Государственные образовательные стандарты.
(«социология»). Следующим шагом стандартизации вузовской деятельности является государственный документ, определяющий теоретическую модель специалиста с высшим образованием по каждой конкретной специальности. В виду того, что многие государственные образовательные стандарты России и Беларуси унифицируются, можно это рассмотрение провести на примере государственного образовательного стандарта по социологии принятого в Беларуси.
Прежде всего укажем на структуру этого руководящего документа, которая определяется его содержанием и является общим для любой вузовской дисциплины.
1. Область применения.
3. Основные термины и определения.
4. Общая характеристика специальности
5. Требования к уровню образованности абитуриента и составу вступительных экзаменов.
7. Квалификационная характеристика специалиста.
8. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.
9. Структура учебного плана специальности.
10. Минимум содержания образовательной программы по циклам дисциплин.
11. Квалификационная аттестация.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Итак, что же определяет государственный стандарт высшего образования (по специальности «Социология»)?
Этот документ представляет собой теоретическую модель специальности и специалиста, то есть он отвечает на вопросы, что это за специальность, какой объем знаний необходим для ее приобретения и какими навыками должен обладать специалист данной квалификации. Рассмотрим некоторые пункты стандарта более подробно.
Область применения определяет назначение, структуру и содержание специальности «Социология», определяемой шифром Г.08.01.00, что представляет собой номер ее государственной регистрации. В этой части указывается, что стандарт обязателен для применения во всех вузах Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Наличие такого раздела, как «Основные термины и определения», диктуется необходимостью однозначного понимания и использования основных терминов данной специальности и квалификации. В частности, в госстандарте по социологии определяются такие понятия, как «специалист с высшим образованием», «социолог» и «социология».
В рамках общей характеристики специальности указываются: 1) время утверждения специальности государственным органом (в частности, министерством образования); 2) формулировка профессиональной квалификации («Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин»). Подобная запись в дипломе означает, что выпускник может работать как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в сфере преподавательской деятельности, начиная от школы и кончая вузом, причем не только по социологии, но и по другим дисциплинам общественного профиля, например, по политологии или истории); 3) место специальности
в системе обществознания; 4) специализации, имеющие свои шиф-ровые указатели. В действующем госстандарте указывается семь специализаций основной специальности:
Теория, методология и история социологии;
Методы социологических исследований;
Социология труда и экономическая социология;
Социальная структура и социальные процессы;
Политическая социология;
Социология духовной жизни;
Социология управления.
Эта часть стандарта наиболее подвижна, может изменяться и дополняться по мере необходимости другими специализациями.
В пятом пункте стандарта определяется уровень знаний абитуриентов, стремящихся, получить указанную специальность, и устанавливается примерный перечень вступительных экзаменов по основным дисциплинам. Как правило, это:
Человек и общество (устно).
Математика (письменно).
Белорусский язык и литература или русский язык и литература (письменно).
Иностранный язык (устно).
В пункте о содержании профессиональной деятельности специалиста указываются: объекты, виды и сферы профессиональной деятельности (для социолога это научно-исследовательские, образовательные, управленческие организации, учреждения культуры, средств массовой информации, общественные и государственные организации и родственные им сферы деятельности); указываются и основные функции профессиональной деятельности социолога (к ним относятся: постановка проблем и задач, выработка и принятие решений, планирование деятельности и умелое ее осуществление, организация взаимодействий, управленческих мероприятий, анализ социальных факторов производства и общественной жизни, овладение приемами и навыками обучения).
Седьмой и восьмой пункты госстандарта представляют собой квалификационную характеристику специалиста (в данном случае социолога). В узком смысле слова именно эти пункты и представляют теоретическую модель специалиста, определяя количественный и качественный параметры его знаний и умений.
Эта модель конкретизируется девятым и десятым пунктами, в которых указывается общий перечень дисциплин, необходимых для формирования специалиста-социолога (с указанием общих часов изучения по каждой дисциплине, предполагается, что социолог за пять лет обучения без факультативов и дополнительных видов обу-44
чения должен усвоить 15 общегуманитарных и социальных дисциплин, три из цикла математических и естественнонаучных дисциплин, 23 дисциплины общепрофессионального цикла, 13 спецкурсов, т.е. всего 56 дисциплин) и дается их краткая содержательная характеристика, указываются также виды и сроки практик.
