Не относится к лингвистическим словарям ассоциативный. Тема: основные типы лингвистических словарей

ТЕМА: Основные типы лингвистических словарей

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково назначение энциклопедических словарей? Чем они отличаются от лингвистических?

2. Какова структура словаря?

3. Чем различаются алфавитный и гнездовой принципы построения слова­ря?

4. По каким признакам определяется тип лингвистического словаря?

5. Какие типы лингвистических словарей выделяют в лексикографии?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Ответьте на вопросы.

А. Какой словарь может быть построен только по гнездовому принципу? Какой словарь нельзя построить на основе гнездового принципа?

Б. Зачем журналисту нужно знать о принципах построения словаря?

В. У вас на полке всего 3 словаря: толковый, иностранных слов и фразеологический. Каким из них вы воспользуетесь, чтобы получить справку: а) о написании слова; б) о значении заимствованного слова; о значении жаргонного слова; в) о сочетаемости слова?

Г. Если вам в редакции вернут статью для авторской правки с указанием на неточное употребление слова или на неудачный выбор слова, то к каким словарям вы обратитесь за справкой?

Д. В какие из перечисленных словарей журналист будет заглядывать чаще? Почему? Словари: обратный, "Слитно или раздельно?", морфемный словарь, "Прописная или строчная?", словарь эпитетов, словарь омонимов, словарь антонимов.

Задание 2. Объясните значение подчеркнутых слов. Каким словарем вы для этого воспользуетесь? Опишите алгоритм получения справки.

1. Столичный "мюзикловый" бум продолжается (Алфавит). 2. Шведское "зеленое золото" приносит владельцам огромные прибыли (Сл.). 3. Текстильная промышленность все еще остается золушкой экономики. 4. Скинхеды - последыши фашизма. 5. В арт-студии начинается кастинг профессиональных артистов, способных к пению и танцам. 6. На прошлой неделе впервые произошли столкновения между антиглобалистами и ОМОНом. (Алфавит). 7. Одной из главных задач было сохранение научного истеблишмента в восточно-европейских странах. 8. Российские "антисаммитисты" постепенно набирают силу. Вызывая у многих раздражение, они все равно выглядят куда симпатичнее, чем фашиствующие скинхеды. 9.... джаз и джаз-рок, фьюжн, блюз, фанк, соул, кантри, регги, ска, акустическая музыка и рок неэкстремальных вариантов - музыка, требующая живого звука.

Задание 3. Составьте предложение, выбрав нужное слово из скобок. В каких словарях можно получить справку о правильности выбора?

1. (Жилище, дом, гнездо, фатера, апартаменты) расположи.... на краю (село, селение, поселение, деревня). 2. Слишком (большой, крупный, значительный, циклопический, огромный, грандиозный, внушительный) деньги вращаются в этом (преступный, криминальный, уголовный, черный) (бизнес, дело, предприятие). 3. Даже при масштабной пропагандистской (компании, кампании) никто не пришел (протестовать, возражать, ополчаться) против войны в Чечне. 4. Антиглобалисты - это люди с (идеалистическим, идеалистичным) взглядами. 5. На третий день голодовки (решимость, решительность) протестующих стала (слабнуть, слабеть). 6. На печке - (мурлыкающий, мурлычущий) кот. 7. Здесь веселят­ся сотни полторы бабушек и девушек, не (утративший, утерявший) вкус к жизни и не позабывших, как (плясать, танцевать) полечку и фокстрот.



Задание 4. Раскройте скобки, поставив слово в нужную форму. Каким словарем можно воспользоваться для справки о грамматической норме?

1. (Госпиталь) ближайших регионов готовы принять пострадавших. 2. Разгул вандалов. Опять разбито несколько (надгробье) на кладбище. 3. РАО опять (отключить – прош. вр.) свет в Приморье. 4. ЮНЕСКО (привести – прош. вр.) тестирование, связанное с проверкой техники чтения. 5. Альтернатива (война, переговоры). 6. Новых версий (убийство) Xолодова у следователей нет. 7. В глазах фанатов поп-звезда – (величественный, божественный - краткая ф.) 8. Младший бомж (бойкий), чем его компаньоны. 9. Сибирь - край изобильный не только (недра), но и (люди). 10. Когда у нас появится правительство, компетентное (вопросы экономики).

Задание 5. Исправьте ошибку журналиста или его собеседника. Какой словарь нужен, чтобы проверить себя?

1. Канадские журналисты рассчитывали на неминуемую победу. 2. Меня шокирнула такая встреча. 3. Вот уже три года минуло, как нет с нами этого выдающегося дирижера. 4. Ученые надеются найти папирусы с новыми иероглифическими надписями. 5. Снижение добычи нефти на 0,5% - потемкинское снижение. 6. Наши кремы изготовлены на натуральных веществах.



Задание 6. Ознакомьтесь со словарями, указанными в списке литературы по курсу: определите тип словаря, принцип построения словарных статей, характер иллюстративного материала. Оформите на каждый словарь его "паспорт" (выходные данные, краткую аннотацию, пример словарной статьи).

ЛИТЕРАТУРА

1. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Высшая школа, 1983 или другие изд. Параграфы о словарях.

2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык, Ч.1 - М.: Просвещение, 1981, с. 92-104.

3. Лингвистические словари из предложенного списка литературы по курсу.

ВОПРОСЫ

1. Какое грамматическое значение выражает подлежащее в соста­ве грамматической основы предложения?

2. Какова синтаксическая семантика подлежащего?

3. Какими способами выражается подлежащее? Какие виды подлежащих выделяют в зависимости от способа их выражения?

4. В чем заключаются различия имен существительных разных лексико-грамматических разрядов?

5. Каковы значения падежей имен существительных в русском языке?

6. Какую синтаксическую позицию могут занимать различные падежные формы имен существительных?

7. Как выражается значение падежа в русском языке?

8. Как группируются существительные с точки зрения их изменения?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите грамматическое значение предложения. Укажите способ выражения подлежащего и его вид.

1. Они оба вполне благополучны. (А.Маринина) 2. Составить опись похищенного тоже оказалось непростым делом. (МК). 3. Экономика не зависит от того, рыжий ею управляет или брюнет. (АиФ). 4. Как она (программа "Спокойной ночи малыши") изменится к концу сезона – пока секрет (АиФ). 5. ...увиденное сегодня - абсолютно на уровне (МК). 6. Из 115 жемчужин, сверкающих на просторах Индийского океана, обитаемы только двадцать. (МК). 7. Я не понимаю, что означает это "не может быть" (АиФ). 8. Желающие собирать виноград могут поехать во Францию (АиФ). 9. "за время скандала к врачам обратилось порядка 800 человек (АиФ).

Задание 2. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите синтаксическую семантику надлежащего (активный субъект, пассивный субъект, объектно-субъектное значение, количественное значение, значение избирательности, совместности). Влияет ли разряд имени существительного на значение подлежащего?

1. Премьер может встретился по отдельности с лидерами фракций... 2. Будет дана команда голосовать за предложения правительства. 3.... если погода будет теплая и ясная, то будем с хлебом; если дождливая - то колос не нальется и останется тощим, зато ягоды, грибы и травы уродятся на славу. 4. Главное в пиве - вода. 5. Актерство - это профессия, работа. 6. В спектакле "Уходил старик от старухи" мы играли с Марией Владимировной Мироновой. 7. "Шальных" денег у банков скопилось более 60 млрд. рублей. 8. 7 лидеров ведущих держав в течение 10 минут вынуждены были ждать Б.Ельцина. 9. Одна из петербургских газет регулярно проводит опрос читателей о доходах. 10. Каждый деся­тый россиянин просто отказывается обсуждать свои доходы. 11. ... ка­кая публика собралась в зале. 12. Абхазия вновь просится в Россию? (По материалам АиФ).

