История финикийцев в северной Африке. Карфаген

Дональд Харден

Финикийцы. Основатели Карфагена

Именно в это время Египет вступил в долгий период упадка. Империя хеттов была уничтожена, Ассирия только начинала свой путь к мировой державе, а микенцев завоевали пришельцы с севера. Не осталось ни одной сколько-нибудь значительной силы, и наконец-то никто не мешал возрожденной и независимой Финикии распространять свое влияние.

Тот факт, что это случилось именно тогда, а не раньше, требует объяснений. Если финикийцы всегда были мореплавателями, то почему они прежде не посылали колониальные экспедиции хотя бы на ближайшие к ним территории, такие, как острова Кипр и Родос? Более двух тысяч лет они плавали в Египет и обратно в прибрежных водах, и накопленный опыт мог бы подсказать им путь. Должно быть, причиной их неожиданной морской активности стало вливание новой крови и новых идей, вероятно, микенцев, которые уже много лет небольшими группами селились среди ханаанеев Левантийского побережья. Это предположение может подтвердить история Элиссы, или Дидо. Элисса была сестрой Пигмалиона, царя Тира, и женой Ахерба, дяди царя и верховного жреца, убитого Пигмалионом. Следует ли из этого не только политический, но и культурный конфликт в пределах города между эгейскими и ханаанейскими диаспорами? В подтверждение мы можем привести заявление Юстина о том, что Пигмалиона, в нарушение завещания его прадеда Итобаала, привел к власти народ. Если микенцы и ханаанеи действительно перемешались, тогда понятно, откуда у ханаанеев появилось стремление к колонизации, а также, вероятно, и некоторое представление о целях их будущих путешествий.

В любом случае господство и влияние финикийцев распространялись и крепли примерно до 600 года до н. э. Весь этот период Тир был главным городом метрополии, а Библ, Сидон и остальные имели меньшее значение. Только когда Навуходоносор уничтожил власть Тира в 574 году, Сидон унаследовал его главенствующую роль.

А пока, с конца XI до начала X века, в царствование Саула, Давида и Соломона, евреи укрепляли свое господство в Южной Палестине и громили филистимлян. Хирам Великий из Тира (970 – 936 гг. до н. э.) был союзником Давида (1000 – 960 гг.) и Соломона (960 – 920 гг.). Археология подтверждает сведения Библии о том, что два этих народа (ибо так мы уже можем называть их) были тесно связаны и оказывали друг другу помощь. Обе страны достигли наивысшего расцвета в царствование Хирама и Соломона. Ассирия еще не набралась сил для подчинения Левантийского побережья, хотя набеги Тиглатпаласара I, на время захватившего Арад в 1100 году, явно предупреждали о надвигающейся опасности.

Хирам – по просьбе Соломона – посылал материалы и мастеров на строительство храма в Иерусалиме. Библия также повествует о строительных работах Хирама в гавани Тира и о том, как он помогал Соломону в морских авантюрах. Все это говорит о процветании Тира в то время, когда появилось стремление к колониальным захватам.

В IX веке связи между царскими домами Тира, Израиля и Иудеи все еще оставались тесными. Итобаал, царь Тира, выдал свою дочь Иезавель замуж за Ахава, царя Израиля, сына Омри, а дочь Иезавели Аталия (библ. Гофолия) вышла замуж за Иорама, царя Иудеи. Поскольку Элисса Карфагенская была правнучкой Итобаала, Иезавель была ее двоюродной бабушкой. Финикийские строители все еще служили царям Израиля. Мы можем видеть результаты их трудов периода царствования Омри и Ахава в Самарии и в Мегиддо, где найдены знаменитые конюшни, когда-то считавшиеся Соломоновыми, но теперь приписываемые Омри.

А тем временем усиливалась опасность со стороны Ассирии. Для того чтобы достичь настоящего величия, Ассирия нуждалась в выходе к морю и ресурсах Леванта, особенно в строевом лесе. В 876 году Ашшурнасирапал, как мы знаем из его собственных надписей, собирал дань с Тира, Сидона, Библа, Арада и других городов серебром, золотом, прекрасными многоцветными тканями и слоновой костью. В следующее царствование (Салманасара III, 859 – 824 гг.) были обложены данью и другие финикийские города, а царь Арада потерпел поражение в битве. Это подтверждают Балаватские ворота и «Черный обелиск» того периода, хранящиеся в Британском музее. На первой пластине финикийские корабли привозят дань из Тира на материк, а на второй – многие цари Леванта, включая Иеху, царя Израиля, выражают свое почтение ассирийскому монарху.

ЦАРСКИЕ ДОМА ТИРА, ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ В IX ВЕКЕ ДО Н. Э.

Вероятно, к 741 году царства Тира и Сидона объединились, поскольку Хирам Тирский упоминается в этом году как платящий дань Тиглатпаласару III, а на знаменитом фрагменте бронзовой чаши с Кипра, видимо, он же назван царем сидонян. Вскоре, в царствование следующего ассирийского царя Салманасара V (722 – 705 гг.), Лули также называется царем обоих городов. Этот Лули царствовал двадцать или тридцать лет и конфликтовал не только с Салманасаром V, но и с Саргоном II (722 – 705 гг.), и с Синаххерибом (705 – 680 гг.). Лули, энергичный и могущественный правитель, согласно источникам, заключал союзы с Иудеей и Египтом против Ассирии. Не раз в его царствование враги безуспешно осаждали Тир, и только в 701 году Синаххериб вынудил Лули бежать на Кипр. Барнетт признал в ассирийском рельефе того царствования изображение бегства Лули из Тира.

В начале VII века в правление XXV династии Египет вернул часть былого могущества, и в 672 году Тир объединился с Египтом против Асархаддона. Однако Тиру и Египту повезло не более, чем остальным, так как на стеле, найденной в Сенджирли в Турции (рис. 11), изображен ассирийский царь с царями Тира и Египта на привязи! Хотя, как нам известно, Тир захвачен не был.

Рис. 11. Стела Асархаддона Ассирийского с царями Тира и Египта на привязи, 672 г. до н. э. Сенджирли. Высота 3,04 м

Города в глубине страны и даже прибрежные были довольно легкой добычей для ассирийцев, пользовавшихся штурмовыми лестницами, однако островные крепости были менее уязвимыми для ассирийских сухопутных войск. Ашшурбанипал, последний могущественный царь Ассирии, осадил Тир в 668 году, но не смог захватить его, хотя тирийцам все же пришлось сдаться и предоставить победителю заложников.

Вавилон покорил Ниневию в 612 году, и знаменитый вавилонский царь Навуходоносор (604 – 561 гг.) в 587 году захватил Иерусалим и поработил евреев. Тринадцать лет спустя Навуходоносор после долгой осады взял Тир и таким образом наконец превратил всю Финикию и Палестину в доминион (самоуправляющуюся колонию) страны двух рек. Вавилонскую монархию в 539 году свергли персы, и Финикия, Сирия и Кипр образовали пятую сатрапию (провинцию) Персидской империи.

Потеряв независимость, Финикия сохранила свое влияние в регионе. Ее военно-морская мощь была так велика, что финикийские флотилии стали главной опорой военных действий персов на море, особенно в войнах Персии против Греции, давней торговой соперницы Финикии. Хотя финикийцы довольно охотно время от времени сражались с греками, однако в V и IV веках они все более испытывали культурное и художественное влияние Греции. Греческого влияния не избежал и Карфаген, финикийская колония.

Рис. 12. Реконструкция колонны, капитель в форме быка-протомы. Сидон. V или IV век до н. э.

В Сидоне, отныне главном городе Финикии, некоторое время находился дворец персидского царя. Археологи обнаружили капители колонн в форме быка-протомы (рис. 12), аналогичных оргинальным колоннам персидских зодчих в Сузах. Этот факт безусловно подтверждается изображением персидского царя, которое появляется на сидонских монетах того периода. Однако Тир, оправившийся от нашествия Навуходоносора, все еще играл важную роль. Именно Тир, а не Сидон, единственный из финикийских городов, в 332 году оказал сопротивление Александру. Осада Тира Александром подробно описана Диодором, в частности, строительство дамбы между островом и материком (рис. 2), сохранившейся до наших дней и благодаря которой Тир никогда больше не мог называться островным городом.

