. Чтение – процесс не имеющий интереса непосредственно, но имеет интерес опосредованный, т.е. через чтение можно узнать содержание.

Внутренний механизм произвольного внимания. Произвольное внимание вызывается по требованию обстоятельств и, как и всякое другое состояние сознания, произвольное внимание должно быть удержано. Пример: если ученик, не интересующийся математикой, вспоминает, что ему нужно решить задачу, то это состояние сознания. Но если он садится и продолжает решать задачу, то это состояние произвольного внимания как задержка сознания. Эта задержка связана с работой ЦНС.



Т. Рибо ориентировался на принципы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах психики. Он одним из первых использовал на практике рефлекторную теорию психики Сеченова.

Когнитивистские теории внимания. У . Найссером .

Проблема предвнимания рассматривается представителем американской когнитивной психологии У . Найссером .

Внимание – направленность основного потока нашей деятельности по переработке информации. Информация поступает на ограниченную часть наличного входа распознающих устройств, в том числе речь идёт и о человеке. Когда распознающее устройство воспринимает всё входное поле как отдельную единицу, всегда есть вероятность его перегрузки при предъявлении одновременно нескольких объектов. Поэтому люди, животные и другие распознающие системы должны обладать способностью делить информацию на входе на адекватные части, т.е. они должны обладать способностью фокусировать внимание на переработке за один раз лишь части информации, как если бы эта часть была целым. Без этой способности система была бы беспомощной в мире реальных объектов. Этот процесс (выделение части из целого) связан с вниманием. Такое представление о внимании заключает в себе важное допущение, оно означает, что не все познавательные процессы включают в себя внимание.

Должно существовать предвнимание. Найсер выделяет два типа процессов предвнимания:

1 тип необходим для разделения входа на те части, на которые затем будет направлено внимание. В зрительной системе - это процессы выделения фигуры из фона, тоже в слуховой и сенсорной системе. Эти механизмы врожденные.

Кроме механизмов разделения существует и 2-ой тип предвнимания – это предшествующие вниманию процессы бдительности, настороженности, действующие одновременно с вниманием и независимо от него.

Предвнимание как разделение на входе необходимо потому, что поступающие стимулы должны обрабатываться тщательно, для того, чтобы определённые критические стимулы, важные стимулы не остались незамеченными. Для этого необходимо переключение внимания на тот участок среды. Откуда поступают потенциально важные стимулы.

Выводы по зарубеж. теориям: Обзор зарубежных теорий внимания, представленный выше, демонстрирует тот факт, что внимание чаще всего пытались свести к чему-нибудь другому: к эмоциям, к апперцепции, к организации сознания, к психической активности вообще и деятельности различения в частности или просто к мышечному усилию, как к источнику дополнительной интенсивности, т.е. внимание в качестве самостоятельного процесса никогда не признавалось. Постоянное сведение внимания к чему-нибудь другому привело к тому, что в 20 в. в одних случаях внимание отрицалось (гештальтпсихология), а большинство психологов стали определять внимание как направленность в любой деятельности субъекта на объект и сосредоточение на нём усилий для выполнения деятельности.

Рибо Т.

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ (Рибо Т. А. Психология внимания. СПб., 1892)

Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 297-300
ВВЕДЕНИЕ

До сих пор очень много занимались результатами вни­мания и весьма мало его механизмом. Именно эту последнюю сто­рону вопроса я намерен сделать предметом настоящего труда. Взятый даже в таких тесных рамках, вопрос о внимании пред­ставляется крайне важным, служа необходимым дополнением к теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если пред­лагаемый труд сколько-нибудь послужит к уяснению указанного пробела в современной психологии и вызовет у других желание заполнить его, цель наша будет достигнута.

