Фёдор Алексеевич Романов – незаурядная и творческая личность. Царствование Фёдора Алексеевича

Мать Мария Ильинична Милославская. Фёдор был третьим сыном «тишайшего» царя и не претендовал на трон, но смерть старшего брата Алексея сделала его наследником престола

«Слабый и больной Федор Алексеевич… Еще мальчиком был он чрезвычайно хилым и болезненным» — сообщал о Фёдоре С. Ф. Платонов в своих лекциях о русской истории. Это не совсем точно. Болезненным царя сделал несчастный случай: (во время прогулки) «…с своими тетками и сестрами в санях. Им подведена была ретивая лошадь: Феодор сел на нее, хотя быть возницею у своих теток и сестер. На сани насело их так много, что лошадь не могла тронуться с места, но скакала в дыбы, сшибла с себя седока, и сбила его под сани. Тут сани всею своею тяжестью проехали по спине лежавшего на земли Феодора и измяли у него грудь, от чего он и теперь чувствует беспрерывную боль в груди и спине».
При этом Фёдор Алексеевич, пребываю у власти, болел не постоянно: «Расхворался он в первые месяцы правления, болел с декабря 1677 года по февраль 1678-го, страдал от тяжелого заболевания в начале 1678 года, мучился зимой 1678/79-го, и новый приступ нездоровья унес его в могилу на рассвете 1682 года. Но в промежутках между ухудшениями здоровья царь, видимо, чувствовал себя нормально. Любил музыку, поэзию, верховую езду и высоко ценил хороших лошадей. Ездил на длительные богомолья. Наконец, принимал иноземных послов, и когда читаешь их отзывы, то вовсе не возникает впечатления, что они общались с какой-то бледной немочью» (Д. Володихин «Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок»)

Краткая биография Фёдора Алексеевича

  • 1661, 30 мая - рождение
  • 1661, 30 июня - крещение царевича во имя святого Феодора Стратилата
  • 1669, 3 марта - смерть матери Федора Алексеевича, царицы Марии
  • 1670 - прикрепление к царевичу Федору Алексеевичу посольского подьячего П.Т. Белянинова «во учители»

«От Белянинова царевич обучился славянской грамоте, …приобрел первичные знания по географии, истории, а также внешней политике России. Специально для занятий Белянинова с Федором Алексеевичем другие служащие Посольского приказа создали в 1672 году роскошное учебное пособие гораздо более серьезного содержания. Оно дошло до наших дней и ныне хорошо известно под названием «Титулярник». Настоящее название учебника - «Большая государева книга, или Корень российских государей»

  • 1670, 17 января - смерть старшего брата Федора Алексеевича - царевича Алексея
  • 1672 - начало учебных занятий царевича Федора Алексеевича у Симеона Полоцкого

«Симеон Полоцкий обучил Федора Алексеевича латыни и польскому языку, навыкам риторики и «пиитики», возможно, прикоснулся к философии. Фёдор прочел под его руководством классических античных авторов»

  • 1673 (приблизительно) - тяжелая травма царевича Федора Алексеевича: его переехало санями, в результате чего, видимо, был поврежден позвоночник
  • 1675, сентябрь - официальное объявление царевича Федора Алексеевича наследником русского престола
  • 1676, 29 января - смерть отца, государя Алексея Михайловича

«…как старший сын его… Феодор Алексеевич… боярами, находившимися при царе, был препровожден в большой зал и здесь в царских регалиях посажен на царский трон. Он поцеловал крест и, вслед за тем, вельможи и бояре принесли новому государю и царю присягу в верности, целуя крест, который держал в руках патриарх или праотец. Целую ночь продолжалось присягание всех дворян, стольников и разных дворцовых служителей. Посланы были гонцы во все концы государства; все иностранные офицеры и чиновники, обязанные присягать, призваны были во дворец, где они принесли присягу перед двумя Московскими проповедниками, одним реформатским и другим лютеранским. Это произошло часов в 11 ночи»

  • 1676, 18 июня - венчание Федора Алексеевича на царство
  • 1676, ноябрь-декабрь - большой богомольный поход Федора Алексеевича: Троице-Сергиева обитель, монастыри Переяславля-Залесского, Александровской слободы, а затем особое недельное богомолье в Саввино-Сторожевской обители. С этого момента царь ежегодно, вплоть до 1681 года, отправлялся осенью на большое богомолье в те же места
  • 1678, 5 сентября - пребывание государя Федора Алексеевича с членами семьи в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре
  • 1678, 5 декабря - новое посещение Федором Алексеевичем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
  • 1679, 29 ноября - третья поездка государя Федора Алексеевича в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
  • 1680, 18 июля - женитьба Федора Алексеевича на Агафье Семеновне Грушецкой
  • 1680, конец года - ослабление позиций придворной аристократической партии Милославских, родни Федора Алексеевича по матери. Причины: конфликт с царем из-за его женитьбы на Грушецкой, а также давление со стороны придворных аристократических «партий» Хитрово и князей Долгоруких.
  • 1681, 11 июля - рождение единственного сына Федора Алексеевича - царевича Ильи Федоровича.
  • 1681, 14 июля - смерть жены Федора Алексеевича, царицы Агафьи Семеновны, от родовой горячки
  • 1681, 21 июля - смерть царевича Ильи Федоровича
  • 1681, сентябрь - поездка Федора Алексеевича в Ростов, Ярославль, Суздаль и «иные города», очевидно, с богомольными целями.
  • 1682, 15 февраля - женитьба Федора Алексеевича на Марфе Матвеевне Апраксиной.
  • 1682, 27 апреля - кончина великого государя, царя и великого князя Московского и всея Руси Федора Алексеевича

Правление царя Фёдора Алексеевича

«…правление Федора распадалось на две примерно равные половины, различные по своей направленности (с 1676 года по середину 1679 года и с середины 1679 года по начало 1682 года)… В первые годы фактически к власти пришла партия Милославских (родственники первой жены царя Алексея Михайловича), которую возглавлял двоюродный дядя Фёдора Алексеевича И. М. Милославский… Второй силой в правлении страной были примкнувшие к Милославскому деятели предыдущего периода - Ю. А. Долгорукий, Б. И. Хитрово и Я. Н. Одоевский… Деятели обеих групп захватили в свои руки управление большей частью центральных учреждений (приказов), в том числе наиболее доходных, то есть связанных с денежными сборами. Милославский, Хитрово и Одоевский возглавляли одновременно по 6-7 приказов каждый. Под управлением Долгорукова находилось несколько меньшее количество учреждений… Наблюдалась тенденция к «оттиранию» Милославским остальных своих соправителей от решения государственных вопросов, к единоличному управлению болезненным и слабым племянником» (Демидова, Морозова, Преображенский «Первые Романовы на российском престоле»)
«(Однако постепенно) Милославских заменили любимцы царя Федора, постельничий Языков и стольник Лихачев, люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю и влияние на дела были очень велики. Немногим меньше было значение князя В. В. Голицына. В наиболее важных внутренних делах времени Федора Алексеевича непременно нужно искать почина этих именно лиц, как руководивших тогда всем в Москве» (С. Ф. Платонов)

    Внутренняя политика правительства при царе Фёдоре Алексеевиче

  • 1676, февраль-март - ликвидация приказа Тайных дел. Был личной канцелярией царя… Подьячие приказа посылались с послами в разные государства, вместе с воеводами ходили в военные походы, должны были следить за действиями послов и воевод и обо всем доносить государю. В Приказе тайных дел производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона т. п.
  • 1676-1680 - строительство Инсарско-Пензенской засечной черты

Пензенская Засечная черта служила для защиты от набегов татар и шла по следующей линии: оз. Долгое у реки Суры – крепость Пенза – Рамзаевский острог (ныне Рамзай) – крепость Мокшанск (Мокшан) – Мокшанский лес. Состояла из лесных и полевых укреплений. В лесах сооружались завалы из подрубленных и срубленных деревьев. Межлесные участки укреплялись рвами и земляными валами, по верху которых возводилась деревянная стена, низменные и болотные места - частоколами и надолбами. По засечным чертам ставились башни (глухие и проезжие), остроги, города-крепости. Засечные леса считались заповедными. В них запрещалось рубить деревья и прокладывать дороги

