Государственные образовательные стандарты.

(«социология»). Следующим шагом стандартизации вузовской дея­тельности является государственный документ, определяющий тео­ретическую модель специалиста с высшим образованием по каждой конкретной специальности. В виду того, что многие государствен­ные образовательные стандарты России и Беларуси унифицируются, можно это рассмотрение провести на примере государственного об­разовательного стандарта по социологии принятого в Беларуси.

Прежде всего укажем на структуру этого руководящего докумен­та, которая определяется его содержанием и является общим для любой вузовской дисциплины.

1. Область применения.

3. Основные термины и определения.

4. Общая характеристика специальности


5. Требования к уровню образованности абитуриента и составу вступительных экзаменов.

7. Квалификационная характеристика специалиста.

8. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.

9. Структура учебного плана специальности.

10. Минимум содержания образовательной программы по циклам дисциплин.

11. Квалификационная аттестация.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Итак, что же определяет государственный стандарт высшего об­разования (по специальности «Социология»)?

Этот документ представляет собой теоретическую модель специ­альности и специалиста, то есть он отвечает на вопросы, что это за специальность, какой объем знаний необходим для ее приобретения и какими навыками должен обладать специалист данной квалифика­ции. Рассмотрим некоторые пункты стандарта более подробно.

Область применения определяет назначение, структуру и содер­жание специальности «Социология», определяемой шифром Г.08.01.00, что представляет собой номер ее государственной реги­страции. В этой части указывается, что стандарт обязателен для применения во всех вузах Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.



Наличие такого раздела, как «Основные термины и определе­ния», диктуется необходимостью однозначного понимания и ис­пользования основных терминов данной специальности и квалифи­кации. В частности, в госстандарте по социологии определяются такие понятия, как «специалист с высшим образованием», «социо­лог» и «социология».

В рамках общей характеристики специальности указываются: 1) время утверждения специальности государственным органом (в частности, министерством образования); 2) формулировка профес­сиональной квалификации («Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин»). Подобная запись в дипломе означает, что выпускник может работать как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в сфере преподавательской деятельности, начиная от школы и кончая вузом, причем не только по социологии, но и по другим дисциплинам общественного профи­ля, например, по политологии или истории); 3) место специальности

в системе обществознания; 4) специализации, имеющие свои шиф-ровые указатели. В действующем госстандарте указывается семь специализаций основной специальности:

Теория, методология и история социологии;

Методы социологических исследований;

Социология труда и экономическая социология;

Социальная структура и социальные процессы;

Политическая социология;

Социология духовной жизни;

Социология управления.

Эта часть стандарта наиболее подвижна, может изменяться и до­полняться по мере необходимости другими специализациями.

В пятом пункте стандарта определяется уровень знаний абитури­ентов, стремящихся, получить указанную специальность, и устанав­ливается примерный перечень вступительных экзаменов по основ­ным дисциплинам. Как правило, это:

Человек и общество (устно).

Математика (письменно).

Белорусский язык и литература или русский язык и литерату­ра (письменно).

Иностранный язык (устно).

В пункте о содержании профессиональной деятельности специали­ста указываются: объекты, виды и сферы профессиональной деятельно­сти (для социолога это научно-исследовательские, образовательные, управленческие организации, учреждения культуры, средств массовой информации, общественные и государственные организации и родст­венные им сферы деятельности); указываются и основные функции профессиональной деятельности социолога (к ним относятся: поста­новка проблем и задач, выработка и принятие решений, планирование деятельности и умелое ее осуществление, организация взаимодействий, управленческих мероприятий, анализ социальных факторов производст­ва и общественной жизни, овладение приемами и навыками обучения).

Седьмой и восьмой пункты госстандарта представляют собой квалификационную характеристику специалиста (в данном случае социолога). В узком смысле слова именно эти пункты и представля­ют теоретическую модель специалиста, определяя количественный и качественный параметры его знаний и умений.

Эта модель конкретизируется девятым и десятым пунктами, в ко­торых указывается общий перечень дисциплин, необходимых для формирования специалиста-социолога (с указанием общих часов изучения по каждой дисциплине, предполагается, что социолог за пять лет обучения без факультативов и дополнительных видов обу-44


чения должен усвоить 15 общегуманитарных и социальных дисцип­лин, три из цикла математических и естественнонаучных дисциплин, 23 дисциплины общепрофессионального цикла, 13 спецкурсов, т.е. всего 56 дисциплин) и дается их краткая содержательная характери­стика, указываются также виды и сроки практик.

