Страны баренцева региона. Баренцев евро-арктический регион (беар)

Лекция 7: Интеграция ССЕ: Баренцев Евро-Арктический регион, Северный Совет

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии и их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. Таким образом, регион охватывает губернии Нурдланд, Тромс и Финнмарк в Норвегии, губернию Норрботтен в Швеции, губернию Лапландия в Финляндии и Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ, являющийся самостоятельным субъектом Федерации, а также республику Карелию в России. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

Торговля и контакты между жителями северных районов,которые сегодня образуют Баренцев регион, существовали в течение тысячелетий. Российская революция 1917 года резко ограничила эти контакты. После начала осуществления реформ и в дальнейшем распада Советского Союза, контакты постепенно стали наращиваться. В конце 1980-ых годов сотрудничество получило формальную поддержку путём подписания двусторонних договоров о сотрудничестве как на региональном, так и на локальном уровнях.

11 января 1993 года было формализировано общее международное сотрудничество путём образования Баренцева региона и путём подписания Министрами иностранных дел Финляндии, Норвегии, Швеции и России, а также представителями Дании, Исландии и Европейского Сообщества договора о сотрудничестве - "Киркенесской декларации". На подписании присутствовали также наблюдатели из США, Канады, Франции, Японии, Польши, Великобритании и Германии. Одновременно с Кипркенесской декларацией был подписан региональный договор о сотрудничестве между входящими в регион губерниями/их соответствиями и одним представителем коренных народов. Региональный договор отражает рабочую цель, структурную организацию и рабочие формы региональной деятельности.

Баренц программа

Баренц программа является общей программой Регионального совета для конкретизации работы по достижению общих целей, сформулированных для осуществления региональной деятельности и поддержки процессов изменений, происходящих в российской части региона. Программа является также важным инструментом для достижения общих политических целей, нашедших своё выражение в Киркенесской декларации. Поле деятельности Баренц программы - широко. Программа выделила особое место также коренным народам. То, что программа направлена на российскую часть региона, явлвляется, отчасти, следствием того, что на скандинавской части территории работают другие программы (программа деятельности Северного калотта и программа Северного калотта Интеррег 2) и отчасти объясняется тем, что те средства, которые возможны к использованию для осуществления проектов Баренц программы, направляются через специальные фонды каждой из стран, предназначенные для вложений в Центральной и Восточной Европе. В своей основе программа является многосторонней, но с практической точки зрения, часть проектов,могут осуществляться на двусторонней основе. В процессе определения проектных идей производится координация с другими программами региона.



Баренц программа составлена в форме рамочной программы, в которой указываются приоритируемые сферы деятельности и мероприятия. Эти приоритеты базируются на анализе предложений, поступивших от региональных рабочих групп, представителей промышленности и других факторов регионального значения. Программа включает в себя пять сфер деятельности с вытекающими отсюда мероприятиями

· Развитие компетенции

· Развитие промышленной жизни

· Развитие жизненной среды

· Развитие общества и логистики

· Особые целевые группы

Цели

В договоре о сотрудничестве, подписанном в январе 1993, Региональный совет представил общие цели сотрудничества долгосрочного характера укреплять мирное и стабильное развитие в регионе, укреплять и развивать культурную связь между народами региона, поддерживать образование новых и расширение существующих двусторонних и многосторонних контактов в регионе, заложить основу действенному экономическому и социальному развитию в регионе, с центром тяжести на активном и целенаправленном использовании природы и ресурсов, содействовать развитию, принимающему во внимание интересы коренных народов, и активно содействовать вовлечению их в деятельность Этапные цели на программный период по каждому направлению представлены в разделе Программа мероприятий.

Стратегия

Региональный совет выносит решения по определению стратегических направлений для достижения поставленных в Баренц программе целей. По Баренц программе 1997-99 гг. актуальным является следующееГлавная стратегическая линия- оказание влияния и координация с другими программами региона, направленных на позитивное развитие общества, особенно в российской части Баренцева региона.

