История форменной одежды. История эволюции военной отечественной формы

Сергей Шойгу, вставший у руля Минобороны в начале ноября этого года, намерен провести новую реформу. Кроме того, стало известно, что кутюрье Валентин Юдашкин, с чьим именем прочно ассоциируется создание новой формы, открестился от своей причастности к ее разработке.

Такой «демонтаж» отчасти начался в феврале 1992 года. Тогда, согласно приказу главнокомандующего ВС СНГ Евгения Шапошникова, для военнослужащих срочной службы вместо парадно-выходного мундира и повседневного кителя был введен унифицированный китель с вшитыми погонами. При этом отменялось ношение петлиц.

23 мая 1994 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» - формально в этот день и была отменена советская военная форма.

Внешний вид военнослужащих претерпел после подписания этого документа значительные изменения: так, основным цветом и парадной, и повседневной формы стал оливковый. Шинели заменили на «пальто зимние», кителя - на пиджаки с накладными карманами. На военной форме появились шевроны и нашивки, обозначающие принадлежность к тому или иному роду войск, конкретной части. Хотя при этом критики говорили, что на деле реформа свелась к упрощению комплекта обмундирования до минимума.

27 января 1997 года был издан новый указ о военной форме, но видоизменения коснулись только узкой группы военнослужащих: у генералов армии на погонах одну большую звезду заменили на четыре меньшего размера.

Спустя 8 лет, в мае 2005 года вышел новый президентский указ. В результате инициативы Владимира Путина папахи «вернулись» в качестве зимних головных уборов для полковников и генералов. Синяя повседневная форма для ВВС была заменена на стандартную «оливковую». Единственным возможным цветом носков и перчаток был определен черный.

Новаторство указа 2005 года состояло в том, что он запрещал ношение военной формы теми, кто не относится к военнослужащим.

Май 2007 года - это новый виток в истории реформирования военной формы. Тогда был сделан ряд заявлений со стороны Минобороны. Сначала глава ведомства (на тот момент - Анатолий Сердюков) выступил с инициативой модернизации формы. Затем замминистра обороны генерал Владимир Исаков сообщил СМИ о том, что реформа действительно в планах ведомства, причем в числе разработчиков эскизов был назван Валентин Юдашкин.

Кто еще, кроме Юдашкина, участвовал в разработке?

Модельер Игорь Чапурин, специалисты Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности, Центрального НИИ кожи и обуви, а также Центрального вещевого управления Минобороны России.

Эскизы «от Юдашкина» победили, затем в течение двух лет велась разработка нового обмундирования.

. В 2010 году новая форма была введена.

Что изменилось?

Погоны вместо их традиционного размещения на плечах были перенесены на грудь и на рукав;

Появились элементы на «липучке»;

Шинели стали узкими и приталенными;

Упразднялись сапоги с портянками, а также предмет множества анекдотов - знаменитые кальсоны с завязками;

У офицеров впервые в истории отечественных вооруженных сил появились свитера.

Форма от Юдашкина выдержала не все войсковые испытания (одежда шуршала при движении, плавилась от открытого огня и т.д.) В Минобороны, в частности, для зимней одежды на отечественный. Именно поэтому в СМИ уже тогда начал курсировать тезис о том, что на самом деле от кутюрье Юдашкина в новой форме остались лишь элементы покроя.

Кому и чем не нравилась новая форма?

Недостатки выявились в ходе опроса военнослужащих и зимой 2011-2012 года - после окончательного перехода армии на новую военную форму у солдат начались массовые простуды.

Минобороны проводило опрос военнослужащих (их было более 6 тысяч) по поводу новой формы. Чаще всего в ответах встречалась претензия к расположению погон «на пузе, как в НАТО, а мы привыкли - на плечах».

Главными минусами новой формы стало то, что она хорошо впитывает влагу и неохотно её испаряет, плохо держит тепло при температуре воздуха ниже минус 15°С.

Юдашкин или нет?

21 ноября 2012 года Валентин Юдашкин заявил, что не имеет никакого отношения к новой военной форме, объясняя это тем, что Минобороны в свое время внесло значительные коррективы в его образцы.

«Я до последнего надеялся, что все-таки военные признаются, опубликуют какое-нибудь письмо, заявление, что « , мы сами «Дольчи и Габаны», сами все придумали, сделали и счастливы и будем отвечать за качество», но они этого не сделали, поэтому это делаю я. Официально заявляю, что то, что носят в армии сейчас, не является той формой, которую я и мои сотрудники разработали в 2007 году по заказу Минобороны», - заявил модельер.

Новую форму отменят?

Обратим внимание: в целом было затрачено около 25 млрд рублей.

Российская армия и флот имеют богатейшие традиции, на которых воспитано не одного поколение выдающихся полководцев, военачальников, воинов-героев, прославивших Россию своими победами, создавших авторитет нашего Отечества как мировой державы. Сегодня возрождение и приумножение воинских традиций Вооруженных Сил - одно из условий высокой боеспособности армии и флота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История и традиции военной формы

в русской армии и флоте

Российская армия и флот имеют богатейшие традиции, на которых воспитано не одного поколение выдающихся полководцев, военачальников, воинов-героев, прославивших Россию своими победами, создавших авторитет нашего Отечества как мировой державы. Сегодня возрождение и приумножение воинских традиций Вооруженных Сил - одно из условий высокой боеспособности армии и флота.

Обратимся к историческому аспекту традиций формы одежды и распорядка дня в русской армии и флоте.

Военная форма, правила ее ношения, традиции, ритуалы, связанные с ней, в некоторой степени компенсировали отсутствие в российской императорской армии целенаправленной воспитательной работы. Розги и шпицрутены, занятия «словесностью» и привычная дисциплинарная практика – все это не могло считаться необходимым и достаточным для процесса формирования личности защитника Отечества. В данном случае на одно из первых мест в процессе воспитания выходила военная форма.

В повседневной жизни войск она становилась «живым свидетелем» славных ратных дел полка, носителем и содержанием его славных традиций.

Для русского человека того времени огромное значение имел тот факт, что образцы военного обмундирования для каждой отдельной воинской части или учреждения утверждались лично императором. «Государевым», со всеми вытекающими из этого понятия плюсами и минусами, был и мундир – от головного убора до сапог, и сам его владелец. Даже темно-зеленый цвет мундира, который имели большинство пехотных полков российской армии, назывался «царским» цветом.

С утверждением императорами мундиров различных полков было связано несколько легенд, влияние которых, трудно переоценить в формировании и развитии патриотизма защитников страны. Одна из них гласит, что гусары некоего полка на своих рейтузах носили «неполный» гусарский узел, он еще назывался «выкладка» (своеобразное украшение на верхней части рейтуз). Считалось, что Екатерина II лично вышивала это украшение на военной форме командира вновь создаваемого полка. Смерть помешала завершению работы. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий форму гусар украшал особенный, незаконченный императрицей узел. Из таких сказаний по крупицам складывались история и традиции российского воинства.

Важнейшим качеством военной формы одежды, воспитательное значение которой трудно переоценить, была преемственность. Понимание важности этого качества воинского мундира было развито у руководства российской армии и, конечно, в самой армейской среде.

В 1882 году император Александр III своим указом ввел новые образцы обмундирования, которые коренным образом изменили внешний облик русских солдат и офицеров. Эта попытка отойти от принципа преемственности встретила непонимание и пассивное противодействие и в гвардии, и в армейских частях.

Впоследствии эти образцы военной формы были оценены как неудачные и просуществовали недолго.

В период военной реформы 1907–1912 годов были приняты новые образцы военного обмундирования. После этой перемены российская армия приобрела узнаваемые черты русского воинства времен Отечественной войны 1812 года. Причем были устранены недостатки, имевшиеся в ней до этого.

К сожалению, сегодня внешний вид воина, в широком смысле, не считается важным для поддержания воинского духа. В лучшем случае, он подменяется примитивной опрятностью и аккуратностью перед взором строго начальника. Произошедшие в 2005 году изменения в вещевом снабжении нашей армии и флота только подтверждают идею об отсутствии центральной идеи в вопросе формирования внешнего облика защитника Отечества.

К примеру, приснопамятная папаха. Не было объективных причин снимать ее со снабжения в середине 1990-х годов. Но не имело смысла и вводить ее вновь.

