Месопотамия на современной карте. Древнее междуречье

    Месопотамия – благодатный и плодородный край в долине между двумя крупнейшими реками передней Азии – Евфратом и Тигром. Влияние рек на становление древнейших цивилизаций было огромным, вспомним Нил в Египте. Вот и в Месопотамии благоприятное природные факторы послужили основой развития цивилизаций шумеров. вавилонян, ассирийцев, персов. Сейчас большая часть Междуречья, как еще иначе зовут Месопотамию, принадлежит Ираку, небольшие кусочки на севере – Сирии и Турции.Однако главные центры древних цивилизации, Вавилон, Сипар, Ур, Ниппур, находились в нижнем течении рек, в районе где сегодня раскинулся Багдад. А так примерно выглядели главные достопримечательности Месопотамии – сады Семирамиды и Вавилонская башня:

    Речь идет о районе Ближнего Востока территории междуречья Тигра и Ефрата. В разное время в Месопотамии располагались великие царства Ассирии, Шумеров, Вавилонии. Крупнейшие города древней цивилизации Вавилон, Багдад, Киш, Урук. Историческая Месопотами существовала 25 столетий до завоевания территории Персами.

    Сейчас на территории Месопотамии расположены сразу несколько государств – Ирак, Сирия, Турция.

    Месопотамия считается колыбелью человечества, где, многочисленные археологические работы помогли подтвердить много исторических теорий.

    На современной карте территорию Месопотамии можно увидеть здесь:

    Границы Месопотамии были слабо определены, но ее Центральная область лежала между реками Тигр и Евфрат (по большей части на месте современного Ирака), а внешние границы находились в регионах, теперь известных как Сирия и Турция.

    Месопотамия – (междуречье) – это территория, находящаяся между реками Тигр и Ефрат, древнейшая колыбель человеческой цивилизации. Благодаря благоприятному климату здесь появились одни из первых государств на Земле, принесшие человечеству многие изобретения и науки.

    Мезо – с древнегреческого, между, или средний. Потамос – с древнегреческого, река. Отсюда, Мезопотамия (в более распространнном варианте – Месопотамия) – это территория, лежащая между реками, Междуречье, Двуречье. В историографии Месопотамией принято называть междуречье Тигра и Евфрата, на территории современного Ирака. Междуречье Сырдарьи и Амударьи в Средние Века называлось Маверранахр (или Маверранагр). Волго-Окское двуречье так и называется: Волго-Окское двуречье. А название вашингтонской реки Потомак заставляет предположить, что предками североамериканских индейцев были древние греки (хи-хи, первое апреля, первое апреля, первое апреля). Что, уже третье? Ну, увлкся.

  • Месопотамия.

    Месопотамией называли большую территорию которая находится на ближнем востоке между двух рек – Тигром и Евратом. В современном мире на этой территории находятся следующие страны – Иран, сирия, турция.

    Название Месопотамия произошло от древнегреческого месо – между, потамия – река, т.е. дословно Месопотамия переводится как между рек.

  • что-то из истории древнего мира припоминается,это образование возникло между реками тигр и евфрат(территория современного ирака,библейский вавилон,потом там же находился,сейчас там раз

    руха…не бережем историю.

    Месопотамия – это место, где добывают мясо гиппопотама.

    Шутка 🙂

    А если серьзно, Месопотамия – это определнный регион, включающий в себя такие страны, как Ирак, Турция и Сирия. Находится где-то между двумя известными реками с названиями Тигр и Евфрат.

    На современных картах уже видимо Месопотамию не отображают, по крайней мере в Гугл картах я е не нашл.

    Вот как расположена Месопотамия на карте:

    А вот современные карты:

  • Месопотамия – это георгафическая территория, которая расположена в долине между двух рек (Тигр и Эвфрат ). В переводе с древнегреческого так и обозначает междуречье , место между двух рек.

    В настоящее время Месопотамию занимают территории стран Ирака, Сирии, Турции.

    Большое историческое значение имеет Древняя Месопотамия – крупнейшая цивилизация Древнего мира, занимающая эту территорию (междуречье Тигра и Эвфрата).

    Месопатамия это страна в которой произошла древнейшая цивилизация. Она находится между двумя реками Евфратом и Тигром. Страна просуществовала около 25 веков. Утверждают что Шумеры положили развитие цивилизации Месопатамии.

МЕСОПОТА́МИЯ (в переводе с греческого - Междуречье), историческая область в бассейнах рек Тигр и Евфрат, древнейший - наряду с Египтом - центр цивилизации Ближнего Востока. На протяжении около трех тысячелетии - с древнейших времен и вплоть до персидской эпохи - Месопотамия представляла собой культурно-историческое единство, в рамках которого, однако, существовали определенные различия между югом (библейский Шин‘ар, а затем - Эрец-Касдим, то есть `страна халдеев `), где последовательно процветали Шумер, Аккад и Вавилон , и севером (библейский Арам-Нах араим - `Арам двуречный`) - Ассирией (Ашшур).

Население этих областей, за исключением шумеров, было семитским. В отличие от Египта, культура Месопотамии не была территориально ограничена - влияние месопотамской цивилизации распространилось на Анатолию, Сирию и Ханаан задолго до ассирийских завоеваний в этих областях. На протяжении своей древней истории Сирия и Ханаан, население которых этнически и лингвистически было родственно семитскому населению Месопотамии, находились в сфере культурного, экономического и политического влияния месопотамских государств. Месопотамия была родиной Авраама ; патриархи и их семьи поддерживали тесные связи со своими месопотамскими родичами. Первое прямое упоминание Месопотамии в Библии гласит: «Вавилон, Эрех [Урук, см. ниже], Аккад... в земле Шин‘ар. Из той земли вышел Ашшур...» (Быт. 10:10–12). Социально-экономические отношения, религиозные и правовые представления месопотамских обществ проливают свет на древнейшую историю еврейского народа.

Неолитические поселения в Месопотамии обнаружены в северной части страны и восходят к 7 тыс. до н. э. В южной Месопотамии древнейший культурный слой найден при раскопках городища Тель-ал-‘Убейд к югу от исторического Ура и Урука (библейский Эрех), в ходе которых обнаружены более поздние слои (двенадцатый - пятый) той же культуры - восемь последовательно сменявших друг друга поселений. В пятом слое уже присутствуют характерные признаки последующей, шумерской, культуры - монументальная архитектура и крупномасштабные храмовые сооружения на возвышенностях, господствующих над местностью. Период четвертого слоя является решающим в формировании месопотамской цивилизации - по всей стране интенсивно основываются новые города и строятся храмы (зиккураты); тогда же возникает письмо и получают распространение характерные для последующей цивилизации Месопотамии цилиндрические печати.

Вопрос об этнической принадлежности культуры Тель-ал-‘Убейда второй половины 4 тыс. до н. э. сложен. Хотя присутствие шумеров в соседнем Уруке (начиная с четвертого слоя и позднее) не подлежит сомнению, изменение типа керамики в этот период позволяет заключить, что носители ал-убейдской культуры не были шумерами. Это подтверждается и тем, что ал-убейдская культура была распространена в северной Месопотамии и в Сирии, куда не доходило шумерское влияние. Проживание в Месопотамии народа, более древнего, чем шумеры, отразилось в нешумерских названиях многих городов южной Месопотамии - Лагаш, Кута, Ниппур, Шуруппак, Сиппар и другие, - причем некоторые из этих городов возникли уже в эпоху ал-убейдской культуры. Ряд исследователей пришел к выводу, что используемые в шумерском языке термины, связанные с основными местными промыслами и ремеслами (сельское хозяйство, рыболовство, обработка металлов и дерева, кожевенное дело, прядение шерсти и производство керамики), являются в значительной части заимствованными, в то время как терминология, связанная с морской и речной навигацией, скотоводством, резьбой по камню и скульптурой, письменностью, измерением земельных участков, а также судебная и юридическая лексика - шумерского происхождения. Следовательно, можно предположить, что шумеры, прибывшие в страну, ассимилировали носителей ал-убейдской материальной культуры, которую в значительной степени усвоили.

Присутствие семитского населения в Месопотамии задолго до появления первых аккадских документов, написанных шумерским письмом, подтверждается как месопотамской историко-эпической традицией, так и лингвистическими фактами. Семитские имена встречаются в списке царей Киша, которые, согласно месопотамской традиции, правили непосредственно «после потопа»: это позволяет заключить, что Киш был центром семитского населения южной Месопотамии в эпоху так называемых Древних династий. О присутствии семитов в доисторическую эпоху, то есть во второй половины 4 тыс. до н. э., свидетельствуют аккадские слова в древнейшем шумерском языке и шумерские логограммы, обозначающие некоторые аккадские окончания слов, на надписях не только в Сиппаре и Кише, но и в Мари и в собственно Шумере (в Адабе и Уре), и, наконец, семитские боги в шумерском пантеоне еще до Саргона - Илум (на иврите Эль), Адад (на иврите Х адад), Эсдар (Иштар, на иврите Ашторет, см. Астарта). Вместе с тем утверждению некоторых исследователей, что именно семиты были носителями ал-убейдской культуры, противоречит тот факт, что ни один из древнейших городов Месопотамии не носит семитского названия. Исследования последних десятилетий опровергли распространенное ранее в науке представление о резком различии между шумерским и семитским элементами и постоянном конфликте между ними; несмотря на языковые, этнические и культурные различия, Шумер и Аккад вносили каждый свой вклад в развитие цивилизации Месопотамии.

Начало монументального строительства и первичное накопление богатства повлекли за собой переход к городской цивилизации. Шумеры считали себя первыми строителями городов, древнейшим из которых был Эриду. Возможно, эта шумерская традиция лежит в основе библейского рассказа о строительстве первого города (Быт. 4:16–18): «И пошел Каин... на восток от Эдена [см. Сад Эдемский ]... И стал строить город, и назвал город по имени сына своего: Энох. А у Эноха родился Ирад...» Действительно, Эриду - древнейший из известных археологам город Месопотамии. Согласно шумерской традиции, четыре других города почти одинаковой древности - Бад-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак - управлялись легендарно долго жившими царями и были уничтожены потопом ; лишь царь Шуруппака спасся на огромном судне и продолжил человеческий род. По шумерскому мифу «допотопный» период продолжался значительно дольше, чем в библейской версии легенды о потопе (см. также Ной). Однако действительный промежуток времени между кульминацией урбанистической революции и катаклизмом, легшим в основу мифа, составлял всего около двух столетий (около 3100–2900 гг. до н. э.). В Библии за потопом следует сооружение башни (на аккадском зиккурат ) в Вавилоне, повлекшее за собой смешение языков (см. Вавилонское столпотворение); в шумерском же мифе смешение языков заканчивается наступившим после потопа «золотым веком» (около 2900–2700 гг. до н. э.), когда мир пребывал в спокойствии и гармонии. В это время над Шумером главенствовал один город, избранный богами; в случае, если город впадал у них в немилость, они передавали гегемонию царю другого города, которому остальные города подчинялись добровольно. Здесь, по-видимому, отражается выборный характер правления как в городах, так и в рамках лиги шумерских городов (самоназвание - Кенгир).

Жизнь города в Древней Месопотамии была сосредоточена вокруг храма, расположенного в его центре и доминирующего над ним. Значительная часть земли (по мнению некоторых исследователей - вся земля города) считалась священной, а город в целом - городом-храмом; властитель города (царь) был одновременно главой храма и выполнял сакральные функции. Власть царя зиждилась на его функции лидера во время войны; вели ее воины, которых он содержал. Косвенные свидетельства позволяют заключить, что в древнейший период царь избирался городской общиной, которая была высшим суверенным институтом, решавшим вопросы войны и мира. На основе литературных памятников, таких как «Гильгамеш» и «Энума элиш», можно сделать вывод, что община обладала широкими полномочиями, в том числе могла назначать на определенные, заранее установленные сроки чиновников и правителей.

Сакральным центром шумерской лиги был посвященный богу Энлилю (на аккадском Эллил; в библейском иврите элил - `идол`, `кумир`) город Ниппур, стратегически расположенный между двумя группами городов - южной, где доминировал шумерский этнический элемент, и северной, где преобладали семиты. Однако первым городом, которому после потопа «боги вручили» гегемонию над Шумером, был Киш. Расположенный севернее остальных шумерских городов «допотопного» периода (за исключением Сиппара), Киш, в случае наводнения в нижней Месопотамии (следы наводнения в самом Кише в тот период засвидетельствованы раскопками), мог быть восстановлен раньше, чем более южные города. Из 23 царей первой династии Киша многие носят семитские имена.

Урбанизация повлекла за собой быстрое развитие монументального строительства - как дворцово-храмового, так и фортификационного. Постепенно шумерские города получили возможность в случае военной угрозы предоставлять убежище всему населению этой части Месопотамии. Каждый город стремился установить контроль над прилегающей территорией, что вызывало соперничество между городами и влекло за собой возрастающую милитаризацию и концентрацию политического руководства в руках выборных военных лидеров. «Золотой век» сменился так называемым «героическим веком» (около 2700–2500 гг. до н. э.). Искусство этой эпохи отражает вкусы воинов-аристократов: типичными мотивами изобразительного искусства становятся сцены поединков и охоты. Тогда же складываются темы развившейся позднее эпической литературы, посвященной походам и подвигам князей-завоевателей; историчность некоторых из них засвидетельствована эпиграфическим материалом.

Учащение военных столкновений между городами, требовавшее все большего размаха фортификационных работ, а также строительство внушительных храмов и широкие ирригационные работы - все это способствовало централизации власти. Периодические выборы военных лидеров сменяются системой наследования, что открывает новый исторический период, так называемый династический (приблизительно 2500–2300 гг. до н. э.). Переход к династическому принципу правления получает теологическое обоснование: престолонаследие гарантируется «божественным правом» и закрепляется ритуальным браком царя с богиней или с ее ритуальным воплощением; так складывается союз правителей с вновь возникшим и быстро увеличивающимся жреческим сословием. Переход сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных земель во владение царя, жрецов и аристократии привел к зависимости прежде свободных граждан города-государства от дворца, храма или знати. В этот период складывается характерная для Месопотамии социально-экономическая структура, в которой дворец и храм являются центрами экономической жизни. Соединение династического принципа с традиционным институтом города-государства не ограничивается нижней Месопотамией; аналогичная картина наблюдается в этот период в Мари, а также в западной Месопотамии. Наряду с традиционными политическими центрами - Кишем, Уруком и Уром - выдвигаются новые, особенно Лагаш и Умма. Все города пользуются шумерским языком в качестве официального языка письменности и имеют общий пантеон, хотя у каждого города есть собственный божественный покровитель, которому посвящен центральный городской храм. Одно из новейших открытий - обнаружение центра древней цивилизации в Эбле (северная Сирия), где были найдены документы (2500–2100 гг. до н. э.) на шумерском языке с многочисленными семитскими вкраплениями. Эбла поддерживала тесные связи с Мари и Шуруппаком и, по всей видимости, была частью семитской цивилизации с центром в Кише.

Начало так называемой имперской эры (примерно 2380–2200 гг. до н. э.; по другой хронологии - 2300–2100 гг. до н. э.) было положено завоеваниями правителя Уммы Лугальзаггиси, овладевшего соседним Лагашем, а затем - всеми основными городами Шумера. Однако подлинным основателем империи был Саргон I. Семит из Киша и по вавилонскому преданию - подкидыш, Саргон был воспитан при дворе (повествование о его рождении и воспитании во многом совпадает с библейским рассказом о Моисее) и начал свою карьеру в качестве царского виночерпия. Узурпировав власть в Кише, Саргон перенес свою резиденцию в специально построенный им неподалеку город Аккад (Агаде), давший название всей северной части нижней Месопотамии, населенной семитами, в отличие от собственно Шумера. На протяжении более чем 50-летнего правления (2371–2316 гг. до н. э.) Саргон осуществил ряд походов в Сирию, Анатолию, Элам и другие страны, включив обширные районы Ближнего Востока в орбиту культурно-экономического влияния месопотамской цивилизации и тем самым - в сферу письменной истории. Нанеся поражение Лугальзаггиси и его «50 правителям» (то есть царям подчиненных ему городов), Саргон объединил под своей властью всю Месопотамию, создав таким образом первую в мировой истории империю. Идеологическим обоснованием создания его державы было соединение шумерской исторической концепции первичной богоданности власти городу Киш (см. выше) с династическим принципом этой власти. Ядром империи Саргона был Аккад. Реформы, проведенные Саргоном, ставили целью религиозно-административную консолидацию государства. Дочь Саргона, Энхедуанна, стала первой верховной жрицей лунного божества в Уре (эта функция с тех пор закреплялась за принцессами царского дома). Воинственная семитская богиня Иштар становится центральной фигурой пантеона и идентифицируется с шумерской богиней любви и плодородия Инанной, супругой бога неба Ана (на аккадском Ану).

Два сына Саргона поочередно наследовали титул царей Киша и Аккада и вели постоянную борьбу за сохранение господства Аккада над Шумером и другими областями империи. Оба погибли во время дворцовых смут. При внуке Саргона, Нарам-Суэне (2291–2255 гг. до н. э.), империя достигла высшего расцвета. Нарам-Суэн совершил ряд походов - в Анатолию, Иран и вдоль побережья Персидского залива. В его царствование ведется интенсивное дворцово-храмовое и фортификационное строительство. Надписи и изображения на стенах дворцов и храмов превозносят Нарам-Суэна как героя-завоевателя. Быстро увеличивающиеся архивы свидетельствуют о росте экономической активности и процветании страны. Следует особо отметить, что вне собственно Шумера многие документы написаны по-аккадски, ибо аккадский превратился в официальный язык наряду с шумерским. Так возникает семитская традиция законодательства и литературы в Месопотамии, что оказало впоследствии влияние на культуру всего Ближнего Востока. В эпоху империи Саргона и Нарам-Суэна возникает особый художественный аккадский стиль в искусстве, характеризующийся высокой техничностью (особенно в резьбе) и новыми мифологическими мотивами.

Шумерский список царей упоминает и несколько более поздних царей Аккада из династии Саргона, однако фактически аккадская империя прекращает свое существование после смерти Нарам-Суэна (что отражено в более поздних месопотамских хрониках и в «Эпосе о Нарам-Суэне»). После убийства сына и наследника Нарам-Суэна наступила четырехлетняя анархия, закончившаяся вторжением племен гутиев с Иранского плоскогорья. Город Аккад был полностью разрушен и больше никогда не восстанавливался. Страна Аккад подпала под власть гутиев: территории к северу от нее захватили другие полукочевые племена, а города Шумера обрели независимость.

Восстановление независимости шумерских городов породило так называемый шумерский ренессанс, длившийся около двух столетий (2230–2006 гг. до н. э.). Урук восстановил былую гегемонию над шумерским городами. Центром бурного развития искусства стал Лагаш под властью Гудеи, где в эти годы были созданы лучшие образцы шумерской скульптуры и одно из замечательнейших произведений шумерской литературы - поэтическое описание строительства лагашского храма. Правителю Урука Утухегалю (2120–2114 гг. до н. э.) удалось изгнать гутиев из Месопотамии. Тогда же происходит постепенное возвышение Ура, ранее управлявшегося наместниками из Урука. Один из них, Ур-Намму, восстановил независимость Ура, не прерывая, однако, культово-династической связи с Уруком, и развернул широкое строительство в городе и его окрестностях, превратив Ур в доминирующий религиозный и экономический центр нижней Месопотамии. Построенный в этот период в Уре зиккурат лунного бога Нанны (у семитов - Син) стал образцом для подражания в последующей шумерской архитектуре и, возможно, породил библейский рассказ о Вавилонской башне. Приняв титул царя Шумера и Аккада, Ур-Намму издал новый свод законов, послуживший образцом для последующих месопотамских законодательств, а через них - для законоуложений Ближнего Востока, включая библейские. Сын Ур-Намму, Шульги (примерно 2096–2048 гг. до н. э.), продолжал политику мирной консолидации новошумерской империи. Правление Шульги было периодом быстрого развития торговли и ремесел, контролировавшихся государством либо непосредственно, либо через посредство храмов, и сопровождавшегося ростом бюрократии. Для обучения быстро увеличивающегося административного бюрократического аппарата по распоряжению Шульги в Ниппуре и Уре были открыты академии клинописи - большие школы писцов, послужившие образцом для аналогичных заведений Ближнего Востока. Учебная программа включала канонические сборники текстов по лексике, литературе и математике; здесь же слагались хвалебные гимны в честь царя, в которых его воспевали как потомка Гильгамеша и других эпических героев, и создавались произведения нравоучительного жанра, в которых он выступал в качестве мудрого судьи.

Во второй половине своего царствования Шульги начал военную экспансию на северо-западе: подчинил область Ашшур и вел войны с хурритами в горах Курдистана. Экспансия продолжалась и в правление его сына Амарсина (2047–2039 гг. до н. э.): есть свидетельства, что в этот период влияние Ура распространилось до Средиземноморского побережья.

Из документов, сохранившихся от этой эпохи, можно сделать выводы относительно структуры власти в Уре: стабильный царский режим, основанный на чрезвычайно развитом бюрократическом аппарате; провинции управлялись наместниками, резиденции которых находились в крупных городах; наместников регулярно переводили из одной провинции в другую. Исчезла шумерская аристократия, появились так называемые «люди царя» и «рабы царя». Вся власть была сконцентрирована в царской канцелярии, откуда отправлялись гонцы с указаниями для наместников и где писцы вели бухгалтерский учет. Одновременно была осуществлена и экономическая централизация: земельная и храмовая собственность большей частью находилась в руках царя; огромные царские имения обрабатывались крестьянами лично свободными; сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная продукция поступала в централизованные склады, где велся ее учет и распределение между работниками и чиновниками. Существовали централизованные ремесленные предприятия.

В царствование сына Амарсина, Шусина (2038–2030 гг. до н. э.), начался упадок империи. В этот период возросла роль семитов: некоторые исследователи полагают, что уже тогда семиты составляли большинство населения и административного аппарата империи. В годы правления Шусина усилилось давление семитских племен аморреев на западной границе царства.

Проникновение аморреев в Месопотамию начинается гораздо раньше - с 2900 г. до н. э., когда под властью царей Киша и других городов Аккада они стали интегральной частью шумеро-аккадской цивилизации. Однако, когда в месопотамских текстах, начиная с 2150 г. до н. э., упоминаются амурру, то есть аморреи, имеется в виду новая миграционная волна, двигавшаяся из пустыни. Имена аморреев в шумерских текстах 21 в. до н. э. позволяют заключить, что они говорили на диалектах, из которых впоследствии развились иврит, арамейский и финикийский языки. Эта группа диалектов получила название западносемитской, в отличие от восточносемитской - аккадский язык, на котором говорило семитское население нижней Месопотамии и который испытывал постоянное влияние несемитского шумерского языка. В эту эпоху аккадский язык разделился на два диалекта - вавилонский на юге и ассирийский на севере (см. Аккад , Семитские языки). Аморреи наряду с языковым воздействием оказали многостороннее культурное влияние на семитское население Месопотамии. Так называемая миграция аморреев захватила Месопотамию, Сирию и Ханаан: во всем ареале сложилось культурно-языковое единство с общими правовыми, религиозными и литературными традициями и формами социально-экономической организации. Так, в частности, полукочевой образ жизни патриархов, клановая организация, ономастическая практика, модели родства, правила владения землей, наследование и т. п. имеют параллель в клинописных текстах Месопотамии.

Усиливающееся давление аморреев на западной, а эламитов (см. Элам) и субарейцев на восточной границе привело в конечном итоге к падению так называемой Третьей Урской империи (около 2006 г. до н. э.), однако наследники этой империи, в первую очередь - правители, основавшие династию в Исине и Ларсе, продолжали традиции местной династии. Так, в частности, поддерживался культ обожествленного царя; принцы и принцессы занимали жреческие должности в основных храмовых центрах; власти оказывали поддержку школам писцов в Ниппуре. Вместе с тем новые цари, особенно в Ларсе, все чаще носили аморрейские имена. Сепаратистские тенденции после упадка Ура проявились в периферийных областях государства: в Ашшуре (в верхнем течении Евфрата) и в Эшнунне и Дере (за Тигром), а затем и в нижней Месопотамии: аморрейские правители Лагаша, Урука, Вавилона, Киша и других городов установили собственные династии.

В начале 18 в. до н. э. сирийская пустыня была населена полукочевыми аморрейскими кланами; области за Тигром и верхним Евфратом находились под контролем несемитских народов, в различной степени испытавших влияние месопотамской культуры; «Плодородный полумесяц» (Месопотамия, сирофиникийское побережье и Ханаан) контролировался урбанизированными аморрейскими правителями. В Месопотамии в этот период доминирующей силой стала Ассирия (на иврите Ашшур) под властью Шамши-Адада I (1813–1783 гг. до н. э.) со столицами Ашшур и Шубат-Энлиль в среднем течении Тигра и Евфрата. Имя Ашшур обозначало бога, особо почитавшегося ассирийцами, и город на Тигре, служивший его культовым центром. Шамши-Адад установил свою гегемонию над соседними царствами, среди которых - Мари, Аморрейское царство в среднем течении Евфрата, и Вавилон к югу от Мари, где также правили аморреи. Ашшур во времена Шамши-Адада вел широкую торговлю с Сирией и Анатолией, в особенности через посредство ассирийской торговой колонии Каниш в Кильтепе (Каппадокия). В 1792 г. до н. э. на престол Вавилона взошел Хаммурапи , которому, благодаря искусному сочетанию дипломатии и военной силы, удалось овладеть сначала Ларсой, потом Мари, нанеся поражение наследнику Шамши-Адада, а затем - всей нижней Месопотамией. Будучи выдающимся администратором, Хаммурапи уделял много внимания всем сторонам внутренней политики своего государства, что находит яркое выражение в документах этой эпохи. Хаммурапи был автором свода законов, продолжавшего традицию кодекса Ур-Намму. Кодекс Хаммурапи был признан классическим, его копировали и изучали в школах клинописи более тысячелетия. Этот кодекс служит ключом к пониманию правовой мысли Месопотамии и всего Ближнего Востока; многие из его формулировок и общая структура прослеживаются в библейском законодательстве Исхода книги и Второзакония . Однако уже при сыне Хаммурапи начался распад империи: южные области восстановили независимость и управлялись собственно династией. Эпоха Хаммурапи и его наследников более чем любая другая эпоха месопотамской истории документирована архивными материалами.

В середине 18 в. до н. э. на исторической арене Ближнего Востока появляются индоевропейцы, создавшие Хеттское царство в Анатолии. В 17 в. до н. э. началась экспансия хеттов на юге: Мурсилис I овладел аморрейским царством Алалах, а затем Вавилоном, положив конец правлению Самсудитана (1625–1595 гг. до н. э.), потомка Хаммурапи, и вывез оттуда культовую статую покровителя Вавилона бога Мардука (библейский Меродах). Через несколько лет после ухода Мурсилиса Вавилоном овладели касситы (по-аккадски кишшу, кушу; в Библии, возможно, Куш - отец Нимрода; Быт. 10:8–12), народ со среднего течения Евфрата.

Хеттская экспансия на юге привела к изоляции аморрейских царств Средиземноморского побережья от Месопотамии, что способствовало развитию местных культурных традиций. В северной Сирии важным экономическим и культурным центром становится Угарит ; здесь был изобретен клинописный фонетический алфавит , принцип которого лег в основу как еврейского, так и (через посредство финикийского) греческого алфавита. На угаритском языке была создана богатая религиозная и мифологическая литература, имеющая много общих черт с библейской поэзией. К 1500 г. до н. э. на месте небольших аморрейских государств «Плодородного полумесяца» возникло несколько крупных государственных образований под властью несемитских правителей. В верхней Месопотамии возникло государство Митанни, основным населением которого были хурриты, однако аристократию составляли индоевропейцы. Аморрейские царства Ямхад (столица Халаб - ныне Халеб), и Аррапха (верхняя Месопотамия) находились в вассальной зависимости от Митанни. К северо-западу от Митанни, в области, впоследствии известной как Киликия, сложилось хурритское государство Киззуватна. Египет, освободившийся от власти гиксосов , установил контроль над Ханааном. Касситы распространили свое господство до Персидского залива (начало 15 в. до н. э.), создав единое аккадо-шумерское государство, усвоившее месопотамскую культуру. Касситские правители вскоре установили систему своего рода феодальных отношений, основанную на пожаловании земель и налоговых льготах. При касситском правителе Куригальзу I была построена новая столица Дур-Куригальзу (в наиболее узкой части Междуречья). Власть касситской династии длилась около четырех столетий (1595–1157 гг. до н. э.). В этот период влияние вавилонской культуры достигло апогея: клинопись получила повсеместное распространение, а аккадский язык стал средством международного общения на всем Ближнем Востоке, включая Египет, Ханаан и Анатолию: повсюду возникли школы клинописи, учебная программа которых строилась по вавилонскому образцу. Многие известные в позднейший период семьи писцов занимались этой профессией с касситских времен. По всей видимости, именно в этот период основные литературные произведения клинописного письма приобрели свою каноническую форму.

14 в. до н. э. ознаменован подъемом военной мощи Ассирии. Когда в середине века начался упадок Митанни, правитель Ашшура, Ашшурубаллит I (1365–1330 гг. до н. э.), объявил себя «царем земли Ашшура» и отказался признавать гегемонию Митанни. Попытка касситских властителей Вавилонии овладеть Ассирией встретила вооруженный отпор. Начавшийся вслед за этим период мирного сосуществования Вавилонии и Ассирии лишь спорадически прерывался конфликтами. Между двумя странами существовали тесные контакты, закрепленные династическими браками и договорами. Созданный в Ассирии синхронический список царей обеих стран, отражающий эти контакты, является первым документом, устанавливающим систематические корреляции историй двух государств (синхронический метод ассирийских историков лежит в основе библейской книги Царей , где дается аналогичный синопсис истории Израильского и Иудейского царств). Придворные поэты Ассирии создают в этот период цикл эпических повествований, прославляющих победы ассирийских царей над касситскими правителями Вавилонии. Положение изменилось в царствование Тукултининурты I (1244–1208 гг. до н. э.), который, нанеся поражение вавилонскому царю, пленил его и отправил в Ассирию вместе с культовой статуей Мардука, затем снес стены Вавилона и провозгласил себя его царем. Не довольствуясь обширными строительными программами в Ашшуре, он начал строительство новой столицы к востоку от Тигра. Однако имперские начинания Тукултининурты I встретили сопротивление в самой Ассирии: заговорщики во главе с царским сыном осадили новую столицу и убили царя.

13 в. и 12 в. до н. э. характеризуются массовыми миграциями, охватившими весь Ближний Восток. Вторжение так называемых морских народов в прибрежные области Анатолии, Сирии, Финикии и Ханаана, а также в Египет вызвало миграцию хурритов из Киликии в Анатолию и вытеснение оттуда хеттов: последние двинулись на юго-восток, где столкнулись со встречной волной миграции семитов-арамеев , вместе с которыми составили основное население сирийских государств раннежелезного века. Южнее филистимляне, пришедшие с моря, вытеснили часть местного (аморрейского) населения Ханаана, в то время как с юга и востока в Ханаан мигрировали израильтяне. В самой Месопотамии под напором миграционных волн арамеев с востока и эламитов из Ирана пала касситская династия (примерно в 1157 г. до н. э.). Через несколько десятилетий в Вавилоне установилась власть Навуходоносора I (1124–1103 гг. до н. э.), правителя второй династии города Исин. Во время его царствования возвышается культ Мардука, с тех пор ставшего во главе вавилонского пантеона. Возможно, что в царствование Навуходоносора I был составлен космогонический эпос «Энума элиш», в котором центральная роль отводится Мардуку. В эпосе обнаруживаются определенные параллели с библейским повествованием о сотворении мира и с панегириком Богу Израиля в Песни на море (Исх. 15).

В конце 12 в. до н. э. начинается новый подъем Ассирии: Тиглатпаласар I (1115–1070 гг. до н. э.) подчинил ряд арамейских государств восточной Сирии. Однако подлинно имперский размах ассирийская экспансия приобрела в первой половине 9 в. до н. э. в правление Ашшурнасирпала II (883–859 гг. до н. э.), осуществившего ряд грабительских, отличавшихся беспримерной жестокостью к побежденным походов в северную и центральную Сирию. Военная мощь Ассирии зиждилась на хорошо организованной, превосходно вооруженной и специально тренированной армии. Оборонительный союз стран южной Анатолии и северной Сирии не мог противостоять Ассирии, и эти страны превратились в ее вассалов. Во второй половине своего царствования Ашшурнасирпал II сосредоточил свои усилия на строительстве новой столицы - города Калах (Кальху). Цель ассирийских походов состояла как в ограблении богатых государств Сирии, так и в установлении контроля над важнейшими торговыми путями Ближнего Востока, а также в доставке рабов в Ассирию и в увеличении населения новой царской столицы, куда были переселены арамеи из северной Сирии. Сын Ашшурнасирпала II, Салманасар III (858–824 гг. до н. э.), продолжая агрессивную политику отца, разгромил союз государств южной Анатолии и северной Сирии во главе с Кархемишем. В 853 г. до н. э. был заключен антиассирийский оборонительный союз царей Сирии и Эрец-Исраэль во главе с царем Арам-Даммесека (Дамаска) Бен-Х ададом II, царем Хамата Ирхулени и израильским царем Ахавом - так называемый «Союз 12 царей побережья». Союз успешно противостоял ассирийским вторжениям в 853, 849, 848 и 845 гг. до н. э. Ассирийские анналы содержат сведения, не упомянутые в библейских источниках, о битве при Каркаре (853 г. до н. э.), в которой Ахав выступил во главе войска из 2 тыс. боевых колесниц, - сил, превосходящих силы всех остальных союзников вместе взятых. Лишь после того, как союз царей распался, Салманасару III удалось разгромить Арам-Даммесек и, обложив данью Тир и Израиль, установить свою гегемонию в Сирии и северной Эрец-Исраэль.

В конце царствования Салманасара III Ассирия переживает временный упадок, но его внук Ададнирари III (810–783 гг. до н. э.) осуществил ряд походов в южную Сирию (805–802 гг. до н. э.). В 796 г. до н. э. он разгромил Арам-Даммесек и обложил его данью. В 773 г. сын Ададнирари III, Салманасар IV (782–772 гг. до н. э.), предпринял очередной поход на Арам-Даммесек, но основные усилия Ассирии были обращены против Урарту (библейский Арарат), установившего контроль над торговыми путями в северной Сирии и оказывавшего военное давление на северную границу Ассирии. Утрата контроля над торговыми путями вызвала экономический упадок Ассирии, повлекший за собой политический кризис: ослабление центральной власти вызвало возвышение наместников и ряд восстаний в стране.

Новый подъем Ассирии происходит в царствование Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.: в Библии - Тиглат Пил‘эсер, Тиглат Пилнесер, он же Пул), ставшего основателем Ассирийской империи. Он впервые ввел радикально новый способ территориальной экспансии - аннексию захваченных стран и превращение их в провинции во главе с царскими наместниками. Аннексии сопровождались массовыми переселениями подвластных народов, что стало характерной особенностью системы ассирийского правления. Население вновь аннексированных территорий переселялось в глубь империи, а на его место пригоняли население из других провинций. Переселенцы обычно получали небольшие наделы земли; часть поселялась в городах. Ремесленники и отборные воинские части направлялись в Ассирию. За свое 18-летнее царствование Тиглатпаласар разгромил Урарту, положив конец влиянию этого государства в Сирии (745–743 гг. до н. э.), нанес поражение союзным с Урарту странам (743–740 гг. до н. э.), присоединил к Ассирии большинство государств Сирии, включая Арам-Даммесек, а также северную часть Израильского царства (вплоть до Изреельской долины ; 738–732 гг. до н. э.), и сделал государства южной Анатолии, Финикии, Заиорданья, а также Иудею вассалами Ассирии. В 729 г. до н. э. он завоевал Вавилонию и принял титул «царя Ашшура, царя Вавилона, царя Шумера и Аккада». Вследствие переселений покоренного населения из арамейской Сирии резко увеличилось число арамеев, занятых в государственном аппарате империи, и возросло значение арамейского языка в ее управлении.

Преемник Санхерива, Асархаддон (680–669 гг. до н. э.; в Библии - Эсархаддон), умиротворил вавилонян, восстановив и отстроив их город. В 673, 671 и 669 гг. до н. э. он совершил походы против Египта, в последнем из них ассирийские силы овладели дельтой Нила и всем Нижним Египтом. Началась административная реорганизация этих территорий в ассирийскую провинцию, сопровождаемая переселениями. После смерти Асархаддона его сын, Ашшурбанипал (668–627 гг. до н. э.), подавил антиассирийский мятеж в Нижнем Египте, а затем вторгся в Верхний Египет. Однако военное давление Элама на востоке империи не позволило Ассирии продолжать свой контроль над Египтом. Наиболее серьезным кризисом в правление Ашшурбанипала было восстание Вавилона, поддержанного Эламом и аравийскими царями. После четырехлетней войны и тяжелой осады Ашшурбанипал овладел городом в 648 г. до н. э., превратив Вавилонию в ассирийскую провинцию. Ассирийцам удалось также захватить столицу эламитов Сузы (Шушан); город и находившиеся в нем древние храмы были разрушены, что даже по понятиям ассирийцев было осквернением святыни.

В царствование Ашшурбанипала интенсивно развивалась литература. Наряду с историческими хрониками создавались художественные произведения. В отличие от своих предшественников Ашшурбанипал (по его собственному свидетельству) изучил искусство письма и посвящал значительную часть своего времени организации царской библиотеки в Ниневии (военные экспедиции осуществлялись преимущественно не царем, а его военачальниками), в которой были собраны произведения вавилонско-ассирийской литературы всех жанров - от эпоса и мифологии до научных сочинений и энциклопедий; царские писцы копировали древние произведения; оригинальные таблички были привезены из храмовых библиотек Вавилонии. Благодаря этой деятельности сохранились лучшие произведения древнемесопотамской литературы в их канонических версиях.

Со смертью Ашшурбанипала в Вавилонии вспыхнуло восстание под руководством халдейского принца Набопаласара. В 626 г. до н. э. Набопаласар овладел Вавилоном и провозгласил себя царем. Восстание вспыхнуло также в западной части Месопотамии. В 628 г. до н. э. царь Иудеи Иошиях у объявил Иудею независимой от Ассирии и в 622 г. до н. э. распространил свою власть на ассирийскую провинцию Самарию. В начале вавилонского восстания ассирийцам удавалось сохранить контроль над основными городами Вавилонии, однако вскоре вавилоняне перенесли военные действия на территорию собственно Ассирии. На помощь Ассирии прибыл египетский экспедиционный корпус (неизвестно, какие причины побудили фараона вступить в этот союз). Однако в 615 г. до н. э. в северную Ассирию вторглись мидийцы, разрушившие город Ашшур и заключившие союз с вавилонянами. В 612 г. до н. э. совместные вавилоно-мидийские силы двинулись на Ниневию: город был захвачен и разрушен; это событие отражено библейским пророком Нахумом . После того, как все остальные ассирийские города пали, последним оплотом Ашшурбаллита II, младшего брата Ашшурбанипала, стал Харан (Харран). В 610 г. до н. э. пал и Харан; Ашшурбаллит II отступил, по-видимому, в Кархемиш, откуда с помощью египетских сил безуспешно пытался отбить Харан (609 г. до н. э.). Дальнейшая судьба Ашшурбаллита II неизвестна. Спустя пять лет египетские силы были разбиты при Кархемише войсками Набопаласара и отступили в Египет. Вавилон под властью халдейской династии стал наследником ассирийской империи.

Хотя Набопаласар (626–606 гг. до н. э.) формально считается основателем Нововавилонского (или Халдейского) царства, подлинным основателем является его сын, Навуходоносор II (605–562 гг. до н. э.; в Библии Невухаднеццар, Невухадреццар). Он нанес поражение египетскому экспедиционному корпусу у Кархемиша и, преследуя египтян, овладел Сирией и Иудеей. Две попытки Иудеи отложиться от Вавилонии - в 598 г. и 588 г. до н. э. - закончились падением Иудейского царства и пленением вавилонским .

В правление Навуходоносора II Вавилон был почти полностью перестроен: возведены великолепные храмы и дворцы, сделавшие его одним из чудес света. Среди наиболее известных строений - зиккурат, так называемые висячие сады и придворный музей, в котором были собраны древние статуи, стелы и надписи. Возросший в это время интерес к древностям Месопотамии является проявлением традиционного культурного духа, который нашел выражение еще в составлении клинописной библиотеки Ашшурбанипалом. Интерес к древностям характеризовал и правление последнего вавилонского царя Набонида (555–539 гг. до н. э.). Одержимый идеей восстановить древнее величие лунного культа, этот царь не только реставрировал его центры в Харане и Уре, но и отправился в поход в оазис Тема (близ современной Медины), где также существовал культ лунного божества. Это было истолковано в последующих преданиях как добровольное отшельничество или как признак безумия царя (в клинописных источниках - десятилетнее, в библейской книге Даниэль - семилетнее, причем приписано Навуходоносору, однако в источниках кумранской общины правильно отнесено к Набониду). Выдвижение лунного культа многие вавилоняне расценили как измену национальному культу Мардука. Оппозиция во главе со жрецами Мардука выступила против сына Набонида, Белшаццара (см. Валтасар), поставленного наместником в столице, и сдала город персидскому царю Киру в 539 г. до н. э.

Захват Вавилонии Киром, положив конец месопотамской государственности, не внес заметных изменений в культурно-религиозную жизнь Месопотамии и в ее традиционные институты. Кир вел себя как вавилонский царь, и так его величали в аккадских надписях; он подчеркивал, что в противоположность Набониду, реформировавшему культ и администрацию, он восстановил древние обычаи и институты. В правление преемника Кира, Камбиса, Вавилония была частью более обширной административной единицы - Пятой сатрапии, включавшей также территории за Евфратом. В начале царствования Дария, когда в империи вспыхнули многочисленные восстания, Вавилония отложилась и провозгласила собственную царскую династию (Навуходоносор III и Навуходоносор IV, 521 г. до н. э.), однако вскоре была вновь включена в Персидскую империю. Новая попытка обрести независимость в начале царствования Ксеркса также окончилась неудачей.

На протяжении персидской, а затем и эллинистической эпохи в Вавилонии не прекращалась культурная деятельность; писцы собирали клинописные памятники месопотамской литературы на шумерском и аккадском языках - эпические сказания, легенды, мифологические тексты, молитвы, поэтические гимны и т. п. Особое развитие в этот период получила вавилонская астрономия, включавшая в себя математику и элементы астрологии, достигшая вершины при Селевкидах. Вавилонская астрономия стала известна греческим ученым и стимулировала греческую астрономию (в первую очередь, в Александрии), а также оказала влияние на евреев Вавилонии, а через них - на еврейскую культуру в целом. Так, в частности, евреи заимствовали вавилонский календарь, включая названия месяцев и метод установления високосного года (шана ме‘уберет , когда добавляется второй месяц адар - адар шени ; см. Календарь).

С углублением процесса эллинизации и превращением греческого языка в язык школьного обучения искусство клинописи приходит в упадок и окончательно исчезает в 1 в. н. э.

КЕЭ, том: 5.
Кол.: 284–300.
Издано: 1990.

Древнейшее рабовладельческое общество и государства складываются в южной части долины рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Здесь возникает второй важнейший очаг цивилизации, который оказал большое влияние на политическую, экономическую и культурную историю всего древнего мира.

Разложение первобытно-общинного строя в Двуречье.

Природные условия и население Двуречья.

Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом в их нижнем и среднем течении, называют обычно греческим словом Месопотамия (Междуречье). Природные условия и исторические судьбы северной и южной части Месопотамии различны. Поэтому южную её часть, где течение обеих рек сближалось (в основном к югу от района столицы современного Ирака - Багдада), мы выделяем под названием «Двуречье».

Эта часть Месопотамской равнины заполнена отложениями рек, периодически разливающихся в весенне-петний период вследствие таяния снегов в горных районах верховьев. Древнейшие поселения, явившиеся центрами образования первых государств, были расположены по обоим берегам вдоль нижнего течения обеих рек, преимущественно Евфрата, воды которого легче использовать для земледелия без специальных водоподъёмных устройств. Для использования при осенней обработке земли воды разлива должны были собираться в особые водохранилища. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны.

Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. На таких почвах можно выращивать самые разнообразные культуры и получать высокие и устойчивые урожаи.

Месопотамская равнина окаймлена с севера и востока окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничит с Сирийской степью и пустынями Аравии. С юга равнина ограничена Персидским заливом, куда впадают,Тигр и Евфрат. В настоящее время обе эти реки за 110 км до впадения в море сливаются в единый речной поток - Шатт эль-Араб, но в древности море вклинивалось значительно глубже на северо-запад и обе реки впадали в него раздельно. Центр возникновения древнейшей цивилизации был расположен именно здесь, в южной части Двуречья.

Естественные богатства, из тех, которые могли быть использованы древнейшим населением равнины, невелики - тростник, .глина, а в реках и болотистых озёрах - рыба. Из древесных пород можно отметить финиковую пальму, дающую питательные и вкусные плоды, но низкую по качеству древесину. Отсутствовали необходимые для развития хозяйства камень и металлические руды.

Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры; можно утверждать, что уже в IV тысячелетии до н. э. шумеры были основным населением Двуречья. Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. Для физического типа шумеров, если доверять сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, было характерно круглое лицо с крупным прямым носом.

С III тысячелетия до н. э. в Двуречье из Сирийской степи начинают проникать скотоводческие семитические племена. Язык этой группы семитических племён носит название аккадского или вавилоно-ассирийского, по тем позднейшим наименованиям, которые эта группа семитов приобрела уже в Двуречье. Сначала они селились в северной части страны, переходя к земледелию. Затем их язык распространился и в южной части Двуречья; к концу III тысячелетия произошло окончательное смешение семитического и шумерского населения.

Различные семитические племена в это время составляли основную массу скотоводческого населения Передней Азии; территория их расселения охватывала Сирийскую степь, Палестину и Аравию.

Северную Месопотамию и окраинные нагорья Ирана, окаймляющие с востока долину Тигра и Евфрата, населяли многочисленные племена, говорившие на языках, родственные связи которых пока не установлены; некоторые из них, возможно, были близки отдельным современным кавказским языкам. В северной части Месопотамии и на притоках Тигра памятниками рано засвидетельствованы поселения племён хурритов; далее к востоку, в горах, жили луллубеи и гутеи (кутии). Соседние с Двуречьем долины рек Юго-Западного Ирана занимали эламиты.

В своём большинстве эти и близкие к ним племена в IV-III тысячелетиях до н. э. были оседлыми горными земледельцами и полуоседлыми скотоводами, жившими ещё в условиях первобытно-общинного строя. Именно они создавали в Передней Азии энеолитическую «культуру крашеной керамики»; их поселения.- Телль-Халаф, Телль-Брак, Арначия, Тепе-Гаура, Самарра, а глубже в нагорье Ирана Тепе-Гиян, Тепе-Сиалк, Тепе-Гиссар, Туренг-Тепе - позволяют судить о характере развития племён, занимавшихся горно-ручьевым земледелием в период неолита и энеолита. Большинство из них вначале ещё опережало в своём.развитии племена, населявшие Двуречье, и только со второй половины IV тысячелетия население Двуречья быстро обгоняет своих соседей.