После падения Тира и перехода всего побережья под власть греков финикийские города стали всего лишь составной частью сначала царства Селевкидов, а затем римской провинции Сирии. Имя и характерные особенности Финикия сохранила, однако финикийская нация прекратила существование. Арамейский язык, уже преобладавший в Финикии, с середины 1-го тысячелетия постепенно вытеснил старые ханаанские диалекты, хотя и сам, начиная с периода Селевкидов, испытывал греческое влияние. Восточное Средиземноморье заговорило на «лингва франка», общепонятном смешанном языке из элементов романских, греческого и восточных языков.

ФИНИКИЙСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ

В греческой мифологии много повествуется о появлении финикийцев даже на территории материковой Греции (рис. 13). Мы узнаем, например, как мифический Кадм привел группу финикийцев в Беотию. Этот рассказ встречается и у Геродота. Археологические раскопки подтверждают проникновение азиатов в Грецию, причем не единственное. Если верить мифам, то финикийские поселения встречались почти на всем восточном побережье Средиземноморья и даже на Черном море, однако мы сосредоточимся на тех местах, которые подтверждаются данными археологии.

Начнем с Кипра, восточная оконечность которого лежит менее чем в 100 километрах от Рас-Шамры, ближайшей точки на побережье Сирии. Несомненно, киприоты торговали с материком с незапамятных времен, но найденная керамика и другие предметы, такие, как цилиндрические печати, относятся, самое раннее, к XV и XIV векам до н. э. Сходство стиля обнаруженных предметов ясно указывает на связи острова с материком. В XIV и XIII веках эгейские микенцы приплывали на остров: сначала торговцы, но к концу этого периода и поселенцы. Киприоты также селились не только на севере Сирии в Угарите, Алалахе и других городах, но и гораздо южнее: в самой Финикии.

Естественно предположить, что с XIII века связи между Кипром и Финикией осуществлялись не столько финикийцами, сколько микенцами, однако мифология и история опровергают такое предположение. Культ Астарты (Венеры) существовал во многих городах, особенно в Пафосе; в конце IX века Элисса на пути в Карфаген останавливалась на Кипре, где к ней присоединились новые сторонники; и, наконец, нам знакома история бегства Лули. Существуют и филологические свидетельства, например семитское название «Китий». Все это может просто указывать на миграции или изгнание местного населения (как в случае с Лули) в периоды войн с хеттами, амореями и ассирийцами, а не на колониальные претензии.

Рис. 13. Карта финикийских колоний в Средиземноморье

Сэр Джон Майрс обнаружил остатки маленького поселения на холме Бамбула в Китии (Ларнака), по его мнению, финикийского в 1000 – 750 годах до н. э., и более позднего большого, хорошо укрепленного города. Однако с 1959 года после длительных раскопок В. Карагеоргиса история Кития предстала в совершенно новом свете. Теперь считается, что на месте современной Ларнаки – до открытого Майрсом поселения – уже в конце бронзового века, по меньшей мере с XIV столетия, существовал укрепленный город. В XIII и XII веках сюда стекались колонисты-ахейцы, и город был покинут лишь около 1000 года до н. э. Позже городской центр приблизился к морю, и именно на этом новом месте, как считал Карагеоргис, первые финикийские поселенцы основали колонию не раньше IX века. Недавно на старом месте были также найдены остатки по меньшей мере одного микенского храма, покинутого в XI веке и возрожденного финикийцами как храм Астарты. Видимо, храмом пользовались до конца IV века до н. э. Должно быть, эта колония и есть упоминаемый в ассирийских источниках Картихадашти, чей царь вместе с еще восемью кипрскими правителями платил дань Саргону в 709 – 708 годах и, согласно другим источникам, находился в тесном контакте с Тиром. Очевидно, что с IX века это была основная финикийская база на острове, тогда как Саламин был главной базой греков.

С того времени кипро-финикийские связи окрепли, и Кипр стал промежуточной стоянкой финикийских кораблей. Большая часть так называемой кипро-финикийской керамики IX века и более поздняя действительно похожи на микенскую, однако в некоторых кувшинах угадываются характерные финикийские черты. На раскопах холма Бамбулы встречается особый тип красных лощеных глиняных сосудов, похожих на керамику восточных и западных финикийских поселений.

Вдоль побережья Южной Малой Азии к западу от Киликии должно быть много финикийских стоянок, однако – если не считать мифов соседних народов – ни древние тексты, ни результаты современных археологических раскопок не позволяют выдвигать предположения о прямой колонизации. Двуязычные надписи конца VIII века из Кара-тепе, иероглифические хеттские и финикийские надписи не являются доказательством колонизации, хотя указывают на присутствие финикийских торговцев. Лингвистические исследования породили мнение о том, что основавший эти поселения Азитаванда был хеттом, а не финикийцем.

На другом конце Левантийского побережья, в Южной Палестине, мы также обнаруживаем финикийские фактории. Типичная красная финикийская керамика IX и VIII веков встречается в нескольких местах, например в Бетпелете и Эр-Регеше близ Газы. Подобные промежуточные торговые посты или фактории могли находиться между Египтом и Финикией, хотя и они не были настоящими колониями. Исторические источники сообщают о поселениях финикийских купцов и в самом Египте: не только в Дельте, но и в Мемфисе. В связи с прибытием Елены после Троянской войны Геродот упоминает о районе Мемфиса, именовавшемся «Тирский лагерь», с храмом Астарты (Афродиты). Найденная археологами в Тель-эр-Ретабехе и других местах Дельты ранняя красная лощеная керамика подтверждает присутствие финикийцев в Египте, однако их поселения были скорее торговыми центрами, а не настоящими колониями. Действительно, финикийцы не могли основывать колонии в странах с уже существующей цивилизацией и стабильным правлением; кроме того, их вполне устраивала роль купцов везде, где находились народы, с которыми можно было завязывать торговые связи.

Перейдем к эгейцам. На острове Родос, особенно в двух его главных городах, Камире и Ялисе, микенское влияние сменилось финикийским. Нам известен миф о том, как Фалас, или Фалант (раннегреческое имя: не микенского ли происхождения?), привел сюда финикийских колонистов примерно во время Троянской войны, а затем они были изгнаны – по разным источникам – то ли греками под предводительством Ификла, то ли карийцами. Геометрический стиль ранней керамики, найденной на Родосе, скорее присущ финикийцам, чем грекам, однако к VI веку до н. э. греческое влияние преобладает: вероятно, финикийцы прекратили попытки колонизации.

Крит был одним из первых центров, откуда эгейцы распространяли микенскую цивилизацию на финикийское приморье, и, вполне вероятно, оказывал радушный прием финикийским купцам. Считается, что один из восточных городов, Итан, был основан финикийцами. Мы не находим на Крите археологического подтверждения финикийской колонизации, однако на острове попадаются предметы финикийского искусства IX или VIII веков, так что, возможно, здесь жили финикийские художники и ремесленники.

Греки так хорошо закрепились в эгейском регионе, что вряд ли финикийские колонисты направились бы сюда. Однако, как мы знаем из Гомера, финикийские купцы часто посещали эти места, а финикийские художественные изделия, особенно из металла, считались предметами роскоши.

Недавние раскопки к западу от Греции показали, что микенская керамика и, следовательно, микенские купцы попали на Сицилию, а также на острова и побережье Тирренского моря в XIV веке до н. э., если не раньше. Вероятно, одному из тех купцов и принадлежала сирийская бронзовая статуэтка Мелькарта XIV или XIII века до н. э., недавно найденная в море у южного побережья Сицилии.

Дунбабин считал, что в Сиракузах и Тапсе, а может, и еще где-то существовали эгейские фактории. Эти поселения очень похожи на описанные Фукидидом «островки и мысы побережья», где, по его словам, поначалу селились финикийцы, а когда в конце VIII века начали прибывать греческие колонисты, финикийцы отправились на запад, в том числе и в Палермо. Однако если финикийцы уже имели поселения на востоке Сицилии, то могли бы отражать любые атаки, на которые в то время были способны греки.

Не уместнее ли предположить, что финикийцы покинули Сицилию, особенно Восточную Сицилию, еще до греческого заселения острова, а затем решили занять западную часть острова, чтобы предотвратить дальнейшую греческую экспансию? Такое предположение согласовалось бы с археологическими доказательствами: финикийская Мотия на западном побережье была основана не ранее VIII века, а сходство некоторой ранней керамики из Мотии с керамикой того же времени, найденной в Карфагене, пожалуй, указывает на то, что и Карфаген принимал участие в основании Мотии.

Панорм (Палермо) и Солунт (Пиццо Каннита) были важными финикийскими городами Сицилии.