Исключительное влияние на воспитание и сплочение русской армии имел тот факт, что практически каждый полк, военное училище или кадетский корпус имели свои уникальные знаки различия петлицы и погоны. Начиная с этих внешних объединяющих факторов, дух коллективизма – полка, училища или корпуса – проникал в казарму и на плац, на занятия и в быт солдат и офицеров, кадетов и юнкеров. Отличия во внешнем виде были первыми кирпичиками, на которых основывались история и ратные традиции полков и военно-учебных заведений.

Наши предки разумно предполагали, что человек, не способный принять, привить себе внешних черт коллектива, не будет способен по настоящему правильно понять внутреннюю составляющую военной службы, ратного служения своему Отечеству. Юнкер или кадет, который был не способен предстать перед своим ротным командиром в безупречном виде, никогда бы не смог получить увольнения. В конце концов такой человек или принимал требования, предъявляемые к военнослужащему, в том числе и к внешнему виду, или был вынужден оставить военную службу. Такими приемами формировалось трепетное и уважительное отношение к военной форме вообще и мундиру своего полка, училища или корпуса в частности.

Сегодня трудно представить какую богатую цветовую палитру представляла собой военная форма русской армии перед Первой мировой войной. Особым разнообразием, о котором уже говорилось, отличались погоны и петлицы военно-учебных заведений и полков.

В 1913 году существовало около 60 сочетаний пар цветов: поле погона (приборное сукно) и кант. Приборное сукно большинства воинских частей имело традиционные армейские цвета – алый, малиновый, синий, черный, желтый. Но были уникальные и очень оригинальные, если можно так выразиться, «невоенные» цвета – бирюзовый, светло-розовый, светло-зеленый. Однако каждый из этих цветов был связан с историей воинской части, ее славными традициями. Каждый из них был значим для своих обладателей, им гордились. Гордость за свой полк формировала уважение к чувствам представителей других воинских частей и учреждений.

С этой целью обучение новобранца в русской армии начиналось с того, что он запоминал все воинские звания и их обозначения, военную форму и различия военнослужащих разных родов войск, представленных в гарнизоне. Это делалось, кроме всего прочего, с той целью, чтобы своим незнанием в случае встречи военнослужащие не обидели друг друга, так как трепетное отношение к своему мундиру, мундиру своего полка было повсеместным.

В большинстве случаев обмундирование офицеров в русской армии не отличалось принципиально от обмундирования солдат соответствующих родов войск и частей.

Например, погоны офицеров делались путем пришивания соответствующих галунов к солдатским погонам. Различия сводились в основном к отделке некоторых элементов форменной одежды и наличию специфических деталей обмундирования (эполет, аксельбанта). Это некоторым образом продолжало тот моральный принцип, что каждый офицер должен был начать свою военную службу солдатом.

После того как в первой половине XIX века начала формироваться стройная система военно-учебных заведений, подобная практика стала давать значительные положительные результаты.

Генерал Петр Краснов в своей работе «Душа Армии» писал: «Чувство особой коллективной единицы, столь важное на войне и для войны, усиливается, увеличивается, усугубляется одинаковой одеждою, одинаковым номером, общим названием – полковым мундиром. Мы пережили увлечение яркими, бьющими в глаза формами одежды, тяжелыми киверами, султанами, шитьем, этишкетами, лацканами и ментишкетами, и пережили новое увлечение защитным цветом, небрежно нашитыми общесерыми погонами с номером полка, наведенными химическим карандашом».

Несомненно, что уважительному отношению к военной форме немало способствовала четкая система, подразделяющая ее на форму парадную, повседневную и полевую. Причем были ясно и просто описаны все случаи, когда и где надо быть в той или иной форме. К сожалению, сегодняшняя Российская армия потихоньку забывает, что такое парадная форма одежды. Ею обеспечены не более 60% офицеров и прапорщиков, а солдаты и сержанты по призыву не имеют ее вообще.

Без преувеличения, огромное значение для воспитания воинского духа имели коллективные награды, существовавшие в русской армии. Свою традицию они ведут от красных чулок, которые получили за сражение под Нарвой 19 ноября 1700 года Преображенский и Семеновский полки. Со временем образцы обмундирования сменились, знаменитые чулки ушли в историю. Однако на протяжении всего XIX и в начале XX веках вся российская гвардия имела кожаное снаряжение только белого цвета. Яркая белая полоса, разделяющая мундир на две половины, сразу же выделяла на улице солдат гвардейских полков. В лейб-гвардии Павловском полку за особые ратные заслуги навечно остались знаменитые гренадерки.

В XIX–XX веках самыми известными среди коллективных наград были: «поход за отличие», серебряные Георгиевские рожки, Георгиевские знамена. Эти знаки воинской доблести имели многие полки, батальоны и даже отдельные сотни, эскадроны и роты. Некоторые коллективные награды украшали мундиры военнослужащих. Самыми распространенными были знаки «За отличие» на головные уборы и особые петлицы на мундиры. Однажды данные, эти награды навсегда оставались в подразделении или воинской части. И каждый новобранец, приходя в полк, прикреплял к папахе или фуражке символы ратной славы своих предшественников, впитывая с первых дней службы славные традиции своей части.

Знак «За отличие» был общим для всех видов войск или родов оружия, как говорили в то время. Иногда на них было написано, за какой именно подвиг, бой или сражение отмечено подразделение или воинская часть.

По воспоминаниям современников, значительным воспитательным потенциалом обладала традиция шефства над полками. Шефа имели все полки и военно-учебные заведения русской армии. Это были представители императорской фамилии или царствующих династий иностранных государств, прославленные полководцы русской армии. Вышитые вензеля и трафаретные шифровки с инициалами шефов с гордостью носились на погонах всех военнослужащих полка. Боевая работа русской армии на полях сражений многих войн показывала, что эти воинские части воевали с особым мужеством и отвагой. Например, в начале декабря 1914 года в сражении на реке Ниде, под Новым Корчиным, отличились 35-я и 37-я пехотные дивизии. Наибольший успех имел полк с «лапками» на погонах. Так плененные германцы именовали непонятный им, но надолго врезавшийся в память вензель на погонах солдат и офицеров 145-го императора Александра III Новочеркасского пехотного полка.

ХХ век армия России встретила, имея на вооружении приборные сукна более 30 различных цветов. А заканчивала этот переполненный военными событиями век практически с 5–6 ничего не говорящими цветами. Одна из самых перспективных – с воспитательной точки зрения, – система шевронов, еще только зарождается. Однако из-за бюрократизма и в силу геральдических правил и технологических возможностей ее становление произойдет еще не скоро и вряд ли сможет полностью компенсировать отсутствие традиций, которые были потеряны.

В значительной степени военная форма русской армии отражала и развивала интернациональные чувства нашего народа, терпимость к представителям различных религиозных конфессий, нациям и народностям. От представителей других народностей наш народ и армия вбирали в себя лучшее, что видели в быту и условиях их жизни.

Это в полной мере касается обмундирования русской армии. Названия многих имевшихся и сегодняшних образцов обмундирования и снаряжения выдают их этимологию. Иностранным происхождением могли похвастаться: гомб, доломан, кивер, кираса, китель, ментик, погон, портупея, шинель, эполеты, этишкет и многие другие предметы. Бывало и такое, что образцы военной формы местного населения, исключительно походящие к условиям ведения боя, местным климатическим условиям, целиком перенимались нашими войсками. Наглядный пример – обмундирование воинов Кубанского и Терского казачьих войск, которое было полностью перенято у горских народов.

Зачастую даже перегибы, свойственные нашему военному быту и связанные с внешним обликом, военной формой одежды, шли во благо, принимая порой форму гротеска.

Одним из самых ярких таких примеров была традиция подбирать солдат, а порой и офицеров гвардейских полков, как говорится, «на одно лицо». Командующий войсками гвардии и Санкт-Петербургским военным округом, великий князь, лично распределял новобранцев, хорошо зная характерный «экстерьер», присущий военнослужащим каждого полка.

Например, в лейб-гвардии Преображенском полку и Гвардейском экипаже традиционно служили высокорослые блондины. Дальше всех пошли в лейб-гвардии Павловском полку. В память о своем вечном шефе императоре Павле I, который был курнос, в полк подбирали солдат, имеющих такую ярко выраженную черту.

