Государственными языками африканских стран являются. Африканские языки и общая лингвистика

Содержание статьи

АФРИКАНСКИЕ ЯЗЫКИ. Африка, особенно южнее Сахары, говорит на великом множестве языков. Точной цифры назвать нельзя, поскольку не существует общепринятого метода различения языков и диалектов. Однако по любой разумной оценке, в Африке насчитывается более 800 различных языков. Оценки численности говорящих для большинства африканских языков сильно расходятся, что связано с использованием различных способов подсчета, широкой распространенностью многих крупнейших языков в качестве языков межэтнического общения, а также с исключительно высокой динамикой демографических процессов (стремительный рост населения в некоторых странах, например, Нигерии, и интенсивная миграция в города), приводящей к стремительному устареванию статистических данных. Некоторые местные языки, например суахили в Восточной Африке и хауса в Западной Африке, широко применялись в качестве лингва франка, т.е. как языки-посредники при общении разноязычных групп, еще до внедрения европейских языков, сейчас к их числу добавились зулу, лингала и некоторые другие.

При всем разнообразии, африканские языки удается сгруппировать в четыре большие семьи, имеющие различное происхождение: афразийскую, нигеро-конголезскую (ранее известную как западно-суданская и включающую также языки банту), нило-сахарскую (суданскую) и семью щелкающих языков (ранее называвшуюся бушменской и включающую также готтентотские и два восточноафриканских языка).

Хотя тезис о происхождении этих четырех семей из одного источника доказательству не поддается, есть целый ряд языковых особенностей, общих для большого числа африканских языков и редких или отсутствующих за пределами Африки, что позволяет считать этот континент самостоятельным языковым ареалом. К таким особенностям относятся рассматриваемые ниже тоны, системы именной классификации и глагольная деривация. Вокализм в целом отличается простотой, умляут и другие звуковые модификации отсутствуют, за исключением весьма распространенной назализации. Слоги обычно открытые, т.е. оканчиваются только на гласные (кроме большинства афразийских языков). Типичны начальные сочетания «носовой согласный + звонкий смычный», такие как mb- и nd-. Распространены в африканских языках и редко встречаются за пределами Африки щелкающие согласные, лабиовелярные согласные, для которых характерна двойная – губная и заднеязычная – смычка (kp и gb), и имплозивные смычные, сопровождающиеся не выталкиванием воздушной струи из ротовой полости, а ее втягиванием. Тональные системы обычно включают два или три значимых регистра (высотных уровня), в отличие от таких языков, как китайский, где используются контурные тоны (восходящий, нисходящий и др.). По всей Африке распространены многие характерные семантические идиомы, например словосочетание с буквальным значением «рот дома» используется для обозначения двери, с буквальным значением «дети руки» – для обозначения пальцев, слово со значением «ребенок» используется в роли диминутива (показателя уменьшительности).

Сколько-нибудь существенные сведения об африканских языках, особенно распространенных в Южной Африке, стали доступны лишь в 19 в., когда европейцы проникли в глубь континента. Это привело к попыткам общей классификации африканских языков (Р.Лепсиус, Ф.Мюллер, Р.Каст). В первые два десятилетия 20 в., в основном благодаря усилиям К.Майнхофа и Д.Вестермана (первый – специалист по банту, второй – по языкам Судана), была выработана широко употребительная классификация, согласно которой все африканские языки подразделялись на пять семей: семитскую, хамитскую, суданскую, банту и бушменскую. Примерно в этом порядке данные семьи распределялись по территории африканского континента в направлении с севера на юг. Первоначально считалось, что на языках первых двух семей говорят представители белой расы (европеоиды), следующих двух – черной расы (негроиды), а на языках последней семьи – представители бушменской расы. Основные недостатки этой классификации заключались в следующем. 1) Как показал сам Вестерман, языки банту объединяются с большой группой языков Западного Судана в единую семью, в целом не родственную языкам Восточного Судана. 2) Семитская группа не является самостоятельной, она родственна «хамитским» языкам. Кроме того, как указывали М.Коэн и другие, «хамитские» языки – это вовсе не отдельная таксономическая единица в составе какой-то более крупной, а всего лишь традиционное обозначение всех несемитских групп. 3) Что касается различных предложений Майнхофа приписать целому ряду языков (например, фула, масаи, готтентотским) статус «хамитских», то почти все они теперь признаны неверными. Только язык хауса, который вместе со многими языками Чада образует чадскую группу, может рассматриваться как «хамитский» и, следовательно, принадлежит к афразийской семье (ранее называвшейся семито-хамитской или хамито-семитской). В данной статье представлена классификация африканских языков, возникшая в результате этих важнейших модификаций.

Афразийская семья.

В фонетике для афразийских языков характерно отсутствие тонов, столь распространенных в других африканских языках. Исключением являются чадские языки, которые, по-видимому, приобрели тоны под влиянием соседних нигеро-конголезских и суданских языков. Можно отметить также частую встречаемость фарингальных и ларингальных согласных и сложных консонантных групп, в других африканских языках редких. Наиболее характерные грамматические особенности: категория рода (соотносимого с признаками пола) в местоимении, имени и глаголе, в том числе во 2-м лице; разнообразные модели образования множественного числа имени (в том числе частичная редупликация, чередование гласных внутри слова, суффиксация); сложный набор производных глагольных форм (пассив, рефлексив, каузатив и т.д.). Преобладание трехсогласных корней представляется чисто семитским языковым развитием.

