Детские технопарки «Кванториум. Приключения электроники Технопарк для дошкольных образовательных организаций

В новом технопарке детей научат проектировать здания, улицы и набережные, создавать новые предметы интерьера и конструировать детали промышленного оборудования, сообщает официальный сайт Мэра Москвы.

Четвертый детский технопарк на базе Московского центра упаковки откроется 6 декабря. Он появится на северо-западе города по адресу: улица Зорге, дом 9а. В нем юных горожан будут обучать основам художественного дизайна и инженерного дела. Дети смогут проектировать здания, улицы и набережные, создавать новые предметы интерьера и конструировать детали промышленного оборудования.

«В новом детском технопарке ребята узнают об инновациях в сфере архитектуры, строительства, производства и дизайна. Ученики получат возможность пройти летнюю практику в архитектурных бюро Италии, Чехии и Франции», - рассказал руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин.

Технопарк Московского центра упаковки предлагает несколько направлений обучения, среди них не только технические. Это «Архитектура и дизайн», «Макетирование», «Инженерные решения», а также ряд программ, направленных на получение знаний и навыков в сфере продвижения и правового оформления проектов. Ребята пообщаются с ведущими архитекторами и инженерами, узнают основы управленческих навыков, разберутся в тонкостях юриспруденции, создадут макеты и упаковки нового поколения, посетят экскурсии на производстве упаковки.

В детском технопарке есть все необходимое для практических занятий: 3D-принтер, режущие и пишущие плоттеры (устройства для создания чертежей), современное оборудование для производства упаковки и компьютеры. Учеников распределяют по группам в зависимости от уровня их знаний. Пробное занятие в детском технопарке бесплатное.

Первые два детских технопарка открылись в столице в 2016 году: первый - на базе технопарка «Мосгормаш » (обучение проводится по направлениям «Космонавтика», «Робототехника» и «Геоинформатика»), второй - на базе технополиса «Москва » (по направлениям «Авиамоделирование», «Робототехника», «Нанотехнологии», «Промышленный дизайн», «Информационные технологии»). С момента их открытия подготовку прошли уже более пяти тысяч детей. В ноябре 2017 года в столице заработал третий детский технопарк «Байтик», расположенный в Троицке. В нем детей обучают программированию и информационным технологиям.

До конца года планируется открыть еще восемь детских технопарков. В Москве планируют создать целую систему детских технопарков. Для этого объединяют возможности средних и высших учебных заведений, резидентов технопарков, промышленных предприятий. Все они должны в первую очередь помочь обучающимся определиться с выбором профессии, а также подготовить квалифицированные кадры для высокотехнологичных предприятий. Самые успешные ученики подписывают отложенный трудовой договор с компанией - индустриальным партнером и приходят в эту компанию на работу после получения соответствующего образования.

Молодежный технопарк “Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана” работает со студентами для реализации самых смелых проектов. Мы предоставляем экспертную техническую поддержку, лабораторное оборудование и многое другое, что поможет реализовать идею в законченный продукт.

Если хотите участвовать в программе У.М.Н.И.К., но не знаете с чего начать, мы подскажем и поможем! У нас вы найдете единомышленников и новых членов команды.


Направления подготовки
1. Информационные технологии
2. Медицины и биомедицина будущего
3. Био- и нейротехнологии
4. Современные материалы и технологии их создания
5. Новые приборы и аппаратные комплексы

“Инжинириум” поможет студентам МГТУ им.Н.Э.Баумана подготовиться к международным соревнованиям по подводной робототехнике

УНМЦ “Гидронавтика” - команда студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана, занимающаяся разработкой подводных аппаратов, исследованием и внедрением новых технологий. Ребята с 2010 года участвуют в международных соревнованиях, где, решая интересные и масштабные задачи, показывают высокие результаты.

В июне 2019 года команда планирует участие в Международных соревнованиях по подводной робототехнике “MATE ROV COMPETITION” в США, на которых они представят свои новые разработки. В ходе подготовки к соревнованиям, студенты проведут ряд работ на базе технопарка “Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана”.

Проект команды УНМЦ “Гидронавтика” будет состоять из подводного аппарата и пульта управления к нему. Панель пункта управления должна быть легкой, прочной, не сильно пластичной и нетокопроводящей, т.е. для ее выполнения идеально подойдут композитные материалы.