Кроме того, воспитательная составляющая военного мундира, некоторых аспектов повседневной жизни войск отразились и в «неуставных» взаимоотношениях той поры. Они, надо сказать, имеют мало общего с сегодняшними негативными явлениями в Вооруженных силах РФ. Вспомним хотя бы существовавший в некоторых военных училищах так называемый «цук». В чем он выражался? Например, воспитанники младшего курса Николаевского кавалерийского училища, кроме исключительно правильного запрета на курение и пары ничего не значащих глупостей, должны были в любое время дня и ночи без запинки доложить старшекурснику: места дислокации всех регулярных кавалерийских полков (в 1910 году их было 66), установленные для этих полков приборное сукно и прибор, масть конского состава поэскадронно (эта цифра уже колебалась в пределах 370).

В начале ХХ века военной форме пришлось сыграть еще одну своеобразную роль в судьбе русской армии. Первая мировая война потребовала огромного напряжения всех составных частей российского общества. Значительные потери, увеличение численности армии поставили серьезные задачи в деле снабжения войск. Промышленности Российской империи справиться с ними удавалось не всегда. К концу 1916 года в армии и на флоте стали проявляться признаки деморализации. И первыми симптомами этого недуга стали массовые нарушения установленной формы одежды, помноженные на перебои в централизованном вещевом обеспечении соединений и частей на фронте...

Исследуя развитие военной формы в мире, можно отметить одну особенность. Она, полагаю, заключается в зависимости между функциональными качествами мундира и воинским духом армии, его морально-психологическим состоянием. Вместе с тем высочайший моральный дух сглаживал функциональные недостатки военной формы одежды солдат Суворова, Кутузова, которых не могли остановить никакие преграды и никакой противник. Защитники Севастополя в Крымской (Восточной) войне имели одни из самых неудобных образцов военной формы за всю историю существования регулярной российской армии. Но это не помешало им быть героями и оставаться ими все 349 дней обороны города. В то же время удобная, защищающая от холода, хорошо маскирующая форма в значительной степени способна повысить воинских дух солдат и офицеров, поднять их уверенность в собственных силах.


6 выбрали

Сегодня, в день 66 годовщины победы в Великой Отечественной Войны мы поздравляем всех ветеранов с этим праздником.

А сегодня в рамках портала предлагаю вспомнить о том, в какой форме приходилось воевать солдатам в разные эпохи истории.

Во времена Петра I форма приобрела некоторое единообразие вкупе с простотой. Кафтан до колен, чуть короче камзол, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Основные цвета – синий, зеленый, красный. Разрешалось носить усы, а вот бороды надо было обязательно сбривать.

Кстати, создатели военной формы далеко не всегда заботились об удобстве солдат. Иногда во главу угла ставили все же красоту.

К примеру, в середине 18 века форма была настолько узка и неудобна, что новым рекрутам позволялось надевать ее лишь 3 месяца спустя усиленных тренировок, где они научались маршировать, не сгибая коленей, стоять ровно. При этом привыкать к форме полагалось постепенно, чтобы "не вдруг его связать и обеспокоить". Короче, чтобы не испугался и не убежал. Помимо неудобной формы, пехота должна была завивать и припудривать волосы. Все делалось для того, чтобы в мирное время солдаты были красивы и привлекательны на вид.

В царствование Екатерины II внимания этой форме уделялось уже не так много, да и в различных частях офицеры позволяли себе менять обмундирование по своему усмотрению Так все и продолжалось, пока князь Потемкин не объявил о том, что "пудриться, да плесть косы солдатам не дело". В результате все эти украшательства были отменены, и форма стала куда удобнее: широкие мундиры, штаны, заправленные в сапоги, каски, защищающие от сабельного удара (но не от холода, надо заметить).

Что касается погонов, то ввел их Петр I , а к 1762 году они стали выполнять функцию различия солдат одного полка от солдат другого, а позже – и солдат от офицеров. Для этих целей имелись различные плетения погон.

Но у солдат ни дня без учебной тревоги – вот и Павел I стал для российской армии тревогой, не хуже той, что стал для всего российского общества Петр I. При Павле солдаты снова оделись в узкие брюки, штиблеты, которые ужасно натирали ноги и стали пудрить волосы. Причем в полках появились даже специальные парикмахеры. Все на манер прусских войск. Полки друг от друга отличаются цветом воротников длинного мундира.

Не только красивой, но и удобной форма стала ко второй половине XIX века, когда в цаствование Александра II были допущены некоторые преобразования, вроде более просторного размера, допускающего поддевание теплых вещей в холодное время года.

Александр III столкнулся с еще одной проблемой, связанной с военной формой: она была безумно дорога. Чтобы сократить расходы, применили очень простую схему. Наконец-то на первое место в деле разработки формы встали не красота и внешний облик солдата, а дешевизна, удобство носки и шитья. Кстати, Александр III позаботился и о том, чтобы форма солдат как можно больше напоминала крестьянскую одежду. Например, у гимнастерки был стоячий воротник, совсем как у рубахи-косоворотки. При этом позволялось носить бороды и усы, а вот волосы пологалось носить короткие. Надо заметить, что средства на обмундирование изымались из жалования солдат и офицеров.

К Первой мировой войне форма различных подразделений была скорее произвольной. Особенно популярными были кителя под названием "френчи" - по имени английского генерала Джона Френча.

  • Николай II и царевич Алексей Николаевич в 1917 году.

Красная Армия на первых порах не имела общей формы. Отличительными деталями были красные ленты на рукавах с надписью Красная гварди я, а также ленты на головном уборе.

А в 1918 году появился особый шлем из сукна, который сначала назвали богатыркой, затем – по примеру отряда, который начал первым носить его, фрунзевки, и, наконец, буденовки.

Российская военная форма имеет богатую историю. За прошедшие эпохи и столетия ее внешний вид сильно изменился. Современные требования, предъявляемые к одежде военнослужащих, — это ее функциональность и эстетическая привлекательность.

Психология и история форменной одежды

Каждый человек за свою жизнь не раз сталкивается с ношением формы. Отношение к этому явлению у всех разное, как отличается ее социальное значение и восприятие многими людьми. Главная цель ношения любой формы — показать принадлежность человека к определенному виду деятельности или социальному классу.

С древних времен ношение определенной одежды определяло социальный статус человека: лучшие меха и ткани являются признаком более высокого статуса в обществе. Самой первой в истории человечества формой для военных были алые плащи у воинов-спартанцев в Древней Греции. Позднее отличительным атрибутом военных стала кольчуга и гербовые знаки отличия на щитах и флагах.

Затем стала появляться униформа не только как принадлежность военных служащих, но и одежда для школьников и служащих на заводах. В Российской Империи первая школьная форма появилась в 1834 г. и стала предметом гордости учеников гимназий.

Ношение военной формы воплощает идею контроля, несет закодированную информацию о человеке. Военный, одевший обмундирование, подчиняется определенным правилам, соблюдение которых четко определено уставом. Это накладывает некоторый обязательства и отпечаток на личность, определяет правила его поведения. Отклонения от них связываются с неповиновением и даже диверсией, с проявлением индивидуальности. Таким образом, ношение любой формы оказывает двойственное значение на человека, который ее надевает.

Ношение военной формы одежды и стандартной униформы оказывает на людей дисциплинирующее действие, способствует влиянию на ум и тело, т. к. предполагает формирование определенного телосложения и военной выправки. Однако и вызывает необходимость подчинения, превращения индивидуальной силы одного человека в коллективную мощь армии. Военная униформа также является идеологическим инструментом, средством формирования физической и умственной деятельности.

История одежды русских военных

В Древней Руси никакой формы для военных практически не было, т. к. постоянных войск не существовало. До 17 века каждый князь имел в своем распоряжении дружину, которая была одета в обычные одежды того времени. Однако во время нападения или защиты города ее представители надевали сверху защитные доспехи.

Впервые попытку создания одинаковой военной формы (одежды) предприняли при формировании стрелецких полков в 17 столетии. Тогда появились красные кафтаны, не раз написанные русскими художниками в произведениях искусства («Стрельцы» С. Иванова и др.). Такую одежду называли цветным платьем, причем ее цвет означал принадлежность к различным полкам. Существовала и парадная униформа, которую стрельцы надевали во время церковных праздников: в нее были добавлены добротные сапоги и меховая шапка.