Лишь у эламитов в низовьях рек Каруна и Керхе классовое общество возникает.только немногим позже, чем в Шумере.

Памятники III тысячелетия свидетельствуют о том, что морским путём, шедшим по Персидскому заливу. Шумер был связан с другими странами. Клинописные тексты упоминают остров Дильмун и славившиеся золотом и чёрным деревом страны Маган и Мелухха. Только Дильмун со всей бесспорностью отождествлён с нынешними Бахрейнскими островами у берегов Восточной Аравии, поэтому мы не можем определённо сказать, как далеко простирались морские связи Двуречья. Однако эпические песни о путешествиях шумерских героев на восток, «за семь гор», и о дружеских отношениях с тамошним населением, а также печати с изображениями индийских слонов и знаками индийской письменности, которые найдены в поселениях Двуречья III тысячелетия до н. э., заставляют думать, что существовали связи с долиной Инда.

Менее определённы данные о древнейших связях с Египтом; однако некоторые особенности наиболее ранней энеолитической культуры Египта заставляют ряд исследователей предполагать наличие подобных связей, а отдельные историки предполагают, что в последней трети III тысячелетия до н. э. имели место военные столкновения Двуречья с Египтом.

Древнеишие поселения в Двуречье.

На примере истории народов Двуречья отчётливо видно, насколько влияние условий географической среды на ход исторического развития имеет относительный характер. Географические условия Двуречья почти не изменились за последние 6-7 тысячелетий. Однако если в настоящее время Ирак - отсталое, полуколониальное государство, то в средние века, до опустошительного монгольского нашествия в XIII в., а также в древности, Двуречье было одной из самых богатых и населённых стран мира. Расцвет культуры Двуречья, следовательно, невозможно объяснить только благоприятными природными условиями страны для земледелия. Если же заглянуть ещё дальше вглубь веков, то окажется, что та же самая страна в V и даже отчасти в IV тысячелетии до н. э. была страной болот и озёр, заросших тростниками, где по берегам и на островах ютилось редкое население, оттеснённое в эти гиблые места из предгорий и степей более сильными племенами.

Только с дальнейшим развитием неолитической техники и с переходом к веку металла древнейшее население Двуречья оказалось способным использовать те особенности географической среды, которые ранее были неблагоприятны. С усилением технической вооружённости человека эти географические условия оказались фактором, ускорившим историческое развитие селившихся здесь племён.

Древнейшие поселения, обнаруженные в Двуречье, относятся ещё к началу IV тысячелетия до н. э., к периоду перехода от неолита к энеолиту. Одно из этих поселений было раскопано под холмом Эль-Обейд. Такие холмы (телли) образовались на равнине Двуречья на месте древних поселений путём постепенного накопления строительных остатков, глины от сырцового кирпича и т. п. Население, жившее здесь, было уже оседлым, знало простейшее земледелие и скотоводство, однако охота и рыболовство всё ещё играли большую роль. Культура была сходной с культурой предгорий, но беднее. Было известно ткачество, гончарное дело. Преобладали каменные орудия труда, но уже начали появляться и изделия из меди.

Примерно к середине IV тысячелетия до н. э. относятся нижние слои раскопок Урука. В это время жители Двуречья знали культуры ячмоня и эммера, среди домашних животных были быки, овцы, козы, свиньи и ослы. Если жилища Эль-Обейда были преимущественно тростниковыми хижинами, то при раскопках Урука были найдены сравнительно крупные здания, сложенные из кирпича-сырца. К этому периоду, второй половине IV тысячелетия, относятся первые пиктографические (рисуночные) надписи на глиняных плитках («табличках») -древнейшие памятники письменности Двуречья. Наиболее древний письменный памятник Двуречья - маленькая каменная табличка - хранится в Советском Союзе в Государственном Эрмитаже (Ленинград).

К концу IV и самому началу III тысячелетия до п. э. относятся слои раскопок холма Джемдет-Наср, недалеко от другого древнего города Двуречья - Киша, а также более поздние слои Урука. Раскопки показывают, что здесь значительного развития достигло гончарное производство. Орудия из меди встречаются во всё большем количестве, хотя всё ещё широко применяются орудия из камня и кости. Уже было известно колесо и перевозка грузов осуществлялась не только вьюками, а по болотистой почве на санях, но и колёсным транспортом. Существовали уже построенные из кирпича-сырца значительные по размерам и художественному оформлению общественные сооружения и храмы (первые храмовые постройки появляются ещё в начале предшествующего периода).

Развитие земледелия.

Те шумерские племена, которые поселились в Двуречье, смогли уже в глубокой древности приступить в различных местах долины к осушению болотистой почвы и к использованию вод Евфрата, а затем и Нижнего Тигра, создавая основу ирригационного земледелия. Аллювиальная (наносная) почва долины была мягкой и рыхлой, а берега были низкими; поэтому можно было даже несовершенными орудиями труда сооружать каналы и запруды-водохранилища, дамбы и плотины. Проведение всех этих работ требовало большого количества рабочих рук, поэтому оно было не под силу ни отдельной семье, ни первобытной общине, ни даже небольшому объединению подобных общин. Оно становилось возможным на иной, более высокой ступени общественного развитая, когда происходило объединение многих общин.

Работы над созданием ирригационного хозяйства были возможны только при определённом уровне развития техники, но они в свою очередь неизбежно должны были содействовать дальнейшему развитию сельскохознйственной техники, а также усовершенствованию тех орудий, которыми пользовались при землекопном труде. На осушительных и оросительных работах начинают применяться орудия с металлическими частями. В связи с ростом ирригационного хозяйства более интенсивное использование металла должно было привести к весьма важным общественным результатам.

Рост производительности труда приводил к возможности производства прибавочного продукта, что создавало не только необходимые предпосылки для возникновения эксплуатации, но и влекло к выделению в общинах, ведущих первоначально коллективное хозяйство, сильных семей, заинтересованных в организации отдельных независимых хозяйств и стремящихся к захвату лучших земель. Эти семьи со временем составляют племенную аристократию, захватившую в свои руки управление племенными делами. Так как племенная аристократия обладала лучшим вооружением, чем рядовые общинники, то она стала захватывать большую часть военной добычи, что в свою очередь способствовало усилению имущественного неравенства.

Возникновение рабства.

Уже в период разложения первобытно-общинного строя шyмерские племена использовали рабский труд (упоминания о рабынях, а затем и рабах имеются в документах с периода культуры Джемдет-Наср), но использовали его в весьма ограниченных размерах. Первые ирригационные каналы прорывали свободные члены общин, но развитие ирригационного хозяйства большого масштаба потребовало значительного количества рабочей силы. Над созданием ирригационной сети и в дальнейшем трудились в порядке повинности и свободные представители общества, но на землекопных работах всё больше использовался труд рабов.

К работе по искусственному орошению города-победители привлекали и население покорённых общин. Об этом свидетельствует отражающая условия начала }