Термин жизнь с точки зрения психологии. Жизнь и смерть с точки зрения психологии

Главные гуманитарные науки, психология и философия, цель и смысл жизни человека определяют по-разному. Существует множество трактовок этих понятий, и каждый вправе сам решить, какая из них ему ближе.

Цель и смысл человеческой жизни с точки зрения психологии

Ведущие психологи до сих пор не могут сойтись во мнении, что же понимать под и смыслом жизни. Единого определения этих терминов не существует. Зато каждый человек может выбрать ту точку зрения, которая покажется ему самой рациональной. Например, А. Адлер считал, что цель жизни индивида в осмысленной деятельности, которая, в свою очередь является частью большое общего замысла. Русский ученый Д.А. Леонтьев придерживался похожего мнения, только считал, что смысл в деятельности – не единичное образование, должна быть целая совокупность смыслов. Иначе цель существования индивида не будет достигнута. К. Роджерс полагал, что смысл жизни должен быть у каждого свой, поскольку для каждого индивидуальны переживания, посредством которых он воспринимает мир. В. Франкл писал, что смыл существования личности проистекает из смысла существования всего общества. Универсального смысла и цели жизни, по его мнению, не существует, все зависит от типа социального строя. З. Фрейд никак не определял смысл бытия, но отмечал, что тот, кто отрицает его наличие, несомненно болен. К. Юнг считал, что самореализация - цель и смысл жизни человека, полное воплощение своей самости, своего «Я», раскрытия себя как целостного индивида.

Цель и смысл жизни с точки зрения философии

Философия также не дает однозначного ответа на вопрос, что такое единого цель и смысл жизни человека. Каждое течение предлагают свою трактовку этих понятий. В том числе:

Философы-теологи полагают, что человек вообще не способен постичь смысл и цель своего существования. Да это ему и не нужно, это сфера божественного провидения.

«Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, кто ты», – так звучит в несколько измененном виде известная поговорка. Жизненный стиль и тип личности являются неразрывно связанными, когда одно определяет другое и наоборот. Существование самого понятия «стиль жизни» не подлежит сомнению. Безусловно, с одной стороны каждая жизнь уникальна и неповторима, а с другой можно говорить о целых группах людей, живущих похожим образом, что доказывает существование данного феномена.

Вот что говорит о нем известный психолог и создатель собственной психоаналитической концепции Альфред Адлер: «Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые все вместе определяют неповторимую картину существования человека». Ученый также считал, что устойчивый стиль (образ) жизни формируется у человека к пяти годам. Далее во взрослой жизни возможно нахождение новых способов выражения этого стиля, но, по большому счету, от него будут зависеть жизненные приоритеты и восприятие самой жизни.

Типология жизненных стилей

Психолог Адлер предлагает свою типологию вариантов жизни. Она основывается на двух параметрах. Первый – это степень заинтересованности в людях, стремление контактировать и сотрудничать с ними. Второй – это степень активности, то есть количество энергии с которым человек преодолевает жизненные трудности. На основании этих параметров он выделяет следующие стили жизни.

Управляющий

Этот образ жизни присущ эгоистичным людям, чья активность направлена не на пользу для общества и окружающих, а на удовлетворение только собственных нужд. Они самоуверенны и настойчивы. Они считают себя лучше других, и, сталкиваясь с жизненными трудностями, нередко выбирают криминальные пути для их преодоления.

Избегающий

Образ жизни, при котором человек старается избегать малейших трудностей и полностью отдается воле волн. Можно было бы говорить о наличии у людей такого типа интереса к другим. Однако этот интерес совершенно незаметен из-за их пассивности. Они ничего не делают для решения своих проблем из-за того, что опасаются неудачи и бегут от всего, что может им хоть как-то навредить.

Социально-полезный

Такой образ жизни способен вести только зрелый человек. Он воплощает в себе активность, направленную на социально-полезные цели. Этот человек способен искренне и открыто общаться с другими людьми и заботиться о них. Соответственно, только он при построении отношений – и рабочих, и личных – учитывает интересы другого и стремится к достижению обоюдного блага.

Другой, не менее известный психолог Владимир Дружинин описывает стили жизни несколько иначе. Его типология более разнообразна и применима для использования в обыденной жизни.