Армия Петра I

Переобмундирование своей армии Петр I провел сразу же после перевооружения. Под стены Азовской крепости русская армия уже пришла в новых укороченных кафтанах. Образцом для одежды пехотинцев стала немецкая форма: петровские гвардейцы были одеты в суконный темно-зеленый кафтан, украшенный красными обшлагами с 4 медными пуговицами. На левое плечо крепился алый погон, на который вешалась перевязь сумки с патронами. Под них надевался камзол-веста, который застегивался на мелкие пуговицы, еще ниже была белая рубашка. Штаны шили из хорошего сукна, а для кавалеристов — из лосиной кожи, длиной до колен. Ниже надевали чулки и тупоносые башмаки. Для похода выдавали сапоги, а в плохую погоду — плащ-епанчу с двойным воротником.

Армейские и гвардейские части отличались по цвету формы: семеновцы носили красно-синюю, преображенцы — красно-зеленую. Для офицеров также были пошиты галстуки-банты, которые завязывали вокруг шеи, спуская концы на грудь. цвета отличались для разных чинов и родов войск.

Форма офицеров отличалась более богатым декором: расшитые золотые галуны на треуголке и кафтане, шелковые разноцветные шарфы с кистями (цвета российского флага) и другие. Однако она отличалась узким покроем и неудобством при ношении.

Форма в армии Екатерины и других русских царей

Во времена екатерининского правления князь Потемкин впервые поставил вопрос об удобстве для солдат и офицеров при ношении военной формы. Была отменена традиция надевать парики, а мундиры были заменены на более практичные и широкие, брюки стали заправлять в сапоги. На голову солдаты надевали каски для защиты от ударов сабель.

С приходом к власти Павла неудобная форма опять вернулась в армию, как и ношение париков, неудобных лакированных туфель (которые натирали ноги). Причем за несоблюдение указанной формы людей могли сослать в Сибирь.

При Александре II российской военной форме вернули эстетический вид и удобство. Более просторный покрой позволял поддевать теплое белье, что было спасением для солдат в холодные зимние месяцы. Были введены в обиход военные шинели, на которые сверху надевался теплый башлык. Крой был выбран более простой, поэтому по внешнему виду российская военная форма стала напоминать крестьянскую одежду. Ее производство было более дешевым, к тому же, для экономии царь издал указ, что деньги на обмундирование вычитались из жалования солдат и офицеров.

В начале 20 века после Русско-японской войны в комплект обмундирования военных России были введены однобортные кители с воротником-стойкой, цвет выбран был защитно-зеленый, застежка сделана на 5 пуговиц, добавлены карманы. Став популярным, такой фасон получил название «френч» в честь генерала Великобритании.

Форма после революции

После 1917-го в годы Гражданской войны обмундирование Красной армии было неунифицировано: единственной отличительной особенностью была алая лента с надписью «Красная гвардия», которую надевали на рукав или шапку. В 1918 году появился оригинальный суконный головной убор, который позднее был назван «буденовкой» (вначале именовали «богатыркой»). Погоны были отменены, их сменили отличительные квадраты и треугольники, по которым можно было идентифицировать звание и войска.

Ношение эмблемы в виде красной звезды было утверждено в мае 1918 г., которая стала символом молодого государства. Его носили на шинели, френче, гимнастерке и т. д.

В 1922 г. вышел указ Реввоенсовета о переходе на новое регламентированное обмундирование, а старая униформа отменялась. Большое внимание было уделено знакам различия, которые нашивались на нарукавный клапан, в петлицы и другие формы. Они отличались по цвету, форме и т. д. Основная форма состояла из суконной шинели и шлема, рубахи-гимнастерки, брюк «галифе», сапог или ботинок. Сукно использовали темно-серое из шерсти, рубаха — серая из крашеной хлопчатобумажной ткани.

Форма РККА

В 1924 г. в Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) была введена очередная военная форма, состоящая из гимнастерки с отложным воротником и карманами, шинели, бриджах, сапогах или ботинках. Вместо шлема была придумана фуражка защитного цвета с красной звездой. Для зимы использовали полушубки, куртки из мериносового сукна на вате, пальто-плащи, шапки-финки и бекеши (полупальто из овчины).

Отдельно были спроектированы формы для войск военно-воздушных сил и летчиков. Они отличались цветом сукна, знаками отличия, петлицами и нарукавными знаками. В 1926 г. были введены Правила ношения формы и деление ее на летнюю и зимнюю. Кроме того, в зависимости от ситуации военную форму подразделяли на повседневную, караульную и походную. Категорическим требованием стало постоянное ношение снаряжения и знаков отличия. К походному снаряжению относили: командирский ремень с пряжкой, кобуру с пистолетом, шашку, полевую сумку, к которым в походе добавлялись фляжка, противогаз, бинокль.

Для различных родов войск обмундирование могло отличаться: для танковых были придуманы комбинезоны и кожаные куртки, шлемы, пылезащитные очки.

В конце 1930-х и в 1940 году участие РККА в военных конфликтах оказало влияние и на пересмотр отношения к обмундированию. Появились новые элементы зимней формы: стальной шлем, шапка-ушанка с мехом. Внесены изменения в детали формы для генералов и маршалов, появились новые эмблемы и кокарды на фуражки отдельно для каждого родов войск, на сапоги добавлялись шпоры. Полагалась теплая шинель на 5 пуговицах.

Очередные изменения формы военных лет были введены в 1943 г., когда наступил перелом в Великой Отечественной войне: была отменена «буденовка», возрождены погоны, возвращены черно-красные цвета для артиллеристов, установлено новое обмундирование для казаков, обновлена парадная форма.

Обмундирование армии в мирные годы

С окончанием войны наступил период спокойствия, никаких радикальных изменений в одежде для войск не проводилось. Новая экипировка появилась в конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда вместо гимнастерки был введен китель. В период военных действий в Афганистане были выпущены унифицированные полевые костюмы (для лета и зимы), получившие название «афаганка».

Очередные изменения произошли после развала Советского Союза и образования Российской Федерации. В мае 1994 г. президент Б. Ельцин подписал Указ о введении военной формы РФ, по которому советское обмундирование полностью заменялось на новое. С тех пор основным цветом считается оливковый (для повседневного и парадного ношения). На место шинелей пришли зимние пальто, а кители были заменены на пиджаки с накладными карманами. Были утверждены и другие отличительные знаки: шевроны и нашивки, по которым различались рода войск и частей.

21 век - обмундирование войск России

В 2005 г. президентским указом В. Путин ввел некоторые нововведения в военную форму РФ: были введены папахи для зимнего варианта экипировки. В соответствии с данным Указом было запрещено ношение обмундирования людьми, не имеющими отношение к военнослужащим.

За последнее 10-летие были введены изменения в комплектацию военной одежды: появился офисный костюм для офицеров и генералов, обновленная полевая униформа для солдат и офицеров. В комплект вошли: костюм, разновидности сезонных курток, защитный жилет, шапка или берет, ботинки на разные сезоны, балаклава, рукавицы и перчатки.

В 2007 г. Министерством обороны РФ была поручена разработка новой военной формы России. Для работы были привлечены специалисты ЦНИИ швейной промышленности, модельеры В. Юдашкин и И. Чапурин и др. Обмундирование было готово к 2010 г. и содержало некоторые нововведения:

  • погоны перенесены на рукава и грудь;
  • появились элементы на липучках;
  • форма шинелей стала более приталенной и узкой;
  • отменены сапоги с портянками и кальсоны с завязками;
  • пошиты свитера для офицеров и т. д.

Однако не все образцы военной формы прошли полевые испытания, и поэтому были заменены некоторые ткани и утеплители, сделаны изменения в деталях и аксессуарах.

Преимущества новой униформы армии РФ

Современная полевая форма для солдат и офицеров имеет высокую комфортность благодаря многослойности (8 уровней). При ее изготовлении применяются мембранные материалы и другие новейшие технологии, сделана особая обработка швов. В комплекте присутствует большое количество предметов, которые используются в зависимости от погодных условий и обстановки.

