Импрессионистический характер изображения природы у фета. Импрессионизм и пейзажная лирика А.А

Сообщение по литературе на тему

«Новаторство: черты импрессионизма в лирике»

Выполнили:

Гневшева Мария, Мамина Алена,

ученицы 8 «А» класса

Норильск, 2005 – 2006 учебный год
Содержание

Новаторство Фета: черты импрессионизма в лирике

1. Импрессионизм как понятие в теории литературы и живописи

2. Черты импрессионизма в лирике. Новаторство

Список литературы

Алфавитный указатель проанализированных стихотворений

Новаторство Фета: черты импрессионизма в лирике

1.

Импрессионизм – (от фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв. Сложилось во французской живописи 1860-х – начале 70-х гг. Оказало большое влияние на европейскую культуру. Своим названием обязано полотну К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», показанному на выставке 1874 г. .

Отличительным признаком импрессионизма стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. Сюжеты для своих картин они брали из повседневной жизни, они изображали парижские кафе, улочки, скромные садики, берега Сены, окрестные деревни, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания, обыкновенных людей в будни и праздники. Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух – пленэр – чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Главным для художников была система: предмет – воздух – солнце . Импрессионисты ставили перед собой задачу: воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных зайчиков на самых обычных предметах.


Который стал проникать в другие художественные направления и содействовать решению разных эстетических задач. Стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не продолжали друг друга; между тем в целом обнаруживалось их скрытое единство и связь.

Теоретические идеи. прекрасное. Согласно этим импрессионистическим представлениям, когда прекрасное соединяется с безобразным, побеждает всегда красота: в силу некоего божественного закона природа всегда стремится к высшему типу, к совершенству. Красота – в характерности и выразительности. Роден прокламировал свое кредо: “Красота в правде” . Природа всегда прекрасна, нужно лишь уметь понимать ее проявления.

Некоторые сведения об эстетике импрессионистов можно почерпнуть не у художников, а у их современников и единомышленников – писателей. Главный идеолог и глава натурализма Э. Золя был одним из немногих, кто поддержал импрессионистов в начале их пути. Золя видел в «точности передачи впечатления от природы». В импрессионистическом требовании передачи впечатления для Золя звучало натуралистическое требование точно следовать за природой. Золя считал, что художник должен на холсте запечатлеть свое отношение к природе и показать ее «такой, какой он ее видит», отразить жизнь в ее бесконечных изменениях. Любимый лозунг Золя: «Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент» – вполне может служить определением импрессионизма. То есть для Золя идеи импрессионизма – естественное продолжение его собственных убеждений.

Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме. Он определил новую поэтику так: «Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением».

Особенности метода. Ключевым понятием для импрессионизма стала суггестивность: присутствие в каждом образе бесконечного множества скрытых смыслов, которые обычно не могут быть переданы на языке логически обоснованных понятий. Эти смыслы должны угадываться интуитивно или осознаваться чисто эмоционально, каждый раз оказываясь субъективно окрашенными в восприятии зрителя, читателя или слушателя . Импрессионистический образ призван оставлять ощущение недовершенности, наиболее органичной формой для него оказывается эскиз или миниатюра. Искусство стремится передать мимолетное, эфемерное, спонтанно возникающее чувство красоты, которое таится в скромных пейзажах и в заурядных явлениях будничности. Оно вызывающе противостоит культуре, проникнутой «большими идеями», и доверяет только художественному озарению. Но вместе с тем и основывается на точно рассчитанном эффекте цветовых или звуковых сочетаний, являющихся результатом тщательного анализа, а не импровизации. В литературе веяния импрессионизма оказались наиболее созвучными поэзии, воспринявшей его идеи как способ освобождения от штампов исчерпавшей себя романтической лирики, которая свелась к чистой «декламации», и от требований «полезности», выдвинутых критиками позитивистского толка. Поэтический образ начинает пониматься как запись импульсивно возникающего впечатления, которым порождается цепочка ассоциаций: их невозможно ни предугадать, ни свести в систему.


По поводу роли интуиции в художественном творчестве Роден, выражая позицию импрессионистов в этом вопросе, говорит, что в искусстве все получается путем безропотного подчинения бессознательному . Эта тенденция господства бессознательного в акте художественного творчества достигнет высшего своего развития в XX веке в сюрреализме, проповедовавшем «отключение разума» как принцип художественного творчества.

