Половецкие племена. Кто такие половцы в древней руси, откуда пришли, кто их потомки сейчас


Половцы – один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.


В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.


Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.


Как выглядели сами половцы?



На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.


Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).


По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.


Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».


Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.


В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.


Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах


Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.


Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

Ещё один загадочный древний народ, который расселился по всему миру - это цыгане. О том, можно узнать в одном из наших предыдущих обзоров.

Кыпчаки (они же половцы) являются тюркоязычным народом, который путем завоевания смог занять территорию печенегов, добраться до Днепра и низовья Дуная.

Название

Существует несколько версий происхождения названия. Притом важно заметить, что кыпчаков называли не только половцами, но и куманами (византийцы). Само слово «половцы» ряд историков ассоциирует с полем. Сторонники историка Ариста Куника считают, что название произошло от слова «половый». Оно обозначает соломенный цвет.
Если перевести кыпчак на татарский, то получится колесница, а в переводе с древнетюркского оно означает «удачливый» (по другой версии, «злосчастный»).

История

Этнос кыпчаков сложился в 8 веке нашей эры. Под их эгидой оказались карлуки, кыргызы и кимаки. Завоевания позволили им занять территорию, которая сейчас принадлежит Казахстану. С 9 века половцы начали продвигаться в сторону Южной Руси, опустошая земли и захватывая в плен людей. В 10 веке половцы первое время были дружественны по отношению к Переяславлю, однако спустя короткий промежуток времени они предприняли попытку захватить часть территории. Попытка увенчивается успехом, войско, возглавляемое ханом Искалом, начинает разорять переяславские земли. С середины и до конца 11 века половцы совершают регулярные набеги на русские земли.
Причиной регулярных поражений русских воинов становилась раздробленность Руси как таковой. Когда войска начали объединяться, им намного проще удавалось вести битвы. Это привело к неизменной череде успехов. 12 век стал для половцев роковым, их начали теснить к Дону, а затем на Кавказ. Однако в Грузии они были приняты на службу, что помогло грузинскому царю Давиду избавиться от сельджуков. Значительную роль кыпчакские войска принимали в междоусобицах, помогая суздальским и северским князьям бороться против хвалынских.
Половцы сражались с печенегами на стороне Византии, оказали серьезное влияние на болгар при Втором Болгарском царстве, выступая его союзником. Они сражались на стороне аланов, выступая против монгольской армии. Таким образом, кыпчаки сформировали образ наемников, выступавших под различными знаменами, помогая князьям укреплять свою власть.

Жизнь

Кыпчаки были хорошими скотоводами, разводили овец, коней, верблюдов. Их образ жизни был приближен к кочевому. Стоянки случались только в зимний и летний периоды. Основным способом добычи денег были грабеж и разорение. Современники утверждают, что половцам удавалось награбить много золота и серебра, которые они выменивали на нужные им товары. Городов почти не строили, предпочитая захватывать поселения и использовать для собственных нужд.
Захватывая территории, половцы могли взымать дань. Кыпчакское население делилось в основном на воинов и ремесленников, отдельно стояли ханы, которые вели роскошный образ жизни. Всем бытом занимались женщины, причем в обществе они ценились очень высоко. Известно, что у половцев была распространена кровная месть.
Военное дело стало ключевым фактором развития в жизни половцев. Покоренные ими народы отмечали высокую организацию и превосходную тактику сражения. Основным оружием, используемым кыпчаками в бою, были лук, дротики и искривленные сабли. Колчаны воины носили ближе к боку, чтобы можно было быстро доставать стрелы.
Один воин мог иметь при себе несколько лошадей, а основную силу армии составляла конница. В сражении половцы набрасывали на воинов противника арканы, закалывали врагов копьями.
Поэтапное развитие военного дела привело к появлению тяжелых воинов, облаченных в кольчуги. Для защиты тела половцы стали использовать панцири и шлемы. Распространенным оружием стали тяжелые самострелы и особый вид вооружения - греческий огонь, представляющий собой горючую смесь.
Для улучшения боевых навыков воины не только тренировались, но и охотились. Охота стала одним из основных занятий половцев, помогая добывать пищу и пушнину, из которой изготавливали шубы. Женщины шили наряды для воинов из овечьей шерсти, которые помогали преодолеть длинные расстояния на морозе. Таким образом, многие из занятий кыпчаков так или иначе были связаны с военным делом.

