Что запретил петр 1 в 1718. Какие буквы запретил Пётр I

20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

1. Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга. Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.

1. 20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

НИКОЛАЙ ДОБРОВОЛЬСКИЙ - Здесь будет город заложен.

Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга.

Пётр Первый. Художник Валентин Серов.

Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

Худояров Василий Павлович - Император Пётр I за работой.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление.

Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

АНТРОПОВ Алексей - Портрет Петра I

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

СТАНИСЛАВ ХЛЕБОВСКИЙ - Ассамблея при Петре I.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

Peter The Great. Художник Mardefelt, Gustaff B.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.

Ян Купецкий - Петр Великий.

3 древних обычая, которые навсегда исчезли с началом реформ Петра I

Белли А. - Портрет Петра I

29 августа 1698 года царь Петр I, вернувшись из Европы, подписал указ о бритье бород и ношении «европейского платья» для своих подданных. С этого решения молодого царя в России началась настоящая революция, культурная и ментальная - эпоха Петра.

Веникс Ян - Портрет Петра I

1) «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству» В допетровской Руси в любом официальном обращении проситель в обязательном порядке именовался так называемом полуименем и некоторыми другими выражениями, дикими для европейца Петра (Стенька, Емелька, «челом бьет», и тому подобное), которые считались откровенно унизительными, ведь появились относительно недавно. Во времена правления Ивана Грозного такая дикая практика была введена только благодаря его деспотическому, извращенному самолюбованию и страсти самоутверждаться за счёт унижения всех окружающих.

Л. Каравак - Пётр I в Полтавской битве

В 1701 году Петр решил раз и навсегда порвать с азиатчиной Московской Руси и вместе с упразднением позорных полуимен отменил падения ниц перед государем и снимание шапки зимой перед помещением, где находится августейшая особа. Петр справедливо презирал восточное пресмыкание перед любым начальством и любил здоровую простоту протокола.

Ге Николай Николаевич - Петр I допрашивает царевича Алексея.

2) «В лето семь тысяч…» С календарем в Древней Руси вообще все было очень сложно - одновременно с византийским православным летоисчислением «от Адама» и новым годом в сентябре, совпадавшим с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, практиковалось и древнее языческое «новогодье» в марте, да не одно, а целых два - обычное и ультрамартовское.

НИКОЛАЙ ЗАУЕРВЕЙД - Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году.

Всю эту путаницу со стилями и календарями новый молодой царь решил также решить одни махом. Новый, 7208-ой год от Начала Мира, стал 1700-ым от Рождества Христова, как в Западной Европе. Тем не менее, повсеместно вводившийся григорианский календарь был Петром решительно отвернут, а юлианский просуществовал в России вплоть до прихода к власти в России большевиков.

НАТЬЕ Жан Марк - Портрет Петра I в рыцарских доспехах

3) «Если невеста за жениха замуж идти не похочет, в том быть свободе» Петр I был одним из первых, если можно так выразиться, феминистов в истории России и ярым поборником прав женщин. Не только чисто общественных, но и политических, ведь XVIII век - это не только эпоха Петра, но и век императриц.

Но ни одно из преобразований в культурной, общественной сфере не далось Петру так тяжело, как борьба за права женщин. Отношение к слабому полу в Древней Руси и Московском царстве было отягощено монголо-татарским влиянием и дыханием ислама с Ближнего Востока и Средней Азии, с которыми до Петра у России было гораздо больше контактов, чем с европейскими странами.

П.С. Дрождин - Портрет Петра I.

Тем не менее, женщина после правления Петра навсегда покинула терем и стала участвовать в празднествах и торжествах, на которые до этого допускались только мужчины. В деревнях целым рядом указов Петра была запрещена древняя практика «слепых венчаний», когда жених и невеста первый раз видели другу друга уже непосредственно перед алтарем. Удивительно, но греховодник Петр, который сам не скрывал своей слабости, был за брак по любви, а не по расчету.

Михаил Прохоров рядом со статуей Петра Первого в Арт-центре «Пушкинская, 10»

Русский язык - один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в родном языке неясно и загадочно.