Жизнь как творчество

Для «творческого» человека прошлое недоступно, будущее неясно, есть только настоящее, которое не имеет никакого значения по сравнению с вечностью. Поэтому он не замечает ничего и равнодушен ко всему. Своя собственная жизнь для такого человека принимает некие абстрактные формы, обесценивается и теряет всякий смысл.

Жизнь как достижение

Данный образ жизни ведут самоактуализирующиеся люди, которые предпочитают действие бездействию. Их еще называют деловыми людьми или self made men. Самое главное – это результат. Когда такой человек достигает своей цели, то она обесценивается, и происходит постановка новой цели. Он верит в превосходство своих способностей над способностями других людей. Такой человек живет исключительно в будущем. Он поглощен своей деятельностью и не замечает ничего другого.

Жизнь как сон

Если груз бед, проблем и забот неподъемен для человека, он возвращается в безмятежность своего детства. Он предпочитает видеть сны, а не действовать, поскольку у него не хватает сил. Жизнь для человека становится миром грез, которые гораздо насыщеннее, интереснее и ярче реальной жизни. Очень часто люди, предпочитающие такой образ жизни, впадают в зависимости.

Жизнь по правилам

Образ жизни, при котором человек все делает правильно. Его жизнь подчинена регламенту и заполнена различными ритуалами, что существенно им ее упрощает. Однако такие люди тоже могут впадать в зависимость, имя которой – перфекционизм. В данном случае человек не несет ответственности за изменения в своей жизни – он не имеет своего мнения и заранее избавлен от проблемы выбора.

Жизнь как трата времени

Людей, выбирающих такой стиль, отличает полная свобода во всем, что касается внешнего поведения: пробы, игры, развлечения и потребление. Как правило, данный вариант выбирается из-за скуки и неумения найти свое место в жизни. Человека, ведущему подобный образ жизни не интересует ни прошлое, ни будущее. Время для него – это бесконечное настоящее.

Жизнь против жизни

Этих людей отличает бедный внутренний мир. Как правило, такой жизненный стиль – это следствие глубокой психологической травмы. Это печальное прошлое человек переносит в будущее. Он во всем видит враждебность и мстит всему миру. Для него единственный способ избавиться от травмы – уничтожить мир, в этом и проходит вся его жизнь.

Создай собственную картину жизни

Все перечисленные типологии жизни обладают одним существенным недостатком – они представляют собой рамки, в которые необходимо вписать чей-то образ жизни, чтобы назвать его стилем. Безусловно, эти рамки помогают нам познавать мир, упрощая его. Но как же бывает неприятно, когда упрощение касается твоей индивидуальности! Поэтому, Даже угадав описанный психологами тип своего образа жизни, многие не желают мириться с формулировками.

Вполне понятно, что изменив свое отношение к жизни, человек способен изменить и саму жизнь. И если вы вдруг задумались о полноценности выбранного стиля жизни, попробуйте следовать ряду рекомендаций.

Дело всей жизни

Найдите дело своей жизни. Неслучайно про многих талантливых людей и их профессию говорят: «Это было его призвание». Попробуйте и вы найти свое призвание – дело, занятие которым будет приносить вам не только доход, но и положительные эмоции от самореализации и достижения все новых и новых целей. Любимый может изменить, друзья могут уехать, и только любимое дело будет верно вам всегда.

Коммуникабельность

Помните, что человек – это социальное животное, поэтому наладьте контакт с окружающими людьми. Затворнический образ жизни еще никому не приносил счастья. Поэтому тянитесь к приятным вам людям, получайте удовольствие от общения и вместе с ними пытайтесь создать что-то новое и позитивное. При этом даже с самыми близкими вы не должны забывать о праве на личное пространство, которое может быть обозначено соответствующими границами.

Мечта

Придумайте себе мечту (а лучше не одну). Мечты заряжают нашу жизнь энергией, поддерживают в трудные периоды и доставляют ни с чем несравнимое удовлетворение при их исполнении. Многие счастливо прожившие свою жизнь люди говорят: «Я исполнил свою мечту». Последуйте и вы их примеру.

