Екатерина 2 поурочный план. Внутренняя политика екатерины ii план особенности внутренней

План-конспект урока «Внутренняя политика Екатерины 2»

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Нас к себе в гости пригласила замечательная дама, которая оставила неизгладимый след в истории России. Она управляла страной 34 года - это целая эпоха! Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?

Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.

Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов и их годы правления. Давайте поможем им найти свои законные места, и восстановим хронологию их правления.

Правитель

Годы правления

Екатерина I

1762 - 1796 гг.

Петр II

1741 - 1761 гг.

Анна Иоанновна

1727 - 1730 гг.

Елизавета Петровна

1761 - 1762 гг.

Петр III

1730 - 1740 гг.

Екатерина II

1725 - 1727 гг.

Ответ

Екатерина I

Петр II

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Петр III

Екатерина II

1725 - 1727 гг.

1727 - 1730 гг.

1730 - 1740 гг.

1741 - 1761 гг.

1761 - 1762 гг.

1762 - 1796 гг.

Учащиеся расставляют верную последовательность правления императоров и императриц.

Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставлены даты правления исторических деятелей. Затем занесем полученные оценки за это задание в лист самооценивания.

Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки и заносят их в лист самооценивания.

Учитель: У вас на столах имеются в наличии карточки с лентой времени. На них имеются годы правления императоров и императриц. Подпишите сверху над годами правления инициалы исторических личностей.

Учащиеся расставляют на ленте времени правителей Российской империи в период Дворцовых переворотов.

1725 - 1727 1727 - 1730 1730 - 1740 1741 - 1761 1761 - 1762 1762 - 1796

Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О Екатерине II .

Учитель (выводит на экран проектора слайд с изображением Екатерины II ): Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную со временем правления Екатерины II . Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: «Внутренняя политика Екатерины II».

Учитель: Запишите название темы в тетрадь.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: Итак, к власти пришла Екатерина II. Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?

Учащиеся ( предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Личность Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II .

Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске и предлагает ребятам оценить работу на этом этапе, а затем объясняет, как правильно заполнить лист самооценивания и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся

Ориентировочный этап

Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.

Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?

Учащиеся называют известные им источники поиска информации.

Поисково-исследовательский этап

Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к раздаточному материалу, где описана личность Екатерины II и дана ее краткая биография.

Учащиеся знакомятся с дополнительным материалом. Читают текст документа на листах распечатки «Исторический портрет Екатерины II ». Определяют последовательность действий и находят ответ на первый вопрос.

Текст «Исторический портрет Екатерины II»

Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу.

С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ей учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.

Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.

У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка.

Она хотела стоять в уровень с умственными и художественными движениями века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.

В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю. В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех. кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.

Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!

Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II ?

Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.

Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?

Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Екатерина II была сильной и волевой личностью, которая с самого раннего детства прокладывала себе дорогу самостоятельно. Она была человеком, который добивается всего при помощи собственных усилий и очень трудолюбивой. За всю свою жизнь императрица прочла большое множество книг и любила писать.

Учитель

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Учитель: А теперь давайте с вами обратимся к тексту учебника, прочитаем первый абзац пункта «Особенности внутренней политика Екатерины» на стр. 170-171 и узнаем, что же такое «Просвещенный абсолютизм».

Учащиеся: «Просвещенный абсолютизм» - это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Учитель: Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися французскими мыслителями Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Используя текст документа на стр. 176-177 учебника, ответьте на вопрос, как видела императрица основы своей внутренней политики?

Учащиеся:

способствовать расцвету государства;

просвещение нации;

учредить хорошую полицию;

ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.

Учитель: Теперь мы с вами вернемся обратно к пункту параграфа «Политика «просвещенного абсолютизма» и узнаем, что такое секуляризация земель. Откройте учебник на стр. 171 и прочитайте последний абзац.

Учащиеся читают и определяют для себя, что такое секуляризация церковных земель. Называют определение, что такое секуляризация. Секуляризация - это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.

Учитель: В духе политики «просвещенного абсолютизма» императрица созвала Уложенную комиссию для разработки нового свода законов. К разработке данного документа Екатерина II привлекла выборных депутатов от сословий. Давайте с вами посмотрим состав и требования участников Уложенной комиссии. Для этого откройте в учебнике стр. 172-173 и ознакомьтесь с содержанием текста.

Учитель: Ребят, представьте себе, что вы являетесь представителем той группы населения, которая лежит у вас на листочке на парте. Каковы были бы ваши требования?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению?

Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Учитель: Екатерина приостановила деятельность комиссии в связи с началом Русско-турецкой войны. Больше она не созывалась. Императрица опиралась на дворянское сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий. Какие? Давайте с вами узнаем. А для этого нам необходимо будет заполнить таблицу в тетради по пункту учебника «Золотой век» российского дворянства».

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Учитель предлагает ученикам примерный эталон таблицы, который необходимо заполнить, прочитав пункт учебника «Золотой век» российского дворянства» на стр. 173-175.

