Мы сохраним тебя русское слово. Творческая работа "Мы сохраним тебя, русская речь!"

учащиеся МБОУ "СОШ №32" Энгельсского муниципального района Саратовской области

Цель работы: Выяснить, каковы причины и способы возникновения нецензурной лексики и жаргонизмов в русском языке, и доказать их необходимость/ненужность

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«И мы сохраним тебя русская речь!» Проект подготовили учащиеся 10 б класса МБОУ СОШ №32: Варюхина Татьяна, Шамоян Тамара, Мгоян Эмма, Бернадюк Александр, Волкова Валерия

Цель исследования: Выяснить, каковы причины и способы возникновения нецензурной лексики и жаргонизмов в русском языке, и доказать их необходимость/ненужность.

Задачи исследования: 1.Выяснить причины появления жаргонизмов и нецензурной лексики; 2.Поработать с этимологическим словарем; 3.Сделать опрос среди подростков 4.Изучить различные источники(дополнительную литературу)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием," - говорил И.С. Тургенев. Что же сейчас представляет из себя русский язык? Ценят ли потомки это великое достояние, уважают ли его?

Жаргон - социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов. Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения. В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг (англ. slang - слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп), жаргоны профессиональные.

Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов, учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность, и т. д. Появление многих жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потрясно, обалденный, клевый, ржать, балдеть, кайф, пахать и т. п.

ИСТОРИЯ Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России: 1 . 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них. 2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». 3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

Мат (матерщина, матерный язык) - разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Согласно общепринятой морали, публичное употребление мата может расцениваться как хулиганство. Однако в настоящее время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества

В современной литературе он также широко распространен. Известны и более ранние случаи употребления (в виде «ребусов» с многоточиями) мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: Пушкина(«Тень Баркова», «Царь Никита и сорок его дочерей», «А шутку не могу придумать я другую»), Маяковского(«Вам»), Есенина(«Не тужи, дорогой, и не ахай»)и др. Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, или, например, частная разновидность: большой и малый шлюпочный загиб.

Язык, проклятьем заклейменный Мат в нашей стране знают все. Многие матом ругаются, некоторые просто « так разговаривают » , кто-то « украшает » речь матерными словами для особой пикантности. Специалисты исследуют мат как явление. раздражение. О бласть распространения мата с каждым годом становится все шире - он звучит уже со сцены, с трибун, им пестрят страницы газет, журналов и книг... И вот результат: « великий и могучий » русский народ все глубже погрязает в проклятии, которое сам насылает на себя каждый день и час!

Язык черной мессы В качестве ритуального языка мат употреблялся на Руси аж до середины прошлого века. К нему прибегали, чтобы поговорить «без переводчика» с лешими, домовыми и божествами «покруче», чем эти мелкие духи. Матом как мощным магическим орудием до сих пор пользуются неоязычники и сатанисты при совершении черных месс. Христианские правители Руси именно по этой причине вели с матом жесточайшую борьбу.

Матерщина рассматривалась как черта бесовского поведения: в дом, где люди ругаются, по поверью, проникают бесы, ангелы же покидают такое жилище. Существуют и поверья новейшего времени - например, что от «матюга» выходят из строя механизмы: автомобили, компьютеры, станки. По данным различных социологических опросов, среди россиян матерится 70% населения...

Мат выполняет еще одну важную функцию: он регулирует роли и расставляет социальные акценты в самых разных закрытых обществах. Что такое мат на эмоциональном уровне? Выход из сферы обыденного, нарушение запрета, психологическая разрядка. Но в сакральном смысле это черная брань! Матерщина - своего рода «последнее слово», после которого всякие другие слова уже неуместны: пора приступать к действиям …

С чего начинается брань? Любая «брань» (в переводе - битва) - будь то уличная драка или война государств- всегда начинается со словесной брани: взаимных оскорблений и проклятий. Для людей, которые используют мат в качестве междометий, речевых связок, настоящий смысл этих слов уходит на самый дальний план, черная брань постепенно превращается в привычную присказку, губящую душу.

Факт Доказано, что все матерные слова произошли от сакральных названий богов, которые имели невероятную силу. Мат - это слова силы, несущей ужасающую разрушительную энергетику (она убивающе действует на человека на уровне ДНК, (особенно на детей и женщин).