Одиннадцатый пункт определяет формы контроля знаний в ходе обучения и на заключительной стадии в виде государственного эк­замена по специальности и защиты дипломного проекта в государст­венной экзаменационной комиссии.

Заключительный пункт раскрывает те организационные и другие требования, которые призваны - обеспечить реализацию основных пунктов госстандарта. Здесь подробно описывается организация учебного процесса, требования к кадровому составу, учебно-методическому и материальному обеспечению учебного процесса.

На базе государственного образовательного стандарта специаль­ности разрабатываются три нижеследующих документа: квалифика­ционная характеристика, профессиограмма и учебный план специ­альности. Особое значение для планирования и организации учебно­го процесса подготовки специалиста имеет учебный план специаль­ности. Рассмотрим его подробнее.

Учебный план специальности

Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисци­плину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, т.к. в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждае­мый соответствующим государственным органом (как правило, ми­нистерством образования).

Учебный план специальности представляет собой как бы страте­гический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанав­ливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп:

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

Математические и.естественнонаучные дисциплины;

Общепрофессиональные и специальные дисциплины;

Дисциплины специализации;

Дополнительные виды обучения.

Далее в плане указывается в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какая форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого в учебном плане специальности указываются время и сроки прове­дения различных видов практики, подготовка курсовых работ и ди­пломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. При пятилетнем обучении это 105 ра­бочих недель при шестичасовой ежедневной загрузке, остальное время отводится для самостоятельной работы студентов.

Рабочие планы и расписание занятий

На основе учебного плана специальности составляются рабочие планы. Эти планы составляются работниками деканатов соответст­вующих факультетов и представляют собой дальнейшую детализа­цию учебного процесса. Дело в том, что хотя учебный план специ­альности и представляет собой общезначимый государственный до­кумент, жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. Так семест­ры могут различаться по количеству рабочих недель, праздничные дни (которые сейчас чуть ли не каждый год меняются) также изме­няют количество рабочих дней в том или ином семестре и некоторые другие факторы заставляют несколько корректировать (чаще всего в сторону уменьшения) сетку часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины. Эта коррекция и осуществляется в рабочих пла­нах. Особенность этих планов состоит в том, что они составляются для каждого курса и для каждого семестра отдельно. Они помогают более четко организовать учебный процесс, устанавливают связь между деканатом и кафедрами. Последние назначают преподавате­лей, в центральной диспетчерской вуза запрашивается необходимое количество аудиторий, определяется сменность занятий и время проведения лекций и семинаров. Все эти данные необходимы для составления расписания занятий -основной планирующий и органи­зующий документ, благодаря которому осуществляется реальный учебный процесс.

План курса дисциплины

Время, отведенное в учебном плане специальности и конкретизи­рованное в рабочих планах, определяет те временные рамки, кото­рые отводятся для изучения той или иной дисциплины. Одни дисци­плины требуют меньшего времени для своего изучения, другие -большего; одна и та же дисциплина может изучаться либо один, ли­бо два семестра, может быть поставлена на младших курсах, а может быть втиснута где-нибудь и на выпускном курсе (что весьма часто 46


происходит именно с социологией) - все это требует индивидуаль­ного подхода к планированию читаемого курса.

Если раньше основные общественные науки читались в строгой последовательности по одной для всех вузов программе, то сейчас такая унификация отсутствует, и кафедрам (а, точнее, самим препо­давателям) приходится в каждом отдельном случае иметь соответст­вующий план и программу читаемого курса (в том числе и по социо­логии). Что, с одной стороны, вроде, и хорошо, так как все курсы по общественным наукам превратились в авторские, но, с другой сто­роны, это создает и весьма широкий разброс как в качественном, так и в количественном выражении содержания предмета. И это несмот­ря на то, что в настоящее время уже существуют государственные стандарты по изучению общественных дисциплин, однако чаще все­го требования этих стандартов не выполняются. Министерские же чиновники весьма робко выполняют свои контрольные функции. На этой основе сформировались две крайние позиции: одни предлагают ввести некий интегральный госэкзамен, который бы объединил ос­новные знания в области философии, политологии, социологии и экономики; другие же предлагают вовсе отказаться от экзаменов по обществоведческим дисциплинам, в частности, отменить даже кан­дидатский экзамен по философии в качестве общеобразовательного. И у той, и у другой позиции есть свои весьма убедительные аргу­менты, так как здесь противостоят две идеологии: тотального моно-мыслия и индивидуалистского плюрамыслия.