  • 1677 - ликвидация Монастырского приказа. Исполнял функции финансовые, административные и полицейские по церковным делам; осуществлял сбор денежных средств с церковных имений, Фёдор Алексеевич передал его дела Приказу Большого Дворца (закупал товары, продовольствие, ведал доходами и расходами царского двора), а финансовые дела Приказу Новой чети (заведовал доходами с кружечных дворов, судебными делами по тайной продаже вина и табака. В 1678 году к этому было прибавлено заведование калмыцкими делами)
  • 1678 — общая перепись населения (подворная перепись). Переписчики, приехав в станы и волости, в монастырские вотчины и поместья, должны были «в тех вотчинах и поместьях… государев указ (о переписи) вычитать… чтоб дворяне и дети боярские и их приказчики и старосты и целовальники приносили к ним сказки…». «Сказками» называли отчёты о численности крестьян в крепостнической вотчине или посадских людей на тяглом дворе
  • 1679 — Введение подворного налогообложения повсеместно

Основанием подворного податного обложения служили переписные книги, составленные в ходе проведения подворной переписи 1678-1679 годов. Они описывали рабочие силы, которые платили подать: налогом облагалась не земля, а рабочие руки с их инвентарем. Для каждого податного округа назначался средний подворный оклад подати и высчитывалась общая сумма податных платежей по числу тяглых дворов, а сумму плательщики сами распределяли между отдельными дворами в зависимости от уровня достатка. Подворное обложение избавило казну от потерь, какие она терпела от перехода крестьян с больших участков на меньшие, с пахотных участков на пустошные

  • 1679-1680 - оценка численности, вооружения и боеспособности всех воинских сил Московии
  • 1679-1681 - строительство Изюмской засечной черты против Крымского ханства и турок. Проходила по территории современной Белгородской и Харьковской областей. В качестве естественной преграды были выбраны реки Коломак, Мжа, Северский Донец и Оскол, на берегах которых существовали старые городища
  • 1680, 18 октября - указ Федора Алексеевича об учреждении думной комиссии, именуемой также Расправной палатой — особого отделения для ведания расправных (т.е. судебных) дел. Во второй половине XVII века обыкновенны длительные выезды царей из Москвы «в походы»; по обычаям того времени царей сопровождали все бояре и думные люди, что не могло не отзываться вредным образом на судебной деятельности Думы Боярской и на самом порядке суда, правильное течение которого должно было требовать известной постоянной организации. Эту цель и преследовало учреждение Расправной палаты
  • 1680, 22 октября - указ Федора Алексеевича о запрете на ношение охабней, чекменей и короткополых кафтанов, а также о введении вместо них для московских служилых людей длиннополых кафтанов и ферязей
  • 1680, 19 декабря - указ Федора Алексеевича о том, в каких ферязях по праздничным и торжественным дням являться ко двору при государевых выходах

Охабень — неширокая распашная длинная одежда (до щиколотки), чекмень — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном, ферязь — одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и перехвата

  • 1681, апрель-май - открытие на Печатном дворе по Федора Алексеевича и патриарха Иоакима греко-славянского Типографского училища. Возглавил училище иеромонах Тимофей. Учащиеся этой школы станут ядром Академии, открытой впоследствии братьями Иоанникием и Софронием Лихудами в Заиконоспасском монастыре (1687)

«…с Востока в Москву приехал монах Тимофей, сильно тронувший царя рассказом о бедствиях Греческой церкви и о печальном состоянии в ней науки, так необходимой для поддержания на Востоке православия. Это подало повод учредить в Москве духовное училище на 30 человек, начальником которого был сделан сам Тимофей, а учителями – два грека. Целью этого предприятия, было, таким образом, поддержание православия. Но этим небольшим училищем не довольствуются, – и вот появляется проект академии, характер которой выходит далеко за пределы простой школы. В ней должны были преподаваться грамматика, пиитика, риторика, диалектика и философия «разумительная», «естественная» и «правая». Учителя академии должны были все быть с Востока и, кроме того, с ручательством патриархов. Но этим еще не исчерпывалась задача академии, – академия должна была следить за чистотой веры, быть орудием борьбы против иноверцев, из нее должны были выходить апологеты православия, ей присваивалось право суждения о православии всякого, и иноземца, и русского…. Академия была учреждена после смерти Федора, и первыми ее учителями были вызванные с Востока ученые братья Лихуды (Иоаникий и Сафроний)»

  • 1681, лето — позволение патриарху Никону перейти на жительство из дальнего Кирилло-Белозерского монастыря в подмосковную Воскресенскую Новоиерусалимскую обитель. Никон скончался во время переезда, 17 августа 1681 года. Погребли его в Новом Иерусалиме с большой пышностью. На похоронах присутствовала царская семья, а в церковном хоре пел сам Федор Алексеевич
  • 1681, 23 октября - указ Федора Алексеевича о поощрении каменного строительства в Москве.
  • 1681, 24 ноября - указ Федора Алексеевича о создании «приказ Ратных дел» под управлением князя В. В. Голицына для подготовки реформы русской армии и ликвидации местничества
  • 1681, 28 декабря - указ Федора Алексеевича, регламентирующий езду в каретах и санях по Москве.
  • 1682, зима — Начало строительства Пензенско-Сызранской засечной черты. Она захватила северные части Кузнецкого и Хвалынского уездов. Уменьшение веса московской серебряной копейки с 0,45 до 0,4 грамма. Серебряные копейки постоянно уменьшались в размере, чтобы покрыть государственные расходы
  • 1681, ноябрь-1682, апрель — церковный собор, на котором было принято решение ужесточить борьбу со староверами: наиболее упорных из них передавать из церковной юрисдикции в светскую
  • 1682, 12 января — речь Федора Алексеевича перед патриархом Иоакимом, собранием высшего духовенства и Боярской думой о необходимости отменить местничество — систему распределения должностей в зависимости от знатности рода… Собрание единодушно утвердило: «Да погибнет в огне оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь – во веки»
  • 1682, 15 января - указ Федора Алексеевича о строительстве в московском Заиконоспасском монастыре двух келий для размещения славяно-латинского училища, вполседствии Славяно-Греко-Латинской Академии, первого в России высшего учебного заведения
  • 1682, 19 января - подписание Федором Алексеевичем «соборного деяния» об отмене местничества
  • 1682, 14 апреля - сожжение в Пустозерске по указу Федора Алексеевича духовных вождей церковного раскола, в том числе протопопа Аввакума.
  • 1682, 23 апреля - начало стрелецкого восстания в Москве.
  • 1682, 24 апреля - приказ царя Федора Алексеевича о суровом наказании стрелецкого полковника Семена Грибоедова, чья преступная деятельность вызвала вспышку мятежных настроений в стрелецкой среде. Этот приказ мог бы остановить

Годы правления:1676-1682

Из биографии

  • Фёдор Алексеевич- старший сын Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской.
  • На престол вступил в 14 лет. Был болезненным ребёнком.
  • Был неплохо образован, хорошо знал латынь и польский язык, так как его учитель — выдающийся писатель, богослов и проповедник Симеон Полоцкий, прививавший царю любовь ко всему польскому. Он стал наставником царских детей в 1667г. Фёдор Алексеевич разбирался в живописи, любил церковное пение, поэзию.
  • Сначала участие в правлении пыталась принять его мачеха- Наталья Нарышкина. Но её отстранили от дел и вместе с сыном Петром отправили в село Преображенское. Затем большую роль стали играть боярин Милославский, князья Долгорукий и Одоевский, позже – Голицын, но и сам Фёдор активно принимал участие в политике, несмотря на болезненность и физическую слабость.
  • Правил Фёдор Алексеевич немного, но успел за это время провести несколько важных реформ — государственного управления, военную, финансовую, социально- экономические реформы.

Исторический портрет Фёдора Алексеевича

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Совершенствование системы государственного управления Создание нового верховного органа- Расправной палаты- подчиняющегося лично царю (это особый судебный отдел в Боярской думе)Было сокращено количество приказов, регламентирован рабочий день центральных органов власти.

Была усилена власть и полномочия воевод.Налоги стали собирать головы и целовальники.

1682- отмена местничества , что позволило прийти к власти многим дворянам.

1681- введено воеводское и местное приказное управление.

Готовился проект введения чинов- прообраза петровской « Табели о рангах».

  1. Дальнейшее усиление военной мощи страны и реформирование армии.
Продолжилось комплектование полков нового строя, начали формироваться территориальные военные округа, появились воинские звания, первые выборные полки из лучших солдат и офицеров.Именно при нём были заложены основы регулярной действующей армии.
  1. Повышение роли и значимости дворянского сословия.
Поддерживал права собственности дворян на землю, разрешал использовать им труд крестьян.В связи со строительством оборонительных сооружений на юге(Диком поле), раздавали земли дворянам в той местности, если они хотели увеличить свои земельные владения.
  1. Совершенствование финансовой и налоговой системы.
Введение единого налога- стрелецкие деньги.1678-1679- перепись населения.

