Генерал лейтенант военно воздушных сил. Руководство: Министерство обороны Российской Федерации

ВВС Украины были созданы в 2004 году, именно тогда объединились военные силы и Войска воздушной обороны. Если говорить о численности ВВС, то на сегодняшний день она составляет всего 45 200 человек, а вот что касается наличия боевых машин, то их насчитывается всего лишь 210 боевых самолетов и около 50 грузовых. В 2016 году армия Украины немного пополнила свой боевой запас благодаря партнерским вложениям других стран, в том числе большую помощь оказали США и европейские страны.

После того как произошел распад СССР, Украина осталась с большим приданым. Многие эксперты говорят о том, что авиапарк, который остался в Украине, был современным. Страна, которая на то время только претендовала на звание региональной державы, могла себя полностью с такой техникой защитить. Можно даже с уверенностью говорить о том, что в государстве изначально имелась техника, которая не совсем бы пригодилась, например, это Ту-160 и Ту-22, в Украине их после распада было приблизительно 80 единиц.

Как создавались Военно-воздушные силы?

Впервые о создании ВВС было принято решение 17 марта 1992 года, на то время команда управления воздушными силами только формировалась, и делалось это все в городе Виннице на базе 24-й армии. В истории государственности зарегистрировано было изначально всего четыре воздушные армии, в которые входили 10 дивизий, 50 полков авиации, 11 замечательных эскадрилий, ну и, конечно, учреждения для обучения военному делу. Позже был выбран командующий ВВС Украины, в подчинении которого было 600 частей, 2800 единиц транспорта различного назначения, а также 121 000 военных.

Вооружение ВВС

Изначально воздушные силы состояли из трех армий, в которые входило 1100 боевых самолетов разного назначения:

  • На вооружении имелись истребители, которыми управляло две дивизии из восьми полков. Из техники числились МиГ 23, в количестве 80 самолетов, МиГ 29 - 220 единиц техники и Су-27, которых насчитывалось всего 40 единиц.
  • Вооружение ВВС Украины состояло также из двух дивизий из пяти полков с фронтовыми бомбардировщиками, количество которых составляло 150 самолетов данного вида, также имелась и дальняя авиация, но она числилась в другой дивизии из трех полков.

  • На Украине большое значение придавалось разведывательной авиации, поэтому на счету ВВС было три полка и 87 единиц техники.

Надо отметить, что вся техника досталась Украине после распада СССР, после чего ВВС пришлось переживать не самые лучшие времена, так как из самой мощной армии ВВС в Европе осталось мало той силы, которая была ранее, но при всем этом армия еще существует.

Структура ВВС

ВВС Украины имеют свою определенную структуру:

  • В первую очередь сюда входит авиация, которая состоит из тактической и транспортной.
  • Также особое место занимает противовоздушная оборона с зенитными войсками и радиотехническими специализированными подразделениями.
  • Отводится внимание и специальным войскам.

Именно такая структура обеспечивает безопасность государства в направлении военно-воздушных сил страны.

Что собой представляет тактическая авиация?

Тактическая авиация включает в себя несколько направлений, где присутствуют разные самолеты ВВС Украины.

Бомбардировочная авиация составляет основу военно-воздушных сил, так как основное ее направление - уничтожать группировки войск в местах их базирования, а также именно с помощью этой техники можно уничтожать военно-промышленные объекты врагов и проникать вглубь тактических объектов.

Штурмовая авиация также является основой безопасности, так как цель использования этих войск состоит в проникновении вглубь вражеского тыла с целью уничтожения боевой техники и подразделений.

Истребительная авиация прекрасно подходит для борьбы с противником в воздухе и с легкостью сможет поразить самолеты, вертолеты, БПЛА и даже некоторые крылатые ракеты.

Разведывательная авиация используется с целью сбора информации в местах базирования противника.

Авиация РЭБ ведет радиоактивную защиту в воздушном пространстве.

Для чего нужна транспортная авиация и противовоздушная оборона?

ВВС Украины имеют в своем распоряжении и транспортную авиацию. Конечно, она развита не на таком высоком уровне, как тактическая, но считается обязательным ее дополнением. Дело в том, что транспортная авиация позволяет войскам десантироваться, перевозить военнослужащих и обеспечивать их разными материальными средствами с воздуха. Что касается противовоздушной обороны, то здесь все предельно просто, с помощью зенитно-ракетных и радиотехнических войск есть возможность защитить себя от нападения с воздуха.

В чем суть специальных войск авиации?

Роль специальных войск в Украине довольно большая. Важно помнить, что воинские части, специализированные подразделения, инженерные войска химической и биологической защиты - все это также входит в ВВС Украины. Численность их большая и именно здесь есть специализированные части для материального, технического, медицинского обеспечения, а также органы печати военной отрасли.

Командование ВВС

За всю историю формирования ВВС Украины состав командования менялся всего лишь несколько раз:

  • Первым командиром ВВС стал генерал-полковник Торопчин Анатолий Яковлевич, который пробыл на этом посту всего три года - с 2004 по 2007.
  • На смену Торопчину пришел Руснак Иван Степанович, пробывший в звании командующего с 2007 по 2010 год.
  • Далее командующим стал небезызвестный сейчас генерал-полковник Онищенко Сергей Иванович, в этой должности он пробыл до 2012 года.
  • Следующим приемником стал Байдак Юрий Аврамович, управляющий армией ВВС с 2012 года по 2015 год.

  • Сейчас главнокомандующим ВВС является Дроздов Сергей Семенович, который заступил на эту должность в 2015 году.

Что собой представляет формирование ВВС

На сегодняшний день сказать что-то определенное о составе ВВС Украины сложно, так как многие факты по ряду причин являются засекреченными, но имеются данные о подразделениях, которые существуют и до сегодняшнего дня:

  1. Воздушное командование «Запад».
  2. ВВС «Центр».
  3. Воздушные Силы «Юг».

Все эти командования располагаются в таких городах Украины, как Винница, Харьков, Николаев, Киев и Одесса.

Какая летательная техника есть на вооружении на сегодняшний день?

На сегодняшний день в Украине насчитывается не столько много военной техники, как было после распада СССР. Состояние ВВС Украины плачевное, а вооружение, которое имеется, давно уже устарело или требует тщательного ремонта. Рассмотрим основные виды летательных аппаратов, которые есть на данный момент в Украине:

  1. ВВС насчитывает всего одну БПЛА.
  2. Су-27 сегодня есть в количестве 20 машин.
  3. МиГ-29 находится в количестве 80 машин.
  4. Су-24 - 22 машины.
  5. Су-24МР составляет всего 11 машин.
  6. Су-25 находится в количестве 14 машин.

