Неправильное оценочное суждение в юриспруденции. Оценочные суждения

Оценочное суждение (мнение) – это субъективная оценка человеком любого явления окружающей действительности. Выражается обычно при помощи оценочных слов («приемлемо/неприемлемо», «хорошо/плохо») либо объясняет индивидуальную позицию человека.

По своей направленности суждения бывают трех типов:

  1. Фактические (объективные). То есть те, которые фиксируют реально произошедшие события. Другими словами – это реально свершившийся факт, зафиксированный людьми или специальными устройствами и сохраненный в любом виде. Фактическое мнение может быть результатом своего или чужого опыта. Часто к фактическим относят события, которые случились не в реальности, а являются сюжетами книг (фильмов, рекламных роликов). К примеру, то, что Алиса упала в кроличью нору – является фактом, хоть и произошедшим в мире фантазии.
  2. Оценочные (субъективные) . Всегда субъективны, даже если являются общественными. Такие суждения отображают индивидуальное восприятие факта.
  3. Теоретические . Это изложение информации, основанное на опыте многих поколений. Человеку не обязательно быть ученым, чтобы основой его теоретических суждений стал научный опыт.
Для ясности, давайте разберемся, что собой представляет научный опыт. Это события, концепции, схемы, изложенные и упорядоченные определенным образом. Знание становится научным только после публикации в специальных изданиях.

Теоретические суждения легко спутать с фактами. Следует помнить, что факт – явление конкретное, а теория - всего лишь схема действий.
Человек всегда дает самостоятельную оценку окружающему миру, даже если мнение это продиктовано ему извне. Несмотря на это, оценочные мнения бывают нескольких видов:

  • правильные;
  • неправильные;
  • адекватные;
  • неадекватные;
  • оптимальные;
  • неоптимальные.
Эта классификация основана на изучении индивидуальных оценочных суждений. Ведь человек, высказывающий оценочное мнение, всегда считает его правильным, адекватным и оптимальным. Сам того не осознавая, он может ошибаться, особенно, если неосознанно выдает желаемое за действительное.

О правильности мнения можно судить, сопоставив его с закономерностью развития событий. Про адекватность – сравнивая с действительностью (фактами).
Под оптимальностью подразумевается, насколько выгодно оценочное мнение самому субъекту высказывания.

Иногда человек произносит откровенную неправду, сам отлично это понимая. Такой самообман может быть очень даже оптимальным, если результатом его стало достижение намеченной цели!


Пример такого неадекватного и неоптимального суждения – когда человек в самых безрадостных событиях (увольнение с работы, кража кошелька) находит положительные моменты, помогающие достичь чего-то нового и лучшего.

Неадекватные и неправильные оценочные суждения определяются путем сопоставления их с действительностью.

Оценивая происходящее вокруг, человек может управлять собой и формировать свою реальность. Общаясь с другими людьми, мы порой подмечаем неправильность их высказываний. То же самое происходит с теми, кто выслушивает нас. Получается, что все люди врут и говорят правду одновременно.

В итоге можно сказать, что главной функцией оценочного суждения является не выяснение истины, а оправдание собственных мыслей, слов, действий.

Любая оценка в конечном итоге влияет на поступки, поведение человека, его отношение к себе и окружающим.


У психически здоровых людей самооценка обычно немного завышена, что позволяет им держаться хотя бы на среднем уровне. Это явление характерно также и для человечества в целом. Впрочем, если подобный необоснованный оптимизм достигает глобальных масштабов – для общества это шаг в бездну.

Каждый человек – это частица своей среды, которая не желает слишком выделяться из общей массы. Отсюда следует вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений. А основная функция оценки – в самоуправлении, а также в отождествлении себя с обществом.

Фактический характер присущ тем событиям, которые уже свершились. В дальнейшем эти обстоятельства будут являться основой для анализа и оценочных суждений. О том, как оцениваются события, и какие утверждения носят фактический характер, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое фактический характер?

Фактическое суждение констатирует уже свершившееся событие. Именно поэтому мнение, которое носит фактический характер, невозможно опровергнуть.

Не знаете свои права?

Те события, которые уже случились, подлежат анализу и последующей оценке. Примером суждений, которые имеют фактический характер, могут быть следующие фразы: «кризис в экономике приводит к увеличению процента безработных граждан», «после окончания войны потребуются затраты на восстановление разрушенных городов». Эти утверждения не несут эмоциональной окраски, они лишь констатируют наступление событий и то, что произойдет после них.

Что такое оценочное суждение?

Любой факт, который имел место, подвергается оценке со стороны каждого человека. Мнение может быть как оценочным - например, выраженным словами «плохо», «хорошо», так и объясняющим позицию человека. Характер оценочных суждений может носить также безразличную направленность.