Основные уровни военной формы, правила ее комплектации:

  • белье 2-х видов (нательное и флисовое для термоизоляции в холодный период);
  • куртки (3-4-й уровни) — флисовая для утепления и ветровка для прохладной погоды;
  • костюм Soft Shell (5-й), пошитый из водостойкой и ветрозащитной ткани с повышенной воздухопроницаемостью, используется в качестве защитной верхней одежды;
  • ветроводозащитный костюм (6-й), изготовленный из мембранного материала с «дышащими» свойствами с многочисленными застежками и молниями;
  • утепленный костюм (7-й уровень) — предназначен для защиты от экстремальных холодных условий;
  • летний полевой костюм из хлопка носится в верхнем слое в летний период;
  • срок ношения военно-полевой формы, выдаваемой военнослужащим, составляет 3 года.

В 2016 г. было пошито 4 тыс. комплектов для военнослужащих, которые служат в сложных северных условиях и в Арктике. Такая экипировка разработана с учетом защиты человека от продолжительного действия холода при сильном ветре и высокой влажности, во время дождя или снега.

Детская военная форма

Обмундирование носят не только служащие Российской армии, но и учащиеся кадетских корпусов, Нахимовских и Суворовских училищ, расположенных на территории РФ. В этих учебных заведениях мальчики и девочки, выбравшие военную профессию, живут и учатся на протяжении нескольких лет, чтобы потом продолжить служить и пополнить строй кадровых офицеров Вооруженных сил РФ. Во время учебы они носят детскую военную форму, пошитую специально для данного учебного заведения.

Ношение обмундирования современных служащих армии и формы солдат времен Великой Отечественной войны в последние годы стало популярно у детей и их родителей. Стилизованные костюмы для мальчиков и девочек относятся к одному из популярных атрибутов детских утренников, которые проходят в честь празднования 23 февраля и 9 мая, спектаклей о войне в школах.

В продаже можно найти исторические и современные военные костюмы, пошитые по образцам обмундирования офицеров и солдат РФ, летчиков и моряков, полицейских и десантников, обмундирование времен Великой Отечественной войны. Также есть и отдельные аксессуары: буденовка, камуфляжный или красный берет, армейский ремень, пилотка и фуражка, бинокль.

Выбирая красивую военную форму для детей, родители воспитывают в них защитников своего государства, прививают чувство патриотизма и любви к своей стране. Мальчики перевоплощаются в отважных офицеров и солдат, готовых защитить свою родину, как это когда-то делали их прадедушки и прабабушки.

Коллекция военного обмундирования отдела тканей и костюма Государственного Исторического музея - одна из богатейших в России. Формирование ее началось в 1883 году - с подарка семьи адмирала В.А.Корнилова. В дальнейшем фонд музея постоянно пополнялся. После Октябрьской революции в 1917 году в России было создано множество военных музеев, правда, просуществовали они недолго, их материалы затем были перераспределены. В 1929 - 1930 годах собрание РИМ значительно пополнилось за счет Военно-исторического музея, сформированного на основе полковых собраний Московского гарнизона. В 1935 году был ликвидирован Военно-исторический бытовой музей, фонды его были переданы другим музеям, театрам и киностудиям. Часть их перешла в собственность Государственного Исторического музея.

Особенно крупные поступления в Отдел тканей и костюма ГИМ произошли в 1947 - 1954 годах, сюда вошли «непрофильные» материалы из Музея революции, Музея народов СССР. Благодаря деятельности подполковника вещевой службы Г.Н.Нестерова-Комарова Государственный Исторический музей в 1954 году получил прекрасную коллекцию мемориальных вещей царской фамилии.

Всего в отделе тканей и костюма ГИМ хранится более 10 тысяч предметов военного обмундирования, 213 из них - мемориальные, в том числе и детские мундиры, принадлежавшие великим князьям и наследникам престола. Самыми редкими вещами фонда являются: «полтавский» камзол Петра I; мундир А.Ф.Талызина, в который была одета Екатерина II в день дворцового переворота в 1762 году; мундирное платье Екатерины II и мундир лейб-гвардии Финляндского полка, в котором наследник цесаревич Алексей Николаевич был представлен полку как шеф. Не меньший интерес представляют вещи А.И.Остермана-Толстого, графа Ф.Э.Келлера и других известных личностей. Коллекция позволяет достаточно подробно изучить историю военного костюма русской армии.

Регулярные войска в России появились еще в эпоху Ивана Грозного - это были стрелецкие полки. Позднее появились солдатские полки «иноземного строя». Именно их можно считать прообразом русской регулярной армии, созданной Петром I в 1683 году. С этого времени военная одежда была унифицирована и ее эволюция зависела от гражданской моды. Не меньшее влияние оказывало и заимствование элементов формы европейских армий. На формировании внешнего вида русской армии в конце XVII - начале XVIII века сказывались традиции народного костюма. «Потешные полки» - Измайловский, Преображенский, Семеновский, созданные Петром I в 1683 году, явились ядром регулярной русской армии европейского типа. Первоначально, с осени 1698 года, в качестве единого мундира петровских полков было введено венгерское платье, так как оно было похоже на традиционное русское.

Почти одновременно с армией Петр I решил переодеть и гражданское население. В начале 1700 года был издан указ, согласно которому все мужчины, за исключением духовенства и крестьян, должны были носить венгерские кафтаны, а уже в следующем, 1701 году появился указ, обязывающий носить кафтаны немецкие, саксонские, французские. Это означало отказ от употребления венгерских костюмов в армии и среди гражданского населения. Осенью 1702 года было приготовлено 500 комплектов французских мундиров для торжественного вступления в столицу русской гвардии после взятия Нотебурга.

Полностью переодевание гвардейцев в новые мундиры завершилось в 1703 году, а уже в 1705-м вся регулярная армия России своим внешним видом не отличалась от прочих европейских армий.

Наряду с установлением новой формы впервые был определен и порядок ее ношения. Каждый воин знал, что ему положено было надевать при параде, походе и в мирное время. Каждый был осведомлен и об ответственности за ее сохранность. «Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный... должен стрелян быть».

Эта форма прошла испытание в ходе Северной войны и хорошо отвечала потребностям солдат и офицеров при ведении боевых действий. По некоторые предметы обмундирования были неудобны и плохо защищали солдата от холода и непогоды. Например, епанча, назначение которой было согреть солдата зимой, представляла собой лишь суконную накидку с застежкой на два крючка у ворота. При сильном ветре полы разлетались и защита от холода сводилась к нулю. Хотя если учесть, что войны велись в основном летом, такая форма отвечала предъявленным требованиям: была несложной по конструкции, удобной и привлекательной. Для созданной Петром I регулярной армии, численно превосходившей старую русскую, потребовалось расширить производство сукна. Поначалу мундиры шили из ткани разного цвета (только лейб-гвардия отличалась единообразием униформы), по с 1720 года цвет униформы становится единым, так как российские мануфактуры были уже в состоянии удовлетворить потребности армии.

Введение единой формы способствовало повышению дисциплины и организованности русской армии.

После смерти Петра I в русской армии усилилось влияние иностранцев, что привело к внедрению целого ряда западноевропейских заимствований. Для солдат были введены пудреные прически, накладные усы, зауженные мундиры.

Однородная кавалерия петровской эпохи была реформирована по западному образцу. В 1730-х годах в ней появились кирасиры, с 1740-го - гусары. По инициативе председателя Военной коллегии графа Бурхарда Крис- тофа Миниха создаются кирасирские полки, главная задача которых состояла в прорыве линии неприятельской пехоты. Кирасиры были одеты в белые кожаные колеты, лосины и ботфорты. Грудь прикрывала тяжелая металлическая кираса (отсюда и название). Белый цвет кирасирского мундира сохранился в русской армии до начала XX века.

Гусарские полки, время от времени присоединявшиеся к походам, с 1740 года становятся частью регулярной российской армии. Форма гусар была близка национальной венгерской одежде и состояла из короткой куртки - доломана, расшитого цветным шнуром и ментика - такой же короткой куртки, расшитой шнуром, по с меховой обшивкой. Доломай и ментик дополняли чакчиры - облегающие суконные рейтузы, расшитые шнурами и галуном.

