Новый-старый Владивосток. Дом Соллогуба

Жила я неподалёку и поэтому часто ходила по этой улице, которая в те времена называлась улицей Воровского. Иногда бывала и на популярных в то время встречах в Доме литераторов и Доме архитекторов. Но как-то не очень задумывалась об истории аристократических особняков, расположенных на этой улице. А вот теперь пришёл черёд узнать о давно знакомых и любимых местах Москвы подробнее.
Итак, Поварская - улица аристократическая. Наверное, здесь и должна находиться настоящая княжеская усадьба с широкими воротами, большим двором, а в глубине, конечно, должен стоять дом с мезонином и колоннами. Ну, вот это как раз и есть дом №52 по Поварской.

1. В современном виде ансамбль усадьбы формировался постепенно. Сначала в 1756 году был построен небольшой дом по Большой Никитской во владении И.И. Воронцова-Вельяминова. Этот дом составлял центральную часть усадьбы. Потом дом купили князья Долгоруковы. В 1770-х годах дом был расширен до Поварской двумя симметричными служебных корпусами. Над домом был надстроен мезонин, а оба фасада, выходящие на разные улицы, обзавелись коринфскими портиками. Со стороны Большой Никитской - такой же коринфский портик, как и со стороны Поварской, но с наполовину утопленными в стену здания колоннами.


Большая Никитская, дом №55

2. В середине XIX века усадьбу купил выходец из баронского рода Боде - Михаил Боде-Колычёв. Род баронов Боде происходил из Эльзаса. Во время Французской революции их владения были конфискованы, погибли все фамильные бумаги. Они приехали в Россию при Екатерине II и присягнули на русское подданство. Михаил родился в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Фёдоровны Колычёвой (1790-1860), последней представительницы боярского рода Колычёвых.


Портреты Натальи Федоровны (урожденной Колычёвой) и Льва Карловича Боде

3. В 1839-1843 годах Михаил Боде обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в придворном ведомстве. В 1853-1856 годах в составе Московского ополчения участвовал в Крымской войне. По окончании войны поселился в Москве в особняке на углу Поварской и Никитской улиц, и поступил на службу в Московское дворцовое управление в чине гофмейстера. Был начальником Оружейной палаты в Кремле, в 1875-1883 годах - вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя в Москве. В 1864-1869 годы являлся почетным членом Общества любителей духовного просвещения. Поскольку ко второй половине XIX века в роду Колычёвых не осталось представителей мужского пола, в 1875 году высочайшим соизволением М.Л. Боде было разрешено принять герб и называться бароном Боде-Колычёвым. В 1883 году получил придворный чин обер-гофмейстера. Им был написан исторический труд "Боярский род Колычёвых".
Из воспоминаний Михаила Андреевича Боратынского о жизни в Москве (Дом на Остоженке. Боратынские в Москве (1850-1860-е годы) / Московский журнал. М., 2009. № 10.):
"Сам барон Михаил Львович был удивительно красив и хорошо сложен, хотя я его помню уже пожилым человеком. Он был громадного роста, очень высоко гордо держал голову, брился по придворному, т.е. не носил ни усов, ни бороды; волосы имел белокурые, мягкие и были зачесаны назад. С нами он был очень ласков, но строг: если мы что-нибудь не так поступали, как полагалось (иногда просто от смущения), он себя так сумел поставить, что все перед ним преклонялись. У него была домашняя церковь в честь св. Филиппа, митрополита, которого считал своим предком по матери, рожденной Колычёвой. Михаил Львович любил музыку, сам имел очень приятный густой тенор, немного играл на виолончели...".


Слева - герб Боде-Колычёвых. Справа - Михаил Львович Боде-Колычев. Рисунок Т. Райта, 1843 год

4. При М.Л. Боде-Колычёве парадный двор усадьбы получил окончательную симметричную композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И.С. Аксаков с А.Ф. Тютчевой. В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А.С. Грибоедова - Н.А. Чавчавадзе, и её сестра, правительница Мегрелии - Е.А. Чавчавадзе. За период с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем. По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой настоящий музей с картинной галереей и коллекцией оружия.


Парадные ворота усадьбы

5. На фронтоне главного здания усадьбы - герб баронского рода Боде-Колычёвых: два льва держат щит, над щитом баронская корона и три дворянских шлема. Под щитом девиз: Deus Honor ет Gloria (Бог, честь и слава).