Художественные итоги. В качестве особого стиля импрессионизм вошел в художественную литературу конца XIX века. Его поочередно открывали для себя многие писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании «заострить» и умножить изобразительность слова. Импрессионистический стиль давал тут известные преимущества. Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые, будучи схваченными наугад, были, возможно, не вполне понятны ему самому, но зато внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая «соринка», сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на неизмеримо более глубокий смысл, чем тот, что был заключен в ней самой; кроме того, своей случайной, «боковой» правдой она сообщала рассказу необычайную яркость и свежесть. Импрессионисты помогли человечеству увидеть изумительный мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами. Импрессионизм означал переворот в манере чувствовать и видеть; он преобразовал не только живопись, но также скульптуру, музыку, литературу.

Оставаясь стилем, импрессионизм не вносил особых перемен в структуру художественного образа. Его появление в творчестве того или иного писателя не означало ломки основных художественных принципов и не сопровождалось официальным переходом в «импрессионисты»; но его присутствие сказывалось в обогащении старых методов, в т. ч. и описательном.

Родоначальниками «» в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: «Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими».

2.

«Стиль поэзии называют импрессионистическим» . Наша задача – доказать это на конкретных примерах.

Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» .

Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». (в рецензии на сборник 1850 г.) сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена, находя там и здесь одинаковую меланхолическую нежность и самоуглубленность. Сердце поэта, пишет Кудрявцев, «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. , с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. О. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен .

Фет, погружаясь в свой внутренний мир, спасался от несовершенного мира. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем .

предсказывал, что Фет займет значительное место в русской лирической поэзии. Сопоставляя его с Пушкиным, Лермонтовым и Тютчевым, Боткин пришел к выводу, что Фет не принадлежит к тем поэтам, которые открывают новые пути «в поэтических пространствах». Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. , с.156).

Вторая особенность – содержание и цель искусства. Нами уже отмечалось то, что главной эстетической категорией импрессионизма являлось прекрасное . В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства. Полемика об эстетических принципах «чистого искусства» развернулась в период острой общественной борьбы конца 50-х – начала 60-х годов… Из статей сторонников «чистого искусства» наиболее известны: «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» , направленная против «Очерков гоголевского периода русской литературы» («Библиотека для чтения», 1856, т. 140), « Фета» («Современник», 1857, № 1), которую назвал «поэтическим катехизисом поэзии» (письмо Боткину от 01.01.01 года), а также статья самого « Тютчева». В ряду этих программных выступлений статья Фета выделяется тем, что Фет был приверженцем этой теории . утверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота. Понимая красоту, гармонию как изначальные, неотъемлемые свойства природы и всего мироздания, поэт отказывается видеть их в общественной жизни:

«… вопросы – о правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху и т. п. считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался» . Но не только общественные, идеологические «вопросы» неприемлемы в поэзии, с точки зрения Фета. Неприемлема вообще прямо заявленная идея. В поэзии возможна лишь «поэтическая мысль». В отличие от мысли философской, она предназначена «лежать твердым камнем в общем здании человеческого мышления и служить точкою опоры для последующих выводов; ее назначение озарять передний план архитектонической перспективы поэтического произведения, или тонко и едва заметно светить в ее бесконечной глубине» .

В путевых очерках «Из-за границы» () Фет говорит о потрясающих впечатлениях, которые пережил в Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля и в Лувре перед статуей Венеры Милосской. Главная мысль Фета – о непостижимости этих вершинных явлений искусства для рационалистического понимания, о совсем иной природе поэтической мысли. «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, пишет Фет о Мадонне, - мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве; с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастию, никогда не постигну». И далее – о Венере: «Что касается до мысли художника, - ее тут нет. Художник не существует, он весь перешел в богиню… Ни на чем глаз не отыщет тени преднамеренности; все, что вам невольно поет мрамор, говорит богиня, а не художник. Только такое искусство чисто и свято, все остальное – его профанация. И наконец – как обобщение: «Когда в минуту восторга перед художником возникает образ, отрадно улыбающийся, образ, нежно согревающий грудь, наполняющий душу сладостным трепетом, пусть он сосредоточит силы только на то, чтобы передать его во всей полноте и чистоте, рано или поздно ему откликнутся. Другой цели у искусства быть не может, по той же причине, по которой в одном организме не может быть двух жизней, в одной идее – двух идей» . «Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета: «Полон нежного волненья, / Сладостной мечты, / Буду ждать успокоенья / Чистой красоты» (1847); «В благословенный день, когда стремлюсь душою / В блаженный мир любви, добра и красоты…» (1857); «Целый мир от красоты, / От велика и до мала, / И напрасно ищешь ты / Отыскать ее начало. / Что такое день иль век / Перед тем, что бесконечно? / Хоть не вечен человек, / То, что вечно, - человечно» (Между 1874 и 1886 годами).