Ни древние авторы, ни археологические находки не указывают на то, что финикийцы создавали независимые колонии в материковой Италии. Греки и этруски (если мы согласимся с тем, что этруски не были автохтонами) последовали сюда за микенцами; греки в VIII веке, этруски, вероятно, чуть ранее. Однако торговые контакты финикийцев с материковой Италией были достаточно тесными. Поселение финикийских торговцев было в Пирги и, вероятно, даже в Риме, как мы увидим позже.

В Северной Африке, кроме Карфагена, чью историю мы обсудим в следующей главе, традиционно существовало очень раннее поселение в Утике (примерно 1100 год до н. э.), и также упоминаются Хадрумет (Сус), Лептис-Магна и другие. Финикийцы проникли далеко на запад: в Гадес, основанный, как считается, в XII веке, и, следовательно, он самое раннее поселение, если не считать первую – мифическую – дату основания Карфагена.

Судя по археологическим данным, Мальта была основана, самое позднее, в начале XIII столетия, а возможно, и раньше. Надпись на камне в Норе на Сардинии некоторыми учеными датируется IX веком до н. э. Таким образом, примерно к 800 году до н. э. были основаны все важнейшие западные города: более поздние колонисты заселяли и укрепляли их. Ключевые города Карфаген, Утика, Мотия и Мальта контролировали узкий проход из Центрального Средиземноморья к Гадесу и дальше. Поселения на Сардинии – Нора, Таррос, Сульх и Каралис – не пропускали греков на южную половину острова, в то время как этруски не позволяли грекам селиться на севере и на Корсике. Однако греки выиграли спор за Южную Францию, где около 600 года до н. э. была основана фокейская колония Массалия, и также контролировали большую часть Сицилии и Южную Италию. Кроме того, греки обладали важной колонией в Кирене на африканском побережье между Египтом и Сиртикой. Позже, приблизительно в 500 году до н. э., воображаемая демаркационная линия между сферами греческого и пунического влияния в Северной Африке пролегла в нескольких километрах от современной Эль-Агейлы (El Agheila). С тех пор и до окончания 2-й Пунической войны Карфаген господствовал над западом африканского побережья, пресекая любые попытки вражеского вторжения.

Однако задолго до этого, как рассказывает Диодор, в 653 году до н. э. Карфаген основал колонию к востоку от Испании на Ибице, главном острове Питиузской группы, и это первая отмеченная в исторических источниках заморская карфагенская авантюра. На Ибице был хороший порт, очень удобный для отражения нападений греков и других конкурентов. Нет никаких упоминаний о том, когда или до какой степени оба Балеарских острова были оккупированы финикийцами. Археология также ничем здесь помочь не может. Название порт Маон (древний Маго) на острове Минорка – финикийское, и, поскольку это одна из лучших гаваней на Средиземноморье, было бы очень странно, если бы финикийцы не заняли ее довольно рано. Финикийцы точно находились там во время Пунических войн и использовали балеарских наемников уже в конце V века до н. э.

В Испании ключевым городом был Гадес – лучшая гавань для сбора и экспорта металлических руд Тартесса (или Таршиша, если мы соглашаемся с их идентификацией). Сильное влияние восточных финикийцев прослеживается в археологических находках Южной и Юго-Восточной Испании, как минимум, с VIII века до н. э. Таким образом, у скептиков есть основания подвергать сомнению традиционную дату основания Гадеса – XII столетие до н. э., как и столь же раннюю дату основания Утики. Разумнее не отодвигать основание финикийских колоний в глубь веков далее 1000 года до н. э. и с некоторой осторожностью принять для западных колоний дату возникновения – X век. Если камень в Норе относится к IX веку, то это самое раннее реальное свидетельство, имеющееся в нашем распоряжении. В целом же археология не ведет нас дальше VIII века до н. э.

В Испании, кроме Гадеса, были и другие ранние финикийские поселения, что подтверждается красной лощеной керамикой VIII века, такой, как кувшин (рис. 41) из Торре-дель-Мар около Малаги (сравните с керамикой из Кития и Эр-Ретабеха), и другими аналогичными изделиями, найденными на многочисленных раскопах южного побережья Испании и в глубине страны: около Торре-дель-Мар в Альмунекаре (древнем Секси), Тосканосе и в районе Уэльвы. Эта керамика не может быть карфагенской, поскольку влияние Карфагена в Испании могло проявиться лишь после основания Ибицы. Через некоторое время Карфаген основал или возродил колонии в Абдере, Секси, Майнаке (Mainake) (бывшей фокейской колонии) и в других местах Южной Испании, отваживая конкурентов и оказывая сильное влияние на иберийские центры, такие, как Вильярикос, где найдено много пунических артефактов V века и более поздних. 1-я Пуническая война чуть не разрушила господство Карфагена в Испании, однако через несколько лет после войны все же были основаны карфагенские базы: Новый Карфаген и Акра-Левка. Поражение во 2-й Пунической войне окончательно погубило испанскую империю Карфагена, и Испания перешла под власть римлян.

В наше время существует много доказательств (керамика и другие предметы) того, что в VII веке до н. э. финикийцы селились на марокканском побережье: в Ликсе, Могадоре, Танжере и Тамуде. Такая ранняя дата заставляет предположить, что поселенцы пришли сюда из Восточной Финикии или Гадеса, а не из Карфагена. Скорее всего, власть Карфагена над этой частью побережья началась с основанием колоний Ганноном вплоть до острова Керна около 425 года до н. э. Ни история, ни археология не дают нам никаких сведений об основании колоний Гимильконом в путешествии на север, хотя в Португалии были найдены артефакты, возможно, финикийского происхождения.

КАРФАГЕН: ОСНОВАНИЕ И ИСТОРИЯ

Из всех финикийских городов Карфаген наиболее важен для нашей истории. Он стал еще более знаменитым, чем его основатель Тир, а его главенствующая роль во всей Западной Финикии не оспаривалась с VII, если не с VIII века до самой гибели в 146 году до н. э. Кроме того, археологических и литературных сведений о Карфагене сохранилось больше, чем о любом другом финикийском городе.

Общепризнанная дата основания Карфагена – 814 – 813 гг. до н. э. Филист (Philistus), сицилийский историк, которого цитирует Евсевий, упоминает основание Кархедона Цором в конце XIII века. Очевидно, что Цор – мифическое имя Тира, а Кархедон – греческое имя Карфагена. Однако, несмотря на сомнения некоторых современных ученых, традиционная дата 814 – 813 гг. имеет твердые обоснования и довольно хорошо совпадает с археологическими и историческими фактами. Самую раннюю керамику, найденную в пунических могилах и самых нижних слоях святилища Тиннит, включая «маленький храм» Синтаса, смело можно отнести к VIII веку до н. э. Элисса (Дидо) и ее брат – не мифические, а исторические личности. Поскольку двоюродная бабушка Элиссы Иезавель вышла замуж за Ахава во второй четверти IX века, то нас не должно удивлять, что отъезд Элиссы в Карфаген приписывается к концу того же века. Вместе с группой тирских аристократов, оппозиционных царю, Элисса, согласно рассказам нескольких древних авторов (наиболее полно эта история изложена у Юстина), отправилась сначала на Кипр, где к ней присоединились жрец храма Юноны с семьей и восемьдесят девушек, а затем вся компания поплыла прямо в Карфаген. Там они договорились с местными жителями о покупке участка земли такой величины, какую покроет воловья шкура. Когда шкуру разрезали на множество тончайших полосок, участок получился значительным, и его назвали Бирса (по-гречески «шкура»). Правда, некоторые ученые считают, что это слово может быть греческой адаптацией семитского слова, обозначающего крепость. Несколько позднее имя Бирса стало использоваться для цитадели Карфагена и сейчас относится к холму Сен-Луи, на котором она находилась. Здравый смысл подсказывает, что самое раннее поселение не могло быть так далеко от моря, а находилось около удобного пляжа. Несомненно, что так оно и было. Поселение занимало ровную площадку около двух лагун к северу от Ле-Крама. Однако детали исторической топографии Карфагена очень сложны и неопределенны.