6. Михаил Львович скончался в 1888 году. После его кончины усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна. Она была замужем за сыном соседей по Поварской - графом Федором Львовичем Соллогубом. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. А родовые владения Самариных были слева от церкви Бориса и Глеба на Поварской, дом №38.
Граф Фёдор Львович Соллогуб (1848-1890) - русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель, был преподавателем в Московских драматических училищах. Соллогуб писал рисунки и акварели преимущественно на исторические сюжеты, был известен как художник-иллюстратор. Владел по наследству от отца и деда коллекцией ценных картин и иконописи. Фёдор Соллогуб был хорошо знаком с Львом Толстым.


Памятник Л.Н. Толстому. Вид на западный флигель

7. Федор Соллогуб и его жена Наталья были друзьями В.С. Соловьёва. Когда супруги жили в доме Демидовых на Большом Толмачёвском, 3 (ныне Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского), Соловьёв не раз бывал у них. Из воспоминаний родственницы Соллогуба М.Ф. Мансуровой (урождённой Самариной): "Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одарённый, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, графиня Марья Федоровна Соллогуб (рождённая Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск".

Вид на восточный флигель

8. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году, и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб. Таким образом, Соллогубы владели усадьбой до октябрьской революции. К этому времени парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля. Главный дом с классическим шестиколонным портиком образовывал широкую крытую галерею. Портики украшали пристроенные к главному дому дворовые флигели и служебные корпуса.


Вид на центральный вход в усадьбу

9. Колонны главного портика - коринфского ордера. Их характерной особенностью является колоколообразная капитель, богато украшенная стилизованными листьями.

12. Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада. Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. В XIX веке всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало веранду или зимний сад. Появившиеся изменения, по-видимому, были связаны с пристройкой домового храма как раз с этой стороны дома.


Вид на восточный флигель, за ним находилась церковь .

14. Восточный флигель с колоннами.

16. После революции в усадьбе часто менялись хозяева, и судьба её была очень бурной. Сначала здесь разместилась ВЧК, позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений. В 1920 году здесь открылся "Дворец искусств", в котором выступали А.А. Блок, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, М.И. Цветаева и другие литераторы. В 1922-1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов находился Музей живописной культуры. В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1930 году здесь прощались с Маяковским. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР. В 1933 году особняк был национализирован. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М.А. Булгаковым.

17. Теперь в этом доме располагаются различные писательские организации, а также редакция журнала "Дружба народов", да ещё ресторан.

18. Главный дом городской усадьбы Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.

20. Бытует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". В связи с этим в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска. В настоящее время некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается, однако доска продолжает поддерживать легенду.
Дом этот всё-таки связан со Львом Толстым очень многими родственными связями. Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычёвой - Мария Михайловна, была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого - Татьяне Львовне. У них родилась любимая внучка Толстого - Татьяна, в замужестве Альбертини. От первой жены Боде у М.С. Сухотина было 5 детей - 4 сына и дочь. Его дочь Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого - Марье Львовне. А вот после ее смерти он женился на падчерице сестры жены. У них было 2 сына и 2 дочки. Сын М.С. Сухотина - Сергей, был первым мужем внучки Л.Н. Толстого - графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным, т.е. его последней женой. Сразу во всём этом и не разберёшься, но понятно, что родственные связи были.

21. В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором Г.Н. Новокрещеновой и архитектором В.Н. Васнецовым.

22. Памятник Л. Н. Толстому был даром писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Очень много старых фотографий усадьбы и её внутренних интерьеров в интересном рассказе

Размер листа: 22,4 x 18,1 см. Гравюра в два цвета на дереве знаменитого графика Ивана Павлова из раритетной серии "Старая Москва". Отпечатана тиражом 2000 экземпляров в 1924 году. Хорошее коллекционное состояние, чистая обратная сторона, бумага верже с характерной "решеткой".

На гравюре показан уголок старой Москвы - Городская усадьба князей Долгоруковых, Боде-Колычевых и Сологуба (ул. Поварская, 52 / Большая Никитская, 55). Оригинальное название гравюры: "Дом. бывш. графа Сологуба. Институт Слова".

Усадьба Соллогуба (Городская усадьба князей Долгоруковых) - ансамбль усадьбы складывался постепенно, начало ему было положено в 1756 г., когда по линии Большой Никитской улицы владении И. И. Воронцова-Вельяминова был построен небольшой дом.

