Родная природа 19 века литературе. Стихи о родной природе поэтов XIX века

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Лирика - один из трёх родов литературы, основ­ное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделён­ной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцани­ем картин природы.

Образы природы наиболее часто встречаются в сти­хах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила­ми окружающего мира.

Так, стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» рисует картину начала вечерней грозы.

Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём оли­цетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чер­тами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает). Этим он оживляет природу.

Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью.

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и нес ме­ло…» также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий Окаймил её края.

Лирический герой не страшится стихии, а любу­ется её мощью, восхищается её силой.

Не менее выразительно стихотворение И. С. Ники­тина «Ярко звёзд мерцанье…». Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Зву­копись с помощью согласного «л» придаёт стихотво­рению напевность, плавность, тягучесть.

В зеркало залива Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой Темнота лежит.

Звук «р», напротив, позволяет услышать треск го­рящих в костре веток.

Слышен меж кустами Смех и разговор;

Жарко косарями Разведён костёр.

Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение.

Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.

Здесь искали:

  • родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
  • стихи о природе поэтов 19 века
  • поэты 19 века стихи о природе

«В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали». «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»












Сейчас говорить мы будем о весне – времени года, приносящем обновление природе. Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится. Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним. Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу…., представляю…


Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по- разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!


Алексей Николаевич Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди, И унесла зима заботы!..














Птица рада весне, а младенец - матери. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Дружная весна – жди большой воды. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое Длинные сосульки – к долгой весне. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету


Творческое задание Весна начинается с неба. Сначала оно светлеет И чистой голубизною Стекает к земле седой. Весна начинается с криков Веселых стай воробьиных, Которые неумолчно, Взахлеб о весне твердят. Весна начинается с взглядов, Оттаявших после стужи. Весна начинается в сердце, Где ясная тишина. А может, ее начало В той первой огромной луже? Не знаю, но всем понятно: Она началась, весна. О. Лебедушкина С чего же, по вашему мнению, начинается весна? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений, и личных наблюдений.








Фёдор Иванович Тютчев Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ""бабьим летом"", но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ""дивной порой"" ""первоначальной осени"".







П. И. Чайковский «Времена года» Осень своей красотой вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку. П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы услышите. Мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»




На уроке литературы наш класс изучал тему ""Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века"". Изучили не много стихотворений, но в них (этих стихотворениях) мы познали красоту русской природы. Все стихотворения хороши, но больше всего мне понравилось произведение А.К. Толстого "Где гнутся над омутом лозы"". Автор описывает нам красивый летний день:

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

Но не все так хорошо и прекрасно. Летящие и пляшущие стрекозы оказались коварны, они хотели заманить ребенка в омут, показать песчаное дно. Стрекозы рассказывают ребенку о красоте летней природы, нахваливая свой внешний вид:

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Так же они манят своим сладостным, мягким голоском:

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Стрекозы обещают научить его летать, тем времени привлекают его внимание, ведь все дети мечтали, мечтают летать:

"Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Коварные стрекозы говорят ребенку: ""Мы так тебя любим давно"", также они предлагают ему посмотреть на отлогий берег и песчаное дно:

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!"

ребенку грозит смерть, если он пойдет за стрекозами, автор не рассказал, чем закончилось стихотворение.

Обновлено: 2018-01-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Подвиг народа в Великой Отечественной войне по произведениям русских писателей второй половины 20 века

На уроке учащиеся рассмотрят вопрос о взгляде искусства на природу (живопись, музыка, литература); прочитают стихотворения поэтов ХІХ столетия о природе (Ф.И. Тютчев, В.А. Жуковский, А.А. Фет, А.К. Толстой); проведут исследование средств художественной выразительности, которыми поэты пользуются как художники, создавая пейзажное поэтическое полотно.

Тема: Край ты мой, родимый край!

Урок: Стихи о родной природе русских поэтов ХІХ века

Природа - это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

Рис. 1. Опушка леса. Худ. И. Левитан ()

Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы (рис. 1).