Одиннадцатый пункт определяет формы контроля знаний в ходе обучения и на заключительной стадии в виде государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта в государственной экзаменационной комиссии.
Заключительный пункт раскрывает те организационные и другие требования, которые призваны - обеспечить реализацию основных пунктов госстандарта. Здесь подробно описывается организация учебного процесса, требования к кадровому составу, учебно-методическому и материальному обеспечению учебного процесса.
На базе государственного образовательного стандарта специальности разрабатываются три нижеследующих документа: квалификационная характеристика, профессиограмма и учебный план специальности. Особое значение для планирования и организации учебного процесса подготовки специалиста имеет учебный план специальности. Рассмотрим его подробнее.
Учебный план специальности
Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисциплину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, т.к. в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждаемый соответствующим государственным органом (как правило, министерством образования).
Учебный план специальности представляет собой как бы стратегический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанавливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп:
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
Математические и.естественнонаучные дисциплины;
Общепрофессиональные и специальные дисциплины;
Дисциплины специализации;
Дополнительные виды обучения.
Далее в плане указывается в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какая форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого в учебном плане специальности указываются время и сроки проведения различных видов практики, подготовка курсовых работ и дипломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. При пятилетнем обучении это 105 рабочих недель при шестичасовой ежедневной загрузке, остальное время отводится для самостоятельной работы студентов.
Рабочие планы и расписание занятий
На основе учебного плана специальности составляются рабочие планы. Эти планы составляются работниками деканатов соответствующих факультетов и представляют собой дальнейшую детализацию учебного процесса. Дело в том, что хотя учебный план специальности и представляет собой общезначимый государственный документ, жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. Так семестры могут различаться по количеству рабочих недель, праздничные дни (которые сейчас чуть ли не каждый год меняются) также изменяют количество рабочих дней в том или ином семестре и некоторые другие факторы заставляют несколько корректировать (чаще всего в сторону уменьшения) сетку часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины. Эта коррекция и осуществляется в рабочих планах. Особенность этих планов состоит в том, что они составляются для каждого курса и для каждого семестра отдельно. Они помогают более четко организовать учебный процесс, устанавливают связь между деканатом и кафедрами. Последние назначают преподавателей, в центральной диспетчерской вуза запрашивается необходимое количество аудиторий, определяется сменность занятий и время проведения лекций и семинаров. Все эти данные необходимы для составления расписания занятий -основной планирующий и организующий документ, благодаря которому осуществляется реальный учебный процесс.
План курса дисциплины
Время, отведенное в учебном плане специальности и конкретизированное в рабочих планах, определяет те временные рамки, которые отводятся для изучения той или иной дисциплины. Одни дисциплины требуют меньшего времени для своего изучения, другие -большего; одна и та же дисциплина может изучаться либо один, либо два семестра, может быть поставлена на младших курсах, а может быть втиснута где-нибудь и на выпускном курсе (что весьма часто 46
происходит именно с социологией) - все это требует индивидуального подхода к планированию читаемого курса.
Если раньше основные общественные науки читались в строгой последовательности по одной для всех вузов программе, то сейчас такая унификация отсутствует, и кафедрам (а, точнее, самим преподавателям) приходится в каждом отдельном случае иметь соответствующий план и программу читаемого курса (в том числе и по социологии). Что, с одной стороны, вроде, и хорошо, так как все курсы по общественным наукам превратились в авторские, но, с другой стороны, это создает и весьма широкий разброс как в качественном, так и в количественном выражении содержания предмета. И это несмотря на то, что в настоящее время уже существуют государственные стандарты по изучению общественных дисциплин, однако чаще всего требования этих стандартов не выполняются. Министерские же чиновники весьма робко выполняют свои контрольные функции. На этой основе сформировались две крайние позиции: одни предлагают ввести некий интегральный госэкзамен, который бы объединил основные знания в области философии, политологии, социологии и экономики; другие же предлагают вовсе отказаться от экзаменов по обществоведческим дисциплинам, в частности, отменить даже кандидатский экзамен по философии в качестве общеобразовательного. И у той, и у другой позиции есть свои весьма убедительные аргументы, так как здесь противостоят две идеологии: тотального моно-мыслия и индивидуалистского плюрамыслия.