Во время вооруженного конфликта на Донбассе Украина понесла потери в летательной технике, поэтому правильнее всего будет предполагать, что выше перечисленное количество немного изменилось.

Продажа авиационной техники в Украине

В Украине не только насчитывается авиация, но есть и все возможности для того, чтобы производить самолеты, а потом экспортировать их в другие страны. На сегодняшний день существует целый ряд самолетов, вертолетов и БПЛА, которые сняты с вооружения у ВВС Украины. Количество такой техники растет с каждым днем, так как требуется дополнительная материальная помощь для поддержания армии государства, как правило, продаются далеко не худшие образцы, а техника, которая имеет не такой большой износ. Конечно, дополнительной доход - это хорошо, но надо помнить и о том, что обороноспособность страны тоже значительно уменьшается. Самыми большими сделками по продаже авиатехники можно считать:

  1. Продажу Алжиру практически 30 вертолетов МИ-24, эта сделка состоялась еще в 1999 году.
  2. В 2000 году Украина продала 6 МиГ-27 Шри-Ланке, самолеты находились в отличном состоянии, так как прошли не только досмотр, но и полное переоборудование.
  3. В 2001 году в Македонию отправились 17 вертолетов Ми-24 и Ми-8.
  4. Самый большой экспорт техники совершен в 2012 году, когда было продано 231 военный самолет и вертолет. Среди этой техники были совсем новые экспонаты, все остальные самолеты были на вооружении в ВВС.

Какие изменения будут в ВВС в 2017 году?

В 2017 году Украина планирует нарастить свои боевые возможности, при этом основная часть денежных средств должна поступить на то, чтобы начала развиваться именно авиация. Планируется не только закупить новые боевые машины, но и отремонтировать те, которые уже имеются на вооружении. В программу входит модернизация и ремонт 60 самолетов и вертолетов. Особое внимание планируют уделить радиотехническим войскам, для этого потребуется закупить специальную технику для связи и обеспечения радиотехникой полетов. По отчетам прошлого года можно говорить о том, что уже немного пополнилось вооружении ВВС Украины. Фото летательных боевых машин Су-25 есть даже в интернете, при этом указано, что модернизированные боевые машины смогли получить новое обеспечение, которое позволяет не только держать оборону, но и пользоваться специально установленной защитой от ракет с инфракрасным самонаведением. Также Су-25 может похвастаться и спутниковой навигацией, системой воздушных сигналов, а также современными счетчиками прицела.

Говорить о том, что Военно-воздушные силы Украины поменяются к лучшему, не стоит, так как на сегодняшний день у государства просто нет денежных возможностей, чтобы проводить модернизацию и улучшать технику, при этом у Украины даже нет денег, чтобы сохранить ту технику, которая уже имеется, на должном уровне. Если и будут делаться какие-то покупки новых машин, то они будут не совсем качественными, скорее всего это будут летательные аппараты, закупленные в Китае, а, как известно, та техника значительно уступает по своему качеству даже европейским аналогам. Специалисты из Украины очень тщательно следят за всеми новинками и пытаются найти партнеров, с которыми бы можно было вместе работать над новыми проектами в области авиации. Небольшой потенциал в этом направлении у государства имеется, например, существуют предприятия «Антонов» и «Мотор Сич», которые помогают модернизировать устаревшую технику. Как будет все складываться в дальнейшем, можно только предполагать, но пока что в перспективах больших изменений нет, а экономическая ситуация, которая складывается сейчас, наоборот, усугубляет возможность пополнения военного потенциала.

Уже не первый день в СМИ распространяется новость о том, главком ВКС назначен и им станет генерал Суровикин С.В. Он займет этот пост вместо генерала Виктора Бондарева. Главком ВКС получил новое распределение и будет работать в Совете Федерации. Бывший командующий ВКС России будет вести работу с комитетом в области обороны и безопасности и в настоящее время готовиться приступить к новой должности. Новое назначение главкома ВКС и перестановки в руководстве далеко не все однозначно восприняли.

Как к назначению отнеслись военнослужащие в ВКС

Особенно отрицательно отнеслись к этому назначению военнослужащие Воздушно-Космических Сил. Хотя увольнение Бондарева, командующего ВКС, тоже связано с тем, что его руководство отличилось возросшим количеством воздушных происшествий. Но в отличие от своего предшественника, Сергей Суровикин никогда не имел отношение к военно-воздушному флоту, он большую часть военной карьеры командовал мотострелковыми соединениями, а в последние годы возглавлял работу отряда в Сирии. По словам летчиков, доверить командование ВКС человеку, который не имел опыта работы за штурвалом самолета, крайне опрометчивое решение.

Генерал – майор ВВС Алексндр Циалко также без особого энтузиазма воспринял эту новость. По его мнению главнокомандующий ВКС должен быть профессионалом в своем деле. При таких назначениях часто бывает, что приходится командира сначала обучать базовым знаниям. Ему будет трудно вникнуть в документы, организацию работы и просто понять быт летчиков. Командование таких войск обучается в специализированных военных учебных заведениях.

Именно из-за некомпетентности руководящего состава бывают случаи гибели летчиков при исполнении. Командующий ВКС должен прислушиваться к своим заместителям, чтобы избежать ошибок в руководстве. Циалко считает, что Суровикин не всегда будет это делать. Поэтому проблем избежать не удастся.

Ни для кого не секрет, что летчики недолюбливают пехоту. Это происходит не из-за великой гордости, а по причине того, что в летном деле нужно разбираться. У летчиков есть свой особенный язык для приказов. Благодаря этому генералы ставят все необходимые задачи своим подчиненным. Только по этой причине у нового ГК ВКС могут быть проблемы с взаимодействием и управлением.

Что известно о новом начальнике

Главком ВКС С.В. Суровикин проделал непростой воинский путь. Его биография имеет сложные моменты. Новому главе ВКС 50 лет, он является кадровым профессиональным военным, окончившим военное общевойсковое командное училище, расположенное в Омске. Службу Сергей Владимирович начал еще во времена советской армии. Сразу по окончании училища был направлен на службу в Афганистан. Он служил в период войны на территории Таджикистана, а также в Северном Кавказе. В 2002 стал выпускником военной академии при Генштабе.

В период 2002-2004 года возглавлял 34 мотострелковую дивизию дислоцированную в Екатеринбурге. Затем служил в составе 42 дивизии в период проводимых военных действий во времена военного конфликта в республике Чечня. Там он занимал в основном должности командного состава и принимал участие в работе штаба. С октября 2013 года он руководил войсковыми соединениями в составе ВВО. С 2017 года возглавлял работу российских войск в Сирии. Имеет боевые награды, удостоен орденов таких как «за отвагу» и «за мужество».