Афразийские языки почти полностью доминируют в Северной Африке, широко распространены в Восточной Африке (Эфиопии, Сомали, материковой Танзании) и на Ближнем Востоке. Выделяются 5 ветвей: древнеегипетская, семитская, берберская, кушитская и чадская.

Древнеегипетская ветвь.

Древнеегипетский язык, на более поздних стадиях развития, после перехода на алфавитное письмо, известный как коптский, ныне вымер, вытесненный арабским. Однако монофизитская христианская церковь Египта все еще использует его для богослужений.

Семитская ветвь.

Подразделяется на подгруппы: аккадскую (ныне вымершую), ханаанейскую (языки иврит и финикийский, включая пунический язык, бытовавший в древности на севере Африки), арамейскую, северноаравийскую (классический арабский язык) и южноаравийско-эфиосемитскую. Классический арабский язык в ходе мусульманских завоеваний раннего Средневековья распространился по всей Северной Африке и – через долину Нила – по Судану. Ныне он бытует в виде разнообразных местных диалектов. Арабский является родным языком некоторых групп негроидов (например, шува из района озера Чад) и используется как лингва франка негроидными народностями областей Вадаи и Дарфур к востоку от озера Чад.

Остальные семитские языки Африки принадлежат к эфиосемитской подгруппе и родственны южноаравийским языкам сабейских и минейских надписей. Они проникли в Африку задолго до христианской эры, в ходе трудно датируемой миграции племен с юга Аравийского полуострова. Эфиосемитские языки подразделяются на 2 подгруппы: северную (тигре, тигринья и ныне вымерший геэз, или классический эфиопский язык) и южную (диалекты гураге; харари, локальный язык города Харар; и наконец, амхарский – самый важный из эфиосемитских языков, государственный язык Эфиопии).

Берберская ветвь.

Берберские языки, долго считавшиеся диалектами единого языка и ранее распространенные по всей Северной Африке (кроме Египта) и на Канарских о-вах, ныне сохранились главным образом в западной части этого региона и среди кочевых племен туарегов Сахары. Найдены древние берберские надписи в алфавите, по-видимому карфагенского происхождения, который до сих пор используется туарегами.

Кушитская ветвь.

Кушитские языки, распространенные в Восточной Африке, разделяются на 5 подгрупп: северную, состоящую из языка беджа; восточную, среди важнейших представителей которой – языки сомали, оромо (галла), сахо-афар и сидамо; центральную, состоящую из языков народностей агау, которые подверглись в лингвистическом и культурном отношении сильному эфиосемитскому влиянию; западную, включающую язык каффа и много других мелких языков юго-западной Эфиопии и прилегающих районов; и небольшую южную, состоящую из нескольких малораспространенных языков, таких, как иракв в материковой Танзании.

Чадская ветвь.

Многочисленные чадские языки распространены главным образом на севере Нигерии, в Нигере и к востоку от него – в Камеруне и Республике Чад. По числу носителей наиболее крупный среди них – язык хауса, на котором говорят несколько десятков миллионов человек. Хауса является доминирующим языком Северной Нигерии, а также наиболее употребительным лингва франка Западной Африки. На хауса существует литература на основе упрощенного варианта арабского алфавита. К чадским языкам относятся также болева, ангас, анкве, тангале, бура, марги, хиги, мандара, мусгу, муби, сокоро и котоко-будума.

Нигеро-конголезская семья.

Нигеро-конголезские языки, самая большая группа языков Черной Африки, являются по преимуществу тональными. Отличительная черта грамматической структуры – набор именных классов, выражаемых с помощью аффиксов, разных для единственного и множественного числа. Во многих нигеро-конголезских языках прилагательные и местоимения согласуются по классу с существительным, к которому относятся. Однако, в отличие от европейских языков (где различаются максимум три рода – мужской, женский и средний), число именных классов весьма велико и пол не является основанием их разграничения. Так, люди принадлежат к одному классу, животные к другому, деревья (вкупе с другими, плохо поддающимися классификации объектами) к третьему, а у некоторых классов вообще нет явно различимого основания семантической классификации.

Нигеро-конголезские языки можно ориентировочно разделить на восемь подсемей (в направлении с запада на восток): атлантическую, мандинго (или манде), вольтайскую (иначе гур), ква, бенуэ-конго (включая языки банту), иджо, адамауа и восточную (убангийскую).

Атлантическая подсемья.

Состоит из языков, распространенных прежде всего в Сенегале, Гвинее, Гвинее-Биссау и Сьерра-Леоне. Среди них волоф – локальный язык Дакара и ряда районов Сенегала, язык темне (Сьерра-Леоне) и язык фула, на котором говорят несколько миллионов человек, мигрировавших на восток вплоть до района Вадаи за озером Чад.

Мандинго подсемья.

