Где щ. Постановка звуков «Ш» и «Щ

Щ, щ (называется: ща) — одна из букв в ряде кириллических славянских алфавитов: в русском - 27-я (литературное произношение — длительное мягкое [ш’ш’], также встречается мягкое краткое [ш’], [шш] диалектное и даже устаревшее [шч’]), в болгарском - 26-я (звучит как [шт]) и в украинском - 30-я (обозначает твёрдое [шч]); есть также в ряде письменностей народов не славянских.

Вместо Щ белорусский алфавит использует сочетание «шч»; упразднена в сербском алфавите реформой, проведенной В. Караджичем (заменяется обычно, в зависимости от произношения, на «ћ» либо «шћ»,); с самого создания в 1944 г. македонского алфавита в нем не присутствует.

Обычно в кириллице считается по порядку 25-й (в старославянской азбуке, где перед Ц ставят Щ) или 28-й (в азбуке церковнославянской, где, Щ стоит после Ш, как и в русской), имеет вид и не имеет числового значения; 26-я по счёту в глаголице, выглядит как и означает число 800.

В старославянском произносится как [шт] (в принципе, старославянское написание через шт и щ считается равноправным и взаимозаменяемым), в церковнославянском звучит по-разному — зависит от местного произношения. Называется в церковно- и старославянской азбуках — «ща», значение которого неизвестно; может быть, такового и не имелось (порой упоминается совпадение с новой формой сербского языка «шта» такого местоимения, как «што», только это вторично).

Почти всеми исследователями происхождение буквы объясняется через какую-либо лигатуру, но различным образом: в основном, объясняют сочетанием Ш+Т (самое правдоподобное — вытекает из произношения буквы в болгарском языке: «Щорм», «Щирлиц» (болг.) = Шторм, Штирлиц), Ш+Ч (объясняет хорошо форму глаголическую) и Т+Ш (этот вариант предложен Н. Н. Дурново́).

Хвост Щ в старом кириллическом начертании буквы, как правило, является продолжением её средней мачты; в шрифте гражданском выполнен по аналогии с буквой Ц; позднее имел и сейчас имеет несколько различных форм в зависимости от применяемой гарнитуры, но рисуется обычно одинаковым с Ц в том же шрифте. В босанчице попадается начертание, когда под строку спускается не хвост, а поднимается вся буква и получаются пропорции, приближенные к греческой Ψ.

Различие в начертании букв Ш и Щ в русском языке позволило увидеть в хвостике Щ некий диакритический знак и с его помощью построить ряд букв в создававшихся в СССР письменностях для разных народов на основе кириллицы: Җ, Ң, Қ,Ҷ, Ҭ, Ҳ,Ӷ, Ӌ.

Русское произношение Щ не является однородным:

Сочетание 2-х согласных: палатального (мягкого) спиранта [ш’] и тоже мягкого сложного согласного [ч’]. Подобное произношение щ = шч отмечается уже у Тредьяковского (в «Разговоре об орфографии», 1748г.) и Ломоносова (в «Российской грамматике», 1755г.). Им вторит и Шлёцер в неоконченной своей «Russische Sprachlehre» (1764г.).

Такое произношение часто раньше можно было встретить в речи образованных людей, реже — в народном говоре; считалось литературным в XIX в. Почти перестало употребляться в XX в.

Длительное мягкое [ш’ш’] или короткое [ш’]. Мягкое (роща = ро[ш’ш’]а), произошло из различных говоров: калужских, московских (не везде), ряда рязанских и иных «акающих», либо южно-великорусских.

Твёрдое долгое [шш] сохраняется, в основном, в «окающих» северо-восточных говорах (Казанской, Вятской, Нижегородской губ.): тащи (та[шшы]), как обычно это слово изображают средствами русской общеупотребительной графики.

В ряде слов в общепринятом правописании звук [шч] или приближенный к нему передается посредством разных сочетаний букв: (веснушчатый, звёздчатый, счастье, извозчик, мужчина, жёстче, дождь). Наличие таких альтернатив в обозначении этого звука иногда приводило к мысли удалить букву Щ из состава русского алфавита (напр., об этом говорится в упомянутой выше книге Тредьяковского) и заменить, например, на сочетание сч.