Концентрация деятельности. Деятельность должна основываться на потребностях, структура проектов должна быть согласована с получателем. Получатель активно участвует в осуществлении проекта. Мероприятия, осуществляемые в сфере экономики, должны способствовать наработке контактов, а также созданию стабильных и удовлетворительных предпосылок/условий развития экономической жизни. Активный анализ инвестиций с оценкой эффекта. Мероприятия должны быть хорошо скоординированы между странами Подробнее Координация с другими программами, организациями и действующими лицами В числе прочего координация включает в себя то, что проектам общественного развития, слабо представленным в других программах, придаётся больший вес в Баренц программе с тем, чтобы таким образом обеспечить более целостное развитие.

Для максимального использования доступных ресурсов следует испльзовать все формы сотрудничества. Установление контактов между всеми главными действующими лицами является весьма ценным с тем, чтобы уже на этапе планирования иметь возможность координации деятельности. Можно достичь лучшего результата путём вовлечения в желаемую деятельность различных действующих лиц. В этом случае незаменимой является вклад рабочих групп с их разветвлённой сетью контактов.

Концентрация деятельности Путём скоординированных и активнях мероприятий в ограниченном объёме проблем-ных секторов возможность достижения значительных результатов, которые могут послужить положительным примером, возрастает. Такие мероприятия могут пос-лужить положительным примером, в частности, в деятельности по поддержке же-лаемых процессов изменений.

Это не означает, что небольшого объёма проекты, к осуществлению которых наблю-дается большой интерес, будут отклоняться. Следует активнее привлекать и поддерживать деятельность различных действующих лиц, например из сферы двусторонних контактов для того, чтобы дополнить крупные проекты, находящиеся в стадии осуществления. Таким образом следует стремиться к тому, чтобы небольшие проекты являлись составляющими более объёмных инвестиций.

Приоритеты

В Киркенесской декларации указаны следующие области деятельности

· Экология

· Экономическое сотрудничество

· Наука и технологическое сотрудничество

· Региональная инфраструктура

· Коренные народы

· Контакты между людьми и сотрудничество в области культуры

Баренц совет выступил с дополнительным перечнем приоритетов. В рамках программы Интеррег Баренц приоритет отдаётся тем областям деятельности, которые в первую очередь создают рабочие места, таким как экономическое сотрудничество человеческие ресурсы и компетенция внутренние функции региона и жизненная среда

· Мероприятия в секторе экономики

· Мероприятия в сфере энергетики

Приоритет должен быть отдан мероприятиям экологического направления, которые быстро могли бы улучшить жизненные условия людей Планирование и осуществление проектов любых направлений должны базироваться на трёх критериях принимать во внимание экологический фактор - путём бережного обращения с природными ресурсами способствовать сохранению благоприятной окружающей среды и одновременно создавать рабочие места перспектива равноправия по полам - развитие общества, базирующееся на равных правах мужчин и женщин, на их различных предпосылках, потребностях и опыте молодёжная перспектива - развитие общества, принимающего во внимание специфику интересов молодёжи

Введение 3

1. Факторы образования и цели Баренц-региона 5

2. Образование и развитие Баренц-региона 8

3. Взаимодействие стран в Баренц-регионе 10

Заключение 14

Библиографический список 15

Введение

Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

К нему относятся примы-кающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития междуна-родного сотрудничества.

Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева, Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.

В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.

На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.

Цель данной работы изучение Баренц-региона, как уникального примера внешнеэкономического взаимодействия.

1. Факторы образования и цели Баренц-региона

Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зави-симостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобрета-ющих планетарные масштабы. Быстро прогрес-сирующая глобализация затрагивает самые раз-ные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования гло-бальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления соци-альными процессами, но наряду с этим наблю-даются и обратные процессы: увеличение разно-образия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культур-ной дифференциации народов, возрождение тра-диционных ценностей, расширение локальных на-ционалистических устремлений, порой приводя-щих и к конфликтам.