Эти языки распространены непосредственно к востоку от основной массы атлантических языков, главным образом в Сьерра-Леоне, Либерии и верховьях р.Нигер. Важнейшие языки – манде (Либерия), малинке, бамбара и диола (Мали). Диола широко распространен как торговый лингва франка. Более мелкие языки мандинго рассеяны вплоть до северо-восточных районов Нигерии.

Вольтайская (или гур) подсемья.

Языки этой подсемьи являются доминирующими в Буркина-Фасо и на севере Ганы. Среди них – море (язык туземного царства Мосси), дагомба и догон. Языки сенуфо, распространенные западнее, по-видимому, также представляют собой подгруппу вольтайских языков.

Ква подсемья.

Ареал ее распространения сильно вытянут с запада на восток, а на юге ограничен Гвинейским заливом. Весьма сомнительно включение в эту подсемью языков кру, распространенных на крайнем западе ее ареала, в Либерии. Среди важнейших языков подсемьи ква – подгруппа языков акан (Кот-д"Ивуар и Гана); фон, язык туземного царства Бенин; и язык ган, на котором говорят в Аккре, столице Ганы. К подсемье ква относятся и два основных языка Южной Нигерии, йоруба и ибо, а также языки нупе и бини (на последнем говорят в городе Бенин, центре изобразительного искусства).

Бенуэ-конго подсемья.

Включает в качестве отдельного подразделения большую группу языков банту, которые почти или полностью вытеснили другие языки в большей части бассейна р.Конго (Заир), Анголе, Мозамбике, Зимбабве, Замбии и Малави, а также, наряду со щелкающими языками, распространены в ЮАР и ее бывших владениях.

Из языков банту наиболее распространен суахили, который насчитывает многие миллионы носителей и используется как язык межэтнического общения почти везде в Восточной Африке и даже на востоке Заира, где он известен под названием кингвана. На суахили существует весьма обширная традиционная литература на основе упрощенной разновидности арабского алфавита. Другие важнейшие языки банту: зулу, коса, педи, сото и чвана, или тсвана в ЮАР; макуа, тонга и шитсва в Мозамбике; ньянджа в Малави; шона и бемба в Зимбабве и Замбии; кикуйю в Кении; луганда, основной язык Уганды; ньяруанда и рунди в Руанде и Бурунди; умбунду и кимбунду в Анголе; и четыре основных языка Заира – луба, киконго, лингала и монго-нкунду. Другие языки подсемьи бенуэ-нигер, не относящиеся к группе банту и часто называемые полубанту, распространены в центре и на востоке Нигерии и в Камеруне. Из них упомянем языки тив, джукин и эфик.

Язык иджо

(центральная часть южного побережья Нигерии), по всей вероятности, образует отдельную подгруппу в рамках нигеро-конголезской семьи.

Адамауа подсемья

состоит из нескольких сравнительно малоизвестных языков, распространенных на востоке Центральной Нигерии и в прилегающих районах Камеруна.

Восточная (убангийская) подсемья.

Восточная (убангийская) подсемья распространена в районе водораздела рек Нигер и Конго к северу от ареала банту, на востоке достигая Судана. Важнейшие языки – занде, банда и санго; последний является распространенным лингва франка.

Нигеро-конголезские языки, по-видимому, родственны кордофанским языкам , представляющим собой гораздо меньшую группу, распространенную в горах Нубии (провинция Кордофан Республики Судан).

Нило-сахарская (суданская) семья.

Языки этой семьи в целом являются тональными. Именных классов нет, но в некоторых языках имеются два грамматических рода. Иногда в имени имеется падежная система. Глагол в некоторых языках обладает разветвленным набором производных глагольных форм. К этой семье принадлежит большинство языков негроидного населения Африки, не входящих в нигеро-конголезскую семью.

Шари-нильская подсемья.

Основная в суданской семье; прежде называлась макро-суданской. В свою очередь распадается на две группы – восточную и центральную – и целый ряд отдельно стоящих языков. В восточную группу входят нубийские диалекты долины Нила, Кордофанского плато и Дарфура, а также нилотские языки: западно-нилотские (шиллук, динка, нуэр, ланго), восточно-нилотские (масаи, бари, туркана, лотухо) и южно-нилотские (нанди-сук). Последние две подгруппы при классификации иногда объединяют в нило-хамитскую группу. Центральная шари-нильская группа включает мангбету (Заир) и сара-багирми языки (Чад). В средние века на нубийском языке существовала христианская литература на основе алфавита, производного от коптского.

Сахарская подсемья.

Еще одно важное подразделение суданской семьи, включающее канури (язык туземного царства Борну вблизи озера Чад), теда и даза (восточные районы Сахары).

Другие суданские языки.

Распространенные в Судане языки маба (район Вадаи) и фур (доминирующий язык Дарфура) образуют более мелкие подразделения суданской семьи. К ней, по всей вероятности, относятся также сонгаи (язык средневековой негроидной империи со столицей Тимбукту, ныне город в Мали) и небольшая группа команских языков (районы на границе между Суданом и Эфиопией). В целом суданские языки распространены на обширной территории к северу и востоку от нигеро-конголезских языков.

Щелкающие языки.

