Что такое принцип метод якорь в психологии. Якорение НЛП: пошаговый алгоритм

(Техники НЛП)

Термин “якорь” уже настолько широко популярен, что даже люди только понаслышке знакомые с НЛП, связывают в своём сознании эти два слова по принципу: “Говорим - якорь, подразумеваем - НЛП, говорим - НЛП, подразумеваем - якорь”.

Вот эта переформулированная мною цитата и является, кстати говоря, одним из ярчайших примеров типичного“якорения”: когда говорим мы - одно (то, что является якорем в НЛП), а в памяти всплывает совсем другое (полезное или, напротив, вредное) ресурсное состояние.

Итак. Напоминаю всем, что же конкретно подразумевается под термином “якорь НЛП”. В одном из общих значений,якорь НЛП - это установленная осознанно или неосознанно очень прочная условно-рефлекторная связь.

Якори в НЛП бывают - естественные и - рабочие, те, например, которые в процессе НЛП-терапии “делает” Вам искусственно НЛП-терапевт. Искусственные НЛП-якори представляют собой (обычно) прикосновение к какому-либо участку тела партнёра.

Сейчас мы и поговорим о процессе искусственного, рабочего якорения.

“Якорить” те или иные ресурсные состояния Вы можете и сами, без помощи второго партнёра, и даже без помощи НЛП-терапевта. Здесь, правда, есть свои особенности, но о них мы поговорим чуть позже.

Итак. Мы переходим к описанию алгоритма установления тактильного искусственного якоря НЛП - с целью заменить устойчивое негативное переживание на позитивное.

Устанавливаем якорь НЛП в паре, работая с партнёром-волонтёром.

Первый шаг якорения

Найдите какое-нибудь запоминающееся место в комнате. Устройтесь там поудобнее. Попросите вашего партнёра вспомнить какую-нибудь неприятную ситуацию из его прошлого. Попросите партнёра как можно чётче освежить её в памяти - пережить ситуацию заново. Это потребует некого напряжения воображения.

А чтобы партнёру было легче получить доступ к прошлому переживанию, необходимо задавать ему следующие наводящие вопросы:

  • Когда это было (когда это было впервые)?
  • Как началось и чем закончилось? (очертить временной фрейм - рамку),
  • Какие чувства вы переживаете по этому поводу? Попробуйте сформулировать их одним словом, выражением.
  • Что было в этой ситуации для вас самым неприятным?

Второй шаг якорения

Как только Вы увидите, что партнёр “вошёл” в переживание - делайте “НЛП-якорь” путём прикосновения к какому-либо участку его тела. Это может быть довольно чувствительное сжатие запястья вашего партнёра. “Держите якорь”, пока длится переживание. Затем - отпустите руку партнёра. Первое якорение закончилось.

Третий шаг якорения

Найдите новое место в комнате, отличное от того, где вы находились ранее. (Например, первое было - светлое, стоя у окна, второе место - подальше от окна, тёмное, сидя на диване, в углу).

Попросите Вашего партнёра вспомнить одно из самых приятных эмоциональных событий-переживаний прошлого. Для того, чтобы партнёр быстрее и полнее получил доступ к переживанию задайте ему те же вопросы, что и в случае с негативным переживанием.

Важный комментарий психолога о якорении

Внимание: в этом упражнении важно вспомнить не просто произвольное “приятное переживание”, а именно такое приятное переживание, которое сможет вступить в поединок с мучащим клиента негативным переживанием и - победить в этом поединке. В этом переживании должен быть заложен такой мощный ресурс, чтобы с его помощью вы смогли “истощить весь негатив” названного негативного воспоминания.

Бывает так, что сам человек не в состоянии найти такой мощный позитивный ресурс. ТОГДА НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ФАНТАЗИЯ.

Задайте своему партнёру следующие вопросы:

  • Какой ресурс нужен вам, чтобы мы справились именно с этой негативной ситуацией?
  • Придумайте его, смоделируйте, пофантазируйте.
  • Знаком ли Вам человек (герой), который обладает этим нужным ресурсом?

Как раз на этом этапе на помощь могут прийти карты "1000 жизней ". Пускай Ваш партнёр рассмотрит по очереди несколько карт и выберет подходящее ему поведение и образ того персонажа, который “умеет это делать”.