Не задаваясь пока намерением определить, что такое внима­ние, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предполо­жение, что каждый с достаточною ясностью понимает значение этого слона. Гораздо труднее указать те границы, где начинается вни­мание и где оно кончается, так как оно заключает в себе все сту­пени, начиная от мимолетного внимания, уделенного жужжащей мухе, до состояния полного поглощения занимающим нас предметом. Сообразно с требованиями правильного метода наше изуче­ние должно быть направлено на те случаи, которые представля­ются наиболее резкими, типичными, т.е. на те, которые отлича­ются одним из двух следующих признаков: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоих этих признаков вни­мание достигает своего maximum"a. В отдельности продолжитель­ность внимания приводит к тому же результату путем накопле­ния: примером может служить тот случай, когда при свете несколь­ких электрических искр нам удается прочесть слово или разгля­деть лицо. Точно так же действительна сама по себе и интенсив­ность внимания: так, например, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить наряд соперницы. Слабые формы вни­мания не представляют для нас подходящего материала, и во вся­ком случае не с этих форм должно быть начато его изучение.

Задача этого исследования состоит в том, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующие положения:

Внимание является в двух существенно различных формах: одна из них - внимание непроизвольное, естественное, другая - внимание произвольное, искусственное.

Первая, позабытая большинством психологов, есть форма вни­мания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключи­тельно служившая до сих пор предметом их исследований, пред­ставляет собой лишь подражание, результат воспитания, дрессиров­ки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всеце­ло. Это только усовершенствованный аппарат, продукт цивилиза­ции.

В обеих своих формах внимание не представляет собою «чисто духовного акта», совершающегося таинственным и неуловимым об­разом. Механизм его неизбежно должен быть признан двигатель­ ным, т. е. действующим на мускулы и посредством мускулов же глав­ным образом в форме известной задержки. Таким образом, эпигра­фом к настоящему исследованию может служить фраза, сказанная Маудсли: «Кто не способен управлять своими мускулами, не спосо­бен и ко вниманию».

Как в той, так и в другой форме внимание есть состояние ис­ключительное, ненормальное, ограниченное во времени, так как оно находится в противоречии с основным условием психической жиз­ни-изменяемостью. Внимание есть состояние неподвижное. Всяко­му из личного опыта известно, что если оно продолжается чрезмер­но долго, в особенности при неблагоприятных обстоятельствах, то вызывает постоянно возрастающую неясность мыслей, затем пол­ное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокруже­нием.

Эти легкие, мимолетные помрачения мыслей указывают на су­ществующий антагонизм между вниманием и нормальной психичес­кой жизнью. Что внимание стремится к единству сознания, состав­ляющему его сущность, об этом еще яснее свидетельствуют резкие случаи болезненного его проявления, которые мы намерены иссле­довать ниже, как в хронической их форме, т. е. в форме так назы­ваемых idees fixes, так и в их острой форме - в состоянии экстаза.

Теперь, не выходя из круга общих вопросов, мы можем опре­делить внимание с помощью этого резкого признака - стремления к единству сознания.

Если мы возьмем для примера здорового взрослого человека среднего умственного уровня, то заметим, что обыкновенный меха­низм его духовной жизни состоит из непрерывно сменяющих друг друга внутренних процессов, из ряда ощущений, чувствований, мыс­лей и образов, подвергающихся то взаимной ассоциации, то взаим­ному отталкиванию под влиянием известных законов. Собственно

говоря, это не цепь и не ряд, как часто выражаются, но скорее лучеиспускание в различных направлениях, проникающее в различ­ные слои, подвижный агрегат, который беспрерывно слагается, рас­падается и вновь восстанавливается. Всем известно, что механизм этот подвергся в наше время тщательному исследованию и что тео­рия ассоциации составляет один из наиболее твердо установленных отделов современной психологии. Мы не хотим этим сказать, что он вполне закончен; напротив, по нашему мнению, до сих пор ис­следователи обращали слишком мало внимания на роль аффектив­ных состояний, служащих скрытою причиною многих ассоциаций. Зачастую случается, что одна мысль вызывает другую не в силу сходства представлений, а в силу связанного с той или другой из них аффективного состояния, обусловливающего их взаимное родство 2 . Кроме того, остается еще свести законы ассоциации к зако­нам физиологическим, механизм психологический к механизму мозговому, который служит ему основанием; но мы еще далеки от это­го идеала.