Оценочное суждение, как правило, выражается с помощью следующих фраз «на мой взгляд», «я считаю», «как отмечал докладчик» и т. д. Но иногда такие суждения являются почвой для объяснения влияния события на другие предметы, для рассуждения о причинах произошедшего события. В этом случае в речи рассказчика будут использованы следующие обороты: «это событие может бытьпримером»; «данный факт является объяснением» и т. д.

Или Витгенштейн против «симптомального чтения» жизни

В философии ХХ столетия в своё время появился новый для философии термин — «симптомальное чтение». Что же это такое?

Симптомальное чтение - это такой взгляд на мир, когда смотрящий предполагает (причём всегда!) вот что:

«Всё, что угодно, что я вижу и слышу — не есть то, что оно есть, а лишь симптом чего-то другого».

Надела короткую юбку - хочет быть изнасилованной. Завела второго ребёнка — боится выходить на работу. Сидит, скрестив ноги? Чувствует себя неуверенно. Учат иностранный язык? Собираются эмигрировать.

Ну и прочая отвратительная белиберда, которую многие почему-то считают «психологией» и за которой, кстати, идут на психфак.

Человек, смотрящий на мир через инструмент «симптомального чтения», всегда «подозревает».

Он всегда должен что-то «открыть», «обнаружить», «расследовать» как некий эксперт. Именно бум жанра «детектив» (случившийся как раз в ХХ веке) хорошо объясняет - что же это такое — симптомальное чтение как стиль жизни.

Симптомальное чтение - это взгляд частного детектива на особняк и его обитателей — место, где случилось убийство.

Некоторые симптомальные наблюдения за жизнью верны. (Никакой феномен не является абсолютным Злом, пока он не приобретает дурную тотальность).

То же произошло и с симптомальным чтением. То, что уместно думать и делать для инспектора полиции в доме, откуда только что вынесли труп, неуместно для гражданина Имярек, раскрывшего рот, просто с целью сказать что-то умное.

Интеллектуальная мода «рассматривать всё как симптом чего-то другого» , распространилась, как пожар, буквально на все дискурсы, уже не говоря о психологии с её главной рок-звездой — Зигмундом Фрейдом.

Все, кто что-либо делает или говорит, теперь мгновенно стали — подозреваемыми. Как говорила Иоанна Хмелевская: «Мы все под подозрением». Права была пани Иоанна...

Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence?

Я приведу вам очень простой пример, из жизни. Представьте себе, что молодой человек приходит домой и, проходя через гостиную к себе в комнату, говорит, обращаясь к маме: «Мама, я сегодня очень устал. Я, пожалуй, рано лягу. Пожалуйста, не зови меня к телефону, если мне будут звонить друзья, и если можно, сделай потише телевизор».

Вы, конечно, знаете, что ответит ему мама, вместо того, чтобы сказать: «Ладно, я поняла».

Мама спросит (нет, будет утверждать): «Вася, ты поссорился с девушкой, с этой дурочкой, она же тебя не стоит!»

Или: «Вася, ты заболел, ты пил холодную воду из кулера и заболел, я же тебе говорила про твои гланды».

Или: «Вася, ты за что-то на нас с папой сердишься».

В кабинете психотерапевта...

В кабинете психотерапевта не до таких анекдотов. Там происходят вещи поинтереснее. Там привычка с симптомальному видению, чтению и пересказу событий жизни отнимает у клиента и психолога — время, нервы и деньги, сводя работу по исцелению на нет.

Когда начинаешь работать психологом, оказывается, что никто из нас не умеет рассказывать свои истории без вынесения оценочных суждений.

Никто не умеет рисовать картину просто. Лишь тщательно подмечая, а потом подробно излагая без интерпретаторской отсебятины замеченные ранее наблюдения.

Опытный психолог всегда предупреждает своего клиента: когда я прошу вас рассказать историю, мне не нужны ваши ОБЪЯСНЕНИЯ. Мне нужны ваши ОПИСАНИЯ.

В этом как раз психологи ну просто дословно повторяют реально когда-то сказанные философом Людвиком Витгенштейном слова:

Людвик Витгенштейн

Когда-то эта фраза висела перед моим рабочим столом.

Она помогала мне тогда заниматься гештальт-самотерапией, помогла несколько раз войти в дзен-поток чистого бытия...

Когда я вспоминала о коварстве оценочных суждений и превращалась в простое и честное зеркало Дзен — описывающее, но ничего никому не объясняющее, в том числе - и главное — не объясняющее, «что же происходит» самой себе.

С тех пор утекло много воды. По роду деятельности мне приходилось многим и многое объяснять. Я разучилась корректно описывать, впала в тон монастырского колокола и опять вернулась с старой дурной привычке многих и многих — к симптомальному чтению жизни.

