Михаил андреевич алексеев народный учитель ссср презентация. Михаил андреевич алексеев

1. Государственная премия Республики Саха (Якутия) имени М.А.Алексеева в области педагогики (далее - Государственная премия) учреждена Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 г. 135/1-3 № 275-III «О государственных наградах Республики Саха (Якутия)» в целях увековечения памяти народного учителя СССР, заслуженного учителя РСФСР и ЯАССР, отличника народного образования СССР, внесшего выдающийся личный вклад в социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), Михаила Андреевича Алексеева.
2. Государственная премия в области педагогики присуждается педагогическим работникам общего образования – учителям физики (математики, информатики) общеобразовательной организации.
3. Государственная премия может присуждаться как персонально, так и коллективу соискателей.
4. Государственная премия присуждается Указом Главы Республики Саха (Якутия) ежегодно к Международному дню учителя - 05 октября.
5. Объявление о начале выдвижения кандидатур на соискание Государственной премии размещается в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия) до 01 июля текущего года.
6. Выдвижение кандидатуры на соискание Государственной премии производится трудовыми коллективами общеобразовательных организаций, управлениями образования, государственными и общественными организациями, научными учреждениями.
7. Представления на выдвижение кандидатов на соискание Государственной премии и прилагаемые к ним материалы направляются для рассмотрения в комиссию по присуждению Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени М.А. Алексеева (далее - Комиссия).
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Порядком работы комиссий по присуждению государственных премий Республики Саха (Якутия) и настоящим Положением.
8. Для выдвижения кандидатур на соискание Государственной премии в Комиссию с 01 августа по 15 сентября текущего года представляется письменное представление в двух экземплярах, содержащее:
сведения о кандидатах (фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии)), месте работы, должности, стаже работы, документы об образовании, почетных и ученых званиях, государственных наградах, публикациях, научных трудах соискателей Государственной премии (если имеются), служебных и домашних адресах и телефонах;
оценку деятельности кандидатов, мотивирующую выдвижение их на соискание Государственной премии;
сведения, подтверждающие широкое общественное признание деятельности кандидатов на соискание Государственной премии;
протокол заседания, на котором принято решение о выдвижении кандидатов на соискание Государственной премии;
характеристику на кандидата, заверенную печатью.
Представление подписывается руководителем общеобразовательной организации, выдвигающей кандидатов на соискание Государственной премии.
9. Комиссия осуществляет прием и рассмотрение документов, поступивших на соискание Государственной премии, определение лауреата Государственной премии в соответствии со следующими критериями:
высокие результаты в деле обучения, воспитания подрастающего поколения;
подготовка учащихся – победителей республиканских, всероссийских и международных предметных олимпиад по физике (математике, информатике);
успешная разработка теории и практики педагогики, большой вклад в развитие образования республики.
10. Комиссия рассматривает все поступившие представления и вносит свои предложения о присуждении Государственной премии в Комиссию по государственным наградам при Главе Республики Саха (Якутия).
11. Повторное присуждение Государственной премии одному и тому же лицу (лауреату) не допускается.
12. Церемония вручения Государственной премии проводится в торжественной обстановке с участием руководителей и представителей органов государственной власти Республики Саха (Якутия), представителей организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности с освещением ее в республиканских средствах массовой информации.
13. Лицам, удостоенным Государственной премии, присваивается почетное звание «Лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени М.А.Алексеева в области педагогики», вручается диплом, удостоверение, нагрудный знак, денежная премия в размере, установленном решением Главы Республики Саха (Якутия). При присуждении Государственной премии коллективу соискателей диплом, нагрудный знак вручаются каждому соискателю, а денежная часть делится в равных долях между ними.
14. Нагрудный знак лауреата Государственной премии в области педагогики носится на правой стороне, при наличии знаков почетного звания и лауреата Государственной премии Российской Федерации – за ними.
15. В случае смерти лица после его выдвижения на соискание Государственной премии допускается присуждение Государственной премии посмертно. Диплом награжденного посмертно лауреата передается его семье, а денежное вознаграждение передается по наследству в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Леонтьева Аида Афанасьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Лекеченская СОШ имени А.И.Леонтьева"
Населённый пункт: с. Лекечен Вилюйского улуса РС (Я)
Наименование материала: статья
Тема: Сеятель разумного, доброго, вечного – народный учитель СССР Алексеев М.А.
Дата публикации: 25.04.2018
Раздел: среднее образование