Регион - это тот самый уровень организа-ции мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локаль-ным процессам, и наоборот, адаптирует обще-планетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой сту-пени общественной самоорганизации устанав-ливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию обще-планетарной системы.

Регионализация представляется как процесс последовательных демократических изменений в обществе, государстве, на местах, направлен-ных на повышение роли регионов.

Регион - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупнос-тью естественных и исторически сложивших-ся, относительно устойчивых экономико-геогра-фических и иных особенностей, нередко соче-тающихся с этническим составом населения. Это региональное пространство, территориаль-но ограниченное, построенное по территориаль-ным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территори-альное территори-альное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международ-ным, межгосударственным. Это может быть группа близлежащих стран, близких по этничес-кому составу и культуре, однотипных по соци-ально-политическому устройству, представляю-щая собой отдельный экономическо-географический район мира, например, Баренцев реги-он.

Основой для выделения пространства как региона является не только территория, адми-нистративно-государственное устройство, эко-номика или политика, но и региональная общ-ность, население, его социальный, демографи-ческий состав, менталитет, культура, ценности, потребности, интересы, уровень и качество жизни.

Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует: 1

    Административно-территориальное деление внутри страны;

    Единое природно-климатическое про-странство, территориальная, географическая близость (Север Европы, Север России, Белое море и т.д.);

    Политические факторы - при образова-нии межгосударственных, межэтнических реги-ональных пространств, межрегиональном взаи-модействии (Совет Белого моря, Северо-Запад-ная ассоциация и т.д.);

    Социально-экономическое сотрудниче-ство: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, разви-тие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;

    Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;

    Экология, забота о сохранении окружаю-щей природной и социокультурной среды обита-ния людей.

    Социокультурное пространство является важнейшей характеристикой регионального соци-ума. Это пространство социальной деятельнос-ти людей, распространения культуры, оно много-слойно, но имеет свою целостность, свои рамки, в первую очередь культурно-цивилизационные.

Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие: 2

    Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне вла-стей, так и на уровне общественного мнения.

    Равенство и сотрудничество регионов, недопущение региональных преференций, сня-тие конфликтов между регионами.

    Единообразие правового поля, открытость административных границ.

    Эффективная помощь государств в тер-риториальной самоорганизации общества.

    Формирование безопасных условий жиз-недеятельности населения в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.

Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.

2. Образование и развитие Баренц-региона

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании. 3

Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.

Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе.

Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.

Участники выразили поддержку продолжающемуся процессу реформ в России, который, в частности, направлен на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов и который поэтому важен для более тесного регионального сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Участники выразили желание поддержать вековую приверженность народов Баренцева Евро-Арктического региона дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических перемен в результате окончания эры идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первые шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях с целью развития сотрудничества, и особенно создание межрегиональной рабочей группы из представителей губерний и областей Финляндии, Норвегии, России и Швеции. Они выразили свою благодарность за ценный вклад в работу "Комитета Северного Калотта" в течение двух последних десятилетий северным губерниям Финляндии, Норвегии и Швеции. Они приняли к сведению положения отчета Конференции экспертов по проблемам Баренцева Евро-Арктического региона в Киркенесе 25-27 сентября 1992 г. Они также приняли к сведению итоги международной Конференции экспертов по вопросам Северного морского пути, состоявшейся в Тромсе, Норвегия, в октябре 1992 года. 4

Итак, Баренцев Евро-Арктический регион – это тер-ритории, примыкающие к Баренцеву морю, вы-деленные 11 января 1993 года с целью разви-тия международного сотрудничества.

