Варфоломеевская ночь кратко. В какой столице происходили события Варфоломеевской ночи? Последствия Варфоломеевской ночи

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.


Франсуа Дюбуа "Варфоломеевская ночь". XVI век.
Картина того времени. В XVI веке на картине, изображающей историческое событие, спокойно могли сочетаться разные временные пласты. И здесь так: на первом плане - то, что происходило в ночь резни, а дальше - то, что было после. Обратите внимание на фигуру Екатерины Медичи в чёрном платье слева вдали. Когда всё стихло, она специально вышла из Лувра посмотреть на убитых протестантов, это исторический факт. Екатерину всегда изображают в чёрном, и правильно - после смерти мужа она до конца жизни носила траур, снимая его только в редчайших торжественных случаях. Вообще, здесь всё точно - по рассказам очевидцев, вода Сены действительно была красной от крови.

Эта резня стала возможной из-за сложного сочетания политических, религиозных и психологических факторов, постоянной борьбы за первенство между Францией, Испанией и Англией, а также жестоких противоречий внутри самой Франции. На первом месте в сложном клубке мотивов, приведшем к трагедии, стояло понятие Реформации. Когда в последний день октября 1517 года Лютер прибивал свои 95 тезисов к дверям церкви, а несколько позже Кальвин в Женеве разрабатывал свое учение об абсолютном предопределении, предпосылки для Варфоломеевской ночи уже были созданы, оставалось лишь подождать, когда в европейской бочке окажется достаточно пороха и найдется нужный человек с огнем.

В наши дни очень сложно понять, почему одни христиане называли других еретиками и были готовы убивать или отправлять на костер тех, кто не посещает мессу, не признает авторитета Папы или, напротив, прилежно ходит в храм, почитает Богоматерь и святых. Для человека Средневековья религия оставалась одним из важнейших факторов его жизни. Конечно, правители могли с легкостью переходить из католицизма в протестантизм и обратно в зависимости от политической конъюнктуры, знатные люди покупать индульгенции, не сильно заботясь о своем нравственном состоянии, а простые люди - отзываться на религиозные войны, преследуя при этом вполне земные цели.

В этой борьбе протестантов и католиков было бы неверно рассматривать одну из сторон, как прогрессивную и гуманную, а вторую - как жестокую и архаичную. Вне зависимости от принадлежности к той или иной христианской конфессии политики во Франции и за ее пределами могли являть как образец благородства, так и чудеса коварства и изворотливости - периодически происходили кровавые погромы, жертвами которых становилась то одна, то другая сторона. Вот, например, что говорилось в протестантской листовке, распространяемой в Париже 18 октября 1534 года: «Я призываю небо и землю в свидетели истины против этой напыщенной и горделивой папской мессы, которая сокрушает и однажды окончательно сокрушит мир, ввергнет в бездну, сгубит и опустошит». От протестантов не отставали и католики, отправлявшие своих противников на костер как еретиков. Однако сгоревшие мученики рождали на свет все новых последователей, так что Екатерине Медичи, правившей во Франции во второй половине XVI века, приходилось проявлять чудеса изворотливости для сохранения хотя бы видимости единства страны.

Мир вокруг стремительно менялся - все больше людей считали религию своим частным делом, все меньше христиан нуждалось в посредничестве Церкви. Эта индивидуализация веры не принесла успокоения людям - все громче раздавались проповеди, посвященные адским мукам, страшному суду и пляске смерти, все тише звучал голос христианского милосердия и любви. В этих условиях главным оружием протестантов и католиков стали интриги, а не способность передать свои убеждения другим. Власть над Францией была движущей силой этих сражений, в коих религия играла очень важную роль. 24 августа 1572 года католики убивали гугенотов с полным осознанием того, что эта ярость толпы угодна Богу: «Видно, какой может стать сила религиозной страсти, и это кажется непонятным и варварским, когда видишь на всех здешних улицах людей, хладнокровно совершающих жестокости против безобидных соотечественников, часто знакомых, родных» . Автор этих слов венецианский посланник Джованни Микиели был одним из очевидцев происходящего.