Бездетная императрица Елизавета Петровна избрала в 1742 году своим наследником своего племянника, немецкого принца Карла Питера Ульри- ха Голштейн-Готторпского. Он являлся сыном герцога Карла Фридриха и старшей дочери Петра I - Анны. По приезде в Россию герцог Голштейи- Готторпский принял православие под именем Петра Федоровича ив 1745 году вступил в брак с принцессой Ангальт-Цербстской Софией Фредери- кой Августой, ставшей впоследствии императрицей Екатериной П. Российский император с юношеских лет избрал себе кумиром прусского короля Фридриха П. В 1761 году Петр III заключает сепаратный мир с Пруссией, в то время как русская армия взяла Берлин и Пруссия готовилась капитулировать. За непатриотические по отношению к России действия Петр III получил от Фридриха II высшую военную награду Пруссии - орден «Черного Орла».

После вступления на престол Петр III решил переодеть русскую армию на прусский манер. Кроме того, он заявил о намерении двинуть в поход против Дании всю гвардию, опять же в угоду королю Пруссии. Настроив против себя тысячи гвардейцев, этот «голштинский» император не мог рассчитывать на длительное правление. Потребовалось всего семь месяцев, чтобы недовольство выплеснулось в переворот. 28 июня 1762 года Петр был свергнут и через месяц убит.

В начальный период царствования императрицы Екатерины II военная форма в основном оставалась такой же, как и при Петре III, хотя частично и подверглась изменению в сторону возврата к мундирам елизаветинской эпохи. В конце 1762 года указом Екатерины II была создана «временная особая комиссия», которая положила начало проведению военных реформ. Никогда - пи прежде, ни позже - русская армия не претерпевала столько изменений, как в период с 1762 по 1796 год.

Реформы проходили в несколько этапов. Первый из них был завершен к 17б4 году. Были разработаны новые табели, штаты, наставления и уставы в основу которых положены записки генерал-фельдцейхмейстера А.Н.Виль- боа «Ведомость оружейным, амуничным и прочим вещам в Мушкетерском, Гренадерском, Кирасирском и Карабинерном полках» и «Положение штаб и обер-офицерским строевым вещам в пехотных полках».

В 1766 году Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут и о порядках, какие при наборе исполнять должны». Этот документ упорядочил систему пополнения армии. Отменялись денежные взносы для всех «положенных в подушный оклад», исключение составляли только мастеровые заводов и фабрик, не приписанные к деревням и селам.

Порядок прохождения службы дворянами при Екатерине II оставался таким же, каким он сложился при ее предшественниках. Поступавшие в полки дворянские недоросли уже через год становились сержантами, а спустя два-три года - офицерами. Особенно сильно злоупотребляли этим в гвардии. В хмельные дни дворцового переворота 28-30 июня 1762 года гвардейцы заслужили привилегии на безмятежную жизнь, право не принимать участие в войнах. В гвардию стремилось множество молодых дворян, снабженных рекомендациями, которые сразу получали чин сержанта. В конце царствования Екатерины II доходило до того, что в полки зачисляли даже младенцев, которые к совершеннолетию получали офицерский чин и уходили в отставку согласно «Указу о вольности дворянства». Так, например, в лейб-гвардии Преображенском полку на три с половиной тысячи рядовых числилось шесть тысяч унтер-офицеров. Недорослям, по свидетельствам очевидцев, «не было числа». Среди них было немало недавних лакеев, поваров, парикмахеров, которых возводили в офицерский чин генералы и полковые командиры. Кумовство, наряду с нарушением чинопроизводства, приводило к тому что большинство офицеров чувствовали себя не защитниками России, а прислужниками высшего дворянства. Все это способствовало разрозненности офицерского состава. По свидетельству графа А.Ф.Ланжерона, «все генералы, полковники... обращаются с обер-офицерами с недостаточным уважением, но даже с презрением».

В среде гвардейских офицеров, являвшихся отпрысками древнейших дворянских родов, в последнее десятилетие царствования Екатерины II наблюдалось полное пренебрежение к форме одежды. Офицеры караульных рот Зимнего дворца, по свидетельству современника, могли себе позволить выйти на развод караула в шлафроке и спальном колпаке.

В то время лишь солдаты армейских полков сохраняли действительную боеспособность и храбрость, что было не раз доказано ими в русско-турецких войнах, в битвах при Рымнике, Кагуле, Очакове, Измаиле.

На вторую половину XVIII века приходятся реформы снаряжения и организации войск, проведенные светлейшим князем Г.А.Потемкиным, который возглавлял тогда Военную коллегию. Он боролся с прусским влиянием в русской армии. «Завиваться, пудриться, плести косы - солдатское ли это дело? - говорил Потемкин, - у них камердинеров нет. На ЧТО же букли? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал, то и готов».

Это перекликалось с известными словами А.В.Суворова: «Пудра - не порох, букли - не пушка, коса - не тесак, я не немец, а природный русак». Став в 1774 году президентом Военной коллегии, генерал-фельдмаршал Г А.Потемкин сразу занялся вопросами обмундирования и снаряжения армии. На рассмотрение Военной коллегии он представил «Записку об одежде и вооружении войск», в которой убедительно доказал необходимость коренного изменения существующего обмундирования. Образцы униформы, предложенной им, стояли намного выше уровня военного снаряжения европейских армий того времени.

Новый комплект обмундирования окончательно сложился в 1786 году, хотя отдельные его элементы появились в полках уже в 1782 - 1783 годах, в основном в армии Потемкина. Реформами Потемкина были введены практичные суконные укороченные куртки, штаны с кожаными крагами, полусапоги и легкие суконные каски с поперечным валиком. Летняя униформа состояла из белых полотняных кителей и шаровар, защищающих от зноя. Однако далеко не все офицеры приняли унифицированное удобное обмундирование, учрежденное генерал-фельдмаршалом, ибо оно совершенно не соответствовало господствовавшей тогда моде. Лишь солдаты и малоимущие офицеры оценили по достоинству недорогую и простую одежду.

Взошедшии на престол в ноябре 1796 года Павел I резко изменил внешний вид и организацию русской армии. Еще будучи наследником, он осуждал политику своей матери. Неоднократно он представлял записки Екатерине II с рассуждениями о войске и государстве, в которых было указано «предписать всем, начиная от фельдмаршала и кончая рядовым, все то, что должно им делать, тогда можно с них взыскивать, если что-нибудь будет упущено».

После посещения Берлина и встречи с прусским королем Фридрихом II, кумиром своего отца, Павел в 1783 году создает Гатчинские войска. Считая екатерининскую армию недисциплинированной и распущенной, а офицеров - недобросовестными, Павел доверял только гатчинским офицерам. Это было связано с тем, что в эти войска набирали прежде всего иностранцев, большинство которых прошли службу в прусской армии. Однако во главе их стоял русский - Алексей Андреевич Аракчеев, который являлся одновременно губернатором и управляющим военного департамента Гатчины. Безупречно преданный Павлу, он был его любимцем и ближайшим помощником.

Изменения военной униформы в период правления Павла I в основном коснулись гвардии, в 1800 году для солдат были утверждены двубортные кафтаны, для офицеров - однобортные. Были введены новый рисунок золотного шитья и новая форма обшлагов на кафтанах офицеров. Общепринятое мнение о неудобстве павловских мундиров не соответствует действительности. Солдатские и офицерские мундиры имели па лифе тесемочные стяжки, позволявшие в зимнее время надеть под мундир овчинную безрукавку или меховой жилет.

Некоторые мундиры, учрежденные Павлом I, прижились надолго, их носили и в эпоху его сыновей - Александра I, Николая I (например вицмундир кавалергардского и конного полков).

Недовольство гвардейского офицерства павловскими реформами было связано не с введением непопулярного обмундирования, а с ужесточением режима службы.

При вступлении на престол император Александр I объявил, что будет управлять своим народом и государством «по заветам своей бабки Екатерины Великой». После прусских порядков в армии, которые успел ввести Павел I, и ограничений дворянских привилегий слова Александра были встречены дворянством с восторгом. «После бури, бури преужаспой днесь настал наш день прекрасный...», - пели гвардейские офицеры. По убеждению Александра I, доставшаяся ему в наследство армия нуждалась в реформах.