Религия

Религией половцев стало тенгрианство. Они поклонялись великому Тенгри, повелителю неба. Был распространен тотемизм, в частности поклонение духу волка. Как и другие язычники, кыпчаки ассоциировали себя с этим хищником, веруя, что он может дать им силу. Женщины чтили богиню Умай, ассоциирующуюся с урожаем и плодородием. Религиозными представителями являлись шаманы, которых называли «кам». Они проводили обряды гадания, играли роль лекарей, общались с духами.

Культура


Главным культурным достижением половцев стали статуи каменных баб. Эти фигуры символизируют предков и являются данью уважения им. Ставили каменных баб на высоких участках в степи или при курганах, где имелись захоронения. Фигуры могли быть не только женскими, но и мужскими. Лица их всегда обращали на восток. В одном святилище находилось по несколько статуй. Существует несколько типов половецких статуй:

  • мужчины с усами и бородой;
  • вооруженные мужчины;
  • женщины с детьми;
  • женщины с чашами и кубками.

В 12 веке у половцев стали регулярно заказывать изготовление статуй. Это позволило развить свою деятельность каменщикам и скульпторам. Некоторое время статуи имели потрясающую детализацию, но к концу 12 века стали более примитивны. У многих пропали лица, что однако свидетельствует о появлении иного способа декорирования - лицо статуи хорошо шлифовали, чтобы нанести изображение красками.

Жилище

Кыпчаки называли свое жилище «вежа». Складывали его из веток цилиндрической формы. Стены были плетеными, крыша имела коническую форму и составлялась из жердей. Отверстием для выхода дыма служил круг в центре. Такие дома можно было поставить на повозки и перевозить на большие расстояния. Вежа легко укреплялась в земле, что было необходимо для зимней стоянки.

Внешность

Одежда


Кочевая жизнь половцев способствовала созданию одежды, которая была необходима каждому кочевнику. Поэтому женские и мужские костюмы не особо отличались друг от друга. Кыпчаки носили кафтаны, рубахи, штаны и сапоги. Женщины делали акцент на украшения, мужчины же стремились достать надежные доспехи. Впрочем, некоторые из них были украшены изысканным орнаментом. Обязательным элементом одежды костюма половца был пояс.
На нем мужчины закрепляли оружие и кресала, а женщины носили при себе сумочки, зеркальце и другие предметы. Большая разница существовала в головных уборах. Мужской головной убор представлял собой шапку-колпак, на поле боя мужчины надевали шлем. Женщины же пользовались головными уборами, отличающимися многообразием. Они также стремились украшать юбки, которые надевали поверх кафтана.

Известные люди

Среди кыпчаков есть немало известных личностей. Одним из самых прославленных ханов стал Атрак. Его воинская сила была настолько велика, что о нем упоминали даже в русских былинах. Другим прославленным ханом стал Тугоркан, который тоже удостоился упоминания в фольклоре. Русские считали его злейшим врагом, в былинах его именовали Тугарином и ассоциировали со змеем. Своей свирепостью хан прославился при сражениях с войском Святополка Изяславича.

Еда


Половцы, как и любой другой кочевой народ, ели сытную пищу и пили кумыс, который помогал сохранять силы в долгой дороге.

  1. Основными видами мяса были говядина, конина, баранина и верблюжатина.
  2. Птицу ели редко, так как не имели возможности ее разводить.
  3. Половцы ели много мучного, ведь именно выпечка помогала набрать достаточно калорий.
  4. Помимо кумыса, употребляли коровье и козье молоко.
  5. Из супов употребляли лагман, делали колбасы, казы (некое подобие колбас).

Традиционная кухня половцев оказала большое влияние на современную казахскую кухню. Именно кыпчаки одними из первых стали пользоваться коктальницей, которую до сих пор применяют для приготовления рыбных блюд.

Кыпчаки прослыли славными наемниками, их называли самыми опасными врагами Руси, однако им надо отдать должное. Этот народ смог создать армию, равною которой трудно было найти. Именно кыпчаки повлияли на развитие народов Казахстана и Киргизии. Они создавали скульптуры, которые даже сегодня удивляют проработкой деталей. Их жизнь строилась на постоянной подготовке к битве, и за это даже в русских былинах их изображали сильными воинами.

