Орфограмма. опознавательные признаки орфограмм

Более мелкими единицами, чем орфограммы, считаются опознавательные признаки орфограмм. А крупные орфографические единицы – орфографические правила.

Орфограмма – это такое написание в слове и между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: – безударность, после шипящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: – на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)– мягкие согласные.

Неразделительный ь– шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные – звук [й] после согласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы – начало предложения, текста, наличие собственных имен и собственных наименований.

Дефис – Сложные слова; приставки кое-, в-, по-; суффиксы -нибудь, -либо, -что; частицы -то, -ка.

Черточка (при переносе) – конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует определить, что необходимо написать в том или ином случае.

Выбор правильного написания слов осуществляется с учетом морфологических, синтаксических, фонетических признаков, словообразовательных и смысловых особенностей слов. Все это и способствует правильному выбору букв при написании слов.

В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных о и е в суффиксе прилагательных -ов– (-ев-) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формируется таким образом, что в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения буква – е. Например, грошовый, ежовый, сторожевой, плечевой.

Фонетические особенности слов – это позиция и характер фонемы (мягкость, ударность и безударность, звонкое звучание и глухое).

Словообразовательный способ – зависимость способа проверки орфограммы от расположения в слове.

Морфологические условия – указывают на часть речи и ее признаки. Например: долг (сущ., 2 скл., и. п.).

Синтаксические условия указывают на связь слов, например: высоким мастерством (мастерством – каким? – высоким).

Смысловые условия – определяют значение слова или значение части слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прибрежный (близость).


  • Орфограммы и их признаки орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Орфограммы и их признаки . Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм


  • Орфограммы и их признаки . Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм . А круп.


  • Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм . А круп. Принципы орфографии.


  • Орфограммы и их признаки . Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм . А круп.


  • признак
    Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Литературный язык – это высшая форма национального языка, признак национальной самобытности, носите... подробнее ».
    Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Литературный язык – это высшая форма национального языка, признак национальной самобытности, носите... подробнее ».
    Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Литературный язык – это высшая форма национального языка, признак национальной самобытности, носите... подробнее ».
    Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .

Найдено похожих страниц:10


Урок 7. (7 класс)

Тема: Фонетика и орфография (§ 4)

Урок № 2

Ход урока

1. Орг. момент .

2. Взаимопроверка домашнего задания.

(Повторить слова с удвоенными согласными, упр. 19.)

З. Орфографическая диктовка .

Профессия, терраса, троллейбус, фотоаппарат, дрессировщик, бассейн, мировоззрение, грамматика, миллион, шоссе, миллиард, иссиня-чёрный, теннис, суббота, коллекция, иллюстрация, искусство, телеграмма.

4. Вопросы к классу.

— Что изучается в орфографии?

— Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?

—По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См.« Приложение» на стр. 206 учебника )

5. Повторение темы.

Задание 1.

Составление таблицы «Употребление Ь после шипящих на конце слов».

Ь пишется

Примеры

1. В существительных 3-го склонения.

2. В глаголах 2-го лица единственного числа.

3. В глаголах повелительного наклонения.

4. В неопределённой форме глагола.

Урок 7(2)

(7 класс)

Задание 2.

Повторение проверяемой гласной в корне слова. Орфографическая диктовка.

Зап..ватъ лекарство, запевать песню; посвятить произведение, осв..тить помещение; помериться с друзьями, прим..рятъ новый наряд; разв..вается малыш, разв..вается знамя; прор.. дитъ морковь, разр.. дитъ обстановку; сократить расходы, укр..титъ тигра; честолюбивый человек, чистоплотная женщина; скрепите бумаги, скрепите дверью; сп. шите написать, сп..шите текст; ум. .лять о пощаде, ум. .лятъ заслуги; раск..лотъ орешек, раск..литъ докрасна; д..лина реки, д..лёкий друг.

Задание 3.

Повторение глухих и звонких согласных в корне. Объясните написание согласных в корне, подберите проверочные слова.