Задание 3. Определите грамматический род склоняемых существительных. Выделите существительные, которые имеют пары, соотносимые по роду. Отдельно укажите слова мужского рода, способные обозначать лиц женского пола. В особую группу выделите существительные, не имеющие категории рода.

I. Герой, гортань, грусть, жужжание, заводишко, Илья, инженер, кастелянша, критик, лбина, лифтер, машинистка, мышь, повеса, поэт, проводник, секретарь, Таисия, тамада, фамилия, щупальце.

II. Выхухоль, директор, домина, звезда, зверюшка, знамя, картофель, комментарий, лекарство, мозоль, об­лако, парнишка, пельмень, писака, подмастерье, путь, соловушка, судья, топорище (ручка топора), топорище (большой топор), шаль, шишка, яблоко, январь.

III.1. На общем собрании Академии наук Белоруссии был заслушан доклад о хранении плодов и овощей, а также о безотходной переработке картофеля. (Газ.) 2. Этим путем мы трое суток попадали до берега (Ю.К.) 3. В... группе выделялся темноволосый высокий парень в коротких светлых шортах. (Амл.) 4. Сашка лежал на деревянных сходнях в тени скалы. (Шуг.) 5. Бой городских часов Хиросимы похож на тревожный набат. (Овч.) 6. Буфетчица Ванда носила на камбуз яства: селедку, борщ и котлеты. Ей помогала горничная Светлана. (Гор.) 6. Он сидел на перилах лестницы, побалтывая в воздухе ногами. (М. Г.) 7. Надев пальто, подняв воротник и... обмотав шею шарфом, Басаргин открыл дверь и вышел в холодные сени. (Сим.) 8. Вячеслав Юрьевич посадил георгины, пионы, настурции, флоксы, золотые шары. Поставил десяток ульев – пчелам тут было раздолье: невдалеке росли липы – аллеями, купами. (Гор.) 9. Чуткие датчики и фотоэлементы, которыми снабдили конструкторы эти теплорегуляторы, в течение всей смены будут следить за соблюдением заказанной температуры. (Газ.)

Задание 4. Определите грамматический род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения. Для справок используйте "Словарь русского языка" С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой и словарь-справочник "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка" под ред. К. С. Горбачевича.

Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, гадюка, жертва, запевала, кликуша, коллега, лакомка, лиса, мазила, марионетка, невежда, недотрога, недоучка, писака, пьяница, рубака, старшина, стерва, стрекоза, судья, тамада, тряпка, тупица, умница, ябеда.

Задание 5. Объясните употребление в русском языке слов, различающихся грамматическим родом, но совпадающих по значению. Укажите, форма какого рода в настоящее время является нормативной. Если родовые пары различаются стилистически, охарактеризуйте стилистическую принадлежность каждого существительного (для справок используйте "Словарь русского языка" С. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, словарь-справочник "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка" К.С.Горбачевича).

1. В окно, в закрытый ставень, постучали (В. Расп.) – Где ж этот дом с оторвавшейся ставнею. (Д. К.) 2. Как установили ученые, чинар живет до двух тысяч лет и более (Газ.) – Две чинары стояли, как две скалы. (Триф.) 3. Встану над просекой, крикну: Ау! (Бок.) – Стукнул кулаком по холодной кабине и попросил шофера: "Валяй на просек!" (Сем.) 4. Торгуют изделиями местных ремесленников и плодами земли: бананами, апельсинами, ананасами, манго... маниокой!. (Наг.) – Оказалось, что так догоны хранят корни маниока до следующего сезона дождей. ("Вокруг света") 5. И мангуст, и белка очень любят фрукты. (Газ.) - Главным героем [в фильме] должна была стать мангуста по име­ни Рикки-Тикки-Тави. (Газ.) 6. Альфред схватил санда­лию, швырнул прочь. (Р. Пог.) – Снимай сандаль, Шу­рик... (Р. Пог.) 7. Снежинка преспокойно отгрызала с красивой тетиной Люсиной туфли меховой помпон. (Р. Пог.) – "Опять Мурка. Вот сниму туфель и – береги свою бородатую фотографию" (Пол.) 8. Второй, оглянувшись, спросил: "У тебя плацкарт? У нас общий. А где твои вещи?" (Ган.) – Возрастет продажа билетов с прямой плацкартой. (Газ.)

Задание 6. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой. Охарактеризуйте стилистические возможности второй вариантной формы.

I.1. Ласты состоят из двух частей: (сандалий, сандалия) и плавника. ("Я. и ж.") 2. Прораб ударил по (рельс, рельса), подвешены... к сосне. (Рек.) 3. На каждом щупальце у крупного осьминога по триста (присосок, присоска), и кажд... (присосок, присоска) может удержать груз в несколько килограммов. (Надежд.) 4. И когда этот случай счастливый представится, отобью телеграммку, обкусав (заусеницы, заусенцы): "Владимир Владимирович, разрешите представиться. Вознесенский". (Возн.) 5. [Рисунков] было много, больше сотни, выполненных отчасти рыжеват... (сангин, сангина) или цветным фломастером. (Газ.) 6. (Желатин, желатина) – прекрасная питательная среда для микробов. ("Н. и ж.") 7. Немало хлопот доставил служителям зоопарка... переезд трехлетн... (жираф, жирафа) Блейза на новое место жительства. (Газ.)

II.1. Но утром обнаружилось, что его (ласт, ласта) (попал, -а) в ящик с книгами. (Газ.) 2. Жена... включила декоративный ночник: две розы и (анемон, анемона) из стекла. (Газ.) 3. А домик над тополями был черный и крыт (толем, толью). (Г. С.) 4. Горчаков вынул из его куртки запонку для (манжет, манжета). (Г. Вер.) 5. Летом Сиротку выпускали на прогулку в больш... (вольер, вольера). (Газ.) 6. Для этого необходимо прислать десятидолларов... (банкнот, банкнота). (Газ.) 7. Вот так выглядит жаба сразу же после (метаморфоз, метаморфоза) головастика в маленькую лягушку. ("Н. и ж.")

Задание 7. Определите грамматический род несклоняемых существительных. Объясните, по каким признакам он устанавливается.

I.1. Я долго брожу, размышляя, с кого бы начать интервью. (Л. Вол.) 2. Она пошла в номер, схватив по дороге фразу, которую авторитетно выдала какая-то толстуха в бикини. (Ган.) 3. Австралийские кенгуру нашли пристанище на полях многочисленных гольф-клубов страны. (Газ.) 4. Пончо – это накидка из ламьей или овечьей шерсти. (Рожд.). 5. Сторно – это операция по исправлению ошибочно занесенной в бухгалтерскую книгу записи. (Газ.) 6. Грозит вымирание еще одному африканскому животному – карликовому шимпанзе. (Газ.) 7. Муха цеце – подлинный бич для людей и животных во многих африканских странах. (Газ.) 8. О лечебных свойствах горного мумиё известно. А нельзя ли получать мумиё искусственно? (Газ.) 9. Фрау-искусствовед потащила нас на верхнюю галерею. (Гран.) 10. Тогда еще не было станций предупреждения цунами. (Гор.)

II.1. В зависимости от того, в каком океане этот вихрь образовался, он называется либо тайфуном – в Тихом, либо ураганом – в Атлантическом, либо торнадо – в Индийском. (Газ.) 2. Актеры играли на родном языке юноши – пенджаби. (Газ.) 3. О своей стране монголы говорят: "Страна тридцати трех гоби". Словом "Гоби" они называют любую пустынную равнину. (Газ.) 4. Побережье Балтики – острова, островки, островочки. Старейшина среди них – Сааремаа. К нему почти прилип островок поменьше – Муху. (Газ.) 5. Самое крохотное пернатое создание – колибри – умудряется ежедневно впадать в летаргию. ("X. и ж.") 6. Но Ростов на озере Неро у нашего народа на особом счету: это национальная реликвия. (Газ.) 7. Теплая одежда, которой запаслись участники II международного ралли "Русская зима", так и осталась лежать в багажниках. 8. Здоровенная кенгуру производит на свет кенгуренка, которого можно поместить в наперстке. (Газ.)