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

От слова «пейзаж » произошло название жанра лирики - пейзажная . Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

Рис. 2. Фёдор Иванович Тютчев ()

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) (рис. 2)

Его по праву считают певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа - такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык», - писал поэт.

В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи - первые вестники весны - оповещают о приходе праздника пробуждения природы (рис. 3).

Рис. 3. Большая вода. Худ. И. Левитан ()

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой Весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..

Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»

В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Рис. 4. Василий Андреевич Жуковский ()

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

По-своему изобразил приход весны В.А. Жуковский (рис. 4).

Эле́гия (греч. elegeia, от elegos - жалобная песня) - вид лирики, в котором описывается идеальный пейзаж или рассуждение лирического героя о смысле жизни.

Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма. В России родоначальником элегий был В.А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй - навеянное пейзажами рассуждение.

Приход весны

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

В нескольких строчках простыми словами Жуковский создал восхитительную картину весенней природы. Мы увидели поля и рощи, покрытые молодой зеленью. Услышали пение птиц. А главное - почувствовали прилив сил и радости. Поэт сравнивает приход весны с жизнью души. Душа человека оживает весной вместе с природой.

Рис. 5. Афанасий Афанасьевич Фет ()

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет (рис. 5).

Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика. Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением.

Рис. 6. Голубая весна. Худ. В. Бакшеев ()

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола . Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны. Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга. Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел. Мир полон звуков и движения. А еще для поэта весна - пора любви. И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.

Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря…

Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина». Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта. С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.

Рис. 7. Алексей Константинович Толстой ()

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Для многих поэтов тема природы неразрывно связана с темой родины. Как в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край! »

А. К. Толстой (рис. 7) - поэт, прозаик, драматург ХІХ века. Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Обратите внимание, сколько широты и простора в словах этого стихотворения.

Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] - Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.

С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»

А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «». Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:

Благовест - от слов благая (добрая) весть - колокольный звон перед церковной службой.

Благостный - умиротворяющий, несущий благо.

Каяться - исповедоваться в грехах.

Отрекаюсь - отказываюсь.

Рис. 8. Благовест ()

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я,

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я,

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Ф. И. Тютчев. Биография и творчество ().
  5. В. А. Жуковский. Биография и творчество ().
  6. А. А. Фет. Биография и творчество ().
  7. А. К. Толстой ().
  1. Вспомните, какие средства художественной выразительности вы знаете. Дайте определение понятиям: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение (в случае затруднения см. словарь литературных терминов).
  2. Найдите в стихотворениях, которые рассматривались на уроке, примеры олицетворения. Какую роль олицетворение играет в пейзажной лирике?

Здесь мало всмотреться,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Н. Рыленков

Цели урока:

1. Обучающие:

расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

развивать интерес к поэзии;

помочь понять настроение, чувства поэтов;

помочь создать зрительные образы при чтении стихов;

3. Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, Родине.

Оформление урока

На доске тема урока, эпиграф; портреты поэтов;

словарная работа

Ход урока:

Слово учителя

Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
Послушаем стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…».

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Словарная работа:

Чу – призыв обратить внимание на какие-то звуки.

Нива – засеянное поле.

Смятенный – находящийся в волнении.

В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.

Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.

Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.

Не менее интересным является и другое стихотворение поэта.

Листья.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Словарная работа:

Зефиры – южные тёплые ветры.

Докучный – наводящий скуку.

Это стихотворение написано от лица осенних листьев, которым не терпится улететь вместе с ветром. Себя они противопоставляют хвое: «Их тощая зелень, / Как иглы ежа, /
Хоть ввек не желтеет, / Но ввек не свежа».

Листья называют себя «лёгким племенем», которое «краткое время гостит на сучьях». Они радуются, что «всё красное лето были в красе, играли с лучами, купались в росе». Но осенью им стало скучно, поэтому осенние листья обращаются за помощью к буйным ветрам и готовы улететь.
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.

Выступление II группы.

Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.

Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Словарная работа:

Гудёт (устар.) – гудит.

Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.

Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.

Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".