Снег, дорожка, указка, сладкий, ловкий, сторожка, берег, союз, огород, сугроб, замёрзший, шоколад, скользкий, изгородь.

Задание 4.

Повторение правописания Ъ и Ь. Слова с пропущенными буквами заранее приготовлены на доске.

Ноч..ка, жидкост.., в..юга, с..езд, серьёзный, лист..я, мен..ше, под..езд , вин..тик, мос..тик, гвоз..дик, с..ехать, мощ..ностъ, булоч..ная, гон..щик, в..езд.

Задание 5.

Повторение правописания О и Е после шипящих. Выполнить упражнение 20 . Двое работают по карточкам.

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Карточка№2

с, над, перед, за

* 3адание 5.

Как с изменением ударения изменится смысл слова. Подберите свои подобные слова.

Ледник, отзыв.

(Ответы : ледник — погреб со льдом для скоропортящихся продуктов, ледник — масса движущегося льда; отзыв — устная или письменная оценка чего-либо,

отзыв — распоряжение покинуть какой-либо пост.)

5. Выводы по уроку.

— Какие виды орфограмм мы сегодня повторили?

…………………………………………………………………………………….

6. Домашнее задание.

Составить карточку для своего соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке. Карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм.

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Осторожный ш..рох, щ..тка для волос, капюш.. н куртки, ягоды крыж..вника, железная реш..тка, ж..лтый цветок, почетный горожанин, ч.. порный человек, маж..рный тон, крепкая беч..вка, красные щ..ки, пройти по ж..рдочке, ш..в на платье, жужжание пч..л, сдать зач..т, расчесать ч..лку, провести черточку, красный ш..лк, мамина расч..ска, заглянуть в щ..лку.

…………………………………………………………………………………………………

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка№2

Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за . Составьте и запишите предложения с пятью словами.

Ученица, туча, улица, столица, луч, плющ, ключ, товарищ, обруч, полотенце, рубеле, морозец, багаж, птица, камыш, кумач, душа, плечо, ноша, свеча, красавица, врач, деревце.

…………………………………………………………………………………………………..

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Осторожный ш..рох, щ..тка для волос, капюш.. н куртки, ягоды крыж..вника, железная реш..тка, ж..лтый цветок, почетный горожанин, ч.. порный человек, маж..рный тон, крепкая беч..вка, красные щ..ки, пройти по ж..рдочке, ш..в на платье, жужжание пч..л, сдать зач..т, расчесать ч..лку, провести черточку, красный ш..лк, мамина расч..ска, заглянуть в щ..лку.

…………………………………………………………………………………………………

Карточка№2

Урок 7(2)

(7 класс)

Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за . Составьте и запишите предложения с пятью словами.

Ученица, туча, улица, столица, луч, плющ, ключ, товарищ, обруч, полотенце, рубеле, морозец, багаж, птица, камыш, кумач, душа, плечо, ноша, свеча, красавица, врач, деревце.


Более мелкими единицами, чем орфограммы, считаются опознавательные признаки орфограмм. А крупные орфографические единицы – орфографические правила.

Орфограмма – это такое написание в слове и между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: – безударность, после шипящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: – на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)– мягкие согласные.

Неразделительный ь– шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные – звук [й] после согласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы – начало предложения, текста, наличие собственных имен и собственных наименований.

Дефис – Сложные слова; приставки кое-, в-, по- ; суффиксы -нибудь, -либо, -что ; частицы -то, -ка .

Черточка (при переносе) – конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует определить, что необходимо написать в том или ином случае.

Выбор правильного написания слов осуществляется с учетом морфологических, синтаксических, фонетических признаков, словообразовательных и смысловых особенностей слов. Все это и способствует правильному выбору букв при написании слов.

В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных о и е в суффиксе прилагательных -ов– (-ев- ) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формируется таким образом, что в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения буква – е . Например, грошовый, ежовый, сторожевой, плечевой.

Фонетические особенности слов – это позиция и характер фонемы (мягкость, ударность и безударность, звонкое звучание и глухое).