Послание

Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Какой язык ближе к славянскому «предку»?

Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т. е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)?

Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований.

Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься.

Но не стоит слишком сильно расстраиваться. То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора, но результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

Первое «увольнение букв»

В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка: его синтаксис, лексику, грамматику.

Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.

Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Зачем была нужна реформа?

Настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии.

Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами.
Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему - основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю». Ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю». И к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь».

Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах.

Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

Трудная буква «Ё»

Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря.

Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с «ё»: Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу «И мои безделки», отпечатав в ней все необходимые точки. И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина.

Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый».

В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

Тайна «Ижицы»

В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве Ѵ («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах.

В гражданском же языке «ижица» фактически употреблялась только в слове «миро». В молчаливом отказе большевиков от «ижици» многие увидели знамение: Советская власть как бы отказывалась от одного из семи таинств – миропомазания, через которое православному подаются дары Святого Духа, призванные укрепить его в духовной жизни.

Любопытно, что незадокументированное удаление «ижицы», последней буквы в алфавите, и официальная ликвидации предпоследней - «фиты» сделали заключительной алфавитной буквой – «я». Интеллигенция увидела в этом еще одну злонамеренность новых властей, которые намеренно пожертвовали двумя буквами, чтобы поставить в конец литеру, выражающую человеческую личность, индивидуальность.

История России поведала миру об огромном вкладе Петра I в развитие России. Привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян. Указы касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Сегодня некоторые царские указы и реформы могут вызвать улыбку, но в те времена они были очень прогрессивными.

Указы Петра I – уникальные исторические документы, по которым можно получить представление о быте и нравах России начала ХVIII века. Многие указы Петра I сегодня вызывают улыбку, но некоторые из них, по своей сути, не устарели и спустя три века тому назад.

ЦАРСКИЕ УКАЗЫ ПЕТРА I О ПРИЛИЧИЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.

УКАЗ «О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ»:


1) «МЫТУ СТАРАТЕЛЬНО, БЕЗ ПРОПУСКАНИЯ ОНЫХ МЕСТ».

2) «БРИТУ ТЩАТЕЛЬНО, ДАБЫ НЕЖНОСТЯМ ДАМСКИМ ЩЕТИНОЮ МЕРЗКОЙ УРОН НЕ НАНЕСТИ».

3) «ГОЛОДНУ НАПОЛОВИНУ И ПЬЯНУ САМУЮ МАЛОСТЬ, А ТО И ВОВСЕ».

4) «ОБРЯЖЕННЫМ ВЕЛЬМИ, НО БЕЗ ЛИШНЕГО ПЕРЕБОРУ, ОКРОМЯ ДАМ ПРЕЛЕСТНЫХ. ПОСЛЕДНИМ ДОЗВОЛЯЕТСЯ УМЕРЕННО КОСМЕТИКОЮ ОБРАЗ СВОЙ ОБОЛЬСТИТЕЛЬНО УКРАСИТЬ. ОСОБЛИВО ГРАЦИЕЙ, ВЕСЕЛИЕМ И ДОБРОТОЙ ОТ ГРУБЫХ КАВАЛЕРОВ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ БЫТЬ».

5) «В ОСВЕЩЕННОМ ЗАЛЕ, ВОЗНИКНУВ ВДРУГ – ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, ТЕЛОМ НЕ ДУБЕЙ, НАПРОТИВ, - ОКРУГЛИВ РУКИ И НЕ МЕШКАЯ В КИПЕНИЕ ГОСТЕВОЕ СО РВЕНИЕМ ВКЛЮЧАЙСЯ».

6) «В ГОСТИ ПРИДЯ, С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДОМА ОЗНАКОМЬСЯ ЗАРАНЕЕ НА ЛЕГКУЮ ГОЛОВУ, ОСОБЛИВО ОТМЕТИВ РАСПОЛОЖЕНИЕ КЛОЗЕТОВ, А СВЕДЕНИЯ ЭТИ В ТУ ЧАСТЬ РАЗУМА ОТЛОЖИ, КОЯ ВИНИЩУ МЕНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ ПОДВЛАСТНА».

