Ночь в тропиках. Контрольный диктант за I четверть

Ночь в Индийском океане. Тропики. Космически черная ночь. Свет только от звезд, мерцающим шатром раскинувшимися над бесконечностью. Оказывается, наша память сохраняет для нас знакомые с детства звездные россыпи привычного, ночного, северного неба. Здесь, в тропиках, смотришь вверх и понимаешь, что над тобой звездное небо, но не то, к которому ты привык с детства.

Свалился в другую сторону Млечный путь и не вертится привычно над головой вокруг своего хвоста «Малая медведица». Пропала за горизонтом и северная царица «Большая медведица», самые яркие звезды оказались в окружении незнакомых созвездий. И вместо пышной красавицы Веги сверкает Альфа Центавра, а в другом конце на черном бархате лежит алмаз Канопуса. Подковку Северной короны, состоящую из небольших сверкающих звездочек, но хорошо видную на ночном небе и узнаваемую, сменил Южный крест – символ южных широт.

Полный штиль, и наш танкер «Инкерман» беззвучно летит в черное пространство космоса, навстречу к незнакомым звездам. Беззвучно потому, что машинное отделение расположено в корме, а штурманская рубка в носовой надстройке, и шума машин практически не слышно. Выходи на крыло мостика, где не слышно пощелкивания навигационных приборов и тебя обволакивает влажная полная тишина, ложись на встречные горячие струи воздуха и представляй себя где угодно, только не на Матушке Земле.

Но вот, под бортом, внизу, расширяясь зазмеилась фосфорно-белая, искрящаяся полоса вывернувшейся из под форштевня волны, и побежала в сторону пропадая, кувыркаясь и затухая. А ей на смену другая, такая же яркая и игривая. Оглянись назад, а там за кормой сверкающей изумрудной полосой уходит вдаль, назад до горизонта след, кильватерная струя закрученная винтом танкера.

Тропические воды Индийского океана, прерии подводного мира, так насыщены планктоном, фосфорицирующем при любом попадании на них самого слабого лучика света, что в ночи, как будто отражая звезды, то здесь, то там вспыхивают неожиданные огни. Луч ручного сигнального прожектора, узкий, как лазерный меч в руках фантастического воина, опущенный вертикально в глубину вод сверкает вихрями разноцветных звездочек далеко, на несколько метров под водой.

Нереальная тишина, только палуба под ногами чуть подрагивает, вибрирует от работы машин. В стороне, на предполагаемой поверхности океана появляются несколько изумрудно-белых черточек, приближающихся, удлиняющихся и все больше напоминающих след от быстро несущихся в борт судна нескольких торпед. Зрелище, на первый взгляд пугающее. У самого борта происходит поворот на девяносто градусов и вот уже разбойники дельфины мчатся рядом с судном, разрезая плавниками черную воду и оставляя за собой белый искрящийся след. Невольно приходит в голову, что только разумные существа выберут такой способ пошутить с людьми.

Придет утро, и в рассветной дымке моряки увидят от горизонта до горизонта сопровождающее их многотысячное войско этих удивительных существ. Такого количества дельфинов в обозримом пространстве мне не приходилось видеть больше не в одном уголке мира. В одном месте они мчатся вместе с судном одним курсом, в другом, толи играя, толи охотясь на косяк рыбы они сотнями одновременно выныривают из воды, подлетая на три-четыре метра, даже кувыркаясь, и без всплеска уходя снова в воду.

Одна группа «выделена» для сопровождения нас через их территорию. Они неотступно следуют рядом с бортом, уходя периодически под корпус судна, или пристроившись в метре перед форштевнем, прокладывают нам прямой путь. Чтобы мы поскорее убрались? Или мы им интересны? С нами не скучно. Несколько часов мы идем в окружении тысяч жителей Индийского океана.