Всеобщая антипатия к нововведениям Павла I требовала отмены всех регламентации и смягчения строгостей. 24 июля 1801 года по именному указу императора создается «Особая воинская комиссия» под председательством брата Александра I великого князя Константина Павловича. В ее состав вошли генерал от инфантерии И Л. Голенищев- Кутузов, A.A. Прозо- ровский, А.А.Аракчееев, В.В.Долгоруков и другие видные деятели.

Комиссия обладала большими полномочиями «рассмотреть все, что найдет она нужного и полезного ко введению или отмене». Наряду с другими комиссия должна была обсудить и вопрос о форме одежды армии. Относительно обмундирования в указе императора отмечалось: «С меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший».

Слушания этого вопроса вызвали серьезные разногласия среди членов комиссии. Для их разрешения па имя императора были представлены «особые мнения» членов комиссии о некоторых «вещах, потребных к одежде солдатской». В результате данной работы были установлены новые мундиры фрачного покроя, двуугольные шляпы, высокие сапоги и шинели. Было решено отменить пудру и косы, а волосы обрезать по нижнему краю воротника. «Пудру же иначе не употреблять, как в большие парады и праздники ». Полностью же длинные волосы и сложные прически были отменены в архмии только в 1806 году.

Важное значение имели меры, «принятые для развития казенного производства ». Были значительно расширены Иркутская и Павловская фабрика, что было связано с отказом о т закупки ткани за границей. В 1803 году в Санкт-Петербурге создается фабрика для изготовления офицерского обмундирования и снаряжения. Было приказано отпускать эти вещи по той цене, по которой они обходятся государству.

Однако десятилетие непрерывных войн с Францией и Турцией привело к тому, что снабжение армии оказалось в неудовлетворительном состоянии. И это несмотря на то, что государство субсидировало казенные предприятия для повышения их производительности.

В 1812 году император Александр I лично санкционировал закупку сукна за границей. В ходе войны с Наполеоном 1812-1814 годов военному ведомству удалось обеспечить потребности армии в вещевом имуществе, при том, что приоритет в снабжении всегда отдавался гвардии - на нее полностью работала Екатеринославская суконная фабрика.

В январе 1813 года русская армия уже снабжалась довольно хорошо. Для восполнения потерь имущества в ходе войны в армию было поставлено около 60 тысяч мундиров и шинелей. Одновременно с этим было налажено изготовление обмундирования на освобожденных от французов территориях. В Польше, Силсзии, Саксонии Россия закупала сырье.

В общем, к кампании 1813 -1814 годов русская армия уже была подготовлена в хозяйственном отношении лучше, чем прежде. На опыте длительных войн с Наполеоном военное командование России осознало важность создания запасов обмундирования для своей армии.

Будучи хорошо образованным в военном деле, Николай I лично занимался проблемами армии. Однако основное внимание императора привлекал внешний вид солдата, а не техническое оснащение войск. И до своего воцарения, и после Николай I принимал непосредственное участие в разработке образцов военной одежды. Его завораживали блеск и изящество мундира. При этом не учитывалось главное назначение мундира - защита от непогоды, обеспечение свободы движений и удобство при обращении с оружием в боевой обстановке.

В основном же в военной форме за период 1825 - 1854 годов не произошло кардинальных перемен. Вносилось множество различных декоративных элементов, направленных лишь на украшение мундира. Наиболее существенными нововведениями было появление в армейских частях однобортных мундиров и замена ранее используемых панталон с крагами рейтузами, которые носили поверх сапог. В 1846 году для войск Отдельного Кавказского корпуса ввели мундиры нового образца, пехота вместо фрачных мундиров получила полукафтаны, а кавалерия - короткие куртки, заправленные в шаровары.

За время царствования Николая I трансформации в основном подвергались головные уборы. Так, в 1844 - 1845 годах кивера повсеместно были заменены касками. Исключение составляли только гусарские и уланские полки.

Последствия увлечения «мундироманией и украшательством» в царствование Николая I сказались в ходе Крымской войны 1853 - 1856 годов. Многие участники боев писали о недостаточном снабжении вещами и оружием, большинство из них на себе ощутили все следствия беспечности и непредусмотрительности правительства.

«...Солдат в то время был одет неудобно... На голове носили каску, которая на парадах и разводах способна была производить эффект на зрителя, но в военном отношении оказывалась совершенно непрактичной... В Николаеве нас встретил флигель-адъютант граф Левашев с распоряжением - оставить каски в особых складах... Солдаты от души благодарят... за распоряжение об оставлении касок... И то сказать, что шлемы не только не приносили нам пользы, но делали вред. От дождей и потом сильной жары каски скоробились, сжались до того, что едва держались на головах солдат, давя их и сжимая до головной боли. Небольшой ветер - глядишь, и летят каски с голов. А чистка медных украшений, а сбережение чешуи, чтоб не разорвалась, да звенья не рассыпались, да шишак чтоб не сломался - разве мало это поглощало времени и труда?» - так писал 12 октября 1854 года один из офицеров 11-й пехотной дивизии П.В. Алабин.

Но постепенно положение стало меняться к лучшему. К весне 1855 года была «...получена новая форма офицерского пальто. Хрулев поспешил себе сделать, и могли все последовать его примеру, но как серой летней материи в городе не оказалось, то сшили какие попало, и явились пальто зеленоватые, голубые и даже лиловые. Там на это не смотрели; даже солдатам в одежде была полная свобода; суконные фуражки заменялись белыми и велено было не снимать их при встрече с офицерами», - вспоминал участник обороны Севастополя П.И.Степанов.

Скорее всего, такой либерализм в вопросах униформы сложился под влиянием кавказских войск, прибывших на помощь городу. На Кавказе уже давно носили не парадную форму, а ту, которая была наиболее приближена к войне в горах. Солдаты и офицеры повсеместно носили папахи, черкески, фуражки, сюртуки.

Императорская фамилия не стояла в стороне от всего происходящего. В декабре 1854 по года по именному указу Николая I был создан па средства фамилии полк в составе 4500 человек. Ответственность за создание полка возлагалась на министра уделов графа Л.АПеровского, он же был и первым командиром полка. И по внешнему виду, и по принципу комплектования полк существенно отличался от остальных частей. Набирался он из крестьян северных губерний, преимущественно охотников, па добровольной основе. Обмундирование полагалось «максимально близкое к народной одежде». Состояло оно из полукафтана, напоминавшего армяк, широких шаровар, заправленных в высокие мягкие сапоги, и шапки с квадратным суконным верхом и барашковым околышем. Всем чинам полка разрешалось носить бороду.

Офицерами в этот полк вступили многие известные люди России: ученые, писатели, общественные деятели (например, полковником был граф А.КЛолстой, капитанами - братья Жемчужниковы). Шефом полка стал сам император, шефами батальонов и рот - великие князья.

В боевых действиях полк участия не принимал, но уже в 1857 году получил права «молодой гвардии» и стал называться лейб-гвардейским.

Во время царствования императора Александра II в России произо- шли значительные воешю-политические события и социальные преобразования. В ходе осуществления реформ, проведенных при участии военного министра графа Д.А.Милютина, были ликвидированы военные поселения. Запрещены телесные наказания. Существенно была перестроена система комплектования армии. В 1874 году принят «Устав о воинской повинности», отменивший установленные еще Петром I рекрутские наборы. Срок службы в армии сократился с двадцати пяти лет до шести лет в строю и девяти лет - в запасе.

Тяжелые уроки Крымской войны 1853 -1856 годов заставили правительство серьезно заняться техническим переоснащенисм армии. По традиции военные реформы начались с нововведений в униформе. Об обилии изменений в обмундировании в период 1856 - 1859 годов пишет Е.А.Штакеншпейдер: «Одно только приводит в недоумение - это беспрерывные перемены формы военных. В Петербурге, кажется, нет двух офицеров одного и того же полка, одинаково одетых: один уже в повой форме, другой - не успел еще себе сшить, а третий уже в самой новейшей».

Трансформация униформы во второй половине 1850-х годов началась с замены фрачных мундиров на полукафтаны. Во всех войсках были введены двубортные мундиры и упрощенные в отделке вицмундиры, которые в 1872 году были заменены однобортными. Верхней одеждой всех чипов стали шипели. Нижние чины и офицеры кавалерии получили белые полотняные кители, вначале как рабочую форму, а впоследствии и как повседневную.