Структурно учебный план и программа курса отличаются друг от друга, но взаимопредполагают друг друга. Начальным документом, безусловно, является план курса, который представляет собой перечень основных тем, предназначенных для изучения с почасовой разбивкой на лекции и семинары. Это то, что иногда называют тематическим планом курса.
На основе тематического плана курса составляется программа курса. Программа представляет собой аннотацию каждой темы с указанием основной и дополнительной литературы. С методической точки зрения программа может быть узкой и расширенной. В узком плане программа действительно дает лишь аннотацию темы, в расширенном же варианте могут быть сделаны указания на необходимость выделения тех или иных вопросов, более детальное рассмотрение учебной и научной литературы, например, с указанием соответствующих разделов и страниц и т.д.
Часто учебный план и программа курса даются совместно в едином документе, который и называется программой курса.
Очень часто один и тот же предмет, читаемый даже одним и тем же преподавателем, но на разных потоках, курсах или факультетах, требует своей детализации с точки зрения времени чтения, специфики курсов (младшие или старшие), специфики специальности (естественники, общественники), специфики форм обучения (очное, заочное) и т.д. Поэтому преподавателю часто приходится варьировать свой материал: какие-то темы сокращать, какие-то расширять, какие-то разбирать на лекциях и на семинарах, а какие-то изучать только на семинаре и т.д. Эти вариации могут быть зафиксированы в рабочих программах, где указывается, кто читает курс, в каком объеме с точным указанием часов и дней работы, какие темы будут освещены в лекциях, а какие следует разобрать на семинарских занятиях. В сущности, по одному и тому же предмету у преподавателя может быть несколько рабочих программ, которые помогают ему ориентироваться при распределении материала в зависимости от конкретных условий обучения.
План лекции
Является необходимой частью работы преподавателя вуза. Даже тогда, когда имеется программа курса и определенный опыт преподавательской работы преподавателю все равно часто приходится решать проблему, что давать, в каком объеме и в какой последовательности. Эта проблема и решается за счет планирования лекционного материала. Как правило, в лекции выделяются три-четыре ключевых вопроса, раскрывающих сущность темы. Эти вопросы помогают отобрать необходимый материал к лекции и точно рассчитать его передачу студентам. Без такого плана лекция утрачивает свою основную функцию - систематического изложения материала, и превращается в свободное собеседование с достаточно произвольным переключением внимания учащихся на разные житейские темы, что достаточно легко происходит в ситуации преподавания общественных дисциплин. Именно поэтому вопрос о планировании лекции имеет большой методический смысл, помогающий максимально систематизировать излагаемый материал. План лекции следующий этап конкретизации и систематизации материала, это именно тот случай, где максимально проявляются творческие способности преподавателя, т.к. ему необходимо соединить воедино объективные требования, предъявляемые к читаемому курсу, и свои собственные субъективные интересы.
План семинара
Семинарское занятие как форма обучения по своей методике весьма существенно отличается от лекции. Это отличие выражается и в планировании семинара. Хотя главным здесь, как и в лекции, остается, выделение ключевых вопросов, предназначенных для обсуждения, но сама структура этого плана весьма отличается от лекционного планирования. План семинара, в какой-то мере, может быть сравнен с режиссерским планом, который должен выводить на сцену актеров (студентов) с заранее выученными ролями и разыгрывать своеобразный спектакль под названием семинарское занятие. Именно поэтому план семинара должен включать не только основные, но и дополнительные вопросы, преподаватель должен заранее наметить как основных, так и дополнительных выступающих, ему необходимо быть готовым не только выслушивать ответы, но и самому включаться в диспут, выводя его на уровень теоретического анализа и обобщения. Все эти особенности проведения семинара должны быть отражены в его плане, что помогает как преподавателю, так и студентам перейти от экспромта к серьезному обсуждению проблемы. Учитывая то обстоятельство, что семинары весьма существенно могут отличаться друг от друга по своему виду, меняется и их плановая основа. План семинара является не только организующим документом, но может служить и отчетным документом при проверке работы преподавателя.