Структурно учебный план и программа курса отличаются друг от друга, но взаимопредполагают друг друга. Начальным документом, безусловно, является план курса, который представляет собой пере­чень основных тем, предназначенных для изучения с почасовой раз­бивкой на лекции и семинары. Это то, что иногда называют темати­ческим планом курса.

На основе тематического плана курса составляется программа курса. Программа представляет собой аннотацию каждой темы с указанием основной и дополнительной литературы. С методической точки зрения программа может быть узкой и расширенной. В узком плане программа действительно дает лишь аннотацию темы, в рас­ширенном же варианте могут быть сделаны указания на необходи­мость выделения тех или иных вопросов, более детальное рассмот­рение учебной и научной литературы, например, с указанием соот­ветствующих разделов и страниц и т.д.

Часто учебный план и программа курса даются совместно в едином документе, который и называется программой курса.

Рабочая программа

Очень часто один и тот же предмет, читаемый даже одним и тем же преподавателем, но на разных потоках, курсах или факультетах, требует своей детализации с точки зрения времени чтения, специфи­ки курсов (младшие или старшие), специфики специальности (есте­ственники, общественники), специфики форм обучения (очное, за­очное) и т.д. Поэтому преподавателю часто приходится варьировать свой материал: какие-то темы сокращать, какие-то расширять, какие-то разбирать на лекциях и на семинарах, а какие-то изучать только на семинаре и т.д. Эти вариации могут быть зафиксированы в рабо­чих программах, где указывается, кто читает курс, в каком объеме с точным указанием часов и дней работы, какие темы будут освещены в лекциях, а какие следует разобрать на семинарских занятиях. В сущности, по одному и тому же предмету у преподавателя может быть несколько рабочих программ, которые помогают ему ориенти­роваться при распределении материала в зависимости от конкретных условий обучения.

План лекции

Является необходимой частью работы преподавателя вуза. Даже тогда, когда имеется программа курса и определенный опыт препо­давательской работы преподавателю все равно часто приходится решать проблему, что давать, в каком объеме и в какой последова­тельности. Эта проблема и решается за счет планирования лекцион­ного материала. Как правило, в лекции выделяются три-четыре клю­чевых вопроса, раскрывающих сущность темы. Эти вопросы помо­гают отобрать необходимый материал к лекции и точно рассчитать его передачу студентам. Без такого плана лекция утрачивает свою основную функцию - систематического изложения материала, и превращается в свободное собеседование с достаточно произволь­ным переключением внимания учащихся на разные житейские темы, что достаточно легко происходит в ситуации преподавания общест­венных дисциплин. Именно поэтому вопрос о планировании лекции имеет большой методический смысл, помогающий максимально систематизировать излагаемый материал. План лекции следующий этап конкретизации и систематизации материала, это именно тот случай, где максимально проявляются творческие способности пре­подавателя, т.к. ему необходимо соединить воедино объективные требования, предъявляемые к читаемому курсу, и свои собственные субъективные интересы.


План семинара

Семинарское занятие как форма обучения по своей методике весьма существенно отличается от лекции. Это отличие выражается и в планировании семинара. Хотя главным здесь, как и в лекции, остается, выделение ключевых вопросов, предназначенных для об­суждения, но сама структура этого плана весьма отличается от лек­ционного планирования. План семинара, в какой-то мере, может быть сравнен с режиссерским планом, который должен выводить на сцену актеров (студентов) с заранее выученными ролями и разыгры­вать своеобразный спектакль под названием семинарское занятие. Именно поэтому план семинара должен включать не только основ­ные, но и дополнительные вопросы, преподаватель должен заранее наметить как основных, так и дополнительных выступающих, ему необходимо быть готовым не только выслушивать ответы, но и са­мому включаться в диспут, выводя его на уровень теоретического анализа и обобщения. Все эти особенности проведения семинара должны быть отражены в его плане, что помогает как преподавате­лю, так и студентам перейти от экспромта к серьезному обсуждению проблемы. Учитывая то обстоятельство, что семинары весьма суще­ственно могут отличаться друг от друга по своему виду, меняется и их плановая основа. План семинара является не только организую­щим документом, но может служить и отчетным документом при проверке работы преподавателя.