Работа со словарем. Подонок Слово, которое изначально существовало исключительно во множественном числе. Иначе и быть не могло, так как "подонками" называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово "подонки" перешло на них

Пошляк " Пошлость" - слово исконно русское, которое коренится в глаголе "пошли". До XVII века оно употреблялось в более чем благопристойном значении и означало все привычное, традиционное, то, что ПОШЛО исстари. Однако в конце XVII - начале XVIII веков начались Петровские реформы, прорубка окна в Европу и борьба со всеми древними "пошлыми" обычаями. Слово "пошлый" стало на глазах терять уважение и теперь всё больше значило - "отсталый", "постылый", "некультурный", "простоватый".

Ругаться человек может под влиянием самых различных страстей. Но одна из главных причин - распущенность. Вокруг нас - огромное количество людей, которые постоянно употребляют ненормативную лексику. Причем в этом ряду - и журналисты, и чиновники, и политики, кого только нет. Привыкнув к этому, можно ли отучиться? Нет такой вещи, с которой человек при желании не смог бы расстаться. Важна мотивация. Если кто-то понимает, что брань мешает ему, то в его силах отвыкнуть от нее.

Результаты анонимного анкетирования подростков(13-16 лет) школ:№ 1,9,32,18 г. энгельса

Результаты исследования: Расспросив своих друзей, мы пришли к выводу, что сверстники используют такие жаргонные слова, которые обозначают: 1. оскорбительные - названия человека: овца, кошёлка, козёл 2. слова, называющие людей: кореш - друг чувак - парень стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие. стукач - доносчик трепло - болтун 3. слова, называющие части тела: хавка - рот ласты - ноги локаторы – уши 4. другие существительные: прикол - шутка стрела - драка базар - разговор фигня - ерунда облом - неожиданно плохой результат отпад - нечто выдающееся

5. слова, обозначающие действия: балдеть – веселиться офигеть - удивиться вали – уходи офонареть - обнаглеть влипнуть – попасться прикинь - представь себе достать – надоесть зашибись - лучше некуда запарить - сильно надоесть приколоться - подшутить кинуть – обмануть смойся - уйди отвянь – отстану отрываться – развлекаться стрём - плохо (наречие) 6. слова - прилагательные крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо стрёмный - некрасивый беспонтовый - нехороший

7. Фразеологизмы шевели костылями - иди быстрее в натуре - по правде я чё , лысый - я не хуже других флаг в руки, барабан на шею - одобрение действия без базара - не подлежит сомнению туши свет - полный кошмар лыбу давить - ухмыляться

ВЫВОД: По-нашему мнению, жаргонизмы и нецензурную лексику можно искоренить из речи - заменив их другими словами, теми, на замену которым они и пришли. Из своих рассуждений могу сделать вывод: подростки могут обходиться без жаргонизмов, это в их интересах. Следует больше читать, постоянно пополняя свой словарный запас, чтобы находить достойную замену жаргонизмам. И самое главное - уважать и сохранять одно из главный богатств человека- родной язык!

Спасибо за внимание!

«Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём -
Навеки!

Это стихотворение Анна Ахматова написала в 1942 году. После этого прошло много лет и в нашей стране наступила «перестройка». А вместе с ней на нашу речь обрушилось и очередное иноязычное нашествие.

Вспоминаю конец 1980-х... Как-то, томясь в ожидании приема в одном учреждении, я наблюдал, как сидящая рядом пожилая женщина, ожидая своей очереди, читала статью в газете. Читала, читала, потом отложила газету в сторону и виновато призналась:

Ничего не поняла…

Я взял газету. Статья называлась «Волюнтаризм в аграрном секторе». Состояла она сплошь из иностранных слов, написанных почему-то русскими буквами:

№ 1: «Волюнтаризм в аграрном секторе привел к иррациональному использованию натуральных и экономических ресурсов, девальвации труда аграриев, деградации агрокультуры, к экстенсивному импорту зерна и к трагическому финалу: абсолютному фиаско аграрной политики лидеров страны.

Декреты и госсубсидии гарантировали лишь эфемерную стабильность.

Чтобы трансформировать индифферентное отношение к земле необходимо экстренно вводить плюрализм форм собственности на землю...»

№ 2: «Произвол в земледелии привел к неразумному использованию природных и хозяйственных запасов, обесцениванию труда земледельцев, упадку сельского хозяйства, к увеличению ввоза зерна и к печальному концу: безусловному провалу земельной деятельности руководителей страны.

Указы и госпомощь обеспечивали лишь недолговечную устойчивость.

Чтобы изменить безразличное отношение к земле необходимо неотложно вводить множественность видов собственности на землю».