В 1770-е годы владение перешло к Долгоруковым, которые расширили участок до Поварской улицы и возвели по боковым границам два симметричных служебных корпуса. Со 2-й половины 19 в. усадьбой владел баронский род Боде-Колычёвых. После кончины М. Л. Боде-Колычёва усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна, которая была замужем за графом Ф. Л. Соллогубом (1848—1890; Федор Львович Соллогуб - художник, коллекционер, актер- и поэт-любитель). Соллогубы владели усадьбой вплоть до Октябрьской революции. По легенде, усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

После революции в усадьбе Соллогуба размещались ВЧК, Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей, проживал А.В. Луначарский с семьей. В 1920 г. в усадьбе открылся «Дворец искусств», где выступали изветные литераторы (А. А. Блок, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, М. И. Цветаева и др.), в 1921-25 г. в главном доме работал Высший литературно-художественный институт, основанный поэтом В. Я. Брюсовым на базе студии при Лито Наркомпроса (ранее также организованной Брюсовым), литературных курсов при «Дворце искусств» и части Государственного института слова. В «Брюсовском институте» готовили писателей, поэтов, беллетристов, драматургов, критиков и переводчиков. В 1924 г. в связи с юбилеем Брюсова институту было присвоено имя поэта. В 1925 ВЛХИ попытались перевести в Ленинград, но из-за невозможности перевода закрыли.

В 1922-23 гг. на территории усадьбы находился Музей живописной культуры, после селились частные лица, с 1932 - размещался Союз писателей СССР. В 1933 г. усадьба национализирована, в 1960 г. - отнесена к категории памятников архитектуры государственного значения. В настоящее время усадьбой владеет Международный союза общественных объединений «Международное сообщество писательских союзов».

Иван Николаевич Павлов (1872—1951) — русский и советский гравёр и живописец. Народный художник РСФСР (1943). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

И. Н. Павлов родился 5 (17 марта) 1872 года в деревне Поповка (ныне Каширский район, Московская область). Учился в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, мастерской В. В. Матэ (1891—1892) в Петербурге.

Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1907—1914), Художественной школе при типолитографии товарищества И. Д. Сытина (с 1915), Свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1917—1922) — в Москве. Ученики: В. И. Соколов, М. В. Маторин, О. П. Таёжная-Чешуина. Член АХРР с 1925 года. Действительный член АХ СССР с 1947 года. И. Н. Павлов умер 30 августа 1951 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Вначале создавал репродукционные ксилографии для журналов («Запорожец», с этюда И. Е. Репина, 1895), с конца 1900-х гг. — преимущественно оригинальные станковые цветные ксилографии и линогравюры. Работал в технике тоновой гравюры, одним из первых утвердил новый вид гравюры, в котором мастер-гравёр является самостоятельным художником.

В первой четверти XX века сделал серию альбомов оригинальных гравюр: «Уходящая Русь», «Уходящая Москва», «Старая провинция», «Останкино», «Пейзажи в цветных гравюрах на дереве». После 1917 года создал в технике эстампа серию индустриальных пейзажей: «Волга у Ярославля», «Нефтевозы на Волге», «Элеватор на Каме». (По материалам Википедии)

Буквально на днях мы посетили Усадьбу Сологубов в Серпуховском районе! Проезжая мимо, решили заехать и посмотреть, что же сохранилось до наших дней! Но, увы, сохранилась церковь Рождества Христова и часть усадебного парка… Но, обо всем по порядку.

Ехать в Рождествено-Телятьево специально, наверное, не стоит, можно посмотреть только храм в глубине парка, но чтобы посетить его, нужно приехать в день богослужения, которые ведутся только в праздники и воскресенья. Иначе вы не сможете пройти на территорию храма огороженную забором и попасть внутрь самого храма.

Итак, от имения сохранилась барочная церковь Рождества Христова постройки (1729 – 1731 гг.) и остатки парка. Вы увидите Рождественский храм, отличающийся изяществом силуэта, гармоничностью пропорций, строгостью и выразительностью членений, удивительной ясностью композиционного решения и лаконизмом декора. Церковь Рождества Христова находится на территории старинного парка, состоящего из регулярной и пейзажной частей, с прудами. Прудов мы не увидели тоже, либо они высохли, либо затерялись в гуще парка, либо превратились в болота. Испытывать судьбу и ходить по зарослям парка мы не стали! Но мы заметили, буквально повсюду, огромных улиток и слизней, что свидетельствует о сырости.