Поскольку буквой щ в прошлом обозначался сложный довольно звук [ш’ч’], то эту букву практически не использовали в иностранных словах-заимствованиях. Традиция эта сохраняется и сейчас: хотя близкие к [ш’] звуки широко распространены в ряде языков, их, как и прежде, заменяют на ш либо на сь. Исключением является литовский язык: правила транскрипции предписывают передавать литовское šč буквой щ, напр., Аникщяй (Anykščiai - лит.).

Сочетание согласных звуков [ш’ч’], которое ранее обозначалось посредством щ, имеет различное происхождение. Во-первых, оно возникало посредством палатализации такого сочетания, как [ск], предшествующего [j] (трещу, ищу; суффикс -ище в топорище, городище и пр.), или предшествующего нёбным гласным (трещит, ищет); во-вторых — из [стј] (роща, свищу, рощу), в-третьих, было перенесено в многочисленных заимствованиях из церковнославянского, наподобие пища (из [т’j], ср. - народное пича), клевещу, трепещу (также из [тј]), пещь, нощь, мощи, мощь (из [гт] и [кт], ср. - нар. печь, ночь, мочь) и т. п., и в 4-х — из сочетаний [зч], [сч] методом уподобления [з], [с] последующему [ч] и их перехода в [ш] (напр., исчез, счёт, счастье). Зачастую присутствие буквы Щ — признак славянизмов, а в исконно русских словах в этой позиции стоит Ч (вращать/ворочать, горящий/горячий, освещение/свеча, помощь/по́мочи и т. д.).

Выбор между вариантами написания ща/щя, ще/щэ, щу/щю, що/щё, щи/щы в русском языке диктуется не произношением, а формализованными правилами и рядом соображений исторического и этимологического толка. Традиционны написания ща, щи, ще, щу; почти невозможны — щя, щы, щэ, щю, хотя в заимствованиях могут встречаться (очень редко: Аникщяй почти уникальный пример), также возможны теоретически в словах сложных (борщэкспорт).

Выбор между щё и що определяется достаточно сложными правилами; в фамилиях популярно двоякое написание: -щёв/-щов. Формальные правила также диктуют выбор между щь и щ (если имеется в виду не разделительный мягкий знак: мощью): в основном, с щь пишутся повелительные наклонения глаголов (таращь, плющь, морщь) и существительные женского рода в именит. и винит. падеже ед. ч. (вещь, помощь).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ «Ш» и «Щ»

В нынешнее время среди учащихся начальных классов много детей, страдающих дисграфией. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Нередко учителя начальных классов и преподаватели русского языка считают дисграфические ошибки нелепыми и, не имея возможности объяснить их появление, ищут причину в личностных качествах ученика, обвиняя его в невнимательности и небрежном отношении к письму. А между тем причинами дисграфии являются дисфункции в работе отдельных зон ЦНС, отвечающих за речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Несовершенство работы одного из анализаторов ведет к появлению в тетрадях учеников «непонятных» ошибок.

В настоящей работе предлагается ряд занятий по устранению дисграфии, в основе которой лежат нарушения зрительного восприятия, пространственно-временной ориентировки и недостаточность кинестетической и динамической стороны двигательного акта. Вследствие данных нарушений ребенок испытывает трудности в зрительном восприятии элементов букв, у него нарушается контроль за ходом двигательных актов во время письма. В тетрадях таких детей обнаруживаются замены сходных по написанию строчных («б» - «д», «в» - «д», «т» - «п», «м» - «л», «и» - «у» и т.п.) и прописных букв («Р» - «Г», «Т» - «П», «З» - «Е»), недописывание элементов букв. У детей с подобными нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема). А.Н. Корнев называет данное нарушение письма «диспраксической дисграфией».

Диспраксическая дисграфия является довольно стойкой и сложно поддается исправлению.