Дата

Основные мероприятия

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Учитель проверяет таблицу, которую заполняли учащиеся, и сопоставляет с эталоном, имеющимся у него на руках.

Дата

Основные мероприятия

1763 г.

Возложение всех военных расходов на плечи крестьян, чтобы пресечь их бунты.

1765 г.

Разрешение ссылать крестьян на каторгу бессрочно. Запрет крестьян жаловаться на своих хозяев. Помещики имели в своем пользовании все захваченные земли. Передача церковных земель в собственность дворян.

1782 г.

Отмена указа о «горной свободе», по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружил. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

1783 г.

Запрет перехода крестьян от одного владельца к другому, а также зачатки появления крепостного права на Украине.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты дворянству», которая позволяла создавать дворянские общества и собрания, а также обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и ходатайствами к императрице.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты городам», которая давала привилегии городскому дворянству.

1762 - 1796 гг.

Дворяне получили в жалование 800 тысяч государственных крестьян. Промышленникам запретили покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Практический этап

Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради.

Учащиеся выполняют тест «Правление Екатерины II ».

Тест «Правление Екатерины II»

1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?

А) политика «сильной руки»

Б) «следование западному образцу»

В) политика «просвещенного абсолютизма»

2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?

А) деспот и тиран

Б) демократ на троне

В) философ на троне

3. Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей

Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?

А) для разработки реформ в области образования

Б) для создания нового свода законов

В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»

5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

А) купечество

Б) дворянство

В) окружение императрицы

6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):

А) отмена прежних привилегий дворян

Б) подтверждение прежних привилегий

В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний

1

2

3

4

5

6

Ответы:

Учитель называет правильные ответы.

Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.

Учитель называет критерия оценивания тестовых заданий:

шесть правильных ответов - отметка «пять»;

пять правильных ответов - отметка «четыре»;

четыре правильных ответа - отметка «три»;

меньше четырех правильных ответов - отметка «два».

Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют отметки за тест.

Учитель предлагает ребятам занести оценку, полученную за тест в лист самооценки.

Учащиеся заносят оценку в лист самооценивания.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель (задает вопросы учащимся): Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?

Учащиеся делают выводы о достижении целей урока, поставленных в начале занятия.

Учитель предлагает посчитать все оценки в листах самооценивания на каждом этапе и вывести среднюю отметку, полученную за всю работу на уроке.

Учащиеся считают полученные оценки за все этапы работы на уроке и выставляют средний балл, полученный на уроке в дневники.

Учитель (сообщает информацию о домашнем задании): § 24, ответить на вопросы и выполнить задания № 4, 5 в конце параграфа. Составить синквейн на тему «Екатерина II ».

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1.

Лист самооценки

Вид работы

Оценка

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

1. Актуализация знаний

2. Работа с текстом «Исторический портрет Екатерины II »

3. Работа с текстом учебника

4. Заполнение таблицы «Золотой век» российского дворянства»

5. Тест «Правление Екатерины II »

Итоговая оценка за работу на уроке


План. 1.Личность императрицы 2.Начало правления 3.Наказ" и Комиссия гг. 4.Губернская реформа 5.Судебная реформа Екатерины II 6.«Жалованная грамота городам» 7.«Жалованная грамота дворянству»


8-я императрица всероссийская 28 июня (9июля) 1762 – 6 (17 ноября) 1796гг Коронация: Предшественник: Преемник: Рождение: Смерть: Династия: Отец: Мать: Супруг: 1 (12 сентября) 1762 Пётр III Павел I 21 апреля (2 мая) 1729 Штеттин, (Пруссия). 6 (17 ноября) 1796 Зимний дворец, Петербург Аскании (по рождению)/ Романовы (по браку) Христиан-Август Ангальт-Цербстский Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская Павел I Петрович Дети: Анна Петровна Алексей Григорьевич Бобринский Елизавета Григорьевна Тёмкина



Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Урожденная Софья Августа Фредерика Анхальт- Цербстская. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась. В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Личность императрицы.


Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 вступила в брак с вел. князем Петром Федоровичем (Петром Ульрихом), впоследствии Петром III. При равнодушии мужа, строго регламентированной жизни двора, окруженная недоброжелателями, Екатерина II очень много читала, знакомясь с трудами по истории, юриспруденции, сочинениями французских просветителей, изучила рус. язык.


В 1754 Екатерина II родила сына, будущего императора Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной высылку Екатерина II из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося к ней все более враждебно, ее положение стало шатким.


Опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей. "Тартюф в юбке и короне" (А. С. Пушкин), беспринципная, тщеславная, властная, она умела расположить к себе людей и прекрасно подбирала сотрудников. Начало правления


Коронация Екатерины II Торелли Стефано ()


Правление Екатерины II характеризуют как «Просвещенный абсолютизм» В 1767, отказавшись от проекта реформы управления Н.И. Панина, Екатерина II созвала "Комиссию для сочинения проекта нового уложения", написав для нее "Наказ", скомпилированный из сочинений просветителей Монтескье, Беккариа и др. Политика «просвещенного абсолютизма – это попытка управлять страной при помощи «хороших законов», законов, которые улучшают положение всех слоев населения.


В 1763 провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство гос. аппаратом, и стал высшим административным органом управления. В провела секуляризацию (т.е. обращение в светскую собственность) церковных земель, что позволило не только пополнить казну, но также продолжить и завершить начатую Петром I нейтрализацию духовенства как политической силы. В 1775 "Учреждение для управления губерний" позволило создать многочисленную администрацию на местах. В 1785 " Жалованная грамота дворянству" и "Жалованная грамота городам". Документы упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные, власть над которыми постоянно увеличивалась.


"Наказ" и Комиссия гг. В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне. К маю 1766 года был готов почти завершённый текст - в нём было свыше полутора десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М. И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П. Сумарокову, высшим церковным иерархам.


В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов. Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. В конце 1768 года члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией. Екатерина понимала неуспех дела и, оценив обстановку, распустила общее собрание, оставив некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года.


Губернская реформа "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления. Эта система просуществовала почти столетие. Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором.


Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по тысяч и по тысяч человек соответственно. С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована.


Генерал-губернатор Вице-губернатор Губерния (тыс чел) Уезд тыс. чел Губерния (тыс чел) Уезд тыс. чел 50 губерний Губернатор Капитан-исправник В уездных городах - городничие Обер-полицмейстеры Москва Санкт-Петербург Сенат


В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору.


Уездный суд Земской суд ДворянеГорожане Городской магистрат Губернский магистрат Государственные крестьяне Нижняя судебная расправа Верхняя судебная расправа Судебная реформа Екатерины II Все сословные суды по закону – выборные. Но на практике это не осуществлялось. Местные администрации постоянно вмешивались в их деятельность. Гражданская палатаУголовная палата Сенат




«Жалованная грамота дворянству» Издана 21 апреля 1785 г. в день рождения императрицы. "Жалованная грамота дворянству" представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Дворянство резко отделялось от других сословий. Дворяне: Освобождались от уплаты податей, Освобождались от обязательной службы. Могли быть судимы только дворянским судом. Лишь дворяне имели право владеть землёй Лишь дворяне имели право владеть крепостными крестьянами. Было запрещено подвергать дворян телесным наказаниям

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ

Тема урока «Внутренняя политика Екатерины II »

Цели и задачи: объяснить значение понятий «просвещенный абсолютизм», секуляризация, монополия, каторга, межевание, Уложенная комиссия, жалованная грамота. Ознакомить с основными направлениями преобразований, их характером, итогами и значением. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс». План-конспект урока. Электронное приложение к учебнику А.А.Данилова. Рабочая тетрадь к учебнику истории 7 класса.

Ход урока

Организационный момент.

Мы с вами познакомились с историей России периода 1725-1762 годы. Это время называют эпохой дворцовых переворотов. За 37 лет 5 раз произошла смена правителей. Императора Петра III сменила на троне в 1762 году его жена Екатерина II, которая правила страной до 1796 года. Сегодня нам предстоит узнать, за что же прозвали Екатерину II Великой, какую внутреннюю политику она проводила, почему период ее правления называют «золотым веком русского дворянства».

Тема нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

    Особенности внутренней политики Екатерины П.

    Политика «просвещенного абсолютизма»

    Уложенная комиссия

    «Золотой век» русского дворянства.

    Ужесточение внутренней политики в 70-е - 90-е годы XYIII.

На экране появляется портрет Екатерины II.

Кто же такая Екатерина II?

В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим преемником племянника внука Петра 1 Петра Федоровича. Вскоре она его женила на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя Екатерина. После смерти Елизаветы Петр III царствовал всего 186 дней. Летом 1762 года он был убит в результате заговора. А на российском престоле оказалась Екатерина II, не имевшая на него законных прав.

Каковы же особенности проводимой Екатериной II внутренней политики?

    Крестьянское хозяйство в упадке, мануфактурное производство развивалось медленно, так как не хватало рабочей силы. Екатерина II, хорошо знавшая труды французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, д.Аламбера (изображения просветителей появляются на экране), пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи. В годы царствования Екатерины разразилась крестьянская война, произошла революция во Франции, появились в России свои «вольнодумцы» Новиков и Радищев. Все это привело к ужесточению политики.

    Екатерина II переписывалась с некоторыми просветителями, хотя не во всем была с ними согласна. Основной идеей их трудов была критика феодального общества, абсолютизма, отстаивание естественных прав человека и теории «общественного договора». Критике подвергалась и католическая церковь.