Выше мы уже упоминали о манере письма художников-импрессионистов. Мы можем указать полотна импрессионистов, наиболее полно отражающие данное направление живописи: О. Ренуар «Тропинка в высокой траве» (1874), О. Ренуар «Качели» (1876), Э Мане «Завтрак на траве» (1863), К. Моне «Дикие маки» (1873), К. Моне «Бульвар Капуцинок», А. Сислей «Дорога в лесу» (1879), К Писсарро «Бульвар Монмартр. Солнце после полудня» (1897) и др.

). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

Четвертая особенность – тождество человека и природы. В поэзии это выражено с помощью особого приема – психологического параллелизма. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Аналогия с душевным состоянием человека проведена настолько тонко, что трудно отделить мир природы от мира чувств. Зоркость души очень важна для художника. Сложные задачи психологического и философского характера диктовали поэту необходимость искать новые изобразительные средства. Найденные им крупицы образной новизны производили впечатление необычности и даже странности. Очень часто в работах филологов приводится цитата: «А мне все тут непонятно… я не понимаю связи между любовью и снегом», - жаловался на Фета один из критиков. А между тем уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка» (на инструмент перенесено впечатление от издаваемых им звуков), «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В таком духе начали писать уже в начале нашего века, в его 10-20-х годах» . В послании к поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

За тремя традиционными строками, говорящиими о том, что песню старого поэта овевает нечто молодое, Фет дает поражающую современным видение м мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

Сфера подсознательного восприятия мира требовала для своего выражения особого метода, который стал существенным элементом в становлении русской литературы. «Бессознательное» может изучаться как особая форма отражения внешнего мира…», - пишет современный исследователь, намечая различные пути изучения проблемы . Думается, что поэзия Фета на путях такого изучения может сыграть важную роль. Недаром еще в 1889 году председатель Психологического общества Н. Грот на юбилейном чествовании читал от имени членов общества поздравление, в котором говорилось: «…без сомнения, со временем, когда приемы психологического исследования расширятся, ваши произведения должны дать психологу обильный и интересный материал для освещения многих темных и сложных фактов в области чувствований и волнений человека» .

считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. .

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

Стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

Тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

Способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

Поиск новых способов поэтической выразительности.

Список литературы:

1. Афанасий Афанасиевич Фет. Биография. Лирика // Русская словесность. – М., 1996. - № 4. - С. 87-91.

2. «Трепет жизни». Импрессионизм в лирике А. Фета // Русская словесность. – М., 1998. - март –апрель. - №2. - С. 66 – 71.

3. Борев. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / . - М.: Астрель, 2003, 575 с.

4. «Там человек сгорел…» // Озеров и волшебство. Книга статей. - М.: Советский писатель, 1976. - С. 153-202.

5. Палиевский // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. /Гл. ред. . – М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 3 – Стб 112-114.

6. Розенблюм и эстетика «чистого искусства» // Вопросы литературы. – М., 2003. - март-апрель. - С. 105-162.

7. Скатов Афанасия Фета. (Истоки, метод, эволюция) // Далекое и близкое. Литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981. - С. 1

8. Фет звезд: Стихотворения. – М.: дом «Летопись – М», 2000. – 444 с.

9. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20с.

Тезисы:

Импрессионизм как понятие в теории литературы и живописи.

· Импрессионизм – (от фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв. Сложилось во французской живописи 1860-х – начале 70-х гг. Оказало большое влияние на европейскую культуру. Своим названием обязано полотну К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», показанному на выставке 1874 г. .