Включа-ет в себя губернии Норвегии: Нордланд, Тромс, Финнмарк, лены Швеции: Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландию, Северную Остроботнию и Каинуу, и регионы России: Мурманскую и Архангельскую облас-ти, Республики Коми и Карелию, Ненецкий ав-тономный округ.

Четыре государства-участни-ка по очереди руководят сотрудничеством. Территория региона составляет 1,9 млн км2, население - 6 млн чел.

Сотрудничество в рам-ках Баренцева Евро-Арктического региона осу-ществляется на двух уровнях: центральном и региональном.

Для руководства сотрудниче-ством на центральном уровне создан Баренцев Совет, в который входят министры иностран-ных дел четырех стран. На региональном уров-не работает Региональный Совет, в состав ко-торого входят административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы).

3. Взаимодействие стран в Баренц-регионе

Баренцев Евро-Арктический регион - обра-зование сложное, обусловленное и тем, что различия между скандинавс-кими странами и российской частью региона наблюдаются в следующем: 5

    Язык и культура.

    Правовые, политические и экономические традиции.

    Уровень жизни и покупательная способ-ность.

    Жители скандинавской части БР выросли в условиях открытого демократического право-вого государства, отмеченных свободой лично-сти и рыночными отношениями, советское об-щество отличали закрытость, командная эконо-мика и жестокий аппарат власти.

    Сейчас общественность северных стран едина в том, что касается основ своей полити-ко-экономической системы, на российской же территории пока полная неопределенность, что отражается как в поведении отдельных людей, так и организаций.

    Российская часть региона представляет собой составную часть великой державы, са-мой большой по территории страны в мире, в то время как скандинавские страны - мелкие государства.

    Русское население региона в три раза превышает население норвежской, шведской и финской частей вместе взятых (приблизитель-ное соотношение - 3,5 и 1 млн чел. соответ-ственно).

    На российской территории находится ог-ромное количество военных частей и боевой техники, включая ядерное оружие и атомные реакторы.

Баренцев Евро-Арктический регион сложился для удов-летворения потребностей сверхдержавы Совет-ского Союза в военной мощи и государствен-ной безопасности, сейчас же он располагается в мирном уголке великой державы России и не отвечает потребностям этого государства, но уже одним своим существованием и наличием своих особых интересов этот военный комп-лекс, безусловно, воздействует на российскую политику в данном регионе.

С обеих сторон границы между Востоком и Западом есть много людей, которые воспри-нимают ширящееся сотрудничество как угрозу для общественного порядка и основных обще-ственных ценностей своих стран. Русские опа-саются, в частности, что обладающие высокой покупательной способностью иностранцы по-степенно станут диктовать свои условия и пре-вратят Россию в пассивного поставщика сы-рья. В скандинавской части региона боятся, что русские привнесут в регион все негативные стороны современного русского общества: же-стокость, безответственность, коррупцию и т.д.

Но несмотря на то, что Баренцев регион является объединением районов и стран весь-ма различных по уровню экономического и со-циального развития: энерго- и фондовооружен-ности работников, доле физического и умствен-ного труда, ручного, механизированного и авто-матизированного труда, по доле квалифициро-ванного труда, уровню развития инфраструк-туры, социальным показателям, данная терри-тория обладает определенными, только ей при-сущими чертами.

При этом главный признак уникальности Севера - его многофакторная эк-стремальность, составляющими которой явля-ются:

Экстремальность природных условий, в их числе экстремальность тепло- и влагообеспеченности, проявляющаяся в наличии криоген-ных грунтов, обширных массивов болот и пере-увлажненных лесных земель на равнинах, в сезонном характере выпадения осадков, высо-ких и полноводных паводках, резких перепадах температур воздуха, антициклонарном атмос-ферном режиме, в недостаточной теплообеспеченности вегетационного периода, высокой сей-смичности в горных местностях, следствием чего является дискомфортность проживания (природно-климатический фактор, влияние на организм человека комплекса метеорологичес-ких воздействий - температура воздуха, влаж-ность, атмосферное давление, солнечная (уль-трафиолетовая) радиация, скорость ветра).