Таким образом, можно заключить, что система образования вообще и высшего образования в частности сверху до низу пронизана различного рода планирующими мероприятиями и соответствующими им документами, что и придает ей характер систематического с четким определением целей и задач социального действия, направленного на организацию учебного процесса и подготовку специалистов высшей квалификации.
Определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт.
История разработки
В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.
Структура
Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это:
- Цели педагогической деятельности на каждой ступени.
- Нормативы базового содержания основных программ.
- Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки.
- Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях.
- Требования к условиям обучения.
Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы:
- Минимум содержания ООП.
- Максимальный объем учебной нагрузки.
- Нормативы по уровню подготовки выпускников.
При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен:
- Ликвидирован целевой блок.
- Требования к основному содержанию ООП были заменены "обязательными минимумами", то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт - это был, по сути, обычный набор предметных планов.
- Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки.
- Были убраны требования к условиям обучения.
Критика и изменения
Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что "трехмерный" государственный стандарт - это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ "О высшем и послевузовском профобразовании" произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс.
Этапы
В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого - для ООП, первого и второго поколения - для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г.
Формирование системы нормативов
Требования ФГОС могут разрабатываться по:
- Уровням.
- Ступеням.
- Направлениям.
- Специальностям.
Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки).
Согласование и экспертиза
Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу.
Заинтересованные субъекты
Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают:
- Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов - по проектам нормативов ООП.
- Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, - по стандартам полного профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС.
- Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях - по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о.
Принятие
По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие.
Цели
Ключевая задача, которую выполняет образовательный стандарт, - это формирование единого педагогического пространства на территории страны. Нормативы также преследуют следующие цели:
- Духовное и нравственное воспитание и развитие.
- Преемственность ООП дошкольного, начального, основного, полного школьного, а также начального, среднего и вузовского профобразования.
В нормативах устанавливаются сроки обучения с учетом различных его форм, педагогических технологий, особенностей определенных категорий учащихся.
Применение
Федеральный образовательный стандарт выступает в качестве основы для:
- Организации педагогической деятельности в учебных заведениях, реализующих ООП в соответствии с утвержденным нормативом, вне зависимости от организационно-правовой формы и подчиненности.
- Разработки примерных программ по предметам и курсам, контрольно-измерительных материалов, учебных изданий.
- Проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на проверку соблюдения законодательства в сфере педагогической деятельности.
- Разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учреждений, реализующих ООП.
- Формирования муниципального или госзадания для учебных заведений.
- Аттестации педагогов и сотрудников административно-управленческого аппарата муниципальных и госструктур.
- Организации внутреннего мониторинга качества педагогической деятельности.
- Проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
- Организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников.
Внедрение в педагогическую деятельность
Как на практике реализуются ФГОС? Программы, которые действуют в учебных заведениях, должны составляться в соответствии с утвержденными нормативами. Их разработка осуществляется непосредственно учреждениями. Сформированные по ФГОС программы включают в себя:
- Учебный план.
- Календарный график.
- Рабочие предметные программы.
- Планы по курсам, модулям (дисциплинам), другим компонентам.
- Методические и оценочные материалы.
Поколения
Первые общеобразовательные стандарты были введены в 2004 г. Второе поколение нормативов было принято:
- Для 1-4 кл. - в 2009 г.
- Для 5-9 кл. - в 2010 г.
- Для 10-11 кл. - в 2012 г.
Они были направлены на результат, формирование и развитие УУД у учащихся. Первое поколение стандартов высшего профобразования было утверждены в 2003 г. Следующие нормативы вводились в 2005 г. Они были ориентированы на приобретение студентами знаний, навыков и умений. Третье поколение стандартов утверждается с 2009 г. В соответствии с ними в/о должно вырабатывать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции.