Например, одна моя клиентка вытянула из колоды наугад карту “Антипод”.

В карте было написано:

“Войдите в образ человека, который является вашей полной противоположностью, в происхождении, воспитании, манерах, установках... Как бы он действовал на вашем месте?”.

Оттолкнувшись от этой весомой подсказки карт, моя клиентка начала радостно фантазировать на эту интригующую тему “А кто же действительно, мог бы быть моим антиподом?”, и мы быстро нашли нужное ресурсное состояние.

Четвёртый шаг якорения

Как только человек начал прокручивать в голове переживание позитивной ситуации (и ему стало хорошо), делайте “позитивный якорь”. То есть сделайте всё то же, что и в первом НЛП-якоре, только на другой половине тела. Если Вы сжимали до этого правое запястье, то теперь сжимайте левое, пока переживание себя не исчерпает. Затем отпустите руку партнёра.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЯКОРЕНИЯ - РОКИРОВКА

Мы переходим к самой важной, заключительной части якорения - здесь важно не перепутать.

Пятый шаг якорения

После небольшого перерыва вернитесь с партнёром в то место, где родился его “позитивный якорь”.

Попросите его ещё раз пережить - негативное воспоминание. Как только человек “вошёл” в своё негативное переживание, воспроизведите сначала поставленный негативный якорь (например, сожмите его правое запястье).

Шестой шаг якорения

Как только Вы заметили возникновение негативных переживаний у своего партнёра, воспроизведите позитивный якорь (например, сожмите его левое запястье).

Таким образом, Вы объедините две реакции, совмещая НЛП-якоря.

Победить должна - позитивная реакция, позитивный якорь.

Если этого не произошло, хотя Вы всё делали правильно, то, скорее всего, найденный вами позитивный ресурс был слаб и недостаточен.

Залог успеха этого упражнения заключается именно в том, чтобы найти то самое - верное, позитивное переживание которое сможет перекрыть собой негатив.

Ну и когда сам человек не в состоянии найти такой мощный позитивный ресурс, ТОГДА НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ колода карт "1000 Дорог " и Синхрония Спонтанного Выбора твоей рукой вслепую – любой карты!

Между прочим, человек НИКОГДА не в состоянии найти такой «мощный ресурс хорошести», роясь у себя в биографии...

А знаете, почему? Всё он правильно делает, наш человек.

Он подсознательно оберегает свои святые ценные приятные моменты от смешивания с самыми негативными переживаниями.

Вообще НЛП, понятое «на ура» (пустяки, дело житейское!) неэкологично и опасно. И умный осторожный человек всё понимает и своих хороших моментов вам не сдаст. А вдруг вы только измараете его воспоминание, вдруг у вас не получится перекрыть негатив позитивом, что тогда?

Это напоминает, честно, помощь весёлого Карлсона, который ни за что не в ответе:

    «Эй, Малыш, у тебя тут полка загорелась, тащи свой дорогой пиджак, сейчас им будем огонь сбивать!»

    «Да, щас...»

А какой пиджак не жалко?

Какой-какой? Вымышленный! А это работает, если тушить полку вымышленным пиджаком? Ещё как!

«Вымышленный пиджак» – это (как вы догадались) одна спонтанная карта из колоды "1000 Дорог" , а не ваши ценные моменты из биографии.

Неисчерпаемые карты "1000 Дорог"!

Скажем больше. Ресурсные воспоминания имеют свойство исчерпываться...

Это как остроумный анекдот или ролик с «Уральскими пельменями», который нас сначала веселит и бодрит, а на сотый раз вызывает скуку и уже не работает...

Вам оно нужно – износить до дыр ваши действительно драгоценные святые моменты? У вас их так много?

Зато у нас много карт "1000 Дорог". А уж вариантов весёлой интерпретации ДАЖЕ ОДНОЙ КАРТЫ у вас (с вашей фантазией) ещё больше, чем карт в колоде!

В общем...

Мы сейчас предлагаем вам ЭКОЛОГИЧНУЮ замену «позитивного воспоминания из биографии» картой из колоды "1000 Дорог" !

Ею (картой) вы и будете «перекрывать» негативное воспоминание!

Если эта карта, эта история, надоедят вам (исчерпают себя), вы повторите всё по новой с новой картой "1000 Дорог" (или "1000 Жизней " – по вашему вкусу)!