Введение подворного обложения, что сразу пополнило казну, но усилило гнёт

  1. Дальнейшее уменьшение роли церкви в стране.
Повышение роли митрополитов и ограничение власти патриархов.Увеличение сборов с церковных земель.

Продолжение гонений против старообрядцев.

5.Мероприятия по развитию образования, повышению количества грамотных в стране. Строительство училищ, школ.Фёдор был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии, хотя она была создана в 1687г

Приглашение иностранцев для преподавания в Москве.

При Фёдоре грамотность в стране выросла в 3 раза, а в Москве в 5 раз!Именно при нём расцвела поэзия.

  1. Социально- экономическое развитие России.
Строительство светских зданий (палат, приказов).Москва почти полностью из деревянной перестроилась в каменную.

В Москве построена единая система канализации.

Попытки европеизации страны.

Так в 1678-1680- смягчены уголовные наказания, например, переняли закон об отмене отрубания рук за воровство.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Борьба за присоединение Правобережной Украины с Турцией. 1676-1681- русско-турецкая война.1681-Бахчисарайский мир.

По нему было закреплено объединение России с Левобережной Украиной. Киев вошёл в состав России на три года — по договору 1678г.в обмен на Невель, Себеж и Велиж.

1677-1678- первая и вторая Чигиринские кампании. Город Чигирин –важнейший центр Южной Украины, турки хотели овладеть ею. Но оба раза — победа России.Создание на юге Изюмской засечной черты, потом она была соединена с Белогородской.

Стремление возвратить выход к Балтийскому морю. Выполнению задачи мешали набеги крымских татар и война с Турцией.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Было совершенствовано государственное управление, увеличилась централизация власти в руках царя.
  • Централизация военного управления путём проведения военной реформы, начало создания регулярной армии.
  • Усиление роли дворянства в обществе, оценка деятельности людей по личным заслугам.
  • Была совершенствована финансовая и денежная система страны.
  • Дальнейшее сокращение роли церкви в делах государства.
  • Были достигнуты успехи в культурно- экономическом развитии страны, страна развивается по пути европеизации.
  • Во внешней политике не все задачи были решены, но Турция признала вхождение Левобережной Украины в Россию. Однако выхода к Балтийскому и Чёрному морю не было.

Таким образом, правление Фёдора Алексеевича во многом предопределило те реформы, которые будет проводить его брат- Пётр 1. Россия была сильная в экономическом, политическом и военном плане, имела большой международный авторитет.

Хронология жизни и деятельности Фёдора Алексеевича

1676 -1682 Правление Фёдора Алексеевича.
1678-1680 Смягчение уголовного наказания.
1678-1679 Перепись населения, переход на подворное налогообложение, вместо посошного, то есть налог не с земли, а с двора.
1677-1678 Чигиринские походы во время войны с Турцией. Две крупные победы России.
1678 Возвращение Киева к России по договору с Польшей.
1681 Введение воеводского и приказного местного управления.
1682 Отмена местничества.
1676-1681 Русско-турецкая война.
1681 Бахчисарайский мир.

Яркой личностью периода правления Фёдора Алексеевича был Симеон Полоцкий. О нём материал можно найти

Плодовит был Алексей Михайлович «Тишайший» - от двух браков у него было 16 детей. К интересным фактам относится то, что ни одна из девяти дочерей не вышла замуж, а мальчики, рожденные в первом браке с Милославской, были очень болезненны. Единственный из них, Иван V, будучи поражен всеми болезнями (от цинги до паралича), дотянул до 27 лет. Он стал отцом пяти девочек, одна их которых - Анна - правила Россией в течение 10 лет.

Кто кому кем приходится

Родной старший брат Ивана, Федор Алексеевич, дожил до полных 20-ти лет, из которых он был царем 6 лет - с 1676 по 1682 год. У него в первом браке родился сын Илья, умерший вместе с матерью сразу после родов. Наследников не осталось, поэтому престол унаследовали младшие братья - Иван и родной по отцу Петр, матерью которого была Нарышкина. Он и стал великим правителем России.

Юный, но решительный царь

Сам Федор Алексеевич получил переходящий к старшему сыну престол после того, как умерли два его старших брата - Дмитрий (в младенчестве) и Алексей (в 16-летнем возрасте).

Наследником царь-батюшка объявил его в 1675 г., а спустя год он стал царем. У Федора Алексеевича был очень длинный титул, потому что Россия не была еще единым государством, и перечислялись все княжества и ханства, находящиеся под ее юрисдикцией.

Царь был юн. Естественно, от желающих попасть в наставники отбоя не было. Правда, многие закончили «добровольной» и не очень ссылкой. Мачеха Нарышкина была сослана в Преображенское вместе с Петром. Может быть, к счастью? Ведь лейб-гвардии родом из тех событий. К середине 1676 года в ссылку был отправлен и А. С. Матвеев, свояк отца, первый русский «западник», имевший до этого почти неограниченную власть в стране.

Природная одаренность и прекрасный учитель

Федор Алексеевич был творческим человеком - слагал стихи, владел музыкальными инструментами и довольно прилично пел, разбирался в живописи. По свидетельству современников, в предсмертном бреду он читал по памяти Овидия. Не все монархи, умирая, вспоминают классиков. Личность была явно незаурядная.

Федору повезло с учителем. Симеон Полоцкий, белорус по происхождению, писатель и богослов, крупный Руси, занимался его обучением. Будучи наставником царских детей, он не оставлял общественной и литературной деятельности - основал в Москве типографию, открыл школу, писал стихи и пьесы, трактаты и стихотворения. Федор Алексеевич под его руководством перевел и зарифмовал некоторые псалмы из Псалтыря. Федор Алексеевич Романов был прекрасно образован, знал польский, греческий и латинский языки. Специально для него секретарями под руководством Симеона Полоцкого готовился своеобразный обзор международных событий.

Историческая несправедливость

В силу того, что его правление было непродолжительным (не хватило месяца до 6-ти летнего срока) и бледным между яркими значимыми периодами (царствование отца, Алексея Михайловича «Тишайшего», и брата Петра I Великого), сам Федор Алексеевич Романов остался малоизвестным государем. И представители династии им не очень хвастаются. Хотя он обладал и умом, и волей, и талантами. Он мог быть великим реформатором и преобразователем, автором первой русской перестройки. А стал забытым царем.

В момент начала его царствования вся власть была сосредоточена в руках Милославских и их приближенных. У Федора III хватило воли, а ведь он был подростком, чтобы отодвинуть их в тень, а также приблизить к себе людей не очень знатных, но умных, деятельных, предприимчивых - И. М. Языкова и В. В. Голицына.

Царь-реформатор

Правление Федора Алексеевича отмечено значительными преобразованиями.
Рожденный в 1661 году, уже в 1678 он отдает распоряжение о начале переписи населения и вводит подворное обложение, в результате чего казна начинает пополняться. Укреплению государства через ужесточение крепостного права способствовала отмена указа отца о невыдаче беглых крестьян при условии поступления их в войско. Это были только первые шаги. Правление Федора Алексеевича заложило фундамент под некоторые принятые Петром I реформы. Так, в 1681 году был проведен ряд мероприятий, сформировавших основу и позволивших Петру провести Губернскую реформу, а в последний год жизни Федор III готовил проект, опираясь на который были созданы петровские «Табели о рангах».

Первым мужчиной с таким именем в роду Романовых был Федор Кошка - один из прямых предков династии. Вторым стал (Федор Никитич Романов). Третьим стал царь Федор Алексеевич Романов - личность необычная, сильная и несправедливо забытая. Кроме тяжелейших наследственных болезней он страдал от полученной травмы - в возрасте 13 лет его во время зимних праздников переехали сани, на которых ехали сестры. Времена были такие - при родах умирали матери вместе с новорожденными, цингу излечить было невозможно (она принимала форму мора), ремней крепления в царских санях не было. Получается, человек был обречен на раннюю смерть и невозможность закончить начатые преобразования. В результате о нем забыли, а слава досталась другим.

Все во имя страны

Внутренняя политика Федора Алексеевича была направлена на благо государства, причем улучшать существующее положение он стремился без жестокости и деспотизма.
Он преобразовал Думу, увеличив число ее представителей до 99 человек (вместо 66). Царь возложил на них основную ответственность в принятии государственных решений. И это он, а не Петр I, стал давать дорогу людям незнатным, но образованным и деятельным, способным послужить на благо страны. Он разрушил систему предоставления государственных должностей, напрямую зависящую от знатности происхождения. Система местничества перестала существовать в 1682 году прямо на заседании Земского Собора. Чтобы этот закон не остался только на бумаге, Федор III приказал уничтожить все разрядные книги, в которых было узаконено получение должностей по родовой принадлежности. Это был последний год его жизни, царю было всего 20 лет.