Екатерина II в течение 2 лет разрабатывала «Наказ» , в котором представила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Она считала, что в России может быть только неограниченная власть монарха, но монарха «просвещенного». Главной опорой должны быть дворяне. Царица Екатерина выступала с идеей секуляризации церковных земель, то есть передачи этих земель вместе с крестьянами в государственную собственность.

    Для принятия нового свода законов Екатерина II созвала в Москве в Кремле 564 депутата от разных сословий: дворян, купцов, крестьян, казаков, ясачных людей, кочевых племен. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. Купцы просили ввести монополию на торговлю. Дворяне – ужесточить меры по розыску беглых крестьян и местное самоуправление. Государственные крестьяне жаловались на высокие налоги, притеснения со стороны помещиков. Представители национальных меньшинств просили уравнять их в правах с русским населением. Лишь дворянин Григорий Коробьин выступил о плачевной участи крестьян.

4. Правление Екатерины II было «золотым веком» для русского дворянства. Ребята, выпишите в тетрадь мероприятия по улучшению положения дворянства со стр.173-174.:

Указ 1765 года, разрешающий ссылать крестьян на каторгу.

Указ 1783 года, вводящий крепостное право на Украине,

- «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года. В ней были собраны и подтверждены все привилегии дворянству, начина с 1725 года.

5. Крестьянская война в России и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 году была проведена губернская реформа в соответствии с которой численность губерний с 23 увеличилась до 50. Во главе губерний ставились губернаторы, а во главе уездов - капитан-исправники. Усилился контроль властей над населением страны. Была ликвидирована украинская автономия.

Революция во Франции привела к установлению строгой цензуры и к закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев А.Н. был приговорен к смертной казни, замененной сибирской ссылкой. Писатель и издатель Н.И.Новиков заточен в Шлиссельбургскую крепость.

Итоги: вы познакомились с основными направлениями внутренней политики Екатерины П. Узнали, что внутренняя политика в носила противоречивый характер. Она проводилась в интересах дворянства и не могла не вызвать протест населения.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

1.Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».

2. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики Екатерины П?

3. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?

В Рабочей тетради выполнить задание на стр. 64-65.

Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд.

Перехожу к проверке домашнего задания в форме небольшого теста. (На экране, через проектор выходят вопросы):

1) Отметьте причины дворцовых переворотов

а. отсутствие чёткого порядка престолонаследия.

б. народные волнения.

в. высокая роль гвардии при дворе.

г. мятежи в армии.

д. недовольство дворян петровскими реформами.

е. борьба за власть среди высшей знати.

ж. ограничение дворянских привилегий.
2) I вариант: Укажите последовательность царствования русских монархов с 1725-1762 гг. (одно имя лишнее)
а. Елизавета Петровна

б. Екатерина Алексеевна

в. Анна Леопольдовна

г. Пётр Алексеевич

д. Иван Антонович

е. Пётр Фёдорович

ж. Анна Ивановна

II вариант: 2) Восстановите хронологическую последовательность событий:
а. воцарение Елизаветы Петровны.

б. попытка ограничения самодержавия членами Верховного тайного совета.

в. свержение регента Бирона.

г. освобождение дворян от обязательной службы.

д. смерть Екатерины I.

3) Соотнесите родственные связи преемников Петра I :

А.Екатерина I.

Б. Анна Иоанновна.

В. Пётр II.

Г. Елизавета Петровна.

Д. Пётр III.

1.дочь ПетраI; 2. племянница ПетраI; 3.жена ПетраI; 4.внук ПетраI.

4) I вариант: По завершению Семилетней войны Россия:

А. захватила часть территории Пруссии.

Б. вернула захваченные территории Пруссии.

В. Заключила союз с Пруссией.

Г. Поделила с Австрией территорию Польши.


II вариант: Семилетняя война состоялась в года правления:

А. Елизаветы Петровны.

Б. Петра II.

В. Елизаветы Петровны и Петра III.

Г. Екатерины I.

Д. Петра III.

Подвожу итоги проверки знаний по пройденному материалу и перехожу к изучению новой темы.

Говорю: В истории России имеется множество величайших правителей. Одной из таких является Екатерина II, которая вслед за Петром I сделала Россию одной из ведущих европейских государств.

Записываю тему урока на доске:

Внутренняя политика Екатерины II

1762-1796.

На доске записываю план.

План:


  1. Приход Екатерины II к власти.

  2. Основные направления и этапы внутренней политики Екатерины II .

  3. Итоги и значение внутренней политики Екатерины .
Записываю план урока, ставлю перед классом познавательные задачи.

  1. Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.