Задайте спонтанно вытащенной вами карте следующие вопросы:

    Какой ресурс нужен мне, чтобы я справилась именно с этой негативной ситуацией, воспоминанием, травмой?

    Придумайте или вспомните сказку, притчу или анекдот, отталкиваясь от карты.

    Знаком ли Вам человек (герой, персонаж), который уже обладает этим нужным мне ресурсом?

Как мы уже заметили – вы можете взять на выбор одну из двух колод: "1000 Дорог " или "1000 Жизней ".

Единственное, чего мы вам настоятельно не рекомендуем делать – так это прихлопывать свои негативные травмы своими родными позитивными образами из вашей реальной жизни. Берегите сокровища вашей души и вашей памяти. Лучше хлопайте об стол нашими картами. Карты и созданы именно для этого...

Второй вариант работы: «А какая полка вообще загорелась?»

То, что тушить дорогим невоображаемым пиджаком горящую полку – нелепо, мы уже поняли. Дорогих пиджаков не напасёшься...

Нам в реальной работе с клиентами приходится тушить ещё и воображаемые полки воображаемыми пиджаками.

Что, нелепо? Вы скажете, что это бирюльки какие-то? Где тут польза?

А вы попробуйте – и практика вам ВСЁ ОБЪЯСНИТ.

Только так и работают психотерапевты – осторожно: сказочкой, аналогией, «предположим, что...», «пусть этот человек – пустой стул, скажите это всё стулу»...

Знаете, не каждый клиент готов вытаскивать наружу даже и вот это: свои собственные негативные воспоминания и жизненные травмы – по щелчку.

– Какую травму я хочу проработать? Гм...

– Никаких травм у меня нет, чего пристали?

– Ага, сейчас я вам расскажу, держите карман шире.

– Да я и сам не знаю, что меня беспокоит – мозг отключается. (типичная психологическая защита)..

Так что давайте к «воображаемому пиджаку-тушителю-огня», добавим ещё и «воображаемую полку, которая задымилась».

Так, театрализованно и понарошку, мы проработаем не одну вашу травму – и проработаем качественно...

В общем, вытаскивайте из колоды "1000 Дорог " (теперь уже только из неё – это мы настоятельно рекомендуем!) одну спонтанную карту, которая НАМЕКНЁТ:

какое негативное переживание вы сейчас готовы обсуждать, вспоминать и перекрывать ресурсной позитивной историей – из второй карты.

Запомните это упражнение как «Пиджак и полка», чтобы всегда себе напоминать:

Игры с огнём – опасны . А психотерапевт, похожий на Карлсона – это чаще всего – плохой психотерапевт... (Да не обидится на нас Астрид Линдгрен). Играйте лучше с нашими картами. Пусть одна карта будет «горящей полкой», а вторая – «дорогим пиджаком», который её тушит. Это – весело, полезно, неисчерпаемо и работает!

Узнать обо всех возможностях психологических карт можно в .

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Стимул, который связан с физиологическим состоянием и запускает его, называется в НЛП якорем. Иногда эти ассоциации оказываются очень приятными, например, любимая музыкальная пьеса, которая навевает нежные воспоминания. Якоря - это все, что вызывает эмоциональное состояние, и они являются настолько очевидными и широко распространенными, что мы вряд ли замечаем их. Способов установки якорей два. Во-первых, путем повторений. Если вы встречаетесь с повторяющимися случаями, когда красное ассоциируется с опасностью, эта ассоциация закрепляется. Это простое научение: красное означает опасность. Во-вторых (и это значительно важнее), якорь может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и время выбрано правильно. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально вовлеченными вы оказываетесь, тем больше повторений вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.

Спортсмены используют талисманы на счастье, чтобы включить свое мастерство и выносливость. Использование ресурсных состояний с помощью якорей - это один из наиболее эффективных способов изменять свое собственное поведение и поведение других людей.

Якорение РЕСУРСОВ.(Правила установки якорей)

0. Определите состояние, которое вы хотите заякорить. 1. Вызовите это состояние. 2. На пике состояния установите якорь. 3. Прервите состояние. 4. Проверьте, работает ли якорь. 5. Пользуйтесь.