Про церковь и ее историю

В 1622 г. в с. Телятьево на реке Московке, принадлежащем Ивану Ивановичу Раевскому, упоминается деревянная церковь Рождества Христова, построенная «клецки» (как изба). Тогда она «стояла без пения», потому что «попа нет». Потом село стало приданым для его внучки Екатерины, муж которой, Михаил Иванович Причищев, в 1696 г. построил новую деревянную церковь.

В XVIII веке усадьба принадлежала сподвижнку Петра I Александру Даниловичу Меньшикову, а затем Гурьевым. В 1729 г. в вотчине полковника Сильвестра Даниловича Гурьева строится ныне существующая каменная церковь Рождества Христова. Описывали ее так: «…здание каменное и колокольня, крыша покрыта железом, ограда каменная с деревянной решеткой. В церкви два придела: холодный Рождества Христова и теплый во имя святителя Сильвестра, папы Римского. В причте священник, дьячок и пономарь». Церковь в течение трех столетий перестраивалась. В 1855 г. упоминается вместо придела святителя Сильвестра, папы Римского, придел Рождества Пресвятой Богородицы, в 1912 г. упоминается надвратный придел Иоанна Крестителя.

В 1929 г. церковь была закрыта, и в ней был молокозавод, а на полу, по воспоминаниям рабочих, было много воды. К началу 1950–1960 храм занимал местный колхоз и держал там удобрения. Затем храм пустовал. К 1970 г. храм стали реставрировать, и это спасло здание от полного разрушения. В 1993 г. храм передан Русской Православной церкви и в нем возобновлены богослужения и реставрация.

Про усадьбу

В 1788 г. с. Телятьево стали называть двойственным названием Рождественно-Телятьево. Владелицей села была дочь С.Д.Гурьева – Матрена.

Дальнейшая история села и усадьбы связана с графами Соллогубами. Их владелицей в 1855 г. становится Мария Федоровна Соллогуб, урождённая Самарина. По кровному родству и замужеству она была знакома с видными литераторами и общественными деятелями своего времени, младшим братом её мужа был известный тогда писатель, журналист, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Владимир Александрович Соллогуб. В конце 1850-х гг., овдовев, Мария Фёдоровна поселилась в усадьбе и усиленно занималась благотворительностью в Серпухове и уезде. Лично ею основаны школы, библиотеки, больницы. В Рождествено-Телятьеве на ее средства в 1861 году была открыта начальная школа для крестьянских детей, попечительницей которой она являлась до конца своих дней.

Лучшая усадебная коллекция предметов искусства Серпуховского уезда была у Сологубов. Она состояла из произведений старой европейской живописи, графики, скульптуры и барельефов работы западных и русских мастеров. Здесь же, в Телятьево, имелась богатейшая библиотека на нескольких языках.

Про писателя В.А.Соллогуба

Здесь неоднократно бывал писатель Владимир Александрович Соллогуб (1813 - 1882), постоянный участник «Отечественных записок», автор повестей «Тарантас» и «Большой свет». Личность эта весьма замечательна и рассказать о ней можно очень многое (тем более, чем больше узнаешь, тем больше она тебя привлекает). Мне же показался любопытным тот факт, что «Большой свет» – своеобразный памфлет, причем заказной (повесть была написана по предложению великой княжны Марии Николаевны) на М.Ю. Лермонтова – именно он являлся прототипом главного героя Мишеля Леонина, мечтающего о «большом свете» и приглашении в Аничков дворец, но вскоре осознавшим всю ложь и лицемерие аристократического общества. В своем произведении Соллогуб использовал некоторые мотивы лирики и факты биографии Лермонтова и не скрывал, что в повести изображено «светское значение» поэта.

В жизни же Лермонтова и Соллогуба связывала дружба (известно, что Сологуб посещал Лермонтова, арестованного за дуэль с Э. Барантом на Арсенальной гауптвахте). Не исключено, что одним из стимулов выполнения памфлетного задания были лишь сиюминутные эмоции – ревность Соллогуба к поэту из-за С.М. Виельгорской, ставшей впоследствии женой Соллогуба.

Дальнейшая судьба усадьбы и села

После революции усадьбу ждала обычная судьба – в ней создали совхоз. Художественные коллекции и имущество бывших хозяев было национализировано, большая часть художественных ценностей была утрачена. Но часть ее, в первую очередь живопись и прикладное искусство, вывезли в 1919 г. в московские хранилища. Мебель Соллогубов, перевезенная в серпуховский дом Мараевых, по всей видимости, была расхищена ответственными работниками Реввоенсовета.