Ощущение реальности

Периодически замирайте и обращайте внимание на жизнь. Не думайте про будущее и не зависайте в прошлом. Вот она, ваша жизнь. Она здесь и сейчас и больше нигде. Попробуйте находиться в контакте с тем, что происходит с вами в настоящем. Именно поэтому важно здесь и сейчас окружать себя красотой, а не откладывать это на завтра. Не тратьте время на саморазрушение и самоопустошение. Алкоголь, наркотики, прочие вредные привычки – все это иллюзия счастья. Для кого-то подобные грезы становятся типичным стилем жизни, и это печально, потому что за ними он не видит настоящего, подлинного мира.

Новизна ощущений

Постоянно старайтесь пробовать что-то новое. Очень часто люди боятся любых начинаний, поскольку это сопряжено с постоянным риском: «А вдруг не понравится?». Но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Не обязательно постоянно совершать безумные поступки – большинству людей для поддержания ощущения новизны хватает путешествий. Хотя маленькие безумства способны привнести много чего хорошего в вашу жизнь.

Свобода

Настоящая свобода – это свобода от себя самого, а точнее от чувства вины перед собой и окружающими. Не вините себя ни в чем. Несите ответственность за свои слова и поступки, но не винитесь. Образ жизни, основанный на чувстве вины, разрушает человека, и от него не бывает пользы. Очень часто оно возникает, когда человек «навешивает» на себя чьи-то мифические долги. Внимательно слушайте себя и на фразе «я должен» останавливайтесь, чтобы принять осознанное и мотивированное решение.

Как создать свой стиль жизни, следуя этим рекомендациям? Используйте их как базис. А надстройкой пусть станут проявления вашей собственной индивидуальности: привычки, черты характера и любимые вещи. Именно из такого замысловатого конструктора и получается жизнь, и только в ваших силах сделать ее как можно насыщенной и интересной.

Адлер Альфред
«Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла».
«Наука жить»

Адлер Альфред
«Признак всех истинных "смыслов жизни" - это то, что они являются общими, т.е. такими смыслами, которые другие могут разделять и принимать для себя". "Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к нашим целям и действиям; их единственный смысл - смысл для других».
цит. по Д.А.Леонтьеву «Психология смысла»

Адлер Альфред
«Понимание цели жизни делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И, наоборот, мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии, конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого».
«Наука жить»

Адлер Альфред
«С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели… Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла».
«Наука жить»

Бетховен Иоганн Себастьян
«Мало что удерживает меня от того, чтобы положить конец моей жизни. Только искусство держит меня. Увы, кажется, мне невозможно покинуть мир раньше, чем я сделаю все, что чувствую себя предрасположенным сделать, и поэтому я влачу эту жалкую жизнь».
И. Ялом, «Экзистенциальная психотерапия»

Леонтьев Дмитрий Алексеевич
«Смысловая сфера личности - это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах».
«Психология смысла»

Роджерс Карл
«Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является... Следует признать, что только часть личного мира индивида - и, очевидно, весьма небольшая часть, - переживается сознательно... Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид... только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное свое переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром».
«Теория личности»

Роджерс Карл
«Организм реагирует на среду так, как она представлена в его восприятии и переживании. Эта сфера восприятия для индивида является "реальностью"... Я реагирую не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности. Именно это восприятие является для меня реальностью… В психологическом смысле реальность - это, главным образом, личный мир восприятий индивида, хотя в социальном плане реальность состоит из тех восприятий, которые имеют большую степень общности для многих индивидов».
«Теория личности»

Франкл Виктор
«Смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества».

Франкл Виктор
«В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».
«Человек в поисках смысла»

