"стрекоза и муравей" и борьба за справедливость. "стрекоза и муравей" и борьба за справедливость Кто отказал в помощи стрекозе

2 класс

Литературное чтение.

Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».

Цели урока: развивать творческие способности детей серию заданий на уроке и навык беглого чтения; работать над выразительностью чтения; учить находить главную мысль, мораль произведения, воспитывать негативное отношение к порокам людей.

Ход урока.

    Орг. Момент

Доброе утро! Выглянуло ясное солнышко, оно льёт на вас свои тёплые лучи. Потянулись к солнышку (руки через стороны вверх, поднимаемся на носочки). Вы растёте, становитесь добрее и умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе и нашим гостям. Пожелайте здоровья и мира.

Желаем всем мира и здоровья!!! Слайд№1

    Речевая разминка.

Прочтите пословицу:

«Делу время – потехе час» Слайд№2

Как вы её понимаете? Может ли пословица стать девизом нашего урока?

А) Речевые упражнения Слайд№3

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

3.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

Кого из писателей называют «дедушками» русской литературы? (Чуковского, Крылова)

Заглянем в чудесный сундучок дедушки Крылова

(3,50) Слайд№4

А) Создание «Дерева предсказаний»

Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья Появляются на дереве слова Слайд№5

    о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая, хитрая и т.д.,

    о муравье: труженик, коллективист, умный, запасливый, сильный и т.д.

Давайте проверим наши предсказания и понаблюдаем за ними?

Слайд№6

Кто вам понравился больше и почему?

Чем заняты наши герои?

Как вы думаете, что будет дальше? Слайд№7

Как вы понимаете ответ Муравья?

Откликнулся ли он на просьбу Стрекозы? Почему?

Чтение басни учащимися

Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (он трудился, а она порхала, ничего не делала, а только пела)

    Прав ли он?

    Как бы вы поступили на его месте?

    Не жестоко ли это?

    Что теперь станет со Стрекозой?

    Не жалко ли вам ее?

    Кто вам более симпатичен? Чем?

    Кого и за что вы осуждаете

    6.Словарная работа Слайд№7

Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.


Выражение И.А.Крылова

Объяснение значения

Вопросы учителя по объяснению значений выражений

Зима катит в глаза.

Неожиданно наступила зима.

Как она катит? (Надвигается неожиданно)

В мягких муравах у нас.

В мягкой траве у нас.

Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?

Голову вскружило.

Забыла обо всем.

Почему?

Оглянуться не успела.

Быстро прошло.

Можно ли назвать это высказывание эпитетом?

В ум пойдет.

Не хочется думать.

Какое выражение больше подходит к тексту?

Помертвело чисто поле.

В поле стоит мёртвая тишина.

Что значит?

Почему тишина?

Злой тоской удручена.

Тоскует.

Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

6. Анализ литературного произведения.

а) Выразительное чтение басни учащимися.

Какие пороки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне?

Какие слова являются моралью данной басни?

с презрением;
с любовью;
с юмором;
с добротой;
с восхищением;
с теплотой.

Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете, рассказывая о них с долей юмора, доброты и тепла.

б) Выборочное чтение.

Прочитайте слова, характеризующие Стрекозу.

Прочитайте, почему Стрекоза перестала петь?

Почему Стрекоза обратилась за помощью к Муравью?

в) Чтение по ролям.

Прочитайте диалог Муравья и Стрекозы выразительно. Работа в парах.

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? Как ты думаешь, почему?

Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)

Настали ли нужда и голод для Муравья?

Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

Почему он отказал Стрекозе в помощи?

Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

Можно ли его назвать жадным?

Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

Как вы относитесь к Стрекозе?

А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

Как вы их понимаете?

Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

VI. Итог урока.

    Что бы посоветовали легкомысленной Стрекозе, чтобы с ней не случалось больше такого?

    Вывод : мы с вами догадываемся о том, что басни писались не для Стрекоз и Муравьев, а для кого? (файл 9)

    От какого недостатка предостерегает детей басня? (эгоизма, беспечности, черствости, лени)

    Чему учит басня? (надо думать о завтрашнем дне) (файл 10)

Работа в группах – придумайте продолжение басни, изменив последнюю строку на «Так давай же заходи!»

    Какие мысли возникли у вас при чтении?

    Сравните эти две басни. Чем они похожи? Чем различаются? (басня Крылова написана в стихотворной форме, есть рифма, звучит медленно, звучно, воспринимается легче; а басня Толстого написана без рифмы, в прозе.)