В 1916 г. село Телятьево входило в Пригородную вотчину. Последний раз Рождественно упоминается во Всесоюзной переписи 1959 г., а Телятьево – в переписи 1970 г. Сейчас села нет.

В 1973 году усадебно-парковый комплекс Телятьево был передан на баланс Министерства угольной промышленности СССР для организации дома отдыха «Шахтер», который сейчс не функционирует. Нам удалось пройти на территорию дома отдыха, в его корпусе сейчас только стоматологический частный кабинет и охрана! Все корпуса закрыты, все закрыто, окна в номерах побиты! Дом отдыха на стадии продажи, скорее всего под дом престарелых или реабилитационный центр для инсультников, как нам объяснили. Мы прошли в холл и на второй этаж санатория. Все санатории советских времен типовые, все та же мебель, полы, стены… Такое ощущение, что все недавно были и уехали! На стенах черно-белые фотографии, отображающие жизнь санатория в советское время, шахматный стол, музыкальные инструменты, бильярдные столы, старые кресла… все стоит и пылится. Лифты советского образца, конечно же, в нерабочем состоянии, столовая закрыта, цветы умерли, коридоры темны и пусты… лишь только запах старой мебели и портрет Сологуба. Зрелище удручающее! Если вам такие травятся места, приезжайте, посмотрите!

Продолжаем… Под строительство главного корпуса дома отдыха были вырублены вековые липы, а затем снесен и усадебный дом начала XIX века, в котором Министерство культуры РСФСР намеревалось открыть музей писателя В.А.Соллогуба. И теперь от усадьбы остались одни воспоминания да небольшая действующая церковь Рождества Христова. Очень печально, может быть, у дома отдыха не складывается успех от того, что снесли усадебный дом Сологуба и сам хозяин недоволен? Нам так показалось! Уж укоризненно он наблюдал за нами с портрета…

March 23rd, 2015

Жила я неподалёку и поэтому часто ходила по этой улице, которая в те времена называлась улицей Воровского. Иногда бывала и на популярных в то время встречах в Доме литераторов и Доме архитекторов. Но как-то не очень задумывалась об истории аристократических особняков, расположенных на этой улице. А вот теперь пришёл черёд узнать о давно знакомых и любимых местах Москвы подробнее.
Итак, Поварская - улица аристократическая. Наверное, здесь и должна находиться настоящая княжеская усадьба с широкими воротами, большим двором, а в глубине, конечно, должен стоять дом с мезонином и колоннами. Ну, вот это как раз и есть дом №52 по Поварской.

1. В современном виде ансамбль усадьбы формировался постепенно. Сначала в 1756 году был построен небольшой дом по Большой Никитской во владении И.И. Воронцова-Вельяминова. Этот дом составлял центральную часть усадьбы. Потом дом купили князья Долгоруковы. В 1770-х годах дом был расширен до Поварской двумя симметричными служебных корпусами. Над домом был надстроен мезонин, а оба фасада, выходящие на разные улицы, обзавелись коринфскими портиками. Со стороны Большой Никитской - такой же коринфский портик, как и со стороны Поварской, но с наполовину утопленными в стену здания колоннами.


Большая Никитская, дом №55

2. В середине XIX века усадьбу купил выходец из баронского рода Боде - Михаил Боде-Колычёв. Род баронов Боде происходил из Эльзаса. Во время Французской революции их владения были конфискованы, погибли все фамильные бумаги. Они приехали в Россию при Екатерине II и присягнули на русское подданство. Михаил родился в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Фёдоровны Колычёвой (1790-1860), последней представительницы боярского рода Колычёвых.