Задание 8. Согласуйте определения и сказуемые с несклоняемыми существительными. Выбор форм мотивируйте. В случае затруднений обратитесь за справками к толковым словарям и к словарю-справочнику "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка".

I.1. "Вот (наш, -а, -е) бунгало", – сказал он, заходя в снежный голубой двор. (Берг.) 2. В воскресенье авеню (был, -а, -о) (пустынн-ым, -ой). (С. Кондр.) 3. Салями (снискал, -а, -о) славу не только в Венгрии, но и далеко за ее пределами. (Газ.) 4. Копчен... сулгуни – деликатес раньше (изготовлялся, -лась, -лось) домашним способом в небольших количествах. (Газ.) 5. Киевляне перехватывают мяч, пас, другой, и Месропян сбивает с ног Буряка в штрафной. Бесспорн... пенальти. (Газ.) 6. Я выпила очень (сладкий, -ое) и (крепкий, -ое) кофе, голод мой утих. (Амос.) 7. Кажд... нов... па (веселил, -о) его. (Пол.)

II.1. "Не курить!" "Застегнуть привязные ремни!" загорел...сь электротабло. (Газ.) 2. Счастливо улыбаясь, супруги принялись составлять перв... меню. (Прав.) 3. Шимпанзе (отказывался, -лась, -лось) от еды, (ходил, -а, -о) грусти... (Рок.) 4. Есть в Киевском зверинце большие попугаи: красн... и син... ара, менее крупные – какаду и лори. (Рж.) 5. В Сити Банк Англии называют "стар... леди с Треднидлстрит". (Осип.) 6. Шоу передавал...сь по телевидению. (Газ.) 7. Сквозь несложную, однообразную жизнь школяров проглядывает... душевн... цунами, девятибалльное землетрясение сотрясает и захлестывает мир подростка. (Я. Ат.)

Задание 9. Рассмотрите случаи колебания в роде несклоняемых существительных. Укажите примеры нормативного употребления, отметьте нарушения литературных норм.

1. Этот цунами им жутко не понравился. – Это катастрофическое цунами породило землетрясение 1952 года. (Газ.) – Цунами прошли за сутки расстояние почти в 16 тысяч километров. (Газ.) 2. Парад крыс на Пятом авеню. (Газ.) – Вот уже много лет торжественно спокойная, чинная и чистая авеню Клебер Парижа не была такой, как сегодня. (Газ.) 3. Когда шимпанзе обращена грудью к наблюдателю, то хорошо видно, насколько слабо у нее развита шерсть. – Когда приходится угомонить взбунтовавшегося шимпанзе, мы обращаемся к обыкновенному ужу. (Газ.) – Шимпанзе кормила новорожденного детеныша. ("Я. и ж.") 4. Прогресс науки и техники подарил любителям кофе два новшества – быстрорастворимый кофе и машины типа "Экспресс". ("Я. и ж.") – Позвоните мне, и я вам потихоньку скажу, где у нас подают хороший кофе. Самый простой кофе, кофе без названия. ("Я. и ж.") – У нас никогда это кофе не пили, а тут все кофе да кофе. Хочешь я чаю тебе заварю? (Г. С.) 5. Сочи приглашают и зимой. (Газ.) – Сочи встретил гостей солнцем и песнями. (Газ.) 6. Ралли пришло в Москву. (Газ.) "Медведь" так называются традиционные авторалли, стартовавшие в Ярославле (Газ.)

Задание 10. Рассмотрите случаи стилистического использования лексико-грамматической категории рода; сделайте выводы об удачности обыгрывания ее возможностей.

1. Разговаривали они на французском языке, которого она не знала, но тем не менее их разговор ей не понравился. Лена в ее звуковом мире была хрупкой пикколо – наименьшим по величине и самым высоким по звучанию музыкальным инструментом. И диалог Лены и Федерико показался Марии Александровне диалогом пикколо – крохотной флейты – с автомобильным сигналом. Флейта чисто и звонко, невыносимо звонко о чем-то просила, а автомобильный гудок хрипло рявкал и похохатывал, как только и может, вероятно, похохатывать гудок. (Г. Бер.) 2. В современном рассказе важное значение приобретает редкая гостья литературы – трудовая, производственная деталь. (Ант.) 3. Лахме никогда не говорил про форель "о и а". Форель, благородную, красивую и хищную рыбу, он всегда называл, как мужчину, "он". "Ты хитрый, форель, – думал Лахме, – только я ловлю тебя уже 40 лет, и всегда ты попадаешься мне". (Сем.) 4. В прошлом году колхозники сельхозартели... во. время уборки нашли клубень-гигант. Весил он 1 530 граммов. Решили проверить, какое потомство даст такой "папаша". И вот результат: получено 45 клубней общим весом 7,8 килограмма. Один из "сыновей" весит 750 граммов. (Газ.)

Задание 11. Укажите грамматический род аббревиатур, объясните, на основании каких признаков он определяется. Отметьте слова, которые грамматического рода не имеют.

РСФСР, МИД, вуз, загс, СМУ, ГОСТ, МПС, ГЭС, ЖЭК, ИТР, БСЭ, США, ООН, ЮНЕСКО.

Задание 12. Среди форм множественного числа имен существительных отметьте такие, которые имеют и формы единственного числа; выпишите их в отдельную группу, укажите грамматический род [например, лыжи (мн. ч.) – лыжа (ж. р.)]. Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа, распределите на группы в соответствии с их лексико-грамматическим значением: 1) вещественные, 2) собирательные, 3) отвлеченные, 4) собственные, 5) конкретные (предметные).

I. Альпы, боты, брызги, брюки, будни, бутсы, галоши, горелки, джинсы, джунгли, кеды, Кижи, колготки, кулисы, легкие, миазмы, недра, ножницы, очки, пельмени, пени, переговоры, перила, плавки, происки, Сокольники, усы, финансы, фрукты, щи, щупальца.

II. Алименты, белила, боли, бриджи, всходы, горелки, (игра), дебаты, девчата, деньги, доводы, Жигули, каникулы, Карпаты, клёцки, кудри, макароны, муки, овощи, Плеяды, попытки, прения, пятнашки, родители, роды, сливки, стремления, субтропики, сумерки, темпы, химикалии, Черемушки, шахматы, шорты.

Задание 13. Определите лексико-грамматический разряд выделенных имен существительных. Сравнивая лексические значения слов в формах ед. и мн. числа, установите, чем объясняется употребление существительных во множ. числе.

I.1. Я разделяю чувства преподавателя языка, пусть даже несколько педанта, который мучительно переносит те языковые неряшливости, искажения, мелькающие, к сожалению, даже и в большой нашей печати. (Те.) 2.- О, если бы не было своевременно Чацких у нас, где коротали бы мы этот вечер? (Леон.) 3. Мы не ставили себе задачей разобраться в тонкостях и сложностях неф­тедобычи. (Газ.) 4. С другими детьми он не дружил, ему с ними было скучно, нудно. Были они моложе его на пять лет войны, на несколько сот смертей, которые он видел, на тысячу ночей, когда он сходил с ума от голода, от стра­ха, от ненависти. (Амл.) 5. Жизнь наша, несмотря на все ее сложности, заботы и проблемы, идет в определенном, нами же установленном ритме. (Амл) 6. В погожие дни ранней осени, когда... ночами наедались досыта в овсах медведи, мы странствовали по согревшейся летом, еще не остывшей новгородской земле, по нескошенным ячме­ням, ржам, по дубовым гривам и ракитовым берегам речек. (Гор.) 7. Мы говорили о том, что некоторые вина, в частности самые дорогие сорта мадеры, "прогуливают": бочки с вином погружают на корабль, совершающий рейс в Индию. (Сол.)

