Как развивать интеллектуальные способности. Как пение способствует развитию личностных качеств ребенка

Музыка – вид искусства достаточно специфический. Когда искусство было синкретичным, т.е. единым и неделимым, как, например, действо, совершаемое первобытными людьми вокруг костра, оно уже содержало в себе зачатки музыки. Но создавать простейшие музыкальные инструменты и извлекать из них звуки люди стали только тогда, когда стали вести оседлый образ жизни и у них появился досуг.

Формирование эстетического чувства и формирование интеллекта – процессы параллельные. Далеко не всегда они пересекаются и предполагают друг друга. Существует же эстетика низкого и безобразного, которой, тем не менее, может упиваться человек с достаточно высоким интеллектуальным уровнем – только потому, что ему страстно хочется полной противоположности тому образу жизни, что он ведет – правильному, размеренному, предсказуемому. Да и сам интеллект может быть направлен не на благие дела. «Гений и злодейство» оказываются понятиями вполне совместимыми – вспомнить хотя бы харизматических личностей прошлого.

Что же подразумевается под интеллектом? Есть соблазн заглянуть в какой-нибудь словарь, справочник, энциклопедию, но почему бы не сформулировать своими словами? Это совокупность умственных способностей, определяющих как социальный статус человека, так и его профессиональную принадлежность. Формирование интеллекта зависит от многих факторов: происхождения, социальной среды, ближайшего окружения, степени восприимчивости и проч.

Упрощенно говоря, интеллект предполагает начитанность и эрудированность, кругозор. В наш аудио-визуальный век об интеллекте можно составить представление по тем песням и фильмам, что прослушаны и просмотрены. Хотя такой интеллект – слишком односторонний.

Остается ли здесь место для музыки? Вполне! Еще древние греки справедливо полагали, что если уж учить – то так, чтобы личность развивалась всесторонне, чтобы человек умел читать, писать и считать, а также заботиться о телесном здоровье и развиваться эстетически – и здесь как раз музыка ему в помощь!

В сохранившихся фрагментах трактата Аристотеля «Поэтика» имеется упоминание о катарсисе. Большинство ученых сходятся во мнении, что этот термин можно трактовать так: нравственное потрясение под воздействием какого-либо внешнего раздражителя. А в качестве такого раздражителя как раз и может выступать игра исполнителя или само музыкальное произведение.

Опытный музыкант скажет: знание нотной грамоты, сольфеджио – это только полдела, это не самое трудное для освоения. В конце концов, нотной грамоте нас пытаются научить и на школьных уроках музыки, пусть с разной степенью успеха. А вот добиться того, чтобы инструмент в твоих руках, будь то гитара или флейта, пел или плакал, — вот показатель высшего мастерства и профессионализма. Причем не «холодного» профессионализма, а самого трепетного отношения к любимому занятию. Так что с голым интеллектом, со знанием нот или аппликатуры в музыке делать нечего. Петь будешь правильно, но никого твое пение не тронет, играть научишься по гаммам, но так и останешься ремесленником, не выросшим до Мастера.

То, что личность должна развиваться разносторонне, — это аксиома. К сожалению, не для всех. Социализация бывает односторонней – когда в избранной области человек чрезвычайно силен, способен достигнуть выдающихся успехов, даже занимаясь самостоятельно, но копните поглубже – вопиющее невежество. Вот почему по отношению к такому человеку будут действовать одновременно законы притяжения и отталкивания.

Обращусь к конкретному случаю. Судьба свела с одной замечательной девушкой. Зовут ее Елена Флейман. Фамилия удивительным образом созвучна названию того музыкального инструмента, с которым она почти не расстается, — флейта. Лена – очень славный, светлый и чистый человечек, замечательная подруга. Она притягивает к себе только хороших людей. И все бы замечательно, но… В личной жизни – проблемы. Иногда в отчаянии она считает, что проклята кем-то. Когда я узнал ее ближе, спустя три месяца, то понял: нет никакого проклятия. Все проблемы в ней самой.

Она одержима, больна музыкой. Может заниматься флейтой или гитарой целыми днями. Но это – форма сублимации, бегство от себя, от крушения первой любви, от развода родителей, которые навсегда остались тяжелым воспоминанием. Ее цель – стать профессиональным музыкантом. Всё остальное – побоку. А что остальное? Учеба, книги, общее развитие. Скоро я понял: кроме музыки, с ней не о чем говорить, она неинтересна. В том числе неинтересна и противоположному полу. Парни летят на свет, проводят с ней время, а потом тихонько отходят в сторону. Они побаиваются умных женщин, но на дурочку тоже не «западут». Что же получается? Интеллект равняется нулю, а техническая, исполнительская сторона – супер! Разрыв налицо. И, к сожалению, Лена и не собирается что-то менять. Ее устраивает ситуация. Решила – буду одна. И ведь если не прозреет – будет. Жаль, если так. Она не обидчива, и все-таки сказать ей обо всем вышеперечисленном боюсь. Творческие люди ранимые. Но я убежден: не музыкой единой жив человек. Когда к ней не прилагается интеллект – и гармония не возникнет.