Аудиальный якорь. Это может быть слово или фраза, которую вы произносите про себя. Не имеет значения, какое слово или фразу вы выберете, лишь бы они были созвучны вашим ощущениям. Способ, которым вы это говорите, используемый вами особенный тон голоса будут иметь столь же сильное влияние, как и сами слова и фразы. Сделайте их характерными и запоминающимися Используйте уверенный тон голоса. Убедитесь, что он является подходящим к проблемной ситуации.

Визуальный якорь. Вы можете выбрать символ, или вы можете вспомнить то, что вы видели, когда действительно чувствовали себя уверенным. Если выбранный вами образ является особенным и помогает вам вызывать ощущение уверенности, то он будет работать.

Когда вы уже выбрали якорь в каждой репрезентативной системе, следующий шаг заключается в том, чтобы пережить это ощущение уверенности путем живого воссоздания ресурсной ситуации. По мере того как ситуация будет становиться более отчетливым, вообразите, что вы вернулись в тот момент, что вы видите то, что видели тогда... Вы можете слышать какие-нибудь звуки, которые тогда слышали, и начать переживать те ощущения, которые так сильно связаны с этим опытом. Потратьте некоторое время на то, чтобы пережить этот опыт настолько полно, насколько это возможно...


Чтобы в действительности снова войти в соприкосновение с целостным ощущением ресурсного состояния, часто оказывается полезным снова выполнить те действия, которые вы выполняли в тот момент. Возможно, вы захотите принять ту же самую позу, делая те же самые вещи, которые делали тогда (если это возможно) ...

Когда эти ощущения достигли пика и начали спадать, вернитесь физически в свою привлечен позицию. Теперь вы знаете, как это замечательно - воссоздавать свое ресурсное состояние - и сколько времени это занимает.

Через некоторое время, если вы будете продолжать использовать якорь, сигнал сам станет якорем для вас, чтобы ощутить себя в ресурсном состоянии. Тот триггер, который обычно заставлял вас чувствовать себя плохо, теперь становится триггером, который будет переводить вас в устойчивое ресурсное состояние. Ниже приведена краткая запись основных шагов данного процесса.

Якоря должны: по времени совпадать с пиком интенсивности состояния; быть уникальными и различимыми, быть легко воспроизводимыми; быть связанными с тем состоянием, которое отчетливо и легко переживается.

Якорення ресурсных состояний.

1. Идентифицируйте ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Идентифицируйте необходимый вам особенный ресурс, например, уверенность.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно является подходящим, задав себе вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс сейчас, воспользовался бы я им в действительности или нет?» Если так, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

4. Вспомните случай в своей жизни, когда у вас был этот ресурс.

5. Выберите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех основных репрезентативных систем, - то, что вы видите, слышите и чувствуете.

6. Перейдите на другое место и в своем воображении вернитесь полностью в переживание ресурсного состояния. Переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, измените состояние и выйдите из него.

7. Переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет своего пика, присоедините три якоря. Продержите это состояние столько времени, сколько вы хотите, затем измените состояние.

8. Испытайте ассоциацию, включив якоря и убедившись, что вы действительно входите в это состояние. Если вы неудовлетворены, повторите шаг 7.

9. Идентифицируйте тот сигнал, который дает вам знать, что вы попали в проблемную ситуацию, в которой вы хотите воспользоваться якорем.

Теперь вы можете использовать эти якоря для того, чтобы вызывать свое ресурсное состояние тогда, когда захотите. Не забывайте экспериментировать с этой и другими техниками НЛП, чтобы отыскать тот способ, который работает для вас наилучшим образом. Держите в голове свой результат (испытывая более ресурсные ощущения) и экспериментируйте с техникой до тех пор, пока не добьетесь успеха. Некоторые люди обнаруживают, что простое воспроизведение жестов («включение» кинестетического якоря) является достаточным для воссоздания ресурсного состояния.

Якореніє ресурсов это техника для расширения эмоциональных выборов. Наша культура, в отличие от некоторых других культур, убеждена в том, что эмоциональные состояния являются непроизвольными и создаются внешними обстоятельствами и другими людьми. Природа может сдать нам смешанный набор карт, но мы можем выбирать, как и когда ими играть. Как сказал Олдос Хаксли: «Опыт - это не то, что с нами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло».