Иногда мне казалось, что ее тяготит и стесняет мое общество, но это предположение плохо вязалось с громадным инте-
ресом, возбуждаемым в ней всего несколько дней тому назад каждым моим замечанием, каждой фразой.
(А. Куприн)
З а д а н и я
1. Выпишите из текста наречия и составьте с ними словосочетания.
2. Укажите разряды наречий.
3. Запишите, от какого слова и как образовано наречие.
Контрольная работа № 5. Контрольный диктант с грамматико-орфоэпическими заданиями.
Ц е л ь д и к т а н т а - подвести итоги изучения темы «Наречие» и одновременно проверить усвоение ранее изученного материала:
орфограмм корня, правописания окончаний слов, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с
причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.
Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.
Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских
мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич
Чуковский.
Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы
уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение
грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.
Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-
прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий...
Впоследствии, с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.
З а д а н и я
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите пять словосочетаний с наречиями, укажите разряд каждого наречия, подчеркните наречия как члены
предложения, разберите одно наречие по составу.
3. Сделайте орфоэпический разбор наречия (по выбору)
Контрольная работа № 6. Контрольный диктант.
Ц е л ь р а б о т ы - проверить усвоение правописания наречий, предлогов, союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также усвоение
правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в синтаксических конструкциях с однородными членами, с причастным и
деепричастным оборотом.
Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.
Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом ус-
лышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показа-
лось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в
карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое...
Человек шел теперь совсем медленно... Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайнос-
ти... Когда их разделяло всего несколько шагов, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел
прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся...
Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись... (А. Чаковский)
Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я
1. Найдите три наречия разных разрядов. Выпишите их в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его
морфемный состав, а также каким членом предложения оно является.
2. Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.
3. Во втором абзаце найдите противительный союз, сделайте его морфологический разбор. Каким синонимичным союзом
он может быть заменен в данном контексте?
4. Сделайте орфоэпический разбор слова (с) облегчением.
П р и м е ч а н и е. Учащиеся должны прийти к выводу, что слово произносится так: обле[хч"]ением. Произношение
обле[кч"]ением не соответствует норме.

Контрольная работа № 7. Контрольный диктант по теме «Частица»
Ц е л ь р а б о т ы - проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий, а также правил пунктуации в сложном предложении,
предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как
изотверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают
звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном
языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночнымвоздухом, а простоишь в
онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой
смысл выходит из этих таинственных*, непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду
раздумья...
Но как ни привыкнешь к красотам тропиков*, невольно устремляешься мыслями к далекой родине. (По И. Гонча-
рову)
П р и м е ч а н и е. Звездочкой (*) обозначены запятые, которые можно подсказать ученикам во время проведения работы.
Контрольная работа № 8. Итоговая тестовая работа по всему курсу русского языка в 7 классе.
I. Речь
1. Найдите ошибку в характеристике текста.

1.Я углубился в виноградную аллею которая вела в грот.
2.Днем на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза.
3.Ветер гонит облако с дождями,листья перевертывает скопом.
4.Неожиданно кончился лес и, распахнувшись для дальнего синего неба,ударила в глаза росистая яркость лугов.
5.Если хочешь быть счастливым,будь им.
6. Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.
СРОЧНО!ПОМОГИТЕ НАЙТИ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...!

Пожалуйста помогите!

Прочитайтк текст,озаглавьте его.Определите роль прилагательных.В каком значении употребляется в данном тексте слово ряд?
Исторические улицы Москвы складывались в определённом порядке.Твёрдо соблюдалось правило торговли в специально отведённых для этого рядах.
ИспокОн веков существовали в столице такие торговые ряды,как ИкОнный,Котельный,Шапочный,Масляный,Лапотный,Красильный,Золотой,Серебряный,Сапожный,Яблочный и др.
От названий бывших рядов в центре Москвы остались названия переулков:ВЕтошный,Рыбный и т.п
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ НУЖНО!!

прошу пожалуйста помогите: (1)Меня

прошу пожалуйста помогите:
(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.


(10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.


(13)Какая диковинная память, а! –
радостно говорит он. –
(14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:


(18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в
огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.


(34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! –
воскликнул отец.


(36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, –
заключила мама. –
(37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) –
писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на
кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь –
важнейшая часть
не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Медвежонок

Из приземистого, исхлёстанного ветрами ельника прямо мне под ноги выкатился медвежонок. Малыш растерялся, склонил голову набок и с удивлением стал меня разглядывать. Я показался медвежонку безобидным. Он засопел и спокойно стал почёсываться. Его всклокоченная тёмно-бурая шубка была вся в еловых иголках, причинявших ему боль. Я погладил малыша и стал вытаскивать из его шёрстки иголки. Неуклюжий приятель сопел от удовольствия. Тут послышался треск, призывное урчание, и справа от меня из леса вывалилась злющая медведица.