Таким образом, можно заключить, что система образования во­обще и высшего образования в частности сверху до низу пронизана различного рода планирующими мероприятиями и соответствую­щими им документами, что и придает ей характер систематического с четким определением целей и задач социального действия, направ­ленного на организацию учебного процесса и подготовку специали­стов высшей квалификации.


Определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт.

История разработки

В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.

Структура

Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это:

  1. Цели педагогической деятельности на каждой ступени.
  2. Нормативы базового содержания основных программ.
  3. Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки.
  4. Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях.
  5. Требования к условиям обучения.

Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы:

  1. Минимум содержания ООП.
  2. Максимальный объем учебной нагрузки.
  3. Нормативы по уровню подготовки выпускников.

При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен:

  1. Ликвидирован целевой блок.
  2. Требования к основному содержанию ООП были заменены "обязательными минимумами", то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт - это был, по сути, обычный набор предметных планов.
  3. Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки.
  4. Были убраны требования к условиям обучения.

Критика и изменения

Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что "трехмерный" государственный стандарт - это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ "О высшем и послевузовском профобразовании" произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс.

Этапы

В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого - для ООП, первого и второго поколения - для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г.

Формирование системы нормативов

Требования ФГОС могут разрабатываться по:

  1. Уровням.
  2. Ступеням.
  3. Направлениям.
  4. Специальностям.

Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки).

Согласование и экспертиза

Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу.

Заинтересованные субъекты

Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают:

  1. Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов - по проектам нормативов ООП.
  2. Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, - по стандартам полного профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС.
  3. Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях - по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о.

Принятие

По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие.

Цели

Ключевая задача, которую выполняет образовательный стандарт, - это формирование единого педагогического пространства на территории страны. Нормативы также преследуют следующие цели:

  1. Духовное и нравственное воспитание и развитие.
  2. Преемственность ООП дошкольного, начального, основного, полного школьного, а также начального, среднего и вузовского профобразования.

В нормативах устанавливаются сроки обучения с учетом различных его форм, педагогических технологий, особенностей определенных категорий учащихся.

Применение

Федеральный образовательный стандарт выступает в качестве основы для:

  1. Организации педагогической деятельности в учебных заведениях, реализующих ООП в соответствии с утвержденным нормативом, вне зависимости от организационно-правовой формы и подчиненности.
  2. Разработки примерных программ по предметам и курсам, контрольно-измерительных материалов, учебных изданий.
  3. Проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на проверку соблюдения законодательства в сфере педагогической деятельности.
  4. Разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учреждений, реализующих ООП.
  5. Формирования муниципального или госзадания для учебных заведений.
  6. Аттестации педагогов и сотрудников административно-управленческого аппарата муниципальных и госструктур.
  7. Организации внутреннего мониторинга качества педагогической деятельности.
  8. Проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  9. Организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников.

Внедрение в педагогическую деятельность

Как на практике реализуются ФГОС? Программы, которые действуют в учебных заведениях, должны составляться в соответствии с утвержденными нормативами. Их разработка осуществляется непосредственно учреждениями. Сформированные по ФГОС программы включают в себя:

  1. Учебный план.
  2. Календарный график.
  3. Рабочие предметные программы.
  4. Планы по курсам, модулям (дисциплинам), другим компонентам.
  5. Методические и оценочные материалы.

Поколения

Первые общеобразовательные стандарты были введены в 2004 г. Второе поколение нормативов было принято:

  1. Для 1-4 кл. - в 2009 г.
  2. Для 5-9 кл. - в 2010 г.
  3. Для 10-11 кл. - в 2012 г.