Неблагоприятные условия для жизнедея-тельности человека. К ним относят: темпера-турные, световые, географические экстремумы. Особенности физиологических норм здоровья, бытовые привычки, хозяйственный уклад, этни-ческая психология, самосознание, система тра-диций помогают коренному населению проти-востоять их влиянию.

Более высокая стоимость жизни, что свя-зано с продолжительностью отопительного се-зона, суммарной теплоизоляцией одежды, сум-мой активных температур за вегетационный период, удорожанием затрат на освоение тер-ритории.

Экстенсивный, нацеленный на добычу сырьевых ресурсов тип природопользования, ко-торый преобладает над традиционным хозяй-ством жизнеобеспечения коренного населения с кочевым животноводством, оседлым морским промыслом и охотой. Диспропорции этих типов природопользования оказывают деструктивное антропогенное воздействие на природную среду.

Более острое проявление социально-эко-номического кризиса. Объемы производства на Севере снижались в 1,5-2 раза стремительнее, чем в среднем по России. Речь идет о сниже-нии добычи нефти, угля, железной руды, золота, апатитового концентрата, уменьшении объемов заготовки и переработки леса, трудностях в аграрном секторе экономики и т.д.

Опасная тенденция автономного включе-ния природопользования Севера в систему ми-рового хозяйства, что ведет к изъятию природ-ных богатств, трудовых и интеллектуальных ресурсов и к зависимости регионов Севера от стран с развитой экономикой. Отсюда возникает потенциальная угроза государственному устрой-ству России, ее экономике, жизнеобеспечению населения и экологическому состоянию среды. 6

Заключение

Итак, Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем.

Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.

Активизируется сотрудничество стран-членов Баренцева региона и ЕС в рамках стратегии "Северного измерения", ставшей, после ее одобрения в декабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, составной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии "Северного измерения" является финансирование ЕС тех проектов в России, которые представляют значимость для всего Европейского Союза. Объективно осуществление стратегии "Северное измерение" будет отвечать интересам субъектов РФ при условии ориентации конкретных проектов на комплексное развитие Северо-Запада России. В частности, в 2000 году руководство Тасис включило Баренцев регион в число приоритетных наравне с Калининградской областью. Органам Баренцева региона на центральном и региональном уровнях предстоит определиться в действиях, необходимых для того, чтобы Баренцев регион получил четко обозначенную роль в "Северном измерении" ЕС, а сама стратегия наполнилась реальным содержанием.

Библиографический список

    Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. - 173 с.

    Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.

    Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. – 325 с.

    Лукашин С.И. Баренц регион: перспективы развития / С.И. Лукашин. -- М.: Аспект, 2004. - 349 с.

    Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

    Харитонов А.М.Экономическая география: учебник / А.М. Харитонов. - М.: Аспект, 2005. – 489 с.

    Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. - 456 с.

1 Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. С. 133.

2 Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

3 Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. С. 211.

4 Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.

5 Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. С. 45.

6 Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

Евро-Арктический Регион ) - территории, примыкающие... Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Международное сотрудничество в Баренц -регионе . – М.: Севериздат, 2007. Гольдфейн М.Д., Кожевников Н.В., ...

Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

К нему относятся примы­кающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития междуна­родного сотрудничества.

Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева, Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.

В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.

На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.

Цель данной работы изучение Баренц-региона, как уникального примера внешнеэкономического взаимодействия.


Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зави­симостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобрета­ющих планетарные масштабы. Быстро прогрес­сирующая глобализация затрагивает самые раз­ные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования гло­бальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления соци­альными процессами, но наряду с этим наблю­даются и обратные процессы: увеличение разно­образия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культур­ной дифференциации народов, возрождение тра­диционных ценностей, расширение локальных на­ционалистических устремлений, порой приводя­щих и к конфликтам.