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова "Стрекоза и муравей". Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню "Цикада и муравей" Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.

Прозаическая басня Эзопа "Кузнечик и муравей" выглядит так:

В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».

Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово "муравей" (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.


Вот перевод басни Лафонтена "La Cigale et la Fourmi" / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:

Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, -
Обещает ей Цикада. -
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» -
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»

Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона "Федр" про цикад рассказано следующее предание: "Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут".

Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола - стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых - собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому "стрекоза" у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». -
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое все пела». -
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа - мужчины, а у Лафонтена - женщины).

Стрекоза и муравей. Художник Е.Рачев

Стрекоза и муравей. Художник Т. Васильева

Стрекоза и муравей. Художник С.Яровой

Стрекоза и муравей. Художник О.Воронова

Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина

Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов

Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева

Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов

Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.

Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.

Эзоп, Лафонтен, Крылов и др. (устаревший вариант) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт;
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она...

Дальнейшая история известна, и мораль оставалась неизменной на протяжении веков:

«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»


Эзоп, Лафонтен, Крылов и др. (современный вариант)
По началу - всё так же. Муравей усердно работает на протяжении всего лета, строит свой дом и запасается на зиму.

Стрекоза считает, что Муравей дурак. Она веселится, танцует и играет всё лето напролёт.

Но потом, когда пришла зима, голодная и дрожащая от холода Стрекоза созывает пресс-конференцию и требует объяснения, почему Муравью позволено быть в тепле и хорошо накормленным, в то время как она всеми покинутая не имеет ни еды, ни крыши над головой?!

Все радио и теле каналы транслируют промокшую, дрожащую Стрекозу параллельно с Муравьем, приятно устроившимся за столом, заполненным едой, в своем теплом, уютном доме. Газеты и интернет помещают фото сессии о жизни разжиревшего Муравья и на ладан дышащей Стрекозы.

Все потрясены этим резким социальным контрастом. Как такое может быть в одной из передовых стран мира?! Почему Правительство допускает страдания несчастной Стрекозы?!!

Ток-шоу со Стрекозой побивает все рейтинги, все плачут, когда хор за сценой исполняет новый джингл: "Нелегко быть Зелёным". Правозащитники устраивают демонстрацию перед домом Муравья и расклеивают лозунги с требованием отставки Главы Правительства, конфискации лишних запасов у Муравья и "раздачи слонов населению"(с).

Под давлением общественности Правительство создает комиссию по расследованию антиобщественного поведения Муравья и введения справедливого налогообложения.

Муравью выражают общественное порицание, налагают огромные штрафы за непропорциональные доходы, конфискуют лишнюю мебель и обязывают выделить для Стрекозы часть дома.

Стрекоза поселяется в доме Муравья и снова имеет возможность танцевать, веселиться и… доедать остатки муравьиных запасов. Бывший дом Муравья, а ныне "Общежитие имени монаха Бертольда Шварца" (с) приходит в упадок, Муравей уходит из дома, и никто его больше не видел.

Стрекоза тоже долго не протянула. Полиция нашла её мертвой от передозировки наркотиков. Заброшенный дом заполнился бандой пауков, которые терроризируют пришедший в упадок, но ещё так недавно, ухоженный и процветающий район.

Мораль для общества социальной справедливости:

"Если на клетке слона прочтёшь надпись
«буйвол», не верь глазам своим"
.
[Козьма Прутков]

ЗЫ. Навеяно американским предвыборным текстом "Две морали"

UPD
Для защитников "Стрекоз и Стрекозлов" дополняю вариант Дмитрия Быкова в исполнении Лидии Чебоксаровой (муз. Вл.Васильева, гитара - Евгений Быков, съемка в Театре Е. Камбуровой 03.01.2011).

Это тоже позиция, и хотя она противоречит основной идее этого поста - также, как и в рассказе Соммерсета Моэма "Стрекоза и муравей" , Всевышний одобряет идею легкой жизни - не могу отказаться от удовольствия поставить этот ролик здесь.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Попрыгунья Стрекоза, предавшись песням и танцам, беспечно провела своё лето. Музыка и пляска настолько вскружили голову несчастной стрекозе, что она и думать не желала о том, что придёт конец «красному» сезону. Но лето прошло, наступили холода, и тогда она жалкая, голодная и продрогшая ищет помощи у Муравья. Муравей же славится своим трудолюбием, и трудится он во благо себе и своему семейству, чтобы в тяжелый час не оказаться в затруднительном положении. Наверно, именно поэтому попрыгунья обращается к нему за помощью, заведомо зная, что у него-то припасы на зиму готовы.