7) «ЯСТВА УПОТРЕБЛЯЙ УМЕРЕННО, ДАБЫ БРЮХОМ ОТЯЖЕЛЕВШИМ ПРЕПЯТСТВИЯ ТАНЦАМ НЕ УЧИНЯТЬ».

8) «ЗЕЛЬЕ ЖЕ ПИТЬ ВВОЛЮ, ПОНЕЖЕ НОГИ ДЕРЖАТ. БУДЕ ОТКАЖУТ – ПИТЬ СИДЯ. ЛЕЖАЩЕМУ НЕ ПОДНОСИТЬ – ДАБЫ НЕ ЗАХЛЕБНУЛСЯ, ХОТЯ И БЫ И ПРОСИЛ. ЗАХЛЕБНУВШЕМУСЯ ЖЕ СЛАВА! ИБО СИЯ СМЕРТЬ НА РУСИ ИЗДРЕВЛЕ ПОЧЕТНА ЕСТЬ».

9) «ЕЖЕЛИ МЕРЫ НЕ ЗНАЕШЬ – НА ДРУГА ПОЛОЖИСЬ, ОНЫЙ СТРАЖ ПОБОЛЕЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БДЕНИЙ ИМЕЕТ».

10) «УПИТЫХ СКЛАДЫВАТЬ БЕРЕЖНО, ДАБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ, И НЕ МЕШАЛИ БЫ ТАНЦАМ. СКЛАДЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО, ПОЛ СОБЛЮДАЯ, ИНАЧЕ ПРИ ПРОБУЖДЕНИИ КОНФУЗА НЕ ОБЕРЕШЬСЯ».

11) «БЕДУ ПОЧУЯВ, НЕ ПАНИКУЙ, НО СКОРЫМ ШАГОМ СЛЕДУЙ В МЕСТО УПОМЯНУТОЕ, ПО ДОРОГЕ НЕ МЕШКАЯ И ВСЕ СИЛЫ УПОТРЕБЛЯЯ НА СОДЕРЖАНИЕ В КРЕПОСТИ ЗЛОДЕЙСКИ ПРЕДАВШЕГО ТЕБЯ БРЮХА».

12) «БУДУЧИ БЕЗ ЖЕНЫ, А ТО, НЕ ДАЙ БОГ, ХОЛОСТЫМ, НА ПРЕЛЕСТИ ДАМСКИЕ ВЗИРАЙ НЕ С ОТКРЫТОЙ ЖАДНОСТЬЮ, НО ИЗ ПОД ТИШКА - ОНИ И ЭТО ПРИМЕЧАЮТ. НЕ СОМНЕВАЙСЯ – ТАКИМ МАНЕРОМ И ИХ УВАЖИШЬ, И НАХАЛОМ НЕ ПРОСЛЫВЕШЬ».

13) «РУКАМИ ЖЕ ДЕЙСТВУЙ СИЛЬНО ОСТЕРЕГАЯСЬ И ТОЛЬКО ЯВНЫЙ ЗНАК ПОЛУЧИВ, ЧТО ОНОЕ ДОЗВОЛЯЕТСЯ, ИНАЧЕ КОНФУЗ СВОЙ НА ЛИЦЕ БУДЕШЬ НОСИТЬ ДОЛГО, ИБО ПОЩАДЫ НЕ ЗНАЮТ».

14) «БЕЗ ПЕНИЯ НЕТ ВЕСЕЛЬЯ НА РУСИ, НО ОНОЕ НАЧИНАЮТ ПО ЗНАКУ ХОЗЯЙСКОМУ. В РАЖ НЕ ВХОДИ, СОСЕДА СЛУШАЙ – РЕВЯ В ОДИНОЧКУ, УПОДОБЛЯЕШЬСЯ ОСЛИЦЕ ВАЛААМСКОЙ. МУЗЫКАЛЬНОСТЬЮ И СЛАДКОГОЛОСИЕМ, НАПРОТИВ СНИСКАЕШЬ МНОГИЕ ПОХВАЛЫ ГОСТЕЙ».