Невозможно не поднять вопрос о характере самой музыки наряду с характером ее воздействия на человеческий интеллект. Со слов родителей знаю, что когда-то, на уроках музыки в школе, им ставили на проигрыватель грампластинку с классической музыкой и заставляли слушать чуть ли не весь урок – сидите, мол, проникайтесь гармонией. И никто не объяснял, а почему именно это произведение – шедевр. По каким законам создается гармония? Какое уж тут формирование интеллекта!.. Многие вынесли со школы стойкое неприятие, и даже отвращение к классике. О том, чтобы испытать катарсис, слушая Чайковского или Моцарта, и речи нет. А должно бы!

В подростковые годы многие «болеют» роком. шарахается от этой музыки, хотя и признает, что тексты некоторых песен – очень сильные тексты. «Отцов церкви» не слишком устраивает способ подачи материала – гром, грохот, беснующиеся толпы поклонников. Масса живет эмоциями, а не интеллектом. Текст никто особо не слушает.

В этом смысле бардовская песня находится в более выигрышном положении. Здесь – глаза в глаза, полная доверительность и раскованность, не слишком искусное владение гитарой, зато пронзительные стихи, впечатление от которых простейшие гитарные аккорды способны усилить.

В любом музыкальном и околомузыкальном движении есть фанаты и есть элита. Именно в элиту входят интеллектуалы от музыки. Они ведут музыкальную летопись, собирают архив записей, анализируют творчество группы или исполнителя. Таких людей в шутку, но с огромной долей уважения называют «ходячей энциклопедией».

Чему именно помогает музыка? Воспитанию чувства ритма и гармонии. Умению держать паузу. Вдыхать в инструментальные звуки живую душу. Конечно, если не замыкаться в рамках одного музыкального стиля, то значительно расширится кругозор.

И все-таки основной проблемой остается противоречие между интеллектом и чувственностью. Молодежь норовит «выпендриваться» — кто лучше играет, кто правильно ставит аккорды. Те, кто постарше, улыбнутся и скажут: отчетный концерт – одно дело, тусовка у походного костра – совсем другое. В одном случае требуется напряжение интеллекта, в другом – напряжение души. И отдача не одинакова – аплодисменты, цветы, улыбки, восторженные глаза или «спасибо», которое в этих глазах читается, молчаливое обожание. Что дороже?

Павел Николаевич Малофеев

Кто из нас не мечтал обладать высоким уровнем эрудиции и блеснуть своим умом? Да и в различных жизненных ситуациях большинству из нас, ох как помогли бы дополнительные знания, позволяющие выйти «сухим из воды», помочь коллеге, другу, совершить правильный поступок сделать верный выбор и т.д. Во всех сферах нашей жизни важно быть человеком не просто умным, но и мудрым. Поэтому весьма важно знать, как развить свой интеллект и изучить лучшие упражнения и советы опытных психологов.

Можно ли развить свой интеллект

Некоторые ошибочно полагают, что интеллект – это врожденная составляющая человека. И развить его невозможно. Это не совсем так. Да, встречаются такие люди, у которых попросту существует определенный барьер умственного развития и выше него попросту нельзя прыгнуть. Но к таковым относятся те, у кого есть врожденный дефект мозга, умственная отсталость, малоумие и другие заболевания, связанные с интеллектом. В случае врожденного интеллекта, его можно развивать с помощью разных математических ребусов, головоломок и других методик.

Порой, не обязательно что-либо вообще делать, так как гениальность сама находит пути проявления. Вспомним хотя бы великих физиков – Эйнштейна, Кюри, Иоффе и других. Нельзя сказать, что в те года физико-математические науки были распространены. Но стоит сразу отметить, что это единичные случаи, на которые не стоит слишком опираться. То есть, исходя из вышесказанного, можно понять, что не всегда врожденность является главным способом обрести высокий интеллект.

Мифы об интеллекте

Есть мнение о том, что при наличии врожденного интеллекта нет смысла что-либо еще предпринимать для его роста, развития. Как мы уже знаем, случаи с гениальностью были и есть, но они встречаются очень редко. Поэтому нельзя уповать только на природный дар, важно работать над своими умственными способностями, тренировать их. Но даже в случаях с гениями нельзя полностью отбрасывать и фактор воспитания, развития в определенной среде, условиях, которые сложились в уникальный тандем с геномом человека и стали причиной его гениальности в будущем. Но и это еще не все.

Мы спешим развеять мифы о том, что невозможно повысить уровень интеллекта у зрелого человека, если не работали над его способностями в детстве и юности. Категорически возражаем, так как в этой жизни все возможно! Каждый из нас, в том числе и наши дорогие читатели могут дорасти до уровня если не гения, то умного и эрудированного человека, в какой бы среде он ни воспитывался ранее.

Помните произведение Бернарда Шоу «Моя прекрасная леди». Юная мисс Элиза Дулитл была обычной продавщицей цветов в бедном квартале, и соответственно, вела себя так, как и её окружение. Говорила грубо, материлась, была неухоженной. Короче говоря, банальной люмпеншей.

Гениальный специалист по языкам Генри Хиггинс, встретив её, был попросту ошарашен. И поспорил со своим другом о том, что сможет сделать из неряхи и грубиянки великосветскую леди со всеми соответствующими манерами за несколько недель. И что вы думаете, ему это удалось. Просто он создал все условия для того, что внутренний потенциал девушки нашел выход и проявился во всей красе.

Мы все можем достичь успехов на любом поприще. Для этого нужно работать, общаться с теми, кто стимулирует умственное развитие, проявить собственную силу воли, скрупулезность.