Перехожу к изложению нового материала:

«Итак, дети, как вы помните, до правления Екатерины II в российской истории была эпоха дворцовых переворотов, характеризующаяся постоянной сменой правителей, нестабильностью в обществе. Давайте посмотрим, как Екатерина II пришла к власти. До крещения Екатерину II звали Софьей Фредрикой Августой. Родилась она 21 апреля 1729 г. в мелком немецком Ангальт-Цербстком княжестве. Образование получила домашнее: немецкий язык, танцы, музыка. С детства увлеклась сочинениями просветителей. 28 июня 1744 приняла православие, получила имя Екатерина, стала изучать русский язык, основы православия. 29 июня 1744 была обручена с Петром Федоровичем . Семейная жизнь с Петром Федоровичем (Петр III), у Екатерины не сложилась, в прочем его политикой были не довольны чиновники, гвардия, высшие командование. Они и участвовали в заговоре 28-30 июня 1762 года. В результате заговора Екатерина пришла к власти, хотя фактически не имела права на российский престол. В такой ситуации ей была необходима поддержка дворянства, благодаря которрму она пришла к власти. Поэтому вся ее политика была направлена на увеличение прав и привилегий этого сословия.

Политику Екатерины называют «просвещенным абсолютизмом», давайте ребята посмотрим, что это обозначает: Идею просвещенного абсолютизма разработали такие просветители, как Вольтер, Монтескье, Руссо, д’ Аламбер. Перед вами основные идеи просветителей:


  • Критика феодального общества.

  • Критика средневековых форм эксплуатации человека и абсолютной монархии.

  • Каждый человек рождается свободным.

  • Теория общественного договора.

  • Критика католической церкви.
На основе этих идей в Европе сложилась . Запишите основные пункты данной политики:

  • Покровительство национальной промышленности .

  • Создание условий для развития земледелия(освобождение крестьян).

  • Усовершенствование налоговой системы.

  • Централизация государства.

  • Кодификация законов.

  • Просвещение народа.

  • Борьба с церковью.
Эта политика была реализована такими политиками, как Фридрих II в Пруссии, Мария Тереза и Иосиф II в Австрии, министр Тюрго во Франции.

Запишите в тетради понятие «политика просвещенного абсолютизма» - это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Внутренняя политика Екатерины II делится на 2 этапа.


В начале своего правления Екатерина старалась действовать в рамках политики просвещенного абсолютизма, и даже переписывалась с французскими просветителями. Однако с 1775 Екатерина ужесточает внутреннею политику. Скажите дети, почему?
Правильно! Это связанно с реакцией на крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 и Великую Французскую революцию 1789 года.

Но начала свою внутреннюю политику Екатерина II с создания нового законодательства.

Скажите дети, почему?

Правильно, потому что прежнее уложение 1649 года уже устарело и надо было создать новое. Для этого Екатерина созывает учредительное собрание. Давайте посмотрим с вами «Наказ Екатерины II Уложенной комиссии» и посмотрим основные идеи Екатерины II.

Какие идеи здесь представлены?
Правильно дети, главными идеями в «Наказе» были:

Неограниченная власть монарха.

Идея секуляризации церковных земель.

Провозгласила естественное право каждого на свободы.

Против применения пыток в ходе следствия.

Против крепостного права.

Запишите дети, уложенная комиссия - специальная комиссия, созванная Екатериной для создания нового законодательства.

Давайте посмотрим, как работала Уложенная комиссия: Итак, в работе участвовали не только чиновники, но и выборные депутаты от сословий. Состав комиссии составлял 564 делегата, от государственных учреждений (чиновники), Дворяне, Купечество, Духовенство, Государственные крестьяне, ясачные люди, казаки, кочевые племена. С мест было привезено 1765 наказов, в которых содержались требования от населения. Давайте посмотрим эти требования (на экране выходит таблица):



Дворянские

наказы


Упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах органы дворянского самоуправления.

Купеческие

наказы


Монополия на торговлю, лишить этого права крестьянства, дворянства. Требовали дворянских привилегий.

Наказы от государственных крестьян

Жаловались на нехватку земли, на притеснения со стороны помещиков, заводчиков, на высокие налоги.

Инородцы, национальные меньшинства

Уравнение в правах с русскими.

Проработала комиссия только полтора года, не приняв никаких решений, так как в самой комиссии кипели ожесточенные споры, и депутаты не могли договориться. Комиссия была временно распущенна в связи начавшейся русско-турецкой войной 1768-1774 года. Следующим шагом во внутренней политике Екатерины II была секуляризация церковных земель в 1764 году. Запишите понятие секуляризация: это обращение государством церковной земельной собственности в светскую.

согласно этой реформе монастырские крестьяне стали экономическими, казна пополнилась церковными землями, большая часть из них была дарована дворянству, часть монастырей была закрыта.

Необходимость реформ чувствовалась и в государственных органах, так как за время дворцовых переворотов государственный аппарат очень сильно увеличился и плохо функционировал. Так в 1763 году была проведена реформа Сената: Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв при этом законодательные функции, он стал главным контрольным и судебным органом. Благодаря этому центральный аппарат сдал действовать более эффективно. Во главе его был назначен ставленник Екатерины - обер-прокурор А.А. Вяземский. (На экране выходи его изображение).

Давайте посмотрим, как функционировал органы управления при Екатерине II:


Как видите, все высшие органы подчинялись непосредственно императрице.

Часто правление Екатерины называют «золотым веком российского дворянства». Почему?


Правильно! Давайте посмотрим, что же получили дворяне:

1762

утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 г: дворяне освобождались от обязательной государственной службы.

1765

ссылка крестьян на каторгу, срок устанавливал помещик.

1762-1796

продолжение генерального межевания земли, закрепление за помещиками всех захваченных ими раннее земель.

1762-1796

дворянам пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

1782

Отменен указ о «горной свободе». Теперь дворяне объявлялись не только собственниками земли, но и ее недр.

1785

Жалованная грамота дворянства.

Дворяне, как видите, увеличили свои привилегии. Давайте, дети поработаем с источником. Разберем мы с вами «Жалованную грамоту дворянству», и ответим на вопрос, что поучили дворяне согласно этой грамоте?
Правильно! Дворяне получили: свободу от телесных наказаний, неограниченную собственность на имение и землю с ее полезными ископаемыми, право торгово-промышленной деятельности, созданы дворянские общества в губерниях и уездах.

В том же году вышла «Жалованная грамота городам», целью которой было формирование в России сословия мещан. В результате этой реформы богатые купцы освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, городское население было поделено на 6 разрядов, сформировано сословие мещан(цеховые работники, ремесленники), создано градское общество (орган городского самоуправления).

С 1775 года начинается второй этап внутренней политики Екатерины II, характеризующийся ужесточением политики, и связано это с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Так в ответ на восстание Е.Пугачева в 1775 г. была проведена губернская реформа. Основная цель: большая централизация государства, для быстрого подавления любых восстаний. Так, согласно указу об «Учреждении для управления губерний» вводилось новое административно-территориальное деление на губернии и уезды. Вся территория страны делилась на 50 губерний, в которых проживало 300-400 тыс. человек, во главе губерний стоял губернатор. Губернии делились на уезды, в которых проживало 30-40 тыс. человек, во главе уезда стоял капитан-исправник. В результате реформы была достигнута большая централизация государства.

Проведение реформ во внутренней политике Екатерины, подавление восстания Е.Пугачева, активная внешняя политика, требовали больших затрат, а для этого нужны были преобразования в экономике. Давайте посмотри основные направления преобразований в экономике:


  1. В 1765 г. Г.Г. Орлов и Р.И. Воронцов выступили учредителями Вольного Экономического общества, которое занималось оказанием помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта введения с/х., изданием «Трудов» Общества, где печатались работы по агрономии, животноводству, организации хозяйства. Общество также выступило инициатором решения крестьянской проблемы.

  2. Преобразования в сельском хозяйстве: колонизация Северного Причерноморья. При этом предоставлялись льготы при освоении новых территорий: от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. В результате смогли не только увеличить урожайность хлеба, его стали продавать за границу.

  3. Преобразования в промышленности: Увеличение числа мануфактур, рост производства в металлургии: выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, появились предприятия по добыче и выплавке драгоценных металлов, золота, платины, получила развитие новая отрасль - хлопчатобумажное производство.

  4. Преобразования в торговле: увеличение числа торжков и ярмарок (Нежинская, Коренная.) Торговля в городах стала ежедневной. Основными центрами торговли стали: Москва, Петербург, Рига. Однако, внешняя торговля в основном велась при посредничестве иностранных купцов.

  5. Финансовая политика: необходимость увеличения денег в казне, и для этого увеличили налоги и внешние займы, переплавлены серебряные и медные деньги. Также созданы новые банков: 1769-дворянский и купеческий банки. В 1786 году основан Единый государственный заемный банк. Также начали выпускать бумажные деньги.
Итак, дети все эти преобразования в экономике позволили казне пополниться деньгами, столь необходимыми для проведения внутренней политики и активной внешней политики.
Давайте, сейчас посмотрим итоги и значение внутренней политики Екатерины II:

  • Централизация государства, органов управления.

  • Обогащение дворянства, богатого купечества.

  • Ухудшение положения крестьян, работных людей.

  • Дальнейшее развитие в экономике крепостнических порядков.

  • Открытие новых школ, развитие культуры.

  • Развитие новых отраслей в промышленности.

  • Поток финансов в казну позволил ввести активную внешнюю политику России в конце XVIII века.
Не смотря на то, что в результате внутренней политики, ухудшило свое положение основная масса населения (крестьяне, работные люди), Екатерина II достойна названия великой государственницы, так как именно при ней Россия стала одной из европейских государств, активно участвовавшей во всех европейских делах.

А теперь дети ответьте на поставленные в начале урока вопросы:

1) Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.


  1. В чем особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Правильно! Дворянство помогло Екатерине придти к власти, и Екатерина II вынуждена была опираться на них в своей политике, постоянно увеличивая их права и привилегии.