15) «ПОМНИ, СЕРДЦЕ ДАМСКОЕ ВЕЛЬМИ НА МУЗЫКУ ПОДАТЛИВО, ИСПОЛЬЗУЙ СИЁ, И ОБЛАСКАН БУДЕШЬ НЕПРЕМЕННО».

16) «УВИДЕВ НА АССАМБЛЕЕ ДАМУ ЗНАТНУЮ, А ХОТЯ БЫ И ЦАРЯ, ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, РОТ НЕ РАЗЕВАЙ, НО И НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ – УСЛУЖИТЬ ВРЯД ЛИ СМОЖЕШЬ, А ДОСАДИТЬ СПЬЯНУ ВТРОЙНЕ ПРОТИВ ОБЫЧНОГО СПОСОБНЕЙ».

«ЗА СИМ С БОГОМ, ВПЕРЕД!!! СИЮ ЗАПОВЕДЬ ПРИМЕНЯТЬ ПОСТОЯННО, А НЕ ВСПОМИНАТЬ КАКОЙ ПУНКТ, СТОЯ ЧУРБАНОМ ПОСРЕДИ ВЕСЕЛЬЯ».

17) «НАМИ ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ПО НЕВСКОЙ ПЕРШПЕКТИВЕ И В АСАМБЛЕЯХ НЕДОРОСЛИ ОТЦОВ ИМЕНИТЫХ В НАРУШЕНИЕ ЭТИКЕТУ РЕГЛАМЕНТУ ШТИЛЯ, В ГИШПАНСКИХ КАМЗОЛАХ И ПАНТАЛОНАХ С МИШУРОЮ ЩЕГОЛЯЮТ ПРЕДЕРЗКО.

ГОСПОДИНУ ПОЛИЦМЕЙСТЕРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ ОНЫХ ЩЕГОЛЕЙ С РВЕНИЕМ ВЕЛИКИМ ВЫЛАВЛИВАТЬ, СВОДИТЬ В ЛИТЕЙНУЮ ЧАСТЬ И БИТЬ КНУТОМ, ПОКА ОТ ГИШПАНСКИХ ПАНТАЛОН ЗЕЛО ПОХАБНЫЙ ВИД НЕ ОКАЖЕТСЯ. НА ЗВАНИЕ И ИМЕНИТОСТЬ НЕ ВЗИРАТЬ, ТАКО ЖЕ НА ВОПЛИ НАКАЗУЕМЫХ.

18) «ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ЖЕНЫ И ДЕВИЦЫ НА АССАМБЛЕЯХ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ЗНАЯ ПОЛИТЕСУ И ПРАВИЛ ОДЕЖДЫ ИНОСТРАННОЙ, ЯКО КИКИМОРЫ ОДЕТЫ БЫВАЮТ. ОДЕВ РОБЫ И ФИЖМЫ ИЗ АТЛАСУ БЕЛОГО НА ГРЯЗНОЕ ИСПОДНЕЕ, ПОТЕЮТ ГОРАЗДО, ОТЧЕГО ЗЕЛО ГНУСНЫХ ЗАПАХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, ПРИВОДЯ В СМЯТЕНИЕ ГОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ.

УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ, ПЕРЕД АССАМБЛЕЕЙ МЫТЬСЯ С МЫЛОМ В БАНЕ СО ТЩЕНИЕМ И НЕ ТОКМО ЗА ЧИСТОТОЙ ВЕРХНЕЙ РОБЫ, НО И ЗА ИСПОДНИМ ТАКОЖДЫ СЛЕДИТЬ УСЕРДНО, ДАБЫ ГНУСНЫМ ВИДОМ СВОИМ НЕ ПОЗОРИТЬ ЖЕН РОССИЙСКИХ».


19) «СИМ ПОВЕЛЕВАЕМ ОТНЫНЕ И ВПРЕДЬ НА ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ БАБ НЕ БРАТЬ, А ЕЖЕЛИ И БРАТЬ, ТО ТОКМО ПО ЧИСЛУ КОМАНДЫ ДАБЫ НЕ БЫЛО Б….СТВА».