Следующее заблуждение – быть гениальным, не значит быть умным во всем. То есть, в отличие от тех, кто должен воспитывать и развивать в себе способности, существует типаж людей, которые и так уверены в своем умственном совершенстве. Они полагают, что если добились успехов, например, в математике, физике, то нет нужды подтягивать другие отрасли наук и даже не нужно обретать мудрость при общении с людьми.

В этом и заключается опасность, о которой мало кто из «умников» знает. Вот вам простой пример: человек, отлично понимающий в математических теориях. Способен в уме просчитать деление или умножение многозначных цифр. Но может растеряться при встрече с новым человеком, с трудностью дать оценку его действиям.

Или наоборот, отличный филолог, философ способный дать мудрые советы на разные случаи. Может растеряться при подсчитывании сдачи в магазине. Все это крайности, мешающие качеству жизни. Согласитесь, ведь намного лучше быть гармоничным, развивать способности во всех отраслях и не забывать получать новые познания в плане общего развития.

На что похоже несбалансированное развитие интеллекта? Процесс можно легко рассмотреть на примере накачки мышц. Если культурист уделяет внимание одним и совершенно не занимается другими, то его фигура превратится во что-то смехоподобное. Поэтому, для обретения красивого рельефа тела, нужно заниматься со всеми группами мышц, причем регулярно, не останавливаясь. И наш интеллект также нуждается в том, чтобы его развивали постоянно, не делая перерывов. Пытливый ум не может «жить» без очередной дозы интересующей, увлекательной информации.


Раскрываем секреты развития интеллекта

Мы часто сталкиваемся с книжками, онлайн статьями о том, как быстро стать гениальным и, пройдя «уникальный» курс понимаем, что ничего из этой затеи не выходит. То есть, разрекламированная чья-то работа попросту оказалась пустышкой. Чему же мы удивляемся? Все те, кто ищет легкие пути, ничего не получит. Для того чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия, волю, постараться, сконцентрировать на нем свое внимание. Ведь мы же не верим в силу одной таблетки, способной вылечить все недуги разом.

Хотите развивать активность своего мозга – работайте над ним постоянно. Нагружайте его умственными задачками, причем они должны быть комплексными, разносторонними. Это как в вопросе со здоровьем. Хотите его иметь, занимайтесь спортом, нагружайте организм активными действиями. А что нам обычно мешает избавиться от пагубных привычек, заняться спортом – .

Да, она же имеет непосредственное отношение к нашему процессу мышления. Мы ленимся думать, читать, изучать, смотреть. Нам легче чувствовать себя в теле одноклеточной инфузории, которая просто перемалывает все то, что в нее попадает. Но никакой пользы она из этого не извлекает. Так и мы – если не будем то и дело пополнять копилку своих знаний, то остановимся на уровне примитивного человека, первоклассника с ничтожным багажом познаний.

Когда мы прилагаем усилия, используем свою волю для регулярного поиска интересной информации, читаем, смотрим, изучаем, то мы укрепляем свой характер, воспитываем в себе чувство дисциплины.


Какие существуют виды интеллекта

В вопросе умственных способностей нужно отметить, что интеллект у каждого свой, так как существует ряд его разновидностей. Их, кстати, можно выделить еще с детских лет по манере общения, интересам ребенка, его увлечениям, размышлениям, рассуждениям.

  1. Аналитический. Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать информацию, разделять её на логические блоки, выявлять взаимосвязь.
  2. Логический. Человек способен на рассуждение, мышление и анализ, не нарушая формальную логику. Такой тип обладает умением делать логические, верные выводы в соответствующей последовательности.
  3. Критический. Получая информацию, человек подвергает её критике, оценке и легко отсеивает все лишнее, ненужное, неправильное. Так складывается закономерное, чистое мнение.
  4. Дедуктивный. Человек выуживает отдельную, нужную информацию из общего объема, потока и отлично может её сформулировать. Такой тип умеет обобщить, находить закономерности во взаимосвязи разной информации и группировать в одно единое.
  5. Прогностический. Талант планировать, предупреждать, формировать в мыслях будущие события и в то же время удерживать в голове различные варианты решения той или иной задачи.
  6. Абстрактное мышление. Человек может вникнуть в сложнейшие абстрактные процессы, чаще это касается математических, философских задач. Это гениальные личности, способные удерживать в своей голове сложнейшие математические формулы, процессы. Они могут быстро сосчитать сложение, умножение и деление миллиардов за считанные секунды.
  7. Образное мышление. Человек умеет сопоставлять различные по значимости вещи из разных наук, быстро подводить их к общему знаменателю. Люди способны создавать, формулировать разного рода метафоры, расшифровывать сложные идеи и снижать их до упрощенного уровня для более легкого понимания.
  8. Умение концентрироваться. Данный момент скорее относится к тем, кто обладает большой волей и дисциплиной, хотя без интеллекта вряд ли это было бы возможным.

Человеческий рассудок также обладает определенными свойствами:

  1. Логика архитектуры: у каждого разная степень упорядоченности его мышления. Кто-то рассуждает трезво, все мысли в «порядке», а у других разум хаотичный, несвязный, сумбурный.
  2. Широта, глубина человеческого ума: от данного момента зависит уровень «умности» человека. Если он способен более широко и глубже обхватить вопрос, задачу, объект мышления, значит он более умный.
  3. Скорость выполнения мыслительных операций. Здесь, пожалуй, все понятно. Чем быстрее человек соображает, тем у него выше скорость мышления.
  4. Автономия мышления. Некоторые лица могут отлично соображать вне зависимости от воздействия внешних помех, факторов. Они всегда спокойны, особенно в тот момент, когда нужно принять верное решение, создать идею и воплотить её в жизнь.
  5. Отличная оперативка: речь идет о нашей памяти. Чем она лучше, тем больше информации мы можем держать в своей голове и в нужное время воспользоваться ею. Люди с хорошей памятью могут читать наизусть поэмы, пересказывать книги, умножать в голове миллиарды, делить их, формулировать формулы.