Давно уже подмечено: этот хитрый приём (употребление иностранных слов) ошеломляет русского человека. Вызывает в нём чувство собственной вины и неполноценности. Это ложное чувство.

Я тогда не выдержал, написал статью "Хочу стать переводчиком!" и разослал в несколько газет и журналов. Напечатал тогда мою статью лишь один журнал "Москва" в № 12 за 1991г.

С тех пор в свободное время я продолжаю выяснять: почему это происходит, кому это выгодно, к чему это может привести и самое-то главное – как с этим бороться?

А бороться необходимо. Иначе от того, что мы читаем и слышим сейчас (смотри №1), мы перейдем не к тому, что должно быть (№2), а к еще худшему (№3).

№ 3: «Волюнтаризм в аграрном секторе лэд к иррациональному юс натуральных и экономических ресурсов, девальвации вёка аграриев, деградации агрокультуры, к экстенсивному импорту грейна энд к трагическому финалу: абсолютному фиаско аграрной политики лидеров кантри.

Декреты энд госсубсидии гарантировали оунли эфемерную стабильность.

Зэч трансформировать индифферентное чритмент к йоз нэсисери экстренно интрадьюс плюрализм форм пропэти на йоз.»

Думаете, не может такого быть? Может! И осталось не так уж много и сделать: всего-навсего заменить ненавистные кое для кого двенадцать русских слов из сорока. А двадцать восемь-то уже заменены. Так что основная-то работа уже сделана.

Вот и задумаемся: а мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово?

«Мужество» Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анализ стихотворения Ахматовой «Мужество»

Поэтесса Анна Ахматова прожила удивительно яркую, полную трагизма, взлетов и падений, жизнь. Ей довелось застать стразу несколько эпох, так как одна из самых одиозных и непредсказуемых представительниц русской поэзии родилась за 17 лет до революции, стала свидетельницей сталинских репрессий, ленинградской блокады и восстановления страны после Великой Отечественной войны. В 1941 году, будучи в эвакуации, Анна Ахматова начала работу над поэтическим циклом под названием «Ветер войны», в который вошло стихотворение «Мужество». Следует сразу оговориться, что поэтесса никогда не была сторонницей советской власти, довольно открыто выражая свои монархические взгляды. Однако стихи из «Ветра войны» лишены даже малейшего намека на подобное.

Дело в том, что в этот период поэтесса переосмыслила очень многие важные для нее вопросы и пришла к выводу, что именно благодаря советской власти произошло единение русского народа, который смог дать достойный отпор немецко-фашистским захватчикам. Нет, Анна Ахматова не стала идейной коммунисткой. Уж слишком свежи еще были в воспоминаниях арест и расстрел мужа, поэта Николая Гумилева, а также сибирская ссылка сына, обвиненного в антисоветчине. Поэтому стихотворение «Мужество», преисполненное патриотизма, к советской власти не имеет никакого отношения. И рассматривать его следует не с политической, а с гражданской позиции .

В полной мере испытав на себе жернова сталинских репрессий, в период войны Анна Ахматова вновь ощутила себя нужной и полезной своему народу. Выражалось это в том, что ее стихи, преисполненные веры в победу, в какой-то момент оказались востребованными. В прошлом остались жесткая цензура и всевозможные препоны, благодаря которым поэтесса была лишена возможности донести до читателей свои произведения. И именно война в корне изменила эту унизительную для Ахматовой ситуацию.

Однако поэтесса осталась верна себе, четко разграничив такие понятия, как «народ» и «власть». Поэтому в стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени . «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», — утверждает поэтесса, и эта строчка является ключевой в данном произведении, сдержанном, емком и поражающем своей суровой красотой. Быть вместе со своим народом для Ахматовой означает разделить с ним общую судьбу. Поэтому в стихотворении «Мужество» она отождествляет себя с ним и выступает от его лица. Поэтесса отмечает, что ей, как и тысячам других людей, «не страшно под пулями мертвыми лечь» ради того, чтобы сохранить «великое русское слово». Именно в этом она видит свою главную задачу поэта и гражданина, носителя русского языка, который обязан передать его будущим поколениям «свободным и чистым». Таким образом, Анна Ахматова в стихотворении «Мужество» очень четко обозначила свою цель и роль в историческом процессе . Уже тогда поэтесса понимала, что восстановить разрушенные бомбежкой фабрики и заводы будет гораздо проще, чем вернуть людям духовное богатство, растраченное и фактически растоптанное во время войны. Поэтому поэзия является одним из немногих средств, которое сможет заставить людей вновь научиться чувствовать прекрасное. Однако справедливости ради стоит отметить, что в своем творчестве Ахматова после войны так и не вернулась к лирике, благодаря которой прославилась в 20-х года прошлого века. Ее стихи стали более резкими, с ярко выраженной социальной окраской и обличительным подтекстом, адресованным власть имущим.