Варфоломеевской ночи непосредственно предшествовали два события - свадьба любимицы короля, его родной сестры, католички Маргариты де Валуа с лидером гугенотов Генрихом Наваррским. Это была отчаянная попытка Екатерины Медичи сохранить во Франции мир, но она окончилась неудачей. На брак не дал разрешения римский папа, Генриха сопровождала большая свита богатых гугенотов, все мероприятия проходили в католическом квартале Парижа, и протестантов обещали заставить посетить католический собор. Горожан возмущала показная роскошь церемонии - все это и привело через несколько дней к трагедии.

Формальным поводом к началу резни стало неудачное покушение на еще одного предводителя гугенотов - адмирала Гаспара де Колиньи. Он побуждал короля Карла IX к войне с католической Испанией в союзе с Англией. Человек лично храбрый, с постоянной зубочисткой во рту, которую жевал во время стрессов, адмирал пережил несколько покушений на свою жизнь. Последнее состоялось накануне трагедии: выстрел из аркебузы раздался в тот момент, когда Колиньи нагнулся. Две пули оторвали ему один палец и застряли во второй руке, но эта попытка убийства, заказанного Екатериной Медичи, не желавшей войны с Испанией, сделала резню практически неизбежной, поскольку в Париже находилось множество гугенотов, а сам город в основном населяли католики.

Все началось с сигнала с колокольни церкви Сен-Жермен-л"Оксеру. Истребив вождей протестантов, толпа ринулась убивать без разбора всех, кто не был католиком. На улицах Парижа и других городов разыгрывались кровавые сцены, гибли старики, женщины и дети. Уже на утро 24 августа предприимчивые дельцы стали продавать самодельные талисманы с надписью «Иисус-Мария», которые должны были защищать от погрома.

Испуганный зверствами, Карл IX уже 25 августа берет протестантов под свою защиту: «Его Величество желает знать в точности имена и прозвища всех тех, кто придерживается протестантской веры, у кого есть дома в этом городе и предместьях… (Король -А.З.) желает, чтобы указанные квартальные старшины повелели хозяевам и хозяйкам или тем, кто проживает в названных домах, тщательно охранять всех, кто держится упомянутой веры, чтобы им не было причинено какого-либо ущерба или неудовольствия, но была обеспечена добрая и надежная защита». Королевский приказ не смог остановить поток убийств - до середины сентября, а в отдельных областях еще и дольше, гугенотов грабили и убивали по всей Франции. Историки по-разному оценивают число жертв Варфоломеевской ночи. Максималисты говорили о 100 000 погибших, реальная цифра была значительно меньше - около 40 000 по всей Франции.

28 августа 1572 года в Париже появляется листовка, демонстрирующая до каких жестокостей скатились участники резни за четыре дня: «Впредь никто не дерзнул захватить и держать пленника по причине, указанной выше, без особого распоряжения короля или его служителей, и не пытаться забирать на полях, в усадьбах или имениях коней, кобыл, быков, коров и прочего скота... и не оскорблять ни словом, действием работников, но дозволять им производить и выполнять в мире со всей безопасностью их труд и следовать своему призванию». Но и это заявление Карла IX не смогло остановить бойню. Слишком соблазнительным для многих было желание завладеть имуществом и жизнью людей, фактически поставленных вне закона. Религиозная составляющая происходящего окончательно отошла на второй план, а на первый вышла жестокость отдельных мерзавцев, сотнями убивавших гугенотов (один убил 400 человек, другой - 120, и это только в Париже). По счастью, большинство людей сохранили человеческий облик и даже прятали детей протестантов, спасая их от злодеев.

Самой интересной реакцией на Варфоломеевскую ночь было заявление ярых приверженцев католицизма. Герцог де Невер в большой докладной записке оправдывал Карла IX, полагая, что король не несет ответственности за резню, совершавшуюся «гнусной городской чернью, безоружной, не считая небольших ножей». Самих же участников погромов герцог называл служителями Бога, которые помогли «очистить и облагородить Его Церковь». История показала, что попытка спасти страну или веру, убив часть населения, обречена на провал. Борьба между протестантами и католиками продолжалась еще несколько столетий.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Это случилось в конце августа в ночь с 23 на 24 число 1572 года в самом центре Парижа. Резня получила название «Варфоломеевская ночь» (massacre de la Saint-Barthélemy). Истребляли гугенотов, поскольку в этот период во Франции шла междоусобная война между католиками и протестантами. Так вот этих самых протестантов и называли гугенотами.