Франкл Виктор
«Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций. Однако мы не должны забывать, что среди них есть и такие, которые имеют нечто общее, и, следовательно, есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Значимость индивидуальности, смысл и ценность человеческой личности всегда связаны с сообществом, в котором она существует. Подобно тому, как даже неповторимость мозаичного элемента представляет ценность лишь в отношении к целостному мозаичному изображению, неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе. Существование личности в полной мере обретает смысл лишь в сообществе. Таким образом, в этом смысле ценность человека зависит от сообщества».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Больной, как правило, будет категорически утверждать, что смысл жизни состоит в удовольствии. Защищая свою точку зрения, он выдвинет как неоспоримое открытие, что всей жизнедеятельностью человека управляет стремление к счастью, что все психические процессы детерминированы исключительно принципом удовольствия. Представления о доминирующей роли принципа удовольствия во всей душевной жизни составляют, как известно, один из основных догматов психоанализа».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Превращение наслаждения как результата в наслаждение как объект намерения ведет к утрате самого наслаждения; принцип наслаждения разбивается о себя же самого. Чем больше человек нацелен на наслаждение, тем больше оно от него ускользает, и наоборот: чем больше человек стремится избежать неудовольствия, избежать страданий, тем больше он ввергает себя в дополнительные страдания».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Способность и возможность трудиться сама по себе еще ничего не значит, она не может составить ни достаточной, ни даже сколько-нибудь существенной основы для осмысленного существования».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Человек всегда направлен вовне себя на что-то, что не является им самим — на что-то или на кого-то: на смысл, который человек реализует, или на со-человека, с которым он вступает в контакт. И лишь постольку, поскольку человек таким образом трансцендирует самого себя, он и осуществляет себя — в служении делу или в любви к другому».

Франкл Виктор
«Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного-ценности отношения остаются всегда доступными для него… Каждый раз жизнь предоставляет человеку возможность реализовать ценности то одной, то другой группы. То она требует от нас реализации созидательных ценностей, то мы ощущаем необходимость обратиться к категории ценностей переживания. В отдельные моменты жизнь призывает нас обогатить собственными действиями этот мир, в другое же время мы обогащаем переживаниями самих себя. Для выполнения своего предназначения человек то должен действовать, то-предаваться очарованию переживаемого. Испытывать радость может быть также "обязанностью" человека. В этом смысле можно обвинить в пренебрежительном отношении к своим обязанностям человека, который, сидя в трамвае, имеет возможность созерцать великолепие заката или вдыхать благоухание цветущих акаций, а вместо этого продолжает, не отрываясь, читать газету».
«Общий экзистенциальный анализ»

Франкл Виктор
«Либо жизнь имеет смысл и сохраняет его вне зависимости от того, длинна она или коротка, воспроизводит она себя или нет, либо жизнь бессмысленна, и в этом случае она не станет более осмысленной, даже если будет длиться долго и воспроизводить себя. Если бы жизнь бездетной женщины действительно была бессмысленной только потому, что у нее нет детей, это значило бы, что человечество живет только для детей и что единственным смыслом жизни человека является воспроизводство себе подобных. Но подобный взгляд на эту проблему лишь оттягивает ее решение. Ведь получается, что каждое поколение передает проблему следующему, так и не разрешив ее. Весь смысл жизни одного поколения состоит в том, чтобы вырастить другое. Но бессмысленно увековечивать нечто, само по себе лишенное смысла. Ведь если что-либо смысла не имеет, оно его не приобретет, даже будучи увековеченным… Таким образом, мы приходим к парадоксу: жизнь, смыслом которой являлось бы размножение, была бы, по сути, столь же бессмысленна, как и размножение. С другой стороны, продолжение жизни имеет смысл только в том случае, если жизнь сама по себе наполнена смыслом… Поэтому возводить материнство в единственный смысл жизни женщины - значит бросать тень не только на жизнь женщины, не имеющей детей, но и на жизнь женщины-матери. Жизнь выдающейся личности не может лишиться смысла из-за того, что у этой личности нет потомства… Скорее жизнь приобретает смысл в других, небиологических сферах: интеллектуальной, этической, эстетической и т.п.»
«В борьбе за смысл»

Фрейд Зигмунд
«В тот момент, когда человек усомнился в смысле жизни, он болен. … Задаваясь этим вопросом, он делает не что иное, как подвергается действию некоего фермента, производящего печаль и депрессию».
цит. по И. Ялом, «Экзистенциальная психотерапия»

Фромм Эрих
«После сорока каждый из нас должен держать ответ перед самим собой… И наиболее блестящие надгробные речи с их списками достижений, не смогут смягчить главного вопроса, ответа на который мы не должны избегать: жили мы или живем? Действительно ли мы проживаем свою собственную жизнь, или это происходит только по чьему-то определению?»
«Ради любви к жизни»

Фромм Эрих
«У людей есть глубоко укоренившаяся потребность поступать нравственно. Безнравственность вызывает в них утрату внутреннего равновесия и гармонии».
«Ради любви к жизни»

Юнг Карл
«Природа, в своей доброте и терпении, никогда не вкладывает фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А там, где некому спрашивать, незачем отвечать».
цитата по Д.А.Леонтьеву «Психология смысла»

Юнг Карл
«Развитие Самости - это главная цель человеческой жизни. Конечная жизненная цель - это полная реализация «Я» - самореализация, т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида (индивидуация)».