Аннагулыева Селби

Сочинение посвящается 100-летию со Дня рождения Д.С.Лихачева. Ученица рассуждает о месте, которое занимает русский язык в нашей речи и жизни. Он проявление нашей внутреней и внешней культуры, по утверждению автора, поэтому сохранение "великого и могучего" не подлежит сомнению. Селби приводит цитаты великих людей о значимости языка в истории и культуре народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Посвящается 100 –летию со Дня рождения Д.С.Лихачева

«Мы сохраним тебя, русская речь!»

Аннагулыева Селби. Ученица 10 класса МБОУ СОШ №13 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Хочется поразмышлять о необходимости сохранения нашего сокровища – русского языка.

Начну своё рассуждение с неоспоримого утверждения, что родной язык – это язык предков, его «надо любить, как мать». Но, думается, по отношению к «великому языку великого народа» в наше время этого недостаточно.

Известно, что русский язык – это история народа, путь цивилизации и культуры. А значит, будущие поколения должны, наследуя накопленное богатство, сохранить его. Почему?! Обратимся к высказыванию автора многих публицистических статей Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Язык человека – точный показатель его культуры». Продолжим мысль уважаемого академика. Культура – это не только живопись и литература, это история и религия. Всё вместе – это самосознание народа, его язык. И если в человеке нет этой исторической памяти, то он становится Иваном, родства не помнящим, существом без корней.

Нужно помнить, что язык – это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются представления народа. В нем дары нашей России: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков и слов ; и стихийность, и сила, и ясность, и красота. Обратимся к словам Константина Дмитриевича Ушинского, смысл которых сводится к мысли о том, что «через мысли и чувства народа, переданные в слове, отражается природа страны». И русский народ, создавший этот «правдивый и свободный» русский язык, сам призван достигнуть той духовной высоты, на которую зовет его язык. Значит ли это, что, сохраняя русский язык, человек совершенствуется?! Думаю, ответ очевиден.

Русский язык - отражение нашей истории и культуры, природы страны и человека в частности, значит, его сохранение является насущной необходимостью его носителей, то есть нас.

Закончить свои размышления о важности рассматриваемой проблемы хочется обращением Ивана Сергеевича Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ртищевская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области

«Мы сохраним тебя, русская речь»

ученик 9 класса

МОУ «Ртищевская сош»

Руководитель: Семенова Н.Н.,

учитель русского языка и

литературы

План

1. Введение. Народ и язык едины. Обоснование темы. Цели и задачи исследования.

2. Итоги анкетирования в рамках школьного проекта «Русское слово».

3. «Есть слова пострашнее, чем порох…»

4. Из истории возникновения нецензурных слов.

5. Ошеломляющий вывод ученых о влиянии бранных слов на человека.

6. Путь к духовному здоровью

7. Заключение. «Мы сохраним тебя, русская речь…»

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слову. А для этого надо неустанно работать над совершенствованием и обогащением своей речи, бережно относиться к родному языку, понимать, что слово материально. У него есть своя жизнь, своя история, в которой отражается прошлое, настоящее и будущее русского народа. Я очень неравнодушен к современному состоянию родного русского языка, этим и продиктовано мое обращение к исследованию на данную тему.

В годы царствования Петра Первого знание иностранных языков входило в число задач, которые царь ставил перед юношами - «чтобы можно было их от других болванов распознать». Печальная реалия нашего времени - мы общаемся с «иностранцами» - с плохо говорящим на русском языке обществом. Безграмотность становится национальным бедствием. Мы теряем язык. Я обратил внимание, то у летописца Нестора нет слов «народ», «племя», есть только «язык». Народ и язык - понятия нераздельные, как тело и душа. Единственно верный путь процветания народа - понимание и сохранение родного языка. Исчезнет он - исчезнет и нация. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Культура речи - это составная часть общей культуры человека. Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления. Эти вопросы очень актуальны в нашей школьной республике.