Слова Витгенштейна пора снова повесить над моим рабочим столом.

«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!»

Людвик Витгенштейн

Елена Назаренко

Как правильно решать задания, где необходимо различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.

Для того, чтобы выполнять успешно подобные задания необходимо четко различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.

Фактическим характером принято называть действие в реальности, какое-то реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени или месту; явление или существующее положение дел.
Признаками, помогающим Вам определить фактический характер - это:
- наличие в предложении чисел, определяющих дату, количество, проценты и т.д. (ВЦИОМ провел соцопрос, по результатам которого, 50% опрошенных высказались удовлетворительно о своих результатах ЕГЭ);
- прошедшее время описываемого события (ЦСКА обыграл в последнем матче лиги чемпионов ПСВ);
- цитата конкретного человека (Аристотель сказал: "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю).

Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.

Признаками, помогающим Вам определить оценочное суждение - это:

Наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
- предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
- мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит (мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).

Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития.Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните!!! Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.

Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.

Если разбирать последовательно пример, приведенный выше, то стоит отметить, что предложение под буквой А носит фактический характер, так как отражает факты исследования. Предложение под буквой Б также является фактом, дополняя предыдущую информацию о событии, в частности отражает, какой вопрос задавался при исследовании. Предложение, обозначенное буквой В, несет в себе определение понятия налог и является теоретическим утверждением. Предложения Г и Д являются оценочными суждениями, так как отражают отношение автора к упомянутой проблеме.

Абсолютно любой человек - это часть той среды, в которой он обитает. Это предполагает нежелание выделяться из общества. Теперь можно сделать вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас - результат влияния общественных суждений.

Зачем нужна оценка?

Основная задача оценки - самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.

Определения понятия

Оценочное суждение - это субъективная оценка человеком какого-либо явления окружающей среды. Проще говоря, это мнение, которое выражается чаще всего с помощью оценочных понятий. Их мы привыкли использовать в повседневной жизни, например, хорошо это или плохо. Таким образом мы объясняем нашу личную позицию в отношении конкретного предмета, человека или явления.

Какие бывают суждения?

Разделяют оценочные суждения обычно по их направленности. Мы можем говорить о трех типах:

  • Фактические или объективные суждения фиксируют те события, которые действительно происходили в жизни. Проще говоря, событие, которое было запечатлено людьми или специальными приборами, а также сохранено в любом виде или имеет доказательства. Фактическое теоретическое оценочное суждение может быть результатом как своего собственного, так и чужого опыта. Сюда же можно отнести события, которые происходят не только в реальной жизни, но и могут являться сюжетами книг, кино, рекламы и так далее. Например, Гарри Поттер - волшебник, который учился в Хогвартсе. Это определенно факт, но факт, который произошел в мире фантазии.
  • Оценочным суждением является субъективное мнение, которое даже может принадлежать не конкретному человеку, а целому обществу. Такой тип суждений отображает индивидуальное восприятие факта.
  • Теоретические суждения - это та информация, которая базируется на опыте не одного поколения. Для того чтобы иметь фактический оценочный теоретический характер суждений, абсолютно не обязательно быть ученым или разбираться в науке. Научный опыт может получить даже самый обычный человек.

Научный опыт

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление - это конкретное событие, а теория - схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.

Виды оценочного мнения

Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность. Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков.

Какие бывают высказывания?

Суждение - это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:

  • Оценочное - обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
  • Обосновывающее - суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
  • Аналитическое - суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
  • Экзистенциальное - самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
  • Определение - суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.

Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.

Воспитательный процесс

Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки - это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.

  • Разрушительное - мнение педагога об учащемся, которое негативно влияет на самооценку последнего. Обычно такие суждения наполнены экспрессивной лексикой и никак не подталкивают ученика к достижению лучших результатов, даже, наоборот, способствуют тому, что он начинает действовать назло.
  • Ограничительное суждение основывается на сравнении определенных результатов с какой-то установленной истиной. Если ученик отклоняется от этой истины, он получает замечание. Таким образом его деятельность ограничивается определенными рамками, установленными учителем.
  • Поддерживающее оценочное суждение является самым эффективным. Например, учителя могут похвалить даже самого нерадивого ученика с той целью, чтобы он хотя бы одним глазком глянул в учебник.
  • Развивающее оценочное суждение является предпочтительным в образовании. Если предыдущий вариант определяет ученика в некую зону комфорта, где он всегда готов к похвале, то в данном случае замечания педагога направляют учащегося на путь к дальнейшему росту и движению вперед.

Как мы видим, в образовательном процессе оценочные суждения играют одну из главных ролей.

Примеры

Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.