Вот так же легкомысленно, как эта Стрекоза выглядим и мы, заранее не готовясь к предстоящей зиме, то есть Судному дню. Может голову вскружить нам здоровье, богатство, слава, успех, карьерный рост, и даже наши дети могут стать причиной искушения: «Знайте, что ваше имущество и ваши дети - испытание для вас и что у Аллаха уготовано великое вознаграждение» (сура Аль-Анфаль, аят 28) . И в этаком головокружительном успехе кто-то может забыть о зиме, а кто-то думает, что до неё есть ещё уйма времени. Полагая, что конец земной жизни ещё долго не наступит, человек может позволить себе отложить первостепенное, самое главное, что может быть в его жизни – поклонение Всевышнему Аллаху.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Во время плясок и песнопений, скорее всего, Стрекозе было жалко Муравья- труженика. А может, в тот момент она презирала Муравья? Но лето прошло для обоих – и для Муравья, и для Попрыгуньи. Эйфория псевдо-счастья певуньи обернулась голодом да холодом. Псевдо потому, что настоящее счастье не проходит с летом, наоборот, оно ещё ожидает труженика. А муравей оказался подготовленным к зиме, и в этом его спасение и счастье. Далее в басне Крылова:

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» –

Чтобы не погибнуть, Стрекозе приходится обращаться за помощью к Муравью. И тут переломный момент: ещё летом она, может, жалела «бедняжку» или презирала его, а теперь униженно ползёт к нему за помощью. Что чувствует в этот момент она? Сожалеет ли о бездарно проведённом лете? Поглощает ли её зависть к благосостоянию Муравья? А ведь она могла бы также подготовиться к зиме, ей никто не препятствовал в этом. К материальным мучениям героини басни можно приплюсовать душевные терзания за то, что она могла, но не сделала. Так и люди, которые не покорились Господу миров, будут горько сожалеть о том, что за отпущенный им срок земной жизни они так и не успели подготовиться к встрече с Создателем. Чтобы не растратить драгоценное время попусту, как это сделала попрыгунья, надо последовать наказу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т.е. смерть) » (хадис приводит Ат-Тирмизи). Думая о смерти, нам с вами не захочется пускаться в бессмысленные пляски, а захочется раскаяться в грехах, взяться за своё поклонение, засучив рукава, чтобы хоть как- то уже начать подготавливать себя к Судному дню .

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» –

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».

Как искренне удивляется Муравей поведению стрекозы: «Как так возможно – провести целое лето в плясках и песнопениях?» Вполне логичный вопрос, который касается и нас с вами. Как мы проводим нашу жизнь? Сравнение в том, что певунья забыла о зиме и не подготовилась к ней, то есть не позаботилась о том, что будет есть и где будет жить. А человек, занимая себя мирскими заботами, мечтая о мирском богатстве и нередко воплощая мечты в реальность, забывает о своем конце, о предстоящем отчёте в Судный день. В поисках пропитания иногда мы заходим слишком далеко, так далеко, что порою не находим времени для того, чтобы совершать обязательную пятикратную молитву. Обманываем мы себя тем, что заняты поиском пропитания, а поклонение можно отложить. Но в действительности это нужно совмещать, иначе мы станем глупыми Стрекозами. Совмещать для того, чтобы жить в достатке, не прося помощи у других, а может, и помогать окружающим, родным и т.д. Но ни в коем случае не уравнивать одно с другим: поклонение Всевышнему и послушание Ему это наша прямая обязанность и в этом наше счастье, а поиск пропитания это всего лишь необходимость, при правильном дозволенном способе такой поиск тоже становится поклонением.

«А, так ты…» – «Я без души

Лето целое все пела». –

«Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Певунья оправдывается перед Муравьём тем, что без души лето целое всё пела, но Муравей отказал ей в помощи. А какое оправдание найдём мы для себя в Судный день? Нам нельзя быть настолько самонадеянными, чтобы думать, что Всевышний нас потом простит, это так глупо. Каждый пожинает плоды того, что посадил. Милостивый и Милосердный Господь принимает наше искреннее покаяние, пока мы ещё дышим, и ангел смерти не явился нам. Действительно, это шанс для нас, за который мы должны ухватиться очень крепко и не отпускать никогда. Честно, не хотелось бы быть на месте Стрекозы, а вам? Но только от Аллаха помощь в религии и в других делах, поэтому мы будем просить у Всевышнего помощи и наставления на истинный путь. Аминь.