Варфоломеевская ночь стала лишь началом масштабной операции против гугенотов. По всей Франции их уничтожали в течение нескольких месяцев. Погибли порядка 20 тысяч протестантов. Католики терпели не меньшие потери. Среди их жертв насчитывается более 15 тысяч человек. Кровавые события не останавливались вплоть до начала октября 1572 года. Историки свидетельствуют о том, что только в Париже в числе погибших было свыше 3 тысяч человек. Впрочем, точных данных относительно количества лишившихся жизней людей, как с одной, так и с другой стороны, нет до сих пор. Но есть сведения о том, что Францию в те времена покинули свыше 200 000 протестантов, что значительно ослабило гугенотское влияние в Европе.

Как всё начиналось?

Эта самая кровопролитная междоусобица на религиозной почве начиналась задолго до Варфоломеевской ночи. Третья гугенотская война закончилась в 1570 году, но огонь ненависти только разгорался. И это несмотря на то, что относительный мир дал протестантам право на свободу вероисповедания и контроль над несколькими не слабыми фортами, а руководителя протестантов Франции включили в совет при короле, чему адмирал де Колиньи (главный гугенот) был несказанно рад. Он даже стал влиять на самого Карта Девятого – короля.

Мир решено было укрепить брачным союзом принцессы-католички (в будущем — Наваррской) с Генрихом – правителем той самой Наварры. Он являлся в те времена одним из лидеров протестантов. Этот брак и относительный мир в религиозной среде не понравились некоторым влиятельным вельможам, которые были ярыми сторонниками католицизма. В числе тех, кто начал новый виток междоусобной войны, был герцог Гиз. Почему ему удалось начать заварушку? Да потому, что он был достаточно влиятельным человеком в среде французской знати. Главенствующим статусом Гиза наделила одна из ветвей Лотарингского дома – весьма значимой и имеющий некий политический вес в общественной жизни Парижа, да и в целом Франции.

Чтобы свести воедино интересы французских католиков и гугенотов, адмирал де Колиньи предлагает королю Франции поддержать протестующих в Нидерландах, которые выступали против испанской королевы. Однако, явному влиянию Колиньи воспрепятствовала . Она не желала распрей с Испанией. Медичи посчитала, что в случае поддержки нидерландцев, против Франции восстали бы все католики Европы, во главе с папой римским. Это стало бы коллапсом, по мнению Ектерины.

Свадьба и расправы

В конце августа 1572 года должен был быть скреплен официально союз Маргариты и Генриха. Так и случилось. В Париж приехали тысячи гугенотов. Большинство из них поселилось прямо в центральной части столицы Франции. Кстати в центре Парижа жили исключительно католики.

Обстановку в Париже постепенно накалило до предела понимание того, что свадьба католички и гугенота была довольно пышной, и по тратам денег налогоплательщиков превзошла стандартные налоговые операции.

С согласия королевы Екатерины, Гиз стал организатором заговора против Колиньи. Он был ранен, когда проезжал мимо поместья Гизов. Целились, конечно, в голову, но адмирал отделался ранением в руку. Поздно вечером после уже состоявшейся свадьбы, толпа католиков ворвалась в дом раненого Колиньи и лишила его жизни. Вот именно это событие и положило начало той самой Варфоломеевской ночи. В это же врем ворота Парижа были закрыты, а городскую стражу привели в полную боевую готовность.