Широкое переустройство государства

Политика Федора Алексеевича направлялась на смягчение, если не на уничтожение жестокости уголовного преследования и наказания. Он упразднил отрубание рук за кражу.

Разве не достойно удивления принятия закона против роскоши? Перед смертью им принимается решение об учреждении Славяно-греко-латинской академии. Одновременно с ней должно было открыться и духовное училище. Что самое удивительное, Федор Алексеевич первым начинает приглашать преподавателей из-за рубежа. Даже бороды брить и укорачивать волосы стали при царе Федоре.

Преобразовывалась система налогов и устройство армии. Подати стали разумными, и население стало платить их более-менее исправно, пополняя казну. И, что самое удивительное, он урезал права церкви, существенно ограничивал ее вмешательство в светские и государственные дела, начал процесс ликвидации патриаршества. Читаешь и диву даешься, ведь все это приписывалось Петру! Очевидно, несмотря на все интриги царского двора, он любил старшего брата, смог по достоинству оценить начатые им реформы и преобразования и достойно их завершить.

Строительная реформа

Политика Федора Алексеевича Романова охватывала все народно-хозяйственные отрасли. Велось активное строительство храмов и общественных учреждений, появлялись новые вотчины, укреплялись рубежи, разбивались сады. Руки дошли и до канализационной системы Кремля.

Особых слов заслуживают жилища, спроектированные по его заказу, множество из которых существует и сейчас. Федор Алексеевич умудрился почти полностью перестроить деревянную Москву в каменную. Он предоставлял москвичам на строительство типовых палат. Москва преображалась на глазах. Были возведены тысячи домов, таким образом решалась жилищная проблема столицы. У некоторых это вызывало раздражение, царя обвиняли в разбазаривании казны. Тем не менее, Россия при Федоре превращалась в крупную державу, а сердце ее, Красная площадь, стало лицом страны. Окружение у него было не менее удивительное - предприимчивые, прекрасно образованные выходцы из незнатных фамилий трудились рядом с ним во славу России. И здесь Петр пошел по его стопам.

Успехи внешней политики

Внутренне переустройство государства дополняла и внешняя политика Федора Алексеевича. Он уже тогда пытался вернуть нашей стране выход к Балтийскому морю. Бахчисарайский мирный договор в 1681 году присоединил к России. В обмен на три города Киев вошел в состав Руси еще в 1678 году. Новый южный пост появился возле таким образом, к России была присоединена большая часть плодородных земель - около 30 тысяч квадратных километров, на ней-то и образовывались новые вотчины, предоставляемые дворянам, которые служили в армии. И это оправдало себя полностью - Россия одержала победу над превосходящей ее по численности и оснащению турецкой армией.

При Федоре Алексеевиче, а не при Петре, были заложены основы регулярной действующей армии, формирующейся по совершенно новому принципу. Были созданы полки Лефортовский и Бутырский, которые не предали потом Петра при Нарвской битве.

Вопиющая несправедливость

Необъяснимо умалчивание заслуг этого царя, ведь при нем грамотность в России возросла в три раза. В столице - в пять. Документы свидетельствуют, что именно при Федоре Алексеевиче Романове расцвела поэзия, при нем, а не при Ломоносове, начали слагаться первые оды. Невозможно перечесть того, что успел сделать этот молодой царь. Сейчас многие говорят о торжестве исторической справедливости. Было бы хорошо при ее восстановлении отдать должное этому царю не на уровне рефератов, а увековечить его имя на страницах учебников истории, чтобы все с детства знали о том, какой это был замечательный правитель.

Федор III Алексеевич Романов (1661–1682) – русский царь (с 1676), старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России. Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий, ставший его духовным наставнико. Обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Полоцкого. Внешний облик царя позволяет представить парсуна (портрет), сделанная Богданом Салтановым в 1685.

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, боярин И.Ф.Милославский, кн. Ю.А.Долгоруков и Я.Н.Одоевской, которых в 1679 сменили постельничий И.М.Языков, стольничий М.Т.Лихачев и кн. В.В.Голицын, «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

Частная жизнь царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Грушецкой (1680) закончился через год, царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном Федора. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа, по ее «внушению» в Москве мужчины начали стричь волосы, брить бороды, носить польские сабли и кунтуши. Новый брак царя устроил его дружка И.М.Языков. 14 февраля 1682 Федора женили на Марфе Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, 27 апреля царь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царствование Фёдора III Романова

Два царствования первых государей Романова дома были периодом господства приказного люда, расширения письмоводства, бессилия закона, пустосвятства, повсеместного обдирательства работящего народа, всеобщего обмана, побегов, разбоев и бунтов. Самодержавная власть была на самом деле малосамодержавная: все исходило от бояр и дьяков, ставших во главе управления и в приближении к царю; царь часто делал в угоду другим то, чего не хотел, чем объясняется то явление, что при государях, несомненно честных и добродушных, народ вовсе не благоденствовал.

Еще менее можно было ожидать действительной силы от особы, носившей титул самодержавного государя по смерти Алексея Михайловича. Старший сын его Федор, мальчик четырнадцати лет, был уже поражен неизлечимою болезнью и едва мог ходить. Само собою разумеется, что власть была у него в руках только по имени. В царской семье господствовал раздор. Шестеро сестер нового государя ненавидели мачеху Наталью Кирилловну; с ними заодно были и тетки, старые девы, дочери царя Михаила; около них естественно собрался кружок бояр; ненависть к Наталье Кирилловне распространялась на родственников и на сторонников последней. Прежде всех и более всех должен был потерпеть Артамон Сергеевич Матвеев, как воспитатель царицы Натальи и самый сильный человек в последние годы прошлого царствования. Его главными врагами, - кроме царевен, в особенности Софьи, самой видной по уму и силе характера, и женщин, окружавших царевен, - были Милославские, родственники царя с материнской стороны, из которых главный был боярин Иван Михайлович Милославский, злобившийся на Матвеева за то, что Артамон Сергеевич обличал перед царем его злоупотребления и довел до того, что царь удалил его в Астрахань на воеводство. С Милославскими заодно был сильный боярин оружничий Богдан Матвеевич Хитрово; и у этого человека ненависть к Матвееву возникла оттого, что последний указывал, как Хитрово, начальствуя Приказом Большого Дворца, вместе со своим племянником Александром обогащался незаконным образом за счет дворцовых имений, похищал в свою пользу находившиеся у него в заведывании дворцовые запасы и брал взятки с дворцовых подрядчиков. Царь Алексей Михайлович был такой человек, что, открывая ему правду насчет бояр, Матвеев не мог подвергнуть виновных достойному наказанию, а только подготовил себе непримиримых врагов на будущее время. У Хитрово была родственница, боярыня Анна Петровна; она славилась своим постничеством, но была женщина злая и хитрая: она действовала на слабого и больного царя вместе с царевнами и вооружала его против Матвеева, сверх того врагом Матвеева был окольничий Василий Волынский, поставленный в Посольский приказ, человек малограмотный, но богатый, щеголявший хлебосольством и роскошью. Созывая к себе на пиры вельмож, он всеми силами старался восстановить их против Матвеева. Наконец, могущественные бояре: князь Юрий Долгорукий, государев дядька Федор Федорович Куракин, Родион Стрешнев также были нерасположены к Матвееву.

Гонение на Матвеева началось с того, что по жалобе датского резидента Монса Гея, будто Матвеев не заплатил ему 500 рублей за вино, Матвеева 4 июля 1676 года удалили от Посольского приказа и объявили ему, что он должен ехать в Верхотурье воеводою. Но это был только один предлог. Матвеев, доехавши до Лаишева, получил приказание там остаться, и здесь начался ряд придирок к нему. Сперва потребовали от него какую-то книгу, лечебник, писанный цифрами, которого у него не оказалось. В конце декабря сделали у него обыск и привезли за караулом в Казань. Его обвиняли в том, что, заведуя государевою аптекою и подавая царю лекарство, он не допивал после царя остатков лекарства. Лекарь Давид Берлов доносил на него, что он вместе с другим доктором, по имени Стефаном, и с переводчиком Спафари читал "черную книгу" и призывал нечистых духов. Его донос подтверждал под пыткою холоп Матвеева, карлик Захарка, и показывал, что он сам видел, как, по призыву Матвеева, в комнату приходили нечистые духи и Матвеев с досады, что карлик видел эту тайну, прибил его.