Словообразовательный способ – зависимость способа проверки орфограммы от расположения в слове.

Морфологические условия – указывают на часть речи и ее признаки. Например: долг (сущ., 2 скл., и. п.).

Синтаксические условия указывают на связь слов, например: высоким мастерством (мастерством – каким? – высоким ).

Смысловые условия – определяют значение слова или значение части слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прибрежный (близость ).

Написания не по произношению называются орфограммами , т.е. правильными написаниями (в словах тра ва́, нож выделенные буквы являются орфограммами). Вместо орфограммы в слове может быть написана другая буква - неправильное написание, т. е. ошибка: лож ка - выделенная буква - орфограмма (правильное написание); «лош ка» - выделенная буква - орфографическая ошибка (т. е. неправильное написание). У пишущего ученика в уме постоянно происходит конкуренция, выбор между орфограммой и ошибкой. Причин для появления ошибок (вместо орфограмм) много (см. о них ниже).

У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:

У орфограмм - гласных букв: безударность гласных (ка то́к , сте на́ ,положение гласных после шипящих и ц (жё лудь , ци рк );

У орфограмм - согласных букв: стечение согласных (ясн ый , бумажк а ),конец слова (холод , нож );

У орфограмм - букв ь и ъ : а) у разделительных ъ и ь наличие звука [й’] после согласной (с [й’э]м , сем [й’а]); б) у неразделительного ь наличие мягких согласных в стечении согласных (ночн ой, се [л’]дь, ко [н’]ки , ба [н’]тик ), наличие шипящих на конце слова (рож ь , горяч , спряч ь , еш ь , сплош ь , лиш ь ),наличие в произношении глаголов [ца] (купатьс я , купаетс я );

У орфограмм - больших букв: начало предложения, наличие собственных имен (Б айкал )и собственных наименований (В еликая О течественная война );

У небуквенных орфограмм: наличие не и ни , предлогов и союзов, приставок в- , кое- , по- , суффиксов -либо , -нибудь , -таки , -ых (-их) , -ому , -ему , сложных слов, конец строки.

Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.

45. Методика работы над орфографическим правилом.

Психологической наукой выдвинут исключительно важный вопрос о необходимости обучения школьников приемам умственной работы. Об этом говорится в статье Д.Н. Богоявленского: «… способам умственной работы по применению теоретических знаний на практике надо уделять в обучении не меньше внимания, чем усвоению содержания научных понятий или правил». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение». 1987г.

Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.



С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.

Схема орфографического разбора определяется:

Последовательность.

Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.

Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.

Ученик должен:

Поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;

Обратить внимание на окончание;

Определить род имени существительного.

Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).

Итак, схема разбора - это предписание, определяющее, какие существенные признаки орфограммы и в какой последовательности необходимо выявить пишущему, чтобы верно применить соответствующее орфографическое правило, другими словами, схема орфографического разбора - это предписание, определяющее содержание и последовательность умственных действий по применению орфографических правил в практике письма.

Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:

После шипящих и Ц в суффиксах прилагательных под ударением пишется О, без ударения -Е: грошовый, ежовый, но: плюшевый, ситцевый.

Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:

а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;

б) часть речи;

в) место ударения.

Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.

Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.

Итак, при определении последовательности анализа орфограммы надо учитывать следующее: вначале указывается опознавательный признак орфограммы, затем - «выборочный» признак (или «выборочные» признаки), далее - «заключительный» признак (или «заключительные» признаки).

Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.

Объяснительное письмо.

Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.

Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».

При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).

При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.

Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.

Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.

Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.

То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения (см. приложение №) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.

Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.

И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.

«Для орфографических целей, - пишет Д.Н. Богоявленский, - совершенно необходима выработка умения быстро, по ходу работы (например, при диктовке), распознавать морфемы и грамматические категории. При этом надо заметить, что как при диктантах, так и при всякого рода творческих письменных работах определять все это ученику приходится либо при слуховом восприятии текста, либо при внутреннем произнесении его. Поэтому естественным кажется на занятиях по грамматике приучать учащихся производить грамматический разбор со слуха». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение».1987г.