Весть о смерти Колиньи стала своеобразным сигналом католикам, готовящимся к побоищу. С этой минуты на главной площади Парижа началась резня. Она не остановилась даже на рассвете. Лихие люди использовали разворачивающиеся события, прикрывая ими грабежи знатных домов. Убийцы и грабители орудовали на улицах Парижа и самых значимых французских городов. Погибали ни в чем неповинные люди, которые не разделяли взглядов гугенотов или католиков. Уровень насилия превзошел все мыслимые и немыслимые ожидания. Что говорить о тех случаях, которые не были зафиксированы официально.

Медичи не ожидала такого поворота событий. Екатерина рассчитывала на уничтожение всего лишь «кучки гугенотов». Королева чуть было не потеряла свою власть, когда разразившиеся бесчинства стали грозить жизням добропорядочных парижан.

Только неделю продолжались самые кровопролитные события, еще несколько месяцев гугенотов убивали в разных уголках Франции. Однако, спустя всего пару дней после начала резни, король объявил о том, что это именно он отдавал приказы об уничтожении гугенотов. Но обыграл Карл всё это, как будто он раскрыл некий заговор против королевской знати. При этом он призвал жителей Франции к порядку и прекращению междоусобиц. Религиозные свободы вновь имели место, но лишь на словах.

Кстати, Генрих Наваррский избежал верной смерти только потому, что стал после свадьбы католиком. Его ближайшие родственники последовали примеру, но другие из них погибли, не пожелав менять религию. Люди умирали целыми династиями. Крушители не щадили ни женщин, ни детей.

Спустя всего пару дней после Варфоломеевской ночи тысячи гугенотов были вынуждены покинуть не только окрестности Парижа, но и Франции. Они переехали в Польшу, Англию, Германию.

Итак, европейские историки считают, что резня в Париже, а потом и про всей Франции, взяла свое начало с одобрения папы римского и испанского короля. Неодобрение это вызвало лишь у английской и немецкой короны, а также на Руси и в Польше (Речи Посполитой). Независимое государство гугенотов-протестантов, по их же задумке, создано не было, но повторения Варфоломеевской ночи ни с одной, ни с другой стороны не хотели. Кстати, с той поры любые события, приведшие к массовым убийствам, начали именовать «Варфоломеевской ночью».

Вряд ли католический святой (между прочим, один из апостолов Иисуса Христа) полагал, что с его именем будет связана одна из страшнейших страниц французской истории. В ночь на 24 августа, в преддверии дня святого Варфоломея, католические жители Парижа вышли на улицы, чтобы расправиться со своими соседями-гугенотами. Так во Франции называли приверженцев протестантизма.

Первоначально направленный против верхушки гугентоской элиты, бунт быстро вышел из под контроля. Не щадили никого - ни женщин, ни детей. Дома протестантов, на дверях которых предусмотрительно были намалеваны кресты, поджигались вместе с обитателями. Кровь лилась рекой. По некоторым оценкам "под нож" было пущего до одной десятой населения Парижа.

Естественно, не все пылали религиозной ненавистью. Многие просто восприняли призыв как возможность поживиться у более зажиточных соседей. Так что помимо протестантов-гугенотов на тот свет было отправлено немало обеспеченных добропорядочных католиков. По свидетельству очевидцев, улицы Парижа были завалены раздетыми догола трупами, и никто не мог отделить католика от гугенота.

После Варфоломеевской ночи 200 тысяч приверженцев протестантизма покинули пределы Франции и осели в Англии, Германии и Польше. А сами протестанты до сих пор считают события 24 августа 1572 года и последовавшие за ними погромы в других городах - доказательство истинного лица католицизма.

"Вечерняя Москва" представляет подборку страшных фактов о Варфоломеевской ночи.

1. Модераторы погрома . Религиозные войны во Франции продолжались несколько десятков лет. Две фракции - гугеноты и католики, по сути обладали собственными войсками. В 1572 году в Париже был хоть шаткий, но мир. Принято считать, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX. А посоветовали ей столь радикальное решение "гугенотской проблемы" ее советники из родной Италии - Альбер де Гонди и Лодовико Гонзага. После неудачного покушения на адмирала Гаспара Колиньи, одного из лидеров гугенотов, а также спустя шесть дней после свадьбы протестанта Генриха Наваррского и сестры короля Маргариты. Те, кто устроили погром, подгадали четко - поздравить одного из самых именитых гугенотов приехала себе на беду почти вся протестантская элита Франции.