В 90 годы в Таджикистане он с риском для жизни доставил военную технику и личный состав для обеспечения ликвидации серьезных последствий стихийного бедствия в пострадавшие регионы этой страны. Многие сослуживцы генерала отзываются о нем как об опытном и профессиональном военном.

Но не все так гладко в биографии будущего главнокомандующего ВКС РФ. Был в его жизни момент, когда его заключили под стражу после гибели гражданских людей. Это случилось в 1991 году, когда он был еще капитаном Томанской дивизии. Ему предстояло по приказу ГКЧП участвовать в наведении порядка в неспокойной Москве. 21 августа в ночь ему был отдан приказ прорвать баррикады из гражданских людей, выставленные у Садового кольца. Он возглавлял колонну БМП. В результате столкновения погибли трое пикетчиков.

После этой трагедии он семь месяцев вынужден был провести в «Матросской тишине», но, в последствии, обвинения были сняты, а звание было повышено до майора, с легкой руки Бориса Ельцина.

Еще один случай произошел с Сергеем Суровикиным в 2004 году. Его подчиненный написал рапорт в прокуратуру об избиении его своим командиром, из-за неверного голосования на выборах, а месяцем позже застрелился его подчиненный. Но в обоих случаях вина командующего дивизией не была доказана.

Создание военной полиции

Сергей Владимирович Суровикин стоял у истоков создания структуры военной полиции, именно он открывал эту структуру. В полномочия этого подразделения входит деятельность ФСБ и военной контрразведки. Военной полицией не только выполняются задачи по патрулированию, но также проводится оперативная деятельность. Военнослужащие этих подразделений также обязаны следить за содержанием Гауптвахты.

Создавая, эту структуру С.В. Суровикин должен был стать ее главой, но в связи с тем, что всплыла давняя судимость, за которую он получил 1 год условно, его кандидатуру сняли с рассмотрения.

Судимость он получил в результате дела, где он был признан виновным в обороте огнестрельного оружия. В дальнейшем выяснилось, что его подставили, судимость была погашена, но такой инцидент не забыли в прокуратуре. Против его кандидатуры выступил главный военный прокурор РФ и в 2011 году в своем письме министру обороны, он высказал свою позицию. Главнокомандующий Российской Федерации, чтобы избежать конфликта направил Суровикина на должность заместителя главнокомандующего Восточного военного округа.

Последнее назначение

Сведения о том, что Суровикина назначат главнокомандующим войсками ВКС, среди военнослужащих обсуждались давно. Есть мнение, что такое назначение он получил после его прекрасной работы, проведенной при Сирийском конфликте. Несмотря на то, что он типичный командир-сухопутчик, он сумел организовать работу авиации, средств ПВО, космических войск и мотострелковых соединений.

На эту должность рассматривались еще два других кандидата:

  1. генерал-лейтенант Игорь Мокушев;
  2. представитель космических войск Александр Головко.

С.В. Суровикина в числе возможных кандидатов с особой серьезностью не рассматривали. Оба кандидата прошли свой военный путь и были связаны с деятельностью в сфере ракетно-воздушных сил, но данном вопросе выбор был сделан из иных соображений.

Кандидатуру Александра Головко не хотели видеть летчики. Так как в момент создания ВКС, ракетно-космические силы очень активно начали осваивать бюджет, выделенный всей структуре. По этой причине, Головко, как представитель ракетно-космических сил был не самым лучшим вариантом. Поэтому выбор не в его пользу только обрадовал представителей ВВС.

Генерал Сергей Суровикин был выбран ввиду того, что у него имеется богатый общевойсковой опыт. На такой должности представитель одного вида войск будет испытывать сложности. Пример его предшественника Виктора Бондарева является показательным. Есть мнение, что главком ВКС генерал-лейтенант Виктор Бондарев уходит именно по причине случившейся авиакатастрофы в 2016 году в Сочи. Эта трагедия повлияла на принятие решения не в его пользу.

Для Суровикина новость о назначении также стала неожиданностью, но он имеет хороший опыт в командовании разными видами войск и действует как хороший управленец. Поэтому, несмотря на всю сложность, есть надежда, что и в этом вопросе он прекрасно разберется, как это делал всегда. В связи с тем, что ВКС становится настоящей межвойсковой структурой, в нее входят не только войска ВВС, а также ПВО и космическо-ракетные войска. Это такая структура, которая действует в интересах всех войск вооруженных сил РФ.

Военный опыт генерала Суровикина по командованию общевойсковым военным округом, в который входит такие военные соединения как флот, системы ПВО и другие различные рода войск имеет большое значение для работы на этой должности.

Генерал получил хороший опыт в Сирии, где пришлось управлять различными системами и организовывать работу по их взаимодействию. Примеры назначения командующих из других военных структур уже были в истории России. Были случай назначения на важнейшую должность министра обороны Анатолия Сердюкова, не имеющего никакого отношения к армии. Но, несмотря на этот факт, он смог войти в курс дела и даже начал масштабную военную реформу.

Поэтому было логичным принятие такого решения, назначить командующим ВКС, по решению главнокомандующего, общевойскового генерала, Сергея Владимировича Суровикина, ведь его опыт взаимодействия различных войск обеспечит эффективную работу на занимаемой должности.

12 августа Военно-воздушные силы России отметили столетний юбилей. О сегодняшнем дне и перспективах одного из видов Вооруженных Сил РФ рассказал его главнокомандующий – заслуженный военный летчик, Герой России генерал-лейтенант Виктор Бондарев .

– Виктор Николаевич, ВВС за вековую историю прошли разные этапы развития. Чем характерен нынешний период, позволяет ли он с оптимизмом смотреть в будущее?

Оптимизм есть. Сейчас в Военно-воздушных силах отсутствуют проблемы в проведении боевой подготовки. Мы имеем практически все, что необходимо для интенсивной боевой учебы, начиная от авиационного керосина и заканчивая средствами на ремонт и обслуживание авиационной техники. Поступает новая авиатехника. Такого очень давно не было.

На протяжении трех-четырех лет постоянно идет повышение среднего налета у пилотов, особенно молодых. Мы считаем самое важное – это подготовка молодежи, а потому сил и средств на нее не жалеем. Дело в том, что послуживший военный летчик на основании накопленного опыта может и с меньшим налетом выполнять учебно-боевые задачи, а вот юному лейтенанту летать и тренироваться надо больше.