Эта семья подразделяется на три подсемьи, самой большой из которых является койсанская, распространенная в ЮАР и распадающаяся в свою очередь на три группы: северную, центральную и южную. На койсанских языках говорят бушмены и готтентоты; готтентотские языки принадлежат к центральной группе койсанской семьи. Остальные две подсемьи щелкающих языков – это языки сандаве и хатса, распространенные в Танзании, т.е. значительно севернее койсанских языков.

Свое название щелкающие языки получили благодаря наличию в них своеобразных «щелкающих» звуков, используемых аналогично обычным согласным и нигде в мире, кроме Африки, не встречающихся. Артикуляционная трактовка этих согласных дискуссионна, часто их описывали как имплозивные, т.е. произносимые на вдохе; ныне считается, что они произносятся за счет сосательных движений практически без участия легких, в связи с чем их выделяют в особую группу «недыхательных» согласных, противопоставленных всем остальным, как обычным эксплозивным, так и более редким имплозивным. Кроме языков данной семьи, эти звуки встречаются лишь в некоторых языках банту, являясь там заимствованием из койсанских языков. В сандаве и некоторых центрально-койсанских (в том числе готтентотских) языках имеется категория грамматического рода.

Другие африканские языки.

Помимо вышеописанных четырех семей, на африканском континенте представлены еще языки острова Мадагаскар, принадлежащие к австронезийской семье и сильно отличающиеся от материковых африканских языков, а также мероитский язык, на котором некогда говорили в районе слияния Белого и Голубого Нила и на котором имелась письменность, основанная на древнеегипетских иероглифах; при нынешнем состоянии знаний мероитский не удается генетически связать ни с каким другим языком.

Почти 200-миллионное население современной Африки говорит на многих языках и наречиях. Некоторые из них стали теперь языками многочисленных народностей и формирующихся наций, но лингвистическая карта Африки все еще пестрит названиями множества языков. Буржуазные лингвисты в своих исследованиях замалчивают бурный и неодолимый процесс создания крупных языков, нередко стараясь, наоборот, подчеркнуть наличие огромного числа языков, племен, рисуя неверную картину безнадежной отсталости. В одном только Судане, утверждают они, существует от 700 до 800 языков. Лингвисты как бы соревнуются в количестве установленных ими отдельных языковых единиц. Так, например, видный языковед и специалист по африканским языкам, немец Мейнхоф в 1910 г. насчитывал 182 языка банту.

Несколько позднее, в 1919-1922 гг., англичанин Джонстон довел их число до 226. В 1948 г. бельгиец Ван-Бульк превзошел их обоих, утверждая, что в одном лишь Бельгийском Конго существует 518 различных языков банту, не считая диалектов.

Постоянные указания на огромное число языков преследуют двоякую цель. Во-первых, они должны создать впечатление этнического хаоса и беспорядка, существующего в колониальном мире, беспорядка, который сдерживается лишь установлением в колониях Pax Britannica или Paix Franqaise, как любят выражаться английские и французские колониальные деятели 1 . Во-вторых, они преследуют задачу затушевать, скрыть идущий в колониях процесс образования крупных народностей, процесс консолидации наций. Поэтому надо внимательно разобрать, что же скрывается за внешним многообразием и бесконечной пестротой языковой карты Африки.

Для рассуждений большинства зарубежных лингвистов характерен отрыв истории языка от истории развития общества. Но язык относится к числу общественных явлений, указывает И. В. Сталин. «Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка» 1 .

На ранних ступенях развития общества существовали родовые языки, объединявшие всех членов рода. Возможно, что наиболее отсталые народы Африки, вроде пигмеев или бушменов, несколько веков назад жили отдельными родами, каждый из которых имел свой язык. В настоящее время родовых языков в Африке уже нет.

Пигмеи говорят на языках своих соседей, т. е. на языках банту или на суданских языках. Общественный строй бушменов, загнанных в пустыню Калахари, настолько видоизменился, что на основании их современного состояния невозможно сделать какие-либо выводы. Прежде самостоятельные роды и племена бушменов перемешались, и большая часть их утратила свои языки.

За исключением бушменов и пигмеев, все остальные группы населения давно уже жили племенным строем. Во многих областях Африки еще до появления европейцев существовали государства и начинался процесс образования народностей, при этом некогда самостоятельные племена дробились ирасходились, одни языки вытеснялидругие, анекоторыеиз них становились языками государственных объединений; местные диалекты перемалывались в единый язык. Однако нигде в Африке, за исключением северного ее побережья, процесс развития общества не дошел до образования нации, поэтому еще нигде не создались национальные языки; но многие народы Африки давно изжили первобытно-общинные отношения с их родо-племенным строем, и теперь в Африке существуют многомиллионные народы, объединенные общим языком. Все это надо иметь в виду, обращаясь к рассмотрению языковых проблем в Африке.

В Нигерии с ее более чем 24-миллионным населением, по некоторым данным, насчитывается чуть ли не полтораста различных языков. Из этого вовсе не следует, что на каждом из них говорит примерно 150 или 200 тыс. человек. На самом деле языки этого 24-миллионного населения распределяются следующим образом: на языке хауса говорит около 8 млн., на языке йоруба - около 4 млн., на языке ибо - 4 млн. человек, т. е. почти четыре пятых всего населения говорит на трех языках; за ними следуют языки: фульбе, на котором говорит более 2 млн., и канури (в Борну) - 1200 тыс. Таким образом, на всех остальных языках Нигерии говорит менее 5 млн. человек.