2. Призыв к резне. Набат, призвавший "добрых католиков" выйти на улицы и покарать "презренных гугенотов", прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, расположенной в самом сердце Парижа, на Луврской площади. Первоначально колокольный звон должен был стать сигналом "верным людям" для устранения гугенотской верхушки, находящейся в городе. Тотальная резня началась позднее. Ведь чтобы зажечь пожар, хватает одной спички. А чтобы потом потушить, может не хватить и озера.

3. Правые и виноватые. Традиционно, гугенотов (всего в ходе Варфоломеевской ночи и погромах в других городах погибло до 30 тысяч человек) принято считать жертвами, а католиков - палачами. Однако начитавшиеся "Графини де Монсоро" люди забывают о том, что и сами протестанты были далеко не безгрешны. И хотя их антикатолические погромы носили менее масштабный характер, они все же были. Например, резня в Ниме в 1567 году, когда были убиты и сброшены в колодец епископского двора до сотни знатнейших католиков. Или попытка захватить короля Франции Карла IX, предпринятая гугенотами в 1566 году, более известная как "сюрприз в Мо". Так что нельзя считать гугенотов однозначными жертвами. К тому же историки склонны считать, что поводом для начала Варфоломеевской ночи были вовсе не религиозные распри, а политика. Дело, как известно, грязное и лишенное благородства.

4. Иван Грозный не одобряет. Европейские монархи восприняли новости о резне в Париже и других французских городах крайне негативно. Генриха Анжуйского (одного из идейных вдохновителей Варфоломеевской ночи), избранного королем Польши, немецкие дворяне именовали не иначе как "мясным королем". Королева Англии Елизавета также не могла взять в толк, в чем виноваты женщины и дети. А русский царь Иван Грозный и вовсе написал своему тестю, Карла IX, императору Максимиллиану II: «А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».

5. Результаты резни. Как это цинично ни звучит, но организаторы и модераторы Варфоломеевской ночи полностью достигли поставленных целей. Гугеноты были обезглавлены, их верхушка (включая адмирала Колиньи) была вырезана. Помилованы были лишь принцы крови - но только при условии принятия католичества. Ни о каких религиозных войнах речи больше не было, и многие тысячи протестантов покинули пределы Франции. И несмотря на то, что Варфоломеевская стал одним из кровавейших эпизодов французской истории и живым примером того, к чему может привести религиозная нетерпимость, государство после уничтожения мощной гугенотской политической фракции стало лишь сильнее. Что ничуть не умаляет безжалостности католических иерархов и политиков.

Одним из эпизодов Религиозных войн 16 века является Варфоломеевская ночь, случившаяся в конце августа 1572 года. Французских протестантов вырезали около 30 000 человек во время ее.

Чем были вызваны события варфоломеевской ночи

Провокаторшей этой страшной ночи считается Екатерина Медичи, подначиваемая итальянцами. Католики с гугенотами и прежде схлестывались в стычках не без жертв, а после Варфоломеевской ночи еще погибло более 6 000 человек. Драки происходили в таких городах Франции, как Лион и Орлеан, Тулуза и Бордо, Руан и Бурж. Почему же так непримиримы были последователи двух ветвей одной христианской религии? Ведь Мессия проповедовал возлюбить даже врагов!

Религия во Франции 16 века была явлением политическим. Появление еретиков в обществе расшатывало устои и даже вело к распаду его. Король Франциск 1 запрещал кальвинистам устраивать богослужения, изымал книги и рукописи протестантов. Дело дошло до того, что подозреваемых в "альтернативной религии" французов решили сжигать на кострах. Несмотря на это, в стране было около пяти тысяч общин кальвинистов. Члены «огненной палаты» ревностно выслеживали гугенотов, невзирая на звания и чины. Противодействие католиков и протестантов грозило закончиться чем-нибудь страшным, это и произошло во время ночи с 23 на 24 августа, когда отмечался день памяти Святого Варфоломея - одного из апостолов Христа. Этого ученика Мессии по легенде распяли вниз головой на кресте, затем содрали с него кожу и отрубили голову.