Возникновение дисграфии свидетельствует о наличии у ребенка нарушений функционирования ЦНС. Работу с учеником-»дисграфиком» необходимо начинать с устранения причин ее возникновения, а не с устранения следствий данных нарушений. Коррекция данного вида дисграфии требует комплексного подхода. Этой проблемой должны заниматься несколько специалистов коррекционно-развивающей поддержки.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина «Изольна». Большой выбор льняных изделий и тканей на любой вкус. В магазине Вы можете купить готовые шторы , скатерти, полотенца, пледы, одежду и другие товары. Лён премиум класса от производителей, гарантия качества, доступные цены, шоурум в Москве. Подробную информацию и каталог товаров Вы найдёте на сайте: izolna.ru.

На первом этапе основная роль отводится психологу и дефектологу, которые организуют диагностическую работу по оценке состояния ВПФ у ребенка и проводят коррекционные занятия, направленные на формирование зрительного восприятия, пространственно-временных представлений, развитие и коррекцию мелкомоторных движений. Дефектолог и психолог формируют у ребенка умение ориентироваться в схеме собственного тела, среди окружающих предметов, на листе бумаги, устраняют трудности мелкомоторной координации, расширяют двигательные возможности кистей и пальцев рук.

Материалы по устранению сложностей пространственно-временного ориентирования, коррекции зрительного восприятия и совершенствованию мелкой моторики рук широко представлены в работах А.Н.Корнева, А.В.Семенович, И.Н.Садовниковой, Р.А.Лалаевой, Е.А.Катаевой и др. Лишь после данного подготовительного периода логопеду следует приступать к сравнительному анализу и дифференциации смешиваемых букв.

В программах известных авторов-логопедов (Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой и др.) представлены комплексы упражнений для дифференциации букв, сходных по написанию. Но в данных упражнениях отрабатываются наиболее часто встречающиеся варианты замен по оптическому и кинестетическому сходству. А в работах детей попадаются и иные, пусть более редкие, замены. Так, по моим наблюдениям, у 20–30% детей, страдающих данным видом дисграфии, существуют трудности при написании буквы «щ». У этих учеников слова при письме приобретают искажения («пишевой», «шекотно» и т.д.). В связи с этим возникла необходимость разработки системы упражнений для дифференциации букв «ш» и «щ».

Предлагаемый комплекс из девяти занятий позволяет устранить сложности, связанные с написанием буквы «щ». Система упражнений была успешно опробована на базе ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 367 с учащимися, имеющими ослабленное здоровье.

Результат коррекционной работы достигается благодаря подключению зрительного анализатора (буквы должны ассоциироваться ребенком с образом какого-либо предмета, зрительно сходным с буквой) и отработке правильности начертания буквы на основе кинестезий. Так, при написании «ш» в слове после нескольких занятий у ребенка четко формируется ассоциативный образ буквы со сложенным шнурком, а при написании «щ» - с щукой, имеющей длинный хвост. Одновременное сопоставление образа буквы и предмета с последующим проговариванием (например: «щ» - это щука с длинным хвостом, пишу, хвостик) позволяет четче контролировать движения руки, что впоследствии позволит исключить замену «щ» на «ш».

Занятия разработаны с учетом общедидактических и специальных принципов обучения.

Дифференциация звуков «ш» и «щ» на первоначальных этапах отрабатывается на наиболее мелких языковых единицах. От занятия к занятию усложняется речевой материал, а также растет уровень сложности предлагаемых заданий. Это позволяет ученику по окончании курса овладеть дифференциацией звуков в текстах, воспринимаемых на слух.

Интересные игровые приемы и наглядный материал, используемые в коррекционной деятельности, содействуют положительному отношению учащихся к работе, что создает благоприятные условия для преодоления нарушений письменной речи. Многократность и вариативность заданий позволяет прочно закрепить не только отрабатываемый навык письма, но и умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, обогатить лексико-грамматический строй речи, развить внимание, память, навыки самоконтроля.