Во Французской Западной Африке, в бассейне Верхнего Нигера и Сенегала большая часть (около 3 млн.) населения говорит на языке мандинго; следующие за ним, по значению: язык фульбе (немногим менее 2 млн. чел.) и язык моей (около 2 млн. чел.). Эти три языка - главнейшие во Французской Западной Африке, на них говорит 42% всего ее населения.

Так же обстоит дело и в других колониях. В Бельгийском Конго, например, с населением более 11 млн. чел., на языке луба говорит около 3,5 млн., на языке руанда - более 2 млн., на языке рунди - до 1,5 млн., на языке конго -до 1 млн. чел., т. е. на этих языках говорит примерно 75-80% всего населения страны. На территории Руанда-Урун- ди все население говорит фактически на одном языке, так как языки руанда и рунди - не более как диалекты одного языка. На языках умбунду и кимбунду (андонго) говорит около 60% всего населения Анголы.

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ

Особое значение, по их распространенности, имеют следующие языки*

Арабский - наиболее распространенный язык населения всей северной части Африки. Численность говорящих на арабском языке определяется, по данным 1944 г., в 37 585 тыс. На арабском языке говорит население Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Танжерской области, Ифни, Испанской Сахары, значительной части Французской Западной Африки и Англо-Египетского Судана, преимущественно в северных их частях. Он распространен на севере Французской Экваториальной Африки и в некоторых местностях Эритреи и Эфиопии, в Северной Нигерии. Кроме того, на восточном берегу Африки, от Занзибара вплоть до Суэца, на арабском языке говорят некоторые слои городского населения. Арабский язык - основной язык населения о-ва Сокотра.

На втором месте, как по численности говорящих на нем, так и по своему значению, стоит язык хауса. Этот язык наиболее распространен среди населения Северной Нигерии и прилегающих к ней областей Французского Судана и Южной Нигерии. Кроме того, на языке хауса говорят в северной части Дагомеи, в Того, на Золотом Береге и отчасти на Береге Слоновой Кости, в Камеруне, во Французской Экваториальной Африке и в Англо-Египетском Судане. Группы хауса встречаются в Алжире, Ливии, Феццане и на берегах Нила. Таким образом, область распространения языка хауса охватывает почти все внутренние районы Судана. Трудно установить точную численность говорящих на хауса. По данным 1944 г., она достигает 9200 тыс. По другим сведениям, число говорящих на хауса составляет от 10 до 15 млн.

На третьем месте среди всех языков Африки стоит язык суахили (ки- суахили). Обычно считается, что общая численность говорящих на нем примерно так же велика, как и говорящих на хауса, и колеблется от 10 до 15 млн. По данным справочника о языках Африки, составленного в 1944 г. Макдугалдом, на суахили говорят 7860 тыс, человек. Языком суахили первоначально пользовалось прибрежное население Восточной Африки, он был распространен от г. Ламу на севере до португальских владений на юге Восточной Африки. В настоящее время он считается официальным языком четырех английских колоний Восточной Африки: Уганды, Танганьики, Кении и Ньясаленда. Он распространен также в Итальянском Сомали, в Руанда-Урунди, в северо-восточных частях Северной Родезии, в Мозамбике и Южной Родезии. Перед второй мировой войной язык этот распространялся и в восточной части Бельгийского Конго, к востоку от Стэнливиля, по течению р. Луалаба и в округе Элиза- бетвиля. На нем говорит также часть! прибрежного населения северо- западного Мадагаскара.

Амхарский язык (на котором говорит около 6 млн. чел.) распространен в северной и средней частях Эфиопии, в областях Амхара, Годжам, Шоа, где живет собственно амхарское население. Он принят по всей стране в качестве государственного языка Эфиопии, на котором ведется делопроизводство, печатаются правительственные постановления, газеты и т. п. Он известен также и в сопредельных с Эфиопией Эритрее, Британском и Итальянском Сомали, в Джибути.

Язык руанда (собственно язык уру-нья-руанда) распространен в бельгийской колонии Руанда-Урунди и в северо-западной части территории Танганьики. Общая численность говорящих на нем достигает 5 млн. Ки- рунди, на котором говорит более 1,5 млн. чел., считающийся отдельным языком, представляет собою не более как его диалект.

Для французского Западного Судана большое значение имеет язык мандинго. Он распадается на три главных диалекта: малинке, бамбара и диула. На диалектах мандинго говорит большинство окружающих племен, пользуясь им как вторым языком. Язык мандинго - язык французских колониальных войск. Общая численность говорящих на диалектах мандинго определяется примерно в 5 млн.