До Варфоломеевской ночи уже случились три религиозные войны. В одной из них был застрелен гугенотом герцог Франсуа де Гиз. Правительство Франции было на стороне католиков. Но Екатерина Медичи и ее сын Карл 9 опасались чрезмерного усиления власти их. В 1570 году между протестантами и католиками был заключен мирный договор (в Сен-Жермен-ан-Ле), положив конец 3-й Религиозной войне. Не всех он устроил, особенно католиков.

В Нидерландах же зрело восстание протестантов против испанского засилия. Адмирал Колиньи, исповедовавший протестантскую веру, склонял Карла 9 к военному походу в Голландию, дабы помочь революционерам. Мать французского короля была против этого, ей ни к чему была война с Испанией. 22 августа 1572 года ранили адмирала Колиньи в руку выстрелом из аркебузы, подозрение пало на Гизов. Гугеноты обсуждали между собой, что делать, идти к королю с требованием наказать дворян или мстить им самостоятельно. Карл 9 обещал разобраться и наказать виновных, посетив раненого адмирала. Но гугеноты не унимались, обстановка накалялась. Король, понимая, что в случае самосуда над Гизами он окажется сторонником протестантов, устроил длившийся два дня совет в составе его самого, матери, Генриха Анжуйского, вездесущего маршала Тавана и еще нескольких дворян. Было решено на воскресную ночь 24 августа убить несколько наиболее активных протестантских лидеров, предварительно заперев городские ворота во избежание их бегства. Первым в 2 часа ночи погиб Колиньи, и солдаты начали врываться в дома, где жили, вернее, спали гугеноты. Так начиналась Варфоломеевская ночь.

May 22nd, 2011


Варфоломеевская ночь — массовое уничтожение гугенотов (протестанты кальвинисты)католиками во Франции в период Религиозных войн. Началось в Париже в ночь на 24 августа 1572 г. (праздник святого Варфоломея).

Екатерина Медичи (мать Карла IX) Карл IX
Было организовано матерью французского короля Карла IX Екатериной Медичи (оба католики) и Католической лигой, которую возглавляли представители аристократического рода Гизов. Опасаясь усиления гугенотов (так во Франции называли протестантов-кальвинистов) и влияния их главы адмирала Колиньи на короля, они решили уничтожить своих политических противников, воспользовавшись назначенной на этот день в Париже свадьбой одного из вождей гугенотов Генриха Наваррского (позднее — король Генрих IV) с сестрой короля Маргаритой.


Генрих Наваррский (позднее — король Генрих IV) с сестрой короля Маргаритой.

Дома гугенотов в городе были отмечены белыми крестами. Резня началась глубокой ночью. Во время Варфоломеевской ночи погибли Колиньи и др. влиятельные гугеноты, а также несколько тысяч простых горожан.

Сцена в спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь
Различия между протестантскими движениями были незначительными. Отвергая католицизм, протестанты упразднили многие таинства, согласившись оставить только крещение и евхаристию (причащение). Ими было отвергнуто учение о благодати, почитание святых, мощей и образов. Были отменены молитвы за усопших, а молитвенные дома освобождены от алтарей, образов, статуй, лишились колоколов и пышного убранства. Богослужение было упрощено и сводилось к проповеди, молитве, пению псалмов и гимнов на родном языке паствы. Библия была провозглашена единственным источником вероучения и переведена на национальные языки.

Убийство Колиньи в Варфоломеевскую ночь.
В протестантизме не было монахов и не существовало обета безбрачия. А главное, с чем никак не могли согласиться в Ватикане, отвергалась власть Римского папы и был введен принцип всеобщего священства, когда обязанности священника мог выполнять любой член общины.

Естественно, что новое религиозное движение встречало яростное сопротивление, выливавшееся в кровавые противостояния и войны. Ареной жестокого противостояния католиков и протестантов стала Франция, где новое учение распространялось в виде кальвинизма. Французские католики стали презрительно называть последователей учения Кальвина гугенотами, но вскоре это название прижилось и среди самих протестантов.