Известно: для того чтобы человек почувствовал себя летчиком, его минимальная, как говорится, биологическая норма по налету в год должна составлять не менее 60 часов . У нас же лейтенант в этом году, думаю, будет иметь средний налет 85 часов. Это неплохо. Особенно если вспомнить, что еще лет десять назад ежегодный средний налет в наших ВВС с трудом удавалось поддерживать на уровне 10–12 часов. Те времена и вспоминать не хочется. Но это было – нехватка авиатоплива, недостаток средств на текущий ремонт авиатехники.

Начиная с 2009 года мы стали получать новую авиатехнику. В этом году планируем принять порядка 175–180 новых самолетов и вертолетов . Поступают в авиачасти и средства обслуживания техники. В будущем году получим более 200 новых летательных аппаратов .

Всего же по Госпрограмме вооружения до 2020 года в ВВС поступит более 1000 новых вертолетов и примерно столько же новых самолетов. Таким образом, к 2020 году наш авиапарк обновится практически на 75%, а может быть, даже и больше.

– В прессе периодически поднимается вопрос о дальнейшей судьбе главкомата ВВС. Некоторые говорят, что вскоре он может быть преобразован в департамент Генштаба. Это правда?

Хочу с полной ответственностью сказать: о том, чтобы переформировать главкомат в департамент или другую какую-то структуру, речи не идет. Мне никто такой задачи не ставил и, думаю, никто не поставит. Потому что такой вид вооруженных сил, как ВВС, есть практически в любой стране – пусть это будет, допустим, США или Гондурас. А раз есть ВВС, то должен быть и соответствующий орган управления. Так что пускай не волнуются ветераны военной авиации и те, кто служит в ВВС: главкомат был, есть и будет.

В целом обновленная структура Военно-воздушных сил сформирована. Реформирование Российской армии закончено. Теперь идет только отработка взаимодействия видов и родов войск Вооруженных Сил, повышение качества боевой подготовки.

– Как вы оцениваете процесс создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации? В войсках ждут этот самолет?

Мы тщательно следим за тем, как доводится до серийного производства. Уже сейчас видно, что это действительно машина пятого поколения, самолет будущего. У него очень большие возможности в работе, как по воздушным, так и по наземным целям. ПАК ФА Военно-воздушным силам, конечно, очень нужен.

Иногда в прессе читаешь, что мы отстали в разработке истребителя пятого поколения от американцев. Мол, они уже давно летают на таких машинах. Могу сказать, что мы не отстали. У нас создается самолет мирового уровня, который по ряду показателей значительно превышает возможности заокеанских аналогов.

– Нет тревоги, что не успеют к сроку разработчики радара с активной фазированной антенной решеткой или двигателисты с созданием силовой установки для ПАК ФА?

Особых тревог нет. Я видел данные объективного контроля при работе с новой РЛС, знаю, какие двигатели стоят на ПАК ФА и как они работают. Да, идет отработка новых конструкторских решений, «притирка» в работе разных самолетных систем. Но у меня нет никаких опасений, что этот самолет из-за проблем с двигателем или станцией с АФАР не пойдет вовремя в серию.

Все находится в процессе испытаний, которые как раз и нужны для того, чтобы довести все до логического конца. Думаю, со следующего года мы сможем вместе с фирмой «Сухой» приступить к совместным войсковым испытаниям нового самолета. В том числе его комплексов вооружения.

– С фронтовой авиацией в этом смысле ясность есть. А что с дальней авиацией? Она получит стратегический бомбардировщик нового поколения?

Да, такие машины будут. Уже сформирован облик перспективного авиационного комплекса дальней авиации – . Те стратегические бомбардировщики, которые сейчас находятся на вооружении наших Военно-воздушных сил, я имею в виду Ту-95МС и , – это прекрасные самолеты. Они позволяют решать задачи, которые стоят перед дальней авиацией.

Ту-95 эксплуатируется уже более 40 лет. У американцев, допустим, есть не менее старый Б-52. Но машина с возлагаемыми на нее задачами справляется, и ВВС США от этого бомбардировщика не отказываются. Так же, как и мы от .

Но как бы то ни было, срок эксплуатации любых летательных аппаратов ограничен. Он все равно когда-нибудь заканчивается – через 10–20 или 50 лет. Исходя из этого мы обязаны, готовы и делаем все, чтобы появился новый самолет дальней авиации. И он появится.

Конечно, проще модернизировать машину, чем создать и построить новую. Тем не менее, мы обязаны это делать, чтобы идти в ногу со временем и не отстать от других.

– А если, как говорится, посмотреть за горизонт? Ваши специалисты задумываются над тем, какими будут боевые самолеты шестого поколения?

Тенденции развития средств вооруженной борьбы, в том числе боевой авиации, дают основание полагать, что военные летательные аппараты следующего поколения станут по большей части беспилотными. Это касается и истребителей, и фронтовых бомбардировщиков, и машин стратегического назначения.

Дело в том, что развитие техники, информационных технологий идет такими шагами, что человеку – летчику, оператору уже сегодня приходится порой действовать на пределе своих физических, психологических возможностей. А что будет завтра, на следующем этапе научно-технического прогресса? Человек просто не успевает, он не сможет реализовать все возможности новой авиационной техники следующего поколения. Часть своих функций он уже поневоле передает машине – будь то «искусственный интеллект» или бортовая супер-ЭВМ.

Поэтому и у нас, и за рубежом работы по беспилотной тематике, в том числе по стратегическим беспилотникам, идут полным ходом. Они особо не афишируются. Но мы знаем, что такие проекты разрабатываются и уже получены определенные результаты. То и дело в хронике военных действий в том или ином регионе мира сообщается о точечных ударах беспилотной авиации. Много БПЛА задействовано в операциях, которые проводят американцы и их союзники на Ближнем и Среднем Востоке. Достаточно вспомнить, как недавно один из дальних беспилотников США оказался трофеем иранской ПВО.

– Россия не так давно возобновила полеты стратегических бомбардировщиков на воздушное патрулирование над нейтральными водами Мирового океана. Количество этих полетов не уменьшится?

Ни в коем случае. Мы, наоборот, наращиваем это направление боевой подготовки и число вылетов. Значительно чаще выполняем полеты в зоны воздушного патрулирования над Баренцевым и Черным морями, на Дальнем Востоке. Мы готовим летный состав, отрабатываем определенные маневры, направленные на то, чтобы повысить обороноспособность страны.

