Сознание как высшая ступень организации психики самосознание. Сознание - высшая ступень развития жизни

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает, прежде всего, культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

I) значение;

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний,- эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может, либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Homo sapiens – человек разумный. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая в силу необходимости совместных действий для добывания пищи осуществлялась при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходит в процессе активной деятельности. Трудовая деятельность для человека имеет продуктивный характер, поскольку труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:

1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;

2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

3) подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;

5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Таблица 3. Основные формы и взаимосвязь проявлений психики человека

При этом необходимо понимать, что действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Таблица 4. Важнейшие особенности деятельности животных и человека

ЖИВОТНЫЕ

Инстинктивно-биологическая деятельность

Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации

Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты)

Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют постоянно

Приспосабливаются к внешней среде

Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и др. системы)

Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям

Преобразует внешний мир к своим потребностям

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Структура деятельности человека

Деятельность

Мотивы – то, Действия – то, Цели – то,

что побуждает что направлено на что направлена

к деятельности на достижение деятельность

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок-действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта); моторные (двигательные действия); волевые; мыслительные; мнемические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия (табл.5):

Таблица 5. Компоненты действия

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Основные функции речи:

1)средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества;

2)средство общения (коммуникации);

3) интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли .

ФУНКЦИИ РЕЧИ

Общение Мышление

Коммуникация Экспрессия Обозначение Обобщение

Все психические процессы с помощью речи становятся произвольно управляемыми. Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т.е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализовываться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.

Рассматриваемое в данном контексте, сознание выступает высшей, свойственной человеку формой обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: а) построение отношений, б) познание и в) переживание. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структуре сознания синтезируются формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Осознание переживания – это установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано (С.Л.Рубинштейн).

Функции сознания : 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция (характеризует сущность сознания). К функциям сознания относятся познание (обобщенное отражение мира), переживание, отношение к миру и людям, рефлексия, регулирование поведения и деятельности, мышление (образ и мысль), эмоции и чувства, воля.

Сознание человека развивалось в филогенезе и становилось возможным в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности и социальных контактов. Сознание 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» .

Выделяют два слоя сознания (рис.1): 1. бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя а) биодинамические свойства движений, б) опыт действий; в) чувственные образы; и 2. рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя а) значение; б) смысл. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Значение означает содержание общественного сознания, усваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – это объективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и обозначение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира.

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

Биодинами- Мир производст-

ческий опыт венной практичес-

действий, кой деятельности

Бытийное движений

сознание

Чувствен- Мир пред-

ные обра- ставлений,

зы культурных

Самосознание символов

Мир идей,

Значение научных

Рефлективное знаний

сознание

Смысл Мир пережива-

ний, эмоций

Рис. 1. Структура сознания

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Язык и объектированные в нем формы мышления – это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга. Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются, во-первых, только частной реализацией базовых оппозиций сознания; во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, есть освобождение энергии и сознания для следующего цикла развития возможно только через акры осознания на себе.

Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно исследовать и описывать объективно. В то же время, внешняя структура указывает на наличие внутренней структуры сознания, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы в контексте идеи непрерывного развития:

1. Необходимо двойственное (извне и изнутри) описание генезиса развития знания, деятельности

2. В ходе проектирования развития необходимо совмещение этих двух точек зрения. Основанием проектирования развития может быть или заданная форма сознания, или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности и т.п.

3. Развитие знаний, деятельности можно описывать самостоятельно как извне, так и изнутри (извне это будет описание деятельности, ее развертывания в ходе введения проблемных ситуаций, рефлексивных выходов и т.п.; изнутри – это будет генезис форм сознания, их трансформации, преобразования друг в друга).

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования.

Возникшие затруднения привлекают внимание и они, таким образом, осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств, способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр А. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи решает человек подсознательно, реализуя автоматизмы.

Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.

сознание как высшая ступень развития психики

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания:

1. отражательная,

2. порождающая (творчески-креативная),

3. регулятивно-оценочная,

4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1. отражение мира,

2. мышление о нем,

3. способы регуляции человеком своего поведения,

4. сами процессы рефлексии,

5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Тема 1.1. Введение в психологию.

Базовые понятия : отражение,психика, психическое отражение, сознание, бессознательное.

Вопросы для изучения:

1. Характеристика сознания человека.

Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения , т.е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с их характером и формой существования материи.

1. Характеристика сознания человека.

Основное отличие человеческой психики от психики животных заключается в сознательной целенаправленности и произвольности психических процессов, обусловленных активной деятельностью, социальным взаимодействием и формирующим влиянием факторов культуры.

На уровне специфически человеческого бытия психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Ее сущностной характеристикой становится сознание – ведущий уровень регуляции деятельности, а формой высших проявлений психической активности выступает личность.

Сознание трактуется в отечественной психологии как высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщенных образов и понятий, опосредованный общественно-исторической деятельностью людей. Формы существования сознания – мышление и речь. Закрепилось понимание сознания как социального по своей природе («со-знание» как совместное «знание»). Наряду с социальной обусловленностью, сознание характеризуется активностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний. Огромное значение для формирования сознания человека имеет овладение языком, системой знаков, символов и значений.



Биологические (прямохождение, анатомическое развитие, стадный образ жизни) и исторические (изготовление и сохранение орудий труда, отношения во время коллективной деятельности) предпосылки возникновения и развития сознания человека:

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи, однако говоря о биологических предпосылках возникновения сознания нельзя забывать, что человек – продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо, которое позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывая взаимопомощь друг другу. Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада – в общество, была трудовая деятельность, т.е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Инстинктивное общение предков человека внутри стада постепенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности . Изменение отношений между членами сообщества – совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности – способствовало превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека явилось возникновение труда и образование человеческого общества.

Поскольку деятельность одного человека включена в деятельность всего общества, она направляется на удовлетворение не только личных, но и общественных потребностей. Поэтому появляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится сознательной. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель – добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: она развивается не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности, специализированный орган активного осязания. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения – человеческого языка.

Для стадии сознания характерны:

Отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;

Отражение как самоконтроль и самовоспитание;

Отражение как путь познания других;

Отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.

Структуру сознания человека составляют следующие его характеристики:

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и в него вносятся необходимые коррективы и т.д.

Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально действующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и др.

Понятие «менталитет» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые в той или иной общественной среде характеризуют ее отличия от других общностей. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет этого общества. Итак, менталитет – это совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей. В сознании отдельного его члена менталитет общества представлен в степени, которая зависит от его активной или пассивной позиции в общественной жизни. Являясь наряду с наукой, искусством, мифологией, религией одной из форм общественного сознания, менталитет не закреплен в материализованных продуктах, а, если можно так сказать, растворен в атмосфере общества, имеет надсознательный характер.

Вопросы для контроля:

  1. Расскажите о предпосылках и условиях возникновения и развития сознания человека. Дайте психологическую характеристику сознания человека.
  2. Раскройте сущность понятий «бессознательное» и «менталитет».

Литература:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн: Харвест, 1999.

3. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Одно из центральных мест в философии занимает научный анализ проблемы происхождения, сути и социальной роли сознания.

Сознание и материя -- два типа действительности, имеющиеся во Вселенной. Oсновные философские направления - материализм и идеализм -исстари вели полемику по вопросу о том, какая из этих действительностей является первичной, исходной.

С точки зрения идеализма сознание является первичным и более фундаментальным. Для субъективного идеализма мир совокупность человеческих ощущений представляет собой, для объективного идеализма -- проявление духовной субстанции, которое не зависит от человека и возбуждающей человеческое сознание. Объективный идеализм ратифицирует, что вне человека сознание может существовать -- в виде божественного духа, создавшего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную суть, идеализм делает невозможным поистине научное разъяснение сознания. Сознание из самого себя не может быть понято, независимо от обследования материального мира.

С точки зрения материализма предпосылки для появления сознания понемногу подготавливаются, в процессе эволюции материи развиваются. Сознание как таковое свойственно только человеку.

Уже в материализме XVIII века попытки делались научно аргументировать глубокое единство человека с живой и неживой природой. Человеческое сознание не «пролито» в окружающем нас мире, но развитие природы для его возникновения готовит нужные условия. Появление сознания --в эволюции Вселенной не случайный и внезапный скачок.

Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое постановление главного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего только одну и единую объективную действительность -- материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует анализировать только как вторичное -- свойства, функции высокоразвитой материи, от нее неотделимые.

Для постановления проблемы происхождения и сути сознания существенно учесть, что по отношению к материи его вторичность выражается в нескольких планах или аспектах: в историческом (сознание -- продукт исторического развития и усложнения материи); функциональном (как функция нормально работающего человеческого мозга сознание вторично; гносеологическом (по отношению к реальности как ее идеальное отображение сознание вторично) .

Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития -- одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необыкновенные по масштабам и напряженности сдвиги в развитии научных знаний, в нынешнем естествознании белые пятна сохраняются: вопросы происхождения живого из неживого не выявлены до конца, механизм превращения физических влияний в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.

Возникновение сознания имеет продолжительную историю -- это закономерный итог развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности бесконечное разнообразие явлений природы способна пробуждать. В самой материи, в ее фундаментальных свойствах причины кроются, которые при наличии соответствующих подходящих условий на назначенном периоде ее развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя мышление приписывать всей материи, но вместе с тем нельзя и его от материи отрывать. В самой материи необходимо видеть свойство, способное через ряд ступеней до уровня сознания развиться. сознание материя материализм идеализм

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая не отгадана до конца. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество разнообразных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза на спонтанном возникновении жизни настаивают из неживой природы в результате различных причин - теплового стресса, интенсивного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что не на Земле жизнь зародилась, а из Космоса привнесена - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Продолжает быть и даже удачно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и разделения:

  • 1) трудовая теория (Ч.Дарвин)- основным условием возникновения человека в ходе эволюции явилась общая орудийная деятельность, речью опосредованная;
  • 2) человек - итог «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
  • 3) человек возник в итоге бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого возникло сознание и абсолютно новый вид животного - home sapiens.

Согласно, трудовой теории видоизменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым обстоятельствам существования. Совершился переход на мясную пищу, что от них потребовало изготовления и употребления орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (вначале в виде жестов и звуков, а затем - к языку) . С приматами стали проистекать и морфологические видоизменения: они распрямились, что разрешило высвободить передние конечности для более активных действий с предметами; видоизменилось строения кисти; объем мозга повысился.

Именно трудовая деятельность (орудийная) к качественному видоизменению приматов приводит. Активно воздействующая рук а учила голову думать, и улучшающая орудийная деятельность людей вела к улучшению их сознания. Для развития сознания значительны два момента, свойственные для создания орудий труда:

  • 1) в конце процесса труда получается итог, который уже в начале этого процесса в представлении (в голове) человека имелся, т.е идеально;
  • 2) регулярное употребление орудий труда и с их систематическое изготовление аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними предполагает, и соответственно, от поколения к поколению передачи этого опыта. Т.о., труд, речь, к возникновению сознания и человека приводит коллективная деятельность.

Происхождение сознания при разнообразном его понимании -- в широком и узком значении -- разъясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном значении вечным является, и поэтому даже не ставится вопрос о его происхождении в идеалистической философии. В этом значении, как подмечалось, оно близко к понятию Бога, ситуации, появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком значении как свойства материи неизбежно вопрос о его происхождении появляется из материи.

Вопрос этот очутился очень трудным в результате явной противоположности материи и сознания, феномены которого -- ощушения-восприятия, понятия и суждения -- безупречно противоположны материальным объектам, поскольку в различие от них не владеют ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления позволить это непростой вопрос и появилась материалистическая теория отображения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством материи отображением. которое якобы имеется наряду с такими более знаменитыми свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отображение как свойство материальных систем понимается в процессе взаимодействия воспроизводить особенности иных систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание в качестве высшей формы такого отображения выступает.

Первым уровнем отображения в неживой природе признаются физико-химические взаимодействия, а вторым -при участии органов чувств биологические взаимодействия.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание появилось на основании свойства отображения как фундаментального свойства материи, а также на основании трудовой деятельности и общения человека с себе сходными. Последнее имеет особенно значительное значение для формирования человеческого сознания, поскольку оно на основании всех форм социальной деятельности особенно быстро обогащается.

Нынешние психологи, сферу сознания характеризуя, прежде всего подмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к разъяснению природы сознательного всякий из этих подходов все же имеет свои нехватки.

Так, по представлению материалистов, сознание как бы неожиданно, «чудесным образом», без видимых причин возникает на назначенном периоде формирования живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к итогам отображения. Об этом удостоверяет содержание наших знаний: в них значительна роль знаний, приобретенных независимо от процесса отображения, в итоге автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психофизиологического субстрата этих и многих иных процессов сознания одной из сложнейших, еше не постановленных проблем психологической науки остается.

Вместе с тем, множество фактов конечно, имеется, которые определенно удостоверяют о зависимости, имеющейся между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это условие является одним из главных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь подтверждением того все же не является, что формирование материального является причиной появления и развития идеального.

По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, который висит на вешалке, связан с вешалкой и даже вместе с ней может покачиваться, но это не обозначает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя о между собой ни и связаны, на что указывает теория отображения, но никак не тождественны друг другу.

Но и идеалистический взгляд, ратифицирующий независимость идеального от материального, тоже с проблемами сталкивается, когда требуется разъяснить факты, накопленные нынешней медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодняшний день некоторые установления сознания в себе два этих противоположных подхода пытаются как-то соединить, что проявляется, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отображения человеком реальности, если психику анализировать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику с идеалистических позиции рассматривать.

Однако, бесспорно, что неопределенностью, противоречивостью это определение страдает.

Сознание - высшая форма психического отображения и саморегуляции, которые свойственны только человеку как общественно-историческому существу, развивается в процессе общения, речью опосредуется, устремлено на реорганизацию реальности; с самосознанием связано, на внутренний мир субъекта ориентированным.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация наилучшего поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его основной функцией «отображения» оказывается только начальным периодом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это в предыдущем определении представляется.

При таком понимании важнейшая задача всей психики, в том числе и сознания, заключается в том, чтобы целесообразное поведение организовать по исполнению избранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сути сознания, которое приведенными определениями обнаруживается, следует учесть, что в них речь идет именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но по содержанию понятия неодинаковые, хотя в философской, а временами и в психологической литературе их неправомерное отождествление пропускается.

Следует также учесть, что приведенные определения сознания только его суть пытаются выделить, основное свойство, но всего богатства его содержания не исчерпывают. Содержание постоянно богаче сути. Поэтому справедливо взгляд о том, что каждое определение сущности постоянно «хромает». Чтобы одолеть эту «хромоту», недостаточность всяких определений, их обыкновенно характеристикой иных дополняют, не основных, но важнейших свойств предмета. а также описанием структуры, т.е. тех частей, из которых они слагаются.

Список литературы

  • 1. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. -- М.,1996. -- С.352.
  • 2. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В.Панин. - М., 1996.
  • 3. Алексеев, П.В. Становление человека / П.В. Алексеев. - М., 1984.
  • 4. Введение в философию. - М., 1989.
  • 5. Вильвовская, А.В. Человек и космос / А.В. Вильвовская. - М.: Наука, 1994.
  • 6. Диалектика в науках о природе человека: эволюция материи и ее структурные уровни. - М., 1983.
  • 7. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. - М., 1990.
  • 8. Дубровский, Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. - М., 1983.
  • 9. Чумаков, А.Н. Фундаментальные основы бытия / А.Н. Чумаков // Философия. - М., 1997.- С.43.