11 июня 1677 года боярин Иван Богданович Милославский, призвавши Матвеева с сыном в съезжую избу, объявил ему, что царь приказал лишить его боярства, отписать все поместья и вотчины к дворцовым селам, отпустить на волю всех его людей и людей его сына и сослать Артамона Сергеевича, вместе с сыном, в Пустозерск. Вслед за тем отправлены были в ссылку двое братьев царицы Натальи Кирилловны, Иван и Афанасий Нарышкины. Первого обвинили в том, что он говорил человеку, по фамилии Орлу, такие двусмысленные речи: "Ты Орел старый, а молодой Орел на заводи летает: убей его из пищали, так увидишь милость царицы Натальи Кирилловны". Эти слова были объяснены так, будто они относились к царю. Нарышкина присудили бить кнутом, жечь огнем, рвать клещами и казнить смертью, но царь заменил это наказание вечною ссылкою в Ряжск.

В первые годы своего царствования Федор Алексеевич находился в руках бояр, врагов Матвеева. Наталья Кирилловна с сыном жила в удалении в селе Преображенском и находилась постоянно под страхом и в загоне. В церковных делах самовольно управлял всем патриарх Иоаким, и царь не в силах был воспрепятствовать ему притеснять низложенного Никона и отправить в ссылку царского духовника Савинова. Патриарх Иоаким заметил, что этот близкий к особе царя человек настраивает молодого государя против патриарха, созвал собор, обвинил Савинова в безнравственных поступках, и Савинов был сослан в Кожеезерский монастырь; царь должен был покориться.

Внутренняя и внешняя политика Фёдора III

Политика Москвы в первых годах Федорова царствования обращалась главным образом на малороссийские дела, которые впутали Московское государство в неприязненные отношения к Турции. Чигиринские походы, страх, внушаемый ожиданием нападения хана в 1679 г., требовали напряженных мер, отзывавшихся тягостно на народе. Целые три года все вотчины были обложены особым налогом по полтине со двора на военные издержки; служилые люди не только сами должны были быть готовы на службу, но их родственники и свойственники, а с каждых двадцати пяти дворов их имений они должны были поставлять по одному конному человеку. На юго-востоке происходили столкновения с кочевыми народами. Еще с начала царствования Алексея Михайловича, калмыки, под начальством своих тайшей, то делали набеги на русские области, то отдавались под власть русского государя и помогали России против крымских татар. В 1677 году вспыхнула ссора между калмыками и донскими казаками; правительство приняло сторону калмыков и запрещало казакам беспокоить их; тогда главный калмыцкий тайша, или хан, Аюка, с другими подначальными ему тайшами под Астраханью дал русскому царю шертную грамоту, по которой обещался от имени всех калмыков находиться навсегда в подданстве московского государя и воевать против его недругов. Но такие договоры не могли иметь надолго силы: донские казаки не слушали правительства и нападали на калмыков, отговариваясь тем, что калмыки первые нападали на казачьи городки, брали в плен людей, угоняли скот. Калмыки, со своей стороны, представляли, что мир нарушен казаками, царскими людьми, а потому и шерть, данная царю, уже потеряла силу, и отказывались служить царю. Аюка стал переговариваться и дружить с крымским ханом, а его подчиненные нападали на русские поселения. Пределы Западной Сибири беспокоили башкиры, а далее, около Томска, делали набеги киргизы. В Восточной Сибири возмутились якуты и тунгусы, платившие ясак, выведенные из терпения грабительствами и насилиями воевод и служилых людей, но были укрощены.

Во внутренних делах сначала происходило мало нового 1, подтверждались или расширялись распоряжения предыдущего царствования 2. В народе не утихало волнение, возбужденное расколом, напротив, все более и более принимало широкий размер и мрачный характер. Фанатики заводили пустыни, завлекали туда толпы народа, поучали его не ходить в церковь, не креститься тремя перстами, толковали, что приближаются последние времена, наступает царство Антихриста, скоро затем мир сей постигнет конец, и теперь благочестивым христианам ничего не остается, как отрекаться от всех прелестей мира и добровольно идти на страдание за истинную веру. Такие пустыни появлялись во многих местах на севере, на Дону, но особенно в Сибири. Воеводы посылали разгонять их, но фанатики сами сжигались, не допуская к себе гонителей, и в этом случае оправдывали себя примером мучеников, особенно Св. Манефы, которая сожглась, чтоб не поклониться идолам 3.

В 1679 году царь Федор Алексеевич, уже достигший семнадцатилетнего возраста, приблизил к себе двух любимцев: Ивана Максимовича Языкова и Алексея Тимофеевича Лихачева. Это были люди ловкие, способные и, сколько можно заключить по известным нам событиям, добросовестные. Языков был назначен постельничьим. Молодой царь, воспитанный Симеоном Полоцким, был любознателен, посещал типографию и типографскую школу, любил читать и поддавался мысли своего учителя Симеона образовать высшее училище в Москве. Мало-помалу становится заметнее усиление правительственной деятельности. Издан ряд распоряжений, прекращавших злоупотребления и запутанность в делах по владению вотчинами и поместьями. Так, напр., вошло в обычай, что владелец вотчины продавал или передавал другому - родственнику или же чужому по крови, после себя свое имение, с условием, чтобы тот содержал его вдову и детей или родственников - обыкновенно лиц женского пола, напр. дочерей или племянниц; получивший вотчину обязан был выдавать замуж таких девиц как бы родных сестер своих. Но такие условия не исполнялись, и по этому поводу состоялся закон отбирать такие вотчины, если владелец не исполнит условия, на котором получил вотчину, - и отдавать их прямым обойденным наследникам. Бывали еще такие злоупотребления: мужья насилиями и побоями принуждали жен своих продавать и закладывать их собственные вотчины, полученные в приданое при выходе замуж. Постановлено было не записывать в поместном приказе, как делалось до того времени, таких актов, которые совершались мужьями от имени жен без их добровольного согласия. Ограждены были также вдовы и дочери, получавшие после мужьев и отцов прожиточные имения, которые у них нередко отнимали наследники. В это время вообще заметно желание, чтобы вотчины не выходили из рода владельцев, и потому запрещалось впредь отдавать по духовным вотчины прямых наследников, а также и дарить их в чужие руки. Самые поместья подчинялись тому же родовому началу: было постановлено, чтобы выморочные поместья давались только родственникам, хотя бы и дальним, прежних владельцев. Родственник имел право законно искать возвращения себе поместьев, поступивших в чужой род. Таким образом поместное право почти исчезало и переходило в вотчинное. Сын считал себя вправе просить правительство дать ему поместье или какую-нибудь награду, следовавшую его отцу за службу, если отец не успел ее получить.

В ноябре того же 1679 года уничтожилось некогда важное звание губных старост и целовальников. Повсеместно велено было сломать губные избы, и все уголовные дела передавались ведению воевод; вместе с тем уничтожались разные мелкие подати на содержание губных изб, тюрем, сторожей, палачей, издержка на бумагу, чернила, дрова и пр. Тогда же были уничтожены особые сыщики, присылаемые из Москвы по уголовным делам, сборщики, также приезжавшие из Москвы, горододельцы и приказчики разных наименований: ямские, пушкарские, засечные, осадные, у житниц головы и пр. Все их обязанности сосредоточивались в руках воевод. Правительство, вероятно, имело целью упростить управление и избавить народ от содержания многих должностных лиц.

В марте 1680 года предпринято было межевание вотчиных и помещичьих земель - важное предприятие, которое вызывалось желанием прекратить споры по поводу рубежей, доходившие очень часто до драк между крестьянами споривших сторон, а иногда и до смертоубийства. Всем помещикам и вотчинникам предписано объявить о числе имеющихся у них крестьянских дворов. Относительно самих крестьян не было сделано важных изменений в законодательстве, но из дел того времени видно, что крестьяне почти уже окончательно сравнялись с холопами по своему положению, хотя все-таки юридически отличались от последних тем, что в крестьяне поступали по судной, а в холопы по кабальной записи. Тем не менее, владелец не только брал своих крестьян в дворовые, но даже бывали случаи, когда продавал вотчинных крестьян без земли.

Свадьба царя Фёдора III

Летом 1680 года царь Федор Алексеевич увидел на крестном ходе девицу, которая ему понравилась. Он поручил Языкову узнать: кто она, и Языков сообщил ему, что она дочь Семена Федоровича Грушецкого, по имени Агафья. Царь, не нарушая дедовских обычаев, приказал созвать толпу девиц и выбрал из них Агафью. Боярин Милославский пытался расстроить этот брак, чернил царскую невесту, но не достиг цели и сам потерял влияние при дворе. 18 июля 1680 года царь сочетался с нею браком. Новая царица была незнатного рода и, как говорят, по происхождению полька. При дворе московском стали входить польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы по-польски и учиться польскому языку. Сам царь, воспитанный Симеоном Ситияновичем, знал по-польски и читал польские книги. Языков после царского брака получил сан окольничьего, а Лихачев заступил его место в звании постельничьего. Кроме того, приблизился к царю и молодой князь Василий Васильевич Голицын, впоследствии игравший важнейшую роль в Московском государстве.

Заключенный в это время мир с Турцией и Крымом хотя и не был блистателен, но по крайней мере облегчал народ от тех усилий, которых требовала продолжительная война, и потому был принят с большою радостью. Правительство обратилось к внутренним распоряжениям и преобразованиям, которые показывают уже некоторое смягчение нравов. Так, еще в 1679 году был составлен, но потом повторен в 1680 и, вероятно, приведен в исполнение закон, прекращавший варварские казни отсечения рук и ног и заменявший их ссылкою в Сибирь. В некоторых случаях позорное наказание кнутом заменилось пенею, как, например, за порчу межевых знаков или за корчемство. В челобитных, подаваемых царю, запрещалось раболепное выражение: чтобы царь умилосердился "как Бог"; запрещалось простым людям при встрече с боярами вставать с лошадей и кланяться в землю. Для распространения христианства между магометанами в мае 1681 года постановлено было отобрать крестьян христианской веры от татарских мурз, но оставлять им по-прежнему власть над ними, если они примут христианство; да сверх того положено поощрять принимавших крещение инородцев деньгами.

Межевание земель, предпринятое в прошлом году, не только не достигало цели прекращения драк по поводу границ владений, но еще усиливало их, потому что пока оно еще не было окончено, то возбуждало новые вопросы о границах; до правительства доходили слухи о бесчинствах, которые делали вотчинники и помещики, о нападениях их друг на друга и убийствах. В мае 1681 года издан был закон об отнятии спорных земель у тех владельцев, которые начнут самоуправства и будут посылать своих крестьян на драку, и о строгом наказании крестьян, если они без ведома владельцев станут драться между собою за границы; велено было также ускорить дело размежевания и умножить число межевщиков, выбираемых из дворян и называемых писцами. Вместо того, чтобы по старому обычаю предоставить им брать так называемые кормы с обывателей, им назначено было денежное жалованье, деньга с четверти земли, а другая деньга давалась подьячему с теми, которые с ним были для подмоги.

В июле того же года вышло два важных распоряжения: были уничтожены откупа на винную продажу и на таможенные сборы. Поводом к этому изменению было то, что порядок отдачи на откуп вел за собою беспорядки и убытки казне; откупщики винной продажи перебивали друг у друга барыши и пускали дешевле свое вино, стараясь один другого подорвать. Вместо откупов опять введены были верные головы и целовальники, выбранные из торговых и промышленных людей. Для избежания беспорядков запрещались вообще изъятия и особые права на домашнее производство хмельных напитков, исключая помещиков и вотчинников, которым позволялось приготовлять их, но только внутри своих дворов и никак не на продажу.

Среди всех этих забот правительства умерла царица Агафья (14 июля, 1681 года) от родов, а за нею и новорожденный младенец, крещенный под именем Ильи.

Не знаем, как подействовало на болезненного царя это семейное несчастье, но деятельность законодательная и учредительная не приостанавливалась. Важное дело межевания встречало большие затруднения: помещики и вотчинники жаловались на писцов, которым было поручено межевание, а писцы, которые были также из помещиков, на землевладельцев; таким образом правительство должно было отправлять еще особых сыщиков для разбирательства споров между владельцами земель и межевщиками и грозило тем и другим потерею половины их поместий; другая половина отдавалась жене и детям виновного. Сделаны были изменения в порядке приказного делопроизводства: все уголовные дела, которые производились частью в Земском приказе, а иногда и в других, велено было соединить в одном Разбойном приказе; Холопий приказ был уничтожен вовсе, и все дела из него перенесены были в Судный приказ. Наконец затевалось важное дело составления дополнений к Уложению, и по всем приказам велено было написать статьи по таким случаям, которые не были приняты во внимание Уложением.

В церковном быту совершались важные преобразования. Был созван церковный собор, один из важных в русской истории. На этом соборе (как на Стоглавом и других) от имени царя делались предложения или вопросы, на которые следовали соборные приговоры. Возникла потребность основания новых епархий, особенно в виду того, что везде умножались "церковные противники". Правительство предлагало завести у митрополитов подначальных им епископов, но собор нашел такой порядок неуместным, опасаясь, что от этого между архиереями будут происходить распри о сравнительной их "высости". Собор предпочел другую меру: учредить в некоторых городах особые независимые епархии. Таким образом были основаны архиепископства в Севске 4, в Холмогорах 5, в Устюге 6, в Енисейске; вятская епископия возвышена была в архиепископию; назначены были епископы: в Галиче, Арзамасе, Уфе, Танбове (Тамбове) 7, Воронеже 8, Волхове 9 и в Курске. На содержание новых архиерейств отводились разные монастыри с их вотчинными крестьянами и со всеми угодьями. Со стороны царя было сделано указание на отдаленные страны Сибири, где пространства так велики, что от епархиального города надобно ехать целый год и даже полтора, и эти страны легко делаются убежищем противников церкви; но собор не решился там учреждать епархий "малолюдства ради христианского народа", а ограничился постановлением посылать туда архимандритов и священников для научения в вере.

Внутригосударственные дела Фёдора III

По вопросу о противодействии расколу собор, не имея в руках материальной силы, главным образом предавал это дело светской власти; вотчинники и помещики должны извещать архиереев и воевод о раскольничьих сходбищах и мольбищах, а воеводы и приказные люди будут посылать служилых людей против тех раскольников, которые окажутся непослушными архиереям. Сверх того, собор просил государя, чтоб не давались никакие грамоты на основание новых пустынь, в которых обыкновенно служили по старым книгам; вместе с тем велено уничтожить в Москве палатки и анбары с иконами, называемые часовнями, в которых священники совершали молебны по старым книгам, а народ стекался туда толпами, вместо того, чтобы ходить в церкви и служить литургию; наконец постановлено было устроить надзор, чтоб не продавались старопечатные книги и разные писанные тетрадки и листочки с выписками из Св. Писания, которые были направлены против господствующей церкви в защиту старообрядства и сильно поддерживали раскол.

На этом же церковном соборе было обращено внимание на давние бесчинства, против которых напрасно вооружались прежние соборы: запрещалось монахам шататься по улицам, в монастырях держать крепкие напитки, разносить по кельям пищу, устраивать пиры. Замечено было, что черницы во множестве по домам сидели, по перекресткам и просили милостыню; большая часть их даже никогда не жила в монастырях, их постригали в домах, и они оставались в миру, нося черное платье. Таких черниц велено было собрать и устроить для них монастыри из некоторых, бывших прежде мужескими. Монахиням запрещалось самим управлять монастырскими вотчинами, а это дело поручалось назначенным от правительства старикам, дворянам. Запрещалось в домовых церквах держать вдов и священников, потому что, как замечено было, они вели себя бесчинно. Обращено было внимание на нищих, которых тогда накопилось повсюду чрезвычайное множество; они не только не давали никому проходу по улицам, но с криками просили подаяния в церквах во время богослужения. Их велено было разобрать и тех, которые окажутся больными, содержать за счет царской казны, "со всяким довольством", а ленивых и здоровых принудить к работе. Дозволено было посвящать священников в православные приходы, находившиеся во владениях Польши и Швеции, но только с тем, если последует об этом просьба от прихожан с надлежащими документами и с грамотами от своего правительства. Это правило было важно в том отношении, что подавало повод русской церкви вмешиваться в духовные дела соседей 10.

В том же ноябре 1681 года состоялся указ о созвании собора служилых людей для "устроения и управления ратного дела". В самом указе было обращено внимание на то, что в прошедшие войны неприятели Московского государства показали "новые в ратных делах вымыслы", посредством которых одерживали верх над московскими ратными людьми; надлежало рассмотреть эти "нововымышленные неприятельские хитрости" и устроить войско так, чтобы в военное время оно могло вести борьбу против неприятеля.

Собор собрался в январе 1682 года. Выборные люди с первого же раза выразили сознание необходимости ввести европейское разделение войска на роты, вместо сотен, под начальством ротмистров и поручиков, вместо сотенных голов. Вслед за тем выборные люди подали мысль уничтожить местничество, чтобы все, как в приказах, так и в полках и в городах, не считались местами, и поэтому все так называемые "разрядные случаи" искоренить, дабы они не служили поводом к помехе в делах.

Мы не знаем, наверно, сами ли выборные люди по своему усмотрению сделали это предложение или мысль эта была внушена им от правительства, во всяком случае, мысль эта достаточно созрела в то время, потому что во все продолжение предшествовавших войн, по царскому повелению, все были без мест, а в посольских делах местничество уже давно было устранено. За два года перед тем состоялся указ, которым постановлялось устранить всякое местничанье в крестных ходах: в этом указе было сказано, что уже и прежде в таких случаях между служилыми людьми не наблюдалось местничество, но в последнее время стали являться челобитные с указанием разных прежних случаев; поэтому-то на будущее время сочтено было необходимым поставить правилом, чтобы таких челобитных более не было под страхом наказания. Таким образом, обычай считаться местами сам собою уже выходил из употребления; служилые люди привыкли обходиться без местничества; только немногие приверженцы старых предрассудков хватались за разрядные случаи для удовлетворения своего тщеславия и докучали этим правительству. Оставалось только юридически уничтожить местничество, чтобы на будущее время оно не вошло опять в силу. Царь представил этот вопрос на обсуждение патриарха с духовенством и бояр с думными людьми. Духовенство признало местнический обычай, противный христианству, Божьей заповеди о любви, источником зла и вреда для царственных дел; бояре и думные люди прибавили, что следует все разрядные случаи искоренить совершенно. На основании такого приговора царь приказал сжечь все разрядные книги, дабы вперед никто не мог считаться прежними случаями, возноситься службою своих предков и унижать других. Книги были преданы огню в сенях царской передней палаты, в присутствии присланных от патриарха митрополитов и епископов и назначенного для этого дела от царя боярина Михаила Долгорукова и думного дьяка Семенова. Все, у кого в домах были списки с этих книг и всякие письма, относившиеся к местническим случаям, должны были доставлять в разряд, под страхом царского гнева и духовного запрещения. Затем вместо разрядных местнических книг велено было в разряде держать родословную книгу и составить новую для таких родов, которые не записаны были в прежней родословной книге, по которым члены значились в разной царской службе; всем позволено было держать у себя родословные книги, но уже они не имели значения при отправлении служебных обязанностей 11. Несмотря на уничтожение местничества, тогдашнее правительство не думало, однако, лишать служилых людей отличий по знатности их положения. Таким образом установлялись правила, как следует каждому сообразно своему чину ездить по городу: бояре, окольничьи и думные люди могли, напр., ездить в каретах и санях в обыкновенные дни на двух лошадях, в праздники на четырех, а на свадьбах на шести; другим же ниже их чином (спальникам, стольникам, стряпчим, дворянам) дозволялось зимою ездить в санях на одной лошади, а летом верхами. Подобно тому же являться ко двору дозволено было сообразно чину. Предстояло еще одно важное преобразование: в декабре 1681 года последовал указ прислать в Москву выборных людей торгового сословия со всех городов (кроме сибирских), а также из государевых слобод и сел "для уравнения людей всякого чина в платеже податей и в отправлении выборной службы". Но этот собор, сколько нам известно, не состоялся.

Вторая свадьба Фёдора III

Царь между тем день ото дня ослабевал, но ближние его поддерживали в нем надежду на выздоровление, и он вступил в новый брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, родственницей Языкова. Первым последствием этого союза было прощение Матвеева.

Сосланный боярин несколько раз писал царю из ссылки челобитные, оправдывая себя от ложно взведенных на него обвинений, просил ходатайства патриарха, обращался к разным боярам и даже к своим врагам; так, напр., он писал к злейшему из своих врагов Богдану Матвеевичу Хитрово, убеждал воспомянуть прежнюю милость его к нему и "работишку его", Матвеева, поручал просить о том же боярыню Анну Петровну, которая, как мы сказали, постоянно клеветала на Матвеева: "Я, - писал он из Пустозерска, - в такое место послан, что и имя его настоящее Пустозерск: ни мяса, ни калача купить нельзя; хлеба на две денежки не добудешь; один борщ едят да муки ржаной по горсточке прибавляют, и так делают только достаточные люди; не то, что купить, именем Божьим милостыни выпросить не у кого, да и нечего. А у меня, что по милости государя не было отнято, то все водами, горами и переволоками потоплено, растеряно, раскрадено, рассыпано, выточено..." В 1680 году после бракосочетания царя с Грушецкою, Матвеева в виде облегчения перевели в Мезень с сыном, с учителем сына шляхтичем Поборским и прислугою, всего до 30 человек, и давали ему 156 рублей жалованья, и, кроме того, отпускали хлебного зерна, ржи, овса, ячменя. Но это мало облегчило его участь. Умоляя снова государя даровать ему свободу, Матвеев писал, что таким образом "будет на день нам холопем твоим и сиротам нашим по три денежки..." "Церковные противники, - писал Матвеев в том же письме, - Аввакумова жена и дети получают по грошу на человека, а малые по три денежки, а мы, холопи твои, не противники ни церкви, ни вашему царскому повелению". Впрочем, мезенский воевода Тухачевский любил Матвеева и старался чем только мог облегчить судьбу сосланного боярина. Главный недостаток состоял в том, что в Мезени трудно было доставать хлеба. Жители питались дичью и рыбою, которые были там в большом изобилии, но от недостатка хлеба свирепствовала там цинга.

В январе 1682 года, как только царь объявил своей невестой Марфу Апраксину, отправлен был капитан стремяного полка Иван Лишуков в Мезень с указом объявить боярину Артамону Сергеевичу Матвееву и сыну его, что государь, признав их невинность, приказал вернуть их из ссылки, возвратить им двор в Москве, подмосковные и другие вотчины и пожитки, оставшиеся за раздачею и продажею; пожаловал им в вотчину из дворцовых сел Верхний Ландех с деревнями (в Суздальском уезде) и приказал свободно отпустить боярина с сыном в город Лух, давши им подорожную и ямские подводы, а в Лухе дожидаться нового царского указа. Этой милостью Матвеев был обязан просьбе царской невесты, которая была его крестница. Хотя царь и объявил, что признает Матвеева совершенно невинным и ложно оклеветанным, хотя перед освобождением Матвеева велел отправить в ссылку одного из его клеветников, врача Давида Берлова, но не решился, однако, возвратить боярина в Москву - очевидно, препятствовали царские сестры, ненавидевшие Матвеева, и молодая царица не имела еще настолько силы, чтобы привести царя к такому поступку, который бы до крайности раздражил царевен. Тем не менее, однако, молодая царица в короткое время приобрела столько силы, что примирила царя с Натальей Кирилловной и царевичем Петром, с которыми, по выражению современника, у него были "неукротимые несогласия". Но недолго пришлось царю жить с молодою женою. Через два месяца с небольшим после своей свадьбы, 27 апреля 1682 года, он скончался, не достигши 21 года от рождения.

1. Так, между прочим издано было несколько распоряжений относительно вотчин; запрещено было давать вотчины и поместья церквам в 1671 году.

2. Еще до ссылки Матвеева расширена была привилегия, данная при Алексее Михайловиче серебряных дел мастеру Кожевникову на искание серебряной, золотой и медной руды. Кожевников с товарищами несколько лет уже скитался по северным краям и не нашел руды. Теперь ему дозволено было искать руду, дорогие камни и всякие ископаемые богатства на Волге, Каме и Оке. Видно, что правительство очень занимала мысль отыскания металлов. Нелишним считаем также упомянуть о подтверждении указа царя Алексея Михайловича, чтобы не посылать в Москву рыбу, меньше указанной меры, а мелкую недорослую рыбу велено бросать обратно в реку, чтобы не "перевести заводу". Распоряжение это замечательно тем, что показывает заботливость правительства о сбережении рыбы, важной отрасли хозяйства.

3. В Тобольском уезде, напр., чернец Данило с единомышленниками завел пустынь, куда набралось до трехсот душ обоего пола. Две черницы и две девки всенародно бесновались, бились о землю, кричали, что видят Пресвятую Богородицу, которая повелевает им убеждать людей, чтоб не крестились тремя перстами, не ходили в церковь, нс поклонялись четырехконечному кресту, который есть не что иное, как Антихристова печать. Данило всех приходящих и старых и малых постригал в монашество и убеждал не допускать к себе ратных людей, но самим предать себя сожжению; с этою целью они заранее приготовили смолы, пеньки, бересту и, услышавши, что тобольский воевода послал против них отряд, сожглись в своих избах. Их пример увлек других к такому же изуверскому подвигу.

4. Города: Севск, Трубчевск, Путивль, Рыльск.

5. Холмогоры, Архангельск, Мезень, Кевроль, Пустозерск, Пинега, Вага с пригородами.

6. Устюга, Сольвычегодск, Тотьма с пригородами.

7. Тамбов, Козлов, Доброе Городище с пригородами.

8. Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костянск, Коротояк, Усмань и пр. Сюда был назначен епископом Св. Митрофан.

9. Волхов, Мценск, Карачев, Кромы, Орел, Новосиль.

10. На соборе этом было замечено, что Риза Господня, присланная при патриархе Филарете из Персии, была разрезана на кусочки, которые хранились в разных местах в ковчегах: велено было все эти кусочки собрать и держать в одном ковчеге в Успенской церкви. В Благовещенском соборе было много частиц мощей в небрежении: велено было большую часть их раздать по монастырям и церквам, остальные же хранить за царскою печатью, а в Великую пятницу, как прежде и делалось, приносить для омовения в Успенский собор.

11. Тогда же был, вероятно, составлен проект, по которому бояре, окольничьи и думные люди разделялись на степени, не по роду, а по занимаемым ими местам. Таким образом боярам давались разные названия: одним по городам, над которыми их назначили наместниками (напр., наместник астраханский занимал между наместниками четвертое место по важности города, а между боярами вообще одиннадцатую степень; псковский между наместниками пятое место, между боярами тринадцатую степень; смоленский между наместниками шестое место, между боярами одиннадцатую степень и т. д.), другим чины, переведенные с греческого языка и заимствованные из византийской придворной жизни, напр., болярин над пехотою, болярин над конною ратью, болярин и дворецкий и т. д. В этом проекте, не приведенном в исполнение, вероятно, за смертью царя Федора, виден зародыш той чиновничьей лестницы, которую создал Петр табелью о рангах.

Царя Федора Алексеевича называют предшественником и в наследовании престола, и в подготовке реформ. Единокровный брат Петра Великого за 6 лет правления (с 1676 по 1682 год) начал многое из того, что успешно завершил император Всероссийский. Наследник русского престола Федор Алексеевич Романов родился в столице в 1661 году.

Брак царя , которого прозвали Тишайшим за добрый нрав, с Марией Милославской оказался богатым на наследников: у супругов родилось пятеро сыновей и семь дочерей. Но все отпрыски не отличались крепким здоровьем. Трое сыновей умерли в младенчестве. У Ивана Алексеевича – младшего из детей Тишайшего – врачи диагностировали умственную отсталость.

Все надежды монарх возлагал на Федора, умного и любившего науки. Но и он оказался нездоровым: царский наследник болел цингой, ходил, опираясь на палку, и редко выбирался из дворца. Образование Федора Алексеевича легло на плечи Симеона Полоцкого – философа, богослова, поэта и драматурга, славившегося универсальными знаниями.


Под его руководством наследник изучил польский, древнегреческий и латинский языки, переводил псалмы и слагал стихи. А еще увлекся музыкой и пением. Короновали Федора Алексеевича в 1676 году, когда ему исполнилось 16 лет. Обряд венчания на царство состоялся в Кремле, в Успенском соборе. Поспешить пришлось из-за скоропостижной кончины отца – Алексея Михайловича.

Начало правления

Первые месяцы правления молодого царя ознаменовались тяжелой болезнью Федора Алексеевича. Управляли государством патриарх Иоаким, ближний боярин Артамон Матвеев и воевода Иван Милославский. Но в середине 1676 года Романов поправился и отправил попытавшегося взять власть в свои руки Матвеева в ссылку.


Федор Алексеевич после первых двух лет правления отменил указ отца о невыдаче беглых, поступивших на ратную службу. В том же 1678-м провел перепись населения, а через год обложил его прямым налогом, который платили с дохода на имущество. Позже его младший единокровный брат Петр Великий ввел подушную подать. Налогообложение, начатое Федором Алексеевичем, наполнило казну деньгами, но подняло ропот крепостных, недовольных усилившимся гнетом.

Царь, подражая западноевропейским правителям, запретил членовредительство и смягчил уголовные наказания. Попытка удалась частично. На южных границах государства (Дикое поле) Федор Алексеевич приказал построить оборонительные укрепления. Это помогло дворянам увеличить поместья и расширить земельные владения. Царь подготовил введенную его последователем губернскую реформу, учредив для воевод и населения приказное управление.


Историки называют главной внутриполитической реформой Федора Алексеевича отмену «чрезвычайного сидения» Земского собора. По этим устаревшим законам человек получал чин, который соответствовал месту службы отца. Такое положение вещей не давало эффективно развиваться государству, тормозя его продвижение вперед.

Разрядные книги, в которых хранились перечни должностей, по приказу царя сожгли, введя вместо них книги родословные. В них вписали имена российской знати, не указывая места в Думе. Федор Алексеевич, получивший светское образование, отстранил церковь от вмешательства в государственные дела, увеличил сбор с церковных имений. Вскоре Петр завершил процесс, начатый братом, ликвидировав патриаршество.

Политика

Федор Алексеевич Романов переместил центр тяжести государственных решений в Думу, увеличив число членов с 66 до 99. Ряд реформ царь направил на централизацию власти, укрепив позиции дворянства. Годы правления предшественника Петра Великого ознаменовались возведением дворцовых храмов, палат и приказов, под сооружениями Кремля проложили первую систему канализации.


В столице навели порядок, выдворяя в украинные города и монастыри нищих и попрошаек. До 20 лет они работали при монастырях, обучались ремеслам, а в 20 молодых людей записывали на службу или в тягло (податная обязанность). Федор Алексеевич не успел, как планировал, построить дворы для обучения ремеслу беспризорных детей.

Просветительские намерения царя воплотились в приглашении иностранных ученых и преподавателей в столицу. В начале 1680-х монарх разработал проект первой академии, но воплотить в жизнь задуманное спустя 6 лет сумел Петр Алексеевич. Реформы Федора Алексеевича встретили неприятие разных сословий и обострили социальные противоречия. В 1682 году случилось Стрелецкое восстание в Москве.


Внешняя политика монарха – это попытка возвратить государству выход к Балтийскому морю, который Россия утратила во время Ливонской войны. Федор Алексеевич уделял обучению и обмундированию войск гораздо больше внимания, чем его отец. Развязать «балтийскую задачу» мешали турки и крымские татары, совершавшие набеги на южные границы России. Поэтому самодержец из рода Романовых в 1676 году начал русско-турецкую войну, которая успешно завершилась в 1681-м мирным договором в Бахчисарае.

По условиям договора Россия объединилась с левобережной Украиной. По распоряжению царя на юге России появилась Изюмская черта протяженностью 400 верст, прикрывшая от опустошающих турко-татарских набегов Слободскую Украину. Позже оборонительную линию продолжили, соединив с Белгородской засечной чертой.


Главные реформы Федор Алексеевич совершил в последние три года правления. Прекратив средневековые пытки осужденных за уголовные преступления, он поднял государство на новую ступень цивилизации. Налогообложение претерпело изменения, взимание подати упорядочилось.

Царь Федор Алексеевич, будучи человеком образованным, стоял у истоков создания при монастыре в Китай-городе типографской школы, которую называют предтечей Славяно-греко-латинской академии. Романов взялся за проект о введении в государстве чинов (Петр Первый завершил реформу, введя Табель о рангах) и разделил власть военную и гражданскую. Федор Алексеевич разрабатывал проект военной академии, но осуществить не успел.

Личная жизнь

Фаворитами Федора Алексеевича в первые годы правления были ловкие, но безродные постельничий Иван Языков и стольник Алексей Лихачев. Они сыграли в личной жизни царя немалую роль, познакомив Романова с девушкой, которую он заприметил, участвуя в крестном ходу. Языков и Лихачев выяснили, что красавицу зовут Агафья Грушецкая. Дьяку Заборовскому, опекуну Агафьи, приказали не выдавать девушку замуж и дождаться указа.


Агафья Грушецкая, первая жена Федора Алексеевича

Летом 1680 года Федор Алексеевич и Агафья Грушецкая венчались, но брак оборвался трагично: спустя год жена скончалась при родах, подарив супругу наследника Федора. Вскоре новорожденный умер. Царице приписывают благотворное влияние на мужа: по ее просьбе царь заставил дворян стричься и брить бороду, носить польские кунтуши и сабли. Появились школы, где детей учили на польском и латинском языках.


Марфа Апраксина, вторая жена Федора Алексеевича

Для хворавшего овдовевшего царя, лишившегося наследника, срочно подыскали невесту. Подсуетились те же Языков и Лихачев. Федор Алексеевич взял в жены Марфу Апраксину, но брак продлился два месяца.

Смерть

Царь скончался на 21 году жизни весной 1682 года, так и не оставив наследника престола.


Похоронили Федора Романова в Московском Кремле, в Архангельском соборе. Царями провозгласили братьев Федора Алексеевича – единоутробного Ивана и единокровного Петра.