II. 1. Новые мощности – это новые корпуса и цехи, 30 километров конвейеров, десятки автоматических ли­ний. (Газ.) 2. Вот мы уже почувствовали тяжесть этой земли. Жар ее песков, стужу ее снегов. (Газ.) 3. На всех его произведениях, а их было очень много – рисунки, акварели, гуаши, масло, – лежит печать его добродушного характера. (Газ.) 4. Какое дело белухе, что ее жир ну­жен кому-то для всяческих технических масел. (Ю. К.) 5. Кем они были в жизни – величественные Венеры? Надменные Афродиты – кем в жизни были они? (Рожд.) 6. Он мог терпеть любые боли – к болям ему было не привыкать. (Газ.) 7. Паркет кое-где имеет неровности и содержит шероховатости. (М. Сем.) 8. А у детей не моя фамилия. Они все Вереницыны, а не Тверские. (Кн.) 9. От нечего делать стали они смотреть в окна, окружающим пейзажем любоваться. Смотрят и, между прочим, никаких красот не видят. (М. Сем.)

Задание 14. Проанализируйте употребление форм единственного и множественного числа. Укажите случаи, когда единственное число используется в значении множественного и наоборот. Установите лексические значения слов при таком употреблении.

1. Муссон – это ветер, который несет облака, дающие очень сильные ливневые дожди. (Газ.) 2. Вспомнился мне как-то сразу весь этот осенний Север, хмурая погода, постоянные шторма, все километры, которые прошел я берегом, ночевки, ранние сумерки, поздние рассветы. (Ю. К.) 3. Уже не первый год наша дружина биофака МГУ изучает проблему новогодней елки. (Газ.) 4. "По­годи, а что у тебя на сегодня есть?" – "Все есть: семена и колосья, краткие записи в тетради. Свидетели: жена моя Валентина Ивановна".– "Ну, свидетели пока не нужны". (Сол.) 5. Жизнь у меня хорошая. Правда, не стал я ни поэтом, ни певцом... Ну, что ж, не всем быть поэтами. (Ю. К.) 6. Рыба лежит горой на палубе. Полтонны или тонна. Вынутая из глубины, она неподвижно и мучительно засыпает. (Ю. К..)

Задание 15. Определите падеж выделенных имен существительных. Объясните, по каким признакам вы его установили (падежное окончание, сочетаемость с другими словами, значение, порядок слов).

1. Перебирая наши даты, я обращаюсь к тем ребятам, что в сорок первом шли в солдаты, и в гуманисты в сорок пятом. (Сам.) 2. И ежели тебе придется туго, ты не предай ни совести, ни друга: ведь ты предашь и мертвых, и живых. (Евт.) 3. На помощь были вызваны специальные самолеты Гидрометеослужбы, о которых рассказывали чудеса – они, мол, облака развеивать умеют. (Галл.) 4. Движению – безопасность. (Газ.) 5. Полно народу в кузове трехтонки. А вот вещей почти что не ви­дать. (Меж.) 6. Пальто я повесила на стену, туда, где вбиты большие гвозди. (Кн.) 7. Они разговаривают при мне без стеснения, как будто я иностранка. (Кн.) 8. Егерь разводит огонь под плитой, ставит вариться картошку, приносит с грядки укропу, луку и огурцов. (Гор.) 9. Подари мне на прощанье пару милых пустяков: папирос хороших, чайник, томик пушкинских стихов. (Утк.) 10. Вернулся поздно утром он, в двенадцатом часу, и озирался в комнате, как будто бы в лесу. (Март.) 11. В Нагасаки ведут к "домику Чио-Чио-Сан". В Киото показывают гейш. В Фукуока запасаются большими разряженными куклами. (Овч.)

Задание 16. Определите значение род. падежа без предлога, укажите, является ли он приименным или приглагольным.

1. Когда хотят передать катастрофическую разницу между тем, сколько информации производится и сколько ее потребляется, то не скупятся ни на какие метафоры – Гималаи книг, ниагары рефератов, монбланы диссерта­ций. (Зюз.) 2. Покуда снег не выпадет, покуда деревья листья на рассвете жгут, я жду тебя, как ждут суда, как чуда, как смерти и помилованья ждут. (Дуд.) 3. Исчез­новение маленьких речек, обмеление больших, резкое по­нижение уровня грунтовых вод – в немалой степени ре­зультат неразумного "осушительства", результат самона­деянности в обращении с природой. (Песк.) 4. Я люблю тебя. Это значит – я желаю тебе добра. Это значит, моя отрада, слов не надо и встреч не надо, и не надо моей печали, и не надо твоей тревоги. (Тушн.) 5. Леша молока попил и снова забылся. (Гаи.) 6. "Хлеба не забудь привезти, – наказала Капитолина, – пшенки, масла постного и майонезу". (Гор.) 7. Грибов было много, часа через полтора мы набрали полную корзину. (Ган.) 8. Я решил, что тут так нужно: сперва попить чайку... (Ю. К.) 9. Что ты! Тут много народу ездит. (Ю. К.)

Задание 17. Определите значение дательного падежа без предлога в следующих предложениях.

1. В век научно-технической революции молодым людям нужно иметь как минимум две-три рабочих специальности. (Газ.) 2. Долго я всматривалась, пока в голову не пришла мысль: этот памятник с девушкой так похож на памятник Неизвестной невесте, Неизвестной матери и Неизвестной вдове. (Кн.) 3. И Сереже сразу стало легко и прекрасно. (Пан.) 4. Много ли человеку надо? (Сол.) 5. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыче, а красоте грибов порадовалась вместе с нами. (Сол.) 6. Охотничьим псам, – сказал Вячеслав Юрьевич, – если они настоящие охотники, неведома злоба. (Гор.)

Задание 18. Выделите словосочетания с винительным падежом без предлог и определите в них значение вин. падежа.

1. На судне, стоявшем у причала, сыграли пожарную тревогу. Загремели колокола громкого боя, и аварийные расчеты начали разматывать шланги, открывать ящики с песком. (Газ.) 2. Среди водителей такси редко встретишь тучных, флегматичных людей. 3. Животные поедают растения. (Сол.) 4. Всю дорогу Марина молчала и только перед входом в школу заговорила. 5. И Боря для ее утешения к своему дому пририсовал повсюду всяких чертенят и мартышек, уродцев очень смешных. (Кн.) 6. Солнце окружено облаками, которые багровы, прозрачны, с огненными краями, и напоминают вздыбившиеся волосы рыжей женщины. (Ю. К.) 7. Пашка сделал последние два шага. (Шукш.)

Задание 19. Выделите словосочетания с творит. падежом без предлога и определите в них значение творит. падежа.

1. Прекрасны огромные, выглаженные снегами и водой камни по берегам этих тундровых рек. (Ю. К.) 2. Отца убило снарядом в первую зиму блокады. (Гор.) 3. Иначе думается, пишется, и громкою октавой в хоре земной могучий голос слышится освобожденных террито­рий. (Паст.) 4. Мы идем темной просекой. (Ю. К.) 5. Дело было зимой, морозным воскресным утром. (Зюз.) 6. Юдина некоторые юристы считали чудаком. (Амл.) 7. Водитель такси может быть добрым, милым человеком, даже поэтом по натуре, но и обязательно – трезвым, расчетливым бухгалтером. (Зюз.) 8. В этих домах пахнет прошлым веком, старой одеждой, многолетней пылью. (Ю. К.) 9. А в избе шумел самовар, пахло свежим хлебом. (Ю. К.) Ю. Несколько тысяч вооруженных полицейских были брошены властями на подавление демонстрации. (Газ.)

Задание 20. Установите значения предложного падежа.