Данная система упражнений предназначена для коррекционной работы с учащимися начальных классов массовых и специальных (коррекционных) школ. Предлагаемый материал могут использовать как логопеды, так и учителя начального звена школ, желающие сократить число специфических ошибок у своих учеников при письме.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: знакомство с оптическим образом букв «ш» и «щ».

Вступительная часть

1. Педагог демонстрирует детям сложенные из проволоки буквы «ш» и «щ», предлагает назвать их.

2. Дети самостоятельно складывают проволоку в виде букв «ш» и «щ».

3. Логопед предлагает ребятам подумать, на что похожи эти буквы.

После вариантов детей педагог вывешивает картинки: «ш» в виде шнурка, «щ» в виде щуки. Объясняет: буква «ш» выглядит как сложенный шнурок, «щ» похожа на щуку, у которой есть хвост.

4. Ученик проводит пальцем по стилизованной букве, запоминая ее графический образ. Затем «пишет» буквы в воздухе, проговаривая: «ш» - шнурок, «щ» - щука.

Основная часть. Задания

1. Записать под диктовку, проговаривая: «ш» - шнурок; «щ» - щука.

Ш, Ш, Щ. Щ, Ш, Щ, Щ, Щ, Ш, Щ.

Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.

2. Продолжить ряд, не меняя последовательности:

Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.

3. Из продиктованных слогов записать только буквы «ш» или «щ»:

шу, ши, щи, ще, ош, що, ша, аш, ща, щи, ещ, уш, ющ, ше.

4. Придумать слова, которые начинаются на звук «ш» и «щ». Записать их в две строчки.

5. Какие слова заколдовала Баба-яга?

Заключительная часть

Педагог предлагает ученикам вспомнить, на что похожи буквы «ш» и «щ». Чем отличается написание этих букв?

Ребенок еще раз повторяет написание букв в воздухе.

Домашнее задание. Нарисовать буквы «ш» и «щ» в виде шнурка и щуки.

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: закрепление образа букв «ш» и «щ».

Педагог предлагает вспомнить, какие буквы сравнивали на прошлом занятии. На что похожи эти буквы?

Проверяет, как ученик справился с домашним заданием.

Основная часть. Задания

1. Обвести букву «ш» синим карандашом, а букву «щ» - красным.

Ш Щ Щ Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Щ Щ Щ Ш

Ш Щ Щ Щ Ш Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Ш

Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Щ Щ Ш Щ Ш

2. Прописать две строки букв, не меняя последовательности, проговаривая: «ш» - шнурок, «щ» - щука.

Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Ш

3. Записать под диктовку слоги (перед написанием вспомнить зрительный образ буквы «ш» и «щ»): ащ, шу, уш, ющ, ща, шо, ще, щи, ош, ши, ещ, ша, щё.

4. а) Разложить картинки на две стопки: в одну - слова, в которых встречается звук «ш», в другую - слова, в которых встречается звук «щ».

б) Записать в первую строку слова со звуком «ш», во вторую - со звуком - «щ».

5. а) Вставить в слова буквы «ш» или «щ»:

…умят, ве…и, но…а, капю…он, …еколда, пе...ера.

б) Придумать с этими словами словосочетания и записать их.

Заключительная часть

Педагог напоминает, что ученику необходимо каждый раз, когда ему встречается буква «ш» или «щ», вспоминать ее образ, проговаривая: «ш» - шнурок или «щ» - щука.

Домашнее задание. Вставить в слова буквы «ш» или «щ»: Придумать с этими словами словосочетания и записать их.

Пи…ат, ка…тан, при…епка, кра…еный, …екотать.

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словах.

Вступительная часть (повторение)

1. Вылепить букву «щ» из пластилина.

2. Вспомнить: а) на что похожи буквы «ш» и «щ»?

б) Как нужно проговаривать, если в слове встречаются эти буквы?

3. Записать под диктовку слоги: ащ, щу, шу, еш, иш, ещ, що, аш, ща, ще.

Основная часть

1. Вставить в слова буквы «ш» или «щ». Показать, из какой трубы вылетел дым (см. рис. вверху).