ЦЕПОЧКА ЯКОРЕЙ

Якоря могут быть связаны в цепочку так, чтобы один приводил к другому. Каждый якорь обеспечивает связь в цепи и запускает следующий точно так же, как электрический импульс пробегает от нерва к нерву в нашем теле. В некотором смысле якоря являются внешним отражением того, как мы создаем новые нервные пути в своей нервной системе между начальным стимулом и новой реакцией. Чтобы выстроить эту цепочку, вспомните то время, когда вы были очень любопытны, и закрепите его якорем, возможно, кинестетическим (прикосновением к руке). Выйдите из него и теперь верните себя в то время, когда вы были в весьма творческом состоянии, и заякорить его, прикоснувшись, допустим, к другому месту на своей руке. Далее, вернитесь к переживанию расстройства и, как только вы получите сигнал расстройства, включите якорь любопытства и, когда ощущение любопытства достигнет максимума, коснитесь своего якоря креативности.

Якореніє может быть использовано для того, чтобы помогать клиентам осуществлять изменения замечательно быстро, и может быть выполнено в любой системе: визуальной, аудиальный или кинестетический.

РАЗРУШЕНИЕ ЯКОРЕЙ

Что случится, если вы попытаетесь почувствовать горячее и холодное в одно и то же время? Для того чтобы разрушить якоря, вы якорь нежелательное отрицательное состояние (назовем его холодным или голубым) и положительное состояние (назовем его горячим или желтым) и включаете якоря одновременно. После короткого периода смешивания негативное состояние изменится, и возникнет новое состояние. Вы можете использовать эту технику разрушения якорей с другом или клиентом. Ниже приведено описание шагов. Убедитесь, что вы установили и поддерживаете раппорт в течение всего сеанса.

Краткое описание шагов техники разрушения якорей.

1. Идентифицируйте проблемное состояние и мощное позитивное состояние, вполне доступное этому человеку.

2. Извлеките позитивное состояние и калибр физиологию так, чтобы вы смогли его отличить. Измените состояние: заставьте клиента перейти в другое состояние, отвлекая его внимание или просто попросив его об этом.

Александр Любимов


Про якоря вы скорее всего уже слышали. Даже если вы ничего и не знаете об НЛП. Но под другим названием - условные рефлексы. Помните: собаки Павлова, звенит звонок - течёт слюна… Проходили на уроках биологии. Вот якоря они и есть - условные рефлексы, связь стимула и состояния.
И якоря очень хороши для того, чтобы запускать нужное состояние в нужный момент. Раз - и человек спокоен, или наоборот, бодр. Правда якорь работает как кнопка дверного звонка:

звонок звенит пока нажимаешь на кнопку.

То есть человек находится в нужном состоянии, пока «включён» стимул.

Как ставят якоря

Якорь получается, когда на пике состояния происходит какое-то событие. И мозг связывает событие (теперь это уже можно называть стимулом или триггером) и состояние - и получается якорь. Например, если в тот момент, когда человек испытывает сильную радость, дотронуться до его плеча, то после при точно таком же прикосновении к его плечу, он опять будет испытывать радость. Как у собаки в экспериментах Павлова текла слюна, когда звенел звонок.
Итак, для установки якоря нужно две вещи: пик состояния и оригинальность стимула . С пиком более-менее понятно - состояние достигло максимума и тут мы устанавливаем якорь. При этом важно, чтобы человек ещё из этого пика не вышел, стимул должен быть «внутри» состоянии, чтобы мозг решил, что они связаны. Например, человек радуется, а вы в этот момент стучите пальцем несколько секунд, пока он радоваться не перестал. Потом при точно таком же стуке пальца человек опять будет радоваться.
А вот сам стимул должен быть несколько необычен в данной ситуации - слегка необычная поза, тон голоса, стук, прикосновение, положение в пространстве. Это совсем не означает, что вы должны изобразить нечто невообразимое, можно просто чуть понизить голос - но при этом удерживать эту высоту голоса на одном уровне. Или наклонить голову и не дёргать ею, пока устанавливаете якорь. При этом подразумевается, что обычно вы именно этим тоном голоса не говорите и голову именно в этом положении не держите. Это, собственно, и есть «оригинальность стимула».
Что ещё нужно - точность воспроизведения якоря. То есть вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно : точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

Например, некоторые считают, что если при воспроизведении кинестетического якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет интенсивнее. Но нет, результат будет хуже (если вообще будет).