Итак, мы изучили основные компоненты человеческого разума, которые можно развивать, повышать их уровень. Для этого существует масса методик, среди которых есть самые распространенные в соответствии с их эффективностью.


Лучшие методы развития интеллекта в любом возрасте

Мы все понимаем, что интеллект весьма важное качество для качественной жизни каждого человека. Без него невозможно окончить школу, вуз, получить выгодную работу и расти по карьерной лестнице. Если у вас есть проблемы интеллектуального плана, возьмитесь «за ум». Повышайте свой уровень с помощью предлагаемых нами способов.

Начните играть в шахматы

Многие считают данный вид спорта (общепризнанный) скучным времяпровождением, но это большая ошибка. Вы сначала попробуйте, а потом уже будет говорить. Дело в том, что изначально, пока у человека нет навыков, действительно процесс проходит монотонно, скучно. Но как только навыки развиваются, невозможно будет за уши оторвать от шахматной доски.

Игра развивает все качества человеческого разума:

  • логику;
  • умение прогнозировать;
  • абстрагироваться;
  • давать оценку;
  • анализировать каждый ход;
  • мыслить дедуктивно, образно.

Во время раундов, игроки полностью анализируют и оценивают действия своего противника, мыслят точечно и обобщенно. Короче говоря, в процесс втягиваются все стороны нашего мышления.

Если вы не умеете состязаться в шахматах, то это не беда. В отличие от прошлых годов, когда в качестве пособия были только скучные учебники, книжки, теперь можете воспользоваться шахматными тренажерами, видеокурсами, онлайн играми на различных площадках. Так будет не только познавательно, но и увлекательно, интересно.

Вам придется со временем включаться в игру и создавать комбинации, строить ходы. Наступит момент, когда научившись игре с роботом, вы легко справитесь с приятелем, считавшим себя шахматным асом. И конечно, ваша логика, автономия мышления, умение абстрагироваться и другие моменты помогут в иных сферах жизни.

Покер – математическая карточная игра

Мы с порицанием смотрим на тех, кто увлекается покером в режиме онлайн. Но не стоит торопиться с выводами. Карточная игра в покер – это цепь логических рассуждений, построение ходов, умение прогнозировать ход противника и другие нюансы, стимулирующие развитие человеческого интеллекта.

Более того, раунды вынуждают человека «брать себя в руки» и не показывать свою нервозность, неуверенность в себе. Необходимо судить трезво, сдержанно и научиться ждать, не действовать по импульсу, не показывать свои эмоции.

Головоломки, ребусы, кроссворды

Мы часто проводим свой досуг в разного рода расшифровках, головоломках, угадываем слова в кроссвордах, увлекаемся чтением ребусов и других занимательных задач. Все это работа для нашего ума.

Во-первых, мы улучшаем свою память, угадывая слова в кроссвордах. Во-вторых, расшифровка головоломок развивает нашу логику, умение мыслить абстрактно и автономно, учиться прогнозированию. В сети Интернет существует огромное количество порталов, где на выбор представлены миллионы ребусов, головоломок и других развивающих задач.

Разрываем шаблоны

Жизнь практически каждого из нас состоит из одних и тех же действий. Встаем в одно и то же время, умываемся, пьем кофе и отправляемся по одной и той же дороге на работу, учебу. Так наш мозг прекращает работать, нам не нужно думать о том, как найти дорогу к офису, на какой трамвай сесть. Все доведено до автоматического исполнения действий. А как мы знаем, если долгое время чем-то не пользоваться, то эта вещь портится, возникает момент застоя.

То же самое и с нашими умственными способностями. Они должны постоянно «работать», иначе рискуем деградировать преждевременно. А если мы разрываем эти шаблоны, наш мозг тут же включается в активный процесс. Появляются новые крепкие связи между нейронами, от которых зависит и наш интеллект.

Как это исправить – внесите в обычный режим, поступки в течение дня что-нибудь новое. Например, не ходите на работу уже по проверенной дорожке. Смените маршрут, обойдите через другие дворы. Или, вместо того, чтобы начать рабочий день с привычной чашки кофе, купите сок. На обед вместо сосисок съешьте овощи на пару. Утром, вместо того, чтобы дольше понежиться в постели отправляйтесь на пробежку. Вы не успеете зафиксировать тот момент, когда ваши умственные способности вновь начнут себя проявлять.

Запишитесь на танцы, станьте активней

Не стоит сразу же возмущаться и полагать, что от танцулек ничего не зависит. Вы не правы. Работа мозга напрямую зависит от степени циркуляции крови. Если она низкая, то возникает кислородное голодание, погибают не только клетки, но и нейроны, их связки атрофируются.

Если вам не охота просто так бегать, прыгать, скучно совершать пробежки, запишитесь на курсы танцев. Особенно подойдут латиноамериканские стили: танго, баккара, ча-ча-ча и другие. Некоторые специалисты, напротив, рекомендуют заниматься спортивными видами танцев. В любом случае, все полезно.