Классификация языков Африки

Прочно установленной классификации всех африканских языков еще нет. Объясняется этопрежде всего тем, что языки многих областей Африки мало изучены. Лучше остальных исследованы семито-хамитские языки, на которых говорит население всей Северной и Северо-Восточной Африки, и языки банту, распространенные во всей южной части Африки, южнее Судана - вплоть до Наталя. Языки народов верховьев Нила составляют особую группу нилотских языков. Что же касается языков Судана, то многие вопросы лингвистической классификации их еще не вполне ясны. Особые группы составляют языки гвинейского побережья, языки группы моей, языки мандинго и некоторые другие. Возможно, что дальнейшие исследования смогут установить родство всех этих групп между собой. Однако пока осторожнее их рассматривать отдельно, как самостоятельные группы.

Менее всего изучены языки Восточного Судана, и говорить об их классификации пока еще преждевременно.

В начале XX в. в африканистике господствовала теория трехчленного деления всех языков Африки на хамитские, суданские и банту. В основе ее лежала типологическая классификация языков: деление их на типы аморфный, агглютинативный и флективный. Древнейшим типом языков Африки считались языки Судана, односложные, имеющие музыкальные тона, аморфного типа, «не имеющие служебных частиц». Их сравнивали с китайским языком и объявляли примитивными. Суданские языки считались языками аборигенного населения Африки. Хамитские языки, не имеющие музыкальных тонов, но обладающие тоническим ударением и относящиеся к флективному типу, считались языками народов, пришедших в Африку из Азии. Немецкий африканист Мейнхоф полагал, что из смешения хамитских языков с суданскими возникли языки банту- агглютинативные по своему типу, имеющие грамматические классы имен существительных.

В основе его взглядов лежали расистские концепции о светлокожих высококультурных хамитах и не способных к развитию неграх. Негры банту, по этой теории,- продукт смешения с хамитами, считались стоящими выше своих суданских собратьев.

Научные данные полностью опровергли эту теорию. Мнимым оказалось единство суданских языков: в действительности разные их группы сильно отличаются одна от другой, очень сложны и многие родственны языкам банту.

Главнейшие группы языков Африки следующие:

1) семито-хамитская группа семей родственных языков;

2) языки Судана: группы гвинейская, манде, бантоидная (западпо- бантоидная, или атлантическая, центрально-бантоидная, или моси-груси, и восточно-бантоидная), канури, кордофанская, нилотская; кроме того, неклассифицированные языки Центрального Судана;

3) семья языков банту;

4) койсанская группа языков;

5) мальгашский язык.

Языки семито -хамитской группы

Языки семито-хамитской группы, взятые в целом, представляют собою некоторое единство. Среди них особую семью языков составляют семитские языки. Всем им свойственна так называемая трех-литеральность корня, или, что то же, трехсогласная основа глагола (ее иногда неточно называют трехбуквенной основой глагольного корня). Для всех семитских языков типична внутренняя флексия, т. е. изменение глагола по наклонениям, видам, временам, залогам и лицам производится путем изменения гласных внутри остающейся неизменной (или почти неизменной) глагольной основы. Все семитские языки имеют общий им всем основной словарный фонд. Эти черты, пожалуй, наиболее типичны и характеризуют все семитские языки.

В отличие от семитских языков другая часть языков этой группы, иногда называемая хамитской, не представляет собою единства. Нет никаких черт, характеризующих языки хамитской группы в целом, которые были бы присущи только ей и отличали ее от семитской.

Подобно тому как индоевропейские языки представляют собою группу семей родственных языков, в состав которой входят славянские, германские, романские и другие языки, так и семито-хамитские языки объединяет семитские, кушитские и берберские, древнеегипетский язык и группу языков хауса-котоко.

К числу хамитских языков иногда относят также готтентотские языки на том основании, что в них имеется грамматический род. Это неверно; как мы увидим далее, грамматический род встречается также и в центральной группе бушменских языков. Изучение грамматического строя и словарного фонда готтентотских и бушменских языков показало, что они родственны между собою и должны быть объединены в одну группу, которую обычно называют койсанской.

Все семито-хамитские языки в целом представляют собою большую группу флективных языков, имеющую известные особенности, характерные для всей этой группы.

На африканском материке к ней относятся:

1) семитские языки Эфиопии; 2) кушитская семья языков; 3) древнеегипетский и коптский языки; 4) берберская семья языков; 5) язык хауса и близкие к нему языки.

Африка, особенно южнее Сахары, говорит на великом множестве языков. Точной цифры назвать нельзя, поскольку не существует общепринятого метода различения языков и диалектов. Однако по любой разумной оценке, в Африке насчитывается более 800 различных языков. Оценки численности говорящих для большинства африканских языков сильно расходятся, что связано с использованием различных способов подсчета, широкой распространенностью многих крупнейших языков в качестве языков межэтнического общения, а также с исключительно высокой динамикой демографических процессов (стремительный рост населения в некоторых странах, например, Нигерии, и интенсивная миграция в города), приводящей к стремительному устареванию статистических данных. Некоторые местные языки, например суахили в Восточной Африке и хауса в Западной Африке, широко применялись в качестве лингва франка, т.е. как языки-посредники при общении разноязычных групп, еще до внедрения европейских языков, сейчас к их числу добавились зулу, лингала и некоторые другие.