Прижался я к стволу лиственницы, даже дыхание старался сдерживать. Спас меня малыш. Медвежонок увидел в зарослях какую-то птицу и кинулся налево в чащу её догонять. Медведица ринулась за ним. По верхушкам папоротника, раскачивающимся всё дальше и дальше, я понял, что опасность миновала.

(По В. Бурлаку)

(Проверяемые безударные гласные и согласные в корне слова; гласные и, у, а после шипящих; гласные 0-ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных; приставки на з-и с-; приставки пре-и при-; ь после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий; дефис в сложных именах прилагательных и неопределённых местоимениях; н и нн в причастиях; не с именами прилагательными; однородные члены предложения; причастные обороты; сложные предложения.)

Контрольный диктант за II четверть

Сбор клюквы

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нём нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки, устеленные светло-зелёным мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его просто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжёлыми, западающими в мох алыми каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцветами, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кислоту прохладной твёрдой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину)

(Чередующиеся гласные е -и в корне слова, ь после шипящих на конце глаголов, дефис в неопределённых местоимениях и наречиях, гласные о -ё после шипящих, не с именами прилагательными и глаголами, правописание сложных имён прилагательных, н и нн в причастиях, однородные члены предложения, причастные обороты, сложные предложения.)



Контрольный диктант за III четверть

Тропики

Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озарённого светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь В каком-то чаду раздумья...

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.

(По И. Гончарову)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; дефис в неопределённых местоимениях; ь после шипящих на конце глаголов; не с глаголами, наречиями, деепричастиями; частица ни; однородные члены предложения; деепричастные обороты; сложные предложения; сравнительные обороты.)

Контрольный диктант за IV четверть

Славный мастер

Иван Кулибин - талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным. Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.



Любовь к часам, беспристрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неумолимо возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина, раскрывая дарование мастера, являли собой чудо русской техники.

(По Г. Богдановой)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; приставки пре-и при-; приставки на з-и с-; не с глаголами, именами прилагательными, наречиями; н и нн в именах прилагательных и причастиях; частица ни; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты; сложные предложения; тире в простом предложении.)

Годовой диктант

Воспитанные люди

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.

(По А. Чехову)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; разделительный ь; -ТСЯ и -ться в глаголах; гласные о -ё после шипящих в корне слова; приставки на -3 и -с; не с глаголами; наречиями, именами прилагательными; правописание предлогов; н и нн в причастиях; однородные члены предложения; сравнительные обороты; сложные предложения, предложения с прямой речью)

несколько тетрадей; упражнение не записано; читал не размыш­ ляя; не сделав ничего хорошего; путь нелёгок; нехоженая доро­

га; никем не нарушаемая тишина, стекло не круглое, а прямо­

угольное; не выдуманная, а правдивая история.

Буквы Н и нн в наречиях на -о и -е Море гудело разъярённо, странно видеть, повторять неодно­

кратно, обсудить всесторонне, самоотверженно защищать, твердил безустанно, учиться постоянно, вёл себя непринуждён­ но, бессмысленно возражать, медленно поднялась, поступать

ветрено, нечаянно задеть, выглядеть естественно, звучать ро­

мантично, верить неизменно, выступать ответственно.

Буквы Н и нн в именах прилагательных и причастиях (обобщение)

Ветка сломана ветром, запечённое в тесте яблоко, погашен­ ный костёр, песчаный пляж, усеянный камнями берег, невспа­ ханное поле, не замеченная ранее речонка, студёная роднико­ вая вода, утомлённые длинным переходом юные туристы, се­ ребряный иней, искусаны комарами, картошка испечена в золе, нечаянная встреча, копчёные продукты, жаренные в масле гри­ бы, плетённый из хвороста, туманная завеса раннего утра, раз­ бужены петушиным криком.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий, в суффиксах и окончаниях имён существительных,

имён прилагательных и причастий «Диктант на засыпку»

Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёст­ ком диване и пил дешёвый желудёвый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой

обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пус­ тился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь силь­

ным, ЧТО в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала ло­

шадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совер­ шив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и об­ жёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткоЙ. Ожог был очень тяжёл. Огорчённый чёрт куцей овцой кинулся к бочонку с мочё­ ными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что не бережёного Бог не бережёт», - чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

(С. ВОЛКОВ)

Буквы О и А на конце наречий Вытереть насухо; прибыть засветло; заведомо ложные пока­

зания; сначала повернул вправо, затем влево; вымыть дочиста;

беседовал доверительно; глядит испуганно; расположиться справа; вырастить заново; посмотреть искоса; объяснить до­

ходчиво; накормить досыта; возвращаться затемно; делать ис­

правно; чувствовать себя стеснительно; приходить запросто;

учиться заочно; наскоро поесть.

Дефис в наречиях Строить работу по-новому, встретиться где-нибудь, делиться

по-братски, когда-то жил в деревне, шёл еле-еле, завязать креп­

ко-накрепко, по-осеннему свежо, появиться нежданно-негадан­

но, мало~помалу приближаться, изъясняться по-английски, идти

куда-то, птиц видимо-невидимо, прыгает по-заячьи, вышло по­

твоему, сделать кое-как, когда-нибудь придёт, кое-где желтеет рожь, вот-вот наступит, влюблён по-юношески, всё-таки не со­

всем рассвело.

Обобщение изученного о дефисе

в других частях речи

Иссиня-чёрное облако, железнодорожный переезд, поехать

на северо-восток, выпукло-вогнутая линза, написать автопорт­

рет, сварливый штабс-капитан, наблюдать за ледоходом, зани­ маться велоспортом, голубовато-фиолетовые колокольчики, мясо-молочные продукты, прийти через полчаса, съесть пол-ли­ мона, приехать из Ростова-на-Дону.

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

и отрицательных местоимениях

Нисколько не удивился, никак не ожидал, некуда яблоку

упасть, не из-за чего ссориться, ниоткуда ничего не слышно, не иметь никаких прав, ничуть не растерялся, некогда сходить к

друзьям, ни у кого не вызывал удивления, шагу ступить негде,

никакой звук не доходил, не с кем было посоветоваться, где некогда был пустырь, ей ни в чём никто никак помочь не хочет, не у кого искать поддержки, никогда и нигде не пропадёт.

ь после шипящих на конце наречий

и в других частях речи

Посадить хвощ, упасть навзничь, несмело улыбнёшься, ста­ ло ему невмочь, прячешься в тени, правильный чертёж, падает с крыш, спрячьте подальше, пройти мимо рощ, взять реванш, приготовить борщ, похож на родителей, уж замуж невтерпёж, сделать из удилищ, пробить брешь, не собьёшься со счёта, хо­

чется прилечь, малыш неуклюж, сплошь покрыты мхом, пустить­

ся вскачь, открывается настежь.

Повторение по теме «Наречие» Пел по-соловьиному, подняться наверх, едва-едва услышать,

уехать надолго, сделать безбоязненно, сказать сгоряча, упасть

замертво, дело запутанно, ручьи заиграли певуче, ложишься

навзничь и отдыхаешь, по-осеннему скучно, ползти по-пластун­

ски, подойти вплотную, встать навытяжку по-военному, участво­ вать в сценке вчетвером, разойтись по-хорошему.

Контрольный диктант

Уловки косого Издавна принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что

он боится своей тени.

Не всегда он бросается в бегство от опасного врага. Зата­ ившись где-нибудь в сугробе под кустом, терпеливо выжидает, высматривает, авось не заметят. Лежит, сжавшись в упругий, мускулистый комок. Убедившись, что опасность миновала, сно­ ва спокойно укладывается отдыхать. Невольно удивляешься ­ какая выдержка, какие крепкие нервы! Нередко заяц загляды­ вает в деревню, чтобы поживиться чем-нибудь в огороде и в саду. Иной раз невдалеке от дома, не обращая внимания на лай собак, шаги, голоса, лакомится капустной кочерыжкой. Не каждый дикий зверь отважится на такое.