«Сеятель разумного, доброго, вечного - народный учитель СССР Алексеев

«Сеятелем разумного, доброго, вечного» был инициатор физико-

математического

движения,

основатель

профильного

обучения

республики,

народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. Он

своей жизнью и подлинным служением народу действительно подтвердил

эти мудрые слова об учителях. 57 лет назад в Верхневилюйской школе имени

Исидора Барахова Михаил Андреевич и его единомышленники добились

открытия

специального

углубленным

изучением

математики,

Верхневилюйской

математической школы. Большинство выпускников этих классов и школы

престижных

плодотворно

трудятся

образования,

экономики

промышленности.

благодарностью

вспоминают

учителей, их уроки. Я училась в Верхневилюйской физико-математической

последним

Андреевича.

Андреевич

классным руководителем, но и нашим учителем физики. Мы видели его

каждый день и постоянно общались, а я, как племянница, иногда еще и

ночевала у них дома. Михаил Андреевич был добрый, но строгий, всегда

чуткий и внимательный к нам. Все наши учителя были профессионалами

своего дела. Все, что мы впитали от них, несомненно, помогало и помогает

по сей день. Когда Михаил Андреевич жил в Вилюйске, я часто навещала его.

У меня сохранились все мои школьные конспекты по физике, тетради для

решения задач. Особенно бережно храню письма своего дорогого Учителя.

Он делился со мной своими самыми сокровенными мыслями. Я каждый день

вспоминаю Михаила Андреевича, всегда мысленно советуюсь с ним. Это он

посоветовал

поступить

физический

факультет.

окончания

университета, мне дали направление в аспирантуру в институт им.Е.Патона в

город Киев, но я выбрала профессию учителя и приехала в свое родное село.

Михаил Андреевич тогда мне написал, что я поступила правильно,

святое дело - трудиться на родной земле, учить детей своих односельчан. С

тех пор, вот уже 31-й год я преподаю физику в Лекеченской школе, а с 2008

года работаю еще и директором. Мне радостно, что по итогам 2015 года наша

школа удостоена Гранта Главы РС (Я) Е.А.Борисова (1 миллион рублей),

лауреатом

Всероссийского

конкурсов

«Лучшая сельская школа – 2017». Это наш четвертый Грант, до этого мы

получили Грант МО РС (Я) (2007), Грант Президента РС (Я) В.А.Штырова

(2009), Грант республиканского комитета семьи и детства при Президенте

РС(Я) (2010). В этом я вижу благословление своего Учителя, оправдание его

светлых надежд.

100-летний

народного

Михаила Андреевича Алексеева. Всех своих коллег – учителей физики и

математики -

я призываю

достойно встретить юбилей нашего дорогого

Учителя! Отметим его нашими духовными дарами, ведь Михаил Андреевич

всегда подчеркивал, что превыше всего в учителе – любовь к детям.

Аида Леонтьева

Директор, учитель физики

Лекеченской СОШ имени А.И.Леонтьева,

Доклад Председателя организационного

комитета по подготовке и проведению

100-летия М.А. Алексеева,

первого заместителя министра

образования и науки РС (Я)

Ф.В. Габышевой, д.п.н, профессор.

Лучший дар страны детям — хороший учитель…

(М.А. Алексеев)

Глубокоуважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемые участники торжественного заседания!

По воспитанию молодых исследователей нашей республики большую работу проводят научно-социальная программа «Шаг в будущее », которая вот уже более четверти века содействует подготовке и воспитанию исследователей нового поколения, формированию кадрового резерва отечественной науки и производства, Физико-математический форум «Ленский край », в 2015 году преобразованный в государственное автономное учреждение дополнительного образования «Малая академия наук РС (Я) » с филиалами во всех муниципальных районах. Основная миссия МАН - воспитание интеллектуального поколения якутян, способного привести Республику Саха (Якутия) к достижению мирового уровня в социально-экономической, политической жизни, экономике, науке, образовании и культуре.