Карфаген расцвел сразу после своего основания, затмив Мотию и Утику, и вскоре, в конце VIII века, стал главным финикийским городом в Центральном Средиземноморье, способным предотвратить продвижение греков (рис. 14). Первая акция, проведенная Карфагеном и упоминаемая древними историками: основание колонии на Ибице в 654 – 653 годах до н. э. Полвека спустя, в 600 году, Карфаген тщетно пытался предотвратить основание Массалии фокейцами. Еще через полвека карфагенский полководец Малх одержал победу над греками на Сицилии, однако потерпел поражение на Сардинии и был изгнан. Позже он вернулся в Карфаген, однако ненадолго. Его преемник Магон (основатель влиятельной пунической династии Магонидов) вместе с сыновьями Гасдрубалом и Гамилькаром продолжал конфликтовать с греками. В 535 году объединенный этрусский и карфагенский флот одержал победу над фокейцами в морском сражении у Алалии на Корсике. В результате всем попыткам греков укрепиться на Корсике и Сардинии был положен конец.

Рис. 14. Карта Центрального Средиземноморья, иллюстрирующая войны Карфагена с Грецией

Мощь этрусков клонилась к закату. Рим сверг тарквинских (этрусских) царей в 510 году до н. э. и стал независимой республикой, а уже в следующем году – какой удивительный и значительный факт – заключил договор с Карфагеном, определив общие сферы влияния. В новом распределении сил Карфаген несомненно видел возможность дальнейшего процветания, однако вряд ли мог заподозрить надвигающееся серьезное соперничество за мировое господство. Реальными врагами Карфагена все еще оставались греки. Финикийская родина уже попала под власть Персии, а персы были полны решимости напасть на материковую Грецию. Во время второго персидского похода под предводительством Ксеркса в 480 году карфагеняне, подстрекаемые или Персией, или своим городом-основателем, снарядили экспедицию в Панорм и были разгромлены при Гимере войском Сиракуз и Агригента в тот самый день, когда при Саламине греки разбили персидский флот, большую часть которого составляли финикийцы.

Потерпев столь сокрушительное поражение, карфагеняне с еще большей решимостью устремились на запад. Вдоль северного африканского побережья основывались и укреплялись колонии, а путешествия Ганнона и Гимилькона около 425 года до н. э. демонстрируют пробуждение интереса Карфагена к дальним землям за Геракловыми столпами (рис. 50). Если поверить описаниям (а в столь сурово критикуемом тексте «Перипла» Ганнона несомненно есть заслуживающие доверия факты), то мы должны признать, что Карфаген стремился развивать торговлю с Западом и открывать морские пути не только к ресурсам Африканского континента, но и к олову Бретани и Корнуолла, от которых он был отрезан греками, укрепившимися на южных берегах Галлии.

Для достижения этих целей Карфагену приходилось контактировать с местным населением Северной Африки. Мы знаем, что первые колонисты согласились платить ливийцам за занятые земли, а к тому времени, о котором мы говорим, Карфаген окреп настолько, что подчинил ливийцев и приобрел обширные территории в глубине материка, включая плодородные земли Туниса, особенно в долине реки Баград, и прибрежную долину за Хадруметом (Сусом) (рис. 14). Эти земли помогали накормить растущее население. Карфаген также нуждался в ливийских наемниках для своих войн.

К нига посвящена истории финикийцев – маленького воинственного народа, который заставил считаться с собой все могущественные государства древнего Средиземноморья. Подробно повествуется о нравах и обычаях, религиозных и светских обрядах финикийцев, о великолепных мастерах ювелирного и оружейного дела, резьбы по слоновой кости, камню, металлу, а также изложена история создания древнейшего алфавита – высшего достижения финикийской культуры, которое оказало мощное влияние на все последующие цивилизации Старого Света.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Естественно, в небольшой книге, посвященной столь обширной теме, невозможно полностью удовлетворить запросы как автора, так и читателя. Некоторые аспекты истории и культуры финикийцев не затронуты вовсе; другие освещены лишь поверхностно. Однако я надеюсь, что эта книга даст общее представление о финикийцах того периода, когда этот сравнительно небольшой народ был силой, с которой приходилось считаться на всем Средиземноморье и за его пределами. Данный труд также поможет установить место финикийцев в истории наций.

Описывая зарождение народа, я попытался отделить финикийцев побережья от ханаанеев (ханаанеян) вообще и даже опустил раннюю историю этого района, поскольку только в конце бронзового века появились термины «Финикия» и «финикийцы» в том значении, как мы теперь их понимаем. Такой подход объяснит, если не извинит, почему я столь мало внимания уделил великим раскопкам французов в Библе и Угарите.

Литература о финикийцах на разных языках столь обширна, что не хватит всей жизни, чтобы ознакомиться с ней. Я использовал многие источники и должен заметить, что очень часто авторы придерживаются прямо противоположных точек зрения.

Рамки данного труда не дают возможности объяснить различия взглядов и предоставить читателю составить собственное мнение. Некоторые разногласия я отмечаю в тексте или в примечаниях, но в основном излагаю одну точку зрения, опуская полемику.

За последние сто лет на финикийской территории проводилось много археологических раскопок, и не все из них носили научный характер. Самыми результативными и, вероятно, наиболее профессиональными были раскопки последнего века в Северной Африке, особенно в Карфагене, субсидируемые французским правительством. Раскопки также велись в Финикии и на Сардинии. Несомненно, когда все результаты будут опубликованы, они аннулируют некоторые из моих утверждений и догадок, однако если бы я стал ждать новых доказательств, то эта книга никогда бы не увидела свет, а потому я не прошу прощения за ее появление в данном виде.

Среди культурных памятников Древнего мира, разрушенных не только беспощадным течением времени, но и войнами, особо выделяется город-государство Карфаген. Некогда величайший город, соперник Рима, основанный искусными мореплавателями – финикийцами, он долгое время господствовал на всем Средиземноморье. Однако, Карфаген не смог устоять под ударами железных римских легионов; он был захвачен и уничтожен. От Карфагена сегодня мало, что осталось, да и те памятники, которые поражают взор путешественника, не относится собственно Карфагену, а является более поздними римскими постройками на территории величественного города. Мой сегодняшний небольшой рассказ, – уважаемые читатели, – попытка оживить страницы истории, поднять из песков времени город, который некогда был одним из центров культуры и торговли в Северной Африке.

Финикийцы – моряки искусные, на своих судах достигали самых отдаленных берегов. Главной же территорией, которую они облюбовали для дальнейшей колонизации была Северная Африка. На территории современного Туниса, финикийские мореплаватели основали несколько колоний, среди которых был и Карфаген – по-финикийский “Карт-Хадашт ”, что означает в переводе “Новый город ”. Так он был названа в противоположность более древней колонии Утика . Благодаря удобному географическому положению Карфаген рано стал крупным центром посреднической торговли, поддерживая тесные связи со странами Восточного Средиземноморья, Эгейского бассейна, Италией.

В VIII – VII веках до н.э. Карфаген сам стал владельцем нескольких колоний, основанных на средиземноморском побережье Северной Африки и на острове Эбес. Выведение таким образом колоний, с одной стороны закрепляло господство Карфагена на торговых путях к югу от Пиренейского полуострова, а с другой, позволило удалить из города тех представителей социальных низов, которые могли устроить смуту и выступить против угнетения и господства аристократии. По словам Аристотеля, государственный строй и социальная политика в Карфагене выглядели следующим образом: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А имен-но, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфаге-ну города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и предают ему стойкость ”.

Данная политика была перенята Карфагеном у метрополии, которым в то время являлся город Тир , власти которого время от времени высылала по нескольку тысяч своих граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря. В последующим, Карфаген будучи колонией Тира, сам стал метрополией для нескольких более слабых финикийских колоний в Западном Средиземноморье. Имея удобное географическое положение в плодородной долине, на берегу Тунисского залива, образующего удобные, защищенные от бурных ветров гавани, Карфаген использовал это и стал центром финикийской колонизационной деятельности. К этому времени Карфаген представлял собой олигархическое государство, власть в котором находилась в руках отдельных группировок торгово-земледельческой аристократии, постоянно боровшихся между собой за первенство влияния и власть. Наряду с олигархической властью, в Карфагене существовала и царская власть. Известно, имя легендарной основательницы Карфагена Элиссы , которая в источниках именуется “царицей ”. Однако после ее смерти власть перешла к Совету десяти , наряду с которым существовал и Совет Старейшин .

Во второй половине VI века до н.э. полководец Малх установил в Карфагене свою военную диктатуру, опиравшуюся на народное ополчение, но просуществовавшее недолго. Диктатуру Малха сменила олигархическая диктатура Магонидов , которые опирались на наемную армию. В середине V века до н.э. власть Магонидов фактически сменилась республиканской формой правления. Совет десяти был преобразован в Совет тридцати , был расширен и Совет старейшин – от ста до трехсот человек. Это государство представляло собой олигархическую рабовладельческую республику. В отличие от других финикийских колоний, в Карфагене было широко развито крупное землевладельческое плантационное хозяйство, которому способствовало наличие значительного пространства, пригодного для обработки земли. В плантационном хозяйстве широко использовался труд рабов.