Юнг Карл
«Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла… Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным».
«Архетип и символ»

Ялом Ирвин
«Если деятельность сама по себе не обладает характеристиками «добра», или «правильности», она рано или поздно разочарует индивида».
«Экзистенциальная психотерапия»

Психофизическая проблема анализируется в контексте прогрессивной эволюции сложных целенаправленных живых систем. Аргументируется методологическая позиция о несводимости психических феноменов к физиологическим процессам мозга. Раскрываются риски гипотезы тождества психической и нейробиологической презентаций многомерной реальности, приводящей к «эффекту опрощения» жизни, к барьерам на пути диалога между нейробиологией, когнитологией и психологией. Особое внимание уделяется изучению эволюционного смысла адаптивных и преадаптивных задач, порождающих разные формы психических презентаций мира, в том числе сознания как «ожидания непредвидимого». Рассматриваются взаимоотношения разных форм психической репрезентации реальности и обеспечивающих их нейробиологических сетевых структурно-функциональных организаций. Отстаивается позиционирование психологии в семье наук о природе живого как одной из наук об устойчивости и изменчивости сложных систем, изучающей закономерности наращивания преадаптивного потенциала жизни, ее персонализации.

Похожие публикации

Канавец В. И. , Мозговой Ю. Д. , Хриткин С. А. В кн.: Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине. Труды XI межвузовской научной школы молодых специалистов. М.: Издательство МГУ, 2010. С. 44-49.

Рассматриваются физические проблемы гамма-электроники. Гамма-электроника (γ-электроника) - новое научное направление, в котором изучается взаимодействие электронных и позитронных потоков с электромагнитным полем в γ-диапазоне длин волн. В гамма-электронике изучаются вопросы получения и длительного существования электронно-позитронного вещества (ЭПВ) с уникальными свойствами. Исследуются резонансные эффекты при обменном взаимодействии в ЭПВ, ведущие к компенсации кулоновского поля и самоорганизации активной электронно-позитронной среды в виде макроскопического квантового сверхплазмоида. Выделены основные этапы работы, соответствующие возможностям эксперимента в области гамма-электроники с релятивистскими электронными и позитронными потоками.

Каштанов В. А. , Зайцева О. Б. В кн.: Фундаментальные проблемы системной безопасности. Вып. 3. М.: Вузовская книга, 2011. С. 150-157.

Исследуются методологические подходы к определению понятия «безопасность», анализируются основные факторы, влияющие на безопасность. Формулируются требования к построению математических моделей безопасности, определяются математические методы и подходы анализа безопасности. Проводится сравнительный анализ этапов создания отечественной математической теории надежности и теории безопасности. Формулируются проблемы, требующие решения при разработке математической теории безопасности.

Гапонова О. С. , Сидоренко Е. П. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.

Гапонова О. С. , Сидоренко Е. П. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008.

Методическая разработка содержит примерную тематику курса «Исследование систем управления», планы семинарских занятий, практические задания и тесты, перечень основной литературы и дополнительных источников по курсу, а также рекомендуемые темы для самостоятельного изучения студентами.

Предназначено для студентов экономико-управленческих специальностей.

Канавец В. И. , Мозговой Ю. Д. , Хриткин С. А. В кн.: Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине. Труды XII межвузовской научной школы молодых специалистов. М.: Издательство МГУ, 2011. С. 46-51.

Рассматривается резонансное взаимодействие электронно-позитронных сгустков в задачах гамма-электроники, посвященных исследованию взаимодействия электронных и позитронных потоков с электромагнитными полями в устройствах γ-диапазона длин волн. Исследуются резонансные эффекты при обменном взаимодействии в электронно-позитронном веществе, ведущие к компенсации кулоновского поля и самоорганизации активной электронно-позитронной среды в виде макроскопического квантового сверхплазмоида.

Городнов А. Г. , Альтшулер И. Г. СПб.: Питер, 2012.