Не очень-то удачны некоторые шутки и прибаутки, насмешки над зайцем ...

«Зайцами» называют безбилетных пассажиров в трамвае, троллейбусе, автобусе или поезде. Наверное, потому что они чувствуют себя весьма настороженно, с оглядкой, точь-в-точь, как зайцы в лесу.

(По Я. Суханову)

Предлоги

Из-под Тулы, в течение полугода, в продолжение дня, по-над Доном, вследствие неудач, из-за дверцы, навстречу госпоже,

ввиду изменения расписания, в заключение конференции, на­ ряду с другими, вслед за перебежчиками, наподобие статуэт­ ки, аппликации вроде бабочек, в виде огромной звезды, по при­ чине непогоды, во избежание недоразумения, обойти вокруг па­

мятника, пришлось узнать впоследствии.

Контрольный диктант Воробьи

На дворе весна. Капает, течёт с крыш, шумит вода по жело­ бам. Всё вокруг нас оживает, прихорашивается. Даже воробьи хотят встретить весну понаряднее. Зимой воробей был крайне неуклюж. Теперь вместо жёлтого клюва у него чёрный, пёрышки блестят. Говорлив стал на удивление. Хвост поднят кверху, кры­ лышки опущены. Весь воробей выглядит наподобие франта.

Весна идёт без остановки. Воробьи весело летят навстречу весне. Вроде лес только листвою оделся, а внутри гнёзд у во­ робьёв уже сидят крошечные воробьята. Кормят воробьи своих птенцов червячками и гусеницами. Ловлей гусениц занимаются они в течение трёх недель, пока воробьята не вырастут. А как оперятся, так вслед за родителями будут добывать себе корм

Сейчас малыши беззаботно чирикают по причине непонима­ ния близкой опасности. Старые воробьи вроде охранников.

(По М. Богданову)

Позвонил, чтобы напомнить; он также отдыхал на юге; утро

тоже нерадостное; в одно и то же время; спрятались за то дере­

ягод; ушёл, чтобы не мешать; дождь так же лил, как и вчера; что бы ни сказал - всё интересно.

Контрольный диктант

Ясхан Среди песков Туркмении лежит удивительное озеро Ясхан.

Что бы о нём ни говорили учёные, это озеро по-прежнему оста­ ётся загадкой природы. 110 своему виду озеро так же необычно, как и по содержащейся в нём воде. Ясхан похож на подкову, одна половина которой содержит пресную воду, другая - солё­ ную. Пресная вода очень холодная. Кажется, что её специально кто-то остудил, чтобы утолить жажду усталого путника.

Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, зато Ясхан изобилует прекрасной водой, и её так же много в озере, как и в другие времена года. Предполагают, что добрым волшебником служит подземное море пресной воды. За то время, что суще­ ствует озеро, о нём сложили много легенд. Одна из них расска­ зывает о добром страннике, который пожалел людей, выгнал

духов из озера и опреснил воду.

(Из «Популярной энциклопедии рек и озёр»)

Правописание частиц НЕ и НИ Не помню ни строчки; в комнате ни души; не раз это слыша­

ли; ни шагу назад; не видел ни разу; никак не сделать; ни с кем

не разговаривай; ничто не удивляет; не рад никому; платье не голубое, а зелёное; красивые незабудки; не мог не прийти; не произнести ни звука; сделал не думая; путь не ближний, а даль­ ний; ни дна ни покрышки; где он только не бывал; нельзя не рассказать; совсем не интересный сюжет.

Раздельное и дефисное

написание частиц

1. Погляди-ка, не наши ли дети жгут костры на ночном прива­ ле? 2. Но всё-таки к обеду наша лодка через край наполнилась дичью. 3. Неужели так поздно? 4. Что бы подарить другу, чтобы не обиделся? 5. Нет ли сегодня нам письма? 6. Сядь-ка, отдох­ ни. 7. Да будет он отца достоин, да будет дух его спокоен. 8. Читай же быстрее! 9. Кто-то постучал в окно. 10. Вечером он кое с кем познакомился. 11. «Начинайте же выступление», ­

сказала учительница детям.