Нормальное состояние - это множественность состояний сознания или, по выражению некоторых писателей, полиидеизм. Внима­ние есть временная задержка этой бесконечной смены в пользу од­ного только состояния: это моноидеизм. Но необходимо в точности определить, в каком смысле мы употребляем этот термин. Сводится ли внимание к исключительно единому состоянию сознания? Мы должны ответить на этот вопрос отрицательно; самонаблюдение показывает нам, что оно представляет только относительный моноидеизм, т.е. что оно предполагает существование господствующей мысли, стягивающей вокруг себя только то, что к ней относится, и ничего более, и допускающей образование ассоциаций лишь в огра­ниченных пределах, постольку, поскольку они сосредоточиваются подобно ей на одном определенном пункте. Эта господствующая мысль по мере возможности эксплуатирует в свою пользу всю на-личную мозговую деятельность.

Бывают ли случаи абсолютного моноидеизма, когда сознание сводится к одному всепоглощающему состоянию, при котором механизмассоциаций безусловно останавливается? На наш взгляд, явление это встречается в крайне редких случаях экстаза, которыми мы займемся впоследствии; но во всяком случае нужно заметить, что такое состояние может быть только мимолетным, так как, будучи поставлено вне условий, существенно для него необходимых, сознание исчезает.

Итак, внимание (чтобы не повторяться более, мы напомним, ч-то наше исследование относится только к случаям вполне опреде­ленным и резким) состоит в том, что относительное единство со­знания, представляющее частный случай, заменяет собою множествен­ность состояний сознания и изменяемость, составляющие общее пра­вило. Сказанного, однако, недостаточно, чтобы определить внима­ние. Так, например, сильная зубная боль, припадок болезни почек, интенсивное наслаждение производят временное единство сознания, которое никоим образом не может быть смешано с понятием о вни­мании. Внимание требует объекта; это не чисто субъективное изме­нение, это - познавание, известное состояние ума. Отметим этот но­вый признак.

Чтобы отличать внимание от некоторых состояний, к нему приближающихся, о которых мы поведем речь в нашем исследо­вании (например, idee fixe), следует принять в расчет приспо­собление организма, которым оно всегда сопровождается и из ко­торого в значительной степени слагается, что мы и постараемся доказать. В чем же состоит это приспособление? Ограничимся пока беглым взглядом.

В случае непроизвольного внимания замечается сосредото­чение всего тела на объекте внимания: глаза, уши, иногда и руки сосредоточиваются на нем; все движения приостанавливаются. Личность захвачена, то есть все стремления данного лица, вся его наличная энергия направлены к одному и тому же пункту. При­способление физическое или внешнее служит признаком приспо­собления психического, то есть внутреннего. Сосредоточение есть сведение к единству, заменяющему рассеянность движений и при­нимаемых телом положений, которое характеризует нормальное состояние.

В случаях произвольного внимания приспособление тела ча­сто бывает неполное, перемежающееся, непрочное. Хотя движе­ния и приостанавливаются, но время от времени они снова по­являются. Организм сосредоточивается, но это происходит вяло и слабо. Перерывы в приспособлении физическом свидетельству ют о перерывах в приспособлении умственном. Личность захва­чена лишь отчасти и только по временам.

Прошу читателя извинить меня за ту неясность и неполно­ту, которые он заметит в этих кратких набросках. Подробности и доказательства, подтверждающие сказанное, он найдет ниже. Пока требовалось только выработать определение внимания, ко­торое я предлагаю в следующей форме: это умственный моно идеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума.