Кубики Зайцева: методика обучения, отзывы родителей. Методика зайцева - основы обучения детей чтению Краткая информация по методике кубики зайцева

Сегодня существует огромное множество различных систем раннего развития детей, каждая из которых имеет свои преимущества. Одна из них была создана известным петербургским педагогом Н.А. Зайцевым.

Методика обучения малышей по системе Зайцева основана на использовании элементарных частей речи – складов. Склад может представлять собой:

  • пару согласная буква + гласная буква;
  • пару согласная буква + твердый или мягкий знак;
  • одна буква.

Многим родителям уже известны кубики Зайцева, на гранях которых изображены речевые склады. С помощью этого пособия детки очень быстро учатся , составляя слова из элементарных частиц. Все кубики различаются по 46 признакам, благодаря которым малыш сможет получить полное представление об окружающих его звуках.

Между тем, методика Зайцева включает в себя не только кубики, но и таблицы по чтению, которые также очень удобно использовать для обучения детей звукам и слогам, начиная с самого раннего возраста.

Слоговые таблицы Зайцева для чтения

В таблицах Зайцева, предназначенных для обучения чтению, изображены все те же склады. Обыкновенно такие пособия располагают на стене в месте, где ребенок проводит максимальное количество времени. Слоги в таблице Зайцева № 1 располагаются по системе «звонкие-глухие» и «мягкие-твердые», благодаря чему малыш сразу же начинает понимать разницу между определенными звуками.


Слоговая таблица Зайцева № 2 представляет собой 5 алфавитных блоков, которые выполнены разными цветами. Здесь выводятся как изображения букв, так и их названия.


При использовании слоговых таблиц одновременно с кубиками, ребенок в возрасте 4-6 лет может научиться читать буквально за 3-4 занятия.

Кроме того, комплекс пособий Зайцева включает в себя и таблицы для обучения детей .

Методика счета с использованием таблиц Зайцева

Для детей с 3 лет предлагается таблица Зайцева в виде числовой ленты с разрезными карточками с изображением чисел от 0 до 99. Выучив простые цифры, дети переходят к обучению арифметическим действиям с числами первой сотни.

Одной из самых доходчивых и оригинальных методик для развития навыков чтения признана нетрадиционная методика кубиков Зайцева.
Если ваш малыш, которому уже исполнилось 3-4 года, начинает спрашивать: «А что здесь написано?», «Прочитай», «А это какая буква (цифра)?». Значит у него возник естественный интерес к чтению и он готов к занятиям по развивающей методике Зайцева. Можно записать ребенка в группу раннего развития. Большинство из них практикуют занятия, на которых используются кубики Зайцева. Или заниматься по данной методике самостоятельно в домашней обстановке.

Кто такой Н.А.Зайцев?

Николай Александрович Зайцев – педагог-новатор. Он издал более десятка пособий различной направленности по развитию детских умений и навыков обучении. Работает в математической, лингвистической сферах образования.

Что такое склады?

Кубики сделаны из разных материалов, на каждой их грани написаны скла ды. Склад — это совершенно новая единица, придуманная Зайцевым. Дело в том, что букву и слог — как единицу языка, дети способны усваивать только с 4-5 лет. А склады уже с 3,5 лет. Скла д , что подразумевает собой пару из гласной и согласной, согласной и различных звуков, либо вообще одну букву. Из этих складов легко составить любое слово: ВЕ-Р-Б-ЛЮ-Д и т.д.

В чем суть методики Зайцева?

Педагог придерживался мнения, что большую роль в развитии малышей играет то как и каким способом он научился основным навыкам обучения – чтению, счету и письму. Важную роль играет желание ребенка, то есть, хотел ли он этому научиться, учился с удовольствием ли без, положительно ли на здоровье сказалось обучение. Если детей обучать грамоте неправильно, то в дальнейшем у него появится отрицательное отношение к чтению. И это отношение отложиться на подсознании на всю его дальнейшую жизнь.

Основная часть детей к 5 годам еще не дозрела до того, чтобы сидеть за столом около получаса без движения и все свое внимание обращать на педагога. Да и времени на то, чтобы объяснить таким малышам о том, что представляет собой буква, слог, звуки уйдет немало. И узоры в тетради большинство деток совсем не радуют, ведь их необходимо долгое время обводить.

Несомненно, такое сидение за столом в будущем пригодится маленьким ученикам, но радости от учебы они, скорее всего на данном этапе своего развития не получат.

Так вот, Зайцев решил выбрать совершенно иную методику, через три занятия по которой четырехлетки начинаю уже читать . Здесь не приемлем сидячий образ обучения и авторитарный стиль преподавания.

Что вы увидите, зайдя в класс, в котором ребята занимаются по кубикам? Картина вас удивит, так как дети не зазубривают буквы. Они заучиваются сами по себе, так используется множество игр и упражнений по запоминанию. Для этого применяются не только сами кубики, но и таблицы, на которых записаны склады. Дети сначала сливают буквы в слоги, затем слоги в слова. Непринужденно, с удовольствием, играя.

В таком классе на стене висят две большие таблицы, а под ними на столе должна лежать гора звучащих кубиков. Помещение очень просторное, чтобы дети могли спокойно передвигаться. Где-нибудь обязательно лежит пособие Зайцева «Пишу красиво» и «Складовые картинки».

Таблицы обязательно должны располагаться высоко, чтобы соблюдалась профилактика нарушений осанки и зрения. Кубики должны лежать в беспорядке, чтобы дети могли быстро переключаться при нахождении нужного кубика. Набор Зайцева состоит из кубиков различных цветов и размеров, есть и такие, которые могут издавать различные звуки (трещать, звенеть и т.п.). Это необходимо для того, чтобы происходило нужное воздействие на все анализаторы детей.

Набор Зайцева.

Из чего состоит и как сделать самому?

Сделать кубики, таблицы и складовые картинки Зайцева можно самостоятельно. Кубики вырезать из картона, склеивать и наполнять, следовательно написанной ниже инструкции. Можно использовать старые ненужные пластмассовые детские кубики, надрезать по грани, наполнять и обклеивать бумагой. Некоторые умудряются делать такие кубики из коробочек от сока. Кубики можно сделать из картона (схема ). Для наполнения использовались крышки от бутылок, резаная жесть от банок из-под консервы, монетки, кусочки деревянного прута, бруски или фасоль. Однако, сегодня такие кубики можно встретить практически в любом специальном магазине или заказать по интернету.

Итак, из чего же состоит набор кубиков и таблиц Зайцева:

«Железные» большие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (6 шт) и т.д). На этих кубиках изображены склады со звонкими- твердыми слияниями (по 1 кубику с гранями ЛУ-ЛО -ЛА- ЛЭ — ЛЫ -Л, Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, ДУ-ДЫ-ДЭ- Д-ДА-ДО, ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ-З-ЗА, Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ, РУ-РЫ-РЭ-Р-РА-РО),(по 2 кубика с гранями Б-БУ-БЫ-БЭ-БА-БО, ВЫ-ВЭ-В-ВА-ВО-ВУ, МУ-МЫ-МЭ-М-МА-МО).

«Железные» маленькие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (4 шт) и т.д). На этих кубиках изображены склады со звонкими- мягкими слияниями (по 1 кубику с гранями ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, НЬ-НЯ-НЁ-НЮ-НИ-НЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ).

«Деревянные» большие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль). На этих кубиках изображены склады со глухими- твердыми слияниями (по 1 кубику с гранями СУ-СЫ-СЭ-С-СА-СО, ХУ-ХЫ-ХЭ-Х-ХА-ХО, Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ), (по 2 кубика с гранями П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ).

«Деревянные» маленькие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль). На этих кубиках изображены склады со глухими- мягкими слияниями (по 1 кубику с гранями ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ), (2 кубика с гранями ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ).

«Золотые» большие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета (А-О-У-Ы-Э -ягодка). Твердое слияние (звуки).

«Золотые» маленькие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета (Я-Ё-Ю-И-Е — ягодка). Мягкое слияние (звуки).

«Белый» маленький . Кубик белого цвета, пустой (или плотно наполненный бумагой). На гранях кубика изображены знаки препинания (. , ? ! — ́) точка, запятая, знак вопроса, восклицательный знак, тире и знак ударения.

«Й» кубик. Маленький кубик серого, железного цвета. Наполнен большим количеством железячек, чем остальные железные кубики. На каждой грани кубика (Й-Й- Й-Й-Й-Й).

«Ъ» кубик. Большой кубик двухцветный серо-коричневый. Наполненный двумя железяками и 4 деревяшками. (ВЪ-ЗЪ-БЪ-ДЪ-ТЪ-СЪ).

Двойные кубики. Два кубика склеиваются вместе, а на их гранях пишут склады. Причем на одной плоскости нужно расположить склады, которые слышаться одинаково, а пишутся по разному (выделено курсивом).

1). Большой «железный» + Большой «золотой» (Ж ЖЬ -ЖА-ЖЁ-ЖО -ЖУ-ЖИ-ЖЕ).

2) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ш-ШЬ -ША-ШЁ-ШО -ШУ-ШИ-ШЕ).

3) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ -ЦЕ).

4) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Ч-ЧЬ- ЧА-ЧЁ-ЧО -ЧУ-ЧИ-ЧЕ).

5) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Щ-ЩЬ -ЩА-ЩЁ-ЩО -ЩУ-ЩИ-ЩЕ).


Таблицы Зайцева
. Если вы приобретаете методику Зайцева в магазине, то обнаружите в комплекте несколько больших настенных таблиц (1,5-2 метра в длину, 1 метр в ширину). Например, втаблице № 1 изображена матрица — порядок по которому нужно пропевать ребенку склады (например: сначала ряд с твердыми слияниями (большой кубик), следом с мягкими (маленький кубик)).

Складовые картинки. Еще один необходимый материал для занятий по методике Зайцева. Складовая картинка представляет собой белый квадрат плотной бумаги с изображением и название этого изображения над самой картинкой. Причем самый главный, ударный склад написан черным цветом, все остальные буквы зеленым. С обратной стороны карточки написано просто слово (без картинки), слово записано разным шрифтом. Складовые картинки бывают цветными или силуэтными (черного цвета, развивают образное мышление). Во время занятий с этими карточками дети обучаются «беглому чтению», т.е схватывают слово целиком, а не по слогам или буквам. Могут продаваться отдельно, уточняйте.

Цвет кубиков подбирается такой, чтобы у ребенка не утомлялись и не раздражались его глаза. Текст используется с крупными и четкими печатными буквами, чтобы дети смогли видеть склады издалека. Во время занятий они будут располагаться в совершенно разных местах. Дети должны будут тренировать мышцы своих глазных яблок, чтобы уметь охватывать взглядом все склады для нахождения нужного им.

Что касается звуков , то они совершенно различны по тембру высоте. «Золотые» кубики должны звенеть, тогда как «железные» гремят, а «деревянные» издают глухие звуки». Это позволяет осознать разницу, которая есть между звонкими и глухими согласными и т.д. Дело в том, что детям очень сложно понять такие абстрактные понятия, как «звонкие или глухие» согласные. А кубики, издающие звуки определенной частоты, во время произнесения складов, прекрасно дают это понять. По методике Зайцева педагогам нужно еще дополнительно озвучивать склады при помощи подпевок. Склады пропеваются в определенной последовательности, которая изображена в таблицах (матрицах) Зайцева . Это позволяет малышам развивать слух и чувство ритма.

Кубики Зайцева можно использовать в любом возрасте, начиная от года. Самое раннее применение позволит ребенку научиться и говорить и читать. Идеальный возраст для применения -3-4года.

Как же работать с кубиками, если родители решили самостоятельно заниматься по данной методике с ребенком?

Итак, в наборе Зайцева вы приобрели кубики, таблицы, кассету с напевками и обязательно саму методичку.

Выложите перед ребенком все кубики сразу. Это важно! Знакомить с кубиками нужно постепенно. Дайте ребенку рассмотреть кубики, подержать в руках, повертеть, погреметь и т.д. Попросите, как бы, между прочим, принести любой понравившийся ребенку кубик. Поверните его к малышу гранью и пропойте ее «»А-О-У-Ы-Э!». Попросите принести деревянный кубик, затем маленький.

Затем можете поиграть в игру «Найди похожую букву». Покажите ребенку любую букву на кубике и попросите найти такую же. Если малыш крутит кубик, не может найти букву и начинает переживать (говорит: «Здесь нет такой буквы»), помогите ему.

Можно разложить на полу два обруча разного цвета или две коробки и попросить ребенка разложить отдельно большие и маленькие кубики, желтые и серые и т.д.

Используя таблицу, при помощи указки пропойте любой склад и попросите найти точно такой же кубик и принести его вам.

Начните с имен и названий, самых дорогих для вашего ребенка. В одном конце комнаты установите МАМА, возле окна расположите ПАПА, а на столе поставьте ТЕТЯ ИРА. И начинайте играть с ребенком со словами «Встречаем ПАПУ, бежим к ТЕТЕ ИРЕ! А теперь идем играть с МАМОЙ». Ребенок будет обучаться в движении, без причинений вреда здоровью.

Не переживайте, если в первое время малыш сможет поиграть с кубиками менее получаса. Постепенно он дойдет и до большего времени. Даже 10 занятий по 15 минут хватит для того, чтобы малыш научился читать.

Методика Зайцева предназначена для обучения детей чтению, математики, иностранному языку. Материалы, которые используются для занятий – это кубики различных видов. Они бывают большие твердые, маленькие мягкие, двойные, с разными наполнителями. Железные – со звонкими складами, деревянные – с приглушенными складами, золотые – с гласными. Белый кубик для обозначения знаков препинания. Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные – голубые, согласные – синие, твердый и мягкий – зеленые. Это помогает малышам понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Основной единицей языка у Зайцева, при обучении чтению, является склад, а не слог. Склад – эта пара из согласной и гласной буквы или из согласной и твердого и мягкого знака, или эта одна буква. Например, БА-БУ-Ш-КА, а не ба-буш-ка, как это принято при традиционном обучении чтению. Используя эти склады, ребенок начинает составлять слова.

Весь материал подается только в игровой форме, так что ребенок и не замечает, что обучается. Методика Зайцева предназначена как для индивидуального развития, так и для группового.

Кроме кубиков в занятия по этой методики включаются еще и таблицы. Предполагается, что нижний край таблицы должен располагаться на высоте 165-170 см от пола. При этом ребенок будет смотреть на нее, подняв голову, что положительно влияет на осанку. Но в этом случае достаточно трудно представить себе 2х-летнего ребенка, который будет следить за указкой в такой позе. Поэтому чаще ребенок играет только с кубиками.

Обучение математике также основано на системе таблиц. Эта методика предназначена уже для детей 3-4 летнего возраста. Таблицы наглядно показывают ребенку, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, какие действия можно с ними делать.

Плюсы методики Зайцева:

  • Малыш быстро осваивает чтение, запоминая склады. Он сразу произносит, например, БА, а не думает над тем как прочесть отдельные буквы.
  • На кубиках есть только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, неправильные сочетания ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ вообще исключены.
  • Методика Зайцева рассчитана на большой возрастной диапазон. С ребенком можно начать заниматься в 1 год, а можно и в 5 лет.
  • Обучение по этой методике развивает органы чувств, музыкальный слух, чувства ритма, память.
  • Кубики, состоящие из различных по фактуре и весу материалов, воздействую на мелкую моторику, что уже влияет на развитие интеллекта.

Минусы методики:

  • Логопеды, дефектологи, учителя начальной школы часто не очень приветствуют эту методику, т.к. ребенок привык видеть только склады, что потом возникают трудности при разборе слова по составу. Ребенок не может выделить корень, приставку, суффикс и окончание. При фонетическом разборе и написании транскрипции тоже возникают проблемы, и ребенка приходится заново переучивать.
  • Данные пособия достаточно дорогие. Кроме того отнимают много времени вначале, т.к. их нужно склеивать, а потом восстанавливать, если ребенок их повредит.

Данную методику лучше использовать как дополнительную развивающую игру, т.к. работа с кубиками расширит словарный запас малыша, улучшит поисковую активность и зрительное восприятие.

Каждый родитель мечтает о том, что его ребенок будет умным, развитым и пойдет в школу, умея читать и писать как минимум на родном языке. Вот почему на пике популярности сейчас различные системы, например методика Зайцева, позволяющая добиться неплохих результатов, занимаясь дома. Предлагаем познакомиться с этой методикой более подробно, узнать ее минусы и плюсы.

Краткая история

Сам Николай Александрович Зайцев родился в семье сельских учителей, закончил филологическое отделение пединститута, специализировался на преподавании русского языка иностранцам. Интересно, что практику он проходил в Индонезии, где обучал местных жителей чтению и письму на русском. Уже в это время он заинтересовался созданием уникальной системы, которая сделала бы процесс обучения более простым и доступным не только взрослым, но и детям.

Долгие годы Зайцев занимался преподавательской деятельностью, пока окончательно не определился со своими интересами – его целью стало создание обучающих программ для малышей. Исследователь обратил внимание на недостатки классического метода и предложил свой вариант их разрешения.

Сами проблемы и новшества Зайцева представлены в форме таблицы.

Отметим, что система пользуется популярностью в наше время, многие используют ее для домашнего обучения.

Описание

Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.

В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.

Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. знакомство с буквами и звуками;
  2. составление из них слогов;
  3. сложение целых слов из слогов.

А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Лучший возраст

Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.

Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.

Кубики

Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.

Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:

  1. По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
  2. По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).

В чем же особенность этого пособия?

  1. Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
  2. Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
  3. Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
  4. Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.

Педагог был уверен в том, что для успешного процесса обучения следует задействовать зрительное восприятие ребенка, а не слуховое, как это делается при традиционной системе обучения. Именно это положение и было взято за основу его теории.

Принципы

Технология обучения чтению Н. А.Зайцева базируется на следующих ключевых принципах:

  1. Материал должен подаваться системно.
  2. Идти нужно не только от частного к общему, но и от общего к частностям.
  3. Обязательно использовать наглядность, различные каналы подачи информации.
  4. Нужно создавать и использовать четкие алгоритмы подачи учебного материала.
  5. Обязательно делать все возможное, чтобы уроки не причиняли вреда хрупкому здоровью крохи.

В современных условиях играть с кубиками можно самыми разными способами – например, придумать сказку и рассказать ее крохе. Допустим, в волшебном лесу живут фантастические звери, которые общаются между собой при помощи песен. После этого нужно «пропеть» все гласные на кубиках. Мотив при этом можно использовать любой. Когда с этими буквами малыш разобрался, можно приступить к знакомству со складами, содержащими согласные.

Структура обучения

Рассмотрим пошагово, как можно научить ребенка читать в раннем возрасте при помощи системы Зайцева.

  1. Первый урок – игра с кубиками по правилам малыша. Он знакомится с наглядным пособием.
  2. Далее кубики следует послушать, понять, как какой звучит, систематизировать.
  3. Изучение размера изделий, систематизация. На этом шаге следует объяснить, что мягкие слоги – совсем крошечные, а вот твердые – крепкие, потому и большие.
  4. Затем приступаем к пропевке. Сначала вместе с ребенком мама поет склады с кубиков, таблиц, затем переходят к построению и последующему пропеванию целых слов.
  5. Произносить склады нужно громко и четко, показывая детям пример.

Как только изучение кубиков завершится, следует переходить к работе с таблицей: мама водит указкой, малыш произносит склады. Такая форма способствует быстрому запоминанию. Ребенок посмотрит на один и тот же склад в разных вариантах, что позволит ему гораздо быстрее усвоить материал.

Результаты

Обучение чтению по данной методике позволяет добиться весьма впечатляющих результатов:

  1. малыши в 3 года осваивают непростую науку уже через 6 месяцев;
  2. для четырехлетних хватит и 16 уроков;
  3. дети в 5 лет все понимают за 5-10 занятий;
  4. дошкольники в 6 лет – за 4-6 уроков.

Поэтому в школу кроха пойдет полностью подготовленным.

Преимущества

Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:

  • Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
  • Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
  • Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
  • Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
  • Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
  • Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.

Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.

Недостатки

Родителям следует познакомиться и с минусами методики.

  • Когда ребенок читает слог или склад, он не понимает полностью всего процесса образования отдельного звука. Поэтому может начать пропускать окончания при чтении и даже в устной речи.
  • В школе придется переучиваться. Педагоги, конечно, поразятся умениям крохи, но будут рассказывать ему про слоги, как того требует классическая программа. Кроме того, проблема возникнет и при выполнении заданий типа «раздели слово на слоги». Ребенок привык к складам, поэтому новые языковые единицы для него могут стать камнем преткновения.
  • Методика во многом основана на использовании ассоциаций (цвета, звуки), поэтому в школе, где таких подсказок нет, крохе придется довольно трудно.
  • Многие малыши начинают путать сходные слоги типа ВЭ и ВЕ. Особенно проблема заметна в письменной речи.
  • Полностью отсутствует развитие творческих способностей крохи.
  • Внушительная стоимость. Не каждому родителю по карману заветный набор.

На сегодня существует множество педагогических методик. Родители, для которых интеллектуальное развитие собственных детей не является пустым звуком, теряются перед разнообразием систем и технологий обучения. Большое количество предложений - это неплохо, есть вероятность сделать оптимальный выбор. Но с другой стороны, сначала нужно понять, как работает та или иная методика. Сегодня мы расскажем вам о методике Николая Зайцева.

Кто такой Николай Зайцев?

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Методика развития детей раннего возраста Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Известный педагог Николай Зайцев создал собственную учебную систему для детей 3-5 лет, по которой дети учатся читать и решать математические задачи. Действительно, благодаря этой системе множество малышей овладело и усвоило новые для себя навыки абсолютно без принуждения и привычной для школы зубрежки.

Основные принципы методики Зайцева

Методика Зайцева имеет следующие основные принципы:

  • От общего к частному и от частного к общему.
  • От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.
  • Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  • Системная подача материала.
  • Алгоритмизация учебных действий.
  • Учет физиологии восприятия учебной информации.
  • Охрана здоровья учащихся.

Кубики Зайцева

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах, которые вы можете встретить в продаже, могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу, из которых изготовлены, и наполнителям. Это 52 кубика, в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например, как мама.

Склад, в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом, ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом учился выговаривать первые слова. Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Особенность кубиков:

  • Они могут быть деревянные или железные. И неспроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные голубые, согласные синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) обозначены зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Методика обучения чтению

Методика чтения Зайцева и его обучение чтению известны по всему миру. Зайцев ввел такое понятие, как слог, который представляет собой пару громкий + согласный, а также согласный с твердым знаком + согласный с мягким знаком, плюс одна отдельная буква. Многие родители знают о Зайцевских кубиках, на которые нанесены слоги.

В основе системы Зайцева лежит принцип: от простого к сложному. И этот принцип взят из самой жизни, ведь малыш, когда начинает говорить, не говорит целые слова, а произносит отдельные звуки или слоги. Это и означает - идти от простого к сложному.

Во время обучения дети работают с отдельными слогами, они поют их или в такт ритмично хлопают в ладошки. Все кубики звучат по-разному, благодаря чему дети быстро понимают разницу и различия между гласными и согласными слогами, звонкими и мягкими согласными. Николай Зайцев вывел 46 признаков, по которым его кубики различаются между собой. Например, для деревянных кубиков характерный звук постукивания, а для золотых - звонкий.

Математика за Зайцевым

Сначала дети учатся считать от 0 до 100. В этом малышам помогает разноцветная лента, на которой кружочками, квадратиками или специальной матрицей нанесены числа. Матрица наглядно демонстрирует число относительно 100. Например, 65 - это 65 закрашенных карточек, а еще оставшиеся 35 карточек не окрашены.

Следующая ступень после освоения азов сложнее. Дети учатся складывать числа, вычитать, оперировать трехзначными числами. Для этого используют кубики во время чтения, а также специальные таблицы, игровые наборы.

Для какого возраста подходит методика Николая Зайцева?

Система также не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно, можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками порой не по назначению.

Преимущества методики

    • могут учиться дети младших возрастных групп 3-5 лет;
    • игровая форма обучения интересна маленьким детям;
    • первые результаты появляются уже через несколько занятий;
    • дети быстро запоминают склады и начинают читать;
    • ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах;
    • методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании;
    • можете обучаться в своем заданном темпе;
    • довольно простой и наглядный материал.

Недостатки методики

  • отсутствует развитие творческих способностей;
  • могут возникнуть сложности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо;
  • методика больше подходит детям, у которых правое полушарие мозга развито лучше;
  • в школе вам придется переучивать ребенка, так как малыш, используя в составе слова склады, не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться;
  • методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители;
  • для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев);
  • некоторые дети проглатывают окончания в словах.

Зайцев и его методика произвели настоящий фурор в области развития интеллектуальных особенностей ребенка. Выдающийся ученый Николай

Зайцев внес неоценимый вклад в развитие педагогики. С помощью его разработок дети быстро обучаются чтению и счету, но этого мало для реализации умственного потенциала детей.