1. На борту советского судна состоялась пресс-конференция для западногерманских журналистов. (Газ.) 2. Выступая перед журналистами, на вопрос о мечте Романенко ответил: "Космическое долголетие". (Газ.) 3. Если в поле, где-то в дальней дали, рану зажимая, я от пули на бок упаду, чтоб немедля милую позвали, по­прошу я при смерти в бреду. (Вин.) 4. Года идут. О каждом годе свое раздумье, свой рассказ. (Евт.) 5. Мы вышли в первом часу ночи из метро, а она стояла на уголке возле почты. (Рощ.) 6. Пообвыкнете, поймете, что это за штука, а потом и на газу будете себе щи варить. (Г. С.) 7. В чисто архитектурном плане это стрельчатое, цвета старого сотового меда здание на берегу Темзы отвечает своему статусу больше, чем любой из дюжины виденных мною парламентов. (Осип.)

Задание 21. Вместо точек вставьте необходимые окончания. Мотивируйте ваш выбор.

1. Он налил в стакан кефир... и с удовольствием стал пить. 2. А то давай камыш... наломаем. Камыш он как понтон. (Нос.) 3. Много ли век... у дерева? Деревянный дом стоит пятьдесят – сто лет. (Ю. К.) 4. Я разделся, залез в ледяное нутро постели и только попросил дру­зей, чтобы они истопили печку и принесли бы из титана кипятк... (Сол.) 5. Лера, а не хотите ли плавленого сырк..? (Георг.) 6. За девятой станцией начинает светать. Прибавляю шаг...: не пропустить бы восход. (Овч.) 7. Механик принес анальгин..., рассказал пару морских историй. (Гор.) 8. Больше я ни раз... не ложился под бомбами. (Амос.) 9. "Я сегодня Васе в суп две таблетки димедрол... размяла. Он и уснул как убитый". (Г. С.)

Задание 22. Определите значение падежных форм подчеркнутых слов, укажите их синтаксическую позицию.

1. По воскресеньям мы ехали до метро "Аэропорт", а потом на трамвае до Коптевского рынка. 2. Петр Лещенко! Он погиб в лагере в социалистической Румынии, не зная, что стал кумиром нескольких поколений своих соотечественников. 3. Главное оружие опера - агент и кулак. 4. Он был обычным шансонье, далеким от политики. 5. У моего дружка и коллеги ... была трофейная установка "Грюндиг". б. У древних китайцев, кстати, по этому поводу есть мудрое высказывание: "Женатый любовник подобен ракушке"... 7. Михайлов - в поиске. 8. В ответе же за все, что случается в дороге, машинист. Он и есть "стрелочник". 9. Безвременнику тоже абсолютно все равно, есть земля или нет земли. 10. Для российских спортсменов сумо уже не экзотика. (По материалам "МК").

Задание 23. Определите падеж данных слов. В какой функции они могут быть использованы в предложении? Для доказательства составьте с ними предложения.

Иваново, для журналиста, по макушку, в саду, о парке, сахару, управляющим, репортажа.

Задание 24. Поставьте СИ в нужную форму.

1.Мы слушали концерт (Сибелиус). 2. Артист знакомился с ролью (Папандопуло). 3. Он тогда снимал квартиру у (Костанди). 4. С доктором (Живаго) и сестрой (Чутких) они встретились на полустанке. 5. С (Гроссман) мы встретились на концерте. 6. Познакомься, по­жалуйста, с (Гарриэтт). 7. Клару (Лучко) приглашали на разные роли. 8. У Ивана (Франко) философская поэзия. 9. О (Юдифь) есть интересные страницы у (Манн). 10. Историю о (Суок) любят многие дети. 11.Письмо написано (Куцик) Юрию. 12. (Скорина) отдают дань памяти все славяне. 12. Песни (Окуджава) поют все. 13. Поэзией (Такубоку) очарованы многие японисты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный русский литературный язык. Под ред П.А.Леканта М., Высшая школа. 1988. Глава "Имя существительное".

2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 137…166.

ВОПРОСЫ

1. Какие типы подлежащих выделяют в русском языке? Какой признак положен в основу их типологии?

2. Какие типы сказуемых выделяют в русском языке? По каким призна­кам выделяют эти типы?

3. Какова роль связки в сказуемом? Какие виды связок вы знаете?

4. Какие грамматические значения выражаются сказуемым?

5. Какие формы предложения образуют его парадигму?

Задания

Задание 1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите тип и значение подлежащего.

1. За минувший месяц в Иванове завершились два громких судебных дела. 2. На этой неделе вынесен приговор еще одной преступной группе... 3. Только вот ивановские "бригадиры" вряд ли задумывались о совести, мужской дружбе. 4. Оба эти крупнейших объекта были построены работниками СМП... 5. Обеспечить людей работой на местах - часть политики нынешнего руководства треста. б. И если в апреле на предприятии работало около 80 человек, то теперь - более 200. 7. Одно из возможных предложений коллектива поезда - по достройке здания депо на станции Лосна. 8. Доллар с евро "в чулке" надежнее сберегут ваши денежки. (По материалам "КП").

Задание 2. Определите, в каких предложениях 1-ого задания можно подобрать синтаксические синонимы к подлежащему.

Задание 3. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите тип сказуемого и способ его выражения. Расставьте знаки препинания.

1. Закуски были съедены, напитки выпиты. 2. Отец машины – рычаг а мать наклонная плоскость. 3. В конце концов убийство есть убийство. 4. Но видеть дно жизни еще не самое страшное. 5. И они перестали видеться. 6. Шагнуть-то он шагнул, но остановился в изумлении в дверях... 7. Ты есть будешь? 8.Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. 9. Люди вернулись в дома и начали жить. 10. Шальные пули злы, тупы и бестолковы. II. Все должно было идти бодро, бойко. 12. И хочу спросить предыдущего оратора насчет Байрона. 13. Байрон погиб молодым? 14. Он был лорд?

Задание 4. В составном сказуемом определите вид связки. Определите, какую роль она играет.

1. Милиционеры не такие простые люди. 2. ...потом милиция и вовсе пригрозила пристрелить его (депутата). 3. Россиянам было задано несколько вопросов об их отношении к бесплатной общественно полезной работе. 4. Необычным способом решили бороться с экономическими преступлениями мордовские налоговые полицейские. 5. Лидер ЛДПР должен облегчить свои карманы на немыслимую сумму. 6. Исаич всегда рад был помочь мне по огороду. (По материалам "Собеседника").

Задание 5. Какими грамматическими признаками различаются данные предложения? Как меняется их содержание?

1. Если другие эту диету выдержали, то смогу и я. - Если бы другие эту диету выдержали, смог бы и я. 2. Худеть мы все хотели. - Кабы похудеть! - Чтоб мы все похудели. 3. Каждому дали анкету. - Дай каждому анкету. - Дали бы каждому анкету. - ...а ты тут анкеты раздавай. 4. Свет померк. - Свет меркнет.- Свет померкнет. - Померк бы свет. - Кабы свет померк. - Чтоб свет померк.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный русский литературный язык. Под ред. П.А.Леканта. М., Высшая школа, 1988. С. 285-300.

2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 259-266.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова характеристика глагола как части речи?

2.Какими признаками глагол отличается от имен?

3. Какие грамматические категории глагола помогают выражать предика­тивность предложения?

4. Каково соотношение между основным и частными значениями времен глагола?

5. Каково соотношение между основными значениями наклонений глагола и их заместительным употреблением?

6. Каково соотношение между морфологическими и синтаксическими грамматическим

§ 155. Созданные к настоящему времени словари весьма неоднородны. Они существенно различаются по объему, объекту описания, по содержанию, назначению, способам лексикографического описания материала и по многим другим признакам, на основании которых осуществляется их классификация, выделяются разные их типы, подтипы, виды и т.д. В зависимости от содержания словарей среди них различаются, прежде всего, словари лингвистические (языковые, филологические, или лексиконы, словари слов – по Б. Н. Головину) и нелингвистические (неязыковые, или словари понятий – по Б. Н. Головину).