Плантационное хозяйство Карфагена сыграло значительную экономическую роль в истории древнего мира, так как оно повлияло на развитие того же типа хозяйства сначала в Сицилии, а затем и во всей Италии. Достаточно сказать, что
труды писателя-теоретика плантационного хозяйства Магона , жившего в Карфагене в VI или V веке до н.э., по приказу Сената Рима во II веке до н.э. были переведены на латинский язык и распространены по всей Италии. Труды Магона использовались всеми теоретиками сельского хозяйства Рима.

Еще одной существенной особенностью Карфагена было то, что он рано превратился в крупный центр посреднической торговли, масштабы которой постоянно расширялись. Из внутренних областей Африки в Карфаген доставлялись рабы и слоновая кость; из Передней Азии – дорогие ткани и ковры; золото, серебро поступали из Испании, а олово – из Британии. Из Корсики и Балеарских островов, Карфаген получал воск и масло. Вино, изделия греческого художественного ремесла поставляла Сицилия.

Карфаген развил колонизаторскую политику финикийских городов в Западном Средиземноморье, преследуя главным образом цель вытеснения греков из этого региона, в которую
они начали проникать с VIII века до н.э. Такие финикийские колонии, расположенные на северном побережье Африки, как Утика , Гиппом , Лептис-Минор , Лептис-Магна , вошли в состав Карфагенской державы, и имели близкую к Карфагену социальную и политическую структуру, пользовались внутренней автономией. В середине VII века до н.э. карфагеняне обосновались на Балеарских островах и в скором
времени после этого проникли в Сардинию. В конце VII – начале VI века до н.э. начинается ожесточенная борьба с греками за Сицилию, в общей сложности продолжавшиеся более трех столетий. В первой половине IV века до н.э. карфагеняне покорили значительную часть Сицилии, а к концу того же века начали активно проникать в Испанию. В результате старые колонии Тира перешли во владение Карфагена, который распространил колонизацию и в глубь Пиренейского полуострова. Основание Карфагеном колоний сопровождались ожесточенными сражениями. Так, например, в Испании иберские племена вели долго-летнюю борьбу за свою независимость еще с Гадесом , одной из самых старых финикийских колоний. Город был ими захвачен и карфагенянам пришлось его долго осаждать. Гадес был взят карфагенским войском штурмом, при больших потерях с обеих сторон. Сопротивление местного населения карфагеняне встретили и при колонизации Сардинии.

Однако, наиболее долговременную войну Карфаген вел с воинственными греками, столкновение с которыми происходили при колонизации юга Франции, Испании, и наконец на начальном этапе борьбы за Сицилию. В этой сложной борьбе укреплялась военно-морская мощь Карфагена, окреп его государственный аппарат, приспособленный не только для угнетения рабов и зависимого населения, но и рассчитанный на ведение захватнических устремлений властвующей верхушки карфагенского общества. К этому времени держава, созданная Карфагеном включала Северную Африку, Западную Сицилию, Южную Испанию и Сардинию.

Печально сложилась судьба Карфагена. В борьбе с Римом, город не устоял; был разрушен. И, только спустя полтора века, на месте бывшего славного города была возведена римская колония, просуществовавшая до V века н.э. Сегодня, Карфаген – пригород Туниса – центр паломничества туристов и путешественников со всего мира.

Из всех финикийских городов Карфаген наиболее важен для нашей истории. Он стал еще более знаменитым, чем его основатель Тир, а его главенствующая роль во всей Западной Финикии не оспаривалась с VII, если не с VIII века до самой гибели в 146 году до н. э. Кроме того, археологических и литературных сведений о Карфагене сохранилось больше, чем о любом другом финикийском городе.

Общепризнанная дата основания Карфагена – 814 – 813 гг. до н. э. Филист (Philistus), сицилийский историк, которого цитирует Евсевий, упоминает основание Кархедона Цором в конце XIII века. Очевидно, что Цор – мифическое имя Тира, а Кархедон – греческое имя Карфагена. Однако, несмотря на сомнения некоторых современных ученых, традиционная дата 814 – 813 гг. имеет твердые обоснования и довольно хорошо совпадает с археологическими и историческими фактами. Самую раннюю керамику, найденную в пунических могилах и самых нижних слоях святилища Тиннит, включая «маленький храм» Синтаса, смело можно отнести к VIII веку до н. э. Элисса (Дидо) и ее брат – не мифические, а исторические личности. Поскольку двоюродная бабушка Элиссы Иезавель вышла замуж за Ахава во второй четверти IX века, то нас не должно удивлять, что отъезд Элиссы в Карфаген приписывается к концу того же века. Вместе с группой тирских аристократов, оппозиционных царю, Элисса, согласно рассказам нескольких древних авторов (наиболее полно эта история изложена у Юстина), отправилась сначала на Кипр, где к ней присоединились жрец храма Юноны с семьей и восемьдесят девушек, а затем вся компания поплыла прямо в Карфаген. Там они договорились с местными жителями о покупке участка земли такой величины, какую покроет воловья шкура. Когда шкуру разрезали на множество тончайших полосок, участок получился значительным, и его назвали Бирса (по-гречески «шкура»). Правда, некоторые ученые считают, что это слово может быть греческой адаптацией семитского слова, обозначающего крепость. Несколько позднее имя Бирса стало использоваться для цитадели Карфагена и сейчас относится к холму Сен-Луи, на котором она находилась. Здравый смысл подсказывает, что самое раннее поселение не могло быть так далеко от моря, а находилось около удобного пляжа. Несомненно, что так оно и было. Поселение занимало ровную площадку около двух лагун к северу от Ле-Крама. Однако детали исторической топографии Карфагена очень сложны и неопределенны.

Карфаген расцвел сразу после своего основания, затмив Мотию и Утику, и вскоре, в конце VIII века, стал главным финикийским городом в Центральном Средиземноморье, способным предотвратить продвижение греков (рис. 14). Первая акция, проведенная Карфагеном и упоминаемая древними историками: основание колонии на Ибице в 654 – 653 годах до н. э. Полвека спустя, в 600 году, Карфаген тщетно пытался предотвратить основание Массалии фокейцами. Еще через полвека карфагенский полководец Малх одержал победу над греками на Сицилии, однако потерпел поражение на Сардинии и был изгнан. Позже он вернулся в Карфаген, однако ненадолго. Его преемник Магон (основатель влиятельной пунической династии Магонидов) вместе с сыновьями Гасдрубалом и Гамилькаром продолжал конфликтовать с греками. В 535 году объединенный этрусский и карфагенский флот одержал победу над фокейцами в морском сражении у Алалии на Корсике. В результате всем попыткам греков укрепиться на Корсике и Сардинии был положен конец .

Рис. 14. Карта Центрального Средиземноморья, иллюстрирующая войны Карфагена с Грецией

Мощь этрусков клонилась к закату. Рим сверг тарквинских (этрусских) царей в 510 году до н. э. и стал независимой республикой, а уже в следующем году – какой удивительный и значительный факт – заключил договор с Карфагеном, определив общие сферы влияния. В новом распределении сил Карфаген несомненно видел возможность дальнейшего процветания, однако вряд ли мог заподозрить надвигающееся серьезное соперничество за мировое господство. Реальными врагами Карфагена все еще оставались греки. Финикийская родина уже попала под власть Персии, а персы были полны решимости напасть на материковую Грецию. Во время второго персидского похода под предводительством Ксеркса в 480 году карфагеняне, подстрекаемые или Персией, или своим городом-основателем, снарядили экспедицию в Панорм и были разгромлены при Гимере войском Сиракуз и Агригента в тот самый день, когда при Саламине греки разбили персидский флот, большую часть которого составляли финикийцы.

Потерпев столь сокрушительное поражение, карфагеняне с еще большей решимостью устремились на запад. Вдоль северного африканского побережья основывались и укреплялись колонии, а путешествия Ганнона и Гимилькона около 425 года до н. э. демонстрируют пробуждение интереса Карфагена к дальним землям за Геракловыми столпами (рис. 50). Если поверить описаниям (а в столь сурово критикуемом тексте «Перипла» Ганнона несомненно есть заслуживающие доверия факты), то мы должны признать, что Карфаген стремился развивать торговлю с Западом и открывать морские пути не только к ресурсам Африканского континента, но и к олову Бретани и Корнуолла, от которых он был отрезан греками, укрепившимися на южных берегах Галлии.