16 ноября 2016 года Генеральная ассамблея МИЛСЕТ-Восток, которое является международным движением в поддержку научной культуры среди молодежи, научно-технологических программ, объединяющим 150 организаций более чем в 80 странах мира, единогласно проголосовала за принятие Малой академии наук Республики Саха (Якутия) в ряды своих членов. Также одобрено проведение Х Международной исследовательской школы в Якутии на базе МАН летом 2017 года, поддержана идея проведения Международных интеллектуальных игр в 2018 году.

Следующее направление , которое становится трендом российской образовательной политики - индивидуализация!

XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) в своем стратегическом документе - Образовательной инициативе - 2030 «Образование, открытое в будущее » объявил курс на индивидуализацию. Эта цель удивительным образом оказалась сопоставимой с парадигмой деятельности народного учителя М. А. Алексеева, которого, выражаясь языком «Образовательной инициативы-2030 «Образование, открытое в будущее », с полным правом можно назвать «системным интегратором» индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

В методическом пособии “Из опыта внеклассной работы по физике и технике”, изданном Якутским республиканским институтом усовершенствования учителей в 1968 году, Михаил Андреевич писал: “... в школах, где нет индивидуального подхода, ... уровень развития способных учащихся бывает далеко ниже их возможностей... В результате они постепенно теряют интерес к своему любимому предмету и приравниваются к середнякам.

Он считал, что все содержание обучения и воспитания должно выстраиваться вокруг личности ребенка и быть направлено на выявление и развитие творческих возможностей и способностей, инициативы и самостоятельности каждого ученика. Он создал новый для своего времени тип общения педагога и учащегося, обеспечил индивидуальный подход к формированию личности ребенка.

Учитель стремился раскрыть в своих учениках высокие нравственные качества и без принуждения, личным жизненным примером, помогал им в формировании мировоззрения. Своего учителя школьники уважали, любили за неиссякаемую доброту, титаническую трудоспособность, глубочайшую эрудицию, за справедливую требовательность, ответственность и гражданственность. Он мастерски владел методикой преподавания, был интересным собеседником, знал несколько иностранных языков.

Те, кто учился у Михаила Андреевича Алексеева, хорошо помнят, как он высоко ценил в своих учениках такие качества, как умение видеть проблему, ставить вопросы, способность рассматривать объект со всех сторон, предлагать нестандартные способы решения. Он учил их не только перенимать и усваивать новое, передовое, но и самим смело творить, создавать новое, более совершенное. Побуждая учеников быть ответственными за свое будущее, будущее республики, своей страны, он воспитывал людей с гражданским чувством достоинства и свободы.

Ученики М.А. Алексеева также пошли по стопам своего великого учителя, став педагогами, среди них д.ф.-м.н., директор республиканского лицея, депутат Госсобрания Ил Тумэн Иван Иванович Шамаев, Виктор Филиппович Потапов, Илья Гаврильевич Кысылбаиков, Олег Егорович Филиппов, Андрей Андреевич Семенов, Николай Иванович Васильев и мн.др. Они создали свои школы, впечатляющими успехами которых сегодня гордится республика, - Республиканский лицей-интернат, Верхневилюйкая республиканская гимназия имени своего учителя (впоследствии лицей-интернат), прообразом которых стала школа их любимого учителя и где культивируются принципы и ценности выдающегося новатора образования.

Сегодня учителя школ, преподаватели вузов одним из высших своих достижений считают получение премии, учрежденной Указом Первого Президента нашей республики М.Е. Николаева от 4 февраля 1996 года № 1292 "Об увековечении памяти народного учителя СССР М. А. Алексеева».