– Несколько лет назад наши бомбардировщики совершили впечатляющий перелет в Венесуэлу с несколькими дозаправками в воздухе. Подобные акции еще планируются?

Конечно. Мы прорабатываем эти вопросы – осуществление перелетов в различные регионы мира. Без них нельзя обойтись по одной простой причине, потому что надо тренировать летный состав – экипажи и стратегических бомбардировщиков, и самолетов-заправщиков Ил-78.

Необходимо знать свои возможности: на что мы способны, где у нас узкие, слабые места, в чем, наоборот, сильна наша стратегическая авиация. Любой дальний полет – это не прогулка. В каждом полете добывается столько информации, сколько порой невозможно получить никаким другим способом.

– Каковы перспективы переоснащения военно-транспортной авиации?

Парк ВТА, особенно легких транспортных самолетов, устарел. Ан-24 у нас уже завершили службу. Остаются пока Ан-26. Но они, бедняги, работают столько, что какие-нибудь другие машины, вполне вероятно, и не выдержали бы. Этим самолетам нужна замена. Есть еще средний военно-транспортный Ан-12. Он очень-очень много потрудился.

Аналогичным образом складывается ситуация с парком тяжелых транспортников Ил-76. Они достойно выполняют все задачи, которые на них возложены. Но этот самолет строился в те времена, когда особенно не смотрели на характеристики экономичности.

Что придет на смену ветеранам ВТА? Это легкие турбовинтовые транспортные самолеты Ан-140. ВВС уже закупили две такие машины и продолжат их закупать. Запланированы закупки самолетов Ан-148 и . Что касается Ан-70, то он сейчас выходит на заводские испытания, думаю, успешно сдаст все предстоящие «экзамены» и пойдет в серию.

Естественно, большие планы в отношении обновления парка Ил-76. У нас есть прекрасные двигатели ПС-90, которые в два раза экономичнее тех, что стоят сейчас на этих самолетах.

Гордость и красу военно-транспортной авиации Ан-124 также намечено модернизировать и выпускать в новом облике. Он будет закупаться дополнительно и войдет в линейку ВТА.

– Части ВВС России дислоцируются и за рубежом, в частности в киргизском Канте. Каковы перспективы этой авиабазы?

Никаких вопросов по Канту не возникает. Киргизская сторона заинтересована в том, чтобы российская авиабаза функционировала и дальше. Особенно с учетом планов США в 2014 году уйти из Афганистана. В этих условиях ее значение в системе обеспечения региональной безопасности будет только возрастать. Во всяком случае, даже мыслей о том, чтобы убрать базу из Канта, ни у кого не возникает. База есть и база будет.

– Как идет вооружение зенитных ракетных войск системами С-400?

В этом году мы уже получили два полковых комплекта. Будут еще поступления. Система прекрасная. Перед оснащением очередного полка Концерн ПВО «Алмаз-Антей» вывез ЗРС на полигон. Мы доставили туда личный состав части, которая принимала технику. Провели тренировки, настройку в реальном масштабе времени с созданием определенной мишенной обстановки, проверили готовность людей к несению боевого дежурства. Полк с успехом справился со всеми задачами и сейчас занимает свое место в общей системе ПВО на Дальнем Востоке.

– Работы по зенитной ракетной системе С-500 начались?

{{direct}}

Н а следующий день, 8 июня 1941 года, волна арестов захлестнула высший эшелон военного руководства. Арестовали Я. В. Смушкевича, 1902 года рождения, члена ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенанта авиации, в 1939–1940 годах – главкома Военно-воздушных сил Красной армии, затем – генерал-инспектора ВВС РККА, помощника начальника Генштаба по ВВС. Выдающийся летчик-истребитель и командир, он воевал в небе Испании и Халхин-Гола, за исключительное мужество и мастерство был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (в СССР до начала Великой Отечественной войны это звание дважды получили только пять человек).

9 июня 1941 года арестован А. Д. Локтионов, 1893 года рождения, штабс-капитан старой русской армии, член ВКП(б) с 1921 года, генерал-полковник. В 1937–1940 годах он – главком ВВС РККА, заместитель наркома обороны СССР, член ЦК ВКП(б), член Главного Военного Совета. Последняя должность перед арестом – командующий Прибалтийским особым военным округом (до февраля 1941 года, затем – «в распоряжении НКО»). Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

17 июня 1941 года арестован К. М. Гусев, 1906 года рождения, член ВКП(б) с 1930 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Белорусского ОВО, затем – ВВС Дальневосточного фронта.

19 июня 1941 года арестован П. А. Алексеев, 1888 года рождения, член ВКП(б) с 1920 года, генерал-лейтенант авиации, начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем – помощник начальника ВВС Приволжского ВО.

Разгром ни при чем

На рассвете 22 июня 1941 года начались известные события, но они ни в коей мере не остановили и даже не притормозили раскрученный маховик репрессий.

“ Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение ”

Через несколько дней после начала войны (точная дата все еще неизвестна) был арестован Герой Советского Союза, заместитель наркома обороны по боевой подготовке войск (до этого – начальник Генерального штаба Красной армии) генерал армии К. А. Мерецков. Вечером 21 июня решением Политбюро он был назначен представителем верховного командования на Северном фронте и утром 22 июня выехал в Ленинград. 23 июня Мерецков был включен в перечень «постоянных советников Ставки Верховного командования» наряду с такими доверенными людьми Сталина, как Молотов, Берия, Шапошников, Жданов, Маленков, Мехлис. В тот же день, 23 июня 1941 года, Мерецков был внезапно вызван в Москву и арестован (по одной из версий – прямо в приемной Сталина).

История с внезапным арестом и еще более загадочным освобождением (в начале сентября 1941 года) Мерецкова является одним из наиболее «темных пятен» в летописи войны. На сегодня известно ровно два документа, непосредственно относящихся к «делу» Мерецкова. Оба эти документа были опубликованы в газете «Труд» (№ 230 от 14 декабря 2001 года).

Первым «документом» приходится считать сообщение руководства Центрального архива ФСБ о том, что следственное дело К. А. Мерецкова уничтожено. Именно так – не утеряно, не засекречено, а уничтожено. Почему? Для материалов об аресте начальника Генштаба и заместителя наркома обороны не нашлось места в шкафу? Вторым документом является письмо, с которым 28 августа 1941 года сам Мерецков обратился к Сталину. Письмо это, которое по здравой логике должно было быть уничтожено вместе с якобы уничтоженным «делом», чудесным образом не уничтожилось... Арест Мерецкова по времени совпал с волной арестов руководства советских ВВС, но это совпадение может быть и вполне случайным. В своей книге «25 июня» я высказал и попытался (в рамках имеющейся, крайне скудной источниковой базы) обосновать гипотезу, в соответствии с которой Мерецков пал жертвой интриг (возможно, операции германских спецслужб), результатом которых стал массированный налет советской авиации на Финляндию (25 июня 1941 года) и последующее развязывание 2-й советско-финской войны.