Авторы, накопившие большой опыт в области предпринимательства, управле-ния и консультирования, собрали в этой книге богатую и разнообразную информа-цию целого ряда отечественных и зарубежных авторов (известных и не очень) о системах и системном подходе к жизни и бизнесу.

На взгляд автора, противоречивость и креативность, творческая продуктивность герценовских идей до сих пор будят мысль и требуют сорассуждения с русским классиком. Именно эту противоречивость и важность для сегодняшнего понимания России его идей и постарался Кантор сформулировать в своей статье.

Лексин В. Н. Мир России: Социология, этнология. 2005. Т. 14. № 1. С. 3-61.

В статье выдвигается и обсуждается идея власти как универсального системообразующего фактора организации (и самоорганизации) социальной жизни в локальных сообществах. Это далеко не всегда принимается во внимание при генерировании различных умозрительных конструкций «социального государства» и «открытого общества» (что незаслуженно), где доминируют представления о самодовлеющей силе и паритетных отношениях свободного индивида, свободного предпринимательства и правового и демократического государства. Привнесение в контекст политической и социальной проблематики предлагаемого компонента пространственной организации власти, формирующей разнообразные ареалы территориально разграниченных зон социального пространства, способно сделать, по нашему мнению, изучение этой проблематики более системным и конструктивным.

Нефедова Т. Г. Мир России: Социология, этнология. 2003. Т. 12. № 3. С. 35-61.

ИЛЛЮЗИИ, ЧТО сельским хозяйством легко управлять, остались в XX в. Все чаще проявляются признаки самоорганизации сельского хозяйства и сельского сообщества, которая при социализме была явно ослаблена. Сейчас самоорганизация окрепла, хотя поначалу сводилась к простым формам адаптации к новым реалиям. Тем не менее на примерах многих районов видно, что самоорганизация может быть успешной там, где продолжают функционировать коллективные предприятия, и там, где прежняя основа сельской жизни (колхоз) деградировала полностью. Что происходит с сельским хозяйством и с его крупными предприятиями-товаропроизводителями при ослаблении государственных регулирования и контроля? Что происходит с российским сельским пространством при усилении самоорганизации? Как меняются при этом сельские сообщества? Попытка частично ответить на эти вопросы сделана в предлагаемой читателю статье. Частично потому, что исследуемые проблемы изучаются не только географией, но и аграрными науками, экономикой, социологией, психологией. В отношении сельского хозяйства и сельской местности можно последовательно говорить о самоорганизации экономической (отраслевой и межотраслевой), географической (пространственной) и социальной.

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты - отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) - могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

Сегодня в посте: психологический кризис и как с ним бороться, и смысл жизни человека и как его обрести.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога , желаю всем психического здоровья.

Психологический кризис и смысл жизни человека – кризис это невозможность достижения цели, реализации замысла, переживание потери чего-то очень важного для смысла жизни человека.

Состояние человека переживающего психологический кризис , характеризуется как страдание; понятное становится не понятным, то, что еще недавно было привлекательным – безразличным или отвратительным, осложняются отношения с другими, не понятно, что происходит и как с этим справится.


Переживаемое состояние психологического кризиса неприятно и окружающим. Человек то раздражителен, то подавлен, то совершает нечто неожиданное, а то попросту бездействует, порой у него теряется смысл жизни.

Однако если бы совсем не было психологических кризисов в жизни человека, то его развитие – остановилось.

Возможность справится с ситуацией зависит от гибкости человека; от его способности посмотреть на проблему психологического кризиса с разных точек зрения зависит правильный выбор стратегии совладания с ней.

Именно в критические моменты жизни человек способен изменится, переосмыслить то, что с ним происходит, найти способы решения проблемы кризиса.

Избавлять человека от страдания нельзя, его нужно научить правильно к этому относится.

В зависимости от того, на что человек больше ориентируется в жизни – на получение удовольствий или на самосовершенствование и личностный рост, будет зависеть его реагирование на возникшие проблемы, на психологический кризис.

Самый сложный психологический кризис – утрата смысла жизни

Смысл жизни человека – это то, для чего он живет. Найти свое предназначение и самореализоваться – одна из целей жизни человека. Растущая личность — это изменяющаяся, способная расширять собственный опыт, ориентированная на понимание и раскрытие своих возможностей, на поиск смысла своего существования, на поиск смысла жизни.