Лингвистические словари

§ 156. Лингвистическими называются такие словари, в которых описываются языковые единицы – слова, словосочетания, фразеологизмы, словоформы, морфемы и другие, причем их описание осуществляется под тем или иным лингвистическим углом зрения. В них содержится лексикологическая, семантическая, грамматическая, акцентная, орфоэпическая, орфографическая, стилистическая и иная характеристика описываемых единиц языка. В зависимости от объема (отбора, охвата) описываемого языкового материала лингвистические словари делятся на общие, или тезаурусы, и частные. Рассмотрим прежде всего такие словари, в которых описываются собственно слова языка, а не их части или сочетания разных слов, т.е. словари в узком их понимании, которые делятся на общие и частные.

§ 157. Общими являются лингвистические словари, в которых описываются все слова языка или основная их часть. К общим словарям относятся, например, словари

толковые, переводные, исторические, диалектные (полные), обратные.

Толковыми называются словари, основной задачей которых является объяснение (толкование) лексических значений слов того или иного языка средствами того же языка. Кроме того, в толковых словарях содержится и иная информация об описываемых словах. В них обычно дается грамматическая характеристика многих слов (указывается принадлежность слова к определенной части речи, отмечается грамматический род существительных, особенности образования некоторых падежных форм, форм множественного числа, особенности образования кратких форм и форм степеней сравнения некоторых прилагательных, видовых форм глагола и т.д.), их фонетическая характеристика (указывается место словесного ударения, особенности произношения, написания некоторых слов), стилистическая, эмоционально-экспрессивная характеристика (с помощью специальных помет). Иногда даются этимологические, исторические и иные справки. В качестве примеров толковых словарей можно назвать наиболее известные словари современного русского литературного языка этого типа: Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1-4. – М., 1935-1940; 2-е изд. – М., 1947-1948; большой академический Словарь современного русского литературного языка. Т. 1 – 17. – М.; Л., 1948–1965; малый академический Словарь русского языка. Т. 1–4. – М., 1957–1961; 2-е изд. – М., 1981–1984; Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М., 1949 и последующие издания; Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 1992 и последующие издания.

В толковых словарях обычно описывается лексика современных литературных языков, хотя многие из них (например, названные выше большой и малый академические словари русского языка) включают в большом количестве слова просторечные, устаревшие, частично областные. Известны и такие толковые словари, которые стремятся охватить всю общеупотребительную лексику языка и его диалектную лексику. Такими словарями являются, например, четырехтомный толковый Словарь живого великорусского языка В. И. Даля (первое издание вышло в 1863–1866 гг.), восьмитомный Словарь польского языка под редакцией Яна Карловича, Адама Крыньского и Владислава Неджведского (Варшава, 1900–1935), 20-томный академический Словарь литовского языка (Вильнюс, 1941–2002).

Толковые словари заметно различаются по порядку расположения описываемых слов. Чаще всего слова располагаются в них в строго алфавитном порядке, хотя нередко допускаются известные отклонения от такого порядка: в частности, в одной словарной статье наряду с заголовочным словом-существительным помещаются производные от него уменьшительно-ласкательные формы или иные оценочные образования, некоторые прилагательные; в статье с заголовочным словом-прилагательным указывается производное от него наречие и т.д.; см., например, названные выше толковые словари современного русского языка (кроме первых трех томов большого академического словаря). В некоторых словарях используется гнездовой способ расположения слов, при котором все однокоренные слова (т.е. целые гнезда слов) описываются в одной словарной статье. Иначе говоря, слова в таких словарях располагаются в порядке следования по алфавиту корней. Так принято строить, например, словари в арабской лексикографии. В русской лексикографической практике иногда используется полугнездовой способ расположения слов: по гнездовому способу, т.е. по алфавиту корней, располагаются все слова, кроме приставочных глаголов, которые описываются на своем алфавитном месте (см., например, Толковый словарь В. И. Даля, первые три тома большого академического словаря).

К толковым словарям можно отнести (в качестве особой их разновидности) так называемые идеографические словари (от греч. idea – "понятие" и grapho – "пишу"), которые называются также идеологическими или тематическими. От обычных толковых словарей они отличаются, прежде всего, порядком расположения слов, которые располагаются в них не в алфавитном порядке, а по принципу общности значений, т.е. по определенным понятийным сферам, тематическим группам. Иначе говоря, в основе описания лексики в таких словарях находятся не лексические единицы, а обозначаемые ими понятия (идеи). По определению Л. В. Щербы, описание слов в подобных словарях осуществляется по принципу: "Не от слов к значению, а от значений, от идей – к словам". В качестве примера идеографического словаря можно назвать Тезаурус английских слов и выражений Π. М. Роже (Лондон, 1852), который стал первым идеографическим словарем современного типа. Слова в нем делятся на классы (выделено четыре класса), которые распадаются на виды и группы (всего 1000 групп). Позже по образцу этого словаря создавались аналогичные словари для других языков: французского (Т. Робертсон, 1859), немецкого (Д. Зандере, 1877, А. Шлессинг, 1881), испанского, шведского, венгерского и др. Идеографические словари могут быть одноязычными и разноязычными (двуязычными и многоязычными).

Особую разновидность идеографических словарей представляют словари картинные . В них разные участки действительности изображаются в виде рисунков с цифровым обозначением каждого и последующим обозначением изображаемых предметов словами отдельного языка или разных языков. Примером такого словаря может служить Картинный словарь русского языка Ю. В. Ванникова и А. Н. Щукина (2-е изд. М., 1969).

Своеобразным идеографическим словарем является шеститомный Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. – М., 1998. – Т. 1. Выделяемые в данном словаре группировки лексических единиц (лексико-семантические классы, множества и подмножества) изображаются с помощью специальных схем с последующей семантической характеристикой всех слов, относящихся к каждой из обозначенных в схеме группировок.

Толковыми являются также словари исторические , диалектные , словари новых слов (неологизмов) или многие из них, однако они не относятся к общим словарям в принятом здесь понимании данного термина (о них см. ниже).

Перево́дны́е , или разноязычные , словари принципиально отличаются от толковых словарей разных типов способом объяснения значений описываемых слов (или иных лексических единиц). В них значения слов одного языка объясняются средствами другого языка (или других языков), т.е. путем перевода слов данного языка на другой язык (другие языки). Как и в толковых словарях, в переводных словарях обычно содержится грамматическая, фонетическая (преимущественно акцентная), иногда – стилистическая и иная характеристика объясняемых слов.

По количеству используемых языков переводные (разноязычные) словари делятся на двуязычные и многоязычные . Наиболее распространенными являются двуязычные переводные словари, например: русско-украинский, англо-русский, русско-немецкий и многие другие. Менее известны многоязычные переводные словари, например: русско-кабардинско-балкарский, тибетско-санскритско-рус- ско-английский.

В зависимости от места слова родного языка в словарной статье переводные словари можно делить на активные , в которых слова родного языка располагаются в начале словарной статьи, т.е. в левой ее части, и пассивные , в которых слова родного языка помещаются после иноязычных слов, в правой части словарной статьи. Так, для русских читателей активным является, например, русско-украинский словарь, а для украинцев, наоборот, украинско-русский.

Обратные словари (называются также инверсионными) представляют собой списки слов того или иного языка, расположенных в алфавитном порядке конечных букв. На первом месте в них помещаются слова, оканчивающиеся первой буквой алфавита, за ними – слова, оканчивающиеся второй буквой алфавита, и т.д., заканчивается список словами, оканчивающимися последней буквой алфавита. Словари русского языка, например, начинаются со слов а, ба, баба, жаба и т.д. и завершаются словами, оканчивающимися на -яя. Такие словари полезны при изучении суффиксального и постфиксального словообразования, морфологических особенностей слов разных частей речи, некоторых фонетических явлений, отражающихся в конце слова, и др.