Записать эти слова.

2. Графический диктант. Обозначить слово схемой и записать букву «ш» или «щ», которая встречается в этом слове.

Ищейка, кукушка, вешалка, прощай, трещит, шнурок, хвостище.

3. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика.

Про…ение, кры…а, …кольный, е…ё, мы…ка, и…у, за…ито, …екотно, …ит.

4. Придумать словосочетания со словами и записать их. (Слово произносится педагогом. Ребенок определяет на слух, какую букву - «ш» или «щ» - будет писать в этом слове, составляет словосочетание).

Товарищи, машина, вещевой, орешник, сушить, общий.

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика.

…авель, коре…ок, …ека, шала…, …устрый, пи…ит.

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словах и словосочетаниях.

Организационный момент.

Вступительная часть
(повторение)

1. Вспомнить, из каких элементов состоят буквы «ш» и «щ», в чем их отличие.

2. Из произнесенных педагогом слогов записать только слоги с буквой «щ».

Основная часть

1. Исправить ошибки. Составить два букета. Записать получившиеся слова.

2. Нарисовать свою поляну с цветами, поместив справа цветы со словами, в которых есть буква «щ», а слева - цветы, в которых есть «ш».

3. Подчеркнуть в стихотворениях буквы «ш» и «щ». Выписать из стихотворений слова с буквами «ш» и «щ» в два столбика.

Щетинка - у чушки,
Чешуйка - у щучки.

Поросенок Тошка полюбил картошку.
- Кушай, Тошка, с молочком,
Лезь в корыто пятачком.

4. Зрительный диктант (записать слова по памяти)

Плащ, ищу, шиповник, тащил, мишка, ящик.

5. Исправь ошибки. Составь словосочетания со словами из первого и второго столбика.

ЛЕТЯШИЙ
ПОЮЩИЙ
ВЬЮШИЙСЯ
ПУЩИСТЫЙ
ПЛЮШ
ШЕНОК
ЩЕГОЛ
ЩАР

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить букву «ш» или «щ». Переписать скороговорку.

На пло..ади пу…истый щенок
Ута..ил у каменщика пла.…

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель:

Вступительная часть
(повторение)

1. Из продиктованных педагогом слогов записать слоги с буквой «щ»:

Шу, ща, що, ши, ищ, ящ, ше, ще, ущ, ющ, аш, ша, ещ.

2. Разгадать кроссворд.

По горизонтали: 2. Сказочный герой, живущий в лесу. 3. Как иначе можно назвать худого человека. 5. Настольная игра.

По вертикали: 1. Что вешают на окна. 2. Речная рыба 4. Собака на разыскной службе. 6. На что закрывают дверь.

Основная часть

1. Составить со словами из кроссворда словосочетания и записать их.

2. Вставить буквы «ш» и «щ» в словосочетания. Переписать. Подчеркнуть «ш» и «щ».

Узкая …ель, стирать с поро…ком, …ире шаг, ловить …уку, просить про…ения, за…топать носки, удобная при…епка.

3. Вставить буквы «ш» и «щ» в слова. Переписать скороговорку. Подчеркнуть «ш» и «щ».

Щенок - бегаю…ий и лаю…ий,
Щегол - летаю…ий и пою…ий,
Мы…онок - …устрый и пи…ащий.

4. Слуховой диктант

Кашель, шутка, страшилище, роща, карандаш, удилище,

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить буквы, записать стихотворение. Выучить его наизусть.

Два …енка, щека к щеке,
Щиплют …ётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка - щелк …енков с плеча!
Два щенка у…ли ворча.

С. Михалков

ЗАНЯТИЕ № 6

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словосочетаниях и предложениях.

Вступительная часть (повторение)

1. Помогите сказочным героям найти свою букву: «щ» или «ш».

Запишите имена героев в тетрадь. Подчеркните «ш» и «щ».

2. Слуховой диктант

Ноша, кошка, священный, крещение, слаще, слушать, еще.