· Отличительным признаком импрессионизма стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.

· Главным для художников была с истема: предмет – воздух – солнце . Импрессионисты ставили перед собой задачу: воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных зайчиков на самых обычных предметах .

· Очень скоро сложился так называемый «импрессионистический стиль», стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не продолжали друг друга; между тем в целом обнаруживалось их скрытое единство и связь.

· Теоретические идеи. Импрессионисты не проявляли особой заботы о формулировании своих эстетических принципов. И все же из рассуждений некоторых импрессионистов (скульптора Родена, например) можно узнать о существенных эстетических постулатах импрессионистов, и в частности о взглядах на коренную эстетическую категорию – прекрасное. Согласно этим импрессионистическим представлениям, когда прекрасное соединяется с безобразным, побеждает всегда красота. Красота – в характерности и выразительности. Роден прокламировал свое кредо: “Красота в правде” . Природа всегда прекрасна, нужно лишь уметь понимать ее проявления.

Некоторые сведения об эстетике импрессионистов можно почерпнуть не у художников, а у их современников и единомышленников – писателей. Главный идеолог и глава натурализма Э. Золя говорил: «Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент». Его слова вполне могут служить определением импрессионизма.

Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме. Он определил новую поэтику так: «Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением».

· Особенности метода. Импрессионистический образ призван оставлять ощущение недовершенности, наиболее органичной формой для него оказывается эскиз или миниатюра. В литературе веяния импрессионизма оказались наиболее созвучными поэзии, воспринявшей его идеи как способ освобождения от штампов исчерпавшей себя романтической лирики, которая свелась к чистой «декламации», и от требований «полезности», выдвинутых критиками позитивистского толка. Поэтический образ начинает пониматься как запись импульсивно возникающего впечатления, которым порождается цепочка ассоциаций: их невозможно ни предугадать, ни свести в систему.

· Художественные итоги. В качестве особого стиля импрессионизм вошел в художественную литературу конца XIX века. Его поочередно открывали для себя многие писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании «заострить» и умножить изобразительность слова. Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые, будучи схваченными наугад, были, возможно, не вполне понятны ему самому, но зато внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая «соринка», сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на неизмеримо более глубокий смысл, чем тот, что был заключен в ней самой; кроме того, своей случайной, «боковой» правдой она сообщала рассказу необычайную яркость и свежесть. Импрессионисты помогли человечеству увидеть изумительный мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами. Импрессионизм означал переворот в манере чувствовать и видеть; он преобразовал не только живопись, но также скульптуру, музыку, литературу.

· Оставаясь стилем, импрессионизм не вносил особых перемен в структуру художественного образа. Его появление в творчестве того или иного писателя не означало ломки основных художественных принципов и не сопровождалось официальным переходом в «импрессионисты»; но его присутствие сказывалось в обогащении старых методов, в т. ч. и описательном.

Родоначальниками «психологического импрессионизма » в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: «Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими».

Тезисы:

Черты импрессионизма в лирике. Новаторство.

· «Стиль поэзии называют импрессионистическим» . Наша задача – доказать это на конкретных примерах.

Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» .

· Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена. Сердце поэта «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. , с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем .

· Боткин пришел к выводу, что Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. , с.156).

· Вторая особенность – содержание и цель искусства. В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства.

у тверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота.«Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета.

· Пейзажи в стихотворениях Фета воздушны, в них много света, они как бы просвечивают насквозь (пахнуло, дышит, дымка, туманный пар, прозрачный воздух, воздух плывет, изменчивый лик, месяц глядит между длинных ветвей ). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

Способность передать яркость, красочность природы (пурпур, серебро, янтарь, сиянье, синева ) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

· Четвертая особенность тождество человека и природы. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка», «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В послании к поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

То ласточка мелькнет, то длинная ресница.

Фет дает поражающую современным видением мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства» .

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

- стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

- тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

- способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

- поиск новых способов поэтической выразительности.