Первые лингвистические обратные словари появились в конце XIX – начале XX в. Это были словари латинского, древнегреческого, санскритского, тохарского, древнеперсидского и старославянского языков. Первые обратные словари русского языка были изданы в Германии. Это Обратный словарь современного русского языка под редакцией X. X. Бильфельдта (вышел в ГДР в 1958 г.) и Русский обратный словарь Р. Граве и Б. Крёше в четырех частях, созданный под руководством М. Фасмера (вышел в ФРГ в 1958–1959 гг.). В нашей стране первый Обратный словарь русского языка вышел в 1974 г. Он создан на базе четырех изданных к тому времени толковых словарей современного русского языка: словаря под редакцией Д. Н. Ушакова, словаря С. И. Ожегова, большого и малого академических словарей, и содержит около 125 тыс. слов, т.е. включает все слова, описываемые в названных толковых словарях.

§ 158. Частными называются такие лингвистические словари, в которых описывается не вся лексика того или иного языка (языков), а лишь определенная часть слов, отобранных по тем или иным признакам. К частным словарям относятся, например, словари иностранных слов (в них описываются только слова, заимствованные из других языков), словари синонимов, омонимов, антонимов, паронимов (описываются лишь слова, образующие синонимические, омонимические, антонимические, паронимические ряды и пары), словари новых слов, или неологизмов (включаются слова, появившиеся недавно и отсутствующие в общих нормативных словарях), словари архаизмов (т.е. слов, вытесненных из активного употребления синонимичными лексическими единицами), словари просторечных слов, арготизмов, редких слов, сокращений и др.

Среди частных лингвистических словарей особо выделяются словари частотные (иногда называются статистическими). В известных частотных словарях рассматриваются слова, наиболее часто употребляющиеся в речи. Описываемые в них слова характеризуются с точки зрения частоты употребления в тексте определенного объема. Для каждого слова указывается его частотность в специально отобранных и обследованных текстах. Слова располагаются в зависимости от частоты употребления, в порядке убывающей частотности. В некоторых словарях они распределяются по частям речи. Иногда указываются частоты употребления отдельных грамматических форм описываемых слов. Обычно прилагаются алфавитные списки включенных в словари слов.

Хронологически первым частотным словарем был Частотный словарь немецкого языка Ф. Кединга, изданный в Германии в 1898 г. Первый частотный словарь русского языка был подготовлен в Чехословакии иод руководством Франтишка Малиржа и издан в Праге в 1951 г. Он создан на основе текстов русских газет и журналов 1948 г., содержит 1475 заголовочных слов и 1633 производных от них. В 1953 г. в Детройте (США) вышел из печати частотный Словарь русского языка Г. Йоссельсона. Обьем словника – 1700 слов. Для его создания автор обследовал тексты объемом в 1 млн словоупотреблений. В нашей стране наиболее известны частотные словари, созданные советскими лингвистами: Частотный словарь современного русского литературного языка Э. А. Штейнфельд (Таллин, 1963), содержащий 2500 наиболее употребительных слов, и Частотный словарь русского языка, созданный под редакцией Л. Н. Засориной (М., 1977); частотный словник включает 9044 единицы, т.е. все слова с частотой 10 и выше.

Материалы частотных словарей имеют важное значение для решения ряда теоретических и практических задач. Они могут быть использованы при изучении языка и стиля, словаря писателя или отдельных его произведений, некоторых вопросов языковой нормы, широко используются при изучении языка как иностранного.

К частотным словарям можно отнести словари языка писателя , т.е. "словари, содержащие лексику произведений того или иного писателя". В них совмещаются признаки общих и частных словарей. Такие словари охватывают всю совокупность лексических единиц, используемых в творчестве определенного писателя или отдельного художественного произведения. В этом смысле они являются общими. В то же время по отношению к лексике языка в целом подобные словари являются частными, поскольку они не отражают (и не могут отразить) всей лексики данного языка.

Классическим примером такого словаря может служить четырехтомный Словарь языка Пушкина, созданный Институтом русского языка АН СССР под редакцией В. В. Виноградова (М., 1956–1961). В него включены все слова, использованные в основном тексте Полного собрания сочинений А. С. Пушкина в 16 томах (1937–1949), а также все встречающиеся в данном тексте формы грамматически изменяемых слов, – всего 21191 слово в 544 777 словоупотреблениях. Приводятся полные сведения о частотности каждого слова.

Частные словари иногда называются специальными, или аспектными, однако в современном языкознании эти термины используются и в другом значении. Специальными (аспектными) называются лингвистические словари (общие и частные), рассматривающие лексику под каким-либо специфическим углом зрения, "раскрывающие отд. аспекты слов и отношений между ними". К ним относятся словари этимологические (ср. греч. etymologia – "установление истинного смысла слова"), в которых объясняется происхождение слов, прежде всего производных и заимствованных из других языков (например: Преображенский, А. Г. Этимологический словарь русского языка. – Т. 1–2. М., 1910–1914; 2-е изд. – М., 1959; Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: пер. с нем. – Т. 1–4. – М., 1964–1973; 2-е изд. – М., 1986–1987; многотомный Этимологический словарь русского языка, издававшийся в МГУ под редакцией Η. М. Шанского с 1963 г.); словообразовательные, или деривационные, определяющие словообразовательную структуру производных слов (например: Тихонов, Л. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. – М., 1985; Шкляров, В. Т. Краткий словообразовательный словарь русского языка / В. Т. Шкляров, X. Кюнерт. – Потсдам, 1973); грамматические, содержащие грамматическую характеристику слов (например: Зализняк, А. А. Грамматический словарь русского языка. – М., 1977. – 3-е изд. – М., 1987; Сазонова, И. К. Русский глагол и его причастные формы. – М., 1989 (толково-грамматический словарь)); частотные словари, характеризующие слова с точки зрения частоты употребления слов в речи (о них говорилось выше); известные орфографические, орфоэпические, акцентные словари, словари синонимов (или синонимические), омонимов (омонимические), антонимов (антонимические), паронимов (паронимические) и др.

§ 159. Как уже говорилось выше (в § 156), в лингвистических словарях содержатся не только всевозможные описания слов, но и описания языковых единиц других уровней – определенных частей слов, т.е. морфем разных видов, и сочетаний разных слов. Соответственно выделяются особые типы лингвистических словарей – словари морфем (морфемные словари) и словари словосочетаний.

Словари морфем содержат систематическое описание морфем определенных видов – корневых и служебных (прежде всего префиксов и суффиксов), употребляющихся в том или ином языке. Морфемы в подобных словарях представлены в словах, в составе которых они выделяются. Поэтому такие словари иногда называются словарями морфемной членимости слов.

Морфемные словари различаются в зависимости от объекта описания, т.е. вида описываемых морфем. Так, в Словаре морфем русского языка А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой (М., 1986) описываются корневые, префиксальные и суффиксальные морфемы (всего 5000 морфем). Есть словари, описывающие только служебные морфемы, например, Словарь служебных морфем русского языка Г. П. Цыганенко (Киев, 1982). Есть и такие словари, которые ограничиваются описанием только корневых морфем (корневые словари морфем, словари корней, или корнесловы), например, Словарь корней русского языка К. Волконской и М. Полторацкой (Нью-Йорк, 1961). Наряду с одноязычными словарями морфем существуют словари разноязычные, многоязычные. Среди одноязычных словарей морфем особо выделяются словари толковые. Оригинальный словарь морфем представляет собой недавно опубликованный Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова (М., 2002). В зависимости от порядка расположения описываемых единиц среди словарей морфем различаются словари алфавитные и гнездовые и т.д.

Морфемными по существу являются некоторые словари, которые их составителями называются словообразовательными, например: Потиха, 3. А. Школьный словообразовательный словарь. – М., 1964; Уорт, Д. Словообразовательный словарь русского языка / Д. Уорт, А. Козак, Д. Джонсон. – Нью-Йорк, 1970.