Итак, правила использования якорей:

1. Установка на пике состояния.
2. Оригинальность стимула.
3. Точность воспроизведения.

И несколько вещей, которые стоит знать о якорях.
Якоря имеют время жизни : если якорь не закреплять, то он проживёт от часа до нескольких дней. Для закрепления якоря нужно повторить всю процедуру якорения 3-5 раз. После закрепления якорь как раз превращается в условный рефлекс.
Якоря можно уничтожать : якорь - это не навсегда, их можно убрать, например коллапсом якорей.
Якоря могут образовываться естественным путём : типичный пример - запах елки и мандарин (Новый год), школьный звонок.
Якоря можно разделить по сенсорном каналу , через который "срабатывает" стимул:
Визуальный - характерный жест, фотография, одежда.
Аудиальный - имя, песня, тон голоса.
Кинестетический - вкус воды "Колокольчик", место в пространстве, прикосновение.
Каждый тип якорей (ВАК) имеет свои преимущества и недостатки. Тактильные якоря (К ) самые надёжные, но не всегда есть возможность дотронуться до человека и не все это позволяют делать. В якорь установить проще, но человек может отвернуться или закрыть глаза.

Якоря - это очень древний способ научения, выработки «правильной» реакции. Якоря не контролируются сознанием - они возникли гораздо раньше, чем эта молодая и наглая вещь. Так что это древний, мощный и немного туповатый способ познания мира. Но зато очень надежный - работает всегда и не ломается.

Ставим якорь: по шагам

0. Определите состояние:
Определите состояние, которое вы хотите использовать.
1. Вызов состояния.
Получите доступ к состоянию: например, вспомните ситуацию в которой это состояние было. Усильте до максимума.
2. Калибровка и установка якоря.
Если вы получили доступ к нужному состоянию и вы действительно уверены, что это то что нужно - вы калибруете, то есть запоминаете невербальные признаки состояния, и ставите якорь. Помните, что якорь надо ставить на пике состояния.
3. Разбивка состояния.
Отвлекитесь: посмотрите за окно, сложите 128 и 339, подвигайте компьютерной мышкой.
4. Проверка якоря.
Воспроизведите стимул. Если состояние воспроизводится - якорь установлен. Только учтите, что в большинстве случаев, интенсивность состояния вызванное при помощи якорей несколько слабее интенсивность в момент установки якоря. Так что и внешние признаки, и внутренние ощущения будут не такими сильными.
5. Использование якоря.
Запустите якорь в нужный момент - когда вам необходимо больше уверенности (если вы ставили якорь на уверенность) или нужно успокоить человека (если вы ему ставили якорь на спокойствие).

Различие между 4 (проверка) 5 (использование якоря) пунктами заключается только в том, что при проверке вы воспроизводите якорь "просто так" и следите, срабатывает ли стимул или нет. При использовании вы включаете якорь для доступа к нужному состоянию в данный конкретный момент.

Например, как устанавливать якорь самому себе. Давайте поставим якорь на состояние радости (хотя можно выбрать и удовольствие, и злость, и спокойствие на ваш вкус).
1. Вызовите состояния: вспомнить ситуацию, в которой у него было относительно сильное чувство радости и постарайтесь усилить его до максимума.
2. Установите якоря: на пике состояния сожмите правую руку в кулак.

Понятно, что можно использовать любой другой удобный стимул: прикоснуться указательным пальцем к большому, потереть мочку уха, постучать пальцем по столу. Когда ставите якорь себе, обычно более удобно использовать именно кинестетические (телесные) якоря.

3. Отвлекитесь: посмотрите за окно, извлеките кубический корень из 18456.
4. Проверьте якорь: сожмите кулак правой руки с той же силой. Если чувствуете радость (не обязательно столь же сильную, как при установке якоря) - якорь установлен.
Всё довольно просто, не правда ли?

Якоря как способ внесения ресурса

Якоря в НЛП чаще всего используются для внесения ресурсов в ситуацию (6-й шаг в схеме изменения). Такой вот быстрый и простой способ добавить в нужную ситуацию счастье, удовольствие и уверенность в себе. Только для вас - несколько небольших техник.