Милле.На картине изображена романтичная пара,девушка пытается привязать юноше защитную повязку католиков,
что-бы они его не убили,потомучто он гугенот.Но он отказывается и одной рукой обнимает девушку,другой рукой решительно снимает с себя повязку.
.

.
В преддверии свадьбы Генриха и Маргариты в Париж приехало большое количество высокопоставленных гугенотов и масса дворян. Население столицы, среди которого преобладали католики, встретило появление гугенотов крайне неприязненно. Эти отношения к гугенотам умело подогревало католическое духовенство. В столице распространялись слухи о гугенотском заговоре с целью свержения короля и введения новой религии.

Пышная свадьба, состоявшаяся 18 августа 1572 года, только усилила неприязнь горожан к гугенотам, которых они видели в королевской свите. События нарастали стремительно. На адмирала Колиньи 22 августа было совершено покушение, организатором которого оказался герцог Генрих де Гиз, пользовавшийся у парижан популярностью как защитник веры. Раненого адмирала с соболезнованиями посетили король и Екатерина Медичи. Но гугенотская знать требовала от короля наказания Гиза. Среди гугенотов распространялись слухи о неизбежности новой войны. Кальвинисты начали покидать Париж.

Сложившейся обстановкой умело воспользовалась Екатерина Медичи, убедившая короля в необходимости физического устранения вождей гугенотов, ради предотвращения новой гражданской войны. Парижскому муниципалитету 23 августа отдали приказ закрыть ворота и подготовить к действию городскую милицию.


В ночь на 24 августа заговорщики, перебив охрану, ворвались к Колиньи и пронзили его шпагами. В городских церквях ударили в набат, призывая народ к расправе над гугенотами. Началась откровенная резня, гугенотов убивали даже в королевском дворце. Только из городского предместья Сен-Жермен-де-Пре части гугенотов удалось вырваться с боем и спастись бегством. Скоординированное уничтожение гугенотов началось и в других французских городах. В столице король милостиво сохранил жизнь Генриху Наваррскому и его кузену Генриху Конде, но потребовал от них перехода в католичество.

Резня в Париже продолжалась несколько дней. Дома протестантов были заранее помечены мелом. В них врывались озверевшие от крови католики и убивали всех без разбора. Уничтожались не только французские гугеноты, вырезали всех, кто имел отличную от католицизма веру. Католическими священниками была организована «информационная поддержка» убийств. Сомневающихся в оправданности такой жестокости убеждали или грозили отлучить от церкви, прямо на залитых кровью улицах убийцам отпускали грехи, в церквях шли службы в благодарность за избавление города от гугенотов.

Ильяс Файзулин Видение Варфоломеевской ночи.1998г.
Этот момент представлен в форме мистики, что по мысли художника придает большую напряженность происходящему событию. Композицию держит фигура автора, лежащего в бредовом забытьи на подушках и видящего этот кошмар. Колорит картины тревожен. В слабом свете факелов написаны рыскающие убийцы - католики в поисках своих жертв - гугенотов. Это - сюжетная сторона. Художественный замысел раскрывается колоритом картины и пластическим решением. В верхнем правом углу - зловещая мистическая фигура католического священника, благословляющего эту бойню. Внизу на балконе - вдохновители резни - Екатерина Медичи и ее сын Карл IX


Миллес. Варфоломеевская ночь

26 августа Карл IX официально признался, что уничтожение кальвинистов проводилось по его приказу, так как он стремился сорвать новый гугенотский заговор и покарать мятежников.

Считается, что в эти дни в Париже погибло от 2,5 до 3 тысяч гугенотов, а по всей стране порядка 10 тысяч. События во Франции были с одобрением встречены в католическом мире. Папа Римский Григорий ХIII не только поддержал резню, но даже на радостях устроил в Ватикане фейерверк и распорядился изготовить памятную медаль. Справедливости ради заметим, что через 425 лет после Варфоломеевской ночи Римский папа Иоанн Павел II резню гугенотов осудил.
источник;