Движения позволят организму получить колоссальную порцию энергии, а умственные способности будут расти и расти за счет отличного снабжения тканей мозга кислородом. Но и это еще не все. Активные танцевальные движения, хотим мы того ли нет, заставляют нас постоянно думать. А это значит, мозг находится в активном состоянии и развивается интеллект.

Рисуйте

Творческие занятия обязательно «встряхнут» ваш мозг и интеллект будет пополняться новыми знаниям. Во время рисования, активируются самые отдаленные участки, вовлекаются в процесс размышления и если продолжать занятия, не останавливаться, то степень интеллекта будет возрастать. Конечно, никто не говорит о том, что вам нужно творить как Брюллов или Саврасов. Но, как известно, рисовать любят практически все, но большинство стесняется своих «каракулей». И это зря! Рисуйте себе на здоровье и не бойтесь критики.

Учитесь

Это один из лучших методов развития собственного интеллекта – познавать новое, не останавливаться на достигнутом. Вы окончили школу, вуз, но это не значит, что можно расслабиться. Впитывайте информацию каждый день. Открывайте сайты с интересными публикациями, новостями, интересуйтесь жизнью известных людей, новыми видами хобби, книгами. Читайте перед сном. Пусть вы даже устали и хотите быстрее уснуть заслуженным сном, но пару страничек книжки перед сном позволит повышать интеллект и расслабить нервную систему.

Печатайте

Есть отличный способ «убить» сразу двух зайцев – развивать интеллектуальные способности и в то же время неплохо зарабатывать. Называется он – копирайт, рерайт. Удаленная работа, позволяющая строить график по своему усмотрению, отсутствие начальства. Что может быть лучше для тех, у кого нет возможности уделять больше времени для новых познаний.

Работайте на крупнейших биржах и подбирайте тематики, благодаря которым вы будете узнавать новое. Работа с текстами требует ряда моментов, благодаря которым ваш ум никогда не будет расслабляться. Чтение, анализ предлагаемой тематики, поиск информации, работа, перечитка, выбор лучшего варианта, удаление лишнего и фиксация.

Копирайтинг и рерайтинг нужно выполнять так, чтобы в сети не было такого же текста, то есть важна уникальность. Но не стоит этого бояться, она будет, если вы напишите работу с интересом и желанием. Вместе с тем, это отличный способ подтянуть свою грамотность, ведь все текстовые программы указывают на грамматические, пунктуационные и другие виды ошибок.

Занимайтесь спортом, двигайтесь

Нельзя сказать, что физические нагрузки напрямую влияют на наши интеллектуальные способности. Но при активных движениях, подтягивании, отжимании в нашем мозге происходит выработка нейтротропов – белков, отвечающих за рост и развитие нейронов ключевых клеток в человеческом мозге. Занятия нужно проводить как дополнительный метод улучшения своего интеллекта.

Отдыхайте

Всем нужен отдых, наш мозг не является исключением. Отдыхайте от лишней информации, ведь и в её поглощении нужна мера. Мы не говорим о том, что нужно лениться – это совершенно другое. Просто иногда ни о чем не думайте. Слушайте музыку, смотрите на закат, волны, огонь и очистите мысли от всего негатива.

Йога

Займитесь восточными практиками, особенно помогает очистить дух и тело от всего лишнего и получить новые познания йога. В комплексе есть упражнения для очищения сосудов. Это особая методика дыхания, благодаря которой будут освобождены от токсинов и шлаков все уголки нашего организма. Во время , наше тело получает массу позитивных эмоций, полное расслабление и знания.

Занятия состоят из 7 чакр, каждая из которых предназначена для определенной части тела. Помимо того, что философия йоги – это потрясающий комплекс, позволяющий стать центром Вселенной, быть мудрее и сдержаннее, так и улучшается состояние здоровья.

Итак, мы с вами изучили ряд способов, способствующих повышению уровня нашего интеллекта. Как видим, ничего сложного в этом нет. От нас нужно только одно – желание быть мудрым, интеллектуально развитым и здоровым. А как мы понимаем, эти три составляющие друг без друга не в состоянии проявиться в человеке. Все работает в комплексе. Так что учитесь, совершенствуйтесь и будьте здоровы!

Музыка, которую мы слушаем, определяет наше развитие в детстве, формирует в юности и меняет в течение жизни, от нее зависят наши настроение, воспоминания и способность справляться со стрессом. T&P публикуют отрывок из книги Виктории Уильямсон «Мы - это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом» , которая недавно вышла в издательстве МИФ.

«Угадай мелодию» для новорожденных

Музыкальные способности новорожденных не ограничиваются выявлением ритма и включают различение звуков по таким их свойствам, как громкость, длительность и высота. Более того, младенцы способны различать высотные контуры, что равносильно распознаванию двух мелодий, и они используют эту информацию, слушая речь. Тьери Наззи и коллеги исследовали умение французских новорожденных различать два списка японских слов, которые отличались только по высотному контуру - восходящему или нисходящему.