Доступ к состоянию

Якоря достаточно удобно использовать для доступа к ресурсному состоянию в нужный момент. Например, в каких-то ситуациях вам могут потребоваться: спокойствие, бодрость, расслабление, сосредоточенность.
Установите на каждое из состояний якорь, прижимая пальцы левой руки к левой ладони: мизинец - спокойствие, безымянный - бодрость, средний - расслабление, указательный - сосредоточенность. Теперь в ситуации, где вам требуется доступ к спокойствию, вам достаточно зажать мизинец.

Понятно, что вы подбираете состояния, которые нужны именно вам, а не обязательно спокойствие и бодрость. Точно так же якорем не обязательно должно быть прижимание пальца к ладони - это может быть что угодно другое, что вы можете удерживать достаточно долго, но не отвлекаясь на него. Например, якорем может быть представление зелёного треугольника, но пока вы будете думать об этом зелёном треугольнике, скорее всего вы не будете достаточно внимательны во время разговора.

Убираем неприятные воспоминания

В прошлом могут быть неприятные ситуации, которые регулярно всплывают в памяти, напоминая о сделанных ошибках. Большинство этих воспоминаний особой пользы не приносят, но добавляют неприятных переживаний, так что их можно «стереть» - убрать оценку. А вспоминаем мы обычно только то, что связано с сильной эмоцией. Правда, предлагаемым способом можно работать с ситуациями малой и средней важности и/или не слишком интенсивным переживанием.
1. Ситуация.
Выберите ситуацию, к которой хотите изменить отношение.
2. Ресурс.
Определите, какое ресурсное состояние вам нужно для переоценки этой ситуации: счастье, радость, спокойствие, уверенность и т.д.
3. Якорь на ресурс.
Установите якорь, который легко можно воспроизвести. Например, сжав руку в кулак или сжав указательный и большой пальцы.
4. Внесение ресурса.
Воспроизведите якорь и, удерживая его, «прокрутите» в голове ситуацию с начала до конца.
5. Проверка работоспособности.
Изменилось ли ваше восприятие ситуации в желательную сторону? Достаточно ли это изменение? Если нет - вернитесь на второй шаг и выберите ещё ресурс.
6. Экологическая проверка.
Не повредит ли вам новое отношение к этой ситуации? Если да - вернитесь на шаг второй шаг и добавьте необходимые ресурсы.
7. Привязка к будущему.
Понаблюдайте за собой в будущем в трёх-четырёх ситуациях, в которых раньше могло бы всплыть это неприятное воспоминания. Как вы теперь себя ведёте?

Методика «психологического якоря» при обучении русскому языку

Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и приёмов повышения качества знаний.

Большую роль играет знание психологических особенностей запоминания информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Традиционное обучение предполагает использование возможностей левого полушария. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Ведущие представители нейропедагогики подтверждают это в своих работах. Профессор Трауготт пишет: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман, рассуждая о современных методах обучения и переживая за судьбу нации, говорит: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор же Колесов утверждает: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно». По мнению современных представителей НЛП, опираясь на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, можно достичь немалых успехов в обучении детей.
Моя методика - трансформация известного в нейролингвистическом программировании «метода якоря». Она учитывает гармоничную работу правого и левого полушария головного мозга, что способствует лучшему запоминанию сложной информации и более длительному её удержанию в памяти. Что представляет собой этот метод в НЛП?

Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием.

Существует 4 основных вида якорей:

  1. Визуальный. Это те зрительные впечатления, которые оставили наиболее сильный отпечаток в вашей памяти в моменты приятных (или, наоборот, неприятных) для вас событий: цвет, форма, размер, яркость освещения и др.
  2. Аудиальный. Звуки, которые наиболее запомнились вам во время значимых для вас событий: пение птиц, тембр голоса человека, мелодия или песня, шум морского прибоя, потрескивание дров в камине и т.д.
  3. Кинестетический. Фиксирует те эмоции, которые вы ощутили своей кожей: прикосновения, поглаживания, щипки, растирания, покалывания; холод или тепло, мягкость или жесткость, вязкость или текучесть и т.п.
  4. Обонятельный. Якорь запахов: ароматы парфюма, цветов, пряностей, кофе, фруктов или запах бензина, дыма костра, березового веника, воздуха после грозы…

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния. Д ля того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию.
Каким образом данный метод работает в рамках моей методики при обучении русскому языку на уроках в средней школе? Рассмотрим, как она работает на конкретной теме, изучаемой в 5 классе.