20) «ШТУРМАНОВ В КАБАКИ НЕ ПУЩАТЬ, ИБО ОНИ, ОТРОДЬЕ ХАМСКОЕ, НЕ ЗАМЕДЛЯ НАПИВАЮТСЯ И ДЕБОШ УСТРАИВАЮТ».

21) «ТОРГОВЛЯ – ДЕЛО ВОРОВСКОЕ, А ПОСЕМУ ИМ ЖАЛОВАНЬЕ МИЗЕРНОЕ НАЗНАЧИТЬ, И ВЕШАТЬ ПО ОДНОМУ В ГОД, ДАБЫ ДРУГИМ НЕ ПОВАДНО БЫЛО».

22) «О БРИТИИ БОРОД И УСОВ ВСЯКОГО ЧИНА ЛЮДЯМ» от 16 января 1705 года «А БУДЕ КТО УСОВ И БОРОД БРИТЬ НЕ ПОХОТЯТ БРОДИТЬ С БОРОДАМИ И УСАМИ, И С ТЕХ ИМЕТЬ, С ЦАРЕДВОРЦЕВ И С ДВОРОВЫХ, И С ГОРОДОВЫХ, И ВСЯКИХ СЛУЖБ ПРИКАЗНЫХ ЛЮДЕЙ ПО 60 РУБЛЕЙ С ЧЕЛОВЕКА, С ГОСТЕЙ И ГОСТИНОЙ СОТНИ ПЕРВЫЕ СТАТЬИ ПО 100 РУБЛЕЙ… И ДАВАТЬ ИМ ЗЕМСКИХ ДЕЛ ЗНАКИ, А ТЕ ЗНАКИ НОСИТЬ ПРИ СЕБЕ».

23) «ПОДЧИНЕННЫЙ ПЕРЕД ЛИЦОМ НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВИД ЛИХОЙ И ПРИДУРКОВАТЫЙ, ДАБЫ РАЗУМЕНИЕМ СВОИМ НЕ СМУЩАТЬ НАЧАЛЬСТВО». Указ датирован 9 декабря 1709 года.

24) «ВПРЕДЬ УКАЗУЮ ГОСПОДАМ СЕНАТОРАМ РЕЧЬ В ПРИСУТСТВИИ ДЕРЖАТЬ НЕ ПО ПИСАННОМУ, А ТОКМО СВОИМИ СЛОВАМИ, ДАБЫ ДУРЬ КАЖДОГО ВИДНА БЫЛА ВСЯКОМУ».

Одним из наиболее значимых в истории государства стал УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ ПЕТРА I . Он был издан в 1722 году. Документ изменял все устои власти. Теперь наследником был не старший в роду, а тот, кого назначит своим преемником государь.

Данный указ о престолонаследии Петра I был отменен только императором Павлом I в 1797 году. До этого он послужил основой для многих дворцовых переворотов, убийств и интриг. Хотя изначально задумывался Петром I как превентивная мера против консервативного настроения людей, недовольных реформами.

УКАЗ О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА 1 ЯНВАРЯ. Согласно воле царя, начиная с 1700 года, летоисчисление в России переходило на европейский манер: «… поздравлять друг друга с новым годом, учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

С целью противодействия взяткам, император повысил жалованье госслужащим. При этом, за мздоимство полагалось наказание, вплоть до высшей меры.

Вернувшись из поездки в Европу, Петр I взялся за благоустройство и чистоту улиц в Москве. С апреля 1699 года всем жителям полагалось вывозить мусор за город и закапывать в землю. За неубранный мусор секли розгами и налагали крупный штраф.

Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года

Одним из своих указов царь повелевал пришивать пуговицы на рукава солдатских мундиров. Это было сделано с целью отучить солдат вытирать после еды рукавом рот, сукно на мундир шло дорогое и его следовало беречь.