В рамках изготовления детали ребятам необходимо будет решить следующие задачи: подобрать материалы, используемые при изготовлении изделия, выбрать направления укладки тканей, способ изготовления изделия: контактное формование или вакуумная инфузия и реализовать проект. Наставником команды УНМЦ “Гидронавтика” станет куратор курса “Композиты” технопарка “Инжинириум МГТУ им.Н.Э.Баумана”.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) настроено сделать исследовательскую и инженерно-конструкторскую деятельность интересной для детей и уже инициировало открытие детских технопарков во многих городах нашей страны. Давайте разбираться, что такое технопарк и чем он будет полезен для допобразования.

Большинство российских детей в последние годы выбирают учреждения дополнительного образования сугубо культурной или спортивной направленности. Если обратиться к официальной статистике, то лишь 4% школьников посещают дома и центры технического творчества. Причиной тому является не только низкая популярность таких учреждений, но и их небольшое количество в регионах.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) настроено исправить ситуацию и уже инициировало открытие детских технопарков во многих городах нашей страны. Давайте разбираться, что такое технопарк и чем он будет полезен для допобразования.

Откуда пошла инициатива?

Сеть детских технопарков формируется в рамках реализации проекта, разработанного АСИ. Эти товарищи задались целью сделать исследовательскую и инженерно-конструкторскую деятельность интересной для детей. Специалисты АСИ придерживаются четкой позиции, что Россия не сможет в ближайшем будущем стать одним из ведущих высокотехнологичных государств, если уже сегодня не задействовать предложенную ими модель дополнительного образования.

Первый технопарк под брендом "Кванториум " был открыт еще в ноябре 2015 года в Ханты-Мансийске и сразу же стал объектом повышенного внимания со стороны школьников.

По состоянию на январь 2017 года в России работает сеть уже из 24 "Кванториумов", география которых охватывает практически все регионы нашей страны: начиная от Калининграда и заканчивая Комсомольском-на-Амуре. Планируется, что до донца года их количество увеличится до 40.

Реализации проекта активно содействует Минобрнауки России. Так же в партнерах проекта числятся Росатом, Газпром, Лукойл, Сколковово, КАМАЗ и еще ряд предприятий, заинтересованных в развитии научного потенциала РФ.


Что представляет собой детский технопарк?

Детские технопарки "Кванториум" - это площадки, где школьники в формате проектов решают реальные задачи в рамках перспективных естественнонаучных и технических областей.

Под словом "квант" понимаются все направления обучения, практикуемые в российских технопарках. Среди них можно выделить:

  • нейроквантум;
  • биоквантум;
  • космоквантум;
  • автоквантум;
  • аэроквантум;
  • робоквантум;
  • IT-квантум.

И это еще неполный перечень. Но, даже глядя на него, можно понять, что "Кванториумы" охватывают самые разнообразные направления научной и инженерной деятельности.

В инфраструктуру каждого технопарка входят специализированные лаборатории и цеха, например: IT-цех, цех обработки материалов или цех высокотехнологичного оборудования.

Ожидаемые результаты работы технопарков

Согласно разработанному в АСИ проекту, активная работа сети детских технопарков по всей стране будет способствовать:

  • Появлению новых высококвалифицированных кадров с учетом специализации предприятий.
  • Подготовке и планированию кадрового резерва за счет выявления юных талантов.
  • Возрождению престижа инженерных и научных профессий среди молодежи.
  • Технологическому прорыву РФ.

Планы, конечно же, глобальные. Но если и в дальнейшем организаторы будут проявлять такой же энтузиазм и серьезный подход, как и сегодня, то они вполне реализуемы. Особенно учитывая явную заинтересованность со стороны государства.


Как проходит обучение в технопарке

В "Кванториумы" принимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Полный курс обучения рассчитан на 2 года. Занятия, рассчитанные на 5 часов в неделю, проводятся на бесплатной основе. Но и по их завершению ребенок может проводить свое свободное время на площадке, используя любое оборудование.

Ребенок, проявляющий хотя бы малейший интерес к техническим наукам или инженерии, всегда найдет, чем ему заняться в технопарке. Причем освоение передовых технологий и получение практических навыков происходит естественно и непринужденно, поскольку все занятия происходят в игровой форме. Тут сказывается ориентированность программы обучения на деятельностно-ориентированный подход.