Регион - это тот самый уровень организа­ции мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локаль­ным процессам, и наоборот, адаптирует обще­планетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой сту­пени общественной самоорганизации устанав­ливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию обще­планетарной системы.

Регионализация представляется как процесс последовательных демократических изменений в обществе, государстве, на местах, направлен­ных на повышение роли регионов.

Регион - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупнос­тью естественных и исторически сложивших­ся, относительно устойчивых экономико-геогра­фических и иных особенностей, нередко соче­тающихся с этническим составом населения. Это региональное пространство, территориаль­но ограниченное, построенное по территориаль­ным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территори­альное территори­альное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международ­ным, межгосударственным. Это может быть группа близлежащих стран, близких по этничес­кому составу и культуре, однотипных по соци­ально-политическому устройству, представляю­щая собой отдельный экономическо-географический район мира, например, Баренцев реги­он.

Основой для выделения пространства как региона является не только территория, адми­нистративно-государственное устройство, эко­номика или политика, но и региональная общ­ность, население, его социальный, демографи­ческий состав, менталитет, культура, ценности, потребности, интересы, уровень и качество жизни.

Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует:

1. Административно-территориальное деление внутри страны;

2. Единое природно-климатическое про­странство, территориальная, географическая близость (Север Европы, Север России, Белое море и т.д.);

3. Политические факторы - при образова­нии межгосударственных, межэтнических реги­ональных пространств, межрегиональном взаи­модействии (Совет Белого моря, Северо-Запад­ная ассоциация и т.д.);

4. Социально-экономическое сотрудниче­ство: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, разви­тие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;

5. Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;

6. Экология, забота о сохранении окружаю­щей природной и социокультурной среды обита­ния людей.

7. Социокультурное пространство является важнейшей характеристикой регионального соци­ума. Это пространство социальной деятельнос­ти людей, распространения культуры, оно много­слойно, но имеет свою целостность, свои рамки, в первую очередь культурно-цивилизационные.

Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие:

1. Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне вла­стей, так и на уровне общественного мнения.

2. Равенство и сотрудничество регионов, недопущение региональных преференций, сня­тие конфликтов между регионами.

3. Единообразие правового поля, открытость административных границ.

4. Эффективная помощь государств в тер­риториальной самоорганизации общества.

5. Формирование безопасных условий жиз­недеятельности населения в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.

Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании.

Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.

Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе.

Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.

Начало сотрудничеству в Баренцевом Eвро-Арктическом регионе было положено в Киркенесе (Норвегия) в 1993 году. B регион входят 14 губерний или соответствующих административных образований в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Баренц - ваши ворота в евро-арктическое сотрудничество.

Баренц сотрудничество поддерживает контакты между людьми и экономическое развитие и создаёт условия для межрегионального обмена во многих жизненных сферах, таких как культура, коренные народы, образование, молодёжь, торговля, информация, окружающая среда, здравоохранение и транспорт. Баренцево сотрудничество расценивается как неотъемлемая часть построения стабильной, демократической и процветающей Европы.

B духе Северного измерения Баренцево сотрудничество, с его культурным разнообразием, является воротами к новым возможностям для учёных, предпринимателей и первооткрывателей. B 21 веке Северный морской путь и короткие дороги в Азию как и прежде остаются задачей и мечтой для Европы и Баренцева сотрудничества.

Около 6 миллионов человек проживают в Баренцевом регионе, площадь которого втрое больше территории Франции. Этот Евро-Арктический регион отличается суровым климатом и большими расстояниями. Но никакой другой регион Европы и немногие места в мире могут сравняться с ним по природным богатствам - лесам, рыбе, минералам, нефти и газу. Кроме природных ресурсов Баренцев регион располагает квалифицированной рабочей силой и является стыковочным пунктом между Европейским Союзом и Россией.