Для достижения этих целей Карфагену приходилось контактировать с местным населением Северной Африки. Мы знаем, что первые колонисты согласились платить ливийцам за занятые земли, а к тому времени, о котором мы говорим, Карфаген окреп настолько, что подчинил ливийцев и приобрел обширные территории в глубине материка, включая плодородные земли Туниса, особенно в долине реки Баград, и прибрежную долину за Хадруметом (Сусом) (рис. 14). Эти земли помогали накормить растущее население. Карфаген также нуждался в ливийских наемниках для своих войн.

В последней декаде V столетия до н. э. серьезный военный конфликт вспыхнул между Карфагеном и сицилийскими греками, ведомыми Дионисием Сиракузским. Карфаген вначале побеждал, однако в 398 году Дионисий разграбил Мотию, которой уже не было суждено возродиться, а ее жителей переселил в соседний новый город, Лилибей (современная Марсала). Сражения не прекращались до 338 года, когда был заключен мир с греческим полководцем Тимолеоном. Тревожное затишье длилось почти двадцать лет, пока Агафокл, тиран Сиракуз, снова не объявил войну, а потерпев поражение на Сицилии, имел наглость вторгнуться на карфагенские территории в Африке, высадившись на мысе Бон. Сражения, в которых ни одна сторона не могла одолеть другую, не утихали до самой смерти Агафокла в 289 году. Десять лет спустя, когда римляне уже господствовали над Южной Италией, Пирр, царь Эпира, также возжелал захватить Карфаген, однако вскоре умер. Больше прямых военных действий между Карфагеном и греками не велось.

Тем временем быстро росла мощь Рима, и во второй половине IV столетия Карфаген счел разумным заключить с Римом торговые договоры, что и произошло в 348-м и 306 годах. Договором 279 года Рим и Карфаген объединились против общего врага – Пирра. Закат могущества и смерть Пирра в 272 году позволили Риму захватить контроль над большей частью итальянского полуострова, включая греческий юг. Естественно, взгляды Рима обратились к Сицилии, и восемь лет спустя, в 264 году, произошел неизбежный конфликт с Карфагеном, в основном за обладание Сицилией. Эта 1-я Пуническая война закончилась в 241 году победой Рима в морском сражении у Эгатских островов. Карфагену пришлось принять жесткие условия мира, полностью лишившие его контроля над Сицилией и наложившие огромные контрибуции на следующие двадцать лет.

С тех пор господство Карфагена сузилось до Северной Африки и Испании. Однако и в Северной Африке вскоре начались неприятности. Утика и другие города пожелали сбросить карфагенское иго, ливийцы также выражали недовольство. Карфаген (несомненно, обессиленный римскими контрибуциями) совершил фатальную ошибку – не заплатил своим наемникам, что привело к войне наемников, длившейся три с половиной года и так ослабившей Карфаген, что после окончания войны, в 238 году, он был вынужден заплатить Риму за нейтралитет и отказаться от Сардинии.

Единственной надеждой на спасение для Карфагена теперь оставалось развитие Испанской империи. Только так он мог компенсировать свои потери, и на роль спасителя вызвался знаменитый Карфагенский полководец Гамилькар Барка. Гамилькар захватил с собой девятилетнего сына Ганнибала, заставив его поклясться в вечной ненависти к Риму. После смерти Гамилькара в 229 году его зять и преемник Гасдрубал основал в 228 году Новый Карфаген, а в 226 году заключил с Римом договор, разграничивший сферы влияния по реке Эбро и тем самым закрепивший карфагенские завоевания. Преемником убитого в 221 году Гасдрубала стал Ганнибал, который, несмотря на свои двадцать пять лет, имел большое влияние не только в армии в Испании, но и в самом Карфагене. Существует мнение, что все эти полководцы изображены на монетах Нового Карфагена того времени. Если так, то это одни из очень немногих известных пунических портретов.

Не прошло и трех лет, как Ганнибал затеял ссору с Римом из-за Сагунта, и разразилась 2-я Пуническая война. Ганнибал отправился в Италию (рис. 15) с огромной армией и слонами. Как известно, он преодолел Альпы и, хотя в этом суровом походе погибло множество воинов и почти все слоны, успешно громил римские армии, особенно на Тразименском озере (217 год) и при Каннах (216 год). Римские армии в Испании также были разгромлены, а их полководцы Сципионы убиты. Только когда Марцелл взял Сиракузы (союзника Карфагена) в 214 году, удача стала поворачиваться лицом к римлянам. Юный Публий Корнелий Сципион Африканский, в 210 году назначенный народом командовать армией в Испании, в 209 году захватил Новый Карфаген, а к 206 году подчинил всю Бетику, включая Гадес. В 204 году он вторгся в Африку. Карфагеняне вновь призвали Ганнибала, и последнее сражение той войны разыгралось при Заме в 202 году. Из двух наиболее значительных ливийских правителей один, Сифакс, объединился с Карфагеном, а второй, Масинисса, с Римом. Мирные условия на этот раз оказались еще жестче. Карфагенский флот был сожжен, а его влияние сократилось до Восточного Туниса. Масинисса был провозглашен царем нумидийцев со столицей в Цирте (Константине). Контрибуции были огромными, а самое неприятное – Карфаген отныне не имел права затевать войны с иноземцами без согласия Рима.

О деятельности Карфагена в следующие полвека точно ничего не известно. Естественно, он не мог основывать новые колонии, однако торговал с уже существующими, особенно на западе североафриканского побережья, не забывая и о восточных коммерческих связях. Свидетельства этому мы находим в возрастающем влиянии эллинистического искусства и культуры. Как сообщают нам древние авторы, сельское хозяйство в плодородном Тунисе процветало, развивались земледелие, животноводство и лесоводство – залог возрождения. Процветало и царство Масиниссы, воспринимая пуническую культуру и тем самым закладывая фундамент будущего расцвета этой части Северной Африки.


Однако, прикрываясь мирным договором, Масинисса не забывал пощипывать карфагенские владения, и терпение Карфагена лопнуло. В 150 году, желая положить конец опустошительным вторжениям, Карфаген напал на Масиниссу, однако потерпел поражение и был вынужден платить еще большие контрибуции, а самое страшное: за нарушение мирного договора Рим в 149 году объявил Карфагену войну. Результат предсказать нетрудно, хотя из-за решимости и мощи обороны Карфагена Риму удалось одержать победу лишь в 146 году. Когда Карфаген в конце концов пал (последние защитники вместе с римскими перебежчиками уничтожили себя в храме Эшмуна), город был разграблен и сожжен дотла, а место, на котором он стоял, «перепахано» победившими римлянами, которыми командовал Сципион Эмилиан, приемный внук Сципиона Африканского, победителя Ганнибала.

Рис. 15. Территория Карфагена и Империи в период 2-й Пунической войны


Подтверждением тому служит слой окалины, часто во много сантимеров толщиной, сохранившийся в районе порта, в Дермехе и других местах. Перепаханная земля – другой вопрос. Несколько зданий Карфагена можно отнести к пуническому городу. Он не мог быть полностью стерт с лица земли, если мы примем во внимание замечание Плутарха о Марии (Marius), «сидевшем среди руин Карфагена».

Как правило, восточные финикийские города оставались политически независимыми друг от друга; каждый преследовал собственные интересы и из окрестной территории формировал собственное «царство». Эта территория обычно была довольно маленькой – не более того, что требовалось для снабжения населения продовольствием. Безусловно, главные города, особенно Тир и Сидон, господствовали над другими, по меньшей мере в отдельные периоды своей истории. Однако никогда не существовало финикийской конфедерации, тем более финикийской нации. Геродот упоминал, что финикийским контингентом флота Ксеркса в 480 году командовали три военачальника: Тетрамнест из Сидона, Маттан из Тира и Марбал из Арада. Если бы существовала конфедерация, все финикийские корабли безусловно подчинялись бы единому военачальнику. Тем более удивительно, что финикийцы, во всяком случае в коммерческом смысле, стали силой, с которой миру приходилось считаться. Если бы они достигли и политического объединения, то смогли бы свершить намного больше в то время, когда их соперники греки также не желали заключать значительные политические союзы. Афинская империя демонстрирует, сколь многого могли бы добиться греки, объединившись: большую часть V века до н. э. Афинская империя господствовала над Восточным и Центральным Средиземноморьем. Карфаген в расцвете своего могущества показывает, чего – в аналогичном случае – могли бы добиться финикийцы.