В течение первого полугодия дети в общих чертах знакомятся со всеми направлениями работы технопарка , учатся обращаться со станками и прочим высокотехнологичным оборудованием, а после этого выбирают то, что нравится им больше всего. Хотя в дальнейшем каждый ребенок волен по своему желанию переходить из одного "кванта" в другой.

На базе технопарков школьники могут создавать собственные проекты, используя самое современное оборудование. При этом их работы будут курироваться отраслевыми экспертами и преподавателями ВУЗов.

Интересно, что самые талантливые "кулибины" смогут поучаствовать в международных соревнованиях по ведущим отраслям технологического развития.

Кроме всего прочего, образовательная программа ориентирована на подготовку детей к поступлению в технические ВУЗы. Поэтому занятия в технопарке ни в коем случае не следует отождествлять с посещениями кружков, клубов по интересам или секций по типу "Юный техник".

В образовательном процессе уделено внимание и таким важными моментами, как выработка умения грамотного взаимодействия в командной работе над проектом и получение надпредметных компетенций. В итоге, после обучения в "Кванториуме" ребенок сможет не только разбираться в основах исследовательской деятельности или инженерии, но и будет понимать, как вести весь проект "ОТ и ДО", включая правильную постановку цели, распределение обязанностей и оценку конкурентоспособности проекта.

Вместо заключения

Детский технический парк – это инновационный подход к работе новой системы дополнительного образования. Благодаря технопаркам российские дети смогут получать начальные профессиональные знания и навыки по техническим дисциплинам на самом высоком уровне. Наверняка такой ход позволит увеличить количество высококлассных специалистов в России и поднять нашу науку на совершенно новый уровень.

Источники изображений: rustep.com, itpark-chelny.ru, sdelanounas.ru

Сегодня мы хотим рассказать об одной необычной пермской школе, где уже несколько лет успешно ведется обучение робототехнике, а прямо сейчас внедряется многообещающий проект «Образовательный технопарк». Необычность этой школы состоит в ее абсолютной обычности — это школа в спальном районе города, которая в какой-то момент стала ломать стереотипы и систему. История школы — это и история пермской образовательной робототехники. Итак, слово директору школы № 135 — Алексею Сергеевичу Куляпину.

Перспективы развития школы № 135 связаны с внедрением образовательной робототехники как фундамента профориентации на инженерные и рабочие профессии высокой квалификации.

В настоящее время образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Благодаря изучению робототехники, техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование роботов, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение физики, математики, информатики, выбор инженерных специальностей, проектирование карьеры в индустриальном производстве

В школе внедряется проект «Образовательный технопарк» . Он направлен на моделирование такой педагогической системы, которая бы отвечала тенденциям развития современного общества и одновременно позволила бы начать подготовку педагогов и школьников к реальному участию в научно-техническом прогрессе и мотивировать их на освоение инженерно-технических и военно-технических профессий.

Школьный технопарк рассматривается как система профессиональных проб и практик учащихся, позволяет создать эффективную систему профориентации для учащихся, популяризировать среди школьников и их родителей востребованные инженерные и технические специальности; способствует созданию системы выявления и мотивации «техно – звездочек» начальной, основной и старшей школы в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений г.Перми.

Проектирование школьного технопарка стало возможным благодаря системной длительной подготовительной работе, которая уже принесла достойные плоды.

О школе

Школа №135 — победитель конкурса ПНПО «Образование». Входит в состав Университетских округов Пермского классического университета (ПГНИУ) и Пермского педагогического университета (ПГГПУ) в качестве центра инновационного опыта. Является членом сети инновационных школ Уральского отделения РАО (Екатеринбург, 2010г.), автор-разработчик городской программы «Школа + профессия», 2009 г.; победитель конкурса «Лучшие электронные образовательные ресурсы» (сайт «Путешествие в мир станков с ЧПУ» , 2010 г.) в рамках деятельности Университетского округа ПГГПУ; организатор деятельности ассоциации педагогов технологического и профильного обучения «Навигатор профессионалов»; инициатор городского и краевого конкурса творческих работ учащихся и конкурса методических материалов учителей образовательной области «Технология» «100 дорог – одна твоя» с 2008 года.