В рамках одного доклада невозможно назвать всех тех, кто считает, что своими делами и успехами они обязаны учителям, называя, прежде всего, святое для них имя - Михаил Андреевич Алексеев. Они, ставшие знаковыми личностями во многих сферах жизнедеятельности республики, имена которых также, как и имя их великого учителя сегодня у всех на слуху, объединились в Ассоциацию «Ученики М.А. Алексеева - народного учителя СССР» и делают многое для увековечения памяти своего УЧИТЕЛЯ. Не это ли подтверждение их слов: «Где бы мы ни жили, кем бы ни работали, мы всегда чувствуем свою сопричастность, нас всех объединяет особый дух нашей школы ». Сегодня слова благодарности активному руководителю данного движения Василию Моисеевичу Ефимову, заместителю директора Института физтех проблем Севера, заслуженному работнику народного хозяйства.

Каждого из нас не покидает мысль: как много один человек, рядовой сельский учитель сделал для нашей республики. Снова сошлюсь на слова Эллы Максимовой из статьи «Лучший дар »: «Любовь Михаила Андреевича к детям безоглядна, но не бескорыстна. Его корысть — будущее Якутии, ее культурное и научно-техническое восхождение. Алексеевская доброта... служит справедливому, точному выявлению возможностей ребенка, умножению их до призвания и доведению до профессии, отдача которой, по его мнению, тем значительнее, чем более отзывчив на добро и воспитан человек».

Сам Михаил Андреевич был учителем не только своих учеников, но и наставником их родителей. Большое значение Михаил Андреевич придавал семейному воспитанию, считая, что «…в конфликтных семьях дети не вырастают заботливыми и ласковыми, и еще неизвестно, каким будет их будущий жизненный путь… Традиционно счастливыми дети воспитываются в счастливых семьях». Обращаясь к родителям своих учеников, Михаил Андреевич подчеркивал: «Никогда не унижайте своих детей, если хотите вырастить их настоящими людьми, храбрыми и достойными, способными вынести все невзгоды жизни и сохранить свой человеческий облик, великую духовность и бесконечную душевность ». Сам он был счастлив в браке со своей женой Варварой Иннокентьевной, воспитав сына и двух дочерей. В его словах, приведенных сыном Михаилом Михайловичем: «Нигде обо мне так не заботились, моя Варвара лечит лучше любого врача », сквозила и любовь, и безмерная благодарность верной спутнице жизни.

Как вы знаете, с 1 января 2018 года в Российской Федерации начнет действовать Национальная система учительского роста, о формировании которой было объявлено в декабрьском поручении Президента России 2015 года. Именно профессиональный рост определяет развитие педагога и качество образования в целом.

Для перехода к этой масштабной и всеобъемлющей системе необходим определенный задел. Это стало одним из оснований объявления 2017 года Годом народного учителя. Год народного учителя СССР М. А. Алексеева в системе образования и науки Республики Саха (Якутия) - это не только знаменательное событие для каждого якутянина, признание выдающихся заслуг неповторимой и могучей личности настоящего УЧИТЕЛЯ, это также признание его как эталона для подготовки современного поколения учителей; пристального изучения и применения в современной педагогической деятельности актуальных и востребованных методов обучения и воспитания выдающегося педагога. Он был первым в Якутии, единственным и последним народным учителем СССР. И очень знаменательно, что в Год столетия великого учителя по инициативе Главы республики Е.А. Борисова в феврале 2017 года учреждено почётное звание «Народный учитель Республики Саха (Якутия) ».

Ключевая идея Года М.А. Алексеева - развитие способностей педагога «творить себя», самодвижение и саморазвитие в соответствии с социально-нравственным идеалом народного учителя, с именем которого связана беззаветная преданность своему народу, стремление жить по чести и совести, воспитание достойных, свободных, ответственных людей.

Реформаторская, беззаветная, многогранная деятельность народного учителя, уникальное содержание, технологии, методы его педагогической системы еще не в полной мере изучены и ждут своего осмысления с философских, аксиологических, психолого-педагогических позиций. Как показала жизнь, этот бесценный образовательный и личностный опыт еще долго будет востребован педагогической наукой и практикой. И Год 100-летия должен стать импульсом для комплексного исследования общенационального достояния - педагогического наследия великого учителя.