Солдатская форма с пуговицами, пришитыми к рукавам

Несколько интересных указов касались российского флота. За границей морякам запрещалось напиваться, чтобы не позорить своё государство и флот. При этом, если пьяный моряк лежал головой по направлению к своему судну, его освобождали от наказания. До корабля «не дошел, но стремился».

В 1709 году был введен налог на общественные и домашние бани. Шла подготовка к Северной войне и средств в казне катастрофически не хватало. Купцы и думные люди платили по 3 рубля в год, простые дворяне и разночинцы – по 1 рублю, для крестьян налог составлял 15 копеек.


Общественные бани времен Петра I

Российским дамам также было уделено внимание в указах царя. На Руси бледная кожа всегда была признаком знатного происхождения. Поэтому многие женщины «чернили» зубы для придания большего контраста с кожей. Император приказал дамам отбеливать зубы мелом.

В сентябре 1715 года указом Петра I жителям Санкт-Петербурга было запрещено подбивать обувь гвоздями и скобами. Это было сделано с целью сохранения деревянных мостовых новой столицы. После оглашения Указа улицы города опустели: другой обуви у горожан не было.


В 1716 году из-под пера Петра I вышел документ, который впервые за всю историю русской армии определил организацию в ней особой медицинской службы. Речь идет о Воинском Уставе. Медицинскую службу составляли доктор и штаб-лекарь в каждой дивизии, полевой лекарь – в полку, цирюльник (фельдшер) – в роте. В 1720 году царь Петр I ввел в действие Морской Устав. В Уставах регламентировалось и лекарственное обеспечение. В штат полевого лечебного учреждения («шпиталя») входили шпитальный инспектор, доктор, священник, лекарь с полевой аптекой и подмастерьями, повар, хлебник и др. В ряде последующих указов были изложены функции полевых аптек и обязанности аптекарей: «Полевому аптекарю надлежит не только знать по рецептам лекарств готовить и составить, но и прилежать, чтобы свежие и добрые лекарства не лежали в бездействии, при себе иметь и при расходе оных заблаговременно приносить дабы в том отнюдь никакого недостатка не было». В морском регламенте, составленном Петром I 5 апреля 1722 года, перечислены обязанности управляющего госпитальной аптекой, выдвинуты требования относительно моральных качеств, которым он должен удовлетворять: «Аптекарь смотрит за лекарями, учениками и гезе-лями, совершает обход больных, присутствует при выдаче лекарственных сундуков корабельным лекарям, аптекарь должен содержать аптеку и лекарства в порядке по регламенту, учиненному архиатером, отпускать лекарства по рецептам врача. Аптекарю надлежит быть прилежному, трезвому, в науке искусному и осторожному человеку быть, понеже при отправлении медикаментов и малое пересмотрение великий ущерб учинить может». Эти требования получили дальнейшее развитие в Аптекарском Уставе.

Большое внимание Петр I уделял санитарно-профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям в армии и на флоте.

В Морском Уставе были предусмотрены многие гигиенические мероприятия, особенно в отношении питания, санитарной службы в войсках. Петр I лично принимал всевозможные меры для борьбы с заболеваемостью на флоте, он требовал от командиров кораблей поддержания чистоты и порядка. В 1714 году, когда был обнаружен случай чумы на одном из кораблей, Петр I приказал свести матросов на берег, корабли очистить и окуривать, а медицинские осмотры экипажей производить через день. Кроме того, он потребовал улучшить питание и облегчить труд матросов.

Во время эпидемии дивизии и полки отделялись друг от друга, организовывались военные заставы, караулы, письма от курьеров, принимались через огонь и трижды их переписывали дома, в которых вымирали, сжигались. В Воинском уставе предусмотрено прокуривание больничных палат можжевельником и докторскими порошками. 1 июля 1722 года Петром I собственноручно написано наставление о предохранении от болезней при походе в Персию. В наставлении запрещалось потреблять плоды и ягоды, соленую рыбу и мясо, так как они возбуждают аппетит, для предохранения от порчи разрешалось «брать провизии не более, чем на две недели, запрещалось ходить без головного убора».