Портреты Натальи Федоровны (урожденной Колычёвой) и Льва Карловича Боде

3. В 1839-1843 годах Михаил Боде обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в придворном ведомстве. В 1853-1856 годах в составе Московского ополчения участвовал в Крымской войне. По окончании войны поселился в Москве в особняке на углу Поварской и Никитской улиц, и поступил на службу в Московское дворцовое управление в чине гофмейстера. Был начальником Оружейной палаты в Кремле, в 1875-1883 годах - вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя в Москве. В 1864-1869 годы являлся почетным членом Общества любителей духовного просвещения. Поскольку ко второй половине XIX века в роду Колычёвых не осталось представителей мужского пола, в 1875 году высочайшим соизволением М.Л. Боде было разрешено принять герб и называться бароном Боде-Колычёвым. В 1883 году получил придворный чин обер-гофмейстера. Им был написан исторический труд "Боярский род Колычёвых".
Из воспоминаний Михаила Андреевича Боратынского о жизни в Москве (Дом на Остоженке. Боратынские в Москве (1850-1860-е годы) / Московский журнал. М., 2009. № 10.):
"Сам барон Михаил Львович был удивительно красив и хорошо сложен, хотя я его помню уже пожилым человеком. Он был громадного роста, очень высоко гордо держал голову, брился по придворному, т.е. не носил ни усов, ни бороды; волосы имел белокурые, мягкие и были зачесаны назад. С нами он был очень ласков, но строг: если мы что-нибудь не так поступали, как полагалось (иногда просто от смущения), он себя так сумел поставить, что все перед ним преклонялись. У него была домашняя церковь в честь св. Филиппа, митрополита, которого считал своим предком по матери, рожденной Колычёвой. Михаил Львович любил музыку, сам имел очень приятный густой тенор, немного играл на виолончели...".


Слева - герб Боде-Колычёвых. Справа - Михаил Львович Боде-Колычев. Рисунок Т. Райта, 1843 год

4. При М.Л. Боде-Колычёве парадный двор усадьбы получил окончательную симметричную композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И.С. Аксаков с А.Ф. Тютчевой. В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А.С. Грибоедова - Н.А. Чавчавадзе, и её сестра, правительница Мегрелии - Е.А. Чавчавадзе. За период с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем. По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой настоящий музей с картинной галереей и коллекцией оружия.


Парадные ворота усадьбы

5. На фронтоне главного здания усадьбы - герб баронского рода Боде-Колычёвых: два льва держат щит, над щитом баронская корона и три дворянских шлема. Под щитом девиз: Deus Honor ет Gloria (Бог, честь и слава).

6. Михаил Львович скончался в 1888 году. После его кончины усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна. Она была замужем за сыном соседей по Поварской - графом Федором Львовичем Соллогубом. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. А родовые владения Самариных были слева от церкви Бориса и Глеба на Поварской, дом №38.
Граф Фёдор Львович Соллогуб (1848-1890) - русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель, был преподавателем в Московских драматических училищах. Соллогуб писал рисунки и акварели преимущественно на исторические сюжеты, был известен как художник-иллюстратор. Владел по наследству от отца и деда коллекцией ценных картин и иконописи. Фёдор Соллогуб был хорошо знаком с Львом Толстым.


Памятник Л.Н. Толстому. Вид на западный флигель

7. Федор Соллогуб и его жена Наталья были друзьями В.С. Соловьёва. Когда супруги жили в Соловьёв не раз бывал у них. Из воспоминаний родственницы Соллогуба М.Ф. Мансуровой (урождённой Самариной): "Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одарённый, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, графиня Марья Федоровна Соллогуб (рождённая Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск".


Вид на восточный флигель

8. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году, и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб. Таким образом, Соллогубы владели усадьбой до октябрьской революции. К этому времени парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля. Главный дом с классическим шестиколонным портиком образовывал широкую крытую галерею. Портики украшали пристроенные к главному дому дворовые флигели и служебные корпуса.


Вид на центральный вход в усадьбу

9. Колонны главного портика - коринфского ордера. Их характерной особенностью является колоколообразная капитель, богато украшенная стилизованными листьями.

12. Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада. Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. В XIX веке всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало веранду или зимний сад. Появившиеся изменения, по-видимому, были связаны с пристройкой домового храма как раз с этой стороны дома.


Вид на восточный флигель, за ним находилась церковь .

14. Восточный флигель с колоннами.

16. После революции в усадьбе часто менялись хозяева, и судьба её была очень бурной. Сначала здесь разместилась ВЧК, позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений. В 1920 году здесь открылся "Дворец искусств", в котором выступали А.А. Блок, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, М.И. Цветаева и другие литераторы. В 1922-1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов находился Музей живописной культуры. В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1930 году здесь прощались с Маяковским. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР. В 1933 году особняк был национализирован. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М.А. Булгаковым.

17. Теперь в этом доме располагаются различные писательские организации, а также редакция журнала "Дружба народов", да ещё ресторан.

18. Главный дом городской усадьбы Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.