При всем разнообразии, африканские языки удается сгруппировать в четыре большие семьи, имеющие различное происхождение: афразийскую, нигеро-конголезскую (ранее известную как западно-суданская и включающую также языки банту), нило-сахарскую (суданскую) и семью щелкающих языков (ранее называвшуюся бушменской и включающую также готтентотские и два восточноафриканских языка).

Хотя тезис о происхождении этих четырех семей из одного источника доказательству не поддается, есть целый ряд языковых особенностей, общих для большого числа африканских языков и редких или отсутствующих за пределами Африки, что позволяет считать этот континент самостоятельным языковым ареалом. К таким особенностям относятся рассматриваемые ниже тоны, системы именной классификации и глагольная деривация. Вокализм в целом отличается простотой, умляут и другие звуковые модификации отсутствуют, за исключением весьма распространенной назализации. Слоги обычно открытые, т.е. оканчиваются только на гласные (кроме большинства афразийских языков). Типичны начальные сочетания «носовой согласный + звонкий смычный», такие как mb- и nd-. Распространены в африканских языках и редко встречаются за пределами Африки щелкающие согласные, лабиовелярные согласные, для которых характерна двойная – губная и заднеязычная – смычка (kp и gb), и имплозивные смычные, сопровождающиеся не выталкиванием воздушной струи из ротовой полости, а ее втягиванием. Тональные системы обычно включают два или три значимых регистра (высотных уровня), в отличие от таких языков, как китайский, где используются контурные тоны (восходящий, нисходящий и др.). По всей Африке распространены многие характерные семантические идиомы, например словосочетание с буквальным значением «рот дома» используется для обозначения двери, с буквальным значением «дети руки» – для обозначения пальцев, слово со значением «ребенок» используется в роли диминутива (показателя уменьшительности).

Сколько-нибудь существенные сведения об африканских языках, особенно распространенных в Южной Африке, стали доступны лишь в 19 в., когда европейцы проникли в глубь континента. Это привело к попыткам общей классификации африканских языков (Р.Лепсиус, Ф.Мюллер, Р.Каст). В первые два десятилетия 20 в., в основном благодаря усилиям К.Майнхофа и Д.Вестермана (первый – специалист по банту, второй – по языкам Судана), была выработана широко употребительная классификация, согласно которой все африканские языки подразделялись на пять семей: семитскую, хамитскую, суданскую, банту и бушменскую. Примерно в этом порядке данные семьи распределялись по территории африканского континента в направлении с севера на юг. Первоначально считалось, что на языках первых двух семей говорят представители белой расы (европеоиды), следующих двух – черной расы (негроиды), а на языках последней семьи – представители бушменской расы. Основные недостатки этой классификации заключались в следующем. 1) Как показал сам Вестерман, языки банту объединяются с большой группой языков Западного Судана в единую семью, в целом не родственную языкам Восточного Судана. 2) Семитская группа не является самостоятельной, она родственна «хамитским» языкам. Кроме того, как указывали М.Коэн и другие, «хамитские» языки – это вовсе не отдельная таксономическая единица в составе какой-то более крупной, а всего лишь традиционное обозначение всех несемитских групп. 3) Что касается различных предложений Майнхофа приписать целому ряду языков (например, фула, масаи, готтентотским) статус «хамитских», то почти все они теперь признаны неверными. Только язык хауса, который вместе со многими языками Чада образует чадскую группу, может рассматриваться как «хамитский» и, следовательно, принадлежит к афразийской семье (ранее называвшейся семито-хамитской или хамито-семитской). В данной статье представлена классификация африканских языков, возникшая в результате этих важнейших модификаций.

Порхомовский В.Я. Проблемы генетической классификации в языках Африки . – В кн.: Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства. М., 1982
Виноградов В.А., Порхомовский В.Я. Общий обзор. Языки . – В кн.: Африка. Энциклопедия, т. 1. М., 1986

Найти "АФРИКАНСКИЕ ЯЗЫКИ " на

Языковая карта Чёрного континента выглядит пёстрой и яркой, как оперение африканского зимородка. Здесь говорят на двух тысячах различных наречий – это треть всех известных на сегодняшний день языков мира. Не говоря уже о прочих загадках, количество языков Африки само по себе остаётся предметом научных споров: во многом потому, что лингвистика ещё не дала однозначного ответа на вопрос о том, где проходит граница между языком и диалектом. В Африке, как и на других континентах, это приводит к тому, что оба понятия играют политическую роль. Нередко носители двух разновидностей языка отлично понимают друг друга (например, жители Руанды и Бурунди), но предпочитают говорить о независимости своих языков друг от друга.

Чаще всего языки похожи между собой в тех случаях, если они развились из единого языка-предка сравнительно недавно. Примерно в то же время, когда предки англичан, немцев и датчан разошлись в разные концы Западной Европы (это случилось около двух тысяч лет назад), в Африке произошёл распад единого сообщества народов семьи банту. Её потомки расселились по огромной площади к югу от экватора, однако по сей день неплохо понимают друг друга – настолько, что в XV–XVI вв. португальские мореплаватели, огибая Африку, нанимали себе переводчиков в Анголе, на западном побережье, и с успехом использовали их помощь в Мозамбике, на противоположном берегу континента. Некоторые учёные в шутку говорят о «пятистах диалектах» банту.