В рамках подготовки к юбилею Михаила Андреевича Алексеева комиссией по увековечиванию памяти сделано немало: проведены научно-практические конференции, педагогические чтения, олимпиады, методические десанты, выставки, выпущены циклы телепередач, статей в СМИ, издана книга, документальный фильм «Народный учитель Алексеев », проведены Дни народного учителя в Среднеколымском, Горном, Вилюйском, Верхевилюйском улусах, где он работал, Дни знаний в образовательных организациях, его именем назван алмаз, поставлен спектакль «Учуутал » в Саха академическом театре им. Платона Алексеевича Ойунского, проведен капитальный ремонт учебного здания, начато строительство интерната Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени М.А. Алексеева. Учителя города Якутска выступили с предложением о создании в столице школы по методике М.А. Алексеева. В центре нашей столицы вскоре появится бульвар Учителя с памятником Михаилу Андреевичу Алексееву как знак уважения и почитания учительства. Мы благодарим Айсена Сергеевича Николаева, ученика Михаила Андреевича, за то, что бульвар будет находиться в самом центре города и верим, что это место станет любимым местом встречи поколений и местом отдыха горожан и гостей столицы.

По-настоящему вдохновенная самоотверженная деятельность Михаила Андреевича Алексеева подтверждает истинность утверждения, что «Учитель - профессия дальнего действия». В чем заключается феномен личности рядового сельского учителя? На этот вопрос до сих пор нет исчерпывающего ответа. Но, вне всякого сомнения, главная составляющая - это бескорыстное служение своему народу.

На одном из педсоветов М.А. Алексеев сказал: «Лучший дар страны детям — хороший учитель», а я бы хотела добавить: в стретить такого УЧИТЕЛЯ на своем пути - это подарок судьбы. У каждого из нас, посвятивших себя педагогической деятельности, есть такой ориентир и идеал - настоящий патриот, народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. УЧИТЕЛЬ на все времена!

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Последние новости Республики Саха (Якутии) по теме:
Доклад Феодосии Габышевой на Торжественном собрании общественности, посвященном 100-летию со дня рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева

Доклад Феодосии Габышевой на Торжественном собрании общественности, посвященном 100-летию со дня рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева - Якутск

Народный учитель СССР, Отличник народного образования СССР, Заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР В 1966 году в Верхневилюйской средней школы Верхневилюйского района ЯАССР его стараниями были открыты специализированные физико-математические классы. В 1974 году Верхневилюйская средняя школа № 2 (ныне Гимназия им. М. А. Алексеева) по Постановлению Министерства народного просвещения СССР от 12 сентября 1974 года получила статус республиканской школы с углубленным изучением основ физики и математики. БИОГРАФИЯ (по материалам А. И. Петровой, доктора педагогических наук, профессора ИМИ ЯГУ, заслуженного учителя РС(Я), научного руководителя республиканских «Алексеевских чтений») Родился 5 мая 1917 года в Баппагаинском наслеге Вилюйского улуса. В возрасте 6-и лет остался круглым сиротой. В 1936 году окончил Якутский педагогический техникум. Был назначен учителем математики и физики в Родчевскую семилетнюю школу Среднеколымского района ЯАССР. В 1939 году поступил на физико-математический факультет Рязанского государственного педагогического института. В том же году был призван в ряды Красной Армии. Был избран секретарем комитета комсомола 20-го отдельного сапёрного батальона 99-й стрелковой дивизии. В июне-августе 1941 года в боях под Перемышлем раненым попал в плен (события описаны в газете «Правда» от 19 июня 1966 г. в статье «Первый контрудар»: о подвиге воинов 99-й стрелковой дивизии, отбивших у гитлеровцев и в течение недели удерживавших в своих руках город Перемышль). В 1942 году после побега из плена и возвращения был осужден и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере (в 1956 году был полностью реабилитирован Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа). В 1951-1955 годы студент Якутского педагогического института. После окончания и до 1958 года работал в Далырской средней школе Верхневилюйского района ЯАССР. До 1960 года работал в Бердигестяхской средней школе Горного района ЯАССР. В 1960 году переехал в Верхневилюйск, стал работать в Верхневилюйской средней школе имени Исидора Барахова. Благодаря его стараниям школа обрела статус Республиканской школы с углубленным изучением основ физики и математики, где он и работал до 1985 года.