МАОУ «СОШ № 135» входит в сеть апробационных площадок Министерства образования Пермского края по введению ФГОС начального общего образования, департамента образования по апробации муниципальной модели основной школы.

Школа №135 — ресурсный центр департамента образования г. Перми для сопровождения преподавания предмета «Технология».

Школа №135 – это полипрофильная школа технологического (инженерного) образования, работает по приоритетным направлениям: повышение качества образования через проектирование содержания и технологий предпрофильной подготовки и профильного образования; повышение квалификации педагогов в условиях профильного обучения; развитие воспитательной системы на основе самоуправления, проектной деятельности, профессионального самоопределения. Школа организует профильное образование по индивидуальным учебным планам совместно с учреждениями высшего и среднего профессионального образования. В школе реализуются профессиональные пробы для старшеклассников в процессе работы учебно-творческих мастерских.

Центр инновационного опыта СОШ № 135 организует курсы повышения квалификации для руководителей ОУ, педагогов предпрофильной подготовки и профильного обучения, тьюторов. Педагоги школы разработали и апробируют систему профориентационных элективных курсов «Пермь – индустриальная. Выбор образовательного маршрута » в рамках сетевого образовательного проекта для ориентации молодёжи на профессиональное обучение и труд в машиностроительном производстве.

За последние три года разработано и реализовано более 10 инновационных проектов Российского, краевого, муниципального, институционального уровней, большинство из них реализовано.

Педагогический коллектив внедряет в образовательный процесс технологии проектирования, тьюторства, системы развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии.

О проекте «Образовательный технопарк»

Реализация проекта «Образовательный технопарк» – это дальнейший путь развития предмета и образовательной области «Технология» в школьном образовании. Школа является пилотной для министерства образования РФ по апробации новой программы по предмету «Технология».

Главная цель – создание системы технологического обучения школьников, через индивидуальные образовательные траектории в «Образовательном технопарке», направленные на промышленный сектор экономики г. Перми.

Для этого необходимо сформировать у школьника способности к осуществлению более качественного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации «Образовательного технопарка», задача которого включение учащихся всех ступеней образования в реальную позитивную социальную и социокультурную практику выбора будущей профессии.

Создать модель выпускника школы, готового к продуктивной деятельности в промышленном и научно-техническом секторах экономики.

Для этого разработаны возрастные зоны «Образовательного технопарка»:

  • Начальная школа – «Конструирование и фантазирование».
  • Основная школа – «Погружение» в профессии, основание для выбора.
  • Старшая школа – «Кузнец своего счастья», построение индивидуальной образовательной программы через профессиональные пробы и профессиональные практики.

Одним из первых шагов по обновлению технологического образования стала разработка программ, как для урочной, так и для внеурочной деятельности.

Для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности разработаны программы: «Мир профессий» , , «Легоконструирование» , «Мир вокруг нас» , «Лепка» и др. Программы «Легоконструирование» и «Проектная деятельность» способствуют развитию творческих способностей учащихся посредством конструкторской и проектной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Юный конструктор мультфильмов» ориентирована на развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства в процессе работы с цифровой средой, развитие базовых пользовательских навыков работы на компьютере и освоение средств информационных технологий.

О педагогическом коллективе

Педагоги школы Куляпин Алексей Сергеевич и Ершов Михаил Георгиевич стали победителями двух методических конкурсов в рамках Всероссийского фестиваля «Робофест –2013» «Лучший проект развития ресурсного центра программы «Робототехника» и «Лучшая программа применения робототехники в предметах естественнонаучного цикла» .

В 2013 г. Ершов М.Г. стал победителем Всероссийского методического конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе» , с методической разработкой использования робототехники в преподавании физики, проходившего в рамках II международной конференции «Инженерная культура: от школы к производству» .

В 2013 и 2014 году школа приняла участие с докладами на Всероссийских конференциях «Методика преподавания основ робототехники школьникам в основном и дополнительном образовании» . Педагоги школы имеют более 10 публикаций по тематике использования робототехники в образовательном процессе.

С 2013 года школа совместно с ПГГПУ реализует проект «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности».