В этих целях они использовали естественное умение новорожденных сосать: младенцам дали специальную соску, которая измеряла каждое посасывание, отмечая его силу и время. В начале эксперимента малышей было 121, но, как часто бывает при изучении подобных крох, часть из них «выбыли»: 34 заснули (как трогательно!), 15 отказались от специальной соски, 17 совершили проступок в виде «нерегулярного или недостаточного сосания», а 15 не освоились в условиях исследования. Итак, осталось 40 младенцев, готовых и способных участвовать. Для этих 40 крох в течение нескольких минут воспроизводился один из двух списков слов; в одном списке тон произношения повышался, в другом - понижался. Во время ознакомления ребенок привыкал к звуку, и его темп сосания становился равномерным. Затем половине младенцев - экспериментальной - воспроизводили второй список, а другая половина - контрольная группа - продолжала слышать тот же список, что и раньше. Предполагалось, что если младенцы способны различать изменения высотного контура, то они будут сосать интенсивнее, восприняв новый звук и заинтересовавшись им. Ожидалось, что малыши из контрольной группы, которые слышали один и тот же звук, будут продолжать сосать в постоянном темпе. Именно это и произошло. Младенцы в экспериментальной группе явно заметили изменение в высотном контуре японской речи, в мелодическом рисунке слов, прежде чем вернулись к знакомому темпу сосания.Что важно, все дети были из франкоязычных семей; это почти исключило возможность реакций, вызванных предыдущими контактами с японским языком. Исследование показало способность новорожденных не только замечать различия в высотном контуре, но и делать это в незнакомой речи; это наводит на мысли о гибкой системе усвоения звуков, способной потенциально сформировать важное основание для развития речи ребенка.

Умнеют ли дети благодаря Моцарту

Вопрос связи музыки и интеллекта также важен в практическом смысле, поскольку ребенок начинает проявлять активный интерес к взаимодействию с мелодиями: танцам, пению и игре на инструментах. На этом этапе родители, наверное, начинают размышлять - записать чадо в музыкальный кружок, на занятия музыкой или проще потратиться на аудио плеер. Может, купить несколько CD с произведениями Моцарта? Давайте задержимся на этой мысли и рассмотрим имеющиеся данные. Один из друзей недавно рассказал, что начал включать CD с записью Моцарта маленькой дочке, чтобы она засыпала под эту музыку, - ради эффекта Моцарта. Он надеется, что прослушивание подобной музыки повысит уровень интеллекта ребенка; эта идея уверенно завоевала себе место среди легенд популярной психологии. Когда я представляюсь музыкальным психологом, часто в первую очередь спрашивают именно об эффекте Моцарта. У этого термина есть «своя» страница в «Википедии», а вокруг самой гипотезы - что определенный вид музыки полезен для IQ - возникла целая отрасль. Однако взвешенное изучение литературы показывает, что картина не такая радужная.

Профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении

Все это началось в 1993 году, причем довольно невинно, когда в журнале Nature была опубликована одностраничная работа авторства Фрэнсис Раушер и др. Они провели эксперимент, в ходе которого американские студенты университета либо 10 минут слушали сонату Моцарта ре мажор для двух фортепиано (K 448), либо слушали инструкции по расслаблению, либо сидели в тишине. Затем исследователи попросили студентов выполнить тест на пространственно-временное мышление. Задания такого типа (анализ определенных фигур из бумаги, поиск недостающих деталей или анализ конфигураций) требуют, чтобы испытуемый мысленно представлял различные фигуры и их возможное взаимодействие. Ученые обнаружили, что показанные в тесте результаты были значительно выше только после прослушивания произведения Моцарта: IQ участников повышался на восемь-девять баллов.

Затем исследователи провели еще один эксперимент, получив аналогичные результаты, но не обнаружили повышения IQ после того, как участники 10 минут слушали произведения Филипа Гласса, британскую музыку в стиле транс, инструкции по расслаблению или аудиокнигу. Эффект Моцарта казался очень увлекательной и важной находкой, наводившей на мысль, что определенный тип мелодий, возможно, оказывает благотворный эффект на наши мыслительные способности. В чем может заключаться его механизм? Раушер и коллеги предположили, что прослушивание музыки Моцарта усиливает возбуждение нейронов в той области мозга, которая также способствует выполнению пространственно-временных задач. Все это казалось настолько здорово, что даже не верилось: найдено простое решение (слушать музыку) сложной проблемы (улучшать умственные способности). И конечно, на самом деле все оказалось не так. […]

Движения

Если вы играете на музыкальном инструменте или поете, для оптимального исполнения приходится вырабатывать и оттачивать сложные навыки управления движениями. Лучшие профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении; это изумительное достижение для пальцев. Наличие таких невероятных способностей не проходит бесследно для строения мозга.

У людей, выработавших улучшенные двигательные навыки, обычно есть измеримые различия в части мозга, представляющей тело и движения. Она расположена примерно между макушкой и стволом мозга, включает в себя соматосенсорную кору и двигательную кору, находящиеся рядом и тесно сотрудничающие. Двигательная зона отвечает за планирование и совершение движений, а соматосенсорная реагирует на информацию об осязательных ощущениях, включая боль, а также на проприоцепцию - наше представление о расположении тела в пространстве. В соматосенсорной и двигательной зонах отражена логическая, вытянутая карта тела: каждая часть тела представлена в разной степени, в зависимости от важности точного управления и регулярности использования. Визуальное воплощение карты выглядит странно: так называемый кортикальный гомункул; представьте человека с массивными кистями рук, стопами, губами и языком, но крошечными животом, спиной, ушами и шеей.

Большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения

Конечно, эта карта тела у всех отличается, мы по-разному используем свое тело; к тому же на протяжении жизни в карте происходят значительные изменения в ответ на инсульт или травму мозга или тела. Но, несмотря на это разнообразие, все равно заметны общие различия между картами тела у музыкантов и всех остальных. У музыкантов-клавишников проявляется повышенная тактильная чувствительность кистей рук; они также лучше выполняют задачи, требующие приобретения новых двигательных навыков, особенно если начали учиться музыке в детстве. Этим качествам соответствуют отличия на мозговой карте их тела.

Кэтрин Эмантс и коллеги с помощью МРТ измерили ту часть двигательной коры, где представлены кисти. В ее структуре у немузыкантов оказалось больше асимметрии: слева она заметнее. Такого соотношения стоило ожидать у праворуких, так как тело представлено в мозгу перевернутым: правая рука - с левой стороны мозга, и наоборот. А у клавишников структура была намного симметричнее, что отражает гораздо большее представительство обеих рук в мозгу. Это особенно относилось к людям, с детства начавшим заниматься музыкой. В более свежих исследованиях также был обнаружен четко выраженный рисунок в виде греческой буквы омега (ω) на моторной коре музыкантов. Поразительно, что аналогичные результаты выявили невооруженным глазом - настолько явными были различия.

Типы фальшивого пения

Амузию часто называют отсутствием музыкального слуха, но давай-те разберемся в этом понятии. У каждого из нас есть друг, коллега или родственник, ярко воплощающий поговорку «медведь на ухо наступил»; его пение вызывает искреннюю тревогу, и чтобы сберечь здоровье окружающих, его нельзя подпускать к караоке. Но у большинства таких людей нет амузии; в основном они просто не умеют петь.

Лучшей иллюстрацией этого стало исследование канадки Лолы Кадди, проведенное в Университете Квинс. Кадди и ее коллеги спросили у студентов, кто считает себя лишенным музыкального слуха; подняли руки 17 процентов из 2000 человек. Затем исследователи протестировали 200 из этих студентов на амузию (см. описание ниже): лишь у небольшой группы из этих якобы «не имеющих музыкального слуха» людей были настоящие трудности с обработкой музыки. У преобладающего большинства тех, кто считал себя «немузыкальным», на самом деле был нормальный музыкальный слух, просто они не очень интересовались музыкой и считали, что не умеют петь. Почти каждый мой знакомый, уверенный в отсутствии у себя музыкального слуха, упорно думает, что не умеет петь, - обычно из-за суровых оценок школьного учителя, руководителя хора или друзей и родных. Карен Уайз и Джон Слобода изучили взрослых британцев, считавших, что им медведь на ухо наступил, и обнаружили: хотя участникам действительно было трудновато петь, главной их проблемой была недостаточная уверенность в себе. Они лучше пели под аккомпанемент, и в результате авторы предположили, что их трудности нельзя назвать непреодолимыми. Им и большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения. Для сравнения, обучение пению людей с амузией привело к сравнительно меньшим улучшениям, а в большинстве случаев тяжелой амузии почти не повлияло на трудность в обработке музыки.

В общем, если человек говорит: «Мое пение звучит ужасно», вряд ли он лишен музыкального слуха; если он так говорит - значит слышит свои ошибки. А человек с амузией скажет: «Друзья и родные думают, что я пою ужасно, но я не знаю, правда ли это».

Музыка и психическое благополучие взрослых

Учитывая положительное воздействие музыкотерапии и музыкальной медицины на организм, неудивительно, что они также обладают потенциалом влияния на психическое здоровье и благополучие.

В недавнем обзоре последних 20 лет исследований в этой области сообщается, что музыкотерапия, в особенности активное музицирование, может использоваться как дополнительный метод при лечении депрессии, шизофрении и слабоумия, а также проблем возбуждения, тревоги, бессонницы и злоупотребления психоактивными веществами. Всего нескольких сеансов может оказаться достаточно, чтобы увидеть небольшое измеримое воздействие на симптомы, хотя результаты лучше при большем количестве сеансов (16–51); эти данные предполагают, что, возможно, чем больше лечебных сеансов, тем лучше. Завершая обзор этой обширной темы, я коснусь трех определенных областей музыки и психического благополучия.

Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, отражением и тенью

Музыке приписываются многие виды влияния, причем часто они за-висят от личных особенностей человека. Когда принимается решение, какая музыка для благополучия эффективнее, персонализация тоже крайне важна; не существует одного жанра или стиля музыки, который идеально подходил бы всем. Это напоминает об использовании музыки в качестве витамина, против чего так мудро предостерегал Джон Слобода. Хорошая реакция и положительные результаты от музыкотерапии или музыкальной медицины у любого человека зависят от того, какую музыку он любит. Это становится еще яснее, если увидеть результаты отсутствия персонального подхода, когда исследователи с благими намерениями выбирают музыку некоего общего характера: оказывается, что такая «уравниловка» только ухудшает ситуацию.

В одном случае классическую музыку включали в помещении общего пользования дома-интерната для страдающих слабоумием. Было обнаружено, что расстройства поведения существенно ухудшались во время этих музыкальных пауз, а многие пациенты требовали, чтобы музыку убрали. С какими бы благими намерениями ни проводились подобные исследования, они свидетельствуют, что выбор музыки должен определяться потребностями, симпатиями, антипатиями и желаниями пациента.

