Уровни владения французским языком CECRL. Уровни французского языка или как проверить свои знания

Изучение французского, как и любого другого языка – процесс нелегкий и довольно долгий. Знания иностранных языков определяются уровнем их владения. Во французском языке лингвисты выделяют следующие уровни:

  • Начинающий и элементарный (фр. Débutant 1 и Débutant 2);
  • Уровень ниже среднего (фр. Pre-Intermediair);
  • Средний (фр. Intermediaire);
  • Уровень выше среднего (фр. Intermediaire-Superieur);
  • Продвинутый уровень (фр. Pré-avancé, а также Avancé 1 и Avancé 2);
  • Свободное или отличное владение языком (фр. Avancé-Superieur).

Специалисты стран Совета Европы, стандартизировав оценку уровней владения языком, получили возможность осуществлять подготовку и проводить международные экзамены по одним общим правилам. Так, был создан и утвержден документ с названием «Общие компетенции владения иностранным языком», выделяющий 3 уровня, каждый из которых разделен на два подуровня. Уровни помогают определить, что нужно усвоить тому, кто начинает учить язык или только собирается, чтобы уметь общаться на нем, и какие знания и умения необходимы для успешной коммуникации.

Теперь попытаемся разобраться, какие знания и умения подразумевает каждый из перечисленных уровней.

Уровень Débutant 1 присваивается ученикам, которые знают всего несколько слов изучаемого языка. Этот уровень включает изучение букв алфавита, правил чтения (самых основных) и письма. Грамматика на этом этапе предусматривает изучение только двух времен – настоящего и ближайшего будущего. Изучающие, прошедшие этот уровень, должны уметь рассказывать о себе, о своей семье, о профессии и своих увлечениях, описывать внешность человека.

Débutant-2 характеризуется наличием основных навыков общения у изучающего, которые он может применять в простых стандартных ситуациях. Грамматика на этом уровне включает изучение таких времен, как недавно прошедшего и прошедшего незаконченного.

Pre-Intermediair – изучающий обладает основными навыками общения, необходимыми не только в повседневной жизни, но также в путешествиях. На этом этапе внимание особенно уделяется изучению правильного построения своих высказываний по типу описания/рассуждения/повествования. Грамматика предусматривает изучение степеней сравнения и будущего времени.

Владея французским языком на уровне Intermediaire, изучающий должен неплохо понимать и говорить с уверенностью. Этот этап характеризуется развитием беглости речи, углублением в грамматику и расширением словарного запаса. Начинается изучение очень важных тем: сослагательного наклонения и давнопрошедшего времени.

Уровень Intermédiaire-Supérieur подразумевает отличное владение языком. Как правило, на этом уровне отмечено совершенствование знаний за счет умения аргументировать и правильно выражать свои мысли. Рекомендовано ознакомление с условным наклонением настоящего и прошедшего времени, просмотр фильмов, освоение и тренировка написания официальных и частных писем.


Pré-avancé и Avancé 1, Avancé 2 – уровни превосходного владения французским языком. Изучающий владеет определенными практическими навыками и может применять их уверенно в различных ситуациях. Ученикам, знания языка которых находятся на уровне Pré-avancé обычно рекомендовано чтение неадаптированной литературы, участие в беседах на разные темы и активное повторение грамматики.

Как правило, на уровне Avancé 1 вся базовая грамматика должна быть пройдена, и ученики накапливают лексический материал. На этом этапе изучения языка внимание акцентируется на формировании навыков беглой как устной, так и письменной речи.

Avancé 2 – этого уровня знаний ученики достигают, когда умеют свободно аргументировать, и отстаивать свою точку зрения. Изучающие знакомятся с формами языкового этикета (бытового и делового).

Уровень Avancé-Superieur означает, что изучающий говорит по-французски быстро и свободно. Достигнув такого уровня, остается только совершенствовать и закреплять свои знания. На этом этапе совершенствуют умение логичного построения речи, анализируют тексты различных стилей.

За какой срок можно выучить язык?

Пожалуй, одним из главных вопросов, волнующих тех, кто начинает изучать иностранный язык, является вопрос относительно сроков освоения языка. «Сколько потребуется времени, чтобы заговорить?» или «Когда я буду говорить по-французски?» — наиболее часто задаваемые вопросы. Ответить однозначно и конкретно на этот вопрос сложно, так как каждый случай индивидуален.

Дело в том, что скорость освоения любого иностранного языка обусловлена огромным количеством факторов. К ним относятся:

  • индивидуальные особенности ученика (возраст, половая принадлежность, степень развитости памяти и внимания, степень обучаемости и коммуникабельность, способность к языкам, знание других иностранных языков);
  • мотивация (заинтересованность изучающего);
  • объективные факторы (время занятий, их интенсивность, методика преподавания, педагог и др.).

Сроки достижения того или иного уровня зависят от его сложности и специфики. При этом на каждый последующий уровень затрачивается больше времени, чем на предыдущий, в связи с увеличением объема необходимых знаний, навыков и умений.

В ниже приведенной таблице указана примерная расчасовка, необходимая на освоение всех вышеперечисленных уровней освоения иностранного языка. Этой расчасовкой можно руководствоваться, чтобы иметь хоть немного представление о количестве необходимого времени.

Помните, что предела совершенства в изучении языка нет. Стремитесь, старайтесь и преуспевайте!

(A1- A2 – B1 – B2 – C1 – C2)

Cadre européen commun de référence pour les langues: apprendre, enseigner, évaluer (CECRL). Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка.