А особенностью просвещенного абсолютизма Екатерины являлось его двойственность, с одной стороны Екатерина проводила реформы в духе этой политики, а с другой ужесточала политику, что вело к ухудшению положения крестьян, работных людей, горожан.

Контрольно-закрепляющая работа с учащимися:

Выставляю оценки учащимся, работавшим на уроке.

В конце урока даю домашнее задание : прочитать параграф 12-ый, ответить на вопросы 1, 4, 5, на стр. 136.

На доске в правом верхнем углу записываю домашнее задание.

Урок окончен. До свидания.

Конспект урока истории в 7 классе на тему :

« ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II »

Учитель истории:

Полушкина И.К.

15.03.2017 год

Конспект урока истории в 7 классе.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме: "Правление Екатерины II"

Цель урока: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Правление Екатерины II ».

Задачи урока:

Образовательные: - повторить и систематизировать материал;

Развивать общеучебные навыки и умения;

Установить причинно-следственные связи между историческими событиями;

Определить степень усвоения изученного материала.

Воспитательные:

Формирование нравственных позиций, патриотизма;

Развитие мотивации учебной деятельности;

Формирование любви к Родине.

Развивающие:

Развитие познавательную активность учащихся;

Развитие логического мышления, умения анализировать и сопоставлять.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1).

Тип урока: урок развивающего контроля

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

II . Мотивационно – целевой этап

Прочитайте на экране эпиграф к нашему уроку.

Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его».

Так говорила сама Екатерина II о своем правлении.

Так о чем же мы будем говорить на уроке?

Давайте определим тему и цели урока.

(Правильно, тема сегодняшнего урока: Правление Екатерины II )

Вы закончили изучать тему «Правление Екатерины II », познакомились с личностью великой правительницы, изучили ее государственные реформы, узнали о событиях внешней политики. Давайте вспомним ключевые моменты правления Екатерины II и яркие проявления ее политики.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода и дадим оценку деятельности Екатерины II.

В ыясним, какой вклад в развитие России она внесла, а также проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Работать каждый будет индивидуально, оценивая свои знания по каждому заданию. Если хотите ответить -поднимите руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл (жетон). В конце урока вы посчитаете набранное количество жетонов, после звонка подойдете ко мне и я поставлю вам оценку за работу на уроке. 3 баллов - и выше – «5»

2 балла – «4»

1- балл – «3»

Я всем желаю удачи сегодня на уроке!

III. Работа по теме урока

Мы начинаем с разминки, которая поможет вспомнить нам основные события, даты и персонажи периода правления Екатерины II .

Первый этап

ДАТЫ

В каком году начинает работу Уложенная комиссия? (1767)

В каком году начинается Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева? (1773)

В каком году Екатерина II вступает на престол?(1762)

СОБЫТИЯ

Какое событие положило начало подготовке вторжения России во Францию и созданию антифранцузской коалиции европейских государств? (революция во Франции)

В разделы какого государства была вовлечена Россия? (Речь Посполитая)

Взятие какой неприступной крепости под руководством А. В. Суворова стало главным событием заключительного этапа войны? (Измаил)

ЛИЧНОСТИ

После свержения этого правителя, Екатерина стала полноправной правительницей Российской империи (Петр 3)

Этот писатель был отправлен в десятилетнюю ссылку в Сибирь за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» (А. Н. Радищев)

Этот человек стал предводителем Крестьянской войны 1773-1775 (Е. И. Пугачев)

Этот главнокомандующий возглавлял войска, которые разгромили турецкую армию у реки Ларги (П.А. Румянцев)

Второй этап

А сейчас мы с вами посетим картинную галерею, где находятся портреты известных людей екатерининского времени. Ваша задача узнать их и назвать.

1 – Ушаков Ф.Ф.

2 – Петр III

3 – Потемкин Г.А.

4 – братья А.Г. и Г.Г. Орловы

5 – Екатерина II

6 – Суворов А.В.

Третий этап

Изучая данную тему, вы познакомились со многими новыми понятиями и их определениями, и сейчас вам предстоит их вспомнить.

Обращение государством церковной земельной собственности в светскую (Секуляризация)

Государственная политика Екатерины II, заключавшаяся в использовании идей эпохи Просвещения для сохранения феодальных порядков и крепостнического строя в условиях начинавшегося его разложения, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества (Просвещенный абсолютизм)

Союз стран (Коалиция)

Отказ присоединиться к одной из сторон в войне или дипломатическом конфликте (Нейтралитет)

Временная комиссия, которая созывалась для разработки нового свода законов (Уложенная комиссия)

Четвертый этап

А теперь давайте вспомним ключевые моменты правления Екатерины II. И начнем мы с внешней политики.

Одним из самых главных событий внешней политики этого периода были Русско-Турецкие войны(1768-1774, 1787-1791). Они объяснялись не только стремлением России выйти к Черному морю, но и желанием Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России. От их исхода зависела судьба государства. Победа в войне привела к значительному росту территории России и открыла перспективы для дальнейшего развития.