И все же Карфаген, строго говоря, не был империей. Сильный в коммерческом и военном отношении, он господствовал над всеми западными финикийскими городами, но, насколько мы знаем, никогда не смотрел на другие города как на свои владения и не считал их граждан своими гражданами. Сицилийские города чеканили собственные деньги еще до того, как у Карфагена появились свои монеты, а в Гадесе и на Ибице появились монетные дворы в III веке, когда Карфаген еще сохранял свое могущество. Из одной мальтийской надписи мы узнаем о том, что на острове существовали суффеты (главные магистраты или судьи), сенат и народ, как и в Карфагене. Есть упоминания о суффетах и в других местах, например в Тарросе и Гадесе. С другой стороны, хотя эти независимые города были обнесены стенами и имели другие средства защиты, они, похоже, не располагали собственными армиями и флотом, а (как Мотия в 398 году) обычно рассчитывали, что Карфаген в случае нападения быстро придет им на помощь. Видимо, ни один из городов, за исключением, вероятно, Гадеса, не имел даже собственного торгового флота и не мог соперничать с Карфагеном.

Как и все остальные, Карфаген сам поначалу имел лишь небольшую территорию. К V веку до н. э. его владения покрывали уже большое пространство Северо-Восточного Туниса, включая Утику, Хадрумет и еще ряд независимых городов (рис. 14). Некоторые древние авторы упоминают, что в какой-то период границы этой территории были обозначены глубоким рвом. Очень жаль, что следы этого рва не найдены, поскольку исторические границы территории имеют важное значение. Они могли бы подсказать нам, что было дозволено сохранить Карфагену по мирному договору 201 года.

Обладание даже обширной территорией само по себе не превращало Карфаген из города в страну, но обеспечивало ему прямое правление очень плодородными землями, которые при умелом и экономном использовании служили надежным источником продовольствия, избавляя население от угрозы голода. Мало кто из обитателей региона, кроме населения финикийских городов, были чистокровными финикийцами. По большей части это были местные берберы, а также рабы (негры и другие) .

Вероятно, кроме североафриканских владений, только на Сардинии и в Испании Карфаген осуществлял прямое правление. На Сардинии Карфаген захватил южные и западные долины, куда для их возделывания и вытеснения иностранных купцов привез африканцев. Кроме сельского хозяйства, здесь, видимо, велась добыча полезных ископаемых, особенно свинца и серебра. После 1-й Пунической войны в результате завоеваний Гамилькара Барки, Гасдрубала и Ганнибала нечто подобное происходило и в Испании. Как далеко простирались испанские владения Карфагена, неизвестно, но они точно были обширными и управлялись из новой столицы, Нового Карфагена, платившего Карфагену налоги, а в военное время поставлявшего рекрутов, как и североафриканские территории.

Очевидно, в остальных западных владениях Карфагена правление было не прямым. Однако до перехода господства к Риму власть Карфагена над всей Западной Финикией была настолько безусловной, что ни один город не смел выступить против него открыто, даже Утика, которая, по-видимому, всегда была достаточно независимой от своего могущественного соседа .

Оттого что власть Карфагена была основана только на влиянии, а не на прямом вмешательстве – в городах не было постоянных карфагенских гарнизонов, – Карфагенской империи недоставало сплоченности, и, когда наступили тяжелые времена, она рассыпалась.

Карфагенские территории стали римской провинцией, но только более века спустя из руин Карфагена поднялся римский город. В тот период римская культура почти не проникала в Африку, а длительная зависимость нумидийского царства от Карфагена и его культуры обеспечила стойкое пуническое влияние (во всяком случае, в языке), отныне называемое неопуническим. Новый римский город был по большей части населен африканцами, говорившими на неопуническом языке и поклонявшимися старым пуническим божествам: Баал-Хаммону, Тиннит, Эшмуну и Мелькарту под их римскими именами – Сатурн, Келестис (Caelestis), Асклепий и Геракл.

Из всех финикийских городов Карфаген наиболее важен для нашей истории. Он стал еще более знаменитым, чем его основатель Тир, а его главенствующая роль во всей Западной Финикии не оспаривалась с VII, если не с VIII века до самой гибели в 146 году до н. э. Кроме того, археологических и литературных сведений о Карфагене сохранилось больше, чем о любом другом финикийском городе.

Общепризнанная дата основания Карфагена – 814 – 813 гг. до н. э. Филист (Philistus), сицилийский историк, которого цитирует Евсевий, упоминает основание Кархедона Цором в конце XIII века. Очевидно, что Цор – мифическое имя Тира, а Кархедон – греческое имя Карфагена. Однако, несмотря на сомнения некоторых современных ученых, традиционная дата 814 – 813 гг. имеет твердые обоснования и довольно хорошо совпадает с археологическими и историческими фактами. Самую раннюю керамику, найденную в пунических могилах и самых нижних слоях святилища Тиннит, включая «маленький храм» Синтаса, смело можно отнести к VIII веку до н. э. Элисса (Дидо) и ее брат – не мифические, а исторические личности. Поскольку двоюродная бабушка Элиссы Иезавель вышла замуж за Ахава во второй четверти IX века, то нас не должно удивлять, что отъезд Элиссы в Карфаген приписывается к концу того же века. Вместе с группой тирских аристократов, оппозиционных царю, Элисса, согласно рассказам нескольких древних авторов (наиболее полно эта история изложена у Юстина), отправилась сначала на Кипр, где к ней присоединились жрец храма Юноны с семьей и восемьдесят девушек, а затем вся компания поплыла прямо в Карфаген. Там они договорились с местными жителями о покупке участка земли такой величины, какую покроет воловья шкура. Когда шкуру разрезали на множество тончайших полосок, участок получился значительным, и его назвали Бирса (по-гречески «шкура»). Правда, некоторые ученые считают, что это слово может быть греческой адаптацией семитского слова, обозначающего крепость. Несколько позднее имя Бирса стало использоваться для цитадели Карфагена и сейчас относится к холму Сен-Луи, на котором она находилась. Здравый смысл подсказывает, что самое раннее поселение не могло быть так далеко от моря, а находилось около удобного пляжа. Несомненно, что так оно и было. Поселение занимало ровную площадку около двух лагун к северу от Ле-Крама. Однако детали исторической топографии Карфагена очень сложны и неопределенны.

Карфаген расцвел сразу после своего основания, затмив Мотию и Утику, и вскоре, в конце VIII века, стал главным финикийским городом в Центральном Средиземноморье, способным предотвратить продвижение греков (рис. 14). Первая акция, проведенная Карфагеном и упоминаемая древними историками: основание колонии на Ибице в 654 – 653 годах до н. э. Полвека спустя, в 600 году, Карфаген тщетно пытался предотвратить основание Массалии фокейцами. Еще через полвека карфагенский полководец Малх одержал победу над греками на Сицилии, однако потерпел поражение на Сардинии и был изгнан. Позже он вернулся в Карфаген, однако ненадолго. Его преемник Магон (основатель влиятельной пунической династии Магонидов) вместе с сыновьями Гасдрубалом и Гамилькаром продолжал конфликтовать с греками. В 535 году объединенный этрусский и карфагенский флот одержал победу над фокейцами в морском сражении у Алалии на Корсике. В результате всем попыткам греков укрепиться на Корсике и Сардинии был положен конец .


Рис. 14. Карта Центрального Средиземноморья, иллюстрирующая войны Карфагена с Грецией


Мощь этрусков клонилась к закату. Рим сверг тарквинских (этрусских) царей в 510 году до н. э. и стал независимой республикой, а уже в следующем году – какой удивительный и значительный факт – заключил договор с Карфагеном, определив общие сферы влияния. В новом распределении сил Карфаген несомненно видел возможность дальнейшего процветания, однако вряд ли мог заподозрить надвигающееся серьезное соперничество за мировое господство. Реальными врагами Карфагена все еще оставались греки. Финикийская родина уже попала под власть Персии, а персы были полны решимости напасть на материковую Грецию. Во время второго персидского похода под предводительством Ксеркса в 480 году карфагеняне, подстрекаемые или Персией, или своим городом-основателем, снарядили экспедицию в Панорм и были разгромлены при Гимере войском Сиракуз и Агригента в тот самый день, когда при Саламине греки разбили персидский флот, большую часть которого составляли финикийцы.