Основная часть

1. Исправить ошибки. Составить словосочетания со словами из первой и второй строчки.

Слыщен, колыщется, прошмыгнула, длинные, плывуший.

Шупальца, яшерица, камыщ, шебет, ёрщ.

Подчеркнуть «ш» и «щ».

2. Переписать предложения, вставляя пропущенные «ш» или «щ».

На болоте растут хво…и.
Мы…онок и…ет хлебные кро...ки.
Нарисуйте треугольник с помо…ью линейки и каранда…а.

3. Закончить предложения.

В нашем шкафу много … .
Лев не травоядный, он - … .
Первобытные люди жили в … .

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить пропущенные буквы. Составить словосочетания со словами. Записать их. Подчеркнуть «ш» и «щ».

У…елье, …ипать, ко…елёк, уси…и, че…уя, бор… .

ЗАНЯТИЕ № 7

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в предложениях и текстах.

Вступительная часть (повторение):

1. Вставить буквы в слова. Какие сардельки съест кошка, а какие - щенок?

2. Зрительный диктант

Прошу пощады, шумная трещотка, большое пожарище, получишь прощение.

Основная часть

1. Списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

Е..ё в полях белеет снег,
А воды уж весной …умят.

2. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Ящерицы

Ящерица - хи...ник. Охотятся я..ерицы на мелких мо...ек и жучков.

Любят ящерицы погреться на солны…ке. Залезают на камни, коряги и …епки, ...урятся, солнышку спинки подставляют. Ящерицы очень шустры. Ты е...ё только крадё...ся к ней, а она уже под до..ечкой про…мыгнула и пропала.

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Записать предложения, исправив ошибки.

Лёша из дошечек построил яшик для картощки.
На вешевом рынке Яше купили хорощие ботинки.
Прошла зима, зашебетали птицы.

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: дифференциация «ш» и «щ» в предложениях и текстах.

Вступительная часть (повторение)

Из данных слов образовать название профессии человека.

О б р а з е ц: прядь - прядильщик.

Уголь, приём, камень, баня, паром, дрессировка.

Основная часть

1. Слуховой диктант

Угольщик зашел в шахту.
Банщик насушил березовых веников.
Дрессировщик вышел на арену.
На крыше работал кровельщик.

2. Списать предложения, исправляя ошибки.

В праздник крешения многие веруюшие купаются в проруби.
Солдат бесстращно зашищал Родину.
Натащин товариш всегда придет на помошь.

3. Списать текст, исправляя ошибки.

Весна

Вот и прищла весна. Солнышко показывается чаше. Ешё на прощлой неделе лежал снег, а сейчас на проталинах видна зеленеюшая трава. Скоро зашумят ручьи. В лесу уже слышно шебетание птиц: «Прошай, зима!»

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Составить рассказ, используя слова для справок и вопросы.

Слова для справок: река, камыши, весна, мелкие рыбёшки и крупная рыба, хищная рыба.

Вопросы: Кто такая щука? Где живет щука? На кого охотится щука? Когда и где выводятся щурята?

ЗАНЯТИЕ № 9

Цель: проверить прочность усвоенных знаний по теме «Дифференциация «ш» и «щ».

Основная часть

1. Списать поговорки, исправляя ошибки.

Щи да каща - пиша наща.
Шипцы да клеши - вот наши веши.

2. Диктант

В роще

Миша и Паша - хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок Проша. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Проша бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался. Миша и Паша смеялись.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурина Е.Д. Такие похожие и разные буквы: тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. - СПб., 2006.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2003.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2001.

Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 2003.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999.

Медведева И.В., Моторина Т.Г. Логоигры. - СПб., 2003.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.

Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. - М., 2004.

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль, 2004.

Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. - Ярославль, 2001.