Частица НЕ с разными частями речи 1. Недисциплинированность заключается не в шалостях, а в

невыполнении обязанностей. 2. Никто в доме не знал о пред­ полагаемом побеге. 3. Осень стояла небывалая, сухая, бодрая. 4. Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться не с кем. 5. Мы сидели и переговаривались, не зажигая огня. 6. Не удивительно ли само по себе озеро? 7. Не стыдно мол­ чать, когда нечего сказать. 8. Никогда не беритесь за после­ дующее, не усвоив предыдущего. 9. Недоумевая, он стал пе­ речитывать письмо. 10. Заспанное лицо было не злое, а ско­ рее доброе.

Повторение по теме «Частицы» Мне нечем тебя угостить; мне куда-нибудь хочется пойти; ни

с кем не посоветовался; никаких условий не принимаю; не мог­

ла меня не удивить; как ни старались, не смогли решить задачу;

не прочитано ничего; не было ни пылинки; палец о палец не ударит; не объяснив ничего; не видно ни зги; не затихал ни на миг; план-то хороший; молодцы-то вы молодцы; ни под каким предлогом; во что бы то ни стало; как ни в чём не бывало, не у

кого спросить.

Контрольный диктант

Тюльпан Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригиналь­

на его форма, но почему-то ни греческая, ни римская мифоло­ гия не создали о нём никакого сказания. И это тем более стран­ но, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции,

где их не могли не заметить как сами жители, так и все те,

которые были творцами мифологии.

Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде фонаря или кубка цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма», Он воспет многими персид­ скими поэтами, которые утверждали, что с девственной красо­ той этого растения не могут сравниться ни нежные движения

кипариса, ни даже сама роза.

Но ещё большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник

тюльпанов.

(По Н. Золотницкому)

Контрольный диктант за I четверть

Медвежонок Из приземистого, исхлёстанного ветрами ельника прямо мне

под ноги выкатился медвежонок. Малыш растерялся, склонил голову набок и с удивлением стал меня разглядывать.

Я показался медвежонку безобидным. Он засопел и спокой­ но стал почёсываться. Его всклокоченная тёмно-бурая шубка была вся в еловых иголках, причинявших ему боль.

Я погладил малыша и стал вытаскивать из его шёрстки игол­ ки. Неуклюжий приятель сопел от удовольствия.

Тут послышался треск, призывное урчание, и справа от меня

из леса вывалилась злющая медведица.

Прижался я к стволу лиственницы, даже дыхание старался сдерживать. Спас меня малыш. Медвежонок увидел в зарослях какую-то птицу и кинулся налево в чащу её догонять. Медведи­

ца ринулась за ним.

По верхушкам папоротника, раскачивающимся всё дальше и

(По В. Бурлаку)

(Проверяемые безударные гласные и согласные в корне сло­ ва; гласные и, у, а после шипящих; гласные 0 - ё после шипя­ щих в корне слова, в суффиксах существительных; приставки

на з- и с-; приставки пре- и при-; ь после шипящих на конце

имён существительных;безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий; дефис в сложных именах прила­ гательных и неопределённыхместоимениях; н и нн В причасти­

ях; не с именами прилагательными;однородные члены преДJlO­

жения; причастные обороты; сложные предложения.)

Контрольныйдиктант за 11 четверть Сбор КЛЮКВbI

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нём нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.

Высокие пышные кочки, устеленные светло-зелёным мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, кото­ рые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ве­

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его про­

сто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную

яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближай­ шую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжёлыми, западающими в мох алыми

каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцвета­ ми, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кис­ лоту прохладной твёрдой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину)

(Чередующиеся гласные е - и в корне слова, ь после шипя­ щих на конце глаголов, дефис в неопределённых местоимениях и наречиях, гласные о - ё после шипящих, не с именами прила­ гательными и глаголами, правописание сложных имён прилага­

тельных, н и нн В причастиях, однородные члены предложения,

причастные обороты, сложные предложения.)

Контрольный диктант за 111 четверть Тропики

Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ве­ терка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из от­ верстий какого-то озарённого светом храма, сверкают милли­ оны огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играю­ щая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть

ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не

отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ниче­ го, но уйдёшь В каком-то чаду раздумья ...

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устре­ мляешься мыслями к далёкой родине.