24 июня 1941 года арестован П. В. Рычагов, 1911 года рождения, генерал-лейтенант авиации. Летчиком-истребителем Рычагов стал в 20 лет. В октябре 1936 года в составе первой группы советских летчиков прибыл в Испанию, до февраля 1937 года эскадрилья бипланов И-15, которой командовал Рычагов, сбила (точнее говоря – заявила сбитыми) 40 самолетов авиации фашистов. 31 декабря 1936 года отважному летчику и талантливому командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Из Испании Рычагов попадает в Китай, где уже в должности командира всей советской авиагруппы воюет против японских захватчиков. 8 марта 1938 года награжден орденом Красного Знамени, а в апреле назначен командующим авиацией Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. За успешное руководство действиями ВВС в боях у озера Хасан в 1938 году награжден вторым орденом Красного Знамени. В том же году Рычагов принят в партию решением ЦК ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. Во время финской войны командует ВВС 9-й армии – четвертая война и третий орден Красного Знамени. С июня 1940-го – заместитель, а с августа 1940 года – главком ВВС РККА.

26 июня 1941 года арестован А. П. Ионов, 1894 года рождения, член ВКП(б) с 1938 года, генерал-майор авиации, командующий ВВС Северо-Западного фронта (Прибалтийский ОВО).

Фото: ИТАР-ТАСС

27 июня 1941 года арестован П. С. Володин, 1900 года рождения, генерал-майор авиации. Первый раз Володина (на тот момент – начальника штаба ВВС 1-й Краснознаменной армии) арестовали в 1938 году, затем в рамках «бериевской оттепели» выпустили на волю в 1939-м. С 11 апреля 1941 года и по день ареста – начальник штаба ВВС РККА.

В тот же день, 27 июня 1941 года, был арестован И. И. Проскуров, 1907 года рождения, член ВКП(б) с 1927 года, генерал-лейтенант авиации. Послужной список генерала Проскурова был необычен даже по меркам того невероятного времени. В 1931 году с последнего курса Харьковского института электрификации Проскуров призван в РККА, где окончил летную школу и стал командиром экипажа тяжелого бомбардировщика. Затем Проскуров служит летчиком-инструктором элитной Военно-воздушной академии им. Жуковского, командиром бомбардировочной эскадрильи. В числе первых Проскуров прибыл в Испанию, где за штурвалом СБ воюет с франкистами. В 1937 году ему присвоено звание Героя Советского Союза. После Испании – командующий авиационной армией особого назначения Дальневосточного фронта. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. 14 апреля 1939 года военный летчик и авиационный командир становится начальником Разведывательного управления и – по занимаемой должности – заместителем наркома обороны. 27 июля 1941 года (ровно за 11 месяцев до ареста) Проскуров снова возвращается в авиацию, командует ВВС Дальневосточного фронта, а позднее назначается помощником главкома ВВС по авиации дальнего действия.

В тот же день, 27 июня 1941 года, арестован Е. С. Птухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-Западного фронта (Киевского ОВО). Военную авиашколу он окончил в 1929 году, летчик-истребитель, командир истребительной авиабригады. В Испании – советник республиканских ВВС, после возвращения в Советский Союз в 1938 году назначается командующим ВВС Ленинградского ВО. Во время финской войны – командующий ВВС основного, Северо-Западного фронта. Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В январе 1941 года Птухин назначен начальником Главного управления ПВО РККА, а затем – командующим ВВС Киевского особого военного округа.

28 июня 1941 года арестован Ф. К. Арженухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1922 года, генерал-лейтенант авиации. В 1927 году окончил Борисоглебскую школу военных летчиков, в 1931-м – Курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии. Командир авиаэскадрильи, старший инспектор по летной службе инспекции ВВС, начальник штаба 4-го бомбардировочного авиакорпуса. Помощник военного атташе в Испании, в 1938–1940 годах – начальник штаба ВВС РККА, затем – начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

8 июля 1941 года арестован А. И. Таюрский, 1900 года рождения, член ВКП(б) с 1926 года, генерал-майор авиации. Заместитель командующего ВВС Западного фронта (Западного ОВО), после гибели командующего ВВС фронта вступил в исполнение его обязанностей.

12 июля 1941 года арестован Н. А. Ласкин, 1894 года рождения, беспартийный, генерал-майор авиации, начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.

На первый (и поспешный) взгляд аресты, произведенные после 22 июня, могли быть связаны с расследованием причин и поиском виновных в разгроме советской авиации, однако в упомянутой выше «обвинительной справке» Берии от 29 января 1942 года события войны даже не упомянуты! Командиры ВВС западных округов (Ионов, Птухин, Таюрский, Ласкин) – в точности, как и авиационные генералы, арестованные до 22 июня, – «уличаются показаниями» расстрелянных в 1937–1938 годах Белова, Урицкого, Бергольца, Уборевича. Им вменяются в вину «участие в правотроцкистском заговоре» и даже «шпионаж» в пользу почти уже несуществующей Франции. Завербовались они в шпионы кто в 1938-м, а кто (Птухин) так и в 1935 году…

Предрешенные судьбы

К слову сказать, судьба командующего ВВС Киевского особого военного округа Птухина была, видимо, решена еще ДО немецкого вторжения. Маршал авиации А. А. Новиков (в ту пору – командующий ВВС Ленинградского военного округа) пишет в своих мемуарах:

«…20 июня меня неожиданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и тотчас позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г. Киев. Естественно, я сразу подумал о генерале Е. С. Птухине и осведомился, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и после недолгой паузы ответил, что вопрос о Птухине еще не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку...»

Очень много неясного и в обстоятельствах гибели командующего ВВС Западного фронта генерал-майора И. И. Копца. По общепринятой версии Копец застрелился в своем служебном кабинете вечером 22 июня 1941 года. Имеющиеся и изученные мной документы штаба ВВС Западного фронта молчаливо свидетельствуют о том, что командующий ВВС фронта действительно сменился: утром 22 июня документы подписывает Копец, а в ночь с 22 на 23 июня – уже другие, быстро сменяющие друг друга лица. Однако никакого документа о том, что новый командующий вступил в исполнение обязанностей, нет, равно как нет и малейших упоминаний о том, куда же делся прежний. Все это очень странно: по известным уставным нормам даже уход командира в очередной отпуск и назначение временно исполняющего обязанности оформляется письменным приказом.