СЛОВО BA-NTU ПОЧТИ НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ ГРУППЫ БАНТУ ОБОЗНАЧАЕТ «ЛЮДИ», ТАК ЧТО БОЛЕЕ ЛОГИЧНОГО НАЗВАНИЯ ГРУППЫ НЕ НАЙТИ.

Однако единство языков банту – уникальный пример близости между языками крупного ареала. В Западной Африке, напротив, плотность и разнообразие языков настолько велики, что их носители зачастую не понимают тех, кто живёт по соседству. В Камеруне, Нигерии, Судане есть области, где каждое селение использует свой собственный язык, и такая чересполосица продолжается здесь в течение многих столетий. Бывает, что языки соседних деревень похожи, и учёным удаётся отследить их единое происхождение. Жители и сами нередко считают, что «вон в той деревне за холмом» живут их далёкие родственники, и даже могут рассказать интересные легенды о том, когда и по какой причине их предки разошлись по разные стороны того самого холма. Но случается, что языки соседних поселений столь же различны, как русский и суахили.


Языковые семьи и крупнейшие языки Африки


Безусловно, в Африке существуют и крупные языки, которыми пользуются миллионы и десятки миллионов людей. Но, в отличие от Европы или Азии, их весьма немного. Это, конечно, связано с тем, что на большей части континента долгое время не существовало ни крупных государств, объединяющих своих подданных единой языковой нормой, ни литературной традиции. Распространение языков шло преимущественно за счёт развития торговли. Так завоевал популярность язык суахили в Восточной Африке. Сегодня этот «торговый язык» используется в 14 странах, им владеют не меньше 30 млн человек.



Женщины суахили собрались на деревенское торжество, Занзибар


Крупнейшим языком на западе Африки остаётся хауса (34 млн человек) – он тоже когда-то распространился в результате торговой и политической экспансии одноимённого народа, основавшего несколько влиятельных городов-государств на территории Северной Нигерии. Среди крупных языков следует назвать шона и зулу в Южной Африке (по 10 млн человек каждый), йоруба, фула и игбо на западе континента (соответственно 28, 25 и 24 млн), оромо и амхарский в Эфиопии (оба примерно по 25 млн человек), сомали с 15 млн носителей (угадайте, в какой стране) и несколько других. Ну а на севере континента безраздельно господствует арабский язык, на различных диалектах которого с детства говорят не меньше 150 млн человек.

И всё же число языков, которыми с рождения владели бы больше миллиона людей, на всём огромном континенте не дотягивает до пятидесяти. Все они когда-то начинали свою историю как языки небольших народов или племенных объединений, распространивших своё влияние с помощью торговли и завоевания.

Афрази́йские языки́ (иногда также афро-азиатские; очень распространенным поныне является также название « семито-хамитские » или, реже, « хамито-семитские » языки, не используемое специалистами примерно с 1960-х годов) -макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков, имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем) . Иногда включается в более общее образование - ностратическую макросемью языков (объединяющую индоевропейскую, картвельскую, уральскую, дравидийскую и алтайскую семьи). Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная.

Классификация афразийских языков

В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки - вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.

Общее кол-во говорящих в наст время по разным подсчетам - между 270 млн. и 300 млн. чел.

В афразийскую макросемью входят след. языковые семьи (или ветви).

Берберо-ливийские языки

Живые языки этой семьи распространены в Сев. Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн. человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от всего населения страны, в Алжире - около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. Гуанчские языки - это языки аборигенов Канарских островов, вымерших к XVIII веку. Все живые языки - бесписьменные. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н. э. Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мертвых языков берберо-ливийской семьи.

Древнеегипетский язык

Он со своим поздним потомком - коптским языком является языком мертвым. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники древнеегипетского датируются концом IV - началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э.; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 1999 насчитывается около 6 млн. человек, пользуются арабским языком и считаются ныне этноконфессиональной группой египетских арабов.

Кушитские языки

из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн. человек.

Омотские языки

Живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн. человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И. М. Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

Семитские языки

Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский, мальтийский, новоарамейские диалекты, иврит, эфиосемитские - амхарский, тигре, тиграй и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками - в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн. К семитским относятся также древние языки - аккадский, угаритский, эблаитский, финикийский, древнееврейский, древнеарамейские, эпиграфические южноаравийские, древнеэфиопский - геэз.

Чадские языки

живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30-40 млн. человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.

Развитие афразийских языков

Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет свое внутреннее подразделение - кл-цию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и адекватно описаны.

Исключение составляет древнеегипетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников. Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.

Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к XI-X тысячелетиям до н. э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X-VIII тысячелетиям до н. э.

Предполагается, что древнейшим ареалом распространения афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И. М. Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI-X тысячелетиях до н. э. (период мезолита) эти территории были еще благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории Африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н. э. В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.

Вторая по времени гипотеза выдвинута А. Ю. Милитаревым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове. К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространенными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только прасемитский остался на своей исторической прародине.

Ген. классификация основных ветвей афразийской макросемьи окончательно не установлена в связи с существенно различной степенью изученности разных ветвей (семей).