УРОВНИ CECRL СОВЕТА ЕВРОПЫ % соотношение словарного запаса к следующему уровню % соотношение словарного запаса к уровню С2 количество учебных часов
А

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ВЛАДЕНИЕ

А1УРОВЕНЬ ВЫЖИВАНИЯ
А2ПРЕДПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ В1 ПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ
В2 ПОРОГОВЫЙ ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ
С СВОБОДНОЕ ВЛАДЕНИЕ С1 УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЛАДЕНИЯ
С2 УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВЕ

Документ Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» («Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment») представляет собой результат трудов специалистов стран Совета Европы, а также и представителей России, которые систематизировали подходы к преподаванию иностранного языка и стандартизировали оценки уровней владения языком для того, чтобы подготовить и провести международных экзаменов по одним общим правилам. «Компетенции» позволяют определить, что необходимо усвоить тому, кто учить язык, для того, чтобы он мог общаться на нем, а также какие знания и умения нужны, чтобы обеспечит успешную коммуникацию.

Документ определяет стандартную терминологию, систему единиц, или общепонятный язык для описания того, что составляет предмет изучения, а также для описания уровней владения языком, независимо от того, какой язык изучается и в каком образовательном контексте (стране, учебном заведении, на курсах или частным образом), и какие методики при этом используются.

Согласно этому документу были введены два комплекса: система уровней владения языком и система описания этих уровней, используя стандартные категории.

Следующая таблица представляет уровни владения:

А
Уровень начального
владения

А1
Уровень выживания
(Niveau découverte)

Я воспринимаю на слух и умею выражаться на простые повседневные темы, употребляя простые фразы и выражения; я могу представиться, а также представить других; я умею задавать простые вопросы, такие как, где живет мой собеседник, спросить о тех, кого он знает, о том, что у него имеется. Я могу вести беседу, если темп собеседника медленный, и он говорит четко.

А2
Предпороговый уровень
(niveau survie)

Я воспринимаю на слух предложения и фразы, которые широко используются в речи и, которые касаются таких тем как: информация о себе и о моей семье, покупки, место, где я проживаю, работа. Я умею поддержать беседу на тему, которая мне знакома в простой и типичной ситуации общения. Я могу в простой форме рассказать о себе, о своем образовании, об окружающей меня среде и обсудить важные для меня вопросы.

В
Уровень продвинутого
владения

В1
Пороговый уровень
(niveau seuil)

В2
Пороговый продвинутый уровень
(avancé)

Я могу понять существенные идеи трудных и сложных текстов, которые носят конкретный и абстрактный характер. Я также могу понять технические дискуссии, касающиеся моей специализации. Я практически без подготовки смогу вести беседу с носителями языка. Я могу четко и в детально передать свои мысли, мнения по разным вопросам. Я могу разъяснить свою позицию, точку зрения по важным вопросам, могу привести аргументы за и против.

С
Уровень свободного
владения

С1
Уровень профессионального владения
(niveau autonome)

Я могу понять разные сложные развернутые тексты и выявляю имплицитные значения, которые в них содержатся. Я могу выразить экспромтом свои мысли, легко подбирая слова и выражения. Моя речь богата языковыми средствами, которых я точно употребляю в различных ситуациях общения: повседневные, профессиональные, учебные. Я умею высказываться по сложной тематике, четко и логично выражая свои мысли. Я без ошибок использую композиционные модели, слова-связки и связующие приемы.

С2
Уровень владения в совершенстве
(Maîtrise)

Я свободно могу понять устные и письменные информации любого характера. Я обобщаю информацию, которую получила из различных письменных и устных источников и могу представить ее в виде сообщения, четко аргументированного. Я ясно излагаю мысли по самым сложным проблемам, и передаю самые тонкие оттенки значения.

Подберите занятия для вашего уровня!

Чтобы узнать, какой уровень подходит вам больше всего, пройдите один из следующих тестов:

A1 – Я знакомлюсь с французским языком

Я понимаю и могу использовать простые разговорные выражения, связанные с повседневной жизнью, могу строить простые предложения, связанные с конкретными потребностями.
Пройти тест уровня A1

A2 – Я понимаю простые идеи

Я могу понять отдельные предложения и выражения связанные с повседневной средой: семья, работа, учеба. Я могу изъясняться на простые темы.
Пройти тест уровня A2

B1 – Я могу общаться во франкоязычной среде

Я могу понять основные идеи в тексте или звуковом сообщении, если в нем использован стандартный и ясно сформулированный язык. Я могу объясниться в большинстве ситуаций в путешествии. Я могу рассказать о каком-то событии или историю о себе.
Пройти тест уровня B1

B2 – Я могу общаться без затруднений

Я понимаю большую часть сложных сообщений на конкретные или абстрактные темы. Я могу без труда общаться с человеком, для которого этот язык – родной, могу понятно и подробно говорить на большое количество разнообразных тем.
Пройти тест уровня B2

Тест разработан в соответствии с принципами Общеевропейской шкалы компетенции владения иностранным языком (официальный сайт).

Как устроен тест?

В процессе прохождения теста, вы ответите на несколько вопросов на понимание устной речи, понимание текста и знание грамматике. В тестах для каждого уровня по 15 вопросов.
В некоторых из них вам нужно будет выбрать правильный ответ, в некоторых – написать ответ самостоятельно. В заданиях на понимание устной речи, вы можете слушать аудиозапись столько раз, сколько понадобится. Вам нужно будет ответить на вопрос, чтобы перейти к следующему.