Вся жизнь народного учителя СССР, отличника народного образования СССР, заслуженного учителя школ ЯАССР и РСФСР Михаила Алексеева прошла в ХХ веке. Некоторым его современникам, хорошо знакомым с перипетиями судьбы этого удивительного человека, казалось, что Михаил Андреевич был рожден для проверки прочности человеческого духа.

Он родился в историческом 1917 году, во времена великих революционных потрясений, студентом призван в Красную Армию, в 1941 году в боях под Перемышлем раненым попал в плен, после побега и возвращения осужден, полностью реабилитирован лишь в 1956 году. Вся его дальнейшая жизнь связана со школой и детьми.
За огромный вклад в дело развития народного образования СССР М.А.Алексеев был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Для сотен учеников М.Алексеева приобретенная в школе привычка к интенсивному умственному труду впоследствии превратилась в неотъемлемую часть интеллектуального бытия.
В созданной им физико-математической школе Михаил Андреевич проработал всего десять лет. Но «прометеев огонь», зажженный выдающимся педагогом, не погас в умах и сердцах его современников. В 1990 году была открыта Верхневилюйская республиканская гимназия, которой впоследствии было присвоено имя народного учителя СССР М.А.Алексеева. В настоящее время эта единственная в Якутии республиканская гимназия достойно носит высокое звание духовной преемницы раннего и развитого этапов физико-математического образования. Она стала прообразом современных инновационных учебных заведений республики – гимназий, колледжей и лицеев.
Всего же первые физматклассы, Верхневилюйскую физико-математическую школу №2 и Верхневилюйскую республиканскую гимназию окончили более двух тысяч учащихся. Не менее сотни из них стали докторами и кандидатами наук. В настоящее время они составляют солидный процент национальной интеллигенции Якутии. Из бывших физматовцев вышли известные политики, государственные служащие, руководители крупных предприятий, экономисты, финансисты, медики, педагоги и др. Многие из них в какой-то мере испытали на себе влияние неповторимой и могучей личности М.А.Алексеева.
Через призму реалий сегодняшнего дня, реализацию Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики, потребовавшей форсированного вливания в промышленное производство целой армии специалистов, особенно наглядно видно пророчество выдающегося сына народа саха, высказанное им еще в 50 – 60 годы прошлого века. Как продолжение идеи М.А.Алексеева о развитии физматобразования в республике создан физико-математический форум «Ленский край», расположенный в Хангаласском районе.
Коллектив Верхневилюйской республиканской гимназии обращается к общественности республики с призывом поставить в 2015 году, в год 50-летия открытия в с. Верхневилюйск первого физмат-класса, в центре столицы нашей республики памятник народному учителю СССР Михаилу Андреевичу Алексееву.
От имени педагогического
коллектива Верхневилюйской
республиканской гимназии
им. М.А.Алексеева директор,
кандидат педагогических наук
Олег ФИЛИППОВ.

Цель: познакомиться с детьми; с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обучения, создать благоприятную атмосферу в классе, сформировать у детей положительную оценку своего классного коллектива.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

(памяти народного учителя СССР Михаила Алексеева) Учитель славен учениками Михаил Андреевич Алексеев является основоположником физико-математического движения в Якутии

Алексеев Михаил Андреевич (05 мая 1917 – 18.09 1995) Советский педагог, методист, Народный учитель СССР, Отличник народного образования СССР, Заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР. Есть на земле профессия, призванье, Точка отсчета всех профессий на земле. Учителем зовем мы человека, Который свет познанья нам открыл

Выдающийся педагог народа саха Михаил Андреевич Алексеев родился 5 мая 1917 г. в с. Баппагай Вилюйского района в семье бедняков. Он пережил трудное детство, батрачил, рано остался сиротой. Советская власть дала ему возможность выучиться на учителя. Отлично закончив в 1936 г. Якутский педагогический техникум, с энтузиазмом взялся учить детей в далеком Колымском крае, в школе, в местности Родчево. Два года, проведенные там, навсегда определили его жизненное призвание – быть учителем. До призыва в армию учился в Рязанском учительском институте на физико-математическом факультете и в Калининском государственном педагогическом институте 1938 – 1940г. Учитель тот, кто озарил наш разум: К решению немыслимых задач. Учитель тот, кто одарил уменьем Нас отличать добро от зла, творить, писать. Учитель тот, кто научил бороться: За жизнь, за право и за благо всем. Учитель тот, кто научил стараться Не отступать ни перед чем. Учитель тот, кто обучил науке: Чтобы о космосе мы все могли мечтать. Учитель тот, кто обучил разлуке: Тому, чего пером легко не описать.