ЕГС ВПО
До 2000 г. действовал единый госстандарт высшего профобразования. Он был утвержден правительственным Постановлением. Данный стандарт определял:
- Структуру вузовского профобучения.
- Документы о в/о.
- Общие требования к базовым профобразовательным направлениям и условиям их реализации.
- Объем и нормативы нагрузки студента.
- Академические свободы вуза в определении содержания ВПО.
- Общие требования к списку специальностей (направлений) профобучения.
- Порядок, в соответствии с которым осуществляются разработка и утверждение нормативов по минимуму содержания и уровню подготовки студентов по конкретным профессиям.
- Правила госконтроля соблюдения требований госстандарта высшего профобразования.
С 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 должны устанавливаться более прогрессивные нормативы. Новые стандарты внедряются, кроме прочего, для направлений вузовского обучения, касающихся подготовки научно-педагогических работников. Нормативы также разрабатываются для дошкольного воспитания и развития. Для них ранее действовали государственные федеральные образовательные минимумы. Нормативы распространялись непосредственно на структуру программы дошкольного обучения.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Стандарт профессионального образования - это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются для каждой специальности высшего профессионального образования. Разработчиками данных стандартов являются учебно-методические объединения (УМО). УМО создаются на базе вузов, лидирующих в подготовке специалистов по той или иной специальности. Например, стандарт специальности «Профессиональное обучение» разработан УМО высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию (Уральский государственный профессионально педагогический университет, г. Екатеринбург).
В структуре государственного образовательного стандарта любого уровня образования можно выделить три компонента: федеральный, региональный и локальный.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливает единые и обязательные для всех аккредитованных образовательных учреждений:
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
Нормативы учебного времени и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
Требования к уровню подготовки выпускников;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов устанавливается Российской Федерацией в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции.
Региональный или национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается субъектом Российской Федерации для того, чтобы полнее учесть местные традиции и культуру населения, проживающего на соответствующей территории.
Локальный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается образовательным учреждением в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей (иных законных представителей) и с учетом финансовых, материально-технических, организационных, кадровых и иных возможностей самого учреждения.
Государственный образовательный стандарт специальности высшего профессионального образования определяет самые общие требования к организации учебного процесса в вузах, ведущих подготовку по данной специальности.
Структура ГОС ВПО :
1. Общая характеристика специальности.
Описываются в общих чертах квалификационные характеристики выпускника, объект его профессиональной деятельности, а также возможности его дальнейшего обучения.
2 . Требования к уровню подготовки абитуриента.
3 . Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности. ОПОП включает:
Учебный план по специальности;
Программы учебных дисциплин;
Программы практик;
Программы итоговой государственной аттестации.
ОПОП подготовки педагога профессионального обучения включает
Дисциплины федерального компонента,
Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента,
Дисциплины по выбору студента,
Факультативные дисциплины.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. ОПОП подготовки педагога профессионального обучения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:
Цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ин. яз., физич культура, культурология, история, политология, экономика...);
Цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика, КСЕ, экология...);
Цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины (введение в ППС, физиология, психология, история педагогики...);
Цикл ОД — дисциплины отраслевой подготовки (общие и специальные): инженерная графика, история искусства, ИТД, рисунок, живопись, пластическая анатомия, материаловедение..;
ОДС - дисциплины специализ. (колористика, ОДК, курсы)
ФТД — факультативные дисциплины.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения. Этот раздел определяет названия дисциплин федерального компонента, их основное содержание и необходимое количество часов для их изучения. Здесь также указывается общее распределение учебных часов по всем циклам дисциплин и компонентам.
5. Сроки освоения ОПОП выпускника по специальности
6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной
программы подготовки выпускника по специальности.
7. Требования к уровню подготовки выпускника.
7.1. Требования к профессиональной подготовленности:
Иметь представление о...
Быть способен...
Знать и уметь использовать...
Владеть...
7.2. Требования к итоговой аттестации.
Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-х - 80-х годов: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.