20. Бытует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". В связи с этим в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска. В настоящее время некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается, однако доска продолжает поддерживать легенду.
Дом этот всё-таки связан со Львом Толстым очень многими родственными связями. Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычёвой - Мария Михайловна, была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого - Татьяне Львовне. У них родилась любимая внучка Толстого - Татьяна, в замужестве Альбертини. От первой жены Боде у М.С. Сухотина было 5 детей - 4 сына и дочь. Его дочь Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого - Марье Львовне. А вот после ее смерти он женился на падчерице сестры жены. У них было 2 сына и 2 дочки. Сын М.С. Сухотина - Сергей, был первым мужем внучки Л.Н. Толстого - графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным, т.е. его последней женой. Сразу во всём этом и не разберёшься, но понятно, что родственные связи были.

21. В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором Г.Н. Новокрещеновой и архитектором В.Н. Васнецовым.

22. Памятник Л. Н. Толстому был даром писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Очень много старых фотографий усадьбы и её внутренних интерьеров в интересном рассказе

Жила я неподалёку и поэтому часто ходила по этой улице, которая в те времена называлась улицей Воровского. Иногда бывала и на популярных в то время встречах в Доме литераторов и Доме архитекторов. Но как-то не очень задумывалась об истории аристократических особняков, расположенных на этой улице. А вот теперь пришёл черёд узнать о давно знакомых и любимых местах Москвы подробнее.
Итак, Поварская - улица аристократическая. Наверное, здесь и должна находиться настоящая княжеская усадьба с широкими воротами, большим двором, а в глубине, конечно, должен стоять дом с мезонином и колоннами. Ну, вот это как раз и есть дом №52 по Поварской.

1. В современном виде ансамбль усадьбы формировался постепенно. Сначала в 1756 году был построен небольшой дом по Большой Никитской во владении И.И. Воронцова-Вельяминова. Этот дом составлял центральную часть усадьбы. Потом дом купили князья Долгоруковы. В 1770-х годах дом был расширен до Поварской двумя симметричными служебных корпусами. Над домом был надстроен мезонин, а оба фасада, выходящие на разные улицы, обзавелись коринфскими портиками. Со стороны Большой Никитской - такой же коринфский портик, как и со стороны Поварской, но с наполовину утопленными в стену здания колоннами.


Большая Никитская, дом №55

2. В середине XIX века усадьбу купил выходец из баронского рода Боде - Михаил Боде-Колычёв. Род баронов Боде происходил из Эльзаса. Во время Французской революции их владения были конфискованы, погибли все фамильные бумаги. Они приехали в Россию при Екатерине II и присягнули на русское подданство. Михаил родился в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Фёдоровны Колычёвой (1790-1860), последней представительницы боярского рода Колычёвых.


Портреты Натальи Федоровны (урожденной Колычёвой) и Льва Карловича Боде

3. В 1839-1843 годах Михаил Боде обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в придворном ведомстве. В 1853-1856 годах в составе Московского ополчения участвовал в Крымской войне. По окончании войны поселился в Москве в особняке на углу Поварской и Никитской улиц, и поступил на службу в Московское дворцовое управление в чине гофмейстера. Был начальником Оружейной палаты в Кремле, в 1875-1883 годах - вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя в Москве. В 1864-1869 годы являлся почетным членом Общества любителей духовного просвещения. Поскольку ко второй половине XIX века в роду Колычёвых не осталось представителей мужского пола, в 1875 году высочайшим соизволением М.Л. Боде было разрешено принять герб и называться бароном Боде-Колычёвым. В 1883 году получил придворный чин обер-гофмейстера. Им был написан исторический труд "Боярский род Колычёвых".
Из воспоминаний Михаила Андреевича Боратынского о жизни в Москве (Дом на Остоженке. Боратынские в Москве (1850-1860-е годы) / Московский журнал. М., 2009. № 10.):
"Сам барон Михаил Львович был удивительно красив и хорошо сложен, хотя я его помню уже пожилым человеком. Он был громадного роста, очень высоко гордо держал голову, брился по придворному, т.е. не носил ни усов, ни бороды; волосы имел белокурые, мягкие и были зачесаны назад. С нами он был очень ласков, но строг: если мы что-нибудь не так поступали, как полагалось (иногда просто от смущения), он себя так сумел поставить, что все перед ним преклонялись. У него была домашняя церковь в честь св. Филиппа, митрополита, которого считал своим предком по матери, рожденной Колычёвой. Михаил Львович любил музыку, сам имел очень приятный густой тенор, немного играл на виолончели...".