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. §75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия , гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  1. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.п.
  2. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
  3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
§ 74. Буква ь не пишется:
  1. В прилагательных с суффиксом -ск - , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
  2. Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

  3. В родительном падеже множественном числе от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к - уменьшительных , например: вишня - вишен , вишенка ; бойня - боен ; читальня - читален ; но: баня - бань , банька ; яблоня - яблонь , яблонька ; также деревня - деревень , деревенька ; барышня - барышень ; кухня - кухонь , кухонька .
§ 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:
  1. На конце существительных женского рода в именительном и винительном падеже единственном числе, например: рожь , ночь , мышь .
  2. В окончании 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься , носишь - носишься , примешь - примешься .
  3. На конце глагола в единственном числе повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься ; спрячь - спрячься ; ешь .
  4. Во множественном числе повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь ; спрячьте - спрячьтесь ; ешьте .
  5. На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь , стричься .
  6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь , вскачь , прочь , а также в наречии настежь .
  7. На конце частиц: вишь , бишь , лишь , ишь .

Произношение звуков «Ш» и «Щ» кажется трудной задачей для многих иностранцев, изучающих русский язык. Однако, эта задача вполне посильная. Тренируйтесь перед зеркалом. Внимательно следите за расположением языка и губ. Постепенно звуки станут получаться все более чистым.

Звук «Ш»

Отодвиньте язык назад и напрягите корень языка, кончик языка поднимите к альвеолам, вытяните губы. Звук должен напоминать шипение. Как сбегает молоко на плите или шипит змея. Если звук больше похож на свист или не выходит вовсе, сделайте следующее. Вытяните губы, сдвиньте кончик языка к верхним зубам и произнесите звук «С». Тяните звук. Продолжая тянуть звук, медленно сместите кончик языка к альвеолам, пока не получится звук «Ш». Как только вы «поймаете» искомый звук, вы сможете воспроизвести его без труда.

Не бойтесь экспериментировать. Прижимайте кончик языка сильнее к альвеолам (вы почувствуете, как звук «спотыкается» и перестает звучать), ослабляйте нажим, и в итоге вы инстинктивно найдете нужное положение артикуляционного аппарата, чтобы извлекать звук «Ш».

Ничто так хорошо не помогает в постановке звуков, как фонетическая зарядка.Даже если вы не знаете значения некоторых слов, но умеете читать, полезным будет регулярное повторение любых слов со слогами ША, ШО-ШЁ (читается как ШО), ШУ, ШИ, ШЕ.

Шапка, шахматы, шахтёр, шашка, шахта, шайба, шарф.

Шоколад, шок, шёпот, шёлк.

Шуба, шутник, шутка, шум.

Шерсть, шесть, шелестит.

Широко, шина, шип, шиповник.

Звук «Щ»

Постановка звука «Щ» обычно занимает больше времени, чем постановка звука «Ш». К тому же, иногда иностранцу сложно уловить на слух разницу между «Ш» и «Щ».

Итак, снова начнем с наблюдения за своей артикуляцией. Губы растяните в улыбке (так будет проще), кончик языка подвиньте ближе к верхним зубам, а сам язык напрягите, чтобы он естественным образом приподнялся к небу. Попробуйте произнести звук «Щ». Помните, что он более долгий, чем звук «Ш». «Щ» – мягкий звук. Держите губы растянутыми.

Если у вас получается звук, больше похожий на «Ф», это значит, вы уперлись кончиком языка в верхние зубы. Опустите кончик языка, спрячьте его за верхними зубами. Сильнее напрягите язык. Добейтесь, чтобы звук рождался там, где язык стремится прикоснуться к небу.

Если звук выходит похожим на свист или дыхание, сильнее вытяните губы в улыбке. Напрягайте язык. Должно быть ощущение, что он стремится «прилипнуть» к небу, но вы не позволяете ему это сделать.

Если выходит звук, похожий на «Х», вы слишком низко опустили язык и чрезмерно напрягли его. Расслабьте его, поднимая выше к небу. Если выходит звук «Ш», сместите язык вперед, ближе к верхним зубам.

Как только вы найдете нужное звучание, дальше дело за практикой.

Щётка, щепка, щетина, щи, ищи, полощи, свищи, щавель.