Словарями словосочетаний являются, прежде всего, фразеологические словари , т.е. словари, описывающие фразеологические единицы, целостные фразеологические обороты, или фразеологизмы, того или иного языка или разных языков. Примеры фразеологических словарей русского языка: Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. – М., 1967; 5-е изд. – М., 1994 (включающий 4 тыс. словарных статей); Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1980; 3-е изд. (совместно с А. В. Жуковым). – М., 1994. Издан также ряд словарей, описывающих отдельные виды фразеологизмов, например: Крылатые слова по толкованию С. Максимова (1890); Крылатые слова Н. С. Анушкина и М. Г. Анушкиной (М., 1955); Меткие и ходячие слова М. И. Михельсона (СПб., 1994; 2-е изд. – СПб., 1996); Пословицы русского народа В. И. Даля (М., 1984); Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жукова (М., 1966; 3-с изд. – М., 1969). Имеется ряд учебных фразеологических словарей, словарей разноязычных (переводных): англо-русский, немецко-русский, итальянско-русский, испанско-русский, французско-русский, русско-немецкий (краткий), русско-литовский (школьный). В США созданы отдельные частотные словари фразеологических единиц Е. Хауха (Нью-Йорк, 1931), Г. Итона (Нью-Йорк, 1934). Последний является многоязычным, в нем описывается фразеология четырех индоевропейских языков: английского, немецкого, французского, испанского.

Существуют также словари свободных словосочетаний, или словари сочетаемости слов, например, Учебный словарь сочетаемости слов русского языка под редакцией Π. Н. Денисова и В. В. Морковкина (М., 1978). Он включает около 2500 словарных статей, основным содержанием которых являются ряды свободных словосочетаний с разными знаменательными словами (именами существительными, прилагательными, глаголами), указанными в заголовках словарных статей. Словарь предназначен для изучающих русский язык как иностранный и для преподавателей русского языка, работающих с иностранными учащимися.

Все словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедия представляет в сжатой форме современное состояние научных знаний в какой-либо области, т. е. описывает мир, объясняет понятия, дает биографические справки о знаменитых личностях, сведения о городах и странах, исторических событиях и т.

П. Цель лингвистических словарей другая - в них содержится информация о слове. Существуют различные типы лингвистических словарей: толковые, словари иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов, словари лингвистических терминов, синтаксические словари и др. Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой; «Словарь русского языка» в 4 томах АН СССР (так называемый Малый академический). Есть «Толковый словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (так называемый Большой академический словарь) и «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. Есть и специальные школьные толковые словари. Особое место среди толковых словарей занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов. Хотя этбму словарю более 100 лет, его ценность не меркнет со временем: словарь Даля - неисчерпаемая сокровищница для всех тех, кто интересуется историей русского народа, его культурой и языком. Происхождение слова, его путь в языке, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари (например, «Этимологический словарь русского языка» М. Фас-мера, «Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов» Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой). Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении. В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный «Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов. В середине 80-х гг. был опубликован «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова, содержащий объяснения наиболее употребительных фразеологизмов. Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении - в орфоэпическом. Есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических свойствах слова. Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп лексики: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина». Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 26. Основные типы лингвистических словарей. Их назначение (знать авторов!!обязательно):

  1. ТЕМА 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
  2. 45.Содержание денежно-кредитной политики и ее основные типы.
  3. 35. Сутність, призначення, класифікація та механізм діяльності комерційних банків. Основні типи банківських операцій та порядок їх здійснення.
  4. 28. Лексикография. Основные типы словарей. Толковые словари, принципы их составления.
  5. Вопрос 4: Лексическое значение слов, его описание в парадигматическом и синтагматическом планах. Основные типы лексических значений слова.

Лингвистические словари - это словари, в которых объектом исследования является слово. В них дается произношение слов, их написание, определяется значение, сочетаемость слов, словообразование, указываются грамматические формы . Помимо слов, лингвистические словари описывают устойчивые сочетания, морфемы.

К лингвистическим словарям относятся:

- Толковые словари , основное назначение которых - объяснить слово, определить все его значения. Наиболее доступен и широко известен «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым. После его смерти в 1964 году, вышел новый «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, содержащий 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. В группу толковых словарей входят и словари иностранных слов . Наиболее известный из них - «Новый словарь иностранных слов: 25000 слов и словосочетаний», создателями которого являются Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В.

- Этимологические словари , в которых объясняется происхождение слов. Чтение этимологических словарей позволяет понять, почему предмет так назван, с какими другими названиями это слово этимологически связано и почему. Самым распространенным считается «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской.

- Семонимические словари - такие, где собраны и толкуются не отдельные слова, а два и более, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и (или) значением. Эти объединения могут состоять из слов, сходных или близких по значению, но разных по звучанию (синонимы); слов, имеющих противоположные значения (антонимы); слов, сходных по звучанию, но разных по значению (омонимы) или не полностью сходных в звучании, имеющих разные значения и ошибочно употребляющихся одно вместо другого (паронимы). Наиболее известны «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой под ред. Л.А. Чешко, «Словарь антонимов русского языка» Л.А. Введенской, «Словарь омонимов» Н.П. Колесникова.

- Фразеологические словари , в которых описываются и объясняются устойчивые сочетания слов, приводятся их возможные варианты. Употребление фразеологизмов в речи иллюстрируется примерам из художественной и публицистической литературы. Наиболее известны «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молоткова и словарь «Фразеологизмы русской речи» А.М. Мелеровича, В.М. Мокиенко.

- Словари трудностей русского языка , которые не только помогают уяснить, в чем сложность русского языка, что вызывает трудности при словесном оформлении мысли, но и позволяют не допустить ошибку, не нарушить ту или иную норму литературного языка. К ним относятся орфографические и орфоэпические словари. В качестве примера можно привести «Новый орфографический словарь-справочник русского языка» под редакцией В.В. Бурцева, а также «Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы» Т.Ф. Ивановой.

Вселенная в алфавите

Словари играют большую роль в современной культуре, в них отражаются знания, накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и нормализации языка, содействуют повышению правильности и выразительности речи его носителей.

Вот какое определение дают словарю разные источники:

Словарь – 2) справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (Новый энциклопедический словарь. М., 2000).

Словарь , словник, словотолковник, словотолк, словарик, словарчик; словаришка; словарища; речник, лексикон; сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).

Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

Словарь – собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных (Словарь Академии Российской. СПб., 1806-1822).

Словарь – книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык. (Словарь современного русского литературного языка: в 17 т.)

Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова).

Существует несколько классификаций (типологий) словарей. «Тип любого словаря определяется факторами двоякого рода: характером отражаемого лексического материала и практическим значением» (Э. В. Кузнецова. Предисловие // Лексико-семантические группы русских глаголов. Свердловск, 1988, с. 3). (О классификациях и типологии словарей см., например: В. В. Дубичинский. Теоретическая и практическая лексикография. Вена – Краков, 1998).

Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические .

Энциклопедические (от греч. enkyklios paideia – обучение по всему кругу знаний) словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Объект описания лингвистических (языковых) словарей – языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. В зависимости от того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают словари одноаспектные и многоаспектные.

Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья – основная структурная единица словаря; текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Но словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова [по-иному: заголовочное слово, лемма, черное слово (от полужирного шрифта, которым обычно выделено заглавное слово)]. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря.

Правая часть словаря – та, в которой объясняется заголовочная единица. Правая часть толкового словаря, как правило, включает зоны: грамматическая характеристика слова, толкование, тип значения (прямое, переносное); иллюстрации (цитаты, речения); словообразовательное гнездо; так называемая «заромбовая» часть (фразеологизмы) и др. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря. Кроме корпуса, в любом словаре есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарем» (который почему-то никем не читается); список условных сокращений и др.

Словарная статья в толковом словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключенную в ней информацию...

ВИДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ

1. Толковые словари

2. Словари синонимов

3. Словари антонимов

4. Словари иностранных слов

5. Фразеологические словари

6. Морфемные и словообразовательные словари

7. Этимологические словари

8. Грамматические словари

9. Орфографические словари

10. Словари неологизмов

11. Словари эпитетов

12. Словари омономов