В воинских и морских уставах и регламентах и ряде других указов Петра I предусмотрены меры по поддержанию и укреплению здоровья войск как в мирное время, так и в походе, в казармах и лагерях». В начале 18 века в России было не более 250 врачей, из них 1/3 были врачи – иноземцы. Аптекарских учеников готовили в госпитальных аптеках.

При Петре I было приглашено на службу из-за границы 150 врачей. Это было необходимо для быстрого удовлетворения неотложных потребностей. Вскоре встал вопрос о подготовке кадров из «прирожденных россиян». По указу Петра I осенью 1707 года при Московском госпитале была открыта школа. В Указе говорилось «из иноземцев, и из русских из всяких чинов набрать для аптекарской науки 50 человек». Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Н. Бидлоо.

С работой аптек связано возникновение химического анализа. Особенно усилилась аналитическая работа аптек при Петре I. В то время аналитической химии как таковой еще не было, но существовало пробирное искусство, которым интересовался сам Петр I. Первая самостоятельная химическая лаборатория была организована Петром I в 1720 году.


Петр I понимал необходимость изучения природных богатств России и выявления сырья для медицинских целей. В 1718 году им была организована первая экспедиция для изыскания лекарственных растений в Сибирь.

С именем Петра I связано создание первых фармацевтических заводов. В 1720-1721 годах в Петербурге был создан первый в России завод по приготовлению лекарственных средств – завод казенных врачебных заготовлений. Мастеровая изба, построенная на Аптекарском острове Аптекарской канцелярией, в 1756 году была переименована в инструментальную фабрику, а позднее (1796 г.) реорганизована в Санкт-Петербургский инструментальный хирургический завод (впоследствии завод «Красногвардеец»).

При Петре I сделаны первые попытки организовать учет рождаемости и смертности: духовенство обязывалось регулярно вести метрические книги и каждые 4 месяца представлять в Синод сводные ведомости о числе родившихся и умерших.

Огромная детская смертность, а также широкое распространение, особенно в голодные годы, подкидывания детей угрожало интересам государства и требовало принятия срочных мер. Приказ Петра I от 4 ноября 1715 года гласил: «избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, … таких младенцев в непристойные места не отметывали, а приносили к гошпиталям и клали тайно в окно. А ежели такие незаконнорожденные будут уличены в умершвлении тех младенцев, то сами казнены будут смертью». Этот указ имеет историческое значение, так как выражает насущную для того времени потребность.

При Петре I начато было изучение русских целебных источников и положено начало их рациональному использованию.


Во время путешествия за границу Петр I посетил минеральные источники в Бадане и Пирмонте, в 1717 году издал указ об изыскании минеральных источников у нас в стране. Были открыты целебные источники в Карелии, терские теплые воды на Северном Кавказе, олонецкие кон-гезерские воды, полюстровские холодные «железные» воды в Санкт-Петербурге. В 1717 году по его указу были описаны свойства горячего источника и серного ключа, расположенного в Астраханской губернии.

Были изданы указы о надзоре за пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов: «носили бы белый мундир и соблюдали во всем чистоту». В инструкции от 10 декабря 1722 года указывалось, чтобы мясные ряды находились вне города, мясо содержалось в чистоте и покрывалось чистою холстиною.

Указ от 22-23 февраля 1709 года требовал соблюдения чистоты на улицах. В годы царствования Петра I проводились мероприятия по охране здоровья рабочих на фабриках и заводах. В 1724 году был издан указ, предписывающий учредить лекаря с медикаментами при Сестрорецком казенном заводе».

По поручению Петра I был составлен проект Академии наук. В январе 1724 года был утвержден его Устав, который был разработан при участии Петра I . По замыслу Петра I Петербургская Академия наук должна была носить характер учреждения, преследующего две основные цели: подготовка русских научных кадров в различных областях знаний с помощью приглашенных иностранных ученых и исследование природных богатств России научными исследованиями.


Открытие Петербургской Академии наук явилось завершающим этапом важнейших государственных реформ первой четверти ХVIII века.

20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

1. Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга. Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.