Они были направлены на результат, формирование и развитие УУД у учащихся. Первое поколение стандартов высшего профобразования было утверждены в 2003 г. Следующие нормативы вводились в 2005 г. Они были ориентированы на приобретение студентами знаний, навыков и умений. Третье поколение стандартов утверждается с 2009 г. В соответствии с ними в/о должно вырабатывать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции.

ЕГС ВПО

До 2000 г. действовал единый госстандарт высшего профобразования. Он был утвержден правительственным Постановлением. Данный стандарт определял:

  1. Структуру вузовского профобучения.
  2. Документы о в/о.
  3. Общие требования к базовым профобразовательным направлениям и условиям их реализации.
  4. Объем и нормативы нагрузки студента.
  5. Академические свободы вуза в определении содержания ВПО.
  6. Общие требования к списку специальностей (направлений) профобучения.
  7. Порядок, в соответствии с которым осуществляются разработка и утверждение нормативов по минимуму содержания и уровню подготовки студентов по конкретным профессиям.
  8. Правила госконтроля соблюдения требований госстандарта высшего профобразования.

С 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 должны устанавливаться более прогрессивные нормативы. Новые стандарты внедряются, кроме прочего, для направлений вузовского обучения, касающихся подготовки научно-педагогических работников. Нормативы также разрабатываются для дошкольного воспитания и развития. Для них ранее действовали государственные федеральные образовательные минимумы. Нормативы распространялись непосредственно на структуру программы дошкольного обучения.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Стандарт профессионального образования - это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются для каждой специальности высшего профессионального образования. Разработчиками данных стандартов являются учебно-методические объединения (УМО). УМО создаются на базе вузов, лидирующих в подготовке специалистов по той или иной специальности. Например, стандарт специальности «Профессиональное обучение» разработан УМО высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию (Уральский государственный профессионально педагогический университет, г. Екатеринбург).

В структуре государственного образовательного стандарта любого уровня образования можно выделить три компонента: федеральный, региональный и локальный.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливает единые и обязательные для всех аккредитованных образовательных учреждений:

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

Нормативы учебного времени и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

Требования к уровню подготовки выпускников;

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов устанавливается Российской Федерацией в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции.

Региональный или национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается субъектом Российской Федерации для того, чтобы полнее учесть местные традиции и культуру населения, проживающего на соответствующей территории.

Локальный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается образовательным учреждением в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей (иных законных представителей) и с учетом финансовых, материально-технических, организационных, кадровых и иных возможностей самого учреждения.

Государственный образовательный стандарт специальности высшего профессионального образования определяет самые общие требования к организации учебного процесса в вузах, ведущих подготовку по данной специальности.

Структура ГОС ВПО :

1. Общая характеристика специальности.

Описываются в общих чертах квалификационные характеристики выпускника, объект его профессиональной деятельности, а также возможности его дальнейшего обучения.

2 . Требования к уровню подготовки абитуриента.

3 . Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности. ОПОП включает:

Учебный план по специальности;

Программы учебных дисциплин;

Программы практик;

Программы итоговой государственной аттестации.

ОПОП подготовки педагога профессионального обучения включает

Дисциплины федерального компонента,

Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента,

Дисциплины по выбору студента,

Факультативные дисциплины.

Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. ОПОП подготовки педагога профессионального обучения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:

Цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ин. яз., физич культура, культурология, история, политология, экономика...);

Цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика, КСЕ, экология...);

Цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины (введение в ППС, физиология, психология, история педагогики...);

Цикл ОД — дисциплины отраслевой подготовки (общие и специальные): инженерная графика, история искусства, ИТД, рисунок, живопись, пластическая анатомия, материаловедение..;

ОДС - дисциплины специализ. (колористика, ОДК, курсы)

ФТД — факультативные дисциплины.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения. Этот раздел определяет названия дисциплин федерального компонента, их основное содержание и необходимое количество часов для их изучения. Здесь также указывается общее распределение учебных часов по всем циклам дисциплин и компонентам.

5. Сроки освоения ОПОП выпускника по специальности

6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной

программы подготовки выпускника по специальности.

7. Требования к уровню подготовки выпускника.

7.1. Требования к профессиональной подготовленности:

Иметь представление о...

Быть способен...

Знать и уметь использовать...

Владеть...

7.2. Требования к итоговой аттестации.

Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-х - 80-х годов: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.