Н а дискуссиях, диспутах о русском языке, проводимых в школе, мои сверстники часто задают вопрос: «Не всё ли равно, как говорить? Главное, чтобы тебя понимали!» И мы, как авторы проекта «Чистое слово» терпеливо разъясняем ошибочность и вредность этого тезиса, напоминая прописную истину: нельзя говорить о хорошем плохими словами. Красной нитью в наших мероприятиях проходит высказывание Корнея Чуковского: «Попробуйте хотя бы неделю поговорить на блатном жаргоне – у вас появятся нехорошие мысли, а от нехороших мыслей полшага до плохого поступка…» В рамках названного проекта не раз проводились разного рода конкурсы: сочинений, стенгазет, плакатов, чтецов, связанных с культурой речи, речевым этикетом, этикой поведения в общественных местах, культурой общения в молодёжном коллективе. Мы вместе с учителями боремся за чистое слово, за язык без сорняков и «примесей».Серьезно заставило задуматься над вопросом чистоты русского языка анкетирование учащихся 4 – 11 классов,

Вот каковы его итоги :

    Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?

    никогда – 4%

    редко – 35%

    часто – 61%

    Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

    волнует – 43%

    не волнует – 15%

    никогда не задумывался об этом – 42%

    Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

    свободой слова – 28%

    низким уровнем культуры – 48%

    безнаказанностью за ругань – 24%

    Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что…

    не хватает других, хороших слов – 46%

    это способ самоутверждения в глазах других людей- 40%

    свой вариант: «по-другому меня не поймут» – 14%

    Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

    это бесполезно - 43%

    можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо – 21%

    борьба необходима в любом случае – 36%

    Как бороться со сквернословием?

    системой штрафов – 27%

    воспитанием – 34%

    самовоспитанием – 34%

    свой вариант: «бесполезно» – 5%

    Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

    да - -

    нет – 90%

    свой вариант: «мне всё равно» – 7%

Более обстоятельный анализ вполне откровенных и искренних ответов– тема большого и отдельного разговора. Мы и не ждали от опроса каких-либо сиюминутных результатов. Тем не менее, анкетирование заставило и педагогов и учащихся задуматься над фактическим уровнем своей культуры, образованности, послужило импульсом для повышения требовательности к своей речи, уровню своей грамотности. Результаты непременно будут обсуждены на классных собраниях, хочется надеяться, что это будет способствовать повышению интереса к родному языку, родной культуре, пробудит в классных коллективах желание, стремление внедрить этические нормы взаимоотношений и поведения в целом.

Человек - часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергии которая распространяется в пространстве, в Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, животное встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как ни отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

В рамках проекта мы занимаемся историей возникновения матерных слов. Вот что я нашел в литературе об этом позорном языковом явлении в нашей жизни. Грубые нецензурные слова были внесены в нашу речь не татаро-монголами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” , громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячиу рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на растениях, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

В журнале «Наука и жизнь» за 1992 год я прочитал, что проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. В их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Таковы неопровержимые факты, которые мне удалось найти. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном фоне человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

Бездуховность – вот основная причина как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. До необъятных размеров нужно развить в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора: по какому пути идти? Я бы предложил всем сквернословам хотя бы на месяц отказаться от бранных слов. Уверен, что очень скоро они обретут здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь своих близких. Мне иногда кажется, что я должен стать миссионером, пойти к своим сверстникам и рассказать им о том, что я думаю о нашем подростковом общении, как важно на любом уровне соблюдать его классические нормы. Не думаю, что результаты анкетирования, проведенного в нашей школе, будут сильно отличаться от других. Ф. Абрамов сказал:В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа .

Именно речь, грамотная, красивая, логичная, является тем ручейком, который питает мозг, рождает воображение, создает кладовую памяти, вращает колесо мышления. Ребенок, впитывая слова-образы, постепенно создает для себя картину окружающего мира и выражает свое отношение к нему. И.Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».

В заключение хочется вспомнить бессмертные слова Л.Н.Толстого: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращаясь к своим сверстникам, хочу сказать им, заверить наших учителей:

...Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Навеки.

Глубок смысл этих строк: сохраним слово! Не дом, не жизнь, не родину даже - но: слово. Великое, русское, чистое. Потому что в слове - все. И дом, и жизнь, и родина. И вера.

В слове воплощено духовное богатство народа - вот что необходимо беречь в родном языке. Иначе мы просто выродимся как нация.

Использованная литература

2. Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Просвещение, 1998.

3. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.:, Дет. литература, 1976.

4. Школа чтения. Хрестоматия. Составитель Тихомирова И.И./М: Школьная библиотека, 2006.

5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М., «Высшая школа», 1998.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.