С темой «Второстепенные члены предложения» учащиеся знакомятся в начальной школе, в пятом классе она закрепляется. К сожалению, многие дети имеют пробелы по этой теме, так как не могут запомнить, какому второстепенному члену предложения соответствует та или иная линия или на какой вопрос отвечает тот или иной второстепенный член предложения. Чтобы решить эту проблему, я обратилась к практической психологии, знание которой помогло мне создать новую технологию «три в одном». Алгоритмизация учебного процесса как никогда остаётся актуальной в моей практике, но сам алгоритм содержит мини - алгоритмы, позволяющие создать условия для более продуктивного запоминания сложной информации при помощи методики «психологического якоря».

Возвратимся к теме «Второстепенные члены предложения», объясняя которую, использую алгоритм. Работа по алгоритму сопровождается созданием опорной схемы, которую ученики тут же после объяснения должны будут запомнить, используя приём фотографирования, и воспроизвести по памяти. Сначала выступает один из учеников у доски, а потом каждый выполняет работу на листочке.

Познакомимся с алгоритмом «3 в 1»:

1. Нарисуйте 3 фигурные линии, расположив их по горизонтали. Используйте приём «от простого к сложному».

2. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные волнистой линией:

Создание психологического якоря «Волнистая линия»

Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой (-ая) хороший (-ая), любимый (-ая), мой (моя), первый (-ая) сын (дочь)»;
  • повторите это действие три раза.

На этом этапе создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией».

3. Запишите под волнистой линией вопросы «какой? чей? который?», располагая их в столбик.

Под вопросами поместите заученные примеры:

  • Сын (дочь) хороший (-ая) прилагательное
  • любимый (-ая) причастие
  • мой (моя) местоимение
  • первый (-ая) числительное

4. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные пунктиром с точкой (третья по счёту линия).

Запомните, что самая последняя - самая трудная для воспроизведения, значит, и вопросы должны ей соответствовать. Назовём их условно «стишок». Сочинять стихи гораздо сложнее, чем прозу.

5. Запишите под третьей линией вопросы «стишка»: «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?», указав в скобках, что это вопросы наречий. Под вопросами запишите примеры:

  • жить хорошо наречие
  • хорошо очень наречие
  • хороший очень наречие

6. Поработайте над средней линией - пунктиром.

Какие вопросы ещё не использовались? Чтобы вспомнить их, продолжите цепочку вопросов, начинающихся с пары «кто? - что?».

7. Запишите под второй линией вопросы падежей, сделав обобщение, что это вопросы косвенных падежей.

При этом вопросы именительного падежа вычёркиваются, поскольку они относятся к подлежащему.

8. Под вопросами запишите примеры

(тема «Открыл холодильник и хочу достать…»):

  • достать кастрюлю существительное
  • кастрюлю с супом (предлог) существительное

9. Поработаем над названием линий.

Поможет запомнить их «волшебное предложение»: «Я должен знать определения при любых обстоятельствах и дополнять их».

10. Подпишем названия линий, начиная с первой. Двигаемся «по кольцу» (1-3-2).

Ребята заранее знакомятся с понятием кольцевой композиции в сочинении, поэтому понимают без труда, что значит двигаться «по кольцу».
По ходу заполнения данной опорной схемы «Второстепенные члены предложения» используется ещё один « психологический якорь», над созданием которого трудится каждый ребёнок под руководством учителя.

Создание психологического якоря «Определение»

Ребятам задаётся вопрос: «С какого вопроса практически каждый учитель на любом уроке начинает опрос?». Вариант ответа: «Дайте определение». Чтобы «заякорить» название первого термина, используемого для обозначения первой линии, ребятам предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте себя на одном из уроков, где конкретный учитель, например биологии, говорит: «Ребята, дайте определение…»;
  • представьте, как кто-то из класса даёт научное определение понятию;
  • проделайте данную работу три раза для закрепления ситуации и для запоминания первого термина «определение».

Таким образом, знание практической психологии помогло мне создать технологию «три в одном», включающую методику «психологического якоря», применение которой на уроке русского языка позволяет ученикам запомнить сложные для заучивания темы не на короткий срок, а надолго.