О методике обучения робототехнике

Для реализации введения робототехники в образовательный процесс были разработаны проекты:

  • «Карьеру с роботами делаем сами!» : цель проекта — создание сообщества учащихся, студентов, педагогов средней и высшей школы, организующих профессиональные пробы по робототехнике (соревнования, олимпиады, программы, обучение);
  • «С роботами в будущее» : проект направлен на создание в школе кружков, клуба по робототехнике.

Реализация этих проектов осуществляется через механизм индивидуализации образования, включения в образовательный процесс тьютора.

При участии тьютора происходит построение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, формирование собственного индивидуального учебного плана из набора предметов, курсов предлагаемых «Образовательным технопарком». Главное в работе тьютора — выявление способных учащихся — “техно-звездочек”, помощь в определении индивидуальных образовательных траекторий с учетом склонностей и интересов школьников, сопровождение учащегося в старших классах по индивидуальному образовательному плану. В аналогичном русле строится профессиональное самоопределение, которое предусматривает предоставление техно-ориентированным детям, имеющим потенциал, желание и технико- математическое мышление, возможности получения дополнительного образования в Технопарке. Учебный процесс в Образовательном технопарке ориентирован на профессиональное самоопределение учащегося через практико-ориентированные курсы, предпрофильную и профильную подготовку, совместную деятельность педагога и ученика в учебно-творческих мастерских, в предлагаемых профессиональных пробах и практиках.

Одновременно с этим повышается квалификация педагогов. В ходе реализации проекта на базе школьного технопарка осуществляется переобучение педагогов школы и школ города, учреждений дополнительного образования с целью освоения инноваций по реализации проекта и введения их в практику педагогического коллектива школы, трансляции опыта в педагогическое сообщество г. Перми.

Значимую поддержку оказывают социальные партнеры. На основе договоров с социальными партнерами происходит консолидация сил в рамках проекта с целью привлечения необходимых дополнительных ресурсов для достижения поставленной цели, координации вопросов оснащения современным оборудованием и программным обеспечением участников образовательного процесса, использования Образовательного технопарка как базовой площадки для проведения встреч, выездных занятий социальных партнеров.

Деятельность школьника в Образовательном технопарке основана на научном подходе в исследовательской учебной деятельности, для которой создаются лаборатории за счет вариативной части Учебного плана. Результаты такой внеурочной деятельности демонстрируются на соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

О победах

Особо ценны достижения учащихся, увлеченно занимающихся робототехникой.

В феврале 2012 года в г. Перми сотрудниками школы № 135 был организован первый городской открытый конкурс по робототехнике. В нем приняли участие представители только трех ОУ. На краевой олимпиаде по технологии (2012 г.) только школа № 135 представила проектную работу с использованием робототехники.

На выставке «Образование и карьера — 2012» прошел открытый краевой турнир по робототехнике, в котором участвовало 2 команды школы. Команды школы заняли первое место в первом региональном робототехническом фестивале (2012 г.), представляли Пермский край в г. Москве (2012 г.), где завоевали приз зрительских симпатий.

Делегация школы приняла участие во Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест –2013» , представив 3 команды. Команда «Алмаз» заняла 2 место в категории «Фристайл» с проектом «Обрабатывающий центр» .

В ноябре 2013 г. команда школы стала призером конкурса «Юные Кулибины Пермского края» с проектом «Робот-аэрограф» .

В 2014 году 9 команд школы стал призерами и победителями регионального фестиваля «Робофест –2014» , а в феврале 2014 года на Всероссийском робототехническом фестивале заняла 3 место в категории «Фристайл» и 1 место во всероссийской конференции «Роботобум» , которая проходила в рамках Фестиваля. В 2014 г. команды школы стали победителями и призерами городских и краевых конкурсов «Уникальный робот г. Перми» , «WRO – 2014» , конкурса в рамках выставки , «Роболето -2014» , конкурса проходившего в рамках краевой конференции «Образовательная робототехника: техноинтеллект-2014» .

В 2013 и 2014 году школа становилась абсолютным победителем в командном зачете краевых олимпиад по робототехнике.

Каждый школьник, обучающийся по профильным направлениям Технопарка, проходит практику на современном производстве и получает возможность трудоустройства по выбранной специальности.

Как результат — выпускник с высокой степенью самоопределения и мотивации для поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения технической направленности, так как для него реально обеспечена возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы.

Фото Школа 135 и Занимательная робототехника