В традиционную версию (самоубийство, вызванное психологическим срывом от разгрома авиации фронта) не вписывается самое в таком вопросе главное – свойства личности погибшего. Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и ордена Красного Знамени, участник двух войн (испанской и финской) 34-летний генерал Иван Копец не был «бывшим летчиком-истребителем». До последнего дня он оставался летающим летчиком. Маршал Скрипко в своих мемуарах с некоторым даже неодобрением отмечает, что командующий авиацией округа большую часть времени проводил на аэродромах, на которые он не приезжал на ЗИСе, а прилетал на истребителе И-16. Да и звание Героя Советского Союза командир эскадрильи И. И. Копец получил не в подарок «к юбилею», а за личное мужество, проявленное в небе Мадрида.

Для человека с такой биографией и таким характером гораздо естественнее было бы свести счеты с жизнью – если бы такое намерение на самом деле возникло – в воздухе, в кабине боевого самолета, прихватив с собой нескольких врагов. Самолет-истребитель в личном распоряжении командующего ВВС был. Немецких самолетов в небе над Белоруссией было предостаточно, они сами прилетали к Минску. Все становится на свои места, если предположить, что во второй половине дня 22 июня 1941 года за командующим авиации фронта приехали. Приехали люди с «горячими сердцами», «друзья народа». Вот в таком случае единственным способом уклониться от «следствия» и неправого суда оставалась одна только пуля в висок.

Не вписывается в версию о самоубийстве генерала Копца и один эпизод, описанный в дневнике П. К. Пономаренко (первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, в первые дни войны – член Военного совета Западного фронта). В этом документе (опубликован под редакцией известного российского историка В. Невежина в минском журнале «Неман» №№ 7, 8 за 2008 год) имеется такая запись: в середине дня 23 (двадцать третьего!) июня в телефонном разговоре с Пономаренко Сталин говорит ему: «Да, чуть не забыл. Смушкевич показал, что Копец являлся немецким шпионом. Командующим авиацией назначен его заместитель. Присмотритесь к его качествам. Расскажите об этом Павлову…»

Если это правда и днем 23 июня ни командующий фронтом Павлов, ни член Военного совета ЗФ Пономаренко еще ничего не знали про «самоубийство» командующего ВВС фронта, якобы произошедшее днем ранее, то скорее всего никакого самоубийства и не было. Был арест и/или убийство при задержании. Разумеется, окончательные выводы делать еще рано, историкам остается надеяться на то, что для документов «дела» генерала И. Копца место в архивных хранилищах НКВД-КГБ-ФСБ нашлось…

Кроме двух помилованных…

Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение. Были арестованы:

  • заместитель наркома обороны, бывший начальник Генштаба РККА (Мерецков);
  • нарком вооружений (Ванников);
  • нарком боеприпасов (Сергеев);
  • трое бывших командующих ВВС Красной армии (Локтионов, Смушкевич, Рычагов);
  • начальник Главного управления ПВО СССР (Штерн);
  • помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров);
  • начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин и Юсупов);
  • командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев);
  • заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО (Левин);
  • командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов);
  • командующий ВВС Западного фронта (Таюрский);
  • командующий ВВС и начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта (Птухин и Ласкин);
  • командующий ВВС Московского ВО (Пумпур);
  • помощник командующего ВВС Орловского ВО (Шахт);
  • помощник командующего ВВС Приволжского ВО (Алексеев);
  • начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин);
  • начальник НИИ ВВС (Филин);
  • начальник НИП авиационных вооружений (Шевченко).

Список, разумеется, далеко не полный. Он даже не включает в себя всех тех, кто был поименно назван выше. А ведь были еще десятки других командиров, инженеров, управленцев, которые были арестованы и убиты в рамках «дела авиаторов». А одновременно с ним раскручивалось грандиозное дело об «антисоветском заговоре» в Главном артиллерийском управлении РККА (были арестованы и расстреляны заместитель начальника управления генерал-майор Г. К. Савченко и его заместители, многие конструкторы артиллерийских систем).

Никто не знает почему, но Сталин помиловал двух обреченных: Ванникова и Мерецкова. 20 июля прямо из тюремной камеры на рабочее место вернули Ванникова. Председатель ГКО Сталин самолично написал бумагу такого содержания:

«ГКО удостоверяет, что товарищ Ванников Борис Львович был временно подвергнут аресту органами НКВД, как это выяснено теперь, по недоразумению, что т. Ванников считается в настоящее время полностью реабилитированным. Т. Ванников Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР назначен заместителем наркома вооружения и по распоряжению ГКО должен немедленно приступить к работе в качестве заместителя наркома вооружения».

Чуть позже Ванникова назначили наркомом боеприпасов СССР. Он служил Хозяину верой и правдой, и когда наступило время создать для товарища Сталина «боеприпас» небывалой разрушительной силы – атомную, а затем и водородную бомбу, то поручили это дело именно Ванникову, ранее арестованному органами НКВД, «как это выяснено теперь, по недоразумению». Ванников с заданием справился, довел дело до испытания «боеприпаса» мощностью в 50 мегатонн и стал трижды Героем Соцтруда.

Мерецкова освободили в начале сентября 1941 года и прямо из тюремной камеры в том же звании генерала армии и снова в должности представителя Ставки отправили на Карельский фронт. Больших (да и малых) успехов этот фронт под командованием бывшего заместителя наркома не достиг. Возможно, потому, что здоровье и силы Мерецкова были безвозвратно подорваны. По распространенной исторической легенде, заботливый Сталин даже разрешал изувеченному пытками генералу докладывать сидя. Хрущев в своих мемуарах пишет: «Когда я видел Мерецкова в последний раз, это был уже не Мерецков, а его тень. Раньше он был молодой генерал, физически крепкий, сильный человек, а теперь он еле ходил…»

Всех остальных, кто не был замучен во время «следствия» и дожил до приговора, расстреляли. 28 октября после эвакуации центрального аппарата НКВД из Москвы в Куйбышев на окраине «запасной столицы» расстреляли Локтионова, Штерна, Арженухина, Рычагова, Смушкевича, Проскурова, Савченко, Володина. Судьба самой большой группы арестованных была решена 29 января 1942 года, Сталин лично начертал на докладной записке наркома НКВД Берии: «Расстрелять всех поименованных в списке». 13 февраля 1942 года Особое совещание НКВД СССР оформило волю «вождя» постановлением о смертном приговоре. Молодых, тридцати- и сорокалетних генералов, записавшихся в партию большевиков-ленинцев в возрасте 18–20 лет, расстреляли 23 февраля 1942 года. В День Красной армии.