Алфавитный указатель проанализированных стихотворений

1. Бабочка

2. «Барашков буря шлет своих…»

3. «Благовонная ночь, благодатная ночь…»

4. «Блеском вечерним овеяны горы…»

5. «В вечер такой золотистый и ясный…»

6. «В дымке-невидимке…»

7. Весенний дождь

8. «Вот и летние дни убавляются…»

9. «Вчера расстались мы с тобой…»

10. «Глубь небес опять ясна…»

11. Горячий ключ

12. «День проснется – и речи людские…»

13. «Дул север. Плакала трава…»

14. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

15. «Есть ночи зимней блеск и сила…»

16. «Жду я, тревогой объят…»

17. «Жизнь пронеслась без явного следа…»

18. «За горами, песками, морями…»

20. «Из дебрей туманы несмело…»

21. «Измучен жизнью, коварством надежды…»

22. «Как богат я в безумных стихах!..»

23. «Как нежишь ты, серебряная ночь…»

24. «Кляните нас: нам дорога свобода…»

26. Кукушка

27. Ласточки

29. «Летний вечер тих и ясен…»

30. «Людские так грубы слова…»

31. «Моего тот безумства желал, кто смежал…»

32. «Молятся звезды, мерцают и рдеют…»

33. Море и звезды

34. «Мы встретились вновь после долгой разлуки…»

35. «Над озером лебедь в тростник протянул…»

36. На рассвете

37. «Не отнеси к холодному бесстрастью…»

38. Ничтожество

39. «Ночь и я, мы оба дышим…»

40. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…»

41. «Одним толчком согнать ладью живую…»

42. «О, как волнуюся я мыслию больною…»

43. «Опавший лист дрожит от нашего движенья…»

44. «Опять осенний блеск денницы…»

45. Осенняя роза

46. Осень («Как грустны сумрачные дни…»)

47. «Прости! Во мгле воспоминанья…»

48. Псевдопоэту

49. «Светил нам день, будя огонь в крови…»

50. «С гнезд замахали крикливые цапли…»

51. «Сегодня все звезды так пышно…»

53. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

54. Смерти («Я в жизни обмирал и чувство это знаю…»)

55. «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…»

57. Среди звезд

58. «Страницы милые опять персты открыли…»

59. «Теснее и ближе сюда!..»

60. «Только в мире и есть, что тенистый…»

61. «Томительно-призывно и напрасно…»

62. «Ты видишь, за спиной косцов…»

63. «Ты отстрадала, я еще страдаю…»

64. «Ты помнишь, что было тогда…»

65. «Тяжело в ночной тиши…»

66. Угасшим звездам

68. «Устало все кругом: устал и цвет небес…»

69. «Учись у них – у дуба, у березы…»

70. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…»

71. Шопену

72. «Я потрясен, когда кругом…»

73. «Я пришел к тебе с приветом…»

74. «Я тебе ничего не скажу…»

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.

Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод: "Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль: В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей".

("Певице", 1857) Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами: "Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!" ("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887) Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней: "Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, и заря, заря!.." ("Шепот, робкое дыханье...", 1850) Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения "милого лица" и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.

Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья "останутся холодной красой пугать иные поколенья" ("Сосны", 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее: "Не верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа".

("Учись у них - у дуба, у березы", 1883) Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению: "Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает: В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста - И посвященным только зримо Цветет весна и красота".

(1862) Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота".

А.А.Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру.

Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение "Осенняя воля", хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.

До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.

Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод:

"Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль:

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей".

"Певице", 1857)

Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами:

"Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!"

("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887)

Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней:

"Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, и заря, заря!.."

("Шепот, робкое дыханье...", 1850)

Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения "милого лица" и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.

Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья "останутся холодной красой пугать иные поколенья" ("Сосны", 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:

"Не верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа".

("Учись у них - у дуба, у березы", 1883)

Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению:

"Какая грусть!

Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает:

В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота". (1862)

Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота".

А.А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение "Осенняя воля", хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.

До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод: "Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль: В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви. О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей". ("Певице", 1857) Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами: "Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!" ("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887) Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней: "Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, и заря, заря!.." ("Шепот, робкое дыханье...", 1850) Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения "милого лица" и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку. Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья "останутся холодной красой пугать иные поколенья" ("Сосны", 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее: "Не верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа". ("Учись у них - у дуба, у березы", 1883) Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению: "Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает: В ней тот же холод, что кругом. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А вся надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста - И посвященным только зримо Цветет весна и красота". (1862) Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота". А.А.Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение "Осенняя воля", хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность. До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

    В своих стихах А.Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота,...

