Краткое содержание обезьяна и горох. Л.Н

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

ЗАДАНИЯ

1. Изобразите ситуацию, которая произошла с обезьяной, используя символы.

2. Дайте совет героине басни. Как она могла поступить, просыпав первую горошинку?

3. Перечислите черты характера, которыми обладает героиня.

4. В чём заключается мораль басни?

Осел и лошадь (л.Н.Толстой)

У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел

сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер.

Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу да еще и

ЗАДАНИЯ

1. Какие качества осуждает Л.Н. Толстой в своей басне?

2. Чему учит произведение?

3. Выберите пословицу, которая подходит к басне.

Помоги в малом, вернётся большим.

Делу время - потехе час.

Друг познаётся в беде.

Объясните значение выбранной пословицы.

_____________________________________________________________

Стрекоза и муравей (и.А.Крылов)

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» - «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило».- «А, так ты...» - «Я без души Лето целое всё пела».- «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»

ЗАДАНИЯ

1. «Зима катит в глаза», «помертвело чисто поле», «В мягких муравах у нас» . Как вы понимаете эти выражения? Замените на понятные вам выражения.

2. Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями? Если нельзя, то почему? А как поступили бы друзья?

3. Справедливо ли поступил Муравей?

4. Сочувствуете ли вы Стрекозе?

5. Какой вы представляете себе Стрекозу? Опишите её? А Муравья?

6. Делу время - потехе час. Что посеешь, то и пожнёшь . Объясните значения этих пословиц. Почему они здесь приведены? Подбериет ещё несколько пословиц.

8. Чему учит нас эта басня?

9. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы их понимаете?

10. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

Белка и волк (л.Н. Толстой)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не

ЗАДАНИЯ :

1. Определите, к какому жанру относится текст.

    сказка о животных

2. Опишите своими словами ситуацию, которая происходит в басне.

3. По чему Волк отпустил Белку?

4. Кто из персонажей басни оказался хитрее? Почему?

6. Какими качествами обладают персонажи басни? Заполните таблицу.

Персонаж

Качества

6. Перечитайте ответ белки и выберите, как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке.

7. Какие человеческие качества принадлежат Белке, а какие – Волку?

Белка ­-

Волк -

8. В чём заключается мораль басни?

9. Кто её произносит? Почему именно этот персонаж?

10. Сформулируйте вывод по басне «Белка и волк».

Произведения гения русской литературы, Льва Николаевича Толстого (1828-1910), вошли в золотой писательский фонд XIX века. Принадлежал он к знатному и богатому роду, был в родстве с князьями Голицыными, Трубецкими, по матери - с А. С. Пушкиным.

Лев Николаевич Толстой: краткая биография

Отец писателя (1794 - 1837) - подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать - княгиня Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).

Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.

В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 - 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале "Современник" напечатано первое произведение Толстого - "Детство". Участвовал в военных походах.

В 1857 - 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.

Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого "Прыжок". Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений - романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.

Широко известны произведения Толстого "Война и мир", "Севастопольские рассказы", "Анна Каренина", "Детство" и "Отрочество".

Поучительная история для детей

В 1880 году, в возрасте 52 лет, написал Лев Толстой "Прыжок". Жанр этого произведения - рассказ. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ - это правдивая история, быль. Герои рассказа - праздные матросы (толпа), 12-летний сын судна и озорная обезьянка.

Текст состоит из 4 частей:

  • Вступление - обрисовка места событий и действующих лиц.
  • Завязка - озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна. Все смеются. Мальчишка уязвлен и раздосадован, начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свое добро.
  • Кульминация - увлекшись, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна. Он в серьезной опасности. Ясно представить огромный риск для жизни ребенка поможет информация: высота мачты на судне, которое описывает в рассказе Толстой "Прыжок", могла достигать 25 м (это высота 8-ми этажного дома), палубы были сделаны из твердых ("каменных") пород дерева.
  • Развязка - решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну.

Рассказ "Прыжок" (Толстой): краткое содержание

Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан - отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой "Прыжок".

Характеры героев

В каждом своем произведении описывает интересные и неординарные людские характеры писатель Л.Н. Толстой. "Прыжок" - не исключение.

Так, матросы (народ, толпа) - недальновидные, любящие развлечения и насмешки. Мальчик - 12-летний сын капитана - гордый, смелый, юный, безрассудный, азартный, его психологический настрой - "я могу, мне все по плечу". Как сын капитана, мальчик чувствует свою значимость в социуме, боится подвести отца.

Капитан очень любит своего сына, способен на решительные действия. Это человек дела, он имеет очень быструю реакцию, умеет молниеносно сориентироваться и не боится принимать решения. Умный, гордый и независимый.

Выводы по тексту

Рассказ Толстого "Прыжок" - очень глубокомысленное и поучительное произведение. Если вдуматься, то станет ясно, что мальчишке вовсе не жаль было шляпы. Что же его подтолкнуло на столь безрассудный поступок? Это насмешки матросов и нежелание подвести отца. Он, гордый и смелый, неустрашимо ринулся защищать свое достоинство. Но совершил который чуть не стоил ему жизни. И только решительные действия капитана - любящего отца - предотвратили трагедию.

Неспроста написал для детей Лев Николаевич Толстой "Прыжок". Он призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам праздной толпы, сопоставлять цель с риском, обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Вопросы и ответы по тексту

Рассказ "Прыжок" Л.Н.Толстого в картинках, читать


Картинки увеличиваются

Прыжок

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал
схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.
Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.
От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.сайт/библиотечка/

  • #1

    очень хорошая сказка

  • #2

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.