Видео

  • Происхождение половцев

    Половцы, они же кипчаки, они же куманы (в западном варианте), воинственный степной народ, живший по соседству, в том числе, с нашими предками – Киевской Русью. Соседство это было весьма неспокойным и много раз случались войны между половцами и Русью, а порой русские князья и вовсе использовали их в своих княжеских междоусобицах, часто половецкие ханы выдавали своих дочерей замуж за наших князей. Одним словом отношение Киевской Руси с половцами всегда было противоречивым от вражды до дружбы. В последний раз былые закадычные враги/друзья объединились перед новым грозным врагом – монголо-татарским нашествием, но увы, не устояли, Русь была разрушена и разграблена дотла, половцы же частично уничтожены монголо-татарами, частично смешались с ними, частично бежали на Запад, где поселились на территории Венгрии, поступив на службу венгерскому королю.

    Происхождение половцев

    Но с чего все начиналось и вообще откуда пришли половцы? Ответить на эти вопросы не так уж и просто, учитывая тот момент, что сами половцы письменных свидетельств о себе не оставили, все что мы знаем об этом народе – из рассказов русских и болгарских летописцев, и венгерских историков.

    Впервые на страницах истории половцы всплывают в 1055 году, когда Переяславльский князь Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода на торков, повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем. Впрочем, первая встреча прошла мирно, новые кочевники получили название «половцев», под которым они и вошли в нашу историю.

    Чуть позже, в 1064-1068 годах это же кочевое племя уже под именем куманов или кунов начинает упоминаться в византийских и венгерских исторических хрониках.

    Впрочем, ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не дает ответ о достоверном происхождении половцев, вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков. На этот счет есть несколько версий. Согласно одной из них родиной половцев является территория Алтая и восточного Тянь-шаня. Там примерно в V веке обитали их предки, кочевое племя сары, которое будучи разбитым ушло в степи современного восточного Казахстана. Там они получили прозвище «кипчаки», что означает «злосчастные». Так постепенно мигрируя на Запад, половцы и оказались на границах Киевской Руси.

    Что же касается происхождения самого названия «половцы», то по одной версии оно происходит от древнерусского слова «половь», что значит «желтый» и служит описанием внешности этих кочевников. По другой версии название «половцы» происходит от привычного всем слова «поле», дескать, в былые времена всех кочевников называли жителями полей – половцами, вне зависимости от их племенной принадлежности.

    Как выглядели половцы? Примерно так.

    История половцев: половцы и Киевская Русь

    Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.

    Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

    С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

    Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».

    Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.

    В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.

    Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.

    В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».

    Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.

    Поздняя история половцев

    Бежав на территорию Венгрии, некогда могущественный половецкий хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить половцам в качестве земель восточные окраины королевства взамен на верную службу и военную помощь. Зная о надвигающейся монголо-татарской угрозе, Бела согласился и даже женил своего сына и приемника на венгерском троне принца Стефана на одной из дочерей Котяна. Правда, впоследствии Стефан казнил своего половецкого тестя под предлогом государственной измены, что вызвало восстание половецких беженцев.

    И хотя половцы вызывали немало беспокойств и недовольств, как венгерской знати, так и простых венгров, в том числе из-за грабительских набегов (старые кочевые привычки не так просто изживаются), тем не менее, они начали постепенно ассимилироваться с венграми. Ускорению ассимиляции поспособствовало, наконец таки принятие ими христианства в католическом варианте. Правда, тут тоже не обошлось без конфликтов, так из венгерских исторических хроник мы знаем, что полной христианизации половцев предшествовало несколько восстаний кочевников, не желавших принимать новую веру.

    Последнее упоминание о половцах относится ко времени правления венгерского короля Сигизмунда Люксембурга, который использовал половецких наемников в некоторых своих военных авантюрах.

    Половцы в исторической компьютерной игре Kingdom Come Deliverance.

    Культура и религия половцев. Половецкие бабы.

    Культура половцев, как и многих других кочевых народов, не может похвастаться своим богатством и разнообразием, но, тем не менее, она оставила свои следы – половецкие каменные бабы. Эти бабы, пожалуй, единственный культурный след, оставленный половцами в истории.