Большая часть Баренцева региона относится к зоне умеренного климата и хвойных лесов. Скандинавская горная цепь, северная часть Кольского полуострова, Ненецкий округ и Новая Земля являются частью арктической тундры. Расположение к северу от Полярного круга дарит экзотические периоды белых ночей летом и долгой полярной ночи зимой.

Площадь суши Баренцева региона составляет 1.755.800 кв. км. Плотность населения в среднем всего 3,5 человека на 1 кв. км, от 0,3 в Ненецком округе до 8 в Оулу. Крупнейший город Баренцева региона -Архангельск с населением 350 000 человек.

Баренцев Евро-Арктический регион включает следующие регионы, которые являются членами Баренцева регионального Совета:

Норвегия: Губернии Финнмарк, Трумс и Нурланд
Россия: Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Карелия
Финляндия: Губернии Лапланд, Оулу и Каину
Швеция: Губернии Норботтен и Вестерботтен
История Баренцева Евро-Арктического Сотрудничества

Баренцево Евро-Арктическое сотрудничество и межправительственное сотрудничество было оформлено 11 января 1993 года при подписании Киркенесской декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции и представителями дании, Исландии и Еврорейского Союза.

Совет был учреждён как форум по развитию межрегиональных контактов северных территорий Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Тогда же главы регионов участников вместе с представителями коренных народов подписали протокол о сотрудничестве и создании Баренцева Евро-Арктического Совета с целью развития Баренцева региона.

Цели и задачи

Сегодня по мере развития процессов децентрализации и регионализации, предпринимаются шаги по укреплению существующих и созданию новых региональных структур. Предполагается, что этот процесс послужит приближению политических и административных к гражданам и улучшит демократические функции общества.

За 10 лет Баренцева сотрудничества достигнуто много. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях - между правительствами, регионами и людьми. Баренцево сотрудничество также служит рамками для укрепления и развития Северного измерения в политике Европейского Союза и взаимодействия с Канадой, Японией, США и другими арктическими регионами на севере Европы.

Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Эти цели могут быть достигнуты только путём настойчивых усилий в различных областях - от всеобщей безопасности, экологии и экономики до заботы о высших человеческих ценностях.

Совет Баренцева/Евроарктического региона

Основные направления сотрудничества

(справочная информация)

В сотрудничестве в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) участвуют Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия и Европейская комиссия. Соединенные Штаты, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Польша имеют статус наблюдателя. Учредительный документ Совета - Киркенесская декларация, подписанная министрами иностранных дел стран региона 11 января 1993 года. В Декларации подчеркивается важность сотрудничества в таких областях как экономика, энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, наука, культура, образование, развитие трансграничных контактов между людьми и туризм, содействие коренным народам региона.

Сотрудничество в регионе имеет двухуровневую структуру. СБЕР - орган межгосударственного взаимодействия. Совет собирается раз в год на уровне министров иностранных дел. Основным рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц. Для осуществления текущей практической работы по основным отраслям сотрудничества в рамках СБЕР образованы рабочие и целевые группы.

Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион (от России - Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа), а также представители коренных народов региона. Рабочим органом Регионального совета является Региональный комитет. В рамках PC СБЕР также имеются самостоятельные рабочие группы по отдельным направлениям сотрудничества. Все проекты в рамках СБЕР и Регионального совета нацелены на Россию.

* * *

Рабочая группа СБЕР по экономическому сотрудничеству (председательствует Россия) ведёт работу по трём основным направлениям:

разработка и продвижение инвестиционных проектов (подготовлен доклад об инвестиционном климате на российском Северо-Западе, совместно с представителями региональных администраций и соответствующих федеральных министерств ведется работа по составлению списка приоритетных проектов для возможного включения в План действий по "Северному измерению" ЕС);

устойчивое развитие лесного сектора в Северной Европе (12-13 ноября 1999 г. в Петрозаводске проведен соответствующий семинар экспертов, создана Целевая группа по лесному хозяйству, которая к настоящему моменту разработала Программу развития лесного сектора для учета в Плане действий по "Северному измерению" ЕС);

преодоление препятствий для развития торговли в регионе и упрощение пограничных и таможенных процедур (имеется специальная Целевая группа по этим вопросам, которая вырабатывает соответствующие практические рекомендации).