В 1862 году кардинально меняется тип головного убора - вводятся кепи высотой 11-12 сантиметров сзади, спереди - 6-8 сантиметров. При параде оно украшалось султаном и гербом. В том же году для занятий гимнастикой вводятся белые льняные рубахи-гимнастерки. В дальнейшем они стали основной формой одежды нижних чинов.

В войсках южных военных округов и Донском казачьем войске было разрешено ношение белых чехлов на фуражках и кепи, а в Кавказском и Туркестанском военных округах слали носить кожаные штаны-чембары из овечьей или козьей кожи, которые, по поверьям, предохраняли от змей. В 1869 году устанавливается особый тип формы - походная форма. В связи с этим проводится четкая регламентация всего обмундирования и порядок его ношения, с ежегодным утверждением и оповещением всех о нем. Форма отныне подразделялась на городскую, парадную, праздничную, воскресную, повседневную и походную.

В результате военных реформ I860 - 1870-х годов была введена действительно удобная походная форма. Парадный вариант потерял свое самодовлеющее значение.

Переход к всеобщей воинской повинности и увеличение личного состава армии в царствование Александра II повысили расходы на обмундирование, что заставило военное ведомство искать пути к их снижению. Появление швейных машин и установление стандартных размеров и ростов положили начало индустриальному, более дешевому способу производства обмундирования.

Согласно «Положению о вещевом интендантском довольствии» все предметы подразделялись на два вида: срочные, отпускаемые регулярно через определенное время, и предметы разовой выдачи, которые являлись собственностью части и эксплуатировались до полного износа. Предметами первого типа являлись вещи годовые, то есть те, на которые был установлен срок ношения. Ко второму типу относились пуговицы, гербы, кокарды. Их выдавали либо предметами, либо деньгами.

Во время войн снабжение осуществлялось сверх установленных норм. Могли выдаваться дополнительные вещи, по исключительно с особого высочайшего разрешения, то есть с соизволения самого императора.

В марте 1881 года на российский престол вступает Александр III, про- долживший военные реформы. Был взят курс па повышение боеготовности п строжайшей экономии расходов. Военная реформа, проведенная графом П.С.Ванновским, в основном носила оборонительный характер, ибо сам император по своему характеру был склонен к мирному разрешению конфликтов, за что его и называли царем-миротворцем.

В своем манифесте от 29 апреля 1881 года Александр III выдвинул на первый план «поддержание порядка и власти, наблюдение строжайшей справедливости и экономии. Возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов».

В ходе реформы 1881 - 1883 годов было увеличено количество строевых частей, улучшено их вооружение. За счет сокращения срока действительной военной службы до четырех лет повысилась численность населения, обученного военному делу.

Вся кавалерия, за исключением гвардии, подверглась реформированию по американскому образцу - она стала однородной, способной вести боевые действия как в пешем, так и в конном строю.

Значительно изменился и внешний вид армии. Военный министр генерал П.С.Ванповский и Александр III упростили покрой военного мундира. Он стал более скромным, практичным и удобным в ношении. Покрой его был приближен к русскому национальному костюму. Новый мундир был просторным, имел вид куртки с запашным бортом без пуговиц. Глубокий запах спереди и складки сзади - элементы, характерные для народной верхней одежды, типа поддевки или зипуна. Покрой обеспечивал солдату не только свободу в движении, но и тепло и удобство. Затяжной шнур на лифе куртки позволял в зимнее время поддеть под пего фуфайку. Основным преимуществом нового мундира являлось то, что его легко было подогнать по фигуре. При мобилизации или наборе в армию он мог выдаваться в готовом виде.

Новая форма, с некоторыми отличиями, была распространена во всей армии. Удобство в ношении, легкость подгонки были положительными качествами мундира. Однако отмена декоративных элементов, простота формы вызвали новую проблему - негативное к ней отношение. Это явилось отрицательным результатом реформы.

Сам же император с большим удовольствием и умением носил форму, которая полностью соответствовала его характеру и внешнему виду. Вот как описывает художник А.Н.Бенуа свою встречу с Александром III: «Меня поразила его «громоздкость», его тяжеловесность и величие. Введенная в самом начале царствования новая военная форма с притязанием па национальный характер, ее угрюмая простота и, хуже всего, эти грубые сапожищи с воткнутыми в них штанами возмущали мое художественное чувство. Но вот в натуре обо всем это забывалось, до того самоё лицо государя поражало своей значительностью».

Со сменой царя в России, как правило, менялась и военная форма. Одна- ко после смерти Александра III этого не произошло. До 1897 года она не подверглась каким-либо изменениям, за исключением восстановления некоторых декоративных деталей.

В 1897 году была проведена унификация приборных цветов - лацканов, воротников, обшлагов - в кавалерии, по образцу пехотных полков. Был изменен покрой мундира, он стал двубортным, с шестью пуговицами, карманными клапанами и выпушками.

Развитие военной техники и оружия к концу XIX века коренным образом изменило тактику ведения боевых действий. Сомкнутый строй сменился рассыпным. Широко распространилась позиционная война. Эти новые боевые условия вызвали изменения и в форме. С полевого походного обмундирования стали исчезать яркие расцветки. Появилась новая форма одежды - зеленая, защитного цвета, целью которой было сделать войска менее заметными на фоне местности.

Впервые защитные цвета обмундирования были введены в английской армии в 1895 году в качестве тропической колониальной формы, а в 1904-м, после англо-бурской войны, приняты в качестве основного цвета для походной формы.

Русская армия не спешила перенимать этот опыт, она вступила в русско- японскую войну еще в форме ярких расцветок. Но уже в апреле 1904 года технический комитет при Главном интендантском управлении представил на утверждение образец защитного обмундирования для войск действующей армии на Дальнем Востоке. Она была коричнево-серой - по цвечу растительности и почвы в Маньчжурии. Новое обмундирование поставлялось лишь вновь прибывшим батальонам. В остальных частях в боевой обстановке белые гимнастерки пришлось перекрашивать. Доходило до смешного - главнокомандующий А.Н.Куропаткин издал специальный приказ: «Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности».

Следующим этапом преобразований военного костюма стало введение новой парадной формы в 1908-1909 годах.

В приказах 1907 года Николай II повелел: «Восстановить гвардейским частям пехоты, артиллерии и саперам мундиры времен царствования Александра II» и «для армейской пехоты, для всех частей артиллерии и инженерных войск установить двубортный мундир и ровным образом и форма обмундирования армейской кавалерии подлежит изменению». Реформы вернули к жизни нарядную, эффектно украшенную военную форму 1870-х годов.

И только драгунские полки получили мундиры нового покроя. Они были темно-зеленого цвета и похожи на колеты гвардейских кирасир. Особенно сильно изменились головные уборы гвардейской пехоты и армейской кавалерии. Новый головной убор пехотинцев, введенный в 1909 году, имел вид кивера, у офицеров обтянутого сукном, у нижних чинов - из черного фетра. Он был украшен подвесами, арматурой, султаном или кистью. Армейские драгуны получили каски с поперечным волосяным гребнем: черным - у драгунских полков и белым - у полков, бывших ранее кирасирскими. Музыканты всех полков имели красные султаны.

Шапки гвардейцев были из барашкового меха со шлыком полкового цвета, как правило, по цвету погон. В 1912 году для нижних чинов всех родов войск была введена суконная гимнастерка защитного цвета. Также были установлены погоны нового образца - двусторонние. Шили их так, чтобы можно было перекрашивать (если они выгорали), то есть внешним швом.

К 1913 году возникла проблема экономии средств, отпускаемых на обмундирование. Сроки ношения парадной формы в России были короткими, в основном же носились шинель или гимнастерка, и военные склады были заполнены невостребованным обмундированием. Выходом из создавшегося положения являлось введение единого типа обмундирования, пригодного для военного и мирного времени.

Техническая комиссия военного министерства получила задание императора разработать новые образцы путем добавления каких-либо украшений на существующую походную форму. Причем выбор украшений был предоставлен на усмотрение самих полков. На основании всех отзывов была установлена новая форма: суконная гимнастерка с пристежными лацканом, воротником и обшлагами. Головным убором служила папаха из барашка или искусственного меха. У офицеров декоративные элементы крепились на кителе.

Новое обмундирование успели получить всего девять полков. Дальнейшему проведению реформы помешала Первая мировая война.