Слева - герб Боде-Колычёвых. Справа - Михаил Львович Боде-Колычев. Рисунок Т. Райта, 1843 год

4. При М.Л. Боде-Колычёве парадный двор усадьбы получил окончательную симметричную композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И.С. Аксаков с А.Ф. Тютчевой. В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А.С. Грибоедова - Н.А. Чавчавадзе, и её сестра, правительница Мегрелии - Е.А. Чавчавадзе. За период с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем. По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой настоящий музей с картинной галереей и коллекцией оружия.


Парадные ворота усадьбы

5. На фронтоне главного здания усадьбы - герб баронского рода Боде-Колычёвых: два льва держат щит, над щитом баронская корона и три дворянских шлема. Под щитом девиз: Deus Honor ет Gloria (Бог, честь и слава).

6. Михаил Львович скончался в 1888 году. После его кончины усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна. Она была замужем за сыном соседей по Поварской - графом Федором Львовичем Соллогубом. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. А родовые владения Самариных были слева от церкви Бориса и Глеба на Поварской, дом №38.
Граф Фёдор Львович Соллогуб (1848-1890) - русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель, был преподавателем в Московских драматических училищах. Соллогуб писал рисунки и акварели преимущественно на исторические сюжеты, был известен как художник-иллюстратор. Владел по наследству от отца и деда коллекцией ценных картин и иконописи. Фёдор Соллогуб был хорошо знаком с Львом Толстым.


Памятник Л.Н. Толстому. Вид на западный флигель

7. Федор Соллогуб и его жена Наталья были друзьями В.С. Соловьёва. Когда супруги жили в доме Демидовых на Большом Толмачёвском, 3 (ныне Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского), Соловьёв не раз бывал у них. Из воспоминаний родственницы Соллогуба М.Ф. Мансуровой (урождённой Самариной): "Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одарённый, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, графиня Марья Федоровна Соллогуб (рождённая Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск".

Вид на восточный флигель

8. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году, и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб. Таким образом, Соллогубы владели усадьбой до октябрьской революции. К этому времени парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля. Главный дом с классическим шестиколонным портиком образовывал широкую крытую галерею. Портики украшали пристроенные к главному дому дворовые флигели и служебные корпуса.


Вид на центральный вход в усадьбу

9. Колонны главного портика - коринфского ордера. Их характерной особенностью является колоколообразная капитель, богато украшенная стилизованными листьями.

12. Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада. Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. В XIX веке всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало веранду или зимний сад. Появившиеся изменения, по-видимому, были связаны с пристройкой домового храма как раз с этой стороны дома.


Вид на восточный флигель, за ним находилась церковь .

14. Восточный флигель с колоннами.

16. После революции в усадьбе часто менялись хозяева, и судьба её была очень бурной. Сначала здесь разместилась ВЧК, позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений. В 1920 году здесь открылся "Дворец искусств", в котором выступали А.А. Блок, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, М.И. Цветаева и другие литераторы. В 1922-1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов находился Музей живописной культуры. В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1930 году здесь прощались с Маяковским. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР. В 1933 году особняк был национализирован. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М.А. Булгаковым.

17. Теперь в этом доме располагаются различные писательские организации, а также редакция журнала "Дружба народов", да ещё ресторан.

18. Главный дом городской усадьбы Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.

20. Бытует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". В связи с этим в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска. В настоящее время некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается, однако доска продолжает поддерживать легенду.
Дом этот всё-таки связан со Львом Толстым очень многими родственными связями. Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычёвой - Мария Михайловна, была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого - Татьяне Львовне. У них родилась любимая внучка Толстого - Татьяна, в замужестве Альбертини. От первой жены Боде у М.С. Сухотина было 5 детей - 4 сына и дочь. Его дочь Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого - Марье Львовне. А вот после ее смерти он женился на падчерице сестры жены. У них было 2 сына и 2 дочки. Сын М.С. Сухотина - Сергей, был первым мужем внучки Л.Н. Толстого - графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным, т.е. его последней женой. Сразу во всём этом и не разберёшься, но понятно, что родственные связи были.

21. В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором Г.Н. Новокрещеновой и архитектором В.Н. Васнецовым.

22. Памятник Л. Н. Толстому был даром писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Очень много старых фотографий усадьбы и её внутренних интерьеров в интересном рассказе