***

С той поры прошло много-много лет. В Куйбышеве на месте расстрельного участка НКВД появился парк. Детский парк имени Гагарина. В начале «перестройки» на месте будущего памятника героям-мученикам поставили памятный камень. Пригласили родственников, произносили речи. Теперь на этом месте стоит скромный, почти незаметный из-за деревьев монумент. Правда, трава там родится хорошая, высокая и красивая. С полевыми цветами.

16 августа 2014 года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося Главкома Советских ВВС, дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова (1914-1984). При нём советские...

16 августа 2014 года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося Главкома Советских ВВС, дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова (1914-1984). При нём советские ВВС достигли наибольшей мощи в истории, они были способны в значительной (если не сказать в исключающей) степени противостоять средствам поражения потенциального противника и нанести сокрушительный удар по любым целям.

Значимость любого военачальника определяется как чисто военными успехами, достигнутыми под его руководством, так и степенью готовности войск, достигнутой при его самом непосредственном участии. Получив первую геройскую Золотую Звезду №1026, он стал в число известнейших асов Великой Отечественной войны. Но свой главный потенциал Павел Степанович сумел реализовать в 70-е годы XX века, когда благодаря его неустанным заботам, объективно сформированной, постоянно действующей системе контроля были созданы могучие советские ВВС – сильнейшие ВВС в мире. Сильнейшими они были не только в количественном, но и в качественном отношении – самолётов подобных Су-27, МиГ-31, Ту-160 не имела ни одна страна в мире.

Полковник Кутахов

Сын бедных крестьян, потерявший отца в раннем детстве, сумевший первый раз в жизни досыта наесться только став курсантом лётной школы, он в совершенстве осваивает современные истребители, участвует в советско-финской и Великой Отечественной войнах, становится командиром звена, эскадрильи, полка. В 1943 году он был назван в числе лучших лётчиков Карельского фронта, 1 мая ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Тогда же, в 1943 году он сбил Ме-109 Генриха Эрлера – одного из результативнейших «экспертов» Германии, кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями.

Даже не всем любителям авиации известно, что П.С. Кутахов был первым среди советских лётчиков, кто поднял в воздух знаменитую американскую «Аэрокобру» (14 апреля 1942 года) и одержал на ней первую победу (15 мая 1942 года).

Войну гвардии подполковник П.С. Кутахов окончил известным асом, одержавшим 14 личных и 24 групповые победы, командиром 20-го гвардейского истребительного авиационного полка.


В годы войны

Вот как отзывается о своём однополчанине Иван Дмитриевич Гайдаенко, впоследствии генерал-полковник авиации, Заслуженный военный лётчик СССР, начальник ГК НИИ ВВС: «Он как летчик был отличный, но характер у него был жесткий. Помню, прислали 837-й полк на «Харрикейнах». Они сели в Мурмашах, а мы были в Шонгуе. Кутахов считался опытным, даже в полку все лётчики звали его «отец», хотя некоторых он был младше по возрасту. Командующий приказал ему вылететь туда и рассказать летному составу о театре военных действий. Прилетел Кутахов, собрали летчиков. Объявляют: «Командир эскадрильи Кутахов расскажет, какие тут идут бои, что представляет из себя противник». Некоторые зашикали: «Подумаешь, что, мы сами не знаем?» Кутахов возмутился: «Ах, так?! Да пошли вы…» Поворачивается, за шлемофон, и улетает обратно. Через два дня от полка ничего не осталось: расколошматили в пух и прах…

Да, Кутахов - он мог и послать, и даже в морду дать, если что. Но за дело он болел всей душой, боец он был настоящий, себя не жалел, умел руководить полком. Это умеют немногие.

У нас с ним были хорошие отношения – сошлись на том, что почти не употребляли спиртного и не курили, но нельзя сказать, что он мне давал какие-то поблажки…».

Неизменно высоко оценивало Кутахова и командование.

«Тов. Кутахов высоко грамотный в тактическом отношении лётчик-командир. Своевременно разгадывает замыслы воздушного противника и умело противопоставляет ему свой маневр, в результате которого наносит поражение противнику и всегда выходит победителем. Тов. Кутахов дисциплинированный командир. Требователен к себе и к подчинённым. В результате прекрасной боевой выучки и отличного лётного мастерства тов. Кутахов принадлежит к числу передовых советских асов», — даёт ему оценку в боевой характеристике от 1943 года командир 19–го гвардейского ИАП гвардии подполковник А.Е. Новожилов.

«…Его полк сплочён в единую дружную семью и всегда готов выполнять боевые задания. Лично командир полка пользуется всеобщим уважением и авторитетом. Им лично за период пребывания в полку переучено и введено в стой на самолёте «Аэрокобра» 9 лётчиков.

За умелое руководство полком, личную боевую работу в разгроме немецких захватчиков представляю тов. Кутахова к правительственной награде – к ордену Александра Невского.

Командир 1-й гвардейской смешанной авиационной Свирской дивизии гвардии полковник Пушкарёв».

Главный маршал авиации

В 1949 году П.С. Кутахов оканчивает Липецкие офицерские лётно-тактические курсы и продолжает службу, неустанно осваивая всё новые и новые типы теперь уже реактивных истребителей: Як-17, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б. Его лётные книжки включают собрание восторженных оценок его лётного труда самых именитых лётчиков: Тимофея Хрюкина и Пётра Покрышева, Арсения Ворожейкина и Фёдора Шинкаренко, Александра Силантьева и Ивана Лавейкина, Алексея Пахомова и Георгия Берегового, Прокопия Акуленко и Аркадия Ковачевича…

Общий налёт Заслуженного военного лётчика СССР генерал-лейтенанта авиации П.С. Кутахова составил 2 300 часов.

С конца 1950 года он командует истребительной авиационной дивизией, затем корпусом, а окончив Академию Генерального штаба назначается заместителем командующего, а затем и командующим воздушной армией. В июле 1967 года он был назначен первым заместителем Главкома ВВС Вершинина, а в марте 1969-го сам был назначен на должность Главкома. В 1972 году ему было присвоено высшее воинское звание в ВВС – Главный маршал авиации.


Покрышкин и Кутахов, 1964 г.

Он всегда был готов на равных заинтересованно обсуждать проблемы авиации и с начинающим курсантом лётного училища, и в споре с первыми лицами государства – всесильными министрами и Генеральными секретарями.