В состав России вошли правобережная Украина и Белоруссия, южная Прибалтика, Северное Причерноморье, территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке.

Не менее важными событиями стали и разделы Речи Посполитой.

В следующем задании вам необходимо установить соответствие между разделами Речи Посполитой и территориями, которые вошли в состав России:

РАЗДЕЛЫ ТЕРРИТОРИИ, ВОШЕДШИЕ В СОСТАВ РОССИИ

1) Первый раздел а) Основная часть Литвы, Западная Белоруссия, Западная Волынь, Курляндия

2)Второй раздел б) Белоруссия с Минском, Правобережная Украина

3)Третий раздел в) Восточная Белоруссия, часть Ливонии

Ответ:1в, 2б, 3а.

Пятый этап

При Екатерине II было проведено множество важных для России реформ.

Многие из них были осуществлены в русле «просвещенного абсолютизма».

Идеи «просвещенного абсолютизма были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, д Аламбера, Руссо. Их основная идея - критика феодального общества. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековой феодальной эксплуатации и деспотических форм государственного управления.

У Екатерины было свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Что-то она отвергла, а что-то воплотила в жизнь.

Давайте определим реформы проведенные Екатериной II в русле «просвещенного абсолютизма».

Работаем в парах. У вас на каждой парте есть рабочие пакеты с карточками, на которых представлены некоторые реформы. Ваша задача - разделить их на две группы, в одну из которых войдут мероприятия Екатерины II .

1)Секуляризация церковных земель

2)Создание коллегий

3)Учреждение дворянского Вольного экономического общества

4)Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

5)Введение рекрутской повинности

6)Введение подушной подати

7)Начало проведения школьной реформы. Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе.

Скажите, пожалуйста, а оставшиеся преобразования, собранные во вторую группу, относятся к правлению какого исторического деятеля? (Петр I )

Шестой этап

Правление Екатерины II вошло во многие произведения литературы, сейчас я зачитаю вам отрывок из литературного произведения «Горе от ума» Грибоедова:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд...

Как вы думаете, к какому сословию мог принадлежать человек, описанный в этих строках? (Дворянин)

Нередко эпоху правления Екатерины II называют «Золотым веком» российского дворянства.

Каковы для этого основания? Как вы можете это объяснить?

    (Екатерина опиралась на это сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий, которые вызывала протест у бедных слоев населения. пример тому - Крестьянская война)

А теперь представьте, что вы дворяне екатерининской эпохи и в следующем задании найдите в списке мероприятий, те, которые Екатерина II провела в ваших интересах.

1)Указом было разрешено ссылать крестьян на каторгу, срок каторжных работ мог установить сам помещик.

2)За период 1762-1796 дворянам было пожаловано 800 тысяч государственных крестьян.

3)Многие земли, отобранные у церкви, были переданы в собственность дворян.

4)Продвижение по службе шло согласно новому документу «Табель о рангах» (при Петре I )

5)Жалованная грамота дворянству

6)Любая попытка крепостных пожаловаться на помещика каралась ссылкой на каторгу

IV . Заключение.

А теперь мы можем вернуться к нашему проблемному заданию.

Ребята, можете ли вы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что вы можете сказать о Екатерине и ее политике? Какой вклад в развитие России она внесла?

Продолжите фразы, представленные на слайде:

    Мы считаем, что правление Екатерины II было…

    Потому что …

    Мы можем доказать это на примере …

    Мы делаем вывод, что…

Давайте сформулируем итоги правления Екатерины, сделаем общий вывод:

Екатерине II удалось расширить границы государства, увеличить авторитет России на международной арене.

    Внешняя политика привела к росту территории России (правобережная Украина, Белоруссия, Северное Причерноморье). Россия получила выход в Черное море и начинает превращаться в великую мировую державу.

    Внутренняя политика Екатерины была противоречивой, так как проводилась в интересах дворян и вызывала протест у бедных слоев населения (Крестьянская война)

    Социально-экономическое развитие также носило противоречивый характер: с одной стороны развивались новые формы хозяйствования, основанные на наемном труде и рыночных отношениях, а с другой, сохранялась крепостническая система, тормозившая развитие страны.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я...

Было интересно…

Было трудно…

Мне это необходимо для...

У меня получилось…

Я смогла…

Молодцы ребята! Мы с вами хорошо сегодня поработали.

Всем спасибо за урок!

Домашнее задание на выбор: написать сочинение - эссе «Мое отношение к Екатерине II и ее правлению» или составить исторический портрет Екатерины II.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка-алгоритм характеристики исторической личности

    Исторические условия, в которых происходит деятельность личности

    Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

    Интересы какого класса (классов) выражает исторический деятель?

    Знание его личных качеств

    Оценка результатов деятельности исторической личности