Известным исследователем смысла жизни человека В. Франклом было выявлено, что для развития человека (как физического, так и психического) необходимо соотносить решения, поступки, переживания с чем-то внеличным, ради чего стоит жить.

Такой вывод он сделал, находясь в фашистском концлагере, где выживали лишь те, кому было для чего жить, те, кто имел смысл жизни.

Франкл выделил три возможности найти свой смысл жизни:

— работая;
— переживая ценности (дорожа чем-то);
— путем страдания.

Возникает вопрос: что делать – преодолеть психологический кризис или использовать его?

Психотерапевтами выделено четыре составляющие заботы о себе:

1 ) наличие боли (как душевной, так и физической), переживаний позволяющих человеку заметить психологический кризис, конфликт, наличие проблемы;

2) зарождение надежды на возможность решения данной проблемы, исцеление, освобождение;

3) поиск сил, энергии, денежных средств и других ресурсов, помогающих выйти из кризиса;

4) возвращение к себе, к своему «Я».

Относитесь к кризису, возникшим проблемам, как возможности научится чему-то новому.

У африканских народов есть интересный способ ловли обезьян, разоряющих банановые плантации. В кокосе делают дыру и кладут туда лакомство, обезьяна просовывает туда руку и хватает еду, рука превращается в кулак и, естественно застревает.
Мораль – отпускайте то, что имеете.

Преодолению психологического кризиса будут способствовать:

— принятие себя и других;
— доброжелательность;
— принятие реальности (не убегать, а знать и понимать ее);
— автономность, независимость, самостоятельность суждений;
— профессиональная увлеченность, направленность на цель, задачу;
— различение цели и средства, добра и зла;
— целеустремленность, намерение выполнить действия результативно;
— постоянная новизна, открытость опыту (скажите «нет» застою);
— саморазвитие, развитие способностей;
— готовность к решению проблем.

В поисках смысла жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного жизненного пути. Делая выбор и принимая решения, человек должен осознавать опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.

К несчастью мечты о желаемом будущем не всегда побуждают действовать.

Можно выделить следующие шаги последовательных действий, позволяющих сделать представления, желания о будущем действительностью:

Шаг 1. Чтобы желание побуждало человека действовать, оно должно быть соотнесено с конкретным периодом жизни. Без этого мечты становятся лишь приятным развлечением.

Представьте себя в старости. Чтобы это было легче делать, начните с руки. Посмотрите на свою руку и представьте, как она стареет. Это похоже на то, как если бы Вы были создателем спецэффектов в кино. Ваша цель не испугать себя последствиями старения, а заметить переживания, способные повлиять на Ваше поведение так, чтобы Вы позаботились уже сейчас о том, как Вы будете жить отныне и в будущем.

Используя свои творческие способности, состарьте свою руку настолько, чтобы чтобы будущее для Вас стало реальностью.
Тоже проделайте с лицом и телом.

Вы представляете свое будущее «Я» и то, что Вы делаете или, напротив, не делаете для себя сегодня повлияет на Вашу судьбу.

Шаг 2. Осознать, как изменения с Вами или Вашим окружением происходят от Вашей активности (действий, или бездействий):

Любой выбор человека влияет на то, что происходит с ним и вокруг него, Даже если человек промолчал там, где мог говорить – это тоже действие.

Для фокусирования на самоисследовании выполните следующее задание:

Подумайте о том, что Вы цените в своем настоящем (например, «у меня есть друзья, которые мне дороги», «у меня есть любимый человек», «у меня есть деньги, чтобы модно одеваться», и т.п.).

Теперь подумайте о том, что Вас в настоящем беспокоит, не устраивает. Что происходило в Вашей жизни в последние 3-5 лет. Что Вы приобрели или потеряли. Что бы Вы могли сделать в Вашем прошлом, что сделало бы Ваше настоящее лучше, чем оно есть.

Поступки, которые Вы реально совершаете либо нет, могут показать, становитесь ли Вы тем, кем хотели бы быть или нет.

Переживая психологический кризис и ища смысл жизни, помните, что все будет хорошо, что если есть тень, то значит, есть и свет, и используйте переживания для изменения

Желаю всем психического благополучия!