    Ученые историки до сих пор спорят о предназначение половецких баб, считается, что согласно половецким верованиям они были призваны «сторожить» мертвых и защищать живых. Причем интересно, что половецкие бабы это не обязательно каменные изображения женщины, среди них много и мужских лиц, да и вообще в тюркском языке этимология слово «баба» восходит к слову «бабал» – «пращур». То есть половецкие бабы представляют собой не столько почитание женщин, как почитание предков, и представляют собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.

    Все это согласуется с языческой религией половцев, которая представляла собой смесь шаманизма с тенгрианством (поклонением небу). Души мертвых в половецких верованиях наделялись особенной силой, способной как помогать, так и вредить живим. Проводником и посредником между миром живых и миром мертвых был человек с особенными духовными способностями – шаман, чье значение в половецком обществе было очень велико.

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

  • Половцы — энциклопедическая справка:

    «Половцы, кипчаки, кыпчаки, куманы, тюркоязычный народ, обитавший в 10-13 вв. в южнорусских степях и Средней Азии, от зап. отрогов Тянь-Шаня до Дуная. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. В 11 веке половцы находились на стадии разложения общинно родового строя и образования классового феодального общества. Объединялись в племенной союз во главе с ханом.

    Войско половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы, имевшей постоянный состав типа русских дружин и ополчения. Вооружалось луками, саблями, копьями; защитой служили шлемы и лёгкие доспехи. Важную роль в их жизни играли грабительские войны.

    Тактика половцев сводилась к устройству засад, применению внезапных и стремит, атак конных масс во фланги и тыл пр-ка в целях его окружения ж разгрома. В обороне, к которой они прибегали редко, использовали повозки, ограждая ими место своей стоянки и оставляя лишь промежутки для выезда атакующих конных отрядов.

    Половцы с 1054 совершали частые нападения на земли Киевской Руси (1068, 1092, 1093, 1096), Византии (1087, 1095), Венгрии (1070, 1091, 1094), вмешивались в междоусобные войны рус. княжеств. Рус. князья (см. Владимир Мономах) организовали против них ряд успешных походов (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116).

    Покорённые и пленённые половцы часто поселялись на границах Руси, а иногда в качестве наёмного войска включались в состав её вооруж. сил. В нач. 13 в. в союзе с русскими выступили против монголо-татар, но были разбиты (Калка). После монголо-татарских завоеваний 13 в. часть половцы переселилась в Венгрию и на Балканы, часть слилась с завоевателями и вошла в состав Золотой Орды».

    Из Советской военной энциклопедии, том 6.

    Происхождение

    Племена были кочевые, их происхождение изучено слабо и здесь до сих пор много неясного. Многочисленные попытки обобщить имеющийся исторический, археологический и лингвистический материал пока что не привели к формированию единого взгляда на эту проблему.

    Половцы - кочевники

    Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. Разводили крупный рогатый скот, овец, и даже верблюдов. Но главным богатством кочевника являлась конечно же лошадь. Изначально они вели круглогодичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако с ростом численности насущной задачей стал переход к более рациональному, сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.

    Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

    Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы. Они превратились для кого-то в грозных врагов, для кого-то в коварных союзников. Это в первую очередь коснулось древнерусских князей — половцы становились наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков. Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

    Предки половцев

    Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана. Там и получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники.

    Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются. Схожий же по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

    Роль половцев в междоусобице на Руси

    Половцы нес могли стать «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен. Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

    Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов.

    Размолвки внутри Руси

    Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться. В 1073 году три сына Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, которым он завещал Киевскую Русь, рассорились. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы.

    Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем. Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой.

    В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

    В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

    Война Владимира Мономаха

    Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах , при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель.

    Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов. Русская конница тем временем, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях.

    Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей. Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин.

    Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

    Что осталось от половецев

    Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя «половецких каменных баб», которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов. Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.

    «Половецкие бабы» — далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев. А спустя пару тысяч лет после них – скифы. «Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц.

    Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

    Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой.

    В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий - на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича - на дочери хана Белока, сын новгород-северск ого князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир - на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный - на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

    Итак, мать владимиро-суздал ьского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологически м данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

    Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов – одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

    Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен - половцев и кунов.

    Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

    Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…