Потерпев столь сокрушительное поражение, карфагеняне с еще большей решимостью устремились на запад. Вдоль северного африканского побережья основывались и укреплялись колонии, а путешествия Ганнона и Гимилькона около 425 года до н. э. демонстрируют пробуждение интереса Карфагена к дальним землям за Геракловыми столпами (рис. 50). Если поверить описаниям (а в столь сурово критикуемом тексте «Перипла» Ганнона несомненно есть заслуживающие доверия факты), то мы должны признать, что Карфаген стремился развивать торговлю с Западом и открывать морские пути не только к ресурсам Африканского континента, но и к олову Бретани и Корнуолла, от которых он был отрезан греками, укрепившимися на южных берегах Галлии.

Для достижения этих целей Карфагену приходилось контактировать с местным населением Северной Африки. Мы знаем, что первые колонисты согласились платить ливийцам за занятые земли, а к тому времени, о котором мы говорим, Карфаген окреп настолько, что подчинил ливийцев и приобрел обширные территории в глубине материка, включая плодородные земли Туниса, особенно в долине реки Баград, и прибрежную долину за Хадруметом (Сусом) (рис. 14). Эти земли помогали накормить растущее население. Карфаген также нуждался в ливийских наемниках для своих войн.

В последней декаде V столетия до н. э. серьезный военный конфликт вспыхнул между Карфагеном и сицилийскими греками, ведомыми Дионисием Сиракузским. Карфаген вначале побеждал, однако в 398 году Дионисий разграбил Мотию, которой уже не было суждено возродиться, а ее жителей переселил в соседний новый город, Лилибей (современная Марсала). Сражения не прекращались до 338 года, когда был заключен мир с греческим полководцем Тимолеоном. Тревожное затишье длилось почти двадцать лет, пока Агафокл, тиран Сиракуз, снова не объявил войну, а потерпев поражение на Сицилии, имел наглость вторгнуться на карфагенские территории в Африке, высадившись на мысе Бон. Сражения, в которых ни одна сторона не могла одолеть другую, не утихали до самой смерти Агафокла в 289 году. Десять лет спустя, когда римляне уже господствовали над Южной Италией, Пирр, царь Эпира, также возжелал захватить Карфаген, однако вскоре умер. Больше прямых военных действий между Карфагеном и греками не велось.

Тем временем быстро росла мощь Рима, и во второй половине IV столетия Карфаген счел разумным заключить с Римом торговые договоры, что и произошло в 348-м и 306 годах. Договором 279 года Рим и Карфаген объединились против общего врага – Пирра. Закат могущества и смерть Пирра в 272 году позволили Риму захватить контроль над большей частью итальянского полуострова, включая греческий юг. Естественно, взгляды Рима обратились к Сицилии, и восемь лет спустя, в 264 году, произошел неизбежный конфликт с Карфагеном, в основном за обладание Сицилией. Эта 1-я Пуническая война закончилась в 241 году победой Рима в морском сражении у Эгатских островов. Карфагену пришлось принять жесткие условия мира, полностью лишившие его контроля над Сицилией и наложившие огромные контрибуции на следующие двадцать лет.

С тех пор господство Карфагена сузилось до Северной Африки и Испании. Однако и в Северной Африке вскоре начались неприятности. Утика и другие города пожелали сбросить карфагенское иго, ливийцы также выражали недовольство. Карфаген (несомненно, обессиленный римскими контрибуциями) совершил фатальную ошибку – не заплатил своим наемникам, что привело к войне наемников, длившейся три с половиной года и так ослабившей Карфаген, что после окончания войны, в 238 году, он был вынужден заплатить Риму за нейтралитет и отказаться от Сардинии.

Единственной надеждой на спасение для Карфагена теперь оставалось развитие Испанской империи. Только так он мог компенсировать свои потери, и на роль спасителя вызвался знаменитый Карфагенский полководец Гамилькар Барка. Гамилькар захватил с собой девятилетнего сына Ганнибала, заставив его поклясться в вечной ненависти к Риму. После смерти Гамилькара в 229 году его зять и преемник Гасдрубал основал в 228 году Новый Карфаген, а в 226 году заключил с Римом договор, разграничивший сферы влияния по реке Эбро и тем самым закрепивший карфагенские завоевания. Преемником убитого в 221 году Гасдрубала стал Ганнибал, который, несмотря на свои двадцать пять лет, имел большое влияние не только в армии в Испании, но и в самом Карфагене. Существует мнение, что все эти полководцы изображены на монетах Нового Карфагена того времени. Если так, то это одни из очень немногих известных пунических портретов.

Не прошло и трех лет, как Ганнибал затеял ссору с Римом из-за Сагунта, и разразилась 2-я Пуническая война. Ганнибал отправился в Италию (рис. 15) с огромной армией и слонами. Как известно, он преодолел Альпы и, хотя в этом суровом походе погибло множество воинов и почти все слоны, успешно громил римские армии, особенно на Тразименском озере (217 год) и при Каннах (216 год). Римские армии в Испании также были разгромлены, а их полководцы Сципионы убиты. Только когда Марцелл взял Сиракузы (союзника Карфагена) в 214 году, удача стала поворачиваться лицом к римлянам. Юный Публий Корнелий Сципион Африканский, в 210 году назначенный народом командовать армией в Испании, в 209 году захватил Новый Карфаген, а к 206 году подчинил всю Бетику, включая Гадес. В 204 году он вторгся в Африку. Карфагеняне вновь призвали Ганнибала, и последнее сражение той войны разыгралось при Заме в 202 году. Из двух наиболее значительных ливийских правителей один, Сифакс, объединился с Карфагеном, а второй, Масинисса, с Римом. Мирные условия на этот раз оказались еще жестче. Карфагенский флот был сожжен, а его влияние сократилось до Восточного Туниса. Масинисса был провозглашен царем нумидийцев со столицей в Цирте (Константине). Контрибуции были огромными, а самое неприятное – Карфаген отныне не имел права затевать войны с иноземцами без согласия Рима.

О деятельности Карфагена в следующие полвека точно ничего не известно. Естественно, он не мог основывать новые колонии, однако торговал с уже существующими, особенно на западе североафриканского побережья, не забывая и о восточных коммерческих связях. Свидетельства этому мы находим в возрастающем влиянии эллинистического искусства и культуры. Как сообщают нам древние авторы, сельское хозяйство в плодородном Тунисе процветало, развивались земледелие, животноводство и лесоводство – залог возрождения. Процветало и царство Масиниссы, воспринимая пуническую культуру и тем самым закладывая фундамент будущего расцвета этой части Северной Африки.

Однако, прикрываясь мирным договором, Масинисса не забывал пощипывать карфагенские владения, и терпение Карфагена лопнуло. В 150 году, желая положить конец опустошительным вторжениям, Карфаген напал на Масиниссу, однако потерпел поражение и был вынужден платить еще большие контрибуции, а самое страшное: за нарушение мирного договора Рим в 149 году объявил Карфагену войну. Результат предсказать нетрудно, хотя из-за решимости и мощи обороны Карфагена Риму удалось одержать победу лишь в 146 году. Когда Карфаген в конце концов пал (последние защитники вместе с римскими перебежчиками уничтожили себя в храме Эшмуна), город был разграблен и сожжен дотла, а место, на котором он стоял, «перепахано» победившими римлянами, которыми командовал Сципион Эмилиан, приемный внук Сципиона Африканского, победителя Ганнибала.



Рис. 15. Территория Карфагена и Империи в период 2-й Пунической войны


Подтверждением тому служит слой окалины, часто во много сантимеров толщиной, сохранившийся в районе порта, в Дермехе и других местах. Перепаханная земля – другой вопрос. Несколько зданий Карфагена можно отнести к пуническому городу. Он не мог быть полностью стерт с лица земли, если мы примем во внимание замечание Плутарха о Марии (Marius), «сидевшем среди руин Карфагена».

Карфагенские территории стали римской провинцией, но только более века спустя из руин Карфагена поднялся римский город. В тот период римская культура почти не проникала в Африку, а длительная зависимость нумидийского царства от Карфагена и его культуры обеспечила стойкое пуническое влияние (во всяком случае, в языке), отныне называемое неопуническим. Новый римский город был по большей части населен африканцами, говорившими на неопуническом языке и поклонявшимися старым пуническим божествам: Баал-Хаммону, Тиннит, Эшмуну и Мелькарту под их римскими именами – Сатурн, Келестис (Caelestis), Асклепий и Геракл.