    Образ ночи в лирике А.А. Фета является зыбким, колеблющимся. Он легкой дымкой окутывает читателя и тут же куда-то исчезает. Для лирического героя А.А. Фета ночь - это прекрасное время суток, когда человек остается наедине с самим собой и своими мыслями....

    Дом Григорьевых стал местом сборища талантливой университетской молодежи. Здесь бывали студенты словесного и юридического факультетов Я. П. Полонский, С. М. Соловьев, сын декабриста Н. М. Орлов, П. М. Боклевский, Н. К. Калайдович. Вокруг А. Григорьева...

    Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. Ф. И. Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет был...

Поэтическая позиция Афанасия Афанась-
евича Фета долгое время трактовалась непра-
вильно. Фета считали «жрецом чистого искус-
ства», однако, если обратиться к его творчест-
ву, даже программное фетовское заявление:
«…Не знаю сам, чтб буду петь - но только
песня знает» - может быть понято не как по-
этический «каприз», а как отзывчивость поэта
на изменения окружающего мира. Поэтичес-
кий инструмент очень чуток, любое колебание
в природе, изменение состояния души тут же
отзовется в стихах.
Фета-стихотворца ведет вперед впечат-
ление о мире вокруг него, это впечатление
живыми образами передается человеку, чи-
тающему его стихи. Основываясь на впечат-
лении, он создает целый яркий, сочный по-
этический мир. Искусство поэта обладает
волшебной силой, оно подчиняет человека,
ведет его среди житейских невзгод:
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средъ незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей…
{«Певице», 1857)
Назначение поэта - воплотить невопло-
щенное, быть соединительным звеном между
разрозненными частями мира и человечески-
ми душами:
Дать жизни вздох, дать сладость тайным
мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
(«Одним толчком согнать ладью
живую…», 1887)
Фет известен и как певец природы. Дей-
ствительно, природа в его стихах запечатле-
на тонко, поэт замечает малейшие перемены
в ней:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(«Шепот, робкое дыханье…», 1850)
Фет выверяет свой стих, «строит» его, за-
ставляет звучать прекрасной музыкой.
Изменения «милого лица» и изменения
в природе - подобный параллелизм типичен
для фетовских стихов. Фет, увидев красоту
мира, пытается ее сохранить в своих стихах.
Думаю, что поэт вводит эту связь между
природой и любовью потому, что выразить
свои чувства и впечатления можно, только
говоря о прекрасном и вечном, а любовь и
природа - две самые прекрасные вещи на
земле, и нет ничего более вечного, чем при-
рода и любовь. Выражая свои впечатления,
он в несколько раз увеличивает остроту вос-
приятия, вводя эту связку.
Не только состояние природы отражается
на состоянии человеческой души. Природа и
люди - составные части единого мира, и че-
рез природу человек лучше понимает себя,
описывая ее, может полнее выразить собст-
венное психологическое состояние. Но приро-
да вечна, деревья «останутся холодной красой
пугать иные поколенья» («Сосны», 1854), а че-
ловек смертен, и все-таки он может учиться
у природы стойкости, надежде на лучшее:
Не верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(«Учись у них - у дуба,
у березы», 1883)
Сочетания нескольких важнейших моти-
вов фетовской лирики можно проследить по
такому стихотворению:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот- же холод, что кругом.
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
(1862)
Картина природы (зима, серебряные змеи
поземки, мрачное небо) - это одновременно
как бы и картина человеческой души. Но при-
рода меняется, придет пора, когда снега рас-
тают, и, надеется лирический герой, «душа
опять помолодеет». А кроме того, искусство -
это и есть тот «родной край», где нет никаких
бурь, где «цветут весна и красота».
А. А. Фет был одним из родоначальников
русского импрессионизма, появившегося как
стиль в Европе в конце XIX века. Его произ-
ведения оказали влияние не только на рус-
скую, но и на мировую культуру. Влияние
Фета отчетливо видно, если рассмотреть твор-
чество поэтов и художников XX века. Из них
особо можно выделить Блока. Его поэзия очень
схожа с поэзией Фета. Мне особенно напоми-
нает Фета стихотворение Блока «Осенняя
воля», хотя оно больше связано с окружаю-
щей реальностью.