Исследования музыкальной психологии позволяют лучше понять, как мозг и тело реагируют на музыку во время лечения и ухода, и дают возможность врачам и другому медперсоналу оптимизировать ее использование. Музыка не волшебная таблетка и не безотказный способ избавления от невзгод. Но она способна стать важным и гибким средством, с помощью которого можно общаться, получать поддержку, находить утешение и вдохновение. Вы приобрели множество музыкальных навыков, интерпретаций и воспоминаний, которые есть только у вас; второй такой музыкальной личности никогда не будет, сколько бы ни существовало человечество. Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, вашим отражением и тенью. Действительно, вы на самом деле и есть музыка.

Иконки: 1) Aha-Soft, 2) -, 3) Raz Cohen, 4) Cenk ÇAKMAK, 5) Daouna Jeong - from the Noun Project.

Как пение способствует развитию личностных качеств ребенка

Известно, что два полушария мозга человека функционируют объединенно и в то же время достаточно изолированно друг от друга. Каждое полушарие выполняет свою функцию. К примеру: левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое – левой.

Сфера деятельности правого полушария – образное мышление, предметное видение . Это полушарие в различной степени связано с пониманием речевой интонации, с эмоциями и восприятием прекрасного, в том числе музыки.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и способствует овладению точными науками.

Гармоничность и сбалансированность работы полушарий головного мозга дает возможность добиться более высоких результатов во всех областях человеческой деятельности.

Если говорить о детях, то снижение активности любого из полушарий неизменно приводит к существенным потерям как в интеллектуальном развитии ребенка , так и в физическом. Загруженность обоих полушарий способствует психологическому здоровью ребенка. Перегруженность одного из них нередко провоцирует возникновение неврозов.

Родителям и педагогам нужно так строить отношения с ребенком, чтобы в его жизни было побольше радости, положительных эмоций. Они способствуют успешному развитию детей.

Пение является своеобразным «тренером» мозга. То есть, во время пения бывает задействован весь мозг, происходит объединение деятельности его полушарий. При пении активно и объединенно работают речевой, языковой и зрительный компоненты развития интеллекта.


Во время активного пения – эмоционального, с воодушевлением, с проникновением в содержание исполняемого,– происходит сильнейшее возбуждение речевых центров коры больших полушарий, которое распространяется на соседние участки мозга, повышает их тонус и работоспособность.

Во время разучивания какой либо песни многократно повторяется литературный текст, голос воспроизводит вокальную линию. Это в значительной степени формирует предпосылки хорошей речи у детей. Таким образом, с помощью вокальной деятельности формируется не только певческие, но и совершенствуются речевые навыки каждого ребенка.

Благотворна вокальная работа и для тренировки памяти. Овладевая большим объемом музыкального материала, открывает новые, дополнительные кладовые памяти, способствует ее углублению и обогащению.

При пении так же развивается и фонема тического слух, способности улавливать мельчайшие особенности произношения гласных и согласных звуков. Одновременно пение тренирует работу всех органов внутренней и внешней речевой артикуляции , повышает разборчивость речи и речевую технику.

Говоря о воздействии пения на развитие интеллекта поющих, необходимо упомянуть и о его влиянии на возрастание способностей детей.

Природные задатки ребенка – это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих – художественных, музыкальных, графических, литературных и других.

При пении обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству.

В последствии, именно из детей, которые успешно сочетали учебу в школе и занятия в развивающем хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.

Хор – прекрасное место для выработки всех этих навыков.

Если ребенок любит петь, то есть надежда, что он вырастет умным, интеллектуально развитым человеком.

Дети, лишенные возможности петь в хоре, несут потери не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном развитии.

В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности.

Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: улучшается кровообращение, дыхание, укрепляются голосовые связки, развивается приятный тембр голоса, развивается координация голоса и слуха, улучшается детская речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.


Древние греки говорили: «Хочешь быть умным – бегай, здоровым – бегай, красивым – бегай!». Все это можно в полной мере отнести и к пению: «Хочешь быть умным – пой, здоровым – пой, красивым – пой!».

Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях

Арттерапия, опирающаяся на различные виды художественно-игровой деятельности (такие, как музыка, танец, театр, рисование, лепка и т. д.), давно уже завоевала признание у педагогов и дефектологов . Действительно, искусство, воздействующее прежде всего на эмоциональную сферу человека, помогает в самом главном – найти дорогу к своему «Я», понять близких, увидеть и принять окружающий мир.

Наши предки значительно смелее, чем мы (цивилизованное человечество) использовали музыку, танец и другие виды искусства для лечения людей от различных недугов, для эмоционального настроя человека на различные действия, требующие силы, отваги, энергии. И вот во второй половине XX и начале XХI века явно наметилось усиление внимания к искусству как к терапевтическому средству, позволяющему наиболее щедяще, без особых материальных затрат и вредных побочных эффектов лечить душу и тело человека.

В детских садах на сегодняшний день самая актуальная тема – коррекция речевых нарушений (поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в этом возрасте, а так же наиболее эффективно поддается коррекции при своевременном лечении). Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов , педагогов, музыкантов.

Важным и эффективным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых комплексное сочетание слова, музыки и движения.

Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речи.

На практике давно уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса.

Логоритмические упражнения и пение песен с движениями благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом и т. д., а также внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач.

сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка , сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм . Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби . Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции . Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации . Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель . В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности . Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному , не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она - в воспитании гармоничной человеческой личности.