Рабочая группа СБЕР по энергетике (председательствует в Группе Швеция, а на время нашего председательства в СБЕР введён пост сопредседателя от России) сконцентрировала свою деятельность на поддержке региональных центров энергоэффективности (такие центры функционируют в Мурманске, Архангельске и Петрозаводске и Кировске, и 23 ноября 2000 г. на заседании КСДЛ СБЕР в Москве им был присвоен статус Баренцевых энергетических опорных пунктов), выявлении наиболее рентабельных проектов (в особенности в области энергоэффективности и перехода на местное топливо для производства тепла и электроэнергии) и поиске финансовых средств для них.

Рабочая группа СБЕР по охране окружающей среды (председательствует Норвегия). В июне 1999 г. состоялась IV встреча министров экологии стран СБЕР. В Декларации, принятой по итогам встречи, основной задачей Группы провозглашается сотрудничество по пяти основным направлениям:

снижение загрязнения от промышленной деятельности (приоритеты - реконструкция комбината "Печенганикель", дальнейшее внедрение методологии "Чистое производство" на Северо-Западе России);

предотвращение радиоактивного загрязнения (в соответствии с принятой в 1999 г. на сессии СБЕР в Буде Декларацией о принципах Многосторонней ядерно-экологической программы для Российской Федерации (МНЕПР) ведется работа с потенциальными странами-донорами по созданию необходимых правовых основ для такого сотрудничества. Последнее совещание группы экспертов состоялось в Москве 27 февраля - 1 марта с.г.;

интеграция экологических аспектов в хозяйственную деятельность (использование экологически приемлемых видов топлива);

управление окружающей средой (в Мурманской области осуществляется программа повышения квалификации специалистов в области управления окружающей средой);

охрана флоры и фауны (разрабатывается комплексная программа сохранения природного и культурного наследия Соловецкого архипелага).

В Руководящем комитете по созданию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны в ноябре 1999 г. председательство перешло от Финляндии к России. Во время российского председательства в сентябре 2000 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча министров транспорта стран Баренцева региона. Основной итог - одобрена Программа действий по созданию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны на 1999-2003 гг., а также уточненная схема развития базовой транспортной сети региона.

В рамках СБЕР действует Рабочая группа по Северному морскому пути, в которой Россия бессменно председательствует с момента ее основания. Ее задача - активизация международного коммерческого использования этой трассы. Последнее заседание Группы состоялось 1 марта 2001 г.

В Рабочей группе СБЕР по молодежной политике председательствует Россия. В марте с.г. в Мурманске проведен международный семинар по проблемам молодежной занятости в регионе, а 14-16 мая 2001 г. в Норвегии состоится конференция на уровне министров по делам молодежи стран региона.

На шестой сессии СБЕР в Будё была принята Многосторонняя программа сотрудничества в области здравоохранения в Баренцевом регионе на 1999-2002 гг., а в целях координации ее осуществления в апреле 1999 г. учреждена Международная группа экспертов. В феврале 2000 г. в Стокгольме состоялась Международная конференция по вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями в Балтийском и Баренцевом регионах. В мае 2000 г. в Копенгагене прошло совещание по координации работы по реализации проектов Европейского бюро ВОЗ и Баренцева региона на территории Мурманской и Архангельской областей и Республики Карелия.

На сессии СБЕР в Будё в марте 1999 г. была также принята Программа обменов в области высшего образования и научных исследований, и в качестве ее основного координирующего органа был образован Совет управляющих (в настоящее время в нем председательствует Россия).