В суровые предвоенные годы М.А.Алексеев проходил службу политруком на самой западной границе, в одной из лучших дивизий Красной Армии - 99-й стрелковой. В г. Перемышль 22 июня 1941 г. он встретил внезапное нападение немецко-фашистских войск. В боях под Перемышлем (июнь-август 1941 года, события описаны в газете «Правда» от 19 июня 1966 г. в статье «Первый контрудар»: о подвиге воинов 99-й стрелковой дивизии, отбивших у гитлеровцев и в течение недели удерживавших в своих руках город Перемышль). После семидневной героической обороны города дивизия организованно отошла на восток. Под Киевом дивизия была почти вся уничтожена, в числе многих Михаил Алексеев оказался в плену. Борьба за жизнь, чувство патриотизма помогли ему выжить в фашистском лагере, совершить несколько побегов, затем мучительно перенести необоснованные обвинения своих же в измене. В 1942 году после побега из плена и возвращения был осужден и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере (в 1956 году был полностью реабилитирован Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа) Михаил Алексеев освободился из лагерей ГУЛАГа в 1951 г. с твердым решением посвятить свою жизнь труду на благо своей страны. Пройденная им полностью жизненная школа мучений, "философия страданий", сделала его неутомимым тружеником, принципиальным борцом за справедливость, отдавшим все свои силы самому благородному делу - воспитанию детей. Этому своему делу он не изменил никогда.

В 1951-1955 годы студент Якутского педагогического института. После окончания и до 1958 года работал в Далырской средней школе Верхневилюйского района ЯАССР. До 1960 года работал в Бердигестяхской средней школе Горного района ЯАССР. В 1960 году переехал в Верхневилюйск, стал работать в Верхневилюйской средней школе имени Исидора Барахова, и в 1966 г. открыл первый физико-математический класс. Во время хрущевской "оттепели" его новаторские цели углубленного изучения точных наук и широкого привлечения сельской молодежи к инженерно-техническим специальностям попали в благодатную почву. Результаты не замедлили появиться. С 1963 по 1974 годы его ученики в республиканских олимпиадах по физике и математике никому не уступали I и II места, были призерами Всесоюзных олимпиад. В эти годы до 90% его выпускников поступали в ВУЗы. О школе М.Алексеева, сходной со "школой радости" В.Сухомлинского, много писали в центральной прессе, были сняты документальные фильмы "Задача", "Наш теплый дом". Благодаря его стараниям школа обрела статус Республиканской школы с углубленным изучением основ физики и математики, где он и работал до 1985 года. Всего же первые физматклассы, Верхневилюйскую физико-математическую школу № 2 и Верхневилюйскую республиканскую гимназию окончили более двух тысяч учащихся.

Но не только победителей олимпиад воспитал Михаил Андреевич. Дети, учившиеся у него, на всю жизнь сохранили уважение к науке, научились учиться, стали достойными гражданами, не сосчитать, сколько учителей, врачей, кандидатов и докторов наук, политиков, инженеров вырастила школа, основанная Михаилом Алексеевым. Все они видели перед собой живой пример настоящего гражданина и Учителя с большой буквы.

В созданной им физико-математической школе Михаил Андреевич проработал всего десять лет. Но «прометеев огонь», зажженный выдающимся педагогом, не погас в умах и сердцах его современников. В 1990 году была открыта Верхневилюйская республиканская гимназия, которой впоследствии было присвоено имя народного учителя СССР М.А.Алексеева. В настоящее время эта единственная в Якутии республиканская гимназия достойно носит высокое звание духовной преемницы раннего и развитого этапов физико-математического образования. Она стала прообразом современных инновационных учебных заведений республики – гимназий, колледжей и лицеев.

Школу знают в Якутии как "школу Алексеева", хотя Михаил Андреевич - рядовой учитель. Просто стиль жизни этой школы им задан и укоренен, а учителями - поддержан. Еще когда физматклассы рождались и Алексеев метался по Якутску в поисках приборов, слал пачками мольбы в московские издательства, отдавал он себе ясный отчет в том, что главное - не знаменитые фейнмановские курсы лекций по физике, не осциллографы, а "правильное устремление жизни". Алексеев считает: задавшись личными целями, интеллигентом стать нельзя. Сам он - интеллигент в этом высоком, гражданском, значении понятия. Но никогда миру домашнему, камерному, не отдавал он так много душевных сил, как школе. Любовь Михаила Андреевича к детям безоглядна, но не бескорыстна. Его корысть - будущее Якутии, ее культурное и научно-техническое восхождение. Алексеевская доброта, если можно так сказать, социальна, ибо служит справедливому, точному выявлению возможностей ребенка, умножению их до призвания и доведению до профессии, отдача которой, по его мнению, тем значительнее, чем более отзывчивым на добро воспитан человек. Не случайно почти все верхневилюйцы возвращаются после вузов домой, в Якутию.

Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были.

Ты судеб людских чародей и властитель, Ты кладезь познаний и мудрости свет, Ты просто волшебник! Ты просто… учитель, Но это так сложно – простой дать совет. Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь, Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими детьми называешь. Но дети взрослеют, от школьной скамьи Дорогами жизни шагают И в памяти носят уроки твои, А в сердце тебя сохраняют.

Знаменитый педагог делил учителей на три категории. Тех, что смотрят на школу как на источник существования, именовал мучителями. Настоящими же учителями считал "педагогов от радости", которых жизнь свела в детстве с хорошими учителями. И "педагогов от боли" - их в детстве плохо учили, и они захотели найти лучшие способы воспитания. Сейчас почти треть учителей-предметников верхневилюйской школы - ученики Алексеева. Воистину "лучший дар страны детям - хороший учитель", Это - из протокола педсовета, из выступления Алексеева. Передовой опыт Михаила Андреевича широко пропагандировался на страницах газет «Известия», «Советская Россия», в журналах «Культура и жизнь», «Физика в школе». Им опубликована серия статей: «Все дети хороши». «Воспитание сложнее, чем обучение», «Учитель всегда учитель», «Счастье в твоих руках» и др. Был создан и несколько раз показан по Центральному телевидению документальный фильм «Наш теплый дом». Выпущены брошюры «М.А. Алексеев», Из опыта внеклассной работы по физике и технике, изданы книги о нем «Неугасимое пламя», «Учитель от бога», «Народный учитель М.А.Алексеев ».

Мы все- ученики, Учителей- немного, Мы помнить их и уважать должны, И посвящать свои победы тем, Кто нам в огромный мир открыл дорогу. Михаил Андреевич - любящий отец большой семьи, у него две дочери, два сына.

Давно уже прошла война, Кто воевал, осталось мало, Оденут снова ордена И вспомнят о войне устало. Кто ещё с нами, и кто жив, Беречь их надо как зеницу, Врага в сраженьях победив Закрыли для врага границу. Но тают воинов ряды, Они над временем не властны, И отцветают как сады, Но жизнь прожили не напрасно. Народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев с ветеранами.

Учителя! Они как свет в пути, Какое ж нужно огненное сердце Иметь в груди, чтоб людям свет нести, Чтоб след его вовек не мог стереться! А чем их труд измерить, ты спроси У миллионов армии народной. Подвижников немало на Руси, Но нет мудрее их и благородней! За неоценимый вклад в образовании, М.А.Алексееву присвоены Высокие звания народного учителя СССР, заслуженного учителя ЯССР и РСФСР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени. Традиции физико-математической школы М.А.Алексеева ныне продолжает ставшая республиканской Верхневилюйская гимназия, носящая его имя. Многочисленные ученики всегда с благодарностью будут